Успенский собор Московского Кремля – год создания, архитектор, фото, история, литургии, богослужения отели
«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы. Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий. А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.
Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.
Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации. В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви. Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.
Все гостиницы и отели рядом с Успенским собором в Москве
История возведения собора
В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.
Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.
Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.
У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.
Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.
Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.
Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.
Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.
Архитектурные стили и внешнее оформление
В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».
Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.
Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
© Julia Alisova
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Литература
- Бусева-Давыдова И.
Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4. - Владимировна Е.
Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7. - Домшлак М.
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с. - Забелин И. Е.
История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5. - Заграевский С.
Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008. - Заграевский С.
Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010. - Заграевский С.
Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2020. - Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Исаева О.
Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100. - Молева Н.
Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6. - Нащокина М. B.
Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1. - Романюк С.
Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с. - Смирнова О.
Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2020. - Соколова И.
Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с. - Соколова И.
Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с. - Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
- Толстая Т.
Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2. - Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
- Школьник Ю.
Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1. - Юдаков И.
Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.
Тематические издания Первый Успенский собор 1326—1327 годов
- Заграевский С.
Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
Собор Мышкина и Кривцова
- Выголов В.
Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
Собор Аристотеля Фиораванти
- Кавельмахер В.
К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235. - Качалова И.
Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с. - Качалова И.
К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.
Место важнейших государственных событий
Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.
Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.
В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.
В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.
Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.
С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.
У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
- подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
- частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
- камень от гроба Богоматери;
- десница апостола Андрея первозванного;
- чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
- святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».
Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.
Примечания
- ↑ 12
Реестр, 2010. - ↑ 123456
Успенский собор Московского кремля
(неопр.)
. Православие.ru. Проверено 15 мая 2020. - Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
- ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
- Смирнова, 2020.
- Выголов, 1988, с. 181.
- ↑ 12
Толстая, 2009, с. 12—17. - Зодчество, 2003.
- Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
- ↑ 12
Молева, 2003. - Забелин, 2007, с. 115.
- Успенский собор Московского кремля (неопр.)
. Мослента (4 января 2018). Проверено 15 мая 2020. - Выголов, 1988, с. 191—192.
- Толстая, 2009, с. 19.
- Качалова, 2003, с. 9.
- Школьник, 2010, с. 101.
- Трифон, 2008.
- Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
- ↑ 12
Кавельмахер, 1995, с. 214—235. - Юдаков, 2013, с. 37.
- Домшлак, 1989, с. 319.
- Толстая, 2009, с. 51.
- ↑ 12
Успенский собор Московского кремля
(неопр.)
. Русский город. Проверено 15 мая 2020. - ↑ 123
Исаева, 2008, с. 94—100. - Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
- Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии (неопр.)
. Президентская библиотека. Проверено 28 октября 2020. - ↑ 1234
Владимировна, 2012, с. 12—15. - Качалова, 2003, с. 52.
- ↑ 123
Собор старейшей Богоматери
(неопр.)
. Газета.ru (24 августа 2017). Проверено 15 мая 2020. - Чечулин Н. Д.
Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918. - Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
- Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
- Нащокина, 2005, с. 382—387.
- ↑ 12
Звонарёв, 1988, с. 36—45. - Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
- Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
- Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
- ↑ 123
Московский Кремль: Патриарший Успенский собор
(неопр.)
. Patriarchia.ru. Проверено 15 мая 2020. - Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия (неопр. )
. РИА Новости (17 мая 2017). Проверено 15 мая 2020. - Толстая, 2009, с. 43.
- Толстая, 2009, с. 78.
- Домшлак, 1989, с. 316.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
- Романюк, 2013, с. 89.
- Заграевский, 2020.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
- ↑ 12
Толстая, 2009, с. 36. - Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
- Толстая, 2009, с. 118.
- Толстая, 2009, с. 202.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
- Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
- Романюк, 2013, с. 94.
- Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО) (неопр.)
. Татьянин день (27 августа 2012). Проверено 15 мая 2020. - Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
- Толстая, 2009, с. 95—96.
- Толстая, 2009, с. 101.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
- Романюк, 2013, с. 92.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
- Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
- Соколова, 2006, с. 24—25.
- Мономахов трон, 2001, с. 27.
- Мономахов трон, 2001, с. 11.
- Толстая, 2009, с. 83.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
- Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
- Толстая, 2009, с. 87.
- ↑ 123456
Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86. - Толстая, 2009, с. 192.
Успенский собор в Москве — история, фото, описание, время работы, как добраться, карта
Более 600 лет Успенский собор в Москве исполнял функции главного православного храма России. В его стенах осуществлялись важнейшие государственные и церковные церемонии – коронация и венчание монарших особ, интронизация глав Русской Православной Церкви. В начале прошлого века Успенский собор утратил свое религиозное значение и превратился в туристический объект.
Содержание
- 1 История строительства
- 2 Место для венчания царей
- 3 Архитектура
- 4 Кто построил
- 5 Интерьер
- 6 Святыни
- 7 Некрополь
- 8 Время работы и правила посещения
- 9 Где находится и как добраться
- 10 Успенский собор в Москве на карте
История строительства
Археологические раскопки свидетельствуют, что еще в 12 в. на месте нынешнего собора стояла церковь. В 13 в. по велению князя Даниила Московского деревянное строение заменили каменным. Храм стал первым в городе зданием, полностью возведенным из камня. Идея создания кафедрального собора принадлежала митрополиту Петру. Строительные работы начались 4 августа 1326 года. Первоначально он напоминал своим обустройством Георгиевский храм в г. Юрьеве-Польском. В кладке чередовались грубообтесанные камни и гладкотесанные декоративные фрагменты. Верхнюю часть венчали кокошники.
В период правления Ивана III, собор сильно обветшал, и возникла необходимость его обновления. За сооружение новой церкви особо ратовал митрополит Филипп. Однако воздвигнутое здание было разрушено землетрясением в 1472 г. Князь Иван III распорядился пригласить опытного архитектора, чтобы избежать повторения неудач. В качестве главного зодчего в Москву был призван известный итальянский мастер Аристотель Фиораванти. Он воплотил в жизнь идею создания крупнейшего православного храма в России.
- 5- главый
- 5- апсидный
- 6-столпный
Материалом служил белый камень и красный кирпич. Стройка продолжалась 4 года (1475-1479 гг.). Роспись стен внутри помещения совершались под руководством известного иконописца Дионисия. До настоящего времени сохранились лишь небольшие фрагменты древних фресок. Церковь неоднократно страдала от пожаров, потому ее часто восстанавливали и подвергали видоизменениям. В середине 16 века маковки укрыли медными листами с позолотой. В начале 17 в. полностью разобрали и заново сложили каменный свод. При этом дополнительно укрепили его армированным железом.
В 1812 году наполеоновская армия разграбила и осквернила собор. Большую часть его сокровищ вывезли во Францию. Здание было повторно освящено в 1813 г. В конце 19-начале 20 века проходила многоэтапная реставрация сооружения. Ее осуществляли архитекторы:
- С. К. Родионов (1895–97 гг.)
- С. У. Соловьёв (1900 гг.)
- И. П. Машков (1911—15 гг.)
В 1918 г. советское правительство приняло решение о закрытии Успенского собора. Новый этап истории начался в 1955 г, когда здание отдали для размещения музейной экспозиции. С конца прошлого века 90-х годов собор является частью историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В отдельные праздники Патриарх Московский проводит литургию.
Место для венчания царей
Первым российским монархом, который получил венец на царство в стенах собора, стал Иван IV, прозванный Грозным (1547 г.). После переноса столицы из Москвы в Петербург, храм сохранил свой статус. В нем продолжали осуществлять церемонии коронации императоров России. О высокой роли храма в государственной жизни страны свидетельствует специально изготовленное царское моленное место (1551 г.). Оно получило название «Трон Мономаха». Стенки, образующие основание сиденья, имеют роспись о дарении царских регалий византийским императором Константином Владимиру Мономаху, князю Киевскому.
У подножия трона искусно вырезаны фигуры фантастических животных. Навершие, в виде шатра, удерживается на 4 столбах, украшенных цветочным орнаментом. Деревянный купол над троном декорирован барельефами диковинных птиц. Кресло было вырезано из ореховой древесины и расписано новгородскими мастерами.
Архитектура
Творение Аристотеля Фиораванти гармонично сочетает разные архитектурные стили:
- Романский
- Готический
- Русский
Для строительства использовались небольшие по величине каменные блоки. Благодаря чему, здание имеет вид монолитного сооружения. Фасад разделен на равные части. На поверхности стен выделяются узкие бойницы окон. По всему периметру сооружения тянется аркатурно-колончатый пояс, состоящий из декоративных маленьких арок, опирающихся на колонны. Внутреннее пространство отличается простором и освещенностью. Эффект открытости достигается за счет использования круглых столбов, поддерживающих купол и создания дополнительных арок за иконостасом. Кроме того, при сооружении здания были опробованы нововведения:
- Металлические крепежи внутри стен
- Однокирпичные крестообразные своды
Верхушку церкви покрывают купола. Их планировка несколько смещена в восточном направлении. По легенде, маковки храма впервые увенчали 8-ми конечными крестами.
Кто построил
Первыми строителями главного храма Москвы были русские мастера Кривцов и Мышкин. Однако им не удалось довести дело до конца. Из-за подземных толчков стены церкви развалились. Считается, что причиной стало слишком слабое крепление. Царь Иван III решил обратиться за помощью к признанным зарубежным зодчим. По его указанию, посольство Семена Толбузина пригласило в Москву потомственного итальянского архитектора Ридольфо Фиораванти. Он занимался созданием культовых сооружений по всей Италии, а также работал в Венгрии.
Прежде чем приступить к работе над церковью, зодчий распорядился построить в Подмосковье кирпичный завод. Благодаря новому стройматериалу, стены заметно укрепились. После завершения Успенского собора, архитектор остался в России и занимался фортификацией. Согласно легенде, ему было доверено обустройство хранилища для легендарного либерия (библиотеки) Ивана Грозного.
Интерьер
Первую роспись храма создавала артель живописцев, возглавляемая Дионисием. Однако во время грандиозного пожара фрески сильно пострадали. Повторно украсить внутреннее помещение пригласили художников со всей страны. Над росписью стен трудилось 150 мастеров. Ими руководили Сидором Поспеев, Борис и Иван Паисеины. Работы были выполнены в 1642-1644 гг.
Живописные композиции состоят из взаимосвязанных сюжетов:
- Под куполом – небесный свод
- Верхний ярус – картины по мотивам Евангелия
- Второй ярус – жизнеописание Богородицы
- Нижний ярус – 7 Вселенских соборов
Всего насчитывается 249 композиций. В соборе находится огромное собрание православных икон. К числу прославленных относятся – Владимирская Божья Матерь, Богоматерь Одигитрия, Успение, Спас Ярое Око, Святой Георгий, Троица.
Перед иконостасом:
- С левой стороны — царское место
- С правой стороны — место патриарха
Еще одним украшением храма является паникадило, отлитое из серебра в ознаменование победы над наполеоновской армией. Громадный канделябр весит 328 кг.
Святыни
За время своего существования храм превратился в место хранения почитаемых христианских святынь:
- Гвоздь Господень – один из 4 гвоздей, с помощью которых был распят Иисус на кресте
- Лоскут от одежды Христа
- Образ Владимирской Божьей Матери
- Икона Богоматерь Одигитрия
- Посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Риза Господня попала на землю русскую в 1625 г., как дар шаха Персии царю Михаилу Федоровичу. В ознаменование этого, русская православная церковь учредила торжество — Положение Ризы Господней. Для сбережения реликвии был создан специальный шатер или сень. Он представляет собой кровлю, схожую на покров над Гробом Господнем.
Сень состоит из медных пластин с позолотой и посеребрением. Кроме того, ажурную часть декорирует слюда разного цвета. Шатер воздвигнут в юго-западной части здания.Некрополь
Изначально планировалось превратить церковь в усыпальницу князей и московских митрополитов. Первые захоронения датируются 1326 годом. В последствие роль последнего прибежища князей и монархов стал исполнять другой кремлевский собор — Архангельский. А в храме Успения продолжали хоронить главных церковнослужителей страны.
В стенах собора насчитывается 20 могил митрополитов и патриархов (14-17 вв.). Они расположены вдоль северной, западной и южной стены здания. Места старинных погребений отмечены небольшими прямоугольными надгробиями, покрытыми металлическими саркофагами. Патриаршьи могилы закрывают каменные плиты, на которых вырезаны эпитафии. Чудотворные мощи помещены в раки из дерева, украшенные металлическими пластинками.
Время работы и правила посещения
Музей принимает посетителей ежедневно (кроме четверга):
- с 10 до 18 ч. (15.05- 30.09)
- с 10 до 17 ч. (1.10-14.05)
Во время массовых мероприятий на Красной площади, музеи Кремля не работают. Особое расположение собора на территории Кремля диктует строгое выполнение правил для посетителей. Они регламентируют требования для экскурсантов:
- Обязательное наличие билета в музей.
- Для пропуска людей работают Боровицкие и Троицкие ворота.
- Фотосъемка внутри помещения музея запрещена.
Где находится и как добраться
Храм Успения расположен на территории Кремля. Его точный адрес – Москва, Кремль, Соборная площадь.
Проще всего доехать на метро. Ближайшие станции метрополитена:
- «Охотный ряд»
- «Площадь Революции»
- «Театральная»
- «Библиотека имени Ленина»
- «Китай-город»
- «Боровицкая»
- «Александровский сад»
- «Арбатская»
Успенский собор в Москве на карте
россия — москва | Успенский собор (Кремль, …
Успенский собор (Кремль, Москва, Россия) местопребывание храма было перенесено сюда из Владимира в 1326 г. Массивные известняковые стены и идеально пропорциональные пять золоченых глав придают собору некую суровую безмятежность и задают тон величественному ансамблю Соборной площади Кремля.Сегодня собор стоит на месте Первая в Москве каменная церковь, построенная в XIV веке Иваном Калитой по совету митрополита Петра, напоминающая Успенский собор XII века в древнем городе Владимире, заменила еще более старые постройки, в том числе деревянную церковь, датируемую 12 века и каменное здание с 13 века.Через год после постройки собора Москва стала столицей Владимиро-Суздальского княжества, а позже столицей всей Руси. К концу 15 века собор пришел в упадок, и Иван III приказал построить величественную замену, чтобы почтить вновь обретенную силу и могущество Москвы. В 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин начали работу над новым собором, но два года спустя, незадолго до его окончания, столицу Руси потрясло редкое землетрясение, и здание рухнуло. Знаменитый итальянский архитектор Альберти Фиораванти был приглашен в Москву в 1475 году для проектирования и строительства замены, и он сразу же приступил к изучению образцов традиционной русской архитектуры в древнерусских городах Владимире, Суздале и Новгороде. Замыслы итальянца прекрасно соответствовали русским церковным традициям, и фундамент нового собора был заложен в 1475 году и закончен всего через четыре года, когда здание было освящено митрополитом Геронтием. Последующая история собора ясно отражает его роль центрального храма России на протяжении более 400 лет. Это было место коронации первого русского царя, Ивана Грозного, в 1547 году, и именно здесь короновались все императоры, начиная с 1721 года, а также инаугурировались и хоронились митрополиты и патриархи Русской православной церкви. Собор страдал во времена смут так же, как и население Москвы; в 1812 г. там ставила лошадей наполеоновская кавалерия, а в 1917 августа попал под артиллерийский обстрел во время боев между большевиками и белыми войсками. После перехода большевистского правительства в Москву последняя пасхальная служба в соборе была проведена в 1918 году с специального разрешения Ленина, и собор был закрыт, а службы запрещены в течение следующих семи десятилетий. Легенда гласит, что зимой 1941 года, когда немецко-фашистские войска уже подошли к окраинам охваченной боями Москвы, Сталин тайно распорядился провести в Успенском соборе молебны о спасении страны. Единственная другая месса, разрешенная в соборе, была в 19 г.89, в ознаменование 300-летия Русской Патриархии. Наконец, в 1990 году церковь была вновь открыта для публики, и в ее истории был создан музей. Несмотря на высокий статус собора как дома Русской православной церкви, его внешний вид столь же удивительно прост, как и Владимирский собор, которому Фиораванти было приказано подражать. Его фасады из светлого известняка украшены только кирпичными сводами, порталами с трех сторон и серией фресок, защищенных фронтонами, которые были добавлены с восточной и западной сторон в 1660-х годах. Интерьер Успенского собора просторный и светлый и сплошь покрыт светящимися фресками, которые первоначально были созданы знаменитым иконописцем Дионисием и его командой художников, но позже отреставрированы в 1640-х годах и еще раз в советское время. По традиции в православных церквях, на западной стене собора изображен Апокалипсис, изображающий Христа в окружении святого воинства и грешников, доставленных в сатанинские глубины ада внизу. Верхние ярусы северной и южной стен иллюстрируют жизнь Богородицы, а колонны собора украшены картинами с изображением святых и мучеников. Пять куполов собора символизируют Иисуса в окружении четырех евангелистов и украшены изображениями Христа. На западной стене изображен Судный день, напоминающий религиозным посетителям церкви о грядущих испытаниях. Центральная часть собора отделена от алтаря традиционным для русского православия пятиярусным иконостасом, высота которого в данном случае составляет 16 метров. Иконостас датируется в основном 1652 годом, но в него включены несколько более старых икон, в том числе две, приписываемые самому мастеру Дионисию, и одна, датируемая XII веком. Эта коллекция икон, насчитывающая около шести столетий, имеет огромную историческую и художественную ценность. Русский православный иконостас состоит из ярусов или рядов икон с изображением разных святых и праздников, относящихся к отдельному храму. В первом и нижнем ряду представлены местные иконы, в том числе икона, которой посвящена церковь. В Успенском соборе местный чин был символом единства нового Российского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. Второй чин называется «деисусный», от древнегреческого слова «деисус», означающее заступничество, а третий чин является праздничным чином и содержит иконы, изображающие главные праздники Православной Церкви. Четвертый ярус изображает пророков, а последний пятый ярус украшен изображениями праотцов церкви. Стены собора украшают и другие иконы, в том числе копия почитаемой Владимирской иконы Божией Матери (ныне находится в Третьяковской галерее), которая, как считается, была написана самим святителем Лукой и спасла Москву от гибели. армия Тимерлейна. Следует также отметить икону Спаса Огненного Ока XIV века, считающуюся одним из лучших образцов тонкого мастерства Владимиро-Суздальской школы. В соборе также представлены замечательные произведения русского прикладного искусства. К ним относятся богато украшенные металлические гробы гробниц митрополитов и патриархов Православной церкви и каменное Патриаршее место XVI века, встроенное в один из столпов собора и место, где сидел глава церкви, когда не совершал богослужения. Посетители также должны обратить внимание на внушительный Трон Мономаха, увенчанный шатровым пологом и искусно вырезанный из дерева для Ивана Грозного в 1551 году. Название Мономах происходит от легендарных походов великого князя Владимира, которые изображены на его резьбе. Героический вождь якобы получил от византийского императора Константина IX знаменитую Корону Мономаха, тем самым подтвердив притязания Москвы на «Третий Рим» и наследника Византии. Собор освещают двенадцать люстр из позолоченной бронзы и несколько многоярусных канделябров, датируемых в основном XVII веком. Наиболее впечатляющим является Люстра Урожая с 46 ветвями, сделанная из 5330 кг серебра, украденного из собора в 1812 году Наполеоном и его французскими войсками и подаренная казаками, которые вернули украденную добычу.
Благовещенский собор
- Дом
- Россия
- Москва 7 Кремли 8 17 Благовещенский собор
Нарядный златоглавый Благовещенский собор расположен недалеко от Большого Кремлевского дворца в юго-западной части Соборной площади.
Благовещенский собор — знаменитый московский храм, расположенный на Соборной площади и освященный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально на месте нынешней каменной церкви стояла деревянная Благовещенская церковь, построенная на каменном фундаменте в начале 14 века. В конце века на месте старой церкви был построен новый белокаменный собор, ставший часовней великокняжеской семьи. Именно в этом соборе крестили великих князей московских; туда они пришли исповедоваться. Иногда устраивались свадебные церемонии.
Масштабная перестройка Кремля, начатая при Иване Калите, коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году здание было разобрано и заново заложено. Иконостас и иконы старой церкви были сохранены и перенесены в новую. Строительные работы были завершены русскими (псковскими) мастерами за пять лет. В таком состоянии собор сохранился. Псковским зодчим удалось придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изящной декоративностью – оригинальными ремешками на куполах и многими другими элементами. Строительство собора было завершено в 1489 году.и освящен митрополитом Геронтием. В то время собор был увенчан тремя куполами. Но в середине 16 века в соборе было девять. Объясняется это тем, что он был посвящен Благовещению: в русской церковной архитектуре купола представляют собой образ Пресвятой Богородицы — Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Праведных Небес и девяти чинов ангельских.
Являясь главным собором, Благовещенский собор был соединен с царским домом и с востока имеет сад с фруктовыми деревьями и прудами. Южный вход в собор предназначался исключительно для императора и его семьи. Пол храма был вымощен мрамором, яшмами и агатами. Иконостас собора — один из древнейших в России. Состоит из 14-19иконы ХХ века. Многие исследователи считают, что часть икон написана знаменитым Феофаном Греком, а некоторые из них созданы величайшим средневековым русским живописцем Андреем Рублевым. Особый интерес представляют росписи Благовещенского собора. Стены храма расписаны изображениями знаменитых византийских императоров, русских князей: Владимира Мономаха, Александра Невского, Даниила Московского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III.
Ваш комментарий будет первым