Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

В каком году началась северная война: Началась Северная война | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Тест по истории 8 класс Северная война с ответами

Тесты по истории 8 класс. Тема: «Северная война»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В каком году началась Северная война?

— 1698 г.

+ 1700 г.

— 1703 г.

2. Какова была главная цель России в Северной войне?

— захват Швеции

— проверка боеспособности армии и флота

+ обеспечение выхода в Балтийское море

3. Какая из этих стран не входила в Северный союз, направленный против Швеции?

— Дания

— Саксония

+ Англия

4. Где в 1720 г. состоялась морская битва, закончившаяся убедительной победой русского флота?

— у мыса Гангут

+ у о. Гренгам

— у бухты Кеге

5. Какой шведский король был противником Петра I во время Северной войны?

— Карл X Густав

— Карл XI

+ Карл XII

6. В каком году состоялась Полтавская битва – переломное сражение в ходе Северной войны?

— 1703 г.

— 1708 г.

+ 1709 г.

7. Какое сражение Петр I назвал «матерью Полтавской виктории»?

— взятие Нарвы

— битва у Фраунштадта

+ битва у Лесной

8. В каком году состоялось Гангутское сражение, закончившееся первой в истории победой русского флота?

+ 1714 г.

— 1720 г.

— 1722 г.

9. Какая страна из-за удачных действий шведов первой была вынуждена выйти из Северной войны?

— Саксония

— Речь Посполитая

+ Дания

тест 10. Как Петр I назвал неудачную осаду и поражение русской армии под Нарвой?

— «кунштюк»

— «дурость»

+ «конфузия»

11. Какой город Петр I приказал заложить в 1703 г. на отвоеванных у Швеции землях?

— Петровск

+ Санкт-Петербург

— Сестрорецк

12. В каком городе в 1721 г. был подписан мирный договор между Россией и Швецией?

+ Ништадт

— Лейпциг

— Карлстад

13. Как звали курфюрста Саксонии, который был союзником Петра I в годы Северной войны?

— Иоганн Георг IV

+ Август II Сильный

— Фридрих Кристиан

14. В каком году русские войска после осады захватили крепость Нотебург (Орешек)?

— 1701 г.

+ 1702 г.

— 1704 г.

15. Какая военная реформа Петра I стала самой эффективной в процессе комплектования армии нового типа?

+ введение регулярного рекрутского набора

— раздельное командование пехотой и конницей

— формирование драгунских полков

16. Какова была численность русского войска, которое Петр I направил для взятия Нарвы в 1700 г.?

— около 10 тыс. чел.

— свыше 50 тыс. чел.

+ около 30 тыс. чел.

17. У какой крепости в 1701 г. состоялось морское сражение, в результате которого русский флот одержал победу над авангардом шведской эскадры?

— Староладожская

+ Новодвинская

— крепость Ям

18. В каком году состоялось сражение при Гуммельсгофе, завершившееся второй крупной победой русской армии над шведами?

+ 1702 г.

— 1703 г.

— 1708 г.

19. Какой военный поход был совершен Петром I во время Северной войны?

— Азовский

+ Прутский

— Каспийский

тест-20. На какую крайнюю меру решился Петр I после потери всей русской артиллерии под Нарвой?

— огромный денежный заем у Англии

+ переплавка колоколов в пушки

— продажа культурных ценностей в Европу

21. Как Петр I переименовал захваченную русскими войсками крепость Нотебург?

— Гетеборг

+ Шлиссельбург

— Кенигсберг

22. На каком острове Петром I была заложена крепость Кронштадт?

— Гогланд

— Васильевский

+ Котлин

23. Какими промышленниками по указу Петра I в 1701-1704 гг. были построены первые в России крупные металлургические заводы, работающие на нужды армии?

+ Демидовы

— Строгановы

— Юсуповы

24. В каком году Петр I принял «Устав воинский» – первый в российской армии свод военных наставлений?

+ 1716 г.

— 1718 г.

— 1720 г.

25. Сколько кораблей было построено за годы правления Петра I?

+ около 900

— менее 100

— около 500

26. В каком году из Северной войны вышли Саксония и Речь Посполитая?

— 1705 г.

+ 1706 г.

— 1708 г.

27. В направлении какого русского города выдвинулись шведские войска летом 1708 г.?

— Москва

— Санкт-Петербург

+ Смоленск

28. Как звали украинского гетмана, который в ходе Северной войны предал Петра I и перешел на сторону шведов?

— И. И. Скоропадский

+ И. С. Мазепа

— Г. И. Драгинич

29. Какова была численность шведской армии под Полтавой?

— 10 тыс. чел.

— 40 тыс. чел.

+ 30 тыс. чел.

тест_30. Какой полководец командовал русской кавалерией в Полтавской битве?

— Б. П. Шереметев

— Н. Н. Репнин

+ А. Д. Меншиков

31. В каком году русские войска захватили Ригу?

— 1707 г.

— 1709 г.

+ 1710 г.

32. Куда бежал шведский король после поражения в Полтавской битве?

— в Англию

— во Францию

+ в Турцию

33. В каком году русской армией были захвачены шведские крепости Гельсингфорс, Борго, Або и Штеттин?

— 1711 г.

+ 1713 г.

— 1716 г.

34. Какую единственную крепость на территории Финляндии сохраняла за собой Россия по условиям мирного договора 1721 г.?

— Або

— Фридрихсгамн

+ Выборг

35. В каком году Петр I присоединил к России Эстляндию?

+ 1710 г.

— 1712 г.

— 1716 г.

36. Как назывался мирный договор, который в 1706 г. подписали между собой Карл XII и Август II?

— Стокгольмский

— Абоский

+ Альтранштедтский

37. Кто был командующим шведский корпусом, разбитым русскими войсками в 1708 г. у Лесной?

— В. А. Шлиппенбах

— Г. Бунде

+ А. Л. Левенгаупт

38. Какой султан правил в Османской империи в годы Северной войны и склонялся к союзу со Швецией?

— Мустафа II

— Махмуд I

+ Ахмед III

39. Какой князь был послан Петром I на Дон для подавления восстания К. Булавина (1707-1708 гг.)?

+ В. В. Долгорукий

— П. С. Салтыков

— И. А. Мусин-Пушкин

тест*40. В каком году союзники России захватили крепость Висмар – последний шведский оплот на германском побережье?

+ 1716 г.

— 1718 г.

— 1721 г.

Разработка урока истории в 8 классе «Северная война» | План-конспект урока по истории (8 класс):

8 класс

Тема урока: Северная война.

Разработал учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 9 г. Йошкар-Олы»

 Павлова Т.В.

Цели:

1) Обучающая: : ознакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства;  установить главные направления внешней политики Петра Первого;

 2)Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды, составлять историческую характеристику личности; развивать познавательный интерес к изучению истории своей Родины.

3) Воспитательная: воспитывать стремление к более глубокому знанию истории  родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.

Задачи:

  1. Предметные:

— познакомить с личностью  Петра Первого- человека, царя, полководца;

-развивать интерес к изучению истории Родины;

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, уважение к его истории.

      2)   Межпредметные:

         — Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать исторические факты,                    формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

         — Личностные УУД: нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение личности.

         — Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной монологической речью.

          — Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Технологии: технология проблемного диалога; технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение и письмо; элементы технологии «Опережающее задание».

Метод обучения: проблемный.

Методы и формы работы с обучающимися:

— групповая работа;

-индивидуальная форма работы;

-метод сравнения и сопоставления;

-метод наглядного показа;

-иллюстративный метод объяснения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карта, цветные иллюстрации, дополнительная литература.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка проблемы. Объяснение нового материала.
  4. Решение проблемы. Закрепление.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Форма работы – тестирование, фронтальный опрос.

         Летом 1682 года, 18 августа, состоялось восшествие Петра Алексеевича Романова на российский престол.   Этот государь вошел в историю как реформатор и преобразователь. При нем территория России значительно расширилась, изменился общественный уклад и даже облик русских людей.   Петр I оставил после себя совсем другую страну, чем ту, которую принял в 1682-м году.  Предлагаю вам пройти не сложный тест об одном из самых выдающихся правителей России. Что вы  помните о Петре Первом кроме того, что он был очень высоким?

         Давайте проверим! Каждый из вас получает листок для самооценки. В течение урока вы будет ставить себе оценки за работу на разных этапах урока. В конце подведем итоги и узнаем, насколько успешно вы сегодня работали.

Карточки с тестом

Тест: Тест «Что вы знаете о Петре Первом »

1. В каком возрасте Петр Алексеевич взошел на престол:

— 20 лет

— 15 лет

— 10 лет

2. А как называлось государство, которым Петр Первый стал править?:

— Российская Империя-

— Русское Царство-

— Московия-

3. Под каким  именем отправился Петр в составе Великого посольства в Европу:

— Петр Михайлов

— Иван Петров

— Никита Панин

 4.Как назывались «потешные» полки, образованные по приказу юного Петра :

 — Кукуйский и Голштинский

 — Семеновский и Преображенский

    — Питерский и Московский

 5. Как назывались отборные войска, созданные Петром в 90-х годах XVII века:

    — фаланга

    — инфантерия

    — гвардия

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Какой опыт извлек Петр из Азовских походов? (недостаточно подготовленная армия, отсутствие  преданных офицерских кадров, отсутствие союзников).
  2. Для чего было организовано Великое посольство? (организация единого союза европейских христианских государств  против Крымского ханства и Турции).
  3. Почему царь отправился в Европу инкогнито? (знакомство и с жизнью и порядками в европейских странах, с целью лично научиться строить корабли).
  4. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпал ли он с намеченными целями? («Великое посольство» не достигло своей главной цели- заключения нового антитурецкого соглашения. Вместо союзников для войны с Турцией Петр нашел союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю).

3. Изучение нового материала.

Проблема: Царь Петр был молодым, неопытным, неискушенным в политике, он взошел на трон не в «белых перчатках», а обагрив руки кровью казненных стрельцов.  Почему же еще при жизни современники, причем не только в России,  назвали его «Великим»? Чтобы ответить на это вопрос, давайте поближе познакомимся с деятельностью Петра.

Цель нашего урока: познакомиться с внешней политикой Петра Первого.

  Вам уже известно, что Петр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Петр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твердо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу. Давайте подумаем, какими личностными качества должен был обладать человек, поставивший перед собой такие глобальные задачи.

(На доске записываются в два столбика положительные и отрицательные качества Петра Первого)

   В 1699 г. был заключен Северный союз для борьбы со Швецией в составе России, Дании, Саксонии. В 1700 году началась Северная война, которая длилась 21 год. ( запись в тетрадь)

Работа с картой ( стр.30)

  1. Найдите на карте территории, которые необходимо было вернуть в состав Русского царства.

Запись в тетрадь:

Причины Северной войны ( 1700- 1721 г.г.)

      Борьба за выход к Балтийскому морю, так как для развития экономики страны, ее рынка, необходимо было расширить связи с другими государствами. Отсутствие выхода к Балтийскому морю, гавани и флота грозило в будущем экспансией морских держав и потерей Россией национальной независимости.

Исторический словарик (запись в тетрадь):

Экспансия – расширение сферы влияния.

Рассказ учителя: начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Уроки Нарвской «конфузии».

Работа с текстом учебника: «Реформа армии».

В результате военных реформ Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

         Тем временем активными военными действиями против польского короля и саксонского курфюста Августа II шведский король Карл XII вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Однако он не учел того, что, пока он вел польскую кампанию, русская армия превратилась в серьезную военную силу. Летом 1708 года шведский король выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царем дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого разбили армейский корпус противника и захватили обоз,  двигающийся на помощь Карлу XII из Риги. Теперь шведы были лишены припасов.

Запись в тетрадь: 28 сентября 1708 г. – сражение у деревни Лесной — «матерь Полтавской баталии».

Полтавское сражение

Сообщение ученика- опережающее задание

Работа с картой и схемой сражения.

Запись в тетрадь: 27 июня 1709 года – Полтавская битва. Разгром шведской армии Карла XII.  (Во главе русской армии были полководцы Б.П.Шереметев, А.Д.Меньшиков, Н.П.Репин. Общее руководство военными действиями осуществлял Петр Первый).

Работа с документом ( стр.33)

«Из обращения Петра Первого к войскам в день Полтавской битвы. 27 июня 1709 года».

??? Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Как описывает эту битву великий русских поэт А.С.Пушкин.

Зачитывание отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»( читают учащиеся).

Запись в тетрадь:

Значение Полтавской «виктории»:

         Полтавская победа означала перелом в войне. Боевые действия были перенесены на территории других стран. Значительно окреп международный престиж России.

Мнение историков( работа с учебником, стр.34-35)

Прутский поход.

Сообщение ученика – опережающее задание. Работа с картой.

Итоги похода:

1. Было заключено перемирие, по которому Россия возвращала Турции Азов, соглашалась разрушить крепость Таганрог.

2.Россия обязалась не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию, не держать своих войск в Польше, не вмешиваться в ее дела, нее иметь постоянного дипломатического представительства в Стамбуле.

Победы русского флота.

Сообщения учеников – опережающее задание. Работа с картами и схемами сражений.

Запись в тетрадь: 27 июля 1714 года – морская победа у мыса Гангут (Ханко).

                                      27 июля 1720 года- морская победа у острова Гренгам.

Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.

Запись в тетрадь –

 Итоги Северной войны

  1. Был подписан Ништадский мирный договор (1721 г.), по которому Россия получила Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями: Лифляндией, Эстляндией, Ингерманландией, а также города: Ригу, Ревель, Дерпт, Нарву, Выборг, Карелу, острова Эзель и Даго.
  2. Россия получила выход к Балтийскому морю.
  3. Россия вошла в число ведущих европейских держав и смогла активизировать свою внешнюю политику на других направлениях.

            Теперь я предлагаю вам вернуться к характеристике Петра Первого. Как вы думаете, какие из перечисленных вами ранее качеств помогли Петру Первому добиться таких успехов во внешней политике.  В чем он может быть образцом для поведения? И правы ли были его современники, назвав его Великим? ( дискуссия учащихся)

4.Подведение итогов урока.

       Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности и благодаря высокому духовному настрою людей, защищавших свое Отечество, России удалось одержать победу в Северной войне и войти в состав ведущих европейских держав.

5.Выставление оценок.  Рефлексия.

 С помощью цветных карточек обучающиеся оценивают урок:

  1.  Я сегодня многое узнал,  многому  научился, получил  пользу от урока.
  2. Ничему не научился, не узнал ничего нового.
  3. Частично не удовлетворен, необходимо доработать отдельные моменты.

6.Домашнее задание:  выучить параграф 4, читать стр.33-35.

Лист для самооценки :»Работа на уроке».

Тестирование

Опережающее задание

Работа  с текстом

Участие в обсуждении

Битва при Руапекапеке — Силы обороны Новой Зеландии

Фото: Штурм Па у Руапекапека, 11 января 1846 г., 1846 г., Новая Зеландия, с картины Джона Уильямса. Куплен в 2000 году на средства Совета по лотерейным грантам Новой Зеландии. Те Папа (2000-0008-1).

Те Руапекапека, последнее сражение Северной войны 1845-1846 годов, которое стало первым крупным конфликтом между британской короной и иви после подписания Те Тирити о Вайтанги в 1840 году.

Хёне Хеке Покай (Нгапухи ) и Те Руки Кавити (Нгати Хайн) возглавили сопротивление Короне из-за ее пренебрежительного отношения к тино рангатиратанга, но лидеры иви не были едины. Другие вожди нгапухи во главе с Тамати Вака Нене встали на сторону короны.

В первых битвах Хеке и Кавити сражались в основном в обороне из-за стен прочной «противоартиллерийской» па, нанося тяжелые потери атакующей британской пехоте.

Па Кавити в Те Руапекапека, построенная за несколько месяцев, была самой прочной из всех. Защищенный двойным частоколом из тяжелых бревен пурири, па получил название Те Руапекапека, потому что его траншеи, подземные туннели и глубокие бомбоубежища делали его похожим на «гнездо летучих мышей».

Британским войскам и их союзникам, состоящим из 1300 британцев под командованием полковника Генри Деспарда и 400 маори во главе с Нене, потребовался месяц, чтобы перетащить тяжелую артиллерию через 20 км пересеченной местности, чтобы добраться до Те Руапекапека.

Артиллерия включала три массивных 32-фунтовые пушки и ряд других пушек, минометов и реактивных снарядов. Силы Кавити и Хеке насчитывали не более 500 воинов, вооруженных только мушкетами и двумя легкими пушками.

После нескольких недель беспокоящего огня против па Деспард приказал провести массированную общую бомбардировку 10 января 1846 года, в результате которой стена была пробита в двух местах. На следующее утро разведчики Нене сообщили, что Руапекапека оказалась пустой по причинам, которые до сих пор оспариваются. Однако Кавити и около дюжины его людей все еще были внутри, когда британцы начали атаку.

После ожесточенного боя Кавити отступил в ближайшие кусты, и между деревьями вспыхнула ожесточенная перестрелка. Двенадцать британцев и неизвестное количество маори были убиты до того, как стрельба в конце концов прекратилась.

Вскоре последовал мир между лидерами иви, а также между иви и Короной. Все стороны желали положить конец войне, которая стоила огромных ресурсов и многих жизней.

Сейчас, спустя 175 лет, Те Руапекапека находится в прекрасном состоянии. Но с годами многие элементы на поле боя, в том числе могила 12 британских солдат, погибших в бою, исчезли из поля зрения.

Начиная с 2012 года, при поддержке Te Ruapekapeka Trust и Департамента консервации, исследования этого места под руководством археолога Джонатана Карпентера вновь открыли многие из этих особенностей.

Большая часть этой работы была сосредоточена на районе бывшего британского лагеря, который в течение многих лет был наименее изученным или защищенным на поле боя. Именно здесь, согласно дневнику Александра Вискера, солдата, принимавшего участие в битве, были похоронены британские войска.

Сначала усилия были сосредоточены на обнаружении оборонительного рва и бруствера лагеря, и именно в ходе этих работ были обнаружены первые намеки на прямоугольный гравийный элемент.

В декабре 2017 года дальнейшие раскопки подтвердили, что этот объект был давно потерянным захоронением 12 мужчин. Среди находок была глиняная трубка, а также предметы обмундирования и личного снаряжения. Все эти предметы были подняты именно туда, где были обнаружены при повторном закрытии могилы.

Мемориал двенадцати британским солдатам, морякам и морским пехотинцам, погибшим в бою, будет открыт 3 февраля 2021 года как непреходящий символ памяти, мужества, решимости и самопожертвования для всех, кто сражался при Те-Руапекапека.

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ 1700

ххххх Как мы видели, по Вестфальскому договору 1648 г. (С1), положившему конец Тридцатилетней войне, Швеция стала господствующей нацией на Балтике, что укрепилось в 1660-е годы, когда его король-воин Карл X Густав захватил земли, принадлежавшие датчанам. Но когда молодой Карл XII взошел на престол в 169 г.7, Россия, Саксония- Польша и Дания- Норвегия объединились, чтобы сократить Швецию до размеров. Их ждал шок. В последовавшей в 1700 году Великой Северной войне молодой король с помощью своих старших офицеров отбросил датчан, вынудив их заключить мир, а затем одержал громкую победу над русскими в битве под Нарвой. Затем в 1701 г. он изгнал поляков из Ливонии и, как мы увидим (1702 г. н. э.), сверг их короля Августа II. Но дни шведского успеха были сочтены.

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ

1700 — 1702  (W3)

Благодарности

Карта (Швеция): под лицензией Creative Commons – maps.the fullwiki.org. Нарва: работы шведского художника Густава Седерстрема (1845- 1933), 1905 г. — Национальный музей изящных искусств, Стокгольм. Карл XII: деталь работы финского художника Акселя Спарре (1652- 1728), 1715 г. — Национальный музей изящных искусств, Стокгольм.

ххххх Как мы видели, по Вестфальскому договору — мирное соглашение 1648 (С1), положившее конец Тридцатилетней войне — Швеции, в состав которой тогда входила Финляндия, были переданы некоторые балтийские провинции, тем самым она получила контроль над Балтийским морем и стала доминирующей нацией в этом регионе. Затем, с прибытием на сцену их короля-воина Карла X Густава в 1654 году, Швеция снова перешла в наступление, решив расширяться за счет тех государств, которые были более серьезно ослаблены суровостью Тридцатилетней войны.

ххххх В 1655 году по сфабрикованному обвинению он начал всеобщее вторжение в Польшу, но это встревожило его соседей, Данию, Россию и Священную Римскую империю, и они объявили войну Швеции. Карл Густав не мог справиться с этим могущественным союзом, и он быстро вывел свои войска с территории Польши. Неустрашимый, однако, теперь он обратил свой взор на Данию и в дерзкой атаке захватил провинцию Ютландия и заставил датчан сесть за стол переговоров. По Роскильдскому договору в феврале 1658 года они должны были передать все земли, которыми они владели на юге Швеции, вместе с Тронхеймом и островом Борнхольм. Последовали дальнейшие нападения на Данию, но со смертью Карла Густава в 1659 году., серия договоров положила конец конфликту — , часто называемому Первой Северной войной. Шведы вернули Тронхейм и остров Борнхольм, но сохранили большую часть земель, захваченных у Дании.

ххххх Прекрасная возможность сократить Швецию до размеров и положить конец ее контролю над Балтийским морем представилась в 1697 году, когда Карл XII, 15-летний юноша, взошел на шведский престол. В 1700 г. был заключен союз между Россией, Саксонией-, Польшей и Данией-9.00:39 Норвегия перешла в наступление. В феврале саксонские войска вторглись в Ливонию в начале кампании, известной как Великая Северная война. Но коалиция не приняла во внимание мужество и способности, присущие молодому Карлу XII, которому суждено было стать одним из величайших монархов Швеции. В августе с помощью своих старших офицеров он предпринял смелое контрнаступление. Переправив свои войска через Балтийское море, он захватил Зеландию, отбросил датчан и навязал нейтралитет их королю Фридриху IV в Тавендальском мире (ныне Травенталь). Затем, всего через три месяца, он напал на русских, затем осадил город Нарву и, хотя и значительно превосходил численностью, практически уничтожил всю их армию в Нарвской битве. Сражаясь в ослепляющую метель, нам рассказывают, что русский вождь, царь Петр I, бежал с поля боя, плача, как ребенок, и полон решимости отомстить.

ххххх Август II, король Польши и курфюрст Саксонии, был следующим в списке.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *