В каком году на самом деле появилась Россия
Русская семерка
Официальной датой считается 862 год. Он увековечен в памятнике в Великом Новгороде «Тысячелетие России», поставленном в 1862 году. Но есть сомнения как в самой дате, так и в значении события, которое традиционно берётся за точку отсчёта истории России.
© Русская семеркаКогда Русь так прозвалась
Видео дня
В лето 6370-е по счёту древнерусских летописей, то есть в 862 году по нашему летоисчислению, варяжские конунги Рюрик с братьями пришли княжить в Новгород (по некоторым спискам – сначала в Ладогу, потом в Новгород), будучи приглашены туда словенами, а также чудью, мерей, весью и кривичами. С этого времени ещё средневековые русские летописцы вели начало династии Рюриковичей. А династия в те времена считалась главным компонентом государства. Ни в каких иностранных источниках, в том числе скандинавских сагах, которые, казалось бы, должны были посвятить особенное внимание этому событию, нет подтверждения сказанию о призвании. В некоторых в эти годы упоминается славный Рёрик Ютландский (он же Фрисландский), но нет ни малейших указаний на то, что он княжил в славянских землях. Но даже если так было, какое основание класть именно данное событие в начало русской государственности? Ведь очевидно: если словены и прочие племена, упомянутые в древнерусской «Повести временных лет», пригласили править Рюрика с братьями, то у них уже и без варягов была государственность. Следовательно, призвание князей это эпизод из истории уже существовавшей русской государственности, а её начало относится к какому-то более раннему времени. Происхождение же термина «Русь» неизвестно. В той же «Повести временных лет» есть указание на то, что «в лето 6360-е, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля». 6360 год «от сотворения мира» это 852 год в нашем летоисчислении. Михаил это византийский император Михаил III, но он начал царствовать в 842 году. Правда, правил он до 867 года, поэтому, с известной натяжкой, 852 год можно отнести к началу его правления. В любом случае, даже известную из летописей дату «прозывания» (тут могут быть два значения: называться и приобрести известность) Руси как страны следует отнести минимум на десять лет раньше традиционной.
839 год – первое упоминание о Руси
Древнерусские летописи рассказывают, что в 866 году русы совершили поход на Константинополь. Однако по византийским источникам, где подробно описано это событие, оно произошло в 860 году, и сейчас эта дата является общепринятой. Так что, опять же, раньше 862 года прослыла Русская земля в соседних странах. Впрочем, в иноземных источниках есть ещё более раннее указание на существование Русского государства. В 839 году послы кагана русов, как рассказывают «Бертинские анналы», прибыли к франкскому императору Людовику I на обратном пути к себе домой из Константинополя. По их словам, они не могли возвращаться прямым путём, боясь нападения тамошних враждебных народов. В науке не прекращаются споры о том, где же находился этот Русский каганат и что он собой представлял. Немногие упоминания о нём носят очень отрывочный характер и могут иметь несколько противоречивых объяснений. Как бы то ни было, 839 год – первое упоминание в литературе о государстве, носившем имя Руси.
Россия – не то же, что Киевская Русь
Однако возникает вопрос: какие есть у нас основания начинать историю Российского – именно Российского – государства от той Руси IX века? Ведь непрерывная традиция независимой российской государственности, объединяющей большую часть русского народа (причём именно русского народа, в отличие от украинского и белорусского), возникает только после падения Золотой Орды в конце XV века. Претензия московских великих князей (а впоследствии царей) на монопольное правопреемство от Киевской Руси возникла в конце XV – XVI вв. и имела политическое значение – попытку завоевать западнорусские земли, входившие в состав Великого княжества Литовско-Русского. Это княжество, располагавшееся на большей части Киевской Руси, имело не меньше оснований считаться его преемником. Кстати, упомянутый памятник в Новгороде отражает эту точку зрения: среди великих государственных деятелей истории России на нём изображены литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт. Династическое правопреемство Москвы (вспомним знаменитое «Рюриковичи мы») вряд ли может считаться достаточным основанием для современных историков считать Москву единственной продолжательницей древнерусской государственности. Ведь само существование Рюрика в значительной степени легендарно. Российское государство это новое образование, возникшее в конце XV веке путём разрастания одного из княжеств, возникших в результате распада древнерусской государственности и народности. Это, кстати, подчёркивает и его название. Оно стало называться на греческий манер «Росией», а не Русью.
Различие историй страны, народа и государства
Так какую же дату класть в основание именно российской государственности? Очевидно, важнейшей отправной точкой тут является приобретение внешней независимости – 1480 год, «стояние на Угре» и падение Золотой Орды. Кстати, в ознаменование этой победы тогда же было велено отмечать её каждый год крестным ходом 23 июня (старого стиля; хотя бегство хана случилось в ноябре). Понятно, что у этой даты есть своя предыстория – возвышение Москвы, которое кажется правильнее начинать с того момента, когда Москва приобретает свою княжескую династию. То есть с вокняжения в ней сына Александра Невского – Даниила – в 1263 году. Предшествующее время это возникновение, расцвет и упадок Древнерусского государства. Некий аналог мы можем наблюдать в истории Франции. Хотя государство франков на землях Галлии, будущей Франции, давшее ей своё имя, возникло в V веке, но начало Французскому королевству было положено распадом империи Карла Великого в IX веке. До конца XV века это история русского народа, русской цивилизации, но это ещё не история Российского государства, это его предыстория. Представляется, что так точнее были бы обозначены вехи нашего исторического пути. Ведь и само понятие «государство» требует соответствия себе в реальности. В этой связи можно вспомнить, что видный русский историк Сергей Соловьёв (1820-1879), автор 29-томной «Истории России», считал что государство Российское сложилось только в XVI веке. То, что было раньше, он считал догосударственной эпохой. Настоящим государством для него было только централизованное государство, а оно и возникает у нас не ранее конца XV столетия. Таким образом, историю России как страны можно начинать вообще с незапамятных времён, рассказывая о первобытных людях на её территории. История народа, носившего имя Руси, и страны, им населённой, начинает приобретать какие-то контуры с IX века. На протяжении семи столетий тут возникают и распадаются различные государства, пока, наконец, в конце XV века не складывается то государство, которое непрерывно существует по сей день.
Истории, Карл Великий, Сергей Соловьев, Александр Невский
57Русская семерка: главные новости сегодня
Что необычного сделал сын Сталина после смерти отца
«Донос на Михаила Танича»: за что поэту дали 6 лет ГУЛАГа
Почему герой-фронтовик сбежал в лес на 40 лет
Зеленский назвал Украину единственной наследницей Киевской Руси.
В Москве ответили шуткойПрезидент Украины Владимир Зеленский заявил, что только его страна может считаться наследницей Киевской Руси. Об этом украинский глава сказал в своем видеообращении по случаю Дня государственности Украины.
«Мы не колония, не анклав, не протекторат, не губерния, эялет или кронланд, не часть чужих империй, не «земли в составе», не союзная республика, не автономия и не провинция, а свободная, самостоятельная, суверенная, неделимая и независимая страна, которой минимум 1,5 тыс. лет, когда Кий, Щек, Хорив и Лыбедь основали столицу Украины. Она единственная законная наследница Киевской Руси, достижений наших правителей Аскольда и Дира, вещего Олега, князя Игоря, равноапостольной княгини Ольги, Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха», — сказал Владимир Зеленский, стоя на берегу Днепра.
Кроме того, украинский президент заявил, что именно с Украины началась история христианства в Восточной Европе.
День государственности Украины отмечается 28 июля впервые, он был учрежден по инициативе Зеленского.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова уже прокомментировала выступление Зеленского.
«Княже Володимир, тогда чур не обижаться, что часть Украины будут называть Русью. Сам сказал. Молодец», — написала Захарова в своем Telegram-канале.
В 2021 году Зеленский также публиковал в своих соцсетях видеообращение по случаю Дня крещения Киевской Руси — Украины, в котором назвал русских и украинцев «очень дальними родственниками».
По его мнению, современной России не стоит претендовать на статус наследницы Киевской Руси, поскольку русские являются лишь «двоюродными племянниками».
«И [нельзя] пытаться доказать свою причастность к истории тысячи лет и тысячи событий, находясь от мест, где они происходили, за тысячи километров (…) Нам не надо доказывать это историческими трактатами, работами, статьями.
Потому что наши доказательства не на бумаге, а в металле и камне», — заявил Зеленский.Выступление украинского президента было своеобразным ответом на статью президента РФ Владимира Путина, опубликованную за пару недель до этого.
Статья вышла на двух языках — русском и украинском. Инициативу письменно изложить свое мнение Путин объяснил тем, что «руководители современной Украины и их внешние покровители предпочитают о некоторых фактах не вспоминать», когда речь идет о единстве русских и украинцев.
В своей статье 2021 года Путин называл происходящее между Россией и Украиной в последние годы «большой общей бедой и трагедий», поскольку, как он считает, русские и украинцы испокон веков считались одним народом, так как проживали в составе Древней Руси.
«И знать, и простые люди воспринимали Русь как общее пространство, как свою Отчизну», — писал Путин и добавлял, что даже в период раздробленности сохранялось единение языка и веры, а также напоминал про события XVII века, когда Русское государство вело затяжную войну с Речью Посполитой, итогом которой стало вхождение в состав Русского государства города Киева и земель левобережья Днепра, включая Полтавщину, Черниговщину, а также Запорожье.
Примечательно, что с Днем крещения Руси Зеленского поздравил в 2021 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Ваше Превосходительство, уважаемый Владимир Александрович! Сердечно поздравляю Вас с Днем крещения Руси», — писал тогда предстоятель РПЦ в послании украинскому президенту.
По его словам, праздником дорожат миллионы верующих на Украине, «ведь именно из Днепровской купели славного града Киева воссиял свет православия по всей Руси».
Эхо Австро-Венгрии: в Киеве готовы «принять» пару областей РФ
Украина готова «принять пару областей России», заявил украинский вице-премьер по вопросам евроинтеграции…
02 декабря 10:33
«День крещения Киевской Руси – Украины» был официально учрежден только в июле 2008 года, когда президент Украины Виктор Ющенко приказал отмечать праздник, «учитывая значение православных традиций в истории и развития украинского общества». В РФ официально дата Дня крещения Руси была установлена в 2010 году, но РПЦ предлагала президенту Дмитрию Медведеву сделать это также в 2008 году — в июне.
В 2009 году Ющенко заявил, что этот праздник символизирует «преемственность тысячелетней истории Украины», а также украинской нации и государственности. Кроме того, экс-президент заявил, что 28 июля должна отмечаться «неделимость украинского народа» и «соборность всех украинцев и всех украинских земель вокруг Киева».
На Украине регулярно звучат заявления о том, что Россия не наследует Киевской Руси – в отличие от самой Украины.
В октябре 2021 года глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович заявил, что Россия присвоила себе украинскую историю. По его словам, в исторических источниках эпохи Руси данный термин «не применяется ни к Новгороду, ни к Суздали».
«Вначале Русь использовалась только для территорий центральной Украины нынешней, а немного позже, с XII столетия, к Галицко-Волынскому княжеству — к западной Украине. Это и есть Русь», — сказал он.
Летом 2018 года депутат Верховной рады от партии «Свобода» Андрей Ильенко заявил, что Российская Империя появилась после того, как Москва «украла название и историю» у Киева.
По версии Ильенко, что до Петра I Русское Царство называлось Московией, а на Украине находилась «настоящая» Русь. Ранее известная украинская националистка Лариса Ницой заявила, что Россию «стоило бы переименовать в Московию». По словам Ницой, Русь на самом деле зародилась в Киеве, и только потом Петр I своим указом назвал Русью свое Московское царство.Наконец, в 2016 году в Верховную раду Украины внесли законопроект, который предлагал запретить употреблять слово «Россия» и его производные в отношении РФ, которую, в свою очередь, предлагалось переименовать в Московию. С такой инициативой выступила депутат от Радикальной партии Оксана Корчинская. В документе также говорится, что название «Россия» является «историческим достоянием Украины». Однако законопроект не был одобрен нардепами.
Впоследствии доктор исторических наук, профессор СПбГУ Татьяна Таирова в эфире телеканала «Звезда» заявила, что использовать термин «Русь» относительно только территории современной Украины крайне некорректно.
«Название — Русь»: Украину хотят переименовать
На Украине предложили переименовать страну в Русь. С таким заявлением выступил адвокат Андрей Федур, по словам…
18 мая 14:13
«Киевская Русь охватывала и часть современной России, и Украины, и Белоруссии. Поэтому этот термин относится ко всем этим территориям», — говорила историк в эфире российского канала.
Киевская Русь — Когда князь-викинг Олег правил средневековой Россией
В течение четырех столетий варяги господствовали над частями России, Белоруссии и Украины, с наибольшей экспансией при князе Олеге-Вещем.
Автор: Becky Little
Опубликовано:
Иллюстрация Олега. Предоставлено: Fine Art Images/Heritage Images/Getty ImagesИсторические люди, известные как викинги, которые были родом из Скандинавии в Северной Европе, сегодня хорошо известны своими подвигами на западе. Но купцы-воины проникли и в Восточную Европу, где помогли основать средневековую федерацию на территории, ныне известной как Беларусь, Украина и часть России. Их свободная федерация княжеств под названием Киевская Русь просуществовала почти 400 лет, окончательно распавшись во время монгольского нашествия в 13 веке.
Ранние скандинавские поселения на Востоке
Викинги основали Киевскую Русь в середине 9 века, но скандинавские поселения в Восточной Европе на самом деле датируются как минимум 750 годом н.э. город Старая Ладога (или «Старая Ладога»), через Ладожское озеро от территории современной Финляндии. Одним из артефактов, обнаруженных археологами в городе, является талисман с ликом Одина, скандинавского бога войны.
«Ранних скандинавов особенно привлекало появление в Ладоге исламских серебряных монет или дирхемов», — пишет ученый Томас С. Нунан. «Регулярный поток исламских дирхемов из России в Скандинавию через Ладогу начался в начале девятого века и является еще одним свидетельством присутствия викингов в Ладоге задолго до 840 года».
ПОДРОБНЕЕ: 10 вещей, которые вы могли не знать о викингах
Князь Олег расширяет территорию, переносит столицу в Киев
Fine Art Images/Heritage Images/Getty ImagesРюрик и его братья прибывают в Старую Ладогу.
После 840 г. скандинавские викинги, которых в Восточной Европе называли «варягами» или «русами», установили власть викингов над славянскими племенами на территории, которая стала называться Киевской Русью. Сначала область была поделена между тремя знатными братьями.
«Старший, Рюрик, находился в Новгороде; второй, Синеус, на Белоозере; а третий, Трувор, в Изборске, — рассказывает Русская Первая Летопись , история региона, завершенная в XII веке киевскими монахами. «Из-за этих варягов Новгородская область стала называться Русской землей». («Русь», откуда происходит название «Россия», предположительно происходит от древнескандинавского слова, означающего «люди, которые гребут».)
Братья Рюрика умерли в течение двух лет, поэтому он потребовал их территорию и утвердил Новгород как столица своего владения. После смерти Рюрика его преемник князь Олег Новгородский (или Олег Вещий) захватил город Киев в 882 году и перенес столицу из Новгорода в Киев. Помимо захвата новых территорий для увеличения размера Киевской Руси, Олег также увеличил ее богатство, заключив выгодную торговую сделку с Константинополем, столицей Византийской империи.
ПОДРОБНЕЕ: История, происхождение и тактика викингов
Королевские муки после Олега
Археологические находки в регионе подтверждают Русскую Первую Летопись исторический отчет о викингах в регионе — по крайней мере, частично . Однако историки предостерегают читателей относиться к повествованию Chronicle с недоверием, так как некоторые из его историй носят преувеличенный, мифический характер.
Одна такая история: как Олег якобы погиб. Согласно Chronicle , пророчество при его жизни предсказало, что одна из его лошадей станет причиной его смерти. Чтобы избежать своей участи, Олег никогда не ездил на этой лошади. Но после того, как он успешно расширил территорию Киевской Руси и расширил торговлю, он стал немного дерзким и начал задаваться вопросом, сможет ли он все-таки скакать на лошади. К тому времени животное умерло, поэтому Олег нашел его кости и издевательски наступил на череп; но, по преданию, из-под него выскользнула змея и ужалила Олега, убив его.
После Олега наступил период царской беды. Его преемником стал сын Рюрика Игорь Киевский, женившийся на женщине по имени Ольга. Подобно Олегу, Игорь собирал дань с покоренных им народов; но, в отличие от Олега, его цены были настолько высоки, что побудили племя убить его. После его смерти к власти пришла его жена Ольга.
То, что, как сообщается, произошло дальше с Ольгой, является одной из тех историй, которые, скорее всего, живут на мифическом конце спектра. Ольга была (по понятным причинам) в ярости из-за того, что раннеславянское племя древлян убило ее мужа. Поэтому, когда древлянские эмиссары пришли к Ольге, чтобы обсудить, выйдет ли она замуж за одного из их князей, она якобы обманом заставила их быть похороненными заживо. В летописи также говорится, что она пригласила к себе в гости группу древлянских мудрецов, а затем сожгла их заживо в бане.
ПОДРОБНЕЕ: 6 лидеров викингов, которых вы должны знать
Конец эпохи Киевской Руси
Киевская Русь была в основном языческой до конца 10 века, когда Владимир Великий пришел к власти и ввел христианство. Преобразование фактически произошло в результате сделки между Владимиром и византийским императором. Владимир согласился принять христианство и послать императору 6000 воинов для защиты его престола; взамен Владимир женится на сестре императора.
ПОДРОБНЕЕ: Путешествие по миру викингов: В поисках Константинополя
В результате обмена солдатами была создана Варяжская гвардия, элитное подразделение имперских телохранителей. Кроме того, сделка привела к распространению византийской культуры в пределах Киевской Руси. Владимир строил церкви для распространения христианства и школы для распространения грамотности (а также, вероятно, христианства). Экономика процветала, и Киевская Русь продолжала расширяться. Пик этого культурного и экономического роста, вероятно, пришелся на правление сына Владимира Ярослава I (или Ярослава Мудрого), который начал строительство Софийского собора в Новгороде.
После этого федерацию Киевская Русь охватила царская борьба за власть. Крестовые походы принесли дополнительную нестабильность, так что к моменту вторжения монголов в 13 веке Киевская Русь была слабой и разделенной и легко пала.
Как христианство пришло на Украину и в Россию | История христианства
В 1988 году христианский мир отметил тысячелетие христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.
Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена хотя бы одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.
Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.
Покупка церкви
Владимир, очевидно, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).
История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем описать это вам. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».
Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие , что означало «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.
В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.
Ковка народной церкви
Знаменательный для церковной истории Владимир приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения, иначе они будут считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.
Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.
Столетия спустя, когда не Киев, а Москва была столицей России, русское православие стало такой силой, что Москва считала себя Третьим Римом, новой столицей христианской империи. Владимир этого не знал, но, приняв христианство, он проложил путь к Российской республике, описанной одним писателем как «одна из «самых христианских» наций в мире — стране с богатой, вековой историей церквей и монастыри, источник многочисленных почитаемых святых и мучеников, с драгоценным и богатым наследием духовной музыки, иконописи и духовной литературы».
Ваш комментарий будет первым