Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

В каком году был создан суздаль: История города Суздаль

История Суздаля

Суздаль – город легендарный!

Содержание статьи

  • 1 Суздаль – город легендарный!
  • 2 Основание
  • 3 Расцвет
  • 4 Формирование архитектурно-исторического наследия
  • 5 Суздаль в 20-ом веке
  • 6 Суздаль – современный город

Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.

На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Суздальский кремль

Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.

Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.

Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.

Покровский монастырь Суздаля

Основание

Однако, Суздаль был основан не на пустоши, археологические раскопки его окрестностей свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля ранее были торгово-ремесленные поселения, основанные не позднее 9-го века н.э. А древние монеты чеканки Самарканда, Бухары и Средней Азии подтверждают наличие древних и весьма разветвлённых торговых связей.

Достоверных сведений о дате основания Суздаля мы не имеем, но первые упоминания о нём датируются 1024-ым годом. В начале, Суздаль входил в Киевское Княжество и в последствии стал вотчиной киевского князя Владимира Мономаха, который укрепил город и сделал из него стольный город Ростово-Суздальских земель.

Первейшим возведённым объектом обороны и, в последствии, крупнейшим объектом культурно-исторического наследия стал Суздальский Кремль на реке Каменка. Место его постройки было защищено с трёх сторон естественными преградами, да ко всему прочему, были искусственно насыпаны оборонительные земляные валы, сохранившиеся и по сей день.

Так же, по приказу Владимира Мономаха здесь же был возведён Успенский собор, а в 11-ом столетии построен первый монастырь в честь Дмитрия Солунского.

Немного восточнее кремля, согласно истории Суздаля, расположился посад (посад– это название торгово-ремесленного поселения 10-16 вв., располагавшегося за городскими стенами.) Его обнесли земляными валами, а уже вокруг стали располагаться вотчины. Старинная планировка города сохранилась и по сей день.

В истории Суздаля были и чёрные пятна. Так, в конце 11-го века его коснулись междоусобные войны детей Владимира Мономаха, Изяслава и Мстислава с Олегом Чернигским. В 1107 году болгары разбили его окрестности, а сами жители города смогли переждать натиск врага в городских укреплениях.

Расцвет

Тем не менее, в 11-ом столетии Суздаль испытывает свой наибольший расцвет, при первом самостоятельном князе – Юрии Долгоруком (1125 – 1157). В годы его правления были возведены множество монастырей и храмов.

Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества. Так, например, в 1152 году на реке Нерли в селении Кидекши была возведена церковь Бориса и Глеба по приказу Юрия Долгорукого. Эта дата и ознаменовала собой начало белокаменного строительства на северо-востоке Руси.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль постепенно сдаёт свои позиции. Да к тому же нашествие монголо-татар не миновало и Суздальские земли. Так, зимой 1238 года, подойдя к Владимиру, хан Батый направил часть своих войск на Суздаль.

Город был сожжён, большинство его жителей были взяты в плен. Остались лишь немногие – те, кто сумел спрятаться в уцелевшем после обширного разрушения Ризположенском монастыре.

Рисоположенский монастырь в Суздале

После монгольского нашествия, суздальское, тверское и московское княжества вели борьбу за первенство. Суздальские князья, обременённые главенством московского княжества искали пути к освобождению. И в этом большую роль сыграл князь Константин Васильевич.

В 14 веке он перенёс свою столицу в Нижний Новгород из Москвы, образовав вместе с Суздалем Суздальско-Нижегородское княжество. В те годы Суздаль ещё оставался богатым и многолюдным городом.

Тем не менее, борьба между князьями не угасала, и после победы сильнейшего московского князя, Суздаль вошёл в Московское княжество. Он потерял своё первостепенное политическое значение, но по-прежнему оставался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Руси. Так началось падение Суздаля.

Формирование архитектурно-исторического наследия

В 16-17 веках в Суздале ведётся интенсивное строительство многих и многих ныне известных архитектурных ансамблей. И формируется культурное наследие города. Крупнейшими объектами которого становятся: древнейший Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.

Покровский монастырь в Суздале

А в 18 веке бурно строятся приходские церкви, в 19-ом – окончательно складывается городской архитектурный ансамбль города.

Суздаль – это великий город, Многое повидавший за свою не лёгкую историю. И пожары, и эпидемии и полные разорения города. Однако, и по сей день гордо звучат имена уроженцев земли Суздальской! Юрий Долгорукий, Александр Невский, Алексей Суворов и Дмитрий Пожарский – известнейшие исторические персоны!

Суздаль в 20-ом веке

Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.

В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.

В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».

В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».

И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Суздаль – современный город

В настоящее время, Суздаль – это крупнейший культурно-туристический центр. В нём, помимо великолепно сохранившихся исторических памятников, интереснейших экспозиций Владимиро – Суздальского музея-заповедника присутствуют все условия для комфортного пребывания туристов!

Современные и комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней, прекраснейшая природа средней полосы России. Всё это вы найдёте в Суздале!

Суздаль. Книжный обзор по истории древнерусского города.

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия). Как не вспомнить в этот день о древнем городе земли Владимирской – Суздале! К этому Дню отдел гуманитарной литературы подготовил для Вас книжный обзор «Суздаль. История древнерусского города».

Суздаль – город-заповедник, жемчужина Золотого кольца России. В 1967 году Суздаль стал городом-музеем. В 1974 году награждён орденом «Знак Почёта» за сохранение культурного наследия и развитие туризма. Белокаменные памятники Суздаля в 1992 году включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Кремль с Богородице-Рождественским собором, Спасо-Евфимиев монастырь. С Суздальской землей связаны имена многих исторических личностей. Среди них: Владимир Креститель, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский.

Итак, предлагаем Вам прогуляться по древнему городу: увидеть архитектурные памятники белокаменного зодчества и другие достопримечательности Суздаля. А также вспомнить историю Владимирского края.

Из истории Суздаля

В 2024 году Суздаль будет отмечать свой 1000-летний юбилей. В 2015 году Президент РФ В. Путин подписал Указ № 37 «О праздновании 1000-летия основания г. Суздаля Владимирской области». Но стоит заметить, что 1024 год – это не фактическая дата основания города. Это дата первого упоминания о Суздале в летописных источниках. Когда же возник Суздаль? Кто основал этот город?

Остается открытым вопрос, когда именно родился Суздаль. Это доподлинно неизвестно. Большинство исторических источников упоминают Суздаль уже как существующее поселение в конце X века. Но некоторые источники приписывают заслугу основания Суздаля даже библейскому Иафету, сыну Ноя… Удивительно и то, что история имени этого древнего города также остается загадкой. Одни утверждают, что название имеет финно-угорские корни, другие – славянские (от слова «создавать», «изготавливать из глины»). Название города не поддается однозначному толкованию.

Фёдоров Анания. «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале».

Сочинение Анании Фёдорова – первая крупная краеведческая работа о Суздале. Труд создан на основании разнообразных материалов: летописей, Киево-Печерского патерика, писцовых книг, грамот, надписей на гробницах и других источников. Сочинение охватывает период от первых известий о Суздале до середины XVIII века. Содержит сведения об истории города, его топографии и топонимике, церквах и монастырях, князьях и церковных иерархах, занятиях населения. Работа получила широкую известность.

Данное сочинение напечатано по рекомендации Учёного совета Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСМЗ). Издано с приложением разночтений по одному из четырех списков «Исторического собрания», хранящихся в ГВСМЗ.

«Анания Фёдоров – это суздальское ВСЕ!»

Анания Фёдоров – ключарь суздальского Богородице-Рождественского собора, краевед, живший в XVIII веке в Суздале. Отметим, что точные даты жизни Анании Фёдорова неизвестны. По преданию, Анания родился в 1711 или 1712 году в семье священника Воскресенского храма в Суздале Фёдора Тихоновича. С малых лет служил в храме чтецом, а после иподьяконом в суздальском кафедральном соборе. После получения сана священника был назначен ключарем Богородице-Рождественского собора. «Историческое собрание» написал в период между 1740 и 1761 годами. Похоронен в 1762 или 1763 году в Казанской церкви Суздаля. К сожалению, «Историческое собрание» при жизни Анании не было напечатано. В следующие годы оно неоднократно переписывалось в разных объемах и разными лицами, дополнялось новыми сведениями. Первая публикация «Исторического собрания» состоялась в 1855 году во Временнике общества истории и древностей Российских. Для публикации была предложена рукопись, написанная в 1846 году священником суздальской Смоленской церкви Иоанном Грацилевским.

Невозможно не согласиться со Светланой Евгеньевной Мельниковой, генеральным директором ГВСМЗ, что «Анания Фёдоров – это суздальское ВСЁ! И это не преувеличение. »

Его сочинение о Суздале есть энциклопедический свод всех сведений, оказавшихся доступными автору XVIII века. В его труде описано всё, что имеет хотя бы малейшее отношение к Суздалю: святители и правители, легенды и предания, творения человеческих рук и мир нерукотворный. Используя древнерусское сравнение, можно сказать, что первый суздальский историк уподобился трудолюбивой пчеле, собирающей мёд со всех «крин сельных», и свёл воедино все письменные источники и устные свидетельства о Суздале.

С. Е. Мельникова.

«На пороге тысячелетия. Суздаль в истории и культуре России».

В этом сборнике опубликованы исследования, сообщения о которых прозвучали на научной конференции 2014 года «На пороге тысячелетия. Суздаль в истории и культуре России». Конференция посвящалась 990-летию первого упоминания этого города в древнерусских летописях. В издании собраны материалы по археологии, политической, церковной, архитектурной истории и художественной культуре Суздаля. В сборнике говорится об исследованиях усыпальницы Пожарских, о понятии «суздальский» в политическом лексиконе XII-XIV веков. Здесь же Вы встретите статьи об архитектурных и иконописных памятниках Суздаля. Сборник интересен всем, кто неравнодушен к истории Владимиро-Суздальской земли.

В. Д. Огурцов «Дело было в Суздале».

Предлагаем вниманию читателей, можно сказать, еще один список «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» под редакцией Огурцова Виктора Дмитриевича. В. Д. Огурцов – краевед, лауреат городской премии в области культуры, искусства и литературы имени А. Д. Варганова (2011 г.). Виктор Дмитриевич сотрудничает с суздальским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Внёс значительный вклад по изучению наследия Анании Фёдорова. Особенностью данного издания является то, что это дословный перевод на современный русский язык «Исторического собрания», которое было опубликовано в 1855 году.

Причём, при редактировании текста устаревшие буквы алфавита заменили тождественными по произношению. Кроме того, архаизмы заменили современной лексикой и фразеологией. Но стиль и манера повествования, конечно же, сохранили. Некоторые фразы также заменили аналогичными по смыслу и содержанию. Они облегчили чтение и восприятие текста для современного читателя. К тому же, из текста исключили нумерацию частей и глав «Исторического собрания» для более цельного и удобочитаемого повествования.

Но стоит заметить, что текст «Исторического собрания» в редакции 1855 года, безусловно, притягивает своей оригинальностью, хотя и необычен для современного чтения.

Таким образом, это произведение можно назвать еще одним списком «Исторического собрания», но уже современной копией знаменитого труда Анании Фёдорова.

А. С. Зайкова «Два века суздальской истории»

Эта книга рассказывает только о двух столетиях из многовековой истории Суздаля. Она представляет собой творческий отчет ведущего сотрудника ГВСМЗ, директора Суздальского филиала музея Аллы Савировны Зайковой. Здесь отлично освещаются важнейшие моменты истории Суздаля в XX веке. Систематизирован материал, охватывающий жизнь города в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается и формирование Суздаля как центра туризма в 1960-1970 годы. Именно эти годы стали своеобразным импульсом для развития Суздаля. Очень интересны статьи, рассказывающие о быте крестьян Суздальского уезда и Владимирской губернии в целом. Сборник повествует о судьбах суздальцев – мещан и купцов, монахов и священников, а также врачей. Книга написана понятным и интересным языком, несмотря на научность издания. К тому же, текст сопровождается ссылками и сносками на различные источники.

А. И. Аксенова «Суздаль. XX век: страницы истории»

А эта книга одного из крупнейших организаторов музейного дела, лауреата Государственных премий России Алисы Ивановны Аксёновой. Бесспорно, книга не оставит Вас равнодушным. Вся полнота драматического пути России XX века отражена в судьбе Суздаля. Автор, на основе обширного массива архивных документов, газетных материалов и живых свидетельств пытается расставить по местам роли событий и личностей, которые повлияли на становление культурно-исторического облика Суздаля. А также на его возрождение как средоточия непреходящего духовного состояния. Примечательно и то, что большинство иллюстраций, которыми изобилует книга, были опубликованы здесь впервые.

…Есть в России город Суздаль, переживший потрясения, катаклизмы, разрушительные лихолетья и возродившийся вновь. Он вошел в двадцать первый век, сверкая золотыми куполами храмов, поражая бесчисленное количество паломников и заморских гостей своей неповторимостью, наполняя чувством гордости сердца россиян.

А. И. Аксёнова

Л. В. Дудорова. «Суздаль: из века в век»

Автор следующей книги, Дудорова Л. В., историк, краевед, родовыми корнями связана с Суздалем. Но не только. С Суздалем была связана и профессиональная деятельность Лидии Васильевны – изучение памятников архитектуры, реставрация. От глубокой древности до настоящего времени рассказывает автор о Суздале. Рассказывает о людях, живших здесь. Это огородники, кузнецы и иные суздальские ремесленники. А также дворяне и купечество. Дудорова Л. В. посвятила книгу Владимиру Михайловичу Снегирёву (1888-1977), знаменитому суздальскому краеведу. Лидия Васильевна называет его фактически соавтором, так как к его воспоминаниям она обращалась при написании книги. Автор отлично проиллюстрировал книгу цветными фотографиями с видами Суздаля.

Суздаль в старой открытке

Обратите внимание на следующую удивительную книгу – Машковцев В. П. «Любезный сердцу хрупкий мир: Суздаль и Гаврилов Посад в старой открытке и фотографии».

Она рассказывает об истории суздальских открыток начала XX века. Приоткрывает тайны династии суздальских фотографов. Даёт возможность увидеть многочисленные работы талантливого представителя этой династии – Александра Александровича Соболева. Здесь Вы познакомитесь также с открытками Ивана Федоровича Барщевского, Михаила Васильевича Петрова, Виктора Владиславовича Иодко.

Суздаль. Фотография А. Соболева

Суздаль. Фотография С. М. Прокудина-Горского

Уникальные старинные открытки с видами Суздаля помогут Вам увидеть, как изменился облик города за последний век.

К сожалению, многие храмы Суздаля, архитектурные памятники, не сохранились до наших дней. Но они живы в открытке, фотографии, благодаря фотографам!

Суздаль в главной роли

Этот древний город прекрасен во всякое время года. Некая атмосфера сказочности есть в Суздале. Не зря этот город притягивает режиссёров кино.

О фильмах, снятых в Суздале, Вас познакомит книга Юрия Васильевича Белова «Кино – любовь моя».

Белов Юрий Васильевич – суздальский краевед, экскурсовод, журналист, редактор газеты «Вечерний звон». Знаток истории кино Суздаля, а также участник многих кинематографических событий, происходящих в Суздале.

Но в представленной книге речь идёт не только о кино. Здесь Вы встретите рассказ о князе Пожарском и о генералиссимусе Суворове, а также о посещении Николаем II города Суздаля. Очень интересен материал о первом директоре Суздальского музея В. И. Романовском. Кроме того, много фактов о фильмах, съёмки которых проходили на этой древней земле. Книга отлично проиллюстрирована цветными фотографиями известных деятелей культуры, гостей Суздаля. К тому же, она полна авторских воспоминаний.

Дополнительно о съёмках, проходивших на Владимирской земле, Вы можете узнать, посетив страницу проекта «Край Владимирский снимается в кино».

М. Кочетова. «Суздаль»

А для того, чтобы лучше ориентироваться по улицам Суздаля, предлагаем Вам путеводитель. Здесь в простой и увлекательной форме рассказывается об истории Суздаля, его достопримечательностях. Особое внимание уделено памятникам архитектуры. Приведена также информация об основных музеях города и местных праздниках.

 

Бесспорно, Суздаль красив в любое время года! Город одновременно загадочен и прост. Возможно, этим он и привлекает художников и режиссёров, поэтов и писателей. Слава о нём по всему миру!

Надеемся, что эти книги приведут Вас в Суздаль! И Вам захочется увидеть те удивительные сокровища, которые этот небольшой городок сохранил для нашей страны и всего мира.

Отличной прогулки!

История Суздаля | Русмания

XI век

Первое упоминание

Первое упоминание о Суздале в летописях относится к 1024 в связи с восстанием волхвов (славянских друидов) на суздальских землях в ответ на неурожай и засуху. Великий князь Ярослав Мудрый был вынужден вмешаться, чтобы положить конец восстанию. Эта дата с тех пор используется как официальная дата основания Суздаля, хотя Суздаль уже существовал в 1024 он должен был быть основан когда-то раньше. Некоторые историки утверждают, что существует еще более древнее упоминание о городе, что означает, что первое упоминание относится к 999 .


XII век

Ростово-Суздальское княжество

В 1125 ростовский князь Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова Великого в Суздаль, и его княжество стало называться Ростово-Суздальским княжеством. В царствование Юрия Долгорукого были возведены укрепления Суздальского кремля, а внутри кремля был построен первоначальный вариант собора Рождества Богородицы. В 1157 столица княжества еще раз была перенесена, на этот раз во Владимир, сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским. Княжество стало называться Владимирским Великим княжеством, и Суздаль оставался его частью до конца столетия.


13 век

Суздальское княжество

В 1238 Суздаль разделил судьбу многих других русских городов, когда он был завоеван и разграблен монголо-татарами во время нашествия монголо-татар. После нашествия великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович пожаловал своему брату Святославу Всеволодовичу Суздаль в придаток. В 1246 Сам Святослав стал великим князем Владимирским, и Суздальское княжество было восстановлено. Он был создан еще раз в 1256 , когда великий князь Александр Невский пожаловал его своему брату Андрею, заключив с ним мир. В состав княжества входили города Нижний Новгород и Городец. Андрей Ярославич стал основателем суздальской династии Рюриковичей, впоследствии известных как Шуйские. После смерти Андрея в 1264 ему наследовали в Суздале трое его сыновей Юрий ( 1264 1279 ), Михаил ( 1279 1305 ) и Василий ( 1305 1309 ).


XIV век

Суздальско-Нижегородское Великое княжество

Василий Андреевич стал князем Суздальским после своего сына Александра в 1309 . Александр Васильевич стал великим князем владимирским в 1328 годах, хотя и остался базироваться в Суздале. Когда он умер в 1331 году, Суздаль унаследовал его брат Константин Васильевич, а Владимирское великое княжество, включая Нижний Новгород и Городец, было пожаловано Ивану Калите Московскому. В 1341 Константину Васильевичу Суздальскому Нижний Новгород и Городец были пожалованы ханом Ужеком по смерти Ивана Калиты. Княжество было преобразовано в Суздальско-Нижегородское Великое княжество. В 1350 годах Нижний Новгород сменил Суздаль в качестве столицы княжества.


Святитель Евфимий Суздальский

В 1352 монах Евфимий из Нижнего Новгорода был приглашен князем Борисом Константиновичем, сыном великокняжеским Константином Васильевичем Суздальско-Нижнего Новгородским, в Суздаль для основания здесь монастыря. Евфимий основал Спасский монастырь на севере города у реки Каменки и служил его первым архимандритом до своей смерти в 9 г.0003 1404 . Позднее монастырь был переименован в честь его основателя в Спасо-Евфимиев монастырь. Сам Евфимий в конце концов был канонизирован как преподобный Евфимий (Евфимий) Суздальский.


Князь Дмитрий Константинович Суздальский

В 1355 Константин Васильевич умер. Незадолго до своей смерти он отправил своих младших сыновей Дмитрия и Бориса соответственно в Суздаль и Городец, а старший сын Андрей Константинович стал великим князем Суздальско-Нижегородским. Князь Дмитрий Константинович Суздальский изложил политику противостояния Москве за титул великого князя Владимирского, который он носил недолго с 1360 по 1362 год. Большего успеха Дмитрий Константинович добился в 1365 с Суздальско-Нижегородским великим княжеством, которое он унаследовал после смерти старшего брата Андрея, несмотря на попытки младшего брата Бориса захватить престол. Спор между братьями разрешился только с вмешательством преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Константинович правил как великий князь Суздальско-Нижегородский до своей смерти в 1383 .


Великий князь Борис Константинович Суздальско-Нижегородский

После смерти Дмитрия Константиновича его младший брат Борис Константинович окончательно стал Великим князем Суздальско-Нижегородским. Однако в течение следующих десятилетий он боролся со своими двумя племянниками, Семеном Дмитриевичем и Василием Дмитриевичем Кирдяпой, за контроль над Нижним Новгородом, Суздалем и Городцем. Его положение было закреплено как великий князь в 1390 когда хан пожаловал ему новый ярлык (патент) на правление там. Но эта безопасность длилась недолго, так как примерно в 1392 годах Василию I Московскому удалось выкупить у хана ярлык на управление Суздальско-Нижегородским великим княжеством. Узнав об этом, недовольные граждане княжества изгнали своих князей, а Василий поставил наместников в крупных городах и объединил княжество с Московским Великим княжеством. Позже Борис Константинович умер в плену в Суздале примерно в 139 г.3.


XV век

Суздальская битва

В 1445 Суздаль был ареной Суздальской битвы, которая произошла под стенами монастыря между русскими войсками под предводительством великого князя Василия II Московского и Татарские войска из Казанского ханства. В битве казанские татары одержали победу, а Василий II даже попал в плен. Его освободили только после того, как был заплачен огромный выкуп.


16 век

Царское место ссылки

В 16 веке Суздаль стал религиозным центром России с 11 мужскими и женскими монастырями, в которых проводились новые каменные работы. В 1525 первая жена великого князя Василия III, Соломония Сабурова, была вынуждена стать монахиней, чтобы Василий мог снова жениться и, наконец, получить наследника мужского пола. В конце концов Соломония поселилась в Суздальском Покровском монастыре, где и умерла в 1542 . Позже она была канонизирована как святая София Суздальская, так как приняла имя София, став монахиней. Существует легенда, что по прибытии в монастырь Соломния родила Кудеяра, легендарного разбойника, фигурирующего в русских народных сказках. Говорят также, что она прокляла своего бывшего мужа, что и исполнилось его долгожданным наследником, Иваном Грозным. Цесаревич Иван Иванович вслед за дедом сослал в Покровский монастырь свою первую жену Евдокию Сабурову (племянницу Соломни) в 9 г. 0003 1572 и его второй жены Феодосии Соловой в 1579 за то, что не произвел на свет наследника.


XVII век

Смутное время

Смутное время принесло Суздалю много разрушений в 1608 по 1612 , в это время город был разграблен поляками-латышами. При царе Василии Шуйском город присягнул на верность Лжедмитрию Второму, сторонники которого заняли город. Новые разрушения произошли после того, как Смута закончилась, когда в 1634 году город подвергся набегам крымских татар, а затем город поразила чума в 1654 и 1655 годах.0015


XVIII век

Административные реформы

В 1708 , в ходе административной реформы Петра Великого Суздаль вошел в состав Московской губернии, а в 1719 стал центром Московской Суздальской губернии мухафаза. В том же году в Суздальском Кремле вспыхнул пожар, уничтоживший практически все его деревянные постройки. В 1766 году Екатерина Великая основала тюрьму, в которой в течение следующих двух столетий содержалось множество заключенных по политическим и религиозным мотивам. В 1778 Суздаль получил статус города и стал центром Суздальского уезда вновь созданного Владимирского наместничества, впоследствии ставшего Владимирской губернией. Примерно в это же время для города был принят герб с изображением коронованного сокола на сине-красном фоне.


XIX век

Упадок

 

На протяжении XVIII века Суздаль переживал экономический упадок и превратился в отдаленный провинциальный город. Отчасти это было вызвано тем, что в Суздале не было построено железнодорожной ветки (это происходит и сегодня), что, в свою очередь, означало, что в городе не было развито крупной промышленности. Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря продолжала использоваться властями. Среди известных узников XVIII века были декабрист Федор Шаховский, провидец Авель, лидер молоканской секты Максим Рудомёткин, а также несколько ведущих староверов.


ХХ век

Развитие туризма

После революции большинство храмов и монастырей Суздаля было закрыто. Тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре была использована большевиками, которые расширили ее и использовали для политических заключенных. Во время войны он использовался для содержания военнопленных, особенно итальянских военнопленных. В 1958 гг. был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник, в который вошли многие постройки Суздаля. В 1967 был принят план использования незатронутого промышленностью Суздаля путем развития города как музея под открытым небом. В 1968 году Спасо-Евфимиев монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику и впоследствии отреставрирован.

В 1990-х четыре из пяти суздальских мужских монастырей были возвращены Русской Православной Церкви; однако Спасо-Евфимиев монастырь до сих пор остается частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1992 Суздальские Спасо-Евфимиев монастырь, Кремль и Собор Рождества Богородицы внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Белых памятников Владимира и Суздаля.

Суздальский Кремль — Суздаль, Россия

Древний кремль Суздаля – место, где возник город. Туда ведет центральная улица города. Даже издалека видны его белокаменные стены с ярко-зелеными крышами зданий. Ярко-белые на фоне зеленых лугов стройные силуэты церквей и золотые купола древних монастырей.

Но самое главное здание в Кремле — это Рождественский собор, который стоит прямо посередине. Первоначально он был построен в 12 веке при Владимире Мономахе. Собор стал первым христианским храмом в Суздале. Его слава распространилась по всей России. Величественный и торжественный, он был украшен лучшими византийскими мастерами. Но слабый фундамент не выдержал такого массивного здания. В следующем столетии он был полностью перестроен с нуля. В 1445 году в результате татарского нашествия храм снова был разрушен.

Более 80 лет собор находился в руинах. Наконец, в 16 веке был построен нынешний вариант собора — белокаменные фасады и мощный пятиглавый барабан с узкими окнами. На стенах собора сохранились древние фрески 13 века и более поздние, а также пятиярусный иконостас 17 века. Интерьер собора также известен своими золотыми воротами (1230-1233 гг.). Ворота были установлены в западном и южном порталах собора. Двери разделены на квадраты, в каждом из которых есть картина-рассказ, посвященная жизни Христа. Все изображения выполнены в характерной технике золотом на черненой латуни. С внешней стороны стены собора украшены резными порталами, декоративными колоннами и резным камнем.

Особого внимания туристов заслуживает колокольня Рождественского собора. Он был построен в 1635 году. Восьмигранная башня очень высока. Его верхняя часть с колокольчиками украшена арочными проемами. Над ним шатровый остроконечный купол. Часы на колокольне получили особые часы – они били не только каждый час, но и каждую минуту.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *