Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Вепсская культура: Карельская региональная общественная организация «Общество вепсской культуры»

Карельская региональная общественная организация «Общество вепсской культуры»

Объединяет вепсов

Деятельность Общества вепсской культуры (далее Общества) стала возможной благодаря перестройке, положившей начало демократическим переменам в обществе. Учредителями Общества выступили организаторы и участники двух важнейших в истории вепсского народа мероприятий — конференции в июне 1987 г. в селе Озёра и совещания в октябре 1988 г. в городе Петрозаводске. Среди них вепсский писатель Анатолий Петухов из города Вологды, научные сотрудники Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук – Зинаида Строгальщикова, Нина Зайцева, доцент Петрозаводского государственного университета Мария Муллонен, сотрудники Шелтозерского вепсского этнографического музея − Рюрик Лонин, Александр Максимов, директор Шелтозерской школы Роза Максимова и другие.

Общество зарегистрировалось в Республике Карелия в сентябре 1989 г.

и изначально четко определило приоритеты своей деятельности: воссоздание вепсской письменности, возрождение вепсского языка и культуры, главным звеном которого должна стать школа; содействие социально-экономическому развитию мест проживания вепсов, определение на законодательном уровне его статуса как коренного малочисленного народа. Такой статус вепсы получили в 2000 г., а с 2006 г. вепсы являются коренным малочисленным народом Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

На рубеже 1980–1990-х гг. требования о защите этнокультурных интересов вепсов позитивно воспринимались республиканской властью, движениями и организациями, выступающими в Карелии за демократическое преобразования. Это содействовало в апреле 1990 г. избранию на первых альтернативных выборах в Верховный Совет Карелии представителя от Общества Зинаиды Строгальщиковой. В том же году Анатолий Петухов  был избран в Верховный Совет РСФСР от Вологодской области. 

Сегодня Общество вепсской культуры проводит огромную работу по сохранению, развитию и популяризации вепсского языка, культуры, традиций вепсского народа как в вепсских сельских поселениях Республики Карелия, так и в Ленинградской, Вологодской областях.

В Обществе сформировалась группа вепсской интеллигенции, многие из которых известные специалисты по вепсскому языку, журналисты, учителя вепсского языка, представители органов власти, работники культуры и образования. Все они вносят большой вклад в развитие вепсского языка, популяризацию вепсской культуры. 

В настоящее время на вепсском языке в Карелии ведутся радио и телепередачи; вепсский язык преподается в качестве учебного предмета в четырёх школах Карелии (с. Шокша, с. Шелтозеро, с. Рыбрека Прионежского района, г. Петрозаводск) и в одной школе Вологодской области (д. Куя Бабаевского района). В Петрозаводском государственном университете готовят будущих преподавателей вепсского языка и специалистов по вепсскому языку. Издается литература на вепсском языке, переодичные издания — вепсская газеты «Kodima»,  ежегодный альманах «Verez tullei», журнал для детей «Kipinä». Ведутся курсы вепсского языка для всех желающих. Регулярно проводятся научно-практические конференции по проблемам развития языка, культуры вепсского народа, а также различные конкурсы для детей и взрослых: фестиваль-конкурс «Вепсская сказка», «Песенный клубок», ежегодные традиционные праздники вепсской культуры «Päiväižen päiv» (с.

Шокша), «Elonpu» (с. Шелтозеро), «Kalarand» (c. Рыбрека).

Вепсское культурное наследие живет в творчестве действующих при Обществе фольклорных коллективах «Randaine», молодёжной фолк-группы «Noid». Они продолжают традиции известных вепсских коллективов – Вепсского народного хора из с. Шелтозера Республики Карелия и «Armaz» из с. Винницы Ленинградской области. Вепсская молодежь, получившая образование в Петрозаводском университете, активно использует знание вепсского языка для популяризации вепсского языка и культуры. Создаются фильмы, рассказывающие о традиционном укладе жизни и культуре вепсского народа: фильм «Vepsänsai» о вепсской свадьбе, «Животные в жизни вепсов», «Жизнь вепсского дома», «В чистой воде рыба клюёт», «Магия пастушьего рожка», «Сокровища белой веси». Вепсский язык можно услышать со сцены Национального театра Республики Карелия в спектаклях «Vauktad uned» («Белые сны») и «Kodi iknoil pöudolepäi» («Дом окнами в поле»). 

Общество активно сотрудничает с различными общественными организациями, международными фондами и учреждениями. Члены Общества входят в состав Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия, являются представителями в рабочей, молодёжной и экологической группах Баренцева Евро Арктического региона, принимают активное участие во Всемирном конгрессе финно-угорских народов, Съезде финно-угорских писателей, различных региональных, межрегиональных и международных мероприятий по вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, совершенствования законодательства в сфере защиты их прав.

Дата образования: 30.06.1999г.

Первый руководитель: Зинаида Ивановна Строгальщикова

Вепсы — народ, история, традиции, культура, религия, язык, одежда

Tervhen!

От Ладоги до Онеги жили чудь и весь – прародители современных вепсов. Было их в XIX веке больше 25 тысяч человек. Но уже к концу прошлого столетия насчитывалось чуть более 8 тысяч вепсов. Селились вепсы большими семьями по берегам рек и озер, выращивали ячмень, рожь, в XVIII веке активно развивались лесозаготовка и гончарное искусство.

Современными центрами вепсской культуры остаются горда и села Петрозаводска, а также Санкт-Петербург.

Регионы проживания

Карелия, Ленинградская и Вологодская области

Языки

Вепсский

Численность

Около 7,1 тыс. человек

Вепсский язык

Вепсский язык входит в Атлас исчезающих языков мира ЮНЕСКО. Вепсская письменность, созданная в 1931 году на основе латинской графики и переведенная в 1937 году на кириллицу, была прервана. 

Ее восстановление пришлось на конец 1980-ых гг.: издавались буквари, учебники, литература для преподавателей. А единый вепсский алфавит на основе латиницы был утвержден в 2007 году.

Журнал

Сарафан и сорока

Традиционная одежда вепсов

Мастер – ученик

Проект портала «Дети Арктики» и Института языкознания РАН

Горько!

Как играют свадьбы в Арктике

Люди Севера

Ассоциации КМНС и проекты по сохранению их культуры

Будь добр

Видеоинтервью с вепсянкой Анной Анхимовой

Видеоэкскурсии

Норильский уик-энд

Съемочная группа проекта «Дети Арктики» составила чек-лист самых ярких приключений в Норильске

Выходные в Заполярье не могут быть скучными! Окунуться под лед, спуститься в шахту, закоптить корюшку и сходить в музей – все это за два дня в Норильске. Ловите калейдоскоп впечатлений от «Детей Арктики» на Таймыре!

Куда ямдают ненцы?

Съемочная группа проекта «Дети Арктики» в гостях у общины Ямб То, в Ненецком автономном округе.

Заполярный Урал

Команда проекта «Дети Арктики» снова на Ямале! Едем на Полярный Урал!

Нарьян Мар – ключ к арктическим путешествиям

«Дети Арктики» в Ненецком автономном округе!

Рыбалка по-магадански

Съемочная группа проекта «Дети Арктики» отправляется на рыбалку

Языковой курс

Тема 1. Знакомство

Вепсский язык

С языком вепсов нас знакомит Лариса Чиркова, председатель Карельской региональной общественной организации «Общество вепсской культуры». Лариса прекрасно владеет родным языком и является одним из ведущих экспертов по вепсской культуре. В первом выпуске вы сможете выучить несколько слов и выражений на языке вепсов.

Тема 2. Работа

Вепсский язык

Тема 3. Быт

Вепсский язык

Тема 4. Семья

Вепсский язык

«Дети Арктики» в Москве

Вепсский язык

Предложить книгу

С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.

Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.

Название книги

Автор книги

Комментарий

Добавить файл

file_name .pdf, 105 Мб

Я согласен на обработку персональных данных

Очистить

Загрузка прошла успешно!

Предоставленные материалы были направлены на модерацию.

Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.

Ок

Проект «Вепсский ренессанс»

Проект «Вепсский ренессанс»

Общие s программа стратегий:  

обычный проект автор Скандинавские общественные организации и вепсское общество

Ментальный и физическое выживание вепсской нации как этнического меньшинства

    Предлагается Решение

    Предлагается Решение

    Предложено Решение

    Медицинский инфраструктура

    Предлагается Решение

    «Вепсский дом»: музей вепсской культуры и быта («Вепсоиден перть»)

     

    (Частная коллекция В.А. Кипрушкина и В.В. Шведова)

    Этот уникальный музейный комплекс расположен в с. Сарозеро (Киприяновская), Подпорожского района Ленинградской области, в 33 км от волостного центра — посёлка Винница, в 330 км от Санкт-Петербурга. Это единственный музей в России, полностью и полно отображающий культуру и образ жизни оятских вепсов в их естественной среде обитания. Также это самый большой и известный музей в Подпорожском районе Ленинградской области, уважаемый и ценимый местными жителями и известный как самый интересный культурный объект Подпорожского района.

     

    Расположенный на окраине одного из самых отдаленных и небольших поселков Ленинградской области, музей тем не менее находится в центре духовной и культурной жизни области, способствуя сохранению культурного наследия местных жителей, формирование и развитие своего национального самосознания. Актуально, что музей рассказывает о жизни и судьбе многих местных жителей, которые воспринимают ее очень лично и достаточно возвышенно, словно это семейный альбом. У него уже есть судьба.

     

    Коллекция музея основана на частном сборе предметов культуры и быта оятских вепсов Подпорожского района Ленинградской области.

     

    Коллекция активно формировалась в конце 1980-х — начале 2000-х гг. под руководством кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела восточнославистики и этнографии народов Европейской России А.Е. Этнография (Кунсткамера) РАН. Первоначально музей располагался в селе Кузнецы, позже был перенесен в село Ладва и в 2014 году окончательно обосновался в селе Сарозеро. Сегодня коллекция пополняется за счет пожертвований владельцев и за счет даров местных жителей.

     

    Коллекция музея представляет собой полный ассортимент предметов традиционной культуры оятских вепсов второй половины XVII — середины XX вв.: весь декоративный комплекс хозяйственных и хозяйственных построек, мебель, одежда, обувь, изделия рукоделия, быта. посуда, хозяйственные и профессиональные инструменты, музыкальные инструменты, предметы религиозной и магической практики, а также рукодельные, вязальные, обувные, бондарные, столярные, столярные, рыболовные, охотничьи, банные и продовольственные комплексы. Важную часть коллекции составляют документы и фотоматериалы по истории края и биографиям его жителей.

     

    Местные жители и основатели музея гордятся тем, что в музейной коллекции есть уникальные по своему культурно-историческому значению предметы, которых нет даже в собраниях крупных этнографических музеев.

     

    Среди последних значительных приобретений наиболее заметным является комплекс предметов охоты и рыболовства второй половины XIX века, дающий представление об особенностях организации и ведения различных видов охоты и рыболовства местных жителей. .

     

    Создатели музея стремились к тому, чтобы экспозиция воссоздала внутреннее убранство жилого дома, образ жизни семьи оятских вепсов, в том числе с особенностями крестьянской усадьбы. Жилой комплекс сопровождают охотничье-рыболовное зимовье и два сарая, расположенные на территории музея. Часть экспозиции находится под открытым небом.

     

    У посетителей создается впечатление, что они гости в жилом доме. Это полностью интерактивная экспозиция, где можно посидеть за праздничным столом, приготовленным к свадьбе, примерить одежду под звуки фонографа, поработать на ткацком станке, покачать колыбели, подержать в руках кухонную утварь и любые другие предметы.

     

    Музей «Вепсский дом» представляет памятники традиционной вепсской культуры в самобытной среде их существования, образуя с окружающей природой и культурой единый живой комплекс; воспринимается как самобытная часть современной вепсской культуры.

     

    Гости «Вепсского дома» могут увидеть то, что было утрачено и уходит из нашей жизни навсегда, но еще сохраняется в памяти человека и забытых вещах, а это означает более глубокое понимание и прочувствование красоты и истории вепсского языка.

    Ваш комментарий будет первым

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *