Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Успенский собор москва год создания: Успенский собор Московского Кремля. Cоздание. Святыни собора.

Содержание

Успенский собор Московского Кремля. Cоздание. Святыни собора.

Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. В нём венчали на царство наших государей. Кроме того, Успенский собор являлся усыпальницей российских митрополитов и патриархов. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

 

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Строительство первого каменного Успенского собора

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату-

Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

Московский Кремль при Иване КалитеМосковский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

предполагаемый вид первого Успенского соборПредполагаемый вид первого Успенского собора

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов Древняя МоскваАпполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве нового собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель нового собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во ВладимиреУспенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

иконостас Успенского собора КремляИконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Роспись Успенского собораРоспись Успенского собора интерьер Успенского собора КремляВнутреннее убранство Успенского собора Кремля

Современный план Успенского собора

План Успенского собора
Современный план Успенского собора
  • 1 — Фрески работы Дионисия и его учеников;
  • 2-5 — иконы «Святой Георгий», «Спас Ярое Око», «Митрополит Петр с житием», «Успение Богоматери»;
  • 6 — Моленное место царя Ивана Грозного;
  • 7 — витрина с древнейшими иконами;
  • 8-11 — раки святителей московских Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Святыни и захоронения Успенского собора

С самого начала своего существования первопрестольный Успенский собор являлся драгоценным ковчегом, в котором находились чудотворные и чтимые святыни, привозимые со всей Руси.

В соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской. В настоящее время эта святыня находится в храме святителя и чудотворца Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

икона - Богоматерь ВладимирскаяИкона «Богоматерь Владимирская»

В соборе же находится список (копия) Владимирской иконы 1514 года.

Список Владимирской иконы 1514 годСписок Владимирской иконы 1514 год

В Успенском соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы:

  • чудотворная икона Божией Матери «Петровская»;
  • образ великомученика Георгия Победоносца;
  • образ Архистратига Михаила;
  • образ Спасителя «Спас Златые власы»;
  • образ Спасителя «Спас Ярое Око».
Образ "Спас Ярое Око"Образ «Спас Ярое Око»

В северном приделе находятся святые

мощи святителя Петра. Как уже говорилось в начале статьи, в 1325 году по просьбе великого московского князя Ивана Даниловича Калиты митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и будущее возвышение Москвы, как столицы государства Российского. Именно по его благословению в августе 1326 года и был заложен Успенский собор.

Образ "Митрополит Петр с житием"Образ «Митрополит Петр с житием»

21 декабря 1326 года святитель Пётр скончался, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. По молитвам святителя Петра совершилось множество чудес. 

Рака с мощами митрополита ПетраРака с мощами митрополита Петра

Рядом с мощами святителя Петра находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 годах и защищать её перед правителями Золотой Орды.

В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 году. За свои труды на благо Церкви удостоился от Бога дара чудотворения и прозорливости. В 1451 году великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, доверил святителю Ионе с боярами охрану столицы. Когда же ногайцы зажгли предместье Москвы, святитель Иона. отстаивая Кремль, совершил среди пламени пожара крестный ход по стенам Кремля, отчего ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461 года. При гробе святителя совершалось множество исцелений. Память святителя Ионы — 31 марта и 5 октября в соборе Московских Святителей.

У северной стены Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы правления Ивана Грозного. Святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI века. Под его руководством составлен многотомный «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия», начато на Руси книгопечатание. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 года.

У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святитель Филипп, умученный во времена Ивана Грозного.

Митрополит ФилиппМитрополит Филипп

У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник. Время его патриаршего служения совпало со Смутным временем. Когда в июне 1605 года толпа бунтовщиков, ожидавших самозванца, ворвалась в Успенский собор, святитель Иов молился перед Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины 19 июня 1607 года находился в ссылке в Старицком монастыре.

Патриарх ИовПатриарх Иов

У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время Первосвятитель самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая Православную веру от латинства, а Отечество от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Руси святитель Ермоген увенчал мученической кончиной. В 2013 году по инициативе Российской Православной Церкви в Александровском саду Московского Кремля был установлен памятник Патриарху Всея Руси Ермогену.

В юго-западном углу Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года.

Шмелёв И.С. Цитата

☦Успенский собор Московского Кремля: история, фото, легенды.

Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Успенский собор, фото 2015 года

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Что есть что в церкви

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

Успенский собор, фото 2015 года

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

Венчание на царство и церемония коронации в Успенском соборе

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

В.Верещагин. Успенский собор

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

Кремль: мини-путеводитель по территории

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Царское место Ивана Грозного Говорят, что… …по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался. Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось — лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона. С тех пор бродит по Кремлю призрак великого зодчего.
…шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи — отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
…с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом. Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники. Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.
Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе. Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок
.
Успенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить к истории Успенского собора?

УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Храм, возведенный в 1475-1479 гг. Главный кафедральный собор России вплоть до 1917 г.

История создания. XV век

При великом князе Московском и государе всея Руси Иване III произошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого Русского государства.

Столь значительное событие должно было быть подкреплено как экономикой, военной силой, так и идеологией. Сооруженный еще в 1326-1327 гг. Успенский собор, являвшийся первым московским храмом из камня, к середине XV в. обветшал и уже не соответствовал статусу первого собора нового государства. Иван III задался целью возвести новый кафедральный собор, который бы символизировал твердость и силу Москвы.

Митрополит Московский Филипп в 1471 г. пригласил двух русских мастеров для возведения нового церковного здания. По замыслу, который предстояло выполнить Кривцову и Мышкину, зодчие должны были возвести храм по образу Успенского собора во Владимире. Предполагалось наличие таких же, как и там, пяти нефов, пяти глав и хоров, однако московский вариант был крупнее своего прототипа. Вскоре после начала строительства в специально обустроенные стенные ниши были помещены мощи московских святителей — Петра, Киприана, Фотия и Ионы. Возле гробницы первого из них в алтаре возводимого здания выстроили временную церковь из дерева для продолжения богослужений. Именно там в 1473 г. были повенчаны Иван III и Софья Палеолог. В 1474 г. началось строительство сводов, но произошло частичное обрушение собора, вызванное землетрясением, о чем указывалось в летописях.  Существует вероятность, однако, что это была лишь одна из причин разрушения недостроенного здания храма.  Археологические работы второй половины XX в. выявили, что первые мастера применяли слишком жидкий известковый раствор, что делало возводимый объект неустойчивым.        

После этих печальных событий по совету Софии Палеолог в Италию было отправлено посольство боярина Семена Ивановича Толбузина. Целью его был поиск и приглашение в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти, известного архитектора. Зодчий прибыл на русскую землю в 1474 г. и сразу активно принялся за работу. Он изучил владимирский собор-образец, а затем занялся московским храмом. Он совершил обжиг его известняковых стен, что позволило легче разрушить оставшиеся части собора.

До нас дошли детальные заметки о сооружении нового храма, в которых также упоминались разнообразные технические новшества, примененные Фиораванти. Итальянец выкопал новые рвы для дубовых свай, более глубокие, чем делали мастера на Руси. Также были построены новые печи для обжига. В их конструкции были применены железные тяги, в отличие от традиционных для нас дубовых. Аристотель Фиораванти впервые в русском зодчестве использовал крестовые своды в один кирпич. Но главной находкой стали дополнительные арки позади иконостаса, которые усилили всю конструкцию и помогли выдержать вес купола. Это также позволило создать в основном пространстве интерьера легкие столпы, придававшие всему сооружению легкость. В 1479 г. строительство завершилось.

Дальнейшая судьба

Первые храмовые росписи были сделаны в 1481 г. (они частично сохранились). В 1513-1515 гг. фрески покрыли все внутреннее пространство (одним из их создателей был Дионисий). Они были переписаны в 1642-1643 гг. с сохранением изначальных сюжетов.

Именно в новом храме с XV века стали проводиться коронации, а также рукоположение в митрополичий сан (первый такой митрополит – Иоасаф, поставленный в 1539 г.).

С середины XVI в. собор окончательно утвердился в качестве главного в пределах русских земель.

На рубеже XIX – XX вв. три раза проводились восстановительные работы Успенского собора: в 1895-1897 гг. С. К. Родионовым, в 1900-х гг. С. У. Соловьевым и в 1911-1915 гг. И. П. Машковым.

Храм закрыл свои двери в 1918 г., открыв их заново в 1955 г., уже будучи музеем.

С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Годом ранее  в нем в отдельные дни по благословению патриарха стали проходить церковные службы.

История создания Успенского собора


Первая «версия» Успенского собора в Московском Кремле была возведена 4 августа 1326 года при царе Иване Калите. Собор был основан Митрополитом Киевским Петром. Основной причиной для постройки собора стало обретение Москвы статуса столицы Руси.Первоначально здание собора представляло из себя одноглавый белокаменный храм. Собор строился по стандартной для тех веков технике: кладка из грубо обработанных белокаменных блоков сочеталась с гладкими, отшлифованными элементами архитектурного декора.
В 1470 году в Москве произошел сильный пожар, в результате которого пострадало здание собора и его необходимо было обновить. Роль инициатора реконструкции сыграл митрополит всея Руси Филипп. Для того, чтобы накопить денег на обновление собора, все монастыри были обложены налогами, а народ призывали к церковным пожертвованиям.
Обновление Успенского собора поручили мастерам из города Псков Кривцову и Мышкину, которые справились с работой и возвели обновленное здание. Но, через четыре года после окончания работ псковских мастеров (в 1474 году), из-за сильнейшего землетрясения оно рухнуло. Тогда царь Иван III пригласил известного архитектора из Италии — Аристотеля Фиораванти, под мастерским руководством которого и построен (1475-1479) собор, и сейчас украшающий Московский Кремль. Фиораванти должен был брать за образец Успенский собор во Владимире — этим Иван хотел подчеркнуть преемственность новой столицы по отношению к одному из самых древних городов Святой Руси.
В августе 1479 года митрополитом Геронтием было проведено освящение новопостроенного храма. Через некоторое время в Успенский собор перевезли мощи святого Петра, хранившиеся во время строительных работ в церкви святого Иоанна Богослова.

Роспись Успенского собора

С 1481 по 1515 проходила роспись помещений собора. В этой работе участвовал и знаменитый иконописец Дионисий. В 1642-1643 года собор расписала группа из 150 художников, руководство над которыми взяли на себя царские изографы Иван и Борис Паисеин и Сидор Поспеев. Первоначальная роспись не пропала бесследно, сохранились некоторые ее элементы, которые являются самым древним образцом фресок на территории Кремля. Иконостас создали в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Большинство икон написаны мастерами в Москве в XIV и XV века, остальные привозили в Москву из других городов.
Самый древний сохранившийся элемент собора — его южные двери; на них золотом выписаны 20 изображений на темы Библии.
В 1326 в соборе совершили погребение святого Петра, и после этого до 1700 года храм постоянно являлся усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов, кроме Никона и Игнатия.
В 1547 году здесь венчали молодого Ивана IV, а в 1613 году здесь на Земском соборе решено назначить Михаила Романова царем. В последующие года в соборе продолжили короновать всех императоров России.
Во время войны с французами в 1812 году Успенский собор разграбила армия Наполеона.
Спустя век, в 1918 году здесь проводилось поставление в статус патриарха митрополита Москвы Тихона. Спустя немного времени, в этом же году, собор закрыли для посещения в связи с тем, что в Кремле разместилось правительство РСФСР.
В 1922 году Успенский собор был превращен в полноценный музей, как памятник древней архитектуры. В ходе реставрационных работ к середине 1950 годов большая часть элементов собора была восстановлена, и с 1954 года собор открыт для посещения. Но, после открытия реставрацию пришлось продолжить еще некоторое время, по причине чего Успенский собор был временно закрыт. В 1995 году экспозиция получила окончательное завершение.

история, необычная архитектура, святыни, деятельность

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

Собор князя Ивана III

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Успенский собор в Кремле

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

Золотые купала

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Роспись, образ Владимирской Богоматери

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

Иконостас

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Иконостас занимает широкую стену

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

Внутри храма

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

Служба

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

Мощи Петра

У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

  • риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
  • подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
  • частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
  • камень от гроба Богоматери;
  • десница апостола Андрея первозванного;
  • чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
  • святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
  • Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».

Иконы

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

Видео: история в красках

Иконы Загрузка…

Ещё интересные сооружения

Успенский собор в Москве

Фотографии Успенского собора

Успенский собор  Московского Кремля  расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

 

 Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин — происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах.  Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены  мощи митрополита Петра.  В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV–XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви — митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911–1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

 

Архитектура Успенского собора  Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке.  Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

 

Убранство Успенского собора  Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

 

Успенский собор  Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор  Московского Кремля — уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

Успенский собор Московского Кремля — Москва 2020

Успенский собор является неотъемлемой частью Московского Кремля. Долгое время он по праву носил гордое звание главного храма в столице.

У собора, подобно другим кремлевским строениям, богатое и интересное историческое прошлое. В древности на его месте был деревянный храм, который сохранился до XII века. В 1326 году резиденцию российского митрополита перенесли из Владимира в столицу. Владыка посоветовал великому князю Московскому Ивану Калите заложить новый собор из камня, так как старая церковь уже не удовлетворяла амбициям знати и не соответствовала своему высокому статусу по размерам и внешнему виду. В августе того же года и был заложен Успенский собор. Сейчас трудно определить, какой храм взяли за образец при строительстве. Предполагают, что это был Георгиевский Собор из Юрьева-Польского.

И года не прошло, как появился новый каменный храм. Он расположился на самой высокой точке Кремлевского холма, за что его и называют «собором на Маковице».

Успенский собор

Успенский собор Московского Кремля

Приходится признать, что в мире нет ничего вечного. Строения ветшают и рушатся от времени и стихийных бедствий, в первую очередь – пожаров. Через 150 лет храм пришел в негодность. Остро встал вопрос, что лучше — тотальная реконструкция, или новая постройка. Камень уже крошился, а некоторые конструкции держались «на честном слове», даже свод подпирали при помощи  бревен, поэтому власти решили демонтировать старый собор и построить на его месте новый.

Строительство началось весной 1472 года под руководством умелых архитекторов — Кривцова и Мышкина. За основу взяли здание Успенского собора в городе Владимире. Обновленная каменная «версия» возводилась так медленно, что пришлось даже соорудить временную деревянную церковь, чтобы проводить церковные службы. Именно там в 1472 году венчались царь Иван III и византийская принцесса Софья Палеолог.

Успенский собор Московского Кремля

Храм почти полностью достроили, как вдруг он неожиданно обрушился. Технологии возведения зданий тогда были несовершенными, ведь на Руси только осваивали строительство из камня. Использование некачественного жидкого раствора привело к такому печальному финалу. Поначалу царь хотел восстановить храм своими силами, но архитекторы из Пскова отказались проводить реконструкцию и пришлось приглашать иностранных специалистов.

Для проведения восстановительных работ выбрали известного итальянского инженера Ридольфо Аристотеле Фиораванти. Новый Успенский собор был возведен в 1479 году, после чего его покрыли церковной росписью.

Uspenskij sobor (4)

Русские архитекторы долго дивились хитроумию заморских строительных приемов, примененных чужеземцем. Своды в один кирпич казались им непрочными, мастера предрекали, что на потолке будут протечки от дождя и снега, но этого не произошло. Новым было применение металлических тяг и их подача при помощи колесных блоков. Изменились не только отдельные приемы и технологии, но и конфигурация храма в целом. Он превратился в единое пространство с несколькими опорными столбами, без приделов.

Новый храм приобрел особое государственное значение. В XV веке здесь «посадили на княжение» внука Ивана III Димитрия, а в XVI – венчали на царствование знаменитого Ивана Васильевича, прозванного Грозным.Все российские императоры тоже короновались в Успенском Соборе даже после того, как столицей России стал Санкт-Петербург. Во времена войны с Наполеоном 1812 года храм был осквернен (французы превратили его в конюшню) и предан огню, но его быстро восстановили.

В начале XX века Русская Православная церковь приняла решение о возобновлении патриаршества. Именно в Успенском соборе был возведен в сан патриарх Тихон. После революции Успенский Собор закрыли, пасхальная служба 1918 года была последней.

Сейчас в Успенском соборе открыт музей, но во время больших православных праздников там совершаются церковные богослужения.

Uspenskij sobor (1)

В экспозиции Успенского Собора много предметов, имеющих большую историческую ценность. Там находится деревянный Мономахов трон, на котором сидел первый русский царь Иван IV.  — первого русского царя. Он изготовлен новгородскими резчиками и украшен барельефами с изображением сцен из «Сказания о князьях владимирских».

Есть в храме интересная фреска, на которой изображены этапы строительства самого Успенского собора.

Uspenskij sobor (3)

А на иконостасе, созданном в 1653 году с благословления патриарха Никона, мастера наглядно проиллюстрировали всю историю человечества в соответствии с библейскими сюжетами.

Uspenskij sobor (1)

Успенский собор

ВРЕМЯ РАБОТЫ

10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00

ТЕЛЕФОН

Строгий, монументальный силуэт позолоченного белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля — ​​древней цитадели Москвы.
Собор возведен в 1479 году по указу великого князя Московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение Московского соборного храма Успению Пресвятой Богородицы — главному празднику Богородицы, отмечаемому в старинном стиле 15 августа. Имеет древнюю традицию из-за особого почитания Богородицы на Руси.
На протяжении шести веков церковь была государственным и религиозным центром России: здесь снабжали великих князей, короновали королевство, короновали императоров.В Успенском соборе воздвигали епископов, митрополитов и патриархов, читали государственные акты, совершали молитвы перед военными походами и в честь побед. В XIV — XVII веках Успенский собор был местом захоронения глав русской церкви — митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных мощах покоятся останки московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Превосходное положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и правителей к устройству и убранству храма.Для росписи стен собора и росписи икон были привлечены выдающиеся мастера столичных художников и художников со всей России. Так постепенно в нем формировалась богатая и поистине уникальная коллекция памятников русского средневекового искусства, бережно сохраняемая и приумноженная на протяжении веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались сохранить его интерьер. Благодаря постоянной реставрации почти все иконы и картины были обнаружены по более поздним записям.Богослужение в соборе возобновилось с 1990 года.

,

Успенский собор

На протяжении многих веков Успенский собор был государственным и культурным центром России: здесь ставили на царство великих князей и присягали местные князья, проходили инаугурации царей и коронации императоров. Инаугурация епископов, митрополитов и патриархов, публичное зачитывание заявлений и церемониальных документов, церковные службы перед военными походами и в случае победы проводились в Успенском соборе.Первый каменный собор был заложен в 1326 году первым московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV века Великий князь Иван III, объединивший все русские княжества под властью Москвы, начал строительство новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возведен специально приглашенным итальянским архитектором в 1479 году.

Новый Успенский собор Аристотеля Фиораванти возведен на месте, где когда-то стояли две старые церкви.Все этапы строительства основных государственных соборов подробно описаны в летописи.

Итальянский архитектор предложил создать по образцу Успенского собора Владимира пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Работая над собором, Аристотель Фиораванти сумел не только повторить основные черты знаменитого собора, но и совместить их с ренессансным представлением об архитектурном пространстве.

Из-за церемониальных функций особое внимание было уделено внутреннему убранству собора.Его настенные росписи, иконы и различная светская утварь являются произведениями искусства, имеющими международную художественную ценность. Росписи 1642-1943 годов и величественный иконостас 1653 года создают современный облик собора. Перед иконостасом можно увидеть молельни Царя, Царицы и Патриарха. Особый интерес представляет царский.

В XIV-XVII веках Успенский собор был местом захоронения глав Русской Православной Церкви — митрополитов и патриархов.

После революции 1917 года Успенский собор стал музеем. При оформлении экспозиции сотрудники постарались сохранить интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам были открыты практически все иконы и росписи. С 1990 г. возобновлены церковные службы.

Текст и фото предоставлены Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль».

,

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.