Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Владимир древняя русь: Владимир Святой | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

иконы святого, портреты в летописях, статуи, памятники и скульптуры.

Публикации раздела Музеи

Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.

Искусство Древней Руси

Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.

Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина

Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь


Книжная миниатюра

Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.

Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672

Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон


Барокко

Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ

Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание


Классицизм

Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.

Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург

Геракл. Древний Рим. I-II вв. н. э. Государственный Эрмитаж


Историзм

В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).

Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев

В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.

Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866

К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е


Авангард

Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»

Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.


Современная живопись

Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.

Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова


Современная скульптура

В конце ХХ — начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).

Лео Мола. 1988. Лондон

Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори

Сергей Исаков. 2009. Владимир

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори

Теги:

ПортретыИнтересные фактыЖивописьПубликации раздела Музеи

Как князь Владимир Русь крестил

28 июля мы отмечаем памятную дату – День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.

картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Почему другие религии не понравились князю

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру.

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, – говорит историк. – Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.

Крещение – это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?

картина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников

«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, – говорит Игорь Данилевский. – Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Был ли Владимир первым

картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

«Это поздние источники, – говорит Игорь Данилевский. – Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов».

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет». картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься, рассказывает историк. «Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно», – поясняет Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

Мы не знали, где находимся | ИнКонтекст

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле». Послы русские (987), в рапорте князю Владимиру Киевскому.

Собор Святой Софии теперь в руках мусульман

Владимир, князь киевский, языческий гуляка с гаремом из восьмисот человек. Он жесток и могуч, подчинив себе большую часть региона, известного как Русь. Не обращая внимания на распространение христианства среди своих подданных, он воздвиг множество статуй древним богам своего народа.

Однако князь Владимир начинает осознавать, что языческие боги не в силах объединить Русь. Заинтересовавшись вопросом веры при планировании кампании против Восточной Римской империи, он отправил посольства в соседние государства Болгарии, Хазарии и Византии для проверки их верований. Послы возвращаются, заявляя, что ислам Болгарии слишком неудачная религия, чтобы ее принять. Тот факт, что ислам запрещает ферментированные напитки и свинину, не нравится русским, которые не могут представить себе жизнь без них, особенно без напитков. Сам Владимир отвергает иудаизм своих соседей-хазар, так как он говорит, что потеря евреями Иерусалима и его храма доказывает, что Бог оставил их. Что касается немецкого католицизма, то послы описывают его как простой и суровый. Однако их впечатление о вере их православных соседей на юге совершенно иное. Посетив службу в славном соборе Святой Софии в Константинополе, они сообщают:

«И пошли мы в земли греческие, и повели нас в место, где служат они Богу своему, и не знали, где находимся, на небе или на земле; и не знаю как об этом рассказать.

Все, что мы знаем, это то, что Бог живет там с людьми и их служение лучше, чем в любой другой стране. Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; поэтому мы не можем больше оставаться в язычестве».

Владимир и его подданные не совсем чужды христианству. Бабушка Владимира, Ольга, много лет назад приняла западную религию. Есть и стратегические причины принять веру. Из всех соседей Владимира христианская Византия самая сильная. Однако ее могущество не удерживает князя от угрозы войны с Константинополем, если император Василий II не выдаст за него свою сестру Анну. Василий отвечает, что женщинам-христианкам разрешено выходить замуж только за мужчин-христиан.

Владимир соглашается креститься и отсылает своих языческих жен. К нему приводят Анну с несколькими священниками, которые наставляют и крестят его.

Во Владимире перемена существенная. Он становится добрее и наполняется рвением свергнуть старых богов и обратить своих подданных в свою новую веру.

Он рубит или сжигает статуи языческих богов и тащит по грязи образ Перуна, главного божества своего народа. Он требует, чтобы все его подданные приняли христианство, что они и делают при массовом крещении. Отвергнув старых богов, он строит много церквей для своего нового Господа. Россия становится ведущей православной державой.

— Дэн Грейвс

Копни немного глубже

  • Брэдбери, Дорис. Русская Православная Церковь. Москва: Прогресс, 1982.
  • Православное издательское общество «Никодем». «Житие равноапостольного великого князя Владимира [Владимира] Киевского».
  • Православный Амери ок. http://www.ro ок. org/OA/59-60/59f.htm
  • «Русское христианство». Христианская история
    № 18.
  • Кубилюс, Керри. «Князь Владимир – Восточное православие». http://eeuropeanhistory.suite101.com/article.cfm/origins_of_east_orthodoxy
  • Шипман, Эндрю Дж. «Св. Владимир Великий». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
  • «Владимир, ул. Оксфордский словарь христианской церкви, под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997.
  • .

Следующие статьи

Как противоборствующие статуи объясняют российско-украинский конфликт : NPR

Статуя Владимира Великого, выдающейся фигуры в Украине, завернута в брезент, чтобы защитить ее от российских нападений в Киеве. Владимир принес христианство в Киев в 9 году.88, и крестили жителей в городской реке. Русские также считают его центральной фигурой в своей истории, называя его Владимиром Великим. Ефрем Лукацкий/AP

скрыть заголовок

переключить заголовок

Ефрем Лукацкий/AP

Статуя Владимира Великого, выдающейся фигуры в Украине, обернута в холст, чтобы защитить ее от российских нападений в Киеве. Владимир принес христианство в Киев в 9 году.88, и крестили жителей в городской реке. Русские также считают его центральной фигурой в своей истории, называя его Владимиром Великим.

Ефрем Лукацкий/AP

Одна из самых легендарных фигур Украины — Владимир Великий. Он правил Киевом с 980 по 1015 год, начав крупные строительные проекты, сблизив разрозненные племена и внедрив христианство. Сегодня ему вручили парящую статую в Киеве, возвышающуюся над рекой Днепр, которая делит город пополам.

Тем не менее, Россия также утверждает, что он занимает центральное место в своей политической и религиозной истории. Его знают по русской версии имени — Владимир Великий. Шесть лет назад Россия построила еще большую статую прямо у стен Кремля.

Это не просто небольшая историческая размолвка, когда Россия пытается превзойти Украину в строительстве памятников. Скорее, речь идет о принципиально иных нарративах о прошлом и спорах о современной российской и украинской государственности, которые проявляются в нынешнем конфликте.

«Украина для нас не просто соседняя страна», — сказал президент России Владимир Путин в телеобращении 21 февраля, всего за три дня до того, как российские войска вошли в Украину. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».

В столице Украины Киеве памятник Владимиру находится в нескольких минутах ходьбы от офиса человека, который в настоящее время руководит страной — еще одного парня по имени Владимир — президента Зеленского.

Оба защищены от потенциальной атаки русских. Владимир-президент работает на сильно укрепленном участке. Статуя Владимира задрапирована зеленым полотном и окружена строительными лесами, что свидетельствует о том, что он занимает это главенствующее положение с 1853 года.0015

«Это его город», — сказал о старце Владимире священник и религиовед Георгий Коваленко. Он говорил с NPR в тени статуи Владимира.

Владимир, по его словам, нанес Киев на карту. Помимо объединения своего королевства, он открыл торговлю с другими частями Европы и был искусным дипломатом. Тем не менее, по словам Коваленко, его самое прочное наследие относится к 988 году, когда «он принес христианство в Киев и положил начало этому христианскому государству».

У него также много титулов. Коваленко сказал, что только что упомянул имя Владимира в церкви, назвав его «Святой равноапостольный великий князь Владимир».

Президент России Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника Владимиру Великому у Кремля в 2016 году. Киевский правитель X века никогда не жил в Москве. Но Путин стремился изобразить Владимира Великого как ключевую фигуру в едином централизованном российском государстве, в состав которого входит Украина. Александр Земляниченко/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Александр Земляниченко/AP

Президент России Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника Владимиру Великому у Кремля в 2016 году.

Киевский правитель X века никогда не жил в Москве. Но Путин стремился изобразить Владимира Великого как ключевую фигуру в едином централизованном российском государстве, в состав которого входит Украина.

Александр Земляниченко/AP

Другое повествование в России

В Москве великий князь известен как Владимир Великий. Именно другой известный Владимир президент России Путин — сыграл ключевую роль в установке памятника в город в 2016 году.

Выступая на церемонии открытия памятника в окружении православных священников и политиков, Христианство задало курс современной России — по мере того как власть на протяжении столетий переходила к Москве

» Князь Владимир вошел в историю как объединитель и защитник русских земель, и дальновидный политик, создавший основы сильного, единого, централизованного государства, которое со временем объединило разные народы, языки, культуры и религии в одна большая семья», — сказал Путин.

Если эти слова перекликаются с собственным мессианским видением Путиным современной России, это не случайно, считает Сергей Чапнин, православный ученый, ранее работавший в Московском Патриархате.

«Не только великий князь Владимир носит это имя. Вот и надо разобраться, кто из них главный Владимир?» сказал Чапнин в интервью NPR.

Чапнин говорит, что памятник в Москве является частью более широких усилий Кремля, направленных на то, чтобы превратить современную Россию в центр славянской политической и духовной жизни — идею, которую Путин все больше поддерживает, наблюдая, как Украина смещается в сторону Запада.

«Поэтому он поставил этот огромный памятник в центре Москвы, пытаясь символически представить эту мысль: что наследие князя Владимира каким-то образом переносится из Киева в Москву», — сказал Чапнин.

Памятник Владимиру Великому в Киеве в 2019 году, до этого памятник был прикрыт для защиты во время нынешних боев. Ефрем Лукацкий/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Ефрем Лукацкий/AP

Памятник Владимиру Великому в Киеве в 2019 году, до этого памятник был прикрыт для защиты во время нынешних боев.

Ефрем Лукацкий/AP

Украинцы видят попытку уничтожить свою идентичность

Украинцы видят попытку России завладеть их историей, точно так же, как они говорят, что сегодня Россия пытается захватить их страну.

Коваленко, религиовед, сказал, что российские лидеры, восходящие к Петру Великому в начале 1700-х годов, пытались подавить идею независимой Украины.

«Очень важно понимать, что это давняя история имперских завоеваний», — сказал он.

Он сказал, что Москве удобно игнорировать ключевые исторические факты. Когда Владимир правил, его территория включала части современной Украины, России и Белоруссии. Города Москвы не существовало.

В день, когда Коваленко говорил с NPR, Киев отмечал свое 1540-летие. Москве, сухо заметил он, меньше 900 лет.

Правитель, одетый для битвы

Тысячелетие назад тот самый Кремль, возле которого сейчас стоит князь Владимир, был участком болота.

Действительно, первоначальные планы по установке памятника на высоком берегу Москвы-реки были сорваны из-за опасений, что почва может провалиться, что отправит Владимира в воду.

Когда в 2016 году в Москве открыли памятник, патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, выступил в защиту возведения памятника человеку, который никогда не жил в городе.

«Памятник отцу может быть везде, где живут его дети», — сказал Кирилл. «Но плохо, когда те самые дети забывают, что у них изначально был один отец».

Действительно, в московском монументе некоторые наблюдатели видели намеки на рост милитаризма внутри Кремля.

Российский историк Никита Соколов отмечает, что в то время как обе статуи изображают великого князя с крестом, московский Владимир одет для битвы и заметно вооружен мечом.

«Это был акт символической войны с Украиной», — сказал Соколов NPR. «В отличие от своего киевского аналога, московская статуя — милитаристская и имперская».

Живое наследие Владимира в Киеве

В Киеве Георгий Коваленко сказал, что Россия относится к своему Владимиру так, как будто он персонаж из сказки.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *