Успенская церковь, Суздаль — Tripadvisor
Нарышкинское барокко – архитектурный стиль, дарованный нам представителями боярского рода Нарышкиных, сторонников европейских преобразований царя Петра I, в чьих московских и подмосковных имениях в XVII-XVIII веках был возведён ряд культовых сооружений с элементами архитектуры маньеризма.
Для старинного Суздаля нарышкинское барокко практически не характерно – здесь достаточно must see владимиро-суздальской школы сакрального зодчества. Единственным, по всей видимости, «исключением из правил» можно назвать церковь Успения Пресвятой Богородицы (её иногда ещё именуют «Успенской церковью на княжьем дворе» – во второй половине XV века на этом самом месте располагался двор великого князя Ивана III), которую вы без особого труда отЫщите, свернув с улицы Ленина в направлении суздальского Кремля.
Дата её возведения, как ни странно, неизвестна (хотя практически все суздальские сакралы датированы исследователями достаточно точно). Соотнося её архитектурный стиль с образчиками нарышкинского барокко иных регионов, гуру от сакрального зодчества сходятся во мнении, что она могла быть построена в конце первой половины XVII века.
Однако достоверно известно, что предтеча нынешней Успенской церкви – одноимённый деревянный храм – существовал уже в 1495 году (о чём упоминается в жалованной грамоте Великого князя Московского и всея Руси Иоанна III Великого Спасо-Евфимиеву монастырю).
В архитектурном плане – классический вариант культового сооружения, возможно, в первоначальном варианте клетского типа: вытянутые по оси «восток-запад» апсида, основной объём, трапезная. Существует мнение, что изначально основной объём храма был односветным четвериком. К такому выводу некоторые специалисты в области храмового зодчества приходят в результате анализа различных по архитектурным формам, характерным разным эпохам в церквестроительстве: четверика (возведён в середине XVII века) и установленного на него восьмерика (скорее всего, начало XVIII века).
С востока к четверику примыкает пониженная почти вдвое относительно последнего полуциркульная апсида под конусообразной конхой. В западном направлении сакральная композиция продолжена прямоугольной поперечно расположенной трапезной под вальмовой кровлей.
Церковь в честь Успения Божией Матери имела теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, и ученика его преподобного Никона, который был возведён в 1713 году, а также шатровую колокольню. Последние были разрушены в 1923 году – вы будете смеяться, но сделано это было по инициативе руководства «расквартированного» в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздальского политизолятора, «остро нуждавшегося в кирпиче для строительных надобностей»…
Дико? Согласен… Но факт остаётся фактом…
Колокольня Успенской церкви была воссоздана в 2010 году. Наружный декор храма – удивительной красоты и изящества микс элементов европейского барокко, деталей готики, штрихов ренессанса, тесно переплетенных с реминисценциями русского деревянного зодчества.
А ещё с 2014 года в Успенской церковь вы можете увидеть мощи Святителя Арсения Элассонского, архиепископа Суздальского и Тарусского, перенесённые из Богородице-Рождественского собора (на моём фото!!!).
Последний – интереснейшая личность!!! Во время Смутного времени умудрился принять участие во всех государственных переворотах: венчал на царство Лжедмитрия I (лично возложил на него шапку Владимира Мономаха!!!), короновал жену царя-самозванца Марину Мнишек, участвовал в расправе над упомянутым Лжедмитрием I, «голосовал» за избрание нового царя Василия Шуйского, поддержал Лжедмитрия II… И, как апофеоз: в конце 1612 года со всем московским духовенством радостно встречал освободителей – русское войско, а в мае 1613 года поставил свою подпись на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича… Так что посещение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Суздале рекомендую однозначно!!!
Суздальский кремль
Кремль — центр развития древнего города Суздаль. Центром ансамбля Суздальского кремля является собор Рождества Богородицы — древнейшее здание Суздаля. Отличительной чертой храма служит то, что сложен он не из гладкого белого камня, а из шероховатого туфа. Еще в XII веке Владимир Мономах воздвиг на этом месте церковь, освятив ее в честь праздника Успения Богородицы. Однако место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно. Он был возведен на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал. Позднее Успенский собор перестраивается князем суздальским Юрием Долгоруким. А в 1222 г. по приказу князя Георгия Всеволодовича храм был частично разобран и надстроен, после чего заново освящен и переименован из Успенского в Рождественский собор. За все время существования главный собор Кремля не раз надстраивался и улучшался в соответствии с требованиями своего времени, но в настоящее время большая часть поздних добавлений снесена.
Вблизи Рождественского собора в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки — Архиерейские палаты, которые теперь представляют сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий. В XVI в. рядом с ними построили Благовещенскую трапезную церковь. В 1635 г. напротив Рождественского собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. На колокольне в конце XVII века были установлены часы с боем, отбивавшие каждые час и четверть часа. Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы.
Никольская церковь построена в 1720—1739 годах на месте одноименной шатровой деревянной церкви, сгоревшей в 1719 году. Никольская церковь здесь существовала, видимо, очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку, а известно, что святой Никола почитался покровителем всех путешествующих. Церковь типична для Суздаля, но в тоже время изящна: одноглавый храм с большой апсидой и пристроенной колокольней с шатром-дудкой.
Находящаяся рядом с Кремлем маленькая церковь Рождества Христова (1775.) является «теплым» храмом при «холодном» большом. Небольшие «теплые» храмы обычно очень просты и непритязательны по своей архитектуре и часто похожи на жилой одноэтажный дом или деревянную клетскую церковь.По существу, это повторение в камне форм прямоугольного избяного сруба с обычной двухскатной кровлей.
Сегодня Суздальский кремль — важнейший туристический, исторический и религиозный объект не только Владимирской области и России, но всей Европы, что подтверждается включением архитектурного ансамбля в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник Успенский собор
Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКОУспенский собор – один из старейших русских храмов, святыня Православной Церкви, свидетель важнейших исторических событий, великокняжеский некрополь, хранилище уникальных древних росписей; единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII–XIX вв.
Скрыть Подробнее…
Древнейший собор Владимира, построен в 1158-1160 гг. князем Андреем Боголюбским. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем» — таков был замысел князя. Высокое назначение собора отразилось в дерзкой высоте– более тридцати двух метров, выше двадцатидевятиметровой киевской Софии.
Успенский собор был долгое время главным храмом всей Русской Земли. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них А. Невский, Д. Донской, И. Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери.
В XV веке он послужил итальянскому зодчему А. Фиораванти образцом для строительства Успенского собора Московского Кремля.
В соборе сохранился древнейший русский некрополь — более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского.
В 1408 году стены храма расписал великий мастер «умозрения в красках» Андрей Рублев, и нигде более нет его гениальной живописи на столь значительной площади– свыше 300 кв. м. Созданная им композиция «Страшный суд» полна не ужасным предчувствием адских мук, а созерцательным покоем и пасхальной радостью грядущего Воскресения.
В конце XIX века собор подвергся первой научной реставрации, и с тех пор изучение и реставрация храма практически не прекращаются.
Сегодня Успенский собор – это и музей, и действующий храм.
Собор, в трех эпохах сложенный
Один из древнейших и знаменитейших русских городов, Суздаль, упоминается в летописях с 1024 года, хотя и он, безусловно, намного старше. Археологами найдены арабские монеты, варяжские печати и иные артефакты, подтверждающие присутствие здесь крупного поселения и большого торга. А в указанный год, весьма неурожайный, волхвы, сопротивляясь насаждению христианской веры, взбунтовали народ, и усмирять восставших пришлось Ярославу Мудрому.
Столица Золотого кольца
Город считается неофициальной столицей Золотого кольца, исходя из наиболее полного комплекса услуг, предлагаемых туристам: памятники истории и архитектуры, экскурсионное и гостиничное обслуживание, традиционное питание, сувениры. В наши дни сюда приезжают покататься на тройках, встретить Новый год, проводить зиму, отпраздновать Масленицу, летом — побывать на Празднике Огурца или дне города, побродить по торгу, погрузиться в мир увлекательных экспозиций множества музеев. И хотя весь туристический Суздаль можно свести к одной-единственной большой улице, проходящей через город от кремля до Спасо-Евфимиева монастыря, на самом деле — это целый мир, в котором сошлись эпохи древних русских князей, Смутного времени, церковной реформы XVII века. Монастырские стены помнят царственных монахинь, узников Екатерины Великой и ГУЛАГа. А улица носит имя Ленина и соединяет Владимир с Иваново, откуда дальше можно доехать до Костромы, Плеса, Ярославля.
В суздальской архитектуре можно встретить элементы древнего белокаменного зодчества, русского узорочья и нарышкинского барокко, полюбоваться изяществом классических храмов и шедеврами средневекового крепостного строительства. На противоположном берегу реки Каменки устроен музей зодчества деревянного, здесь и крестьянские избы, перевезенные из разных деревень, и ветряная мельница, и рубленые церкви. Купеческие дома традиционно двухэтажные: первый, где размещались лавка и склад, каменный, второй, жилой — в дереве. И не то, чтобы к концу тысячелетия в России камня не хватало, а помнили с давних пор: дерево — материал живой, оно «дышит», и жить в нем полезней.
Ансамбль Лазаревской и «тёплой» Антипиевской церквей с шатровой колокольней
В посадских храмах купеческого Суздаля изумляют неповторимые, словно вогнутые, шатры колоколен. «Шатер дудкой» — называют его порой. Полагают, что таким образом зодчие старались обойти запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов, полюбившихся на Руси. Видимо, эту уловку не сразу, но все же заметили, и подобных завершений в русском храмовом строительстве, кроме как на суздальской земле, практически нигде больше не встречаешь. Но говоря о неповторимости архитектурного ансамбля заповедного города, начинать нужно, конечно, с Рождественского собора. Правда, первоначально он был посвящен не Рождеству, а Успению Пресвятой Богородицы.
Пять синих глав суздальского Богородице-Рождественского собора, украшенные золотыми шестилучевыми звездами, поднимаются над невысокими зубчатыми стенами кремля. Внук Ярослава Мудрого, князь Владимир Мономах, получив во владение Суздаль, окружил поселение полуторакилометровым земляным валом со рвом, заполненным водой, дубовыми крепостными стенами и башнями и построил на месте уже существовавшей чуть ли не со времен крестителя Руси деревянной церкви каменный собор из плинфы — пришедшего из Византии плоского и тонкого (от 2,5 до 4 см толщиной) кирпича на известковом растворе-цемянке. Существование деревянного храма, предшествующего древнему каменному — вот доказательство еще более внушительного возраста города.
Вскоре Ростово-Суздальское княжество становится уделом Юрия Долгорукого, пожалуй, самого выдающегося градостроителя Древней Руси. Князь в 1125 г. переносит свою столицу из Ростова в Суздаль, а для своей резиденции выбирает небольшую деревню неподалеку, Кидекшу, где, по преданию, встречались первые православные святые, братья-князья Борис и Глеб, вызванные отцом, Великим князем Владимиром, в Киев. В Кидекше, подальше от строптивых бояр, князь Юрий построил укрепления и белокаменный Борисоглебский храм. От этого дошедшего до нас небольшого строения и начинается история белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси.
Ученые спорят: перестраивал ли основатель Москвы Рождественский собор в Суздале, используя для стен бутовый камень, или нет — поэтому можно говорить о двух версиях. От постройки начала XII в. остался только фундамент. В 1225 году по решению Юрия (Георгия) Всеволодовича, Великого князя Владимирского, на этом фундаменте был выстроен также трехглавый, но уже белокаменный шестистолпный храм.
Русские мастера, перенимая приемы византийцев, стремились совершенствовать их, вносить что-то свое, постепенно утверждаясь в строительстве шестистолпных, и менее сложных четырехстолпных храмов, ставших самыми распространенными на Руси. Удельные князья, к тому же, уже не могли позволить себе столичной пышности, однако храмы этого периода не столько бросают вызов окружающему миру, сколько органично вписываются в него.
Закомары храмов Владимиро-Суздальской Руси, в отличие от киевских, черниговских, новгородских, смоленских располагаются на одном уровне, словно отказываясь от пирамидального силуэта строений в византийском стиле. Уходят в прошлое «утопленные ряды» плинфы. Зато белокаменные фасады богато украшает каменная резьба, полуколонны, и, конечно, аркатурно-колончатые пояса. На реконструкции академика С. В. Заграевского Мономахов Успенский собор увенчан тремя шлемовидными куполами, а рисунок стен явно расчерчен под плинфу.
Возведение собора XIII в. велось под руководством и духовным окормлением владимирского, суздальского и переславского епископа Симона, а завершение росписи и внешнего украшения стен — его преемника, Митрофана, принявшего в феврале 1238 г. мученическую кончину в Успенском соборе Владимира при взятии города Батыем. Митрофан, как считает историк и писатель В. В. Каргалов, стремился постепенно уйти от использования искусными владимирскими камнерезами в храмовом строительстве изображений славянских мифологических животных, считая это богопротивным.
Однако, подобно тому, как умело вписывали в родной природный ландшафт белокаменные храмы русские зодчие, так и церковь при возведении их избегала яростного тотального искоренения традиций, шедших еще с языческих времен, не уступая ни на шаг в незыблемости устоев христианской веры. И появлялись на стенах белокаменных православных храмов изображения львов и грифонов, на щитах Мономашичей и знаменах Романовых.
Лев, впрочем, зверь на Руси не такой уж и диковинный, по преданию, последнего царя зверей добыл в южно-русской степи Владимир Мономах. Изображение хищника украсило червленые щиты его дружины. А в православном искусстве лев символизирует Христа, и не только своей силой, царственностью и благородством, а еще и тем, что, как думали в старину, спит с открытыми глазами и все видит. Сокол — символ княжеской власти, позднее эта птица высокого полета стала гербом города. Собор посвящен Богородице, и появление каменных масок в виде женских ликов на фасадах также не случайно.
Стены собора сложены преимущественно из туфовых плит, из которых выступают белокаменные, украшенные резьбой, элементы и узорчатые порталы. Контраст грубоватого туфа и покрытого резьбой белого камня усиливал впечатление от строгого и торжественного облика храма. Узкие лопатки, членящие фасад, не совпадают с осями внутренних столбов и, пересекаемые орнаментальным поясом, выполняют лишь декоративное назначение. Так же зодчие отнеслись и к роли аркатурно-колончатого пояса, размещение которого на фасаде не соответствует уровню расположения хор, как это встречается в ранних крестово-купольных храмов. Исследователи считают, что каменной резьбой по относительно мягкому белому камню храм был украшен щедро — она есть даже на поребрике.
Южная и северная стены разбиты на четыре прясла, закомары, соответствующие рукавам сводов, образующих крест с куполом в центре, несколько шире и выше. Три прясла под закомарами — в западной части собора, три апсиды — в восточной. Внутренние стены были отделаны разноцветным мрамором и украшены фресками, небольшая часть которых дошла до наших дней, как и нижняя часть стен храма. После многих реконструкций фресковая живопись собора восстановлена в ростово-суздальских традициях, где преобладание синего цвета связано с образом неба и вечности. До появления в XVII веке иконостаса работы Григория Зиновьева и других мастеров школы Симона Ушакова алтарь отделялся белокаменной преградой.
Удивительным по красоте украшением собора стали «Златые врата», установленные в северной, западной и южной сторонах собора. Северные были похищены при разграблении монастыря захватчиками, но южные и западные сохранились и славятся на весь мир. Ранее предполагалось, что «Златые врата» вывезены из Херсонеса, но, в том числе и после обнаружения на них древних русских надписей — например, «Адам рыльцем землю копая», ученые считают, что этот шедевр, выполненный в технике «огненного золочения», создан владимирскими и суздальскими мастерами при Юрии Всеволодовиче. Двустворчатые врата разбиты сеткой покрытых орнаментом валиков с полушариями-умбонами в перекрестье на клейма с изображением сцен из Священного Писания и святых покровителей владимирских князей и епископов. В нижних рядах присутствуют также львиные фигуры. Семь рядов клейм, по два в ряду.
Пол собора покрыли цветной майоликовой плиткой, ступая на которую под расписанные своды и слыша голоса певчих, верующие испытывали благоговение и радость. Собор — впервые — был призван принимать в своих стенах большое количество горожан, а не только княжеской семьи и приближенных или монастырской братии.
После ОрдыСуздаль был взят монголо-татарами с ходу. Всадники Батыя, совершив стремительный бросок от стен осажденного Владимира, перебили немногочисленную стражу, разграбили и сожгли город. Языки пламени лизали белоснежные стены храма, оставляя на нем полосы черной копоти, подобные ударам плетей, которыми подгоняли победители угоняемых в Орду зодчих, резчиков по камню, златокузнецов. В своем культурном развитии Русь была отброшена назад на столетия. Когда много лет спустя в новой столице государства, Москве, задумали строить каменный Успенский собор, пришлось призвать из фряжских земель Аристотеля Фиораванти. Монументальные соборы в стране давно уже строить было некому и не на что.
В 1445 г. в Суздале рухнул верхний ярус собора. Потом были разорительные набеги Казани — и восстановление началось только в 1528 г. Строили из кирпича, предварительно разобрав порушенные стены до аркатурно-колончатого пояса. В 1530 г. храм был заново освящен и переименован из Успенского в Богородице-Рождественский собор.
Прошло еще несколько десятилетий — и собор вновь разграбили захватчики из воинства пана Лисовского, антигероя Смутного времени. Интересно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля на противоположном конце города находится усыпальница Дмитрия Пожарского. Но даже легендарный князь не всегда мог справиться с быстрыми, неуловимыми «лисовчиками», уже в 1617 году совершившими практически безнаказанный грабительский рейд по всем окружающим Москву городам. Новая роспись покрыла стены собора в только 30-х годах XVII века.
Итак, в XVI веке Богородице-Рождественский собор принял современный вид. Его строение включает в себя элементы эпохи Владимира Мономаха (фундамент XI века), Юрия Всеволодовича (нижняя часть стен, XIII век) и Василия III, отца Ивана Грозного (верхний ярус, XVI век). Последнее строительство велось уже из кирпича. На этот раз над позакомарной кровлей поднялись пять глав на высоких барабанах; в основании центрального выложен декоративный ряд кокошников. Барабаны прорезаны щелевидными окнами.
Крытые оловом купола сильно пострадали в очередном пожаре, и в 1750 году над храмом поднялись большие луковичные главы. Центральная, наиболее крупная глава собора, подобно пылающей восковой свече, словно сплывает вниз. По этой характерной особенности суздальский собор уверенно отличается от всех известных допетровских храмов. Каменные гробницы собора хранят останки представителей княжеских и боярских родов — сыновей Юрия Долгорукого, Шуйских, Нагих, Бельских… У стен собора собирался народ — здесь зачитывались царские указы и обсуждались внутригородские дела.
Напротив собора высится шатровая колокольня, построенная в 1635 г. и входящая в состав ансамбля архиерейских палат, где разместились коллекции Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника, в том числе экспозиция уникальных икон, церковных книг, утвари и других произведений замечательных русских мастеров. Три основных колокола отбивали каждый час, а маленький колокол — каждую минуту. Циферблат часов на колокольне размечен не римскими, и не арабскими, а славянскими цифрами, о существовании которых мало кто знает. А применялись они вплоть до конца XVII века. Со всех сторон город окружали монастыри — сторОжи, некогда их было десять, осталось пять.
Когда-то главный город туристического маршрута «Золотое кольцо» считался одним из духовных центров страны. Сегодня Суздаль ассоциируется исключительно с «Женитьбой Бальзаминова», медовухой и ресторанами-трапезными.
Евгений ШАПОЧКИН
история, описание, как добраться до собора
Успенскую церковь в Суздале по праву можно назвать одним из красивейших соборов не только этого города, но и всей России. На сегодняшний день она является одной из немногих построек, сохранивших исконно русские традиции, как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Храм принадлежит к ансамблю Суздальского кремля, который относится к объектам культурного наследия Российской Федерации.
История церкви
История святыни насыщена интересными и трагическими событиями.
Возведение и основание
Точная дата основания неизвестна. Согласно старинным документам, храм Успения Пресвятой Богородицы существовал в Суздале еще в XV веке и был дворцовой церковью Московских князей. В 1495 году великий князь Иоанн Васильевич передал его Спасо-Евфимиеву монастырю, которому он принадлежит и по сей день.
Как и большинство сооружений того времени, здание было деревянным, и его ждала судьба всех древних деревянных построек – уничтожение огнем. После сильного пожара, произошедшего в городе около 1650 года, на месте сгоревшего деревянного собора был построен каменный.
Историческая судьба
В XVIII веке собор вновь пострадал от огня. После пожара 1719 года его пришлось перестраивать. Из-за немногочисленного населения города, а также из-за большого количества соборов в Суздале, приход храма был небольшим. В конце XIX века к его приходу относилось всего 9 дворов.
Революционные события начала XX не обошли стороной и Успенский собор в Суздале. Из всего архитектурного ансамбля сохранился только храм. Колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских были уничтожены в 1920-х годах ради производственных нужд, несмотря на старания директора суздальского музея В.И. Романовского, который пытался сохранить собор целиком.
В 1958 году под руководством А.Д. Ваганова комплекс был отреставрирован.
Современное положение
Успенская церковь, как и другие храмы Суздальского кремля, относится к епархии Спасо-Евфимиева мужского монастыря. Вместе с остальным кремлевским комплексом собор является одной из главных достопримечательностей Суздаля. Туристы и паломники не только со всей России, но и со всего мира приезжают в древний город, чтобы насладиться красотой собора и посетить потрясающие своей красотой богослужения.
Месторасположение храма
Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится в восточной части Кремля. Она расположена за земляным валом, по адресу: Кремлевская улица, 8. Рядом находится другая достопримечательность Кремля – Рождественский собор.
Из Владимира до Суздаля можно добраться на автомобиле или автобусе № 159. Расстояние между двумя городами составляет 37 километров.
Архитектура и убранство сооружения
Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.
Внешний вид
Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.
Внутреннее оформление
Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.
Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского
22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.
Богослужения
Двери храма открыты для всех православных христиан. В церкви проходят ежедневные богослужения. Идя в храм, женщинам рекомендуется надеть головной убор и юбку. Мужчинам же следует находиться в церкви с непокрытой головой. Богослужение сопровождаются прекрасным пением женского церковного хора. По праздникам можно услышать голоса известных певчих Владимирской епархии. В церковной лавке продаются свечки, иконы, книги. К оплате принимаются банковские карты.
Видео богослужения в храме
На видео можно посмотреть, как проходит богослужение в Суздальской Успенской церкви.
Успенская церковь в Суздале, история, адрес, мощи
Адрес: ул. Кремлевская, 12
Приехать в Суздаль и не посетить Успенскую церковь — это то, чего не может себе позволить ни один турист. Храм расположился в интересном месте на Кремлевской улице. Именно здесь можно увидеть настоящий крепостной ров шириной в 30 метров и специальный защитный вал, из-за которого и выглядывает макушка церкви. Но не надо думать, что попасть в храм сложно и для этого придется преодолеть все защитные сооружения. На самом деле он очень гостеприимный, а сам вал уже давно превращен в прогулочный бульвар. Хотя его высота вместе с глубиной рва составляет внушительные 17 метров. Успенская церковь является одним из трех храмов, относящихся к Суздальскому кремлю. Компанию ей составляют Никольская и Христорождественская. Успенская церковь сейчас размещается на территории, где ранее в 15 веке был двор князя Ивана III.
История Успенской церкви
История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.
В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века. Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.
Архитектура церкви
Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.
Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.
Мощи Святителя Арсения Элассонского
Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.
А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.
Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории.
Рекомендуем также посетить:
Церковь Бориса и Глеба
Отзывы туристов
Читайте также:
Белокаменные храмы 7 — Рождества Богородицы (Суздаль) 1225 г: bdb_2000 — LiveJournal
Рождественский собор — старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре.
О других белокаменных храмах Золотого Кольца России:
02 Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
03 В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
04 В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
05 Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.
06 В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
07 В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
08
09
10
11
12
Источник: http://www.golddomes.ru/suzdal/kreml1.htm
О других белокаменных храмах Золотого Кольца России:
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com
Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Успенский собор во Владимире, Россия
Успенский собор был самым большим зданием в рамках грандиозного строительства, которое Андрей Боголюбский развернул в новой столице — Владимире. Он занимал самую выгодную точку города — на самом высоком холме над Клязьмой. Его золотой купол был виден с дальних подступов к Владимиру и как бы утверждал независимость владимирского князя и его политические претензии на господство в феодальной России. Собор был заложен в 1158 году одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью.А в 1160 году уже был построен главный и величественный храм княжества. Андрей давал князю десятину и крупные имения на пропитание новой церкви, подражая своему знаменитому предку, крестителю Руси Владимиру Святославичу, покровительствовавшему Десятинной церкви в Киеве.
Для такого большого строительства к Андрею Боголюбскому были отправлены мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбаросса. Это было демонстрацией отказа от помощи Киева и установления владычества владимирского князя на Русской земле.Но без местных мастеров обойтись было невозможно. В подмосковных карьерах добыли известняковый камень, привезли и распилили, заложили трехслойные стены. Икона Богородицы перенесена из Боголюбова в построенный Успенский собор. Андрей Боголюбский в свое время привез икону из Вышгорода под Киевом, когда «без отцовской воли» ушел в Суздальскую землю. Эта икона, впоследствии названная Владимирской Богородицей, — произведение гениального византийского художника, которое и сейчас поражает глубокой лиричностью, теплотой материнской любви к ребенку и человечеству (хранится в храме св.Николая в Толмачах в Третьяковской галерее).
Однако нынешний Успенский собор — памятник двух царствований. Однокупольная церковь Андрея Боголюбского сильно пострадала от пожара 1185 года, поэтому восстановить ее в прежнем виде было сложно. Поэтому архитекторы Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185–1189 годах окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя маленькими головами, и старый собор оказался как бы футляром внутри нового здания.Стены старого собора прорезались большими арочными проемами, превращаясь в своеобразные внутренние столбы нового, обширного храма.
Ужасная катастрофа снова обрушилась на собор в феврале 1238 года, когда полчища хана Батыя захватили Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары засыпали собор дровами изнутри и снаружи и подожгли: на хоровой галерее собора погибли княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание выстояло, а его главная святыня — чудотворная икона Владимирской Богородицы, дважды спасенная от пожара, осталась невредимой.
На протяжении веков Успенский собор неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем реставрациям, внесшим множество искажений в его старинный облик. В первой половине 19 века к собору пристроили колокольню и невысокую Георгиевскую церковь.
А что осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одном из закомаров видны резные фигуры библейского повести «Три юноши у камина» — рельефы, снятые со старых стен и положенные во внешнюю облицовку галерей.Женские маски (символ посвящения храма Богородице) и маски животных (символ княжеской власти) по бокам окон имеют одинаковое происхождение.
В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице находится фрагмент фрески 1161 года с изображением пророков и павлинов. Сохранилось также несколько фрагментов фресковой росписи 1189 года: две фигуры — Артемия и Авраама — в обрамлении арки в юго-западном углу собора раннего Боголюбского, что связывает их с архитектурой храма и арко-столбчатым убранством. фасадов.
Роспись собора, пострадавшего от пожаров, была восстановлена великим живописцем Андреем Рублевым, высланным из Москвы в 1408 году вместе с Даниилом Черным и его учениками. Фактически собор расписали заново и только придерживались старых подходов в размещении участков. В Успенском соборе сохранилось до 300 квадратных метров легендарных фресок дружины А. Рублева. Самая значимая композиция Страшного суда на своде под хорами — «Второе и страшное пришествие Христа».«После разгрома татарских орд на Куликовом поле страна вступала в новый подъем, тьма уступала свету надежд. Поэтому на фресках Рублева, изображающих ожидание конца света — неожиданное спокойствие, образы Судьи Христа, апостолов и ангелов лишены строгости. Их лица не пугают, а наполнены теплом, напоминая лица обычных людей. Фрески манят и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости. Следует упомянуть картину Рублева «Шествие праведников».Композиция «Лоно Абрахамово» символически изображает Рай на прилегающей арке: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех образах сквозит внутреннее благородство и искренность гения.
Живописное убранство Успенского собора, созданное Андреем Рублевым и его командой, было дополнено органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого сегодня составляют гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге.Петербург.
Успенский собор — тоже грандиозный старинный некрополь. В северо-восточный угол галерей перенесен саркофаг с останками первого строителя собора Андрея Боголюбского. Рядом — могила его брата и наследника, второго строителя собора — Всеволода III Большое Гнездо. С 1923 года мощевик с частью мощей великого князя Александра Невского хранится в некрополе собора. Александр Невский был внуком Всеволода III (в 1723 году по указу Петра I его мощи были перенесены из монастыря Рождества Богородицы во Владимире в Санкт-Петербург).Петербургская Александро-Невская Лавра). Десятки великих князей отдыхают в священных глубинах Успенского собора, наполняя его мрачной и торжественной атмосферой некрополя.
Успенский собор до сих пор поражает своим величием и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, приглашенному в конце 15 века в Москву для строительства зданий Московского Кремля, было приказано осмотреть Владимирский Успенский собор. Именно по его образу и подобию был построен грандиозный Кремлевский Успенский собор для великого князя Ивана III.
Сейчас Успенский собор во Владимире, памятник архитектуры и духовной красоты, используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, которые делят время для молитв и экскурсий.
Успенский собор, как и другие владимиро-суздальские белокаменные памятники XII-XIII веков, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.
Автор: В. Королькова
Успенский собор — старейший храм Кремля, а также самый важный: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из них. Русские княжества.Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь также хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополий) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были разделены, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза. Первоначально собор был построен во время правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана принес Москве известность. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который занимался реконструкцией Кремля, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и этот подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви. Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, а в остальном внешний вид почти не изменился по сей день. Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная завеса с нереставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписываются Дионису. Большинство фресок Успенского собора относятся к 17 -м годам.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Руководили коллективом иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Сейчас мы видим именно их картины, хотя многие из них отсутствуют. На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками.Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин втайне разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году. |
Владимир и Суздаль
Маршрут
Тур по Золотому кольцу охватывает 2 старинных русских города Владимир и Суздаль.Вы узнаете об истории города, традициях, архитектуре и людях, которые здесь жили и творили. Хотя это лишь небольшой участок Золотого кольца, это один из самых интересных и красивых участков. Владимир восходит к XI веку и является одним из старейших и важнейших городов на кольце. Суздаль полон старинных церквей, деревянных домов и звуков пения птиц и звона церковных колоколов.
День 1
На 8.00:00 наш водитель и представитель заберут вас и отправят во Владимир на машине или минивэне.
Валдимир находится примерно в 2-3 часах езды от Москвы.
Немного информации о Владимире. Существует спор о дате основания города, 990 или 1108, но, несмотря на это, наиболее значимые события города произошли в 12 веке. При сыне Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1175) Владимир процветал, став центром Владимиро-Суздальского княжества .Золотым веком города считается с начала 12 века до монгольского нашествия в 1237 году, во время которого были построены Золотые ворота и Успенский собор. Архитектура белокаменных соборов, башен и дворцов Владимира уникальна и, в отличие от других построек в России, их внешний вид был искусно вырезан горельефными каменными скульптурами. Упадок Владимира начался, когда он был атакован и захвачен монголо-татарами в 1238 году. Большой пожар уничтожил 32 известняковых здания только в первый день, а великий князь и вся его семья погибли в церкви, где они искали убежище от огня.Владимиру епископу удалось бежать. Владимир так и не оправился полностью, но с 1299 по 1325 год город был резиденцией киевских митрополитов и всея Руси, пока кафедра не была перенесена в Москву.
Обзорная экскурсия по городу . Во время экскурсии по городу вы познакомитесь с основными достопримечательностями города. Первая остановка — Успенский собор , уникальный памятник белокаменного зодчества Владимира. Собор был построен в середине XII века князем Андреем Боголюбским в году как главный храм Владимиро-Суздальского княжества.Здесь сохранились всемирно известные фрески Андрея Рублева. Затем вы отправитесь в небольшой одноглавый собор Св. Дмитрия , построенный в начале XII века князем Всеволодом в качестве его дворцовой церкви. В интерьере собора сохранились фрески XII века.
Вы также посетите Золотые ворота — считается входом во Владимир, построенный в начале XII века князем Андреем Боголюбским. В древности они служили главной военной башней крепости.
Обед в местном ресторане (включен).
Днем вы отправитесь в Суздаль , который часто называют русской Меккой. Это всего в 32 км от Владимира. Суздаль удивительно спокойный и красивый с его многочисленными церквями, деревянными домами, птичьими песнями и колокольным звоном в течение дня.
Суздаль восходит к 1024 году. В начале своей истории он был столицей нескольких княжеств, а позже стал важным религиозным центром.Город полон церквей, и когда-то в его истории было 40 церквей примерно на 400 семей. Сегодня в городе проживает всего около 10 000 человек, и он сохранил ощущение загородной деревни: многие дороги остались немощеными, а по улицам бродит скот. Атмосфера очень приятная благодаря деревенской, деревенской атмосфере в сочетании со средневековыми памятниками. Одним словом, Суздаль — это особенное место, и мы уверены, что вам там понравится.
Обзорная экскурсия приведет вас в самую старую часть Кремля , сердце Суздаля.По мнению специалистов, Кремль восходит к X веку и впервые появился в летописях в 1024 году. На его территории вы сможете полюбоваться Рождественским собором начала XIII века, крупнейшей реликвией которого являются Золотые ворота. . Следующая остановка будет в палатах архиепископов, большом архитектурном шедевре, на строительство которого потребовалось несколько столетий. В нем хранится уникальная коллекция исторических и археологических объектов, в том числе Крестово-сводчатая камера .
Далее вы отправитесь в Спасо-Евфимиевский Спасо-Евфимиевский монастырь или в Музей деревянного зодчества под открытым небом . Этот музей воссоздает быт и традиции суздальцев XVIII-XIX веков. В ансамбль входят церкви, бревенчатые дома и другие постройки.
Около 18:30 вы отправитесь обратно в Москву. На этом мы попрощаемся с Золотым кольцом, одним из самых красивых и интересных мест в России и Восточной Европе, полным истории, искусства, культуры и легенд.Мы надеемся снова поприветствовать вас в России в будущем. До свидания или пока мы снова не встретимся!
Цены и условия
Все сезоны
1 | 814 долл. США |
2 | 464 долл. США |
3-4 | $ 321 |
5–6 | $ 255 |
Цены включают
- Билеты во все музеи
- Транспорт в музеи и на экскурсии
- Услуги гида
- Питание по программе
Цены не включают
- Стоимость оформления визы.Для граждан США, Великобритании и Канады наша компания предлагает Полная визовая поддержка . При полной визовой поддержке вы отправляете нам свой паспорт и другие документы, и мы получаем для вас российскую визу.
- Международные авиабилеты. Наши туры по России предлагаются как наземные только там, где вы сами оплачиваете авиабилеты, а мы встречаем вас в аэропорту и делаем все остальное.
- Дополнительные услуги, а также билеты в театр
- Страхование путешествий. Мы настоятельно рекомендуем приобрести туристическую страховку перед поездкой в Россию.Всегда хорошо иметь дополнительную защиту, когда вы путешествуете далеко от дома. Кликните сюда, чтобы узнать больше.
На номер узнать о групповых тарифах , пожалуйста, свяжитесь с нами.
Даты тура гибкие. Экскурсии можно настроить на свой вкус. По вашему запросу мы можем включить дополнительные экскурсии или выступления.
Условия оплаты:
Для бронирования тура необходимо внести залог в размере 30% во время бронирования. Поездку необходимо полностью оплатить за 31 день до вылета.
Политика отмены:
61 или более дней до вылета — взимается комиссия в размере 15% от стоимости всего пакета.
60-15 дней до отправления — взимается комиссия в размере 30% от стоимости всего пакета.
За 14 дней до вылета или незаезда — взимается плата в размере 100% от стоимости пакета.
Спасо-Евфимиев монастырь — Суздаль, Россия
На живописном берегу реки Каменки в северной части Суздаля стоит старинный монастырь.Монастырь Спасителя Евфимия был возведен здесь в 1352 году и являлся одновременно монастырем и женским монастырем, а также форпостом, укрепляющим окраину города. С этой целью Спасо-Евфимиев монастырь был окружен толстой стеной с башнями. Нынешняя стена с 12 башнями относится к 17 веку. В том же веке монастырь был полностью перестроен из камня. Первым настоятелем монастыря был преподобный Евфимий Суздальский, в честь которого монастырь был впоследствии назван. Небольшой храм над могилой Евфимия (1564 г.) со временем вырос и стал нынешним Спасо-Преображенским собором.Этот пятиглавый храм с изумрудно-зелеными головами — главное здание монастыря. Его архитектурный облик создавался более трех веков. У больших световых барабанов узкие окна. Меньшие венчают две меньшие приделы храма. С востока к собору примыкают глубокие алтарные экседры с гладкими безрамными оконными нишами. Интерьер Спасо-Преображенского собора очень богат. В 17 веке собор был украшен внешней и внутренней росписью.По периметру собор окружен поясом арок и колонн.
Перед собором на площади находится Успенская церковь (1525 г.) с колокольней. Успенская церковь — уникальное сооружение своей эпохи, поскольку совмещает в себе храм и трапезную. Церковь очень компактная и изящная. Ажурные кокошники перед шатровым куполом придают храму праздничный вид.
С юга к Успенской церкви примыкают дома архимандрита (16-17 вв.).
Монастырская звонница (XVI-XVII вв.) Впечатлит своим оригинальным оформлением. Внешне он напоминает арочную галерею с колокольчиками внутри. На звоннице стояли десятки колоколов, считавшихся самыми звонкими в Суздале.
Здесь, в монастыре, находится один из самых просторных в России братских домов. Его длина составляет более 100 метров, и в нем могут разместиться более 150 камер.
Самая интересная часть монастырского комплекса — тюрьма, построенная по указу Екатерины II в 1764 году для крестьян, участвовавших в восстании под предводительством Пугачева.Позже он стал местом заключения религиозных и политических преступников. В 1905 г. тюрьма была упразднена.
Сейчас монастырь Евфимия — крупнейший музей города. Сегодня храмы монастыря не действуют — в них размещаются музейные экспозиции.
Владимир — Боголюбово — Суздаль
Открывая Золотое кольцо России: «ПРЕД. |Добро пожаловать в Русскую Сказку !!!
Обращает на себя внимание экскурсия по Золотому кольцу России с посещением городов Владимир, Суздаль и Боголюбово.Это один из самых длинных туров в моем списке. Он занимает целый день, 15 часов, и предполагает выезд из Москвы рано утром и возвращение в город поздно вечером. Как правило, своим клиентам я советую разделить его на два дня с ночевкой в Суздале, где есть хорошая возможность расслабиться и насладиться настоящей русской баней. Разбивка тура на два дня поможет без суеты и суеты осмотреть все достопримечательности и получить удовольствие от путешествия.
Владимир Владимир, признанный туристический центр России, расположен в 193 километрах от Москвы на живописной реке Клязьма.Впервые этот город упоминается в летописях в 988 году. Город Владимир назван в честь своего основателя Великого Князя — Крестителя Владимира Святославича или Владимира Красного Солнца. Долгое время — более двухсот пятидесяти лет — этот город был столицей Северо-Восточной Руси. За время своего существования Владимир сменил несколько названий — Владимир-на-Клязьме, Владимир-Залеский, Владимир-Волынский, в связи с существованием нескольких одноименных городов. Город Владимир известен своими архитектурными памятниками владимиро-суздальской школы: Успенским собором, Золотыми воротами, Дмитриевским собором и Музеем стекла, хрусталя и лаковой миниатюры.Золотые ворота
Золотые ворота — выдающийся памятник архитектуры Владимира. Он представляет собой триумфальную арку из белого камня и надвратную церковь. Он был построен в 1164 году князем Владимирским Андреем Боголюбским. Золотые ворота, помимо оборонительных целей, носили торжественный характер. Это был парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. К сожалению, частые разрушительные пожары и нашествие врагов сильно исказили образ Золотых ворот.К нашему времени они пришли в сильно измененном виде.
Успенский собор во Владимире
Во время экскурсии особое внимание посетителей привлекает Успенский собор. Это уникальный памятник архитектуры конца 12 века, построенный великим князем Андреем Боголюбским. Это классический образец белокаменного зодчества России. Так как церковь сильно пострадала от пожара, Всеволод III значительно расширил собор в 1185 году. Храм изменился внешне и внутренне.Сохранились лишь фрагменты оригинальных красивых фресок Успенского собора. В очередной раз храм расписали Андрей Рублев и Даниил Черный (1408 г.). Фрески Тизе известны во всем мире и представляют большую художественную и историческую ценность. Большинство фресок, которые гости могут увидеть в соборе, относятся к 19 веку. Сейчас в храме проходят регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная выставка. Фрески собора находятся под угрозой из-за нарушений температуры и влажности, связанных с использованием собора не только как музей. но также как действующая церковь.
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор был построен Всеволодом Большое Гнездо в 1194–1197 годах как придворный храм. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 барельефов с изображением святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первозданном виде. Во внутреннем убранстве до нас дошли лишь несколько фрагментов фресок 12 века. В частности, это фрагменты картины «Страшный суд».
Владимир — очень интересный город. Человеческого века не хватит, чтобы насладиться величием и славой этого места, узнать все его секреты.
Боголюбово
Расположен в 2 км к северо-востоку от Владимира, это место было основано Андреем Боголюбским в 12 веке и являлось резиденцией князя. Основание Боголюбово связано с легендой о явлении Богородицы князю Андрею: когда князь Андрей нес икону Богородицы из Киева во Владимир, конь в 10 км от Владимира поднялся, и никто не смог проехать. это продолжить свой путь.Итак, принц и его люди решили остановить это место и переночевать. В ту ночь князю Андрею явилась Богородица. Андрей Боголюбский приказал построить на этом месте Свято-Боголюбский монастырь. Город образовался вокруг этого монастыря .
Суздаль
Основные достопримечательности Суздаля, которые непременно стоит посетить, — это Суздальский кремль, архитектурный ансамбль Суздальского монастыря, памятники Посада, Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
Суздальский Кремль
Кремль — самая старая часть Суздаля, существует с 10 века. Архитектурный ансамбль Кремля состоит из трех церквей: Рождества Христова (13 век), Архиерейского дома (15 -е -18 вв.), Св.Николаевская церковь (18 век). Это место, где можно познакомиться с ранней историей города Суздаля, а также с древней архитектурой этого города, сохранившейся до наших дней в первозданном виде. Разнообразие архитектурного ансамбля способно удивить даже самую искушенную публику.Суздальские церкви Посада
Посад — бывшая промысловая часть Суздаля. Современный облик этой части города сформировался в семнадцатом и девятнадцатом веках. Церкви и монастыри Суздальского Посада и Торговые центры — прекрасные образцы русской архитектуры.
Монастыри Суздаля
За свою долгую историю Суздаль насчитывал одиннадцать монастырей. До наших дней сохранилось всего пять монастырских ансамблей. А четыре монастыря сейчас работают. Они интересны своей историей, архитектурой и той ролью, которую играли в общественной жизни.
Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта расположен у реки, на том месте, где ранее стоял Дмитриевский монастырь (XI век) — первый, построенный в городе.Ансамбль музея составляют интереснейшие религиозные и хозяйственные деревянные постройки, привезенные в Суздаль из разных мест Владимирской земли.Суздальская архитектура разнообразна и интересна. Уникальность этого места в том, что здесь можно увидеть оригинальные постройки, которые имеют многовековую историю и сохранились до наших дней в первозданном виде. Прогуливаясь по Суздалю, вы полностью окунетесь в историю. Здесь все пропитано духом времени. Кажется невероятным, что здания, мимо которых вы проезжаете, видели величайшие события в истории, которые произошли, когда наши предки еще не родились.
Ссылки по теме:
Успенский собор
Успенский собор (1158 — 1160) — всемирно известный памятник. По заказу Андрея Боголюбского был возведен белокаменный храм. После перенесения столицы из Киева во Владимир и переезда туда митрополита собор получил статус главного молельного дома России, имея в своем распоряжении образ Пресвятой Богородицы, икону-покровительницу России.
Его позолоченные купола и фасад, несущий фриз из арок и колонн, подчеркивают внушительность и торжественность. Владимирский собор был прообразом Успенского собора Московского Кремля.
Владимирский молельный дом служил святыней для останков князей и первосвященников. Здесь были захоронены кости Андрея Боголюбского, канонизированного в 18 веке.
Внутреннее убранство собора отличается изысканностью и роскошью.Древние летописцы сравнивали его с храмом Соломона в Иерусалиме. Росписи собора выполнены в разное время. Большинство из них датировано концом 19 века. Древние росписи составляют лишь незначительную часть общей поверхности фресок.
В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный нарисовали фрески для собора. Изобразительное искусство Андрея Рублева «Страшный суд» — единственное относительно нетронутое. Святые, наделенные человеческими чертами, покоряют зрительское сердце своей добротой и кротостью.Их фигуры изящны и изысканны.
Андрей Рублев написал 83 иконы для Успенского собора. Некоторые из них выставлены в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
В 1773 году иконостас был заменен новым, существующим до сих пор. Под сводами этого собора Петр и Алексей Московские проводили службы. С 1917 по 1922 год здесь читал свои проповеди будущий Патриарх Сергий.
В 1952 — 1954 и 1974 — 1982 гг. Собор подвергался реставрации, финансируемой Русской Православной Церковью.Храм готовился к своему 800-летию, отмеченному в 1989 году во Владимире.
Музеи Московского Кремля: Успенский собор
В 1479 году на месте старого полуразрушенного здания был заложен фундамент нового собора. Во второй половине XII — XIII веков здесь находился московский религиозный центр с кладбищем и, вероятно, деревянной церковью. Первое каменное здание Успенского собора было построено в XIV веке, когда Москва стала центром самостоятельного княжества, а Кремль превратился в резиденцию великих князей Ивана Калиты и митрополита Петра.
Заложение кафедрального собора состоялось 4 августа 1326 года. Освящение произошло накануне престольного праздника — 14 августа 1327 года. Архитектурный облик нового храма и его размеры приближались к владимиро-суздальским постройкам храма. начало 13 века. Успенский собор имеет сходство с Георгиевским собором в Юрьев-Польском (1230–1234), который, видимо, был выбран в качестве примера. Небольшой однокупольный и трехапсидный Успенский собор изначально имел три притвора.Позднее к алтарному помещению с севера и юга пристроили приделы.
Дмитриевский придел, посвященный святителю Димитрию Салоникскому, вероятно, изначально находился в южной алтарной апсиде Успенского собора. 13 августа 1329 г. грек Феогност — наследник престола митрополита Петра — в память о своем престоле основал Петроверигский придел (во имя Почитания драгоценных цепей апостола Петра) у северной стены алтаря. предшественник.Позже он был переименован в Петропавловский придел в честь Святых Петра и Павла. В 1459 году митрополит Иона основал на юго-востоке часовню, посвященную прославлению Пресвятой Богородицы, в честь победы молодого князя Ивана III над татарским ханом Сайидом Ахмадом.
Такой облик Успенский собор сохранялся до начала 1470-х годов. Спустя полтора века здание обветшало, в основном из-за пожаров, неоднократно сжигавших Москву.Но не только ветхость здания потребовала его радикальной перестройки. Собор уже не соответствовал новым требованиям, предъявляемым к соборной церкви Москвы, которая теперь была столицей не отдельного княжества, а единого Российского государства.
Торжественное закладка нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III состоялась 13 апреля 1472 года. Владимирский Успенский собор был выбран образцом для московского храма.Это не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ былой великой державы великих князей, а также живой образ последовательной связи новой столицы с «первой столицей» Владимиром. Мастерам Кривцову и Мышкину было поручено построить Московский храм. Сначала они тщательно обмерили собор во Владимире и только потом заложили новый фундамент.
Однако Кривцову и Мышкину довести строительство до конца не суждено.20 мая 1474 года почти построенный собор внезапно рухнул. Псковские архитекторы, приглашенные Иваном III, объяснили этот провал несовершенством конструкции и недостаточной концентрацией известкового раствора.
Ваш комментарий будет первым