Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Ярославль церковь спаса на городу: Храм Спаса на Городу, город Ярославль

Содержание

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ГОРОДУ в Ярославле — Яркипедия

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на ул. Почтовой, 3.

12 фото

Смотреть фотогалерею 12 фото

Церковь Спаса на городу. Вид с запада. Фото А.Григорьева

из

Первая церковь на этом месте была воздвигнута еще во времена ярославских удельных князей, т. е. Спасская церковь является одной из древнейших в городе. Известно, что до 1658 здесь стояла деревянная церковь, сгоревшая в большой городской пожар. Издревле на этом месте, за земляным городским валом, существовал городской торг, что нашло отражение в названии церкви.

Ныне существующий каменный храм построен на средства прихожан в 1672. Главный престол был освящен в честь Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Храм двухстолпный, с мощным пятиглавием. На северо-западном углу храма над папертью восьмигранная шатровая колокольня. На ней до конца 1920-х годов находилось 7 колоколов, самый крупный их которых был весом 100 пудов. (В 2008 году такой же колокол вновь был поднят на колокольню.) С южной стороны паперти был устроен теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1831 он был перестроен и покрыт куполом, увенчанным главкой. С северной стороны под шатровой башней находился придел во имя св. первомученика и архидиакона Стефана.

Стенопись церкви Спаса на Городу была создана в период 12 июня 1693 — 2 августа 1693 большой артелью ярославских и костромских мастеров, в состав которой входили Лаврентий Севастьянов, Федор Федоров, Иван Дмитриев, Михаил Андроников, Степан Митрофанов, Иван Сергеев, Яков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Федор Лазарев, Семен Андрианов, Сергей Доментианов, Сергей Дмитриев, Кондратий Иванов, Моисей Семенов, Козьма Никитин, Семен Иванов.

Заказчиком росписи был ярославский посадский Иван Иванов Кемской. Северный придел и паперть дописывались в 1700-е.

В системе спасонагородской росписи органически слились иконографические приемы ярославской и костромской традиций. Многие сюжеты трактованы в ней оригинально, не по общепринятым образцам. В центральном куполе расположена фреска «Вседержитель», в барабане купола фигуры пророков в рост и праотцы в круглых медальонах. На парусах евангелисты и их символы, ангелы с зерцалами и Христос Эммануил. На подкупольных арках изображены сюжеты «Ветхозаветная Троица» (в.) и «Сошествие Святого Духа» (з.). В ю.-з. куполе «Богоматерь Знамение», между окнами барабана архангелы, на парусах апостолы из числа семидесяти, на подкупольных арках «Воскрешение Лазаря» (в.) и «Вход в Иерусалим» (з.). В с.-з. куполе композиция «Иоанн Предтеча с Христом в потире», в барабане архангелы, на парусах апостолы и херувимы, на подкупольных арках «Проповедь во храме» (в.) и «Неверие Фомы» (з.). Своды заняты основными праздниками, которые трактованы традиционно, без апокрифических сцен.

На северном своде изображены «Благовещение» и «Введение во храм», на южном — «Рождество Христово» и «Богоявление», на западном — «Вознесение». На подпружных арках крупные фигуры апостолов и херувимы. Столпы разбиты разгранками на 4 яруса, равных по высоте стенописным ярусам. В двух верхних написаны благоверные цари и князья, среди них изображения ярославских святых Василия и Константина, Федора, Давида и Константина, а также Димитрия Угличского, в третьем ярусе воины-мученики. В нижних ярусах столпов расположено единственное в ярославских стенописях изображение «Семь таинств». Оно подчинено храмовой теме о спасительной силе креста и тайном воздействии на человека благодати Божией. Восьмое место, на восточной стороне южного столпа, занято «Троицей Новозаветной».

Стены храма разбиты на 6 сюжетных ярусов шириной 1,35 — 1,5 м, ниже которых проходит узкий орнаментальный фриз шириной 40 см, храмовая летопись, написанная вязью (35 см), и подзор из полотенец с кругами (1,1 м). В верхних люнетах помещены изображения двунадесятых и богородичных праздников: на южной стене — «Сретение» и «Преображение», на северной — «Рождество Богородицы» и «Успение», на западной — «Живоносный источник», «Распятие» и «Воздвижение Креста». Далее следуют непрерывные ряды повествовательных фризов, заполняющие собой оконные откосы и замковые части оконных арок. Второй и третий ярусы иллюстрируют земную жизнь Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый и пятый ярусы посвящены Страстям Христовым, начиная с «Тайной вечери» и заканчивая темой Голгофы на южной стене. Автором евангельских сюжетов был, по-видимому, Федор Федоров. Шестой ярус (а на западной стене и пятый) повествует об истории животворящего Креста Господня, воссоздавая легендарный сюжет о принятии христианства императором Константином. Знаменщиком этой центральной храмовой темы был Лаврентий Севастьянов.

На западной стене размещены следующие композиции: «Сон царя Константина», «Константин и его приближенные видят образ Креста Господня», «Отрок подносит Крест царю Константину», «Победа Константина над Максенцием», «Въезд царя Константина в Константинополь», «Подношение Константину икон Петра и Павла», «Разрушение идольских капищ царицей Еленой», «Воздвижение Креста Господня», «Крещение народа патриархом».

В шестом ярусе южной стены изображены: «Поражение царя Константина», «Взятие Византии», «Установление памятника честному Кресту», «Проводы царицы Елены на розыски Креста Господня», «Встреча Елены патриархом Макарием в Иерусалиме», «Призвание иудея на розыски Креста Господня»; в том же ярусе северной стены — «Крещение царя Константина», «Крещение царицы Елены», «Разрушение идольских капищ», «Вторая брань против византийцев», «Царица Елена строит церкви в Византии», «Привоз животворящего Креста и святых гвоздей в Константинополь», «Победа царя Ираклия над Хосровом», «Явление Ангела у Креста Господня». Этот обширный цикл, единственный раз встречающийся в ярославских фресках, связан с посвящением главного престола храма Происхождению честных древ животворящего Креста Господня.

Схема размещения живописных сюжетов в небольших узких помещениях алтаря традиционна. Живопись в алтаре располагается двумя регистрами, верхний из которых из-за малой высоты апсид заходит и на своды. Для монументальных композиций «О тебе радуется» и «Христос в потире» оставлены только оконные распалубки.

В апсиде центрального алтаря вверху изображены сцены из литургии, а внизу святители, в апсиде жертвенника — литургия и архидиаконы. Диаконник не расписан. В арке, ведущей из центрального алтаря в жертвенник, изображен сюжет из «Сказания о нерадивом попе», который в пьяном виде крестил отрока, и тот поэтому был мучим бесом. В алтарной конхе северного придела изображена Богоматерь Честнейшая Херувим, в апсиде преподобные в два ряда, на стенах и сводах придела сценами жития первомученика Стефана иллюстрирована престольная тема.

На паперти тематика росписи группируется в несколько циклов. В тимпанах наружных стен основного куба размещены сложные символические богословские композиции «Богоматерь всех скорбящих радость», «Отче наш» и «Живоносный источник», на южной стене западного крыла «Страшный суд», на северном своде сцены из жития святителя Николая, а на южном — «Сказание о нерукотворном убрусе». Кое-где на своде, в люнетах и на стенах иллюстрированы новеллы из «Синодика» и «Великого Зерцала»: «О славе небесной и радости праведных», «О том, как сын избавил мать от муки вечной», «О попе, окривевшем на один глаз», «О Христе, пришедшем в монастырь в образе нищего».

Храмовая живопись на отдельных участках серьезно пострадала от губительной реставрации 1860-х. Некоторые клейма, преимущественно в алтарной части, были переписаны заново.

Недалеко от храма Спаса на Городу находилась принадлежавшая ему небольшая каменная часовня, выстроенная при некогда бывшей здесь богадельне, с ярославской святыней — написанным на стене ликом Спасителя. Впоследствии часовня была встроена в здание губернской гимназии (ныне госпиталь Ярославского военного гарнизона).

Во время подавления Ярославского восстания летом 1918 церковь сильно пострадала и 26 ноября 1929 была закрыта. Религиозная община просуществовала до января 1930.

Богослужения возобновлены с 13 августа 2003 года.

Церковь Спаса на Городу в Ярославле. Фото

Достопримечательности Ярославля


Рубрика: Ярославль

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском — можно на набережной Которосли, на улице Андропова, у Рубленого города.

Стоит храм там, где начинается спуск к Которосли, на границе древнего ярославского посада, укреплённого ранее бревяным тыном, а в веках XVI-XVII — Земляным валом.

А посмотреть нужно. К. Д. Головщиков в «Истории города Ярославля» рассказывает о предании, жившем в народе долгие века: была церковь на Городу одной из первых в городе, принимала приношения удельных князей — тогда ещё как церковь Спаса Преображения, окормляла и простой народ, и торговый.

Почему — на Городу? История храма

Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII веку город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше.

Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 году.

Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 году возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».

Первая каменная церковь на Голоду имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню. Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом. Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками.

Однако в 1994 году храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана.

Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками.

В 1807 году происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно.

Другая значительная перестройка случилась в 1831 году, когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.

Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 году, во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.

Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 году церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным.

После 1936 года, уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 60-х годах — книжным складом.

Только в 1978 – 1981 годах здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 году ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 году храм возвращается Ярославской Епархии.

Ликом — к Городу

Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII века.

Стройный храм — без хозяйственного подклёта, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим».

Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх, к плывущим облакам и небу.

Обойдите церковь — с каждой стороны она открывается новой, где-то — скромной, где-то — печальной, но всегда величественной и живой красавицей.

Адрес: г. Ярославль, ул. Андропова, 1 (ул. Почтовая, 3).

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

← Спасо-Преображенский собор   Церковь Михаила Архангела →

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

 

Поделиться ссылкой:

Церковь Спаса на Городу в Ярославле: описание, фото

В центре старинного Ярославля, неподалеку от берега реки Коротосль, стоит храм, имеющий очень древнюю историю. Церковь эта построена в 1672 году. Композиционно она асимметрична, и очень красиво смотрится со всех сторон. Белоснежный храм с двумя шатрами и зелеными куполами является настоящим украшением города и привлекает много паломников и туристов, путешествующих по «Золотому кольцу» России.

Содержание:

Содержание:

  1. История церкви Спаса на Городу
  2. Архитектура и внутреннее убранство церкви Спаса на Городу
  3. Современное состояние храма и режим посещения
  4. Как добраться до церкви Спаса на Городу
  5. Дополнительная информация
  6. Церковь Спаса на Городу на карте

История церкви Спаса на Городу

Сохранились сведения, что деревянная церковь на этом месте существовала еще в XIII века. Это были времена, когда Ярославль обладал статусом удельного княжества, еще не независимого от Москвы. Река тогда служила одной из границ посада или Рубленого Города, укрепленного поначалу оградой из бревен, в а XVI-XVII веках – насыпным Земляным валом. Получается, что по местоположению храм находился возле самой городской границы.

Церковь Спаса на Городу в городской застройке

Долгое время здесь была сосредоточена вся торговля в Ярославле. Торговые лавки и ряды, разрастаясь, постепенно занимали улицы от Земляного вала к Ильинской площади, а потом протянулись еще дальше и превратились в настоящий торговый город, где жизнь кипела круглый год. Потому и возникло название церкви – «на Городу».

Деревянные постройки, как водится, быстро ветшали, но чаще – уничтожались пожарами. Так, в 1658 году, когда выгорел почти весь Ярославль, была утрачена последняя сделанная из дерева Спасская церковь.

Вид на южный фасад церкви Спаса на Городу

Ко второй половине XVII века, когда город окончательно восстановился после польско-литовского вторжения и разбогател, ярославцы приняли решение строить вместо деревянных храмов каменные. Были собраны необходимые средства, и с благословения ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1672 году жители посада возвели новый кирпичный храм, прообразом для которого стала церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Самые весомые пожертвования были сделаны ярославским купцом Игнатием Кисловым.

Вновь отстроенный храм посвятили православному празднику Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня, который начали отмечать с IX века в Константинополе, а с конца XIV века – уже в русских приходах, называя его Медовым (или Первым) Спасом. Однако старое название церкви – «на Городу» прочно вошло в обиход всех жителей Ярославля и закрепилось за ней на все времена.

Вид церкви Спаса на Городу с Которосльной набережной

В церкви создали два придела. С юга — освященный в честь Николая Чудотворца. А севера – посвященный Первомученику Архидиакону Стефану. Этот шатровый придел с маленькой главкой наверху построили в 1694 году на деньги ярославского купца Ивана Кемского и использовали как теплую церковь.

Через 21 год после открытия храм расписала артель из 22 ярославских мастеров, которую возглавляли известные далеко за пределами города иконописцы-знаменщики Лаврентий Севостьянов, по прозвищу Башка, и Федор Федоров. Изографы трудились над фресками несколько летних недель. Запись об этом сделана в летописи на южной стене храма. Во фресках, разбитых на семь узких ярусов, легко угадываются признаки зрелого «ярославского стиля».

Вид на церковь Спаса на Городу с ул. Почтовой

До наших дней дошло описание храма, сделанное в 1781 году. В то время он был крыт тесом, а пятиглавие – зеленой керамической черепицей. Полы внутри храма и двух его приделов были кирпичными. С севера и запада церковную территорию окружала кирпичная стена. Когда в 80-90-е годы XVIII века стали проводить плановую регулярную застройку городских улиц, по распоряжению генерал-губернатора А.П. Мельгунова эту стену разобрали. В 1807 году кирпичные полы заменили на чугунные плиты, а спустя 9 лет подзакомарную кровлю переделали на четырехскатную.

В 1831 году в церкви произошла вторая капитальная перестройка. Южный придел переделали в стиле классицизма, накрыв его куполом. Кроме того, разобрали крыльцо с южной стороны, с запада к храму пристроили паперть и растесали оконные проемы главного четверика. В это же время в южном приделе сделали накатный потолок и установили там новый иконостас. После чего церковь повторно освятили. Из-за этих переделок, которые внесли явный стилевой диссонанс, храм преобразился и утратил облик, характерный для культовых зданий XVII века.

Вид на церковь Спаса на Городу с юга-запада

В середине XIX века обветшавшую черепичную кровлю заменили листовым железом, и покрасили ее яркой медянкой. А в 1858 году – подновили масляными красками храмовые фрески.

В 1918 году, в дни белогвардейского восстания против советской власти церковь сильно пострадала от артиллерийских обстрелов. К сожалению, те или иные разрушения получили все здания в историческом центре города. Шатровый придел был разрушен примерно на треть. Стены церковного придела с юга имели огромные дыры от сквозных пробоин. И, кроме всего прочего, значительно пострадало пятиглавие.

Вид на церковь Спаса на Городу с востока

Восстанавливать архитектурные памятники в городе поручили известному реставратору и искусствоведу Петру Дмитриевичу Барановскому. И именно благодаря его усилиям, удалось спасти старинные церковные фрески. Реставрационные работы, проходили здесь в 1919-1920 гг. и позже – в 1925-1926 гг. Финансировались они за счет денег, собранных прихожанами.

Спустя 8 лет церковь закрыли, и ее взял на баланс городской краеведческий музей. Здесь поочередно размещались клуб водников, трикотажно-текстильный союз и военно-железнодорожный лагерный сбор. В 1930 году, когда советская власть вела активную борьбу с религией, с храма сняли кресты.

Вид на колокола церкви Спаса на Городу

В середине 30-х годов прошлого века культовое здание было взято государством под охрану, а его арендаторами сделали отделение Союзутиля, а позже – Яроблторга, которые использовали полученные помещения под склад. И даже в 1960 году когда церковь передали на баланс городскому управлению культуры, ее использовали как место для складирования книг.

За все эти годы за фресками никто не следил, и их состояние сильно ухудшилось. Не лучше обстояло дело и с самим зданием. На его стенах появились глубокие трещины, кровля проржавела и местами была сорвана, иконостас отсутствовал, а внутри церкви стояло несколько уродливых межстенных перегородок.

Вид на купала церкви Спаса на Городу

Во второй половине прошлого века церковь дважды реставрировали. С 1978 по 1981 годы – силами специалистов Ярославских научно-производственных реставрационных мастерских, под руководством архитектора С.Е. Новикова. Реставраторы восстановили фасады четверика, приделов и колокольни, водрузили на купола новые золоченые кресты, а также заделали основные трещины древнего храма. Любопытно, что во время восстановительных работ в кладке колокольни, реставратор М.Ф. Флегонтов обнаружил неразорвавшийся артиллерийский снаряд, пролежавший там с 1918 года. Вторая реставрация прошла в начале 1990-х годов.

Верующим храм передали только в 2003 году. После чего реставрационно-восстановительные работы здесь продолжались еще в течение нескольких лет.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Спаса на Городу

Четырехстолпный крестовокупольный храм не имеет подклета и не очень велик по размеру. Он увенчан пятью главами, поддерживаемыми массивными световыми барабанами. Примечательно, что центральный барабан с куполом без креста равен высоте храма, что придает ему монументальность. Первоначально, когда храм имел еще подзакомарное покрытие, это впечатление было еще более сильным.

С северо-запада к церкви пристроена шатровая колокольня. Между ней и приделом в форме шатра расположена невысокая галерея. Основной декор расположен на северном, «праздничном» фасаде здания, обращенном к торговой площади. И барабаны декорированы даже более роскошно, чем стены. Заслуживают внимания также нарядные кокошники, которые окружают шатер церковного придела.

Вид на придел Серафима Саровского церкви Спаса на Городу

Современное состояние храма и режим посещения

Церковь действующая и открыта ежедневно. Богослужения начинаются в 8.30 и 16.00. Престольный праздник отмечают здесь 14 августа. Особо почитаемыми святынями считаются старинный фресковый образ Спаса и Большой серебряный крест с частицами мощей святых.

При церкви работают воскресные школы – для взрослых и для детей. На колокольне, начиная с середины 2000-х годов, постепенно установили новые колокола. Самый большой из них весит 1600 кг.

Интерьер церкви Спаса на Городу

Как добраться до церкви Спаса на Городу

Церковь расположена в Ярославле возле Коротосльской набережной, на Почтовой улице, 3.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за автомобильным мостом – повернуть направо на Коротосльскую набережную, которая и выводит к храму Спаса на Городу.

Вид на иконостас церкви Спаса на Городу

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Спаса на Городу составляет 3 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

← ЯРОСЛАВЛЬ

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЦЕРКВИ И СОБОРЫ ЯРОСЛАВЛЯ

РОССИЯ →

Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Ярославлю от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов в Ярославль на Авиасейлс


Церковь Спаса на Городу на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn. ru:

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ТОЛГСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КИРИЛЛО-АФАНАСЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

УСПЕНСКИЙ СОБОР

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ РУБЛЕНОГО

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

ВОЛЖСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

ЦЕРКОВЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ПРИХОД

ХРАМ НИКОЛЫ МОКРОГО

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ДМИТРОВСКИЙ ПРИХОД

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

КОРОВНИЦКАЯ СЛОБОДА

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЧАСОВНЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР

КАЗАНСКАЯ ЧАСОВНЯ

ВЛАСЬЕВСКАЯ БАШНЯ И ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

10 самых интересных фактов о Храме Спаса на Городе

Храм Спаса на Городе. Фото Maya – Pixabay

Храм Спаса на Городе – чудо архитектуры и известная достопримечательность города Ярославля, Россия. Ярославль – небольшой город на слиянии двух рек Волги и Которосли. Несмотря на то, что в городе есть множество поразительных церквей и религиозных сооружений по всему ландшафту, Спасская церковь на Городе выделяется своим уникальным дизайном и культурным значением.

Церковь имеет большое религиозное значение среди христиан России. Это одна из первых церквей, действующих до сих пор. Здание сохранило свою эстетическую привлекательность и культурную ценность, продолжая завоевывать мировое признание.

Храм имеет четыре колонны и крышу со знаменитыми куполами, которые относятся к 17 архитектурным проектам -го -го века. Считается, что первые наброски знаменитой картины «Грачи вернулись» (1871) Алексея Саврасова были вдохновлены этой церковью

1. Храм Спаса на Городе существует более восьми веков

Несмотря на то, что специалисты не установили точную дату постройки, археологи и историки считают, что здание было построено в середине 13 века . Церковь была впервые построена в эпоху деревянного зодчества.

Приход обслуживал жителей города вместе с жителями окрестностей. Храм был основан при князе Василии. Архитектор Константин предоставил землю, на которой будет построена церковь, для обслуживания горожан.

2. Построен с Ярославской храмовой архитектурой

Храм Спаса на Городе – архитектурный шедевр. Это было представление архитектурного совершенства своего периода. Она является общероссийской иконой по сходному устройству церквей и культовых сооружений, построенных в 13 годах.

Храм имеет зеленые купола на крыше и классическую отделку из белого лайма на внешней поверхности. Храм является культурной иконой города и символизирует раннее христианство в России.

3. Храм Спаса на Граде сгорел в 1658 году

Огонь Пламя. Фото Рональда Плетта – Pixabay.

Россия пережила несколько пожаров с 12 века, при этом такие города, как Новрогород, сгорали дотла более 100 раз. Не стала исключением и церковь Спаса на Городе, сгоревшая в 1658 году во время пожара. Ее разрушению способствовала первоначальная деревянная архитектурная модель.

Через 14 лет после пожара возвели новое каменное сооружение. Приход в сотрудничестве с городом построил храм с каменными стенами с более впечатляющим архитектурным дизайном, чтобы заменить предыдущий.

4. Часть строений, разрушенных во время Гражданской войны в России

Послевоенное время. Фото Михаила Гайды – Pixabay

Гражданская война в России произошла между 1917 и 1923 годами. Она была вызвана свержением монархии Романовых и введением большевистского правительства. Большевизм вызвал вооруженное сопротивление со стороны многих партий в Российской империи.

Россия лежала в руинах со своими фабриками, религиозными и историческими сооружениями, превращенными в руины. Церковь Спаса на Городе получила государственное финансирование на ремонт. На завершение этого ремонта ушло 8 лет.

5. Храм Спаса на Городе был преобразован в исторический музей

В 1926 г. богослужения в храме прекратились, так как здание было передано в собственность краеведческому музею. Незначительные коррективы были внесены во внутренний и внешний фасад церкви после передачи ее в собственность. Церковь была сохранена как национальное достояние и памятник культуры.

6. Поставлен под охрану государства в 1935 году

В 1935 году Президиум ВЦИК принял постановление о взятии Спасского храма на Городской церкви под охрану государства. Это означало, что государство будет нести ответственность за строительство храма и собственность, на которой он стоит.

Это также дало правительству юрисдикцию над зданием и деятельностью, которая будет осуществляться в нем. Его высокая стоимость обслуживания побудила правительство разработать находчивые способы извлечения из него денег.

7. Храм Спаса на Городу, когда-то служивший складом

Когда правительство взяло здание под свою юрисдикцию, богослужения прекратились. Открытый архитектурный дизайн сделал его благоприятным пространством. В 1936 году помещение было сдано в аренду Союзутилу, который использовал его как склад металлолома и других бесчисленных предметов.

В 1939 году у здания церкви появился новый арендатор, который продолжал использовать помещение как склад. Со временем церковь обветшала, а ее внутреннее убранство истощилось.

8. Ремонтировался более двух десятилетий

Ущерб, нанесенный храму от сдачи в аренду под юрисдикцию государства, привел к новой передаче собственности в областное управление культуры. Храм использовался для хранения книг как склад вплоть до конца 1970-х годов.

Совместными усилиями удалось отремонтировать церковь. Реставрация началась в конце 1970-х годов и была инициирована Ярославской реставрационной мастерской. В нем приняли участие и другие заинтересованные стороны. Он был завершен в начале 1980-е годы.

9. Храм Спаса на Городе через 77 лет вновь открыт как религиозный центр

Русский Православный Крест. Фото Кефи – Wikimedia Common

После многочисленных ремонтов и реставрационных работ церковь была полностью восстановлена ​​в начале 21 ст века. Опасные трещины в стенах были отремонтированы, а внутренняя отделка восстановлена ​​в соответствии с первоначальным дизайном.

Храм передан в собственность Ярославской епархии. Он был официально открыт для публики для богослужений и богослужений. Церковь остается открытой до сих пор, так как продолжает служить архитектурным памятником города.

10. Храм Спаса на Городе — один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России

Вид на Ярославль с Успенским собором на территории. Фото Maya – Pixbay

ЮНЕСКО стремится признать культурные памятники и архитектурные реликвии, которые определяют человеческую цивилизацию. Город Ярославль отмечен как один из исторических объектов Всемирного наследия. Несмотря на перепланировку его структуры в 18 веке, он по-прежнему определяется как культурный обмен между Россией и Западной Европой.

Храм Спаса на Городе — один из крупнейших исторических храмов Ярославля. Это символ раннего христианства в России и значительных событий, таких как Гражданская война в России.

Шелмит Нджеру

Участники Discover Walks говорят со всех уголков мира — от Праги до Бангкока, от Барселоны до Найроби. Мы все можем происходить из разных слоев общества, но у нас есть одна общая страсть — учиться через путешествия.

Хотите ли вы узнать историю города или вам просто нужна рекомендация для следующего приема пищи, команда Discover Walks предлагает постоянно пополняющуюся энциклопедию путешествий.

Чтобы получить местные идеи и советы для путешественников, которые вы больше нигде не найдете, выполните поиск по любым ключевым словам в верхней правой панели инструментов на этой странице. Счастливых путешествий!

Храм Спаса-на-Крови

Адрес:  

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. B

Время работы:
Понедельник — вторник: 10:00 — 17:00
Среда: бесплатно
Четверг — воскресенье: 10:00 — 17:00
Нет

В 1861 году российский император Александр Второй издал Высочайший указ о даровании крепостным крестьянам личной свободы и обещании им земельных наделов как собственных.

За указом об освобождении последовали и другие меры: большая академическая свобода для российских университетов, местное самоуправление и реорганизация судебной системы.

Однако многие молодые люди не желали ждать постепенных реформ. Они основывали революционные общества и пытались свергнуть правительство ударами прямо по трону. Избежав нескольких покушений, Александр Второй был убит бомбой в 1881 г.

Храм Спаса-на-Крови, он же Собор Воскресения Христова, построен на месте смертельного ранения Александра Второго в качестве поминальной панихиды, а также для проведения параллели между смертью Иисуса Назарета и русского царя.

Секция перил, на которую он опирался, и фрагмент тротуара, запачканный его кровью, находятся под роскошным балдахином с шатровой крышей из мрамора и яшмы. Это самое примечательное место внутри памятного собора, возведенное над местом, где был смертельно ранен Александр Второй.

Пролитая кровь

Удивительно, но стоимость этого купола была сопоставима со стоимостью остального собора.

Расположенный между несколькими классическими архитектурными ансамблями в самом сердце Санкт-Петербурга и видимый со знаменитого Невского проспекта, Спас-на-Крови храм Спаса-на-Крови привлекает всеобщее внимание своими яркими куполами и мозаикой. Из девяти куполов, венчающих его, пять особенно богато украшены, а на пестрое убранство церкви повлиял собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Подойдя к храму со стороны Невского проспекта, можно увидеть детали южного фасада. Мозаика под названием «Иисус во славе» украшает фронтон небольшой святыни под кокошником. На этой мозаике Иисус сидит на троне, по обеим сторонам которого стоят святой Александр Невский и святой Николай. Именно эти святые были выбраны потому, что их имена совпадают с именами царей, во время правления которых была воздвигнута Церковь на Крови, а также с именем Александра Второго, которому она посвящена.

Работа над собором продолжалась 24 года.

К 31 августа 1907 года, в день освящения собора, 8,4 тысячи квадратных метров его внутренних помещений были покрыты мозаикой, больше, чем любой другой храм в мире. Драгоценные и полудрагоценные камни, используемые для украшения церкви, также способствовали ее роскоши.

Его разноцветный мраморный иконостас был изготовлен в Генуе, Италия, а лучшие мастера России использовали сибирские драгоценные камни для создания киотов в течение 12 лет.

Храм Спаса-на-Крови является прекрасным образцом русской архитектуры, декоративно-монументального искусства конца XIX века. Стиль выполнен архитектором Альфредом Парландом и имеет черты эпохи московских царей XVII века: аркады, арки, кокошники, сложные многопрофильные карнизы, пилястры, горизонтальные членения, всевозможные вставки.

Наиболее яркими образцами этого стиля с типично русскими чертами являются церковь Василия Блаженного в Москве, а также ряд церквей в Ярославле и Ростове.

Этот уникальный памятник, созданный лучшими художниками, архитекторами и мастерами России, в советское время не раз оказывался на грани разрушения. К счастью, их решения так и не были выполнены. Во время авианалета времен Второй мировой войны на его крышу упал снаряд весом 352 фунта, но, к счастью, не взорвался. Он оставался внутри купола до 1961 года, когда его наконец сняли и обезвредили.

В 1968 году Воскресенская церковь стала филиалом Исаакиевского музея, а в 1974 начался процесс реставрации. Он был вновь открыт после 23 лет работы в 1997 году.

Строительство такого огромного и дорогого собора в русском стиле в Санкт-Петербурге не было случайностью. Многое изменилось, когда в 1881 году к власти в России пришел Александр Третий. Насильственная смерть его отца заставила его отреагировать, введя более строгую политику и более жесткий контроль. Он отверг предпринятые его отцом попытки демократизации России и в манифесте от 11 мая 1881 года провозгласил для себя абсолютную власть.

Лозунгом его правления стало «Россия для русских». Эта «русификация» проявилась во всех государственных и общественных делах России, а также в мире искусства.

Подробнее


Церковь Ильи Пророка (1647-50 гг.), вид на запад, Ярославль, Россия

[ оригинал ]

Об этом изделии

Заголовок

  • Церковь Ильи Пророка (1647-50 гг. ), вид с запада, г. Ярославль, Россия

Имена участников

  • Брамфилд, Уильям Крафт, 1944-, фотограф.

Создано/опубликовано

  • 1997.

Тематические заголовки

  • — Православные церкви — Россия (Федерация) — 1990-2000 гг.
  • — Россия (Федерация) — Ярославская область — Ярославль

Заголовки

  • Слайды—Цвет—1990-2000.

Жанр

  • Слайды—Цвет—1990-2000

Заметки

  • — Название, дата и место из описи фотографа.
  • — Номер присвоен фотографом: yaro012.
  • — Кредитная линия: Коллекция фотографий Брамфилда, Библиотека Конгресса, Отдел эстампов и фотографий.
  • — Общая информация о коллекции фотографий Брумфилда доступна по адресу: https://hdl.loc.gov/loc.pnp/pp.brum.
  • — Входит в состав коллекции фотографий Брамфилда.

Середина

  • 1 слайд: цветной; 35 мм.

Номер телефона/физическое местоположение

  • ЛК-В05-00541

Исходная коллекция

  • Коллекция фотографий Брамфилда

Репозиторий

  • Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 20540, США, округ Колумбия

Цифровой идентификатор

  • https://hdl. loc.gov/loc.pnp/ppmsc.04247

Контрольный номер Библиотеки Конгресса

  • 2018681890

Репродукционный номер

  • LC-DIG-ppmsc-04247 (цифровой файл с оригинала)

Консультант по правам

  • Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брумфилда» https://hdl. loc.gov/loc.pnp/res.273.brum.

Рекомендации по доступу

  • Пожалуйста, используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения.

Онлайн формат

  • изображение

Постоянная ссылка LCCN

  • https://lccn. loc.gov/2018681890

Дополнительные форматы метаданных

  • MARCXML-запись
  • МОДС Запись
  • Дублинская основная запись

Часть

  • Коллекция Брамфилда (1139)
  • Встреча границ (19 656)
  • Отдел эстампов и фотографий (1 024 169)
  • Онлайн-каталог Библиотеки Конгресса (1 343 565)

Права и доступ

Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Поэтому он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование такого материала и не может предоставлять или отказывать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.

В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, прежде чем публиковать или иным образом распространять материалы, найденные в коллекциях Библиотеки.

Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к исходным материалам см.: Коллекция фотографий Уильяма С. Брумфилда — Информация о правах и ограничениях

  • Консультант по правам : Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брумфилда» https://hdl.loc.gov/loc.pnp/res.273.brum.
  • Репродукция номер : LC-DIG-ppmsc-04247 (цифровой файл с оригинала)
  • Номер телефона : ЛК-В05-00541
  • Информация о доступе : [u’Пожалуйста, используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения. ‘]

Получение копий

Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)

Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.

  1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
  2. Если есть информация, указанная в поле Номер репродукции выше: Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет сделано из источника, указанного в скобках после номера.

    Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

  3. Если в поле Номер репродукции выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.

Доступ к оригиналам

Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять бланк вызова в разделе «Печать». и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение). доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

  1. Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)

    • Да, товар оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав ограничения.
      В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.)
    • Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
  2. Указывают ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат, например, микрофильмы или копии?

    • Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
    • Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
  3. Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.

Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и 5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.

Процитировать этот товар

Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *