Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храм христа спасителя где – Храм Христа Спасителя в Москве

Содержание

Храм Христа Спасителя: история, описание, фото, контакты

Содержание статьи

Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».

Храм Христа Спасителя – это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся “русско-византийского стиля” храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Читайте также – Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Читайте также – Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века?

Информация о работе храма

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15

Телефон для справок: +7 (495) 637-12-76
Email: [email protected]

Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображен­ская церковь – с 8.00 до примерно 19.30 (­когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).

На весь летний период рядовые богослужения совершаются в храме-часовне «Державной» иконы Божией Матери.

Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.

Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.

В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.

Информация с сайта Храма Христа Спасителя.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Храм Христа Спасителя — основные факты, история, фото.

Храм Христа Спасителя — когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве — по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя — спроектировали в 1817 году. Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем — устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй — был воздвигнут в 1883 году

, выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя — 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади — 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

См. также: Самые большие православные храмы

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас — 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше — 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг — колоннады, пантеоны (в том числе — монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти — из-за ненадежности почвы, а отчасти — из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они — исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) — дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн — кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне — почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя — за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя — расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя — «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

uznavay.pro

Храм Христа Спасителя — главный храм России

А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.

У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.

Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть храм Христа Спасителя на Воробьевых горах

Как поблагодарить Бога?

Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.

Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).

К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.

Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.

Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.

Проект первый

Выиграл конкурс молодой, никому не известный зодчий, обрусевший швед по фамилии Витберг. Он как будто угадал тайное желание императора: храм должен выглядеть не просто монументально, а грандиозно! Витберг придумал гигантские колоннады, массивные мраморные лестницы, усыпальницу для русских воинов. Памятники монархам и видным полководцам, а также трофейное оружие, добытое в боях с французами, должны было украсить его помещения. Для стройки выбрали Воробьевы горы — самую высокую точку Москвы, которую называли «короной столицы». Знаменательно, что находится она посередине между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой они бежали из столицы. Сорок восемь колоколов возвещали бы о начале и конце службы. Благодаря природной акустике (свойствам распространения звука), звон этих колоколов могла бы слышать вся Москва!

Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…

Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.

Проект второй

Николай I

Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.

Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.

В день 25-летия Бородинского сражения, 10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).

Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.

Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.

Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.

Свято–Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя

Всем миром

Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.

Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».

Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.

Александр III

А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.

Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.

Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.

Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

О времена, о нравы!

Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.

5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.

Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.

Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.

После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.

На возрождение храма Христа Спасителя деньги собирали всем миром, «кружки» стояли в церквях по всей России

 

Второе рождение

Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.

Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.

В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении вос-создания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

 

Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.

Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.

Смоленская Икона Божией Матери

 На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).

С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю. 

Памятник Александру II

 С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.

Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.

Деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная»

 В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.

В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.

Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя. 

Плита с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов

В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.

В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.

Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.

На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские  — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.

Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.

Центральная часть храма Христа Спасителя с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник

Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.

 

Рисунки Екатерины Гавриловой

 

Читайте также:

Храм Христа Спасителя. Инфографика

Храм, по которому можно изучать историю

foma.ru

Где находится Храм Христа Спасителя в Москве? — ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ Нет? Мы вам расскажем!

Храм Христа Спасителя — одна из знаменитейших достопримечательностей России. Это исторически важное сооружение находится в Москве и ежегодно собирает около миллиона посетителей и паломников из разных городов и стран. Московские туристы очень часто теряются в большом, незнакомом городе и найти храм оказывается задачей не из простых. Итак, где же находится Храм Христа Спасителя?

Адрес: ул. Волхонка 15-17, город Москва, Россия.
Координаты: Широта 55° 44′ 39.9984» С, Долгота 37° 36′ 19.0008».

Чем примечателен Храм Христа Спасителя в Москве?

В первую очередь, туристов прельщает многострадальная история храма, его падение и полное разрешение в 1931 и восстановление в 1980 году. Здание является исторически важным памятником культуры. Благодаря множеству испытаний, которые Храм Христа Спасителя перенёс за более чем 200 лет, его считают местом сакральным, в нём находятся древние иконы, а паломники склоняют колени перед величеством священного сооружения.

Этот храм часто называют храмом-мучеником. Тысячи христиан на протяжении многих лет молились за восстановление главного храма России и отечественной православной церкви. Благодаря огромной благодати Бога, сооружение красуется рядом с берегом Москвы-реки.

Немного истории

Фундамент храма был заложен в Москве в 1817 году, как благодарность за поддержку Всевышнего в войне с Наполеоном и его поддержку в тяжелейшие для Российской Империи времена. Строилась эта памятка архитектуры на протяжении 44 лет. Построение освятили только спустя более чем 50 лет, в начале восьмидесятых годов 19 века.

Возведение храма стало знаковым и целиком отвечало традициям русского народа. С давних времён культура русских предполагала построение церквей, часовен и храмов в благодарность Господу за поддержку и непосильную помощь.

Возможно вас заинтересуют статьи:

В 1931 году храм был кощунственно взорван и разрушен до основания. Чуть позже во времена правления Хрущева, на месте огромнейшего котлована, оставшегося после Храма Христа Спасителя, был создан бассейн «Москва». Это было символом отвержения верования, которое поддерживало русский народ и являлось основой его многовековой культуры.

Верующие со всей страны добивались восстановления святыни.А уже в 1980 годах было создано целое общественное движение, добивающееся отстройки храма.

Факты о Храме Христа Спасителя.

1. Ранее до возведения храма, на этом самом месте находилось капище поклонения языческому Богу Велесу. Позднее тут же основали первую мечеть Москвы. Ходят легенды, что изгнанные жрецы Велеса, прокляли бывшее место поклонения и именно с этим связана столь сложная и кровавая история храма.
2. Существует мнение, что жена американского президента, Элеонора Рузвельт, узнав о намечающемся сносе храма, выкупила алтарь и подарила его Ватикану.
3. В Храме Христа Спасителя находится одна из величайших святынь, Гвоздь Креста Господня. Он был передан в руки Русской Православной Церкви только в 2008 году.

mjjm.ru

Что первоначально было на том месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя

Урочище Чертолье. Еще до прихода христиан здесь существовало языческое капище. И как предполагают археологи, обряды сопровождались жертвоприношениями. Позже на Чертолье располагался Опричный двор, стояли пыточные избы, казематы сидельцев, эшафоты с плахами, и множество людей приняли на этой земле мученическую смерть.

Урочище Чертолье (Белый город), около Кремля, известное с XIV века, было названо по ручью и глубокому оврагу Черторый или Черторой (о котором в наше с вами время напоминает лишь Чертольский переулок, проходящий между Пречистенкой и Гагаринским переулком, бывшей улицей Рылеева). Ручей вытекал из Козьего болота, тек вдоль нынешнего Бульварного кольца (в частности — Гоголевского бульвара) и затем впадал в Москву-реку. Из-за весенних паводков или обильных дождей ручей Черторый временами бывал многоводным, бурным и промыл, прорыл глубокий овраг. Это было самое настоящее, с крутыми склонами, препятствие. И в Москве, и в других местах такие овражистые форсы рельефа раньше называли чертороями, видя в них «происки» нечистой силы; другими словами, Черторой—Черторый может восприниматься как производное от словосочетания черт рыл. Составители справочника «Имена московских улиц», объясняя так — «черт рыл» — наименование местности Чертолье, делают, правда, и одну оговорку «Не исключено, однако, что название связано с какой-то чертой (границей), проходившей по этому оврагу. В первой четверти XVII в. здесь находилась податная Чертольская слобода сотни посадских людей». Профессор-географ Э. М. Мурзаев в разгадке тайны Черторыя попытался увидеть более отчетливую связь названия местности с религиозными воззрениями, точнее — с мифологическими представлениями наших предков. Этот исследователь считает, что первое место по топонимической активности среди мифических персонажей действительно принадлежит «наиболее популярному герою потустороннего мира — черту», поскольку географические названия от слова черт насчитываются десятками, если не сотнями. Впрочем, и профессор Э. М. Мурзаев вынужден оговориться ссылаясь на работы академика Н. И. Толстого, он напоминает, что слово черт традиционно присутствует в русской народной географической номенклатуре (вместе со словами, скажем, бутырки, кулижки, яма, враговраг, котлы и др.), где оно означает просто «болото» и выступает как нарицательное слово.

Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, на месте которого возвели позже храм Христа Спасителя, был основан в ХIV веке у бывшего села Семчинского. Во второй половине ХIV века, после пожара, переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь (ряд построек его сохранился и поныне 2-й Зачатьевский пер., 2).

Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Большой пожар в 1547. В 1571 перенесен в урочище Чертолье (Белый город), около Кремля. После пожара 1626 восстановлен в 1634. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой. В 1837, по решению императора Николая I, в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя монастырь был разобран и переведен в Красное село, около Красного пруда, к храму Воздвижения Креста Господня.

Император Николай I поставил условие, чтобы храм Христа Спасителя был создан непременно в древнерусском духе. 10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект храма, составленный К.А. Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на берегу Москвы-реки - здесь стоял древний Алексеевский монастырь, который был переведен в Сокольники, а его постройки снесены под площадку храма Христа Спасителя. По преданию, оскорбленная такой бесцеремонностью настоятельница монастыря прокляла это место и предрекла, что на нем ничто долго не простоит.

Хронология

Урочище Чертолье (Белый город), около Кремля, известное с XIV века (не застроено, т.к. не входило в границы Москвы...). За ненадобностью в увеличении территории Белого города и из-за нехороших разговорах об этом месте, ни один чин и даж смертный, не хотел иметь угол на оной стороне, ко всему являющейся оградой города от врага русского. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых - 1571-1839 год. Храм Христа Спасителя (нач. строительства) 10 сентября 1839 года - 5 декабря 1931 года. Зияющая и нагнетающая ужас дыра, на месте которой создавали фундамент Дворца Советов до июля 1941 года. 5 декабря 1931 года - 1958 год.Бассейн Москва (нач. строительства) с 1958 по 30 мая 1994 года. Храм Христа Спасителя (нач. строительства) 1994 год. Храм Христа Спасителя, простроен в Москве на месте захоронения воинов, павших в Куликовой битве. Посвящен Победе русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Что первоначально было на том месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

places.moscow

Москва. Храм Христа Спасителя

Фото 21.06.2012:

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, д. 15

Храм Христа Спасителя расположен в городе Москве недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Это крупнейший храм в Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

В 1931 году здание храма было разрушено и заново отстроено на прежнем месте в 1990-х годах.

Судьба храма Христа Спасителя (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил."):

Замысел построить мемориальный храм-памятник в Москве во имя Христа Спасителя возник в декабре 1812, когда солдаты Наполеона уходили с территории России. Об этом было сообщено в Манифесте императора Александра I, который назывался «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». В Манифесте в частности говорилось: «В ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа». Далее в Манифесте объявлялось, что храм должен быть построен «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 году утвердили грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести будущий храм на вершине Воробьевых гор. По этому проекту храм Христа Спасителя должен был превосходить по высоте на 8,6 метра самую большую постройку на земле — пирамиду фараона Хеопса. Начавшееся строительство очень затянулось из-за размеров задуманного сооружения. Затем Витберга обвинила в казнокрадстве и сослали в Вятку.

Прошло время, императором Российским стал Николай I, который, убедившись в разорительности для государства работ по возведению храма, в 1827 году окончательно отказался от замысла Витберга. К тому времени выяснилось, что Воробьевы горы — очень неудачное место для строительства огромного сооружения, так как в этом месте есть множество родников и подземных рек.

В 1831 году архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, он-то впоследствии и был реализован. Николаю I очень понравилась идея архитектора возвести пятиглавый храм в традициях древнерусского зодчества. В 1832 году государь утвердил проект Тона и приехал в Москву, чтобы лично выбрать подходящее для будущего храма Христа Спасителя место.

Император облюбовал живописный холм, на котором с 1547 года находился Алексеевский женским монастырь. Отсюда храм был бы виден со всей Москвы, и соседство с древним Кремлем подчеркивало бы его глубокую духовную связь со всей русской историей. Во время подготовительных работ в земле были обнаружены кости мамонта. И эту находку сочли за предзнаменование, предвещавшее долголетие будущему храму.

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка сооружения. Храм строился почти 40 лет (причем, работа не прекращалась ни на один день) на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже самые бедные крестьянские семьи откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство «общерусского» храма.

Новый храм был огромен. Внутри него могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Внутреннее пространство под куполом символизировало Красную площадь — центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Алтарь храма в виде высокой беломраморной беседки был размером с небольшую церковь.

В плане храм Христа Спасителя представлял собой равноконечный крест. Его высота составляла 108,5 метра, в диаметр главного купола — около 80 метров. Во время богослужений в храме могло находиться 7200 человек, а по большим праздникам в храме могли вместиться и до 10 000 верующих. Правый придел храма был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, левый — Александру Невскому. На четырех колокольнях, расположенных по углам храма, находилось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда.

После окончания строительства еще 20 лет ушло на роспись и отделку внутренних помещений храма, который расписывали самые лучшие художники того временя: В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский и многие другие — всего 23 художника. Скульптурные горельефы были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, Н.А. Рамазановым и другими.

Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей храма связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородине, Малоярославце. Также на стенах был размещен своеобразный пантеон русских святых — заступников Руси. Это святые Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Димитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, апостол Андрей, Георгий Победоносец и другие.

Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над всеми скульптурами в общей сложности продолжалась 17 лет.

Освящение храма произошло при царствовании императора Александра III, в мае 1883 года. По случаю освящения храма был издан царский Высочайший Манифест, в котором говорилось: «Да будет сей храм во все грядущие годы памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой не для завоеваний, но для защиты Отечества от державного завоевателя. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед Святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков». С тех пор этот храм на долгие годы стал одним из символов Москвы.

Идея храма была очень понятна любому русскому сердцу. Созданный в честь победы народа в Отечественной войне 1812 года, этот храм воочию напоминал, что Россия не раз находилась на краю гибели в час страшных испытаний, но была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась вера в Спасителя — Иисуса Христа.

Причем этот храм являлся не только православным культовым сооружением, но я подлинным памятником-музеем. В стены его нижней части были помещены 177 мраморных плит, на которых описывались все прошедшие сражения, перечислялся состав войск и командования, имена убитых, раненых, получивших награды в Отечественной войне 1812 года. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов той эпохи — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Как оказалось, и местоположение храма было выбрано чрезвычайно удачно. Огромные золотые купола храма неожиданно вдруг открывались из-за крыш домов и в солнечный день золотом слепили глаза с множества точек Москвы.

Но с златоглавым наследием православного прошлого в стране победившей Октябрьской революции 1917 года не желали примириться новые коммунистические правители Кремля. В 1924 году возникла идея разрушить этот храм, чтобы на его месте поставить огромный памятник В.И. Ленину.

По личному распоряжению И.В. Сталина в 1931 году храм предназначался к сносу для строительства на его месте «главного здании страны» — Дворца Советов. Храм Христа Спасителя должна была заменить гигантская башня с колоссальной статуей В.И. Ленина на вершине. Общая высота сооружения составляла бы 415 метров. Предполагалось, что это здание станет самым высоким дворцом не только в Москве, но и во всем мире.

Несколько лет в газетах и журналах велась усиленная агитация о необходимости уничтожить храм и построить на его месте Дворец Советов. Развернулась настоящая травля храма Христа Спасителя. Академики от архитектуры в газетах публично клялись, что храм-памятник не имеет ни исторической, ни художественной ценности, не является он и произведением искусства. В общем потоке подобной лжи тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить снос храма.

В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Два раза прогремели мощные взрывы, но храм продолжал стоять почти неповрежденным, тогда его стали разрушать кирками и лопатами.

Мрамором храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из благородного камня пошли на станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и этой крошкой посыпали дорожки в московских парках. Часть плит пошла на отделку городских зданий.

Константин Андреевич Тон

Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца, владельца ювелирной лавки. В девятилетнем возрасте он поступил в Академию художеств, где проучился 12 лет. В 1815 году Тон окончил Академию с золотой медалью. В 1819 году он уехал в Италию, где за проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме Тон был удостоен звания члена-корреспондента Римской археологической академии. В 1829 году Тон стал академиком Петербургской академии художеств и в 1854 году — ректором Академии художеств по архитектуре.

За свою творческую жизнь Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в новорусском стиле в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ельце и многих других городах России. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Также по проекту Тона в Москве была сооружена колокольня Симонова монастыря.

В 1839 году Константин Андреевич Тон возглавил строительство храма Христа Спасителя, сооружавшегося по его проекту.

Константин Андреевич Тон являлся незаурядным инженером-строителем и мастером создания крупных архитектурных комплексов. Построенный по его проекту Вознесенский собор в Ельце является шедевром русской архитектуры XIX века. Огромная заслуга архитектора состоит в том, что он, обратил свой взор на древнерусское каменное зодчество, ввел в практику архитектуры образы тысячелетней русской культуры. Постройки Тона в «русско-византийском стиле» значительно повлияли на облик центра Москвы 1840-1860-х годов.

Храм Христа Спасителя сегодня

От появления в Москве Дворца Советов спасло начало Великой Отечественной войны. Строительство «чудо-дворца» было прекращено. На месте котлована с заложенным «на века» фундаментом Дворца Советов в 1958 году появился всего лишь открытый бассейн «Москва», в котором более тридцати лет зимой и летом купались москвичи. И клубящийся пар, поднимавшийся зимой над огромной чашей бассейна, временами напоминал некоторым живущим неподалеку москвичам очертания храма Христа Спасителя. Во всяком случае, так говорят старожилы тех мест.

С 1989 года идея восстановления храма Христа Спасителя поначалу робко, как травинка сквозь асфальт, стала пробиваться из глубин народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистической пропаганды и агитации в нашей стране. И вот в сквере у бассейна «Москва» в начале 1990-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора добровольных пожертвований на восстановление храма.

В ноябре 1994 года Архиерейский Собор Русской православной церкви принял решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Это решение было горячо поддержано Правительством Москвы, которое приняло решение о скорейшем воссоздании храма в его прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененной нижней части храма — стилобата).

И опять, как встарь, деньги на строительство собирали «всем миром». Жертвовали кто сколько может: жертвовали граждане всей России (причем, не только православные), жертвовали города, села, банки, всевозможные организации. Но наибольшую роль в осуществлении грандиозного строительства в наикратчайшие сроки сыграла столица нашей родины — Москва во главе с мэром города Ю.М. Лужковым.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя. И, казалось бы, фантастическая мечта многих православных россиян очень скоро стала прекрасной реальностью.

Восстановили храм Христа Спасителя всего за 4 года. В строительстве применялась самая современная техника, новые строительные материалы. Стены храма были возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. В комплексе храма Христа Спасителя вблизи набережной Москвы-реки был сооружен деревянный шатровый храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Держанная».

Под выстроенным храмом имеется нижний этаж, где находится храм Преображения Господня, многие учебные и служебные помещения. Здесь же разместились зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, зал заседаний Синода и музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года.

Под руководством лаборатории колокольной акустики Общества древнерусской музыкальной культуры при Московской патриархии на основе сохранившихся документальных материалов был отлит набор колоколов, их звукоряд был максимально приближен к тому колокольному звону, который существовал ранее.

Сегодня в храме Христа Спасителя проходят главные церковные службы Москвы с участием патриарха Московского и всея Руси.

Но стоящий на берегу Москвы-реки храм Христа Спасителя сегодня является не только храмом-памятником Отечественной войны 1812 года. По словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в наши дни этот храм «символ покаяния народа за богоотступничество и одновременно знамение возрождения православной Руси».

rus-towns.ru

Как в Москве появился храм Христа Спасителя?. Мир вокруг нас

Как в Москве появился храм Христа Спасителя?

Сразу после окончания Отечественной войны 1812 года, когда русские войска победили Наполеона, царь Александр I решил возвести в Москве в честь этой победы храм Христа Спасителя. 25 декабря по старому стилю, то есть в день Рождества Христова, царь издал высочайший манифест, в котором говорилось о создании в Москве церкви во имя Спасителя Христа, чтобы сохранить вечную память о беспримерном усердии, верности и любви к вере и отечеству, какие российский народ проявил в трудные годы войны.

Сначала был разработан проект храма, автором которого был архитектор Александр Витберг. По его замыслу храм Христа Спасителя должен был стоять на склоне горы или холма, поэтому решено было строить его на Воробьевых горах. 12 октября 1817 года там состоялась торжественная закладка храма, и на это торжество пришло почти все население Москвы, около 100 тысяч человек. Но после закладки храма его строительство так и не началось.

Храм Христа Спасителя (1931 г.). Последняя фотография перед взрывом

Уже после смерти Александра I в 1830 году царь Николай I приказал сделать новый проект храма, над которым стал работать другой архитектор – Константин Андреевич Тон. Через два года проект был готов и одобрен Николаем I, но работы снова отложили, и только в 1837 году была создана новая «Комиссия по сооружению храма». Решили поменять и место, где должен был стоять храм. Царь Николай I выбирал его лично. Он облюбовал место недалеко от Кремля, где свыше 300 лет находился Алексеевский женский монастырь. После того как царь выбрал это место для нового храма, монастырь переселился в Красное Село, а храм Христа Спасителя наконец-то начали строить. Его строительство продвигалось очень медленно, но это было не удивительно, потому что сооружение возводилось на века. Одна только толщина кирпичных стен храма составляла 3 метра 20 сантиметров. А всего на строительство ушло 40 миллионов кирпичей. Снаружи храм отделывали еще и мраморными плитами, а соединения мраморных частей с кирпичом заливали свинцом.

Варварское уничтожение Храма Советскими властями (1931 г.)

Стены храма расписывали 38 самых знаменитых художников России, и среди них И. Крамской, В. Маковский, В. Верещагин, В. Суриков и другие. В это время в России правил уже другой царь, Александр II, а храм все продолжали строить. Строительные леса с него были окончательно сняты только в 1858 году, но работы еще продолжались. Надо было отделать его внутреннее убранство. Летом 1882 года храм был окончательно готов, но все еще стоял закрытым. К тому времени погиб уже и царь Александр II. И наконец 26 мая 1883 года, спустя десять дней после коронации царя Александра III, состоялось освящение храма Христа Спасителя, а весной 1884 года «Комиссия по сооружению храма» передала его специальному управлению, которое называлось «Управление по заведению Московским кафедральным во имя Спасителя Христа Собором».

Так что храм Христа Спасителя строился 45 лет и участие в его судьбе приняли четыре царя. После окончания строительства на западном крыле храма была укреплена мемориальная доска с надписью:

«Завещано императором Александром Первым Заложил император Николай Первый 10 сентября 1839

Довершил император Александр Второй

Освящен при императоре Александре Третьем 26 мая 1883»

Храм Христа Спасителя (2000 г.)

Просуществовал храм Христа Спасителя в том виде, в каком его построили в XIX веке, всего 48 лет: в 1931 году, уже при советской власти, его разрушили большевики, а на том месте, где стоял храм, долго оставался огромный котлован, где потом построили плавательный бассейн «Москва». Но теперь нет уже и бассейна.

В 1990 г. Священный Синод Русской православной церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился в правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. И спустя 10 лет, 19 августа 2000 года, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение вновь возведенного храма Христа Спасителя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *