Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храм хонсу в карнаке – Храм в Карнаке Амона Ра — искусство Древнего Египта

Карнак и его храмы: описание, фото и видео

Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства — храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть — в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной — подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Сегодняшний день Карнака

В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.

Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.

tepler.ru

Карнакский храм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карнакский храм (Ипет-Исут — «святейшее / совершеннейшее место») — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

План храмового комплекса в Карнаке Главный храм Амона-Ра Священное озеро Пилон храма Хонсу Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Первое свидетельство о существовании культа бога Амона-Ра в древнеегипетских Фивах относятся к эпохе Среднего царства. Это восьмигранная колонна, созданная при фараоне XI династии Иниотефе II и находящаяся ныне в Луксорском музее. Старейшее из сохранившихся зданий храмового комплекса было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I — это так называемая Белая капелла (храм-киоск из белого известняка), извлечённая из блоков в кладке III пилона.

Особого размаха строительные работы достигли в эпоху Нового царства. Первым масштабные работы по возведению здешних храмов проводил фараон XVIII династии Тутмос I, по приказу которого соорудили три пилона (VI, V и IV), колонный двор, небольшой зал и два обелиска из красного асуанского гранита, один из которых сохранился на своём месте по сей день. Старые памятники окружили стеной, и к ним при вратах пристроили здания из песчаника (пилоны IV и V). При его преемнике Тутмосе II появился ещё один пилон (VIII).

Храм существенно обновила дочь Тутмоса I и вдова Тутмоса II, женщина-фараон Хатшепсут. Она возвела VIII пилон, расширила храм богини Мут и добавила в центр комплекса её отца Красную капеллу — святилище божественной барки Амона-Ра из красного и черного гранита с настенными изображениями её коронации. Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено, использовано Аменхотепом III как строительный материал и перестроено в эллинистическую эпоху (при Александре Македонском и Филиппе III Арридее), но ныне воссозданное в Музее храмов под открытым небом.

Хатшепсут установила в Карнаке четыре гигантских обелиска, два из которых были помещены между пилонами Тутмоса I, включая сохранившийся до наших дней цельный блок из красного гранита высотой 30 метров. Они были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III. По-видимому, при ней для Карнака готовился и крупнейший из всех обелисков, который так и не был закончен. Высота его должна была составлять 41,8 метра, а вес — около 1200 тонн, что на треть превосходит крупнейшие обелиски, когда-либо возведённые в Египте.

Пасынок Хатшепсут Тутмос III, стремившийся превзойти свою предшественницу и уничтожавший память о ней (как в случае с обелисками), добавил VII пилон вдоль новой поперечной оси, придавшей изначально прямоугольному по планировке храму вытянутую Т-образную форму. К востоку от этого пилона во время раскопок в 1903 году открыли внушительный тайник, в котором нашли 17 тыс. бронзовых и 779 каменных статуй, а также другие собираемые веками артефакты, датируемые от V династии (XXVI век до н. э.) до Птолемеев.

Другие дополнения ансамбля при Тутмосе III включают двор со статуями фараона, большое священное озеро с ниломером, два обелиска (в том числе ныне находящийся в Стамбуле «обелиск Феодосия») и Ах-мену — колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед, окружённый многочисленными часовнями и рельефами, изображавшими юбилейные приношения фараона своим 61 предкам. Этот «Карнакский царский список» после обнаружения археологами сыграл важную роль для восстановления хронологии древнеегипетской истории; впервые он был упомянут английским египтологом Джеймсом Бёртоном в 1825 году

[1], а в 1840-х годах французский египтолог Эмиль Присс тайно демонтировал барельефы со списком и вывез их в Лувр, подкупив египетского чиновника. Колонны зала Ах-мену в виде огромных расписных шестов не имеют аналогов в египетской архитектуре.

Между VI пилоном и постройками Хатшепсут расположился «Зал анналов», на стенах которого были задокументированы «Анналы Тутмоса III» — военная хроника писца Танини, повествующая о 17 победоносных кампаниях фараона в Передней Азии. При Тутмосе III в Карнаке к северу от комплекса Амона-Ра построили также небольшой храм Птаха, достроенный в греко-римскую эпоху.

Правление этого фараона в Карнаке также отметилось изображениями «ботанического сада Тутмоса III» — художественно оформленной эк

wiki2.red

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Карнакский храм является крупнейшим храмовым комплексом и одной из великих исторических достопримечательностей Египта. Находится на восточном берегу Нила в черте селения Карнак, близ города Луксор.

Возведенный в почтение древнеегипетского бога солнца Амона и его семье, жене Мут и сыну Хонсу, храм являлся главным святилищем Древнего Египта эпохи Нового царства.

История строительства
Храм строили на протяжении нескольких веков разные фараоны (около 2000 лет). Наибольший вклад в строительство храма внесли правители: Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп III, Тутмос I, ливийские цари 22-ой династии, Рамсесы I, II и III и Птолемеи. Каждый из фараонов продолжая строительство, расширял храм, стремясь придать новым сооружениям больше величия и роскоши. Храмы предшественников властители могли перестраивать, высекая свою историю на колоннах храма.

Карнакский храм представляет собой огромный религиозный комплекс, состоящий из нескольких залов, многочисленных каменных сооружений, расположенных на территории около 30 гектаров. Его размеры составляют 1,5 км в длину и 700 м в ширину.

Дорога к храму проходит через аллею каменных сфинксов с львиными телами и бараньими головам. В древние времена аллея соединяла Карнакский и Люксорский храмы, так называем коридором Света. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть аллеи.
У входа в храм расположен огромный каменный пилон (сооружение в виде трапеции), разделенный узким проходом посередине. Длина пилона – 156 м, а высота – 40 м.

В храме можно выделить три крупные постройки, посвященные Амону-Ра, богине Мут и их сыну Хонсу, божеству луны. Поражает своей величественностью гипостильный зал с мощными колоннадами высотой 16 метров, которые образуют сложный каменный лабиринт. Высеченные цветные барельефы на колоннах повествуют о правлении и военных подвигах фараонов, восхождение к Богам.

В залах храма местами сохранились невероятные росписи, обелиски и фрески, многочисленные скульптуры мифических богов, фараонов.

В Карнакском храме находится 30-метровый обелиск царицы Хатшепсут.
Непременно стоит увидеть «ботанический сад», украшенный рельефными рисунками экзотических животных и цветов.

Рядом с храмом, с южной стороны, расположено небольшое озеро, которое считается священным. Его воду использовали сами жрецы для совершения ритуалов и омовения статуй богов. На берегу озера установлена огромная скульптура из гранита жука-скарабея. Она относится к самым большим скульптурам в мире, посвященным насекомым. Есть поверье – если загадать желание и обойти скарабея несколько раз, желание исполнится. А так как у каждого есть заветное желание, вокруг жука кружит непрерывный хоровод туристов.

Кроме знакомства с древнеегипетской архитектурой, здесь каждый вечер можно побывать на световом и звуковом шоу, в процессе которого рассказывается об истории храмового комплекса и всего древнего Египта. Шоу посещают гости из разных стран, поэтому каждый вечер повествование звучит на разных языках мира.

Древние традиции
Согласно легенде, во время праздника, посвященного разливу Нила, выносили из святилища храма в Карнаке статую бога Амона в золотой барке и направляли по аллее сфинксов в Луксорский храм. Впереди проезжала колесница с фараоном, а за ним следовали приближенные правителя, лучники и стража.
В Луксорском храме проходила ритуальная процессия, включающая принесение в жертву тушу быка, молитву фараона богам с просьбой о благословении на новый год. После чего фараон направлялся к статуе бога Нила в его святая святых и целовал ему стопы.
Возвращался к народу, который в ожидании стоял у ворот храма, и все вместе, обратившись лицом к Нилу, пели реке хвалебную песню. Ликующая толпа на берегу и в лодках размахивала пальмовыми ветвями и зажженными факелами.

После праздничной процессии статую бога по водам священного озера возвращали обратно в Карнакский храм, где ее скрывали в недоступном святилище. Даже в праздничные дни люди не могли видеть бога Амона, от взглядов непосвященных его скрывала золотая барка.

Карнакский храмовый комплекс (вернее его останки) до сих пор сохранил свое величие и привлекает тысячи туристов, желающих лицезреть и восхищаться творением людей, живших многие тысячелетия назад. Нигде в мире нет такого сосредоточения памятников истории, стоящих здесь и сейчас и производящих столь колоссальное впечатление.

С 1979 года Карнакский храм наряду с Луксорским храмом и фиванскими гробницами находятся под охраной ЮНЕСКО.

68 просмотров за декабрь, 276 за ноябрь, 4965 всего

turizm.ngs.ru

Карнакский храм. Древний Египет. | БЛОГ ЮЛИИ КЕЛИДИ

Цивилизация Древнего  Египта обязана водам Нила, на берегах которой расцветало земледелие.

Греческий историк Геродот даже сказал, что «Египет – это дар Нила». Жизнь зависела от разливов реки. Во главе стоял фараон, далее общество делилось по иерархическому принципу. Очень высокую социальную роль имели писцы, владея сложной системой письма и знаниями всех важных событий в стране. Фараоны причислялись к богам и были наделены полной властью.

Карнак и священное озеро

Египетская колонна в виде цветка папируса

 

Чтоб лучше понять архитектуру египтян, недостаточно знать как они жили, важнее то, чем они жили. Необходимо знать мифологию Египта. Я изложу основной момент и очень кратко.

Осирис и Сет родные братья, у них есть сестра Исида, которая стала женой Осириса.

Осирис

Сет

Исида

Между Осирисом и Сетом возникла война за право царствования. Осирис был убит своим братом Сетом, воплощением зла,  расчленён и разбросан вдоль берегов реки Нил. Исида искала и собирала по частям останки Осириса, в тех местах где они были найдены египтяне возводили храмы и святилища. Исида призвала на помощь Анубиса и тот мумифицировал Осириса. Так в египте появилась мумификация.

Анубис

Рисунок из гробницы

Исида воскресила мужа и зачала от него ребёнка. Так родился Гор.

Гор

 

Осирис, Исида и Гор

Осирис же отправился править царством мертвых. Именно его изображают египтяне на своих рисунках, когда умерший попадает в царство мёртвых, его встречает Анубис и судит Осирис.

Гор же заменил своего отца на земле. Он отомстил и убил Сета, но в этой борьбе потерял глаз. Его тоже часто изображают египтяне в рисунках, а также в украшениях – «Всевидящее око».

Исида и Гор долго правили среди людей, обучили их земледелию, мумификации, строительству, в общем передали знания. Поэтому в Древнем Египте фараон отождествлялся с богом Гором, а после смерти с богом Осирисом. Также в другой ипостаси бог Гор отождествлялся с богом солнца Ра.

Но вернёмся немного в начало. В пятом тысячелетии на территории Египта образовались 2 различные общины, которые развились, разрослись и в итоге образовали два царства – Верхний и Нижний Египет. Согласно традиции, ок. 3200 г. до .н.э. царь Менес объединил оба царства под своей властью.

Выделяют 3 основных периода:

Древнее царство – 2700 -2150 гг. до н.э.

Среднее царство – 2050-1800 гг. до н.э.

Новое царство – 1550 – 1069 гг. до н.э.

Между ними промежуточные этапы

Но в целом это пять периодов архитектуры и искусства: Раннего царства, Древнего Царства, Среднего царства, Нового царства, Позднего царства.

Египет подарил миру первую монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, великолепные изделия художественного ремесла. Египтяне овладели потрясающей обработкой камня – пирамиды, храмовые комплексы, монолитные скульптуры – всё это первые достижения классового  и рабовладельческого общества. Именно в Древнем Египте произошёл переход на следующий этап развития цивилизации. Искусство египтян отражает не только общественную жизнь, но и чувства людей, их эмоции, взаимоотношения с друг другом и богами. Ценности общества нашли отражение в искусстве, например, очень знаменитым сюжетом для скульптуры является Исида на руках с Гором. Большую роль также сыграли различные культы – культ предков, культ животных, культ фетишей. Развития индивидуального сознания в Египте при таких условиях не было, поэтому и не возникало индивидуального творчества как в Древней Греции, например. Поэтому на протяжении тысячелетий мы видим преданность канонам и традициям, которые не менялись в какой-либо значительной степени. В Древнем Египте индивидуального творчества, не существовало, потому как без индивидуального сознания оно не могло появиться. Как правило изображения переносились по сетке, следуя образцу, и здесь исключается возможность привнести в изображение что-то от себя.

Сетка для прорисовки изображений

Что-то новое привносилось немного в других ипостасях, каждый великий художник или скульптур предлагал что-то новое на основе существующих порядков и традиций. И, несомненно, мы видим развитие искусства и архитектуры со временем, но оно всё равно сохраняет незыблемые основы древности. Уже статуи времён третьей династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях четвёртой династии, свидетельствуя о новом этапе развития.

Храмовый комплекс в Карнаке является самым древним. Но основные постройки были сделаны гораздо позже, этому послужила смена политической обстановки в Египте.

Иной характер приобрела и религия.  Новое политическое положение Египта требовало единого общегосударственного бога, которым и стал фиванский Амон, ведь именно Фивы стали столицей области. Именно правители Фив выступили за объединение страны и стали общим египетским центром. Чтобы придать культу Амона ореол древности его слили с солнечным богом Ра.

Амон

Ра

Амон Ра

Амон Ра

И богу был придан облик фараона. Его воспевали как великого завоевателя и владыку мира. Все возводимые святилища возводились в честь Амона-Ра, особенно в Фивах, именно туда поступала большая часть военной добычи. Один только Тутмос III отдал фиванскому святилищу Амона-Ра свыше 14 тонн золота, около тонны серебра, множество одежд и драгоценностей, а также произведений искусства. Хозяйство храма быстро росло и развивалось, в его владениях были огромные территории, с виноградниками и стадами, а также большое количество рабов. Храмовые мастерские славились и приносили крупные доходы. Появляется новая специфика в искусстве – пышность и декоративность.

Карнакский храм расположен в Верхнем Египте и явялется самым большим храмовым комплексом и основным религиохным святилищем. Там находятся три главных храма – Амону Ра, главному богу египтян, его жене Мут и сыну Хонсу. Храм Амона Ра самый большой из всех и находится в центре комплекса.

Храм Амона

Храм Мут

Храм Хонсу

Сам комплекс настолько огромен, что его можно считать целым городом. У египтян было заведено совместное строительство, когда один фараон что-то начинал, последующие достраивали и пристраивали что-то. И храмовый карнакский комплекс не стал исключением, в его строительстве приняли участие большое количество фараонов и поэтому его строительство насчитывает около двух тысячелетий, за это время он рос, развивался и менял свой облик. Особенно важный вклад внёс в строительство комплекса Рамзес II, который и славится как фараон-строитель. Так как комплекс строили очень долго, то в итоге получилось сооружение, которое как матрёшка, состоит из слоёв древности. Чем глубже заходишь в комплекс, тем дальше уходишь в историю, тем древнее там постройки. Карнак считают каменным архивом истории.

А возле комплекса есть ещё священное озеро времён Тутмоса III, которое использовали в церемониях и религиозных праздников. Недалеко от озера находится самый крупный в Египте скарабей.

Священный жук-скарабей

Почти все храмы Нового царства отличались прямоугольной планировкой. И Карнак не исключение. Весь участок окружён массивной стеной. К входу вела дорога, по краям которой располагались сфинксы.

Вход в храм оформлялся узкой дверью между высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались и увенчивались карнизом с характерным для египетской архитектуры профилем. Такое оформление фасада началось ещё в среднем царстве и называется «пилон». Перед фасадом устанавливались обелиски и статуи, а также мачты с флагами.

 

Самое знаменитое место в комплексе после храма Амона Ра —  гипостильный зал. Капитель колонн в нём создавалась в виде цветка лотоса. В конце двора находилась тяжёлая дверь, она вела в зал с потолком, который подпирали 137 колонн, изображавших цветы папируса, один из символов Египта. В главном нефе, куда проникал солнечный свет, капители колонн были сделаны в форме раскрытых цветков. В нефах, куда лучи солнца почти не проникали, капители были выполнены в форме закрытых цветов. Участники процессий могли видеть как «раскрываются цветы», испытывать неподдельное восхищение, учитывая огромные размеры самих колонн.

Статуя Рамзеса II с женой

А теперь пройдёмся немного по фараонам, которые особо отметились в строительстве комплекса.

Старейшее здание было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I – белая капелла.

Первые масштабные строительства произошли уже  при Новом Царстве XVIII династии и фараоне Тутмосе I. При нём были построены:

— 3 пилона

— колонный двор

— небольшой зал

— 2 обелиска

— старые постройки были окружены стеной

 

Храм существенно обновила его дочь Хатшепсут. Она возвела:

— VIII пилон

— расширила храм богини Мут

— в центре комплекса святилище божественной барки Амона Ра

Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено, использовано Аменхотепом III как строительный материал.

— четыре гигантских обелиска, они были самыми высокими, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III.

 

Пасынок Хатшепсут Тутмос III, стремившийся превзойти свою предшественницу и уничтожавший память о ней, добавил:

— VII пилон, вдоль новой поперечной оси, придавшей изначально прямоугольному по планировке храму вытянутую Т-образную форму.

К востоку от пилона в 1903 году при раскопках нашли тайник с 17 тысячами бронзовых и 779 каменных статуй, а также другие артефакты V династии до Птолемеев.

— двор со статуями фараона

— священное озеро с ниломером

— два обелиска

— Ах-мену – колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед

— колонны зала в виде огромных расписных шестов (не имеют аналогов в египетской архитектуре)

— между VI пилоном и постройками Хатшепсут расположился «зал анналов», на стенах которого были задокументированы «Анналы Тутмоса VII» — военная хроника писца Танини, повествующая о 17 победоносных кампаниях фараона.

 

Аменхотеп III добавил:

— III пилон

— центральную колоннаду главного гипостильного зала

— пристройку к храму Хонсу, Мут

— разместил более 700 статуй сидящей богини – львицы Сехмет

 

Эхнатон:

— восточнее части, посвященной Амону-Ра, возведён храм богу Атону, который он сделал главным и единственным богом Египта. Все прочие храмы были закрыты. После его смерти Хоремхеб восстановил и открыл прежние храмы, а святилище Атона было снесено и каменные блоки были использованы при строительстве других храмов.

 

Хоремхеб:

— II, IX, X пилоны

— аллея сфинксов

 

Сети I и Рамзес II закончили начатый при Хоремхебе большой гипостильный зал, за колоннадой Аменхотепа III выросли ещё 7 рядов колонн. Перед II пилоном Рамзес II установил 2 монументальные статуи самого себя, а дорогу от Нила до входа в храм выложил аллеей бараноголовых сфинксов.

 

Сети II соорудил

— перед храмом Мут пилон

— святилище в честь фиванской триады

 

Рамзес  III

— 2 храма

— перестройка храма Хонсу

 

 

В 1979 году Карнакский храмовый комплекс был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Далее фотографии от экспедиции Исида.

Больше информации и фотографий можно посмотреть на их сайте http://isida-project.org

 

 

yuliyakelidi.com

Карнакский храмовый комплекс в Египте

Выдающееся произведение египетской архитектуры – Храм в Карнаке – одно из самых популярных туристических мест страны. Храм был построен в шестнадцатом веке до нашей эры древнеегипетским зодчим Иненни, на правом берегу реки Нил, на территории столицы Древнего Египта – города Фив. Карнакский храм – одно из наиболее величественных и монументальных сооружений Египта, неплохо сохранился до наших дней. Он строился во славу богов «Фиванской триады» — Бога Солнца Амона-Ра, его супруги Мут, сына Хонса, также, как и находящийся поблизости Луксорский храм.

Это типичный храм Египта — прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона — гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.

На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ — большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.

Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» — «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.

Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.

В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант — заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.

puteshestvie.net

Древнеегипетские храмовые комплексы. Часть 1

Среди множества культурных наследий древних цивилизаций особо почитаемыми являются храмовые комплексы Древнего Египта. При первом же взгляде, эти грандиозные сооружения вызывают восхищение и трепет. Архитекторы, строители и живописцы Древнего Египта создали уникальные творения, потрясающие воображение современного человека. Кроме пирамид и усыпальниц, египтяне возводили величественные храмы в честь богов. Божеств в Египте было много, и каждому из них посвящался особый храм. Сегодня я расскажу о самых уникальных храмовых комплексах Древнего Египта – Карнаке и Луксоре.

Храмовый комплекс Луксора и Карнака

Храмовый комплекс Луксора и Карнака является величайшим архитектурным сооружением. Карнакский храм был посвящен главному божеству Фив Амон-Ра и его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну, богу Луны Хонсу. Гигантский храм Амона в Карнаке был воздвигнут между 1337 – 1320 гг. до н.э., и пришелся в основном на царствование фараонов Сети I (1303 – 1290 гг. до н.э.) и Рамсеса II (1290 – 1224 гг. до н. э). Первые святилища на территории Карнака возникли еще в XXVIII веке до н.э., но самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (так называемый Белый храм Сенусерта I, построенный в XX веке до н.э.).

 

Храм  в  Карнаке  было  главным  святилищем  Амона  в  Фивах  и  своеобразной каменной  летописью  Египта.  Каждый  фараон  пристраивал  новые  помещения, иногда переделывая  и старые. Храм состоит  из сотен  обширных помещений,  огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов.

В начале Нового царства Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего «божественного отца» Амона и стремился  придать  храмовым  постройкам  в  Карнаке  большее  величие  и  блеск,  чем  его предшественник.  Властители  не  всегда  относились  с  достаточным  почтением  к постройкам  своих  предшественников:  храмы  перестраивались,  надписи  переписывались  заново. В  XVI  веке до  н.  э.  по  приказу  фараона  Тутмоса  I выдающийся  зодчий  Инени  украшает  новое  святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса.

Дальнейшее развитие Карнака связано с именем царицы Хатшепсут – дочери Тутмоса I. При ее правлении из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога. Преемник царицы фараон Тутмос  III  построил в Карнаке большой юбилейный  храм Ахменну – «Блистательный  памятниками».  Судя  по  одной  из  надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана
сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие  расписанные  столбы  царского  паланкина,  под  сенью  которого  совершался ритуал обновления жизненных сил царя.

У входа в зал Тутмоса  III,  в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III  в момент принесения жертв в честь  62  своих  предшественников.  Это так  называемый  «Царский  список  Карнака» – перечень  всех  царей-предков Тутмоса  III.  Неподалеку  находится  и знаменитый «Ботанический сад» – одно из  боковых  помещений,  на  стенах  которого были изображены сотни различных животных и растений,  обитавших  как  в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III  провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли.

 

С  XIII  века  до  н.  э.  началась  новая  эпоха  необычайного  расцвета  Карнака.  При фараоне Сети  I,  втором царе  XIX  династии и его сыне – Рамсесе  II,  в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал, 103 м. в ширину и 52 м. в глубину, который насчитывает  144  колонны.  12  колонн среднего прохода высотой в 19,5 м., с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны  боковых  проходов  выполнены  в  виде  связок  нераспустившихся  стеблей этого  растения.  Стволы  колонн  были  покрыты  великолепными  рельефами  общей площадью 24,282 тыс. кв. метров и отделаны листовым золотом.

Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового  царства  века  смут,  гражданских  войн  и  иноземных  нашествий.  Цари-чужеземцы  считали  украшение  главного  святилища  страны  своей  первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В I тыс. до н. э. в Карнаке были возведены небольшие святилища Осириса.

Карнак некогда соединялся с Луксором аллей сфинксов, что делало их единым храмовым комплексом.

Луксор – город,  расположенный  на  берегу  Нила,  где  в  древности  возвышались  храмы  и дворцы  древнеегипетской столицы  Фивы. Столь же  неторопливо катила свои воды великая река и тысячи лет назад, когда на месте нынешнего не-большого городка с населением в 30 тысяч человек достигла расцвета знаменитая столица  Древнего  Египта. 

Одним  из  главных  сооружений  города  стал  Храмы Луксор и Карнак. После того как в далеком  XXI  веке до н.э. правители Фив вышли победителями в борьбе за объединение страны, фиванский бог солнца – Амон-Ра поднялся на вершину древнеегипетского пантеона.  Амону Ра, его жене Мут и их сыну – богу Луны Хонсу фараон Аменхотеп III (1405 – 1357 гг. до н.э.) посвятил храм, возведенный по его приказу на берегу Нила. Стены его были покрыты золотом, а пол вымощен серебром. За строительство и расширение Луксорского храма брались затем  фараоны  Тутмос  IIIХоремхебРамсес  II. Каждый  из  них  стремился  таким  образом  увековечить  свое  имя,  так  как  был  уверен,  что Луксор будет стоять вечно…

 

На  западной  окраине  Луксора  находится  грандиозный древний храмовый комплекс «Южный покой»,  который  обычно называют  Луксорским.  Длина  сооружения  от  входа  до  самой  се-верной стены составляет 260  метров. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипо-стильный  (колонный)  зал  с  32  колоннами,  выполненными  в  форме  связок  папируса,  соединявшийся  с  большим  открытым  двором,  обнесенный  портиками,  колонны  которых  также имитировали пучки священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта. В глубине гипостильного зала располагался  вход  в  святилище  храма,  в  которое  по  традиции  проникали,  пройдя  не-сколько  небольших  культовых  помещений.  К  северной  части  двора  примыкала грандиозная центральная, или прецессионная, колоннада Аменхотепа  III (вторая половина  XV  столетия  до  н.  э.).

 
Четырнадцать  окаменевших  «стеблей»  папируса, увенчанные  распустившимися  цветами-капителями,  возносятся  на  высоту  20 метров. На сохранившихся стенах  колоннады – замечательные рельефы, рассказывающие  о великом празднике Амона. Центральное место здесь занимают священные  ладьи  богов  Амона,  Мут  и  Хонсу,  которые  сопровождают  жрецы,  музыканты  и  танцовщицы,  веселящийся  народ,  процессии  священных  животных,  и, наконец,  сам  фараон.  Новый  величественный  храм  получил  название  «Южный покой  Амона».

 

О других храмовых комплексах Древнего Египта расскажу позже.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

worladme.wordpress.com

описание, история, экскурсии, точный адрес

Карнакский храм (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта — объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма — 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая — царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья — сыну царицы Мут и бога Амона-Ра — Хонусу, — который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран — одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым — маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа — часовня Сети II. В ней три входа в три святилища — богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян — огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера — 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища — исламские.

Карнакский храм

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих — около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания — фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма — на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады, заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два—три дороже автобусного тура — за нее запросят от 100 USD.

tonkosti.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *