Закрытый мир вепсов: духи, живые деревья и биоморфные скульптуры
При въезде в Родионово, на высоком берегу Юксовского озера, стоит деревянная Георгиевская церковь, которой около 500 лет. Рядом, подставляя бока ветрам, еще недавно росла могучая сосна. Казавшаяся снаружи здоровой и тугой, внутри она была практически пустой: сердцевина сгнила в пыль. Сосна держалась до последнего, как не желающий уходить человек, упала, когда никого не было рядом, не повредив храм.
Церковь Георгия Победоносца, село Родионово, Ленинградская область
© Вера Костамо/ТАСС
Местные считают это чудом. Как считают живыми леса вокруг, реки, озера и камни. К дереву, уходящему корнями под землю и устремленному вершиной в небо, — особое отношение. Оно универсальный символ оси мира, соединяющий трехчастный космос вепсов.
Люди леса
Вепсы — люди леса. Осторожные, оберегающие свои знания и культуру. Может быть, поэтому в деревнях до сих пор говорят на своем языке, в каждой есть свои словечки. Сохранившие традиционную кухню, например калитки — выпечку из ржаной муки с разными начинками, от ягод до каши. По форме такого открытого пирога — овальному или круглому — можно определить место, откуда родом повар. Но главное — не потерявшие связь с природой.
Приготовление калиток
© Вера Костамо/ТАСС
— Культура вепсов — это целая система знаний, — рассказывает Петр Васильев, писатель и краевед. — Многое сохранилось, потому что вепсы жили в отдаленных местах. Здесь очень долго не было ни радио, ни телевидения, ни газет. Это уединенный мир, где все медленнее развивается.
Общение с природой складывается через заключение «договора» с духами.
Любой вепс, когда идет в лес, понимает, что отправляется в гости, — значит, нужно спросить разрешение у хозяина. На пне или кочке оставляют вкусную еду из дома и говорят: «Мец-ижанд, здравствуй, вот мои дары. Разреши мне собрать ягод или грибов». За ловлю рыбы отвечает Водяной — Ведэхийне, для него в озеро или реку кидают серебряную монету или куриное яйцо. Ключом, который активирует «договор», служат заговоры, особенные слова, которые нельзя произносить при чужих.
Священные деревья вепсов
© Вера Костамо/ТАСС
— Если просьба была серьезная и нужно отблагодарить духов, раньше, например, отводили корову в Александро-Свирский монастырь. Отдавали — и договор считался завершенным. Или месяц работали в монастыре трудниками. Более простая благодарность — доброе дело, — говорит Петр. — Здесь для вепсов нет противоречия: и духи, и святые — все это некая высшая сила.
Путешественники между мирами
Для вепсов нойд (колдун) — самый главный человек и сотни лет назад, и, возможно, сейчас. Он общается только с теми, кому нужна помощь. Раньше были еще и знающие люди, которые могли растолковать знаки. Темная птица пролетела, светлая, белая корова прошла — все важно. Какой ветер подул, когда и откуда — это тоже имело значение. Люди понимали, что сама природа подсказывает им правильное решение.
Читайте также
Йоко Оно в деревне, русские хокку и Тьма: записки из экспедиции по сельской России
— Когда что-то происходит: кто-то потерялся, заболел — идут к нойду, хотя их осталось очень мало. Однажды был случай: мальчика укусила змея, он обратился в ФАП, там укус намазали мазью, перевязали, но это не помогло. Он обратился к нойду — она иголкой поколола, слова сказала, и все прошло.
Мир в представлении вепсов трехчастный: нижний, средний и верхний. Между ними могут путешествовать только нойды. Через колдуна духи предлагают человеку свои условия.
Петр Васильев
© Вера Костамо/ТАСС
Вепсские пастухи работали, заключив договор — обход — с хозяином леса или его помощником Лембоем (Лешим). Нойд давал человеку список вещей, от которых нужно было отказаться на время работы со стадом. Например, пастух давал обещание, что в этот сезон не будет есть малину, мясо, не будет драться. А дальше спокойно шел в лес, развязывал пояс и отпускал коров пастись. Сам мог заниматься своими делами или спать у костра. Приходило время идти домой, пастух завязывал пояс — это было неким кодом, и все коровы возвращались. Если человек нарушал обещание, тут же мог появиться медведь или волк и задрать корову. То же самое могло случиться, если кто-то находил написанный обход.
— Без такого договора работать было практически невозможно, — говорит Петр. — Были случаи, когда кто-то находил этот список и пастух терял репутацию. Пастуху, у которого пропала скотина, больше не доверяли.
Все живое
— Есть некое сокровенное знание — для своих. Это тонкая материя: неправильное движение — и порвутся нити, — считает писатель.
Читайте также
Конь с розовой гривой и тканые надежды: записки из экспедиции по сельской России
Очень многое в вепсской мифологии связано с водой — рекой жизни. Она уносит плохое, приносит хорошее. Если принимаешь важное решение, то договариваешься с водой. Подходишь к Ояти и говоришь: речка-реченька, как мне быть в такой-то ситуации? И вода начинает меняться, смотришь — что с ней происходит в этот момент.
Вепс может обратиться к дереву, и оно реагирует. Лес рубят только зимой — когда деревья спят. Перед тем как рубить дерево, вепс спрашивает: «Хочу построить дом, прошу разрешение тебя использовать». Потом подрубает корни. Дерево не берут в работу 40 дней, верят, что, как и у людей, его душа находится рядом все это время.
Петр везет нас в одну из деревень. Жителей совсем мало, люди приезжают в основном летом. Показывает настоящие вепсские дома — высокие, построенные на две семьи. Ниже, под угором, стоит баня по-черному.
Баня по-черному
© Вера Костамо/ТАСС
Петр хочет, чтобы жители вот таких совсем небольших деревень имели возможность зарабатывать. Уговаривает, подсказывает:
— Мы не говорим о массовом туризме, скорее о небольшом потоке. Многие без работы, даже 10 тысяч в месяц будет очень хорошо. И для туриста интересно, когда он не в большой группе. Здесь в баню сходил, в другом доме чай с калитками попил, кто-то его в лес сводил по своим тропам. Если одна из наших деревень вступит в ассоциацию — нам очень поможет: про нас узнают туристы, гости.
Грунтовая дорога петляет в лесу, деревья вокруг высокие, какие-то в одиночку и не обхватить. Едем в Мягозеро, постоянно там живут пятеро.
Дом Сергея Соколова в селе Мягозеро
© Вера Костамо/ТАСС
— Куда люди делись? В каждом доме жили. В колхозе было 600 голов скота, куда они делись? Я как-то приехал — и ничего: ни техники, ни скотины. Работа пропала, и люди уехали, — Сергей сидит у родового дома, который они восстановили вместе с женой. — Чистота была, ни травинки, сейчас гадюк много.
Сергей окончил училище и 31 год отработал на Ямале вертолетчиком, не так давно вернулся. Купил в Винницах дом матери, перевез семью.
— Сюда в Мягозеро мы приезжали в отпуск — здесь кладбище, много родных могил. А в дом просто заходили. Посмотрели — и поехали. Дом был бесхозным 20 лет. Все заросло кустарником, вы не представляете, сколько я все это косил. Главное было создать уют: печки топятся, спать есть где, готовить тоже. Жена научилась в печке и калитки печь, и пироги.
Сергей Соколов
© Вера Костамо/ТАСС
Два года Сергей не мог разобраться с печью — дымила и все тут. И как-то мысленно обратился к давно умершей бабушке за помощью. Во сне она показала Сергею отверстие в печи, которое он не заметил и уже успел покрасить. Утром, сняв побелку, мужчина обнаружил указанное место. Снял лишнюю глину, вытащил мусор. Затопил — никакого дыма.
— Мы приезжаем и всегда просим ушедших родных: помогите чем можете. И нам помогают.
Другой взгляд
— Вот смотрите. — Петр показывает вперед, там над дорогой и деревьями видно то, что сложно сразу описать. — На что похоже?
Читайте также
Маленькие города, большие люди: записки из экспедиции по сельской России
Башня? Арт-объект? Здесь — среди непроходимых лесов?
— Мне кажется, что это Дон Кихот или второй вариант — сердце, — считает Петр.
В деревне Великий Двор разместил скульптуру высотой в 21 метр с биоморфным куполом наверху — комнатой для медитации — художник Дмитрий Каварга. Чем вызвал много споров, но кроме этого — интерес к месту. Рядом на необитаемом Змеином острове он установил домики-капы для птиц. Материал — фрагменты скульптур кумиров разных эпох, которые соединены в сложные конструкции. Говорят, птицы в них действительно поселились.
Работа художника Дмитрия Каварги
© Вера Костамо/ТАСС
Музыка вепсского языка, который еще называют береста со струнами, вписана в ландшафт. Вечер, а все еще светло — почти белые ночи. Не успевает отыграть день, как вступают птицы. Все движется, растет, меняется — все здесь действительно живое.
— Вепсы — это лес, это деревня. В 2009 году закрыли все школы в маленьких деревнях, оставили одну в Винницах, сделали там интернат. Там хорошие условия, но дети оторваны от семьи. А чтобы сохранить культуру, нужно в том числе говорить на родном языке. Маленьких вепсских деревень осталось всего десяток, им нужен интернет — для молодежи, для учебы, — рассуждает Петр. — Туризм — это единственное, что сработает. Что даст работу тем, кто остался. Надо помочь людям уважать себя.
Летающий остров
Закончатся вепсские леса, экспедиция уйдет в сторону Вологодской области. Там рядом с деревней Устье парит над Кубенским озером монастырь.
Так кажется многим.
На самом деле обитель находится на Каменном острове. Совсем небольшом — 120 метров в длину и 70 в ширину. Братия всего шесть человек, да кошки.
Монастырь на острове Каменный
© Вера Костамо/ТАСС
В 30-е годы XX века Спасо-Преображенский собор был взорван, сохранилась лишь Успенская церковь-колокольня. С 1991 года начались первые работы по реставрации, они не прекращаются до сих пор.
Катер приближается к острову, поднимает волны на прозрачной воде.
Кто-то из братии машет рукой — это игумен Дионисий (Воздвиженский).
Настоятель, не сняв спасательный жилет, быстро здоровается, показывает церковь, провожает на колокольню. Спешит: идут ремонтные работы.
Колокольня Успенской церкви
© Вера Костамо/ТАСС
Синее небо и синяя вода отражаются друг в друге. Ветра нет, и чем дальше мы отъезжаем от острова — тем больше кажется: действительно парит, в легкой дымке.
С середины июня экспедиция «Истоки Руси» проедет больше четырех тысяч километров по Поволжью, в августе отправится в Бурятию и Иркутскую область, уже осенью закончит исследования в Краснодарском крае.
Будет искать самые красивые деревни и города. Частью бренда хотят стать около трех тысяч населенных пунктов. Александр Мерзлов, основатель ассоциации в России, говорит: «Хотя бы начать с тех, кто больше заслужил, с нашей точки зрения, сохранив наследие своих предков. Красота часто связана с рациональным использованием ресурсов, и она не направлена на раздувание бюджета. Красота достигается не большими вложениями, а сдержанностью».
Вера Костамо
Теги:
Вологодская областьЛенинградская область
Изучаем малые народы — кто такие вепсы :: Подборка :: Новости Библиотеки иностранной литературы
- весь сайт
- мероприятия
- статьи
- документы
- подборки
- весь каталог
- автор
- название
- предметная область
- ISBN/ISSN
- расширенный поиск
Lost your raison d’être?
Try French existentialists.
#1
Вепсы — это малый народ, проживающий на территории России, Эстонии, Латвии, Беларуси и Украины. На сегодняшний день их осталось около шести тысяч. В 2006 году постановлением Правительства Российской Федерации вепсы внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые находятся под особой защитой государства. А вепсский язык включён в Атлас исчезающих языков ЮНЕСКО.
#18
Научные исследования, касающиеся вепсской культуры и языка стали проводить относительно поздно — первые учёные из Финляндии посетили вепсские места только в XIX веке. Первооткрывателем в этом деле считается финский исследователь, член Российской академии наук (РАН) А.Шегрен, который побывал у вепсов в 1824–1825 гг. и в 1827 г. Данный феномен можно связать с труднодоступностью и удалённостью мест расселения народа.
В России вепсы живут в районе Межозёрья — на территориях между Ладожским, Онежским и Белым озёрами.
Выделяют несколько групп вепсов: северные или прионежские (живут на юго-западном побережье Онежского озера), средние (живут в бассейне реки Свирь), восточные (обитают на Онежско-Белозёрском водоразделе) и южные (селятся на реке Лидь в верховьях Волжского бассейна).Вепсы обладают уникальной и ни на что не похожей культурой. Несмотря на то, что они приняли православие на рубеже X–XI веков, их уклад жизни сочетает древние языческие верования с христианством.
В подборке мы бы хотели поделиться рядом исследований российских и финских учёных, членов-корреспондентов Российской академии наук, которые занимаются изучением этого малого народа, а также рассказать о вепсской топонимии, праздниках и обрядах, народном изобразительном искусстве и, конечно, о вепсском языке.
Все книги вы можете найти в фондах Библиотеки иностранной литературы.
#2
Российский лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Ирма Ивановна Муллонен является одним из основных исследователей вепсов.
Её труды посвящены структуре топонимов, их лексико-семантическому содержанию, ойконимии. Автор собирал материалы исследования, начиная с 1978 года на современной территории расселения вепсов и в сопредельных русских ареалах. В своём труде Муллонен использовала письменные и архивные источники XIX–XX вв., а также карты, иллюстрирующие географическое распространение определённых топонимических явлений.
#13
IMG_3047.JPG
IMG_3048.JPG#5
Советский и российский учёный-языковед, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Нина Григорьевна Зайцева занимается исследованием вепсов с начала 1970-х гг. Сама Нина Григорьевна родилась в вепсской семье.
Лингвистический атлас выполнен на оригинальных материалах по вепсскому языку, которые собраны полевым путём, а также с использованием архивных и уже опубликованных источников. Данное исследование поможет выявить основные пути проникновения карельского и русского языкового влияния, прояснить границы диалектных ареалов, а также определить очаги зарождения ряда вепсских языковых инноваций.
Кроме того коллектив авторов, которые создавали атлас, а именно Н. Г. Зайцева, И. И. Муллонен, С. А. Мызников, О. Ю. Жукова, И. В. Бродский попытались реконструировать историческую вепсскую территорию. Работа снабжена лингвистическими картами.
#14
IMG_3034.JPG
IMG_3049.JPG
IMG_3050.JPG
IMG_3051.JPG
#7
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН создала работу, посвящённую анализу и этнографической характеристике календарной обрядности вепсов конца XIX — начала XX века. В книге изучены традиционные верования, обычаи, обряды и праздники.
В начале читателю приводится краткая историческая справка, а также историографический обзор источников. Исследование разделено на несколько частей: глава I посвящена структуре вепсского народного календаря, в главах II, III и IV разбираются зимний, весенний и летне-осенний периоды. Автор утверждает, что данное исследование поможет решить многие назревшие национальные проблемы, одна из которых носит практический характер, а именно — возрождение исчезающих национальных праздников и обрядов.
Кроме того, в книге И. Ю. Винокуровой используются исследования из смежных наук: истории, археологии, лингвистики, фольклористики и этномузыковедения. Такой комплексный подход помогает наиболее полно систематизировать полученные данные и представить их профессиональному сообществу.
#15
IMG_3036.JPG
IMG_3053.JPG
IMG_3038. JPG
IMG_3037.JPG
IMG_3039.JPG
#9
Анна Павловна Косменко является исследователем изобразительного искусства прибалтийско-финских народов России, начинала свой путь в качестве научного сотрудника в Карельском государственном краеведческом музее. Занималась изучением народов Прибалтики и Поволжья, с 1968 по 1971 гг. была прикомандирована к Институту этнографии Академии наук СССР для детального изучения этнографии.
В своей монографии «Народное изобразительное искусство вепсов» Анна Павловна рассматривает ведущие виды народного творчества с раннего средневековья до начала XX века. Она уделяет внимание социальной, этнической, религиозной основе искусства, а также исследует вопрос преемственности традиций различных видов народного творчества.
В её работе изучается искусство древней веси (прим. весь часто называют потомками вепсов), включая текстиль, керамику, обработку дерева и бересты, изделия из кости и из металла.
Большое внимание уделяется изобразительному творчеству XIX — начала XX века, конкретно следующим направлениям — вышивке, узорному ткачеству, керамике, резьбе и росписи по дереву.#16
IMG_3040.JPG
IMG_3042.JPG
IMG_3044.JPG
IMG_3043.JPG
#11
Данная работа подготовлена по материалам международного научного семинара по вепсской культуре и этнокультурным переменам XX века, который проходил в Санкт-Петербурге в 2006 году. Редакторы сборника собрали работы ведущих специалистов-вепсологов, которые много лет занимаются изучением этого малого народа.
Сборник создан с целью способствования сотрудничеству российских, финских и эстонских вепсологов. В нём изданы доклады по различным вопросам истории, документации, демографии, этносоциологии, планирования и использования языка вепсов. Также исследователи пытаются определить роль вепсских традиций в современных условиях.
Сборник объединил учёных из Института России и Восточной Европы (Хельсинки), Института лингвистических исследований РАН, Института народов Севера Российского государственного педагогического университета, а также Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН.
#17
IMG_3045.JPG
IMG_3046.JPG
#12
Автор подборки — Мария Передок
Фото на обложке — Алена Гусева
1397
Библиотека
Поделиться
Иностранка рекомендуетнаши изданияпрофессионаламдетскиередкая книга
вепсы — Фенно-Угрия
ИменаВепсы называют себя ‘ vepslaine’ , ‘ vepsalne’, а также ‘ lüdikel’ . Последнее может быть образовано от русского слова « люди» (люди) . Русские называют вепсов чудью. Название « чудь» может происходить из саамского языка, где слово « c’udde» означало чужой и враждебный народ.
- Вепсласте липп
Древняя территория вепсов намного больше современной. Он охватывал территорию между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Рассредоточенное расселение вепсов простиралось от реки Двины на востоке до Белого моря. В наши дни вепсы живут небольшими группами в двух обособленных районах: на юго-западном побережье Онежского озера и в Вепсском хребте.
Вепсы проживают в Республике Карелия, Вологодской и Ленинградской областях, где расположены вепсские сельские группы. Обычно группа деревень (на вепсском: külä ) имеет название вепсского происхождения, в то время как меньшая деревня внутри него (на вепсском языке: deroun ) часто имеет русское происхождение. Часто вепсские деревни имеют три названия: вепсское, русское на местном разговорном языке и официальное название на русском языке.
В 1940-х годах численность вепсов составляла 30 000 – 40 000 человек, а в 1989 году она сократилась до 12 501 человек. их число составляло 8240. В 2010 г. на вепсском языке говорили 3613 человек, что на 37,2% меньше, чем в 2002 г. (5753 говорящих). Сегодня многие вепсские деревни обрусели или заброшены.
ЯзыкВепсский язык относится к северной группе прибалтийско-финских языков наряду с финским, карельским и ижорским языками. Вепсский язык называют санскритом прибалтийско-финских языков из-за его архаичности — например, нет градации согласных, в результате чего язык очень правилен.
История
Вепсы ( вас , васина ) впервые упоминаются в иорданской летописи в 551 г. н.э. В то время основными средствами к существованию вепсов были подсечно-огневое земледелие, выпас скота и охота. Племя вепсов с озера Белое ( весь ) участвовал в становлении и расширении Новгородской республики. Между 10 и 11 веками вепсы вывозили меха через восточный путь варягов в Волжскую Булгарию. В это же время в восточную Карелию мигрировали вепсы. В 1879 г. насчитывалось 25 600 вепсов, из них 7300 проживало на берегу Онежского озера.
Новое время В Республике Карелия вепсы признаны одной из трех основных этнических групп Карелии. 19 января№ 94 в Республике Карелия на исконно вепсской территории на западном берегу Онежского озера было создано вепсское этническое поселение. В 2002 г. его население составляло 3493 человека, из них 1202 вепса. В 2006 году в результате административной реформы национальное муниципальное образование было разделено на 3 сельских поселения в составе района Онежского берега.
Вепсское культурное общество образовано в 1989 г., а с 1990 г. вепсский язык преподается в Петроском (Петрозаводском) университете. Работает финно-угорская школа с занятиями для вепсских, карельских и финских детей.
Статья в Красной книге народов Российской империи (Маргус Колга, Игорь Тынурист, Лембит Ваба, Юри Вийкберг)
Ваш комментарий будет первым