Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Ярославский худ музей: Ярославский художественный музей

О музее

Ярославский художественный музей – единственный специализированный художественный музей области, победитель первого конкурса «Окно в Россию».

Более

80 000

произведений


История музея – это история формирования коллекций. В нашем собрании более 80 000 произведений.

В 2019 году музею исполнилось 100 лет.

100 лет назад

Наше время


Статус музея

1919–1924 годы —

Ярославская художественная галерея

1924–1936 годы —

художественная галерея областного музея (с 1930 года – Ярославского областного краеведческого музея)

1937–1950 годы —

Ярославский областной музей искусств

1950–1959 годы —

Ярославский областной художественный музей

1959–1969 годы —

художественный отдел Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

с 1969 года —

Ярославский художественный музей

Ярославский художественный музей –

это 5 памятников архитектуры
в 3 населенных пунктах

Музей находится
в зоне ЮНЕСКО

  • Губернаторский дом (Ярославль)

  • Митрополичьи палаты (Ярославль)

  • Музей зарубежного искусства (Ярославль)

  • Дом-музей А. М. Опекушина (Некрасовский р-н)

  • Дом на Новинской (Тутаев)

Губернаторский дом (Ярославль) Митрополичьи палаты (Ярославль) Музей зарубежного искусства (Ярославль) Дом-музей А.М. Опекушина (Некрасовский р-н) Дом на Новинской (Тутаев)

Губернаторский дом построен по указу Александра I в 1821–1823 годах по проекту архитектора П. Я. Панькова как императорский путевой дворец и официальная резиденция ярославских губернаторов.

В стенах Губернаторского дома размещена экспозиция «Русское искусство XVIII–XX веков». Картины Айвазовского, Левицкого, Брюллова, Репина, Саврасова, Шишкина, Левитана, Коровина, полотна мастеров русского авангарда, советское официальное и альтернативное искусство, а также произведения современных авторов.

Экспозицию продолжает Губернаторский сад, который открыт с мая по октябрь. Вокруг тенистых аллей – пластика современных российских
и зарубежных скульпторов. Кроме того, здесь проводятся музыкальные вечера и фестивали. 

Как пройти

История Губернаторского дома

1821 – 1917

С 1821 по 1917 годы в Губернаторском доме жили и правили 17 губернаторов. Здесь принимали императоров, членов семьи Романовых, а также иностранных путешественников и известных деятелей Российской империи.

1917 – 1969

В 1917 году в этом здании была провозглашена Советская власть. На протяжении многих десятилетий здесь располагались: уездный исполком, Высшая партийная школа, затем – Технологический институт. 

1969 – 1970

В 1969 году здание передали Ярославскому художественному музею. Здесь открылись постоянные экспозиции.

1989

Ярославскому художественному музею передан Губернаторский сад. Реконструкция парка, являющегося продолжением усадьбы, длилась 5 лет. С 1994 года открыта сезонная экспозиция «Скульптура в пленэре».  

1994

Зданию возвращен статус Губернаторского дома. Здесь проходят официальные приемы, торжественные церемонии с участием Губернатора
и Правительства Ярославской области. 

1867 год, здание прошло реконструкцию. Добавили балкон и боковые входы.

Митрополичьи палаты построены в 1680-е годы ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, знаменитым строителем Ростовского кремля. Палаты были расположены на территории митрополичьего двора ярославского кремля. На протяжении истории в здании располагались как церковные, так и гражданские учреждения.

Сейчас в здании располагается экспозиция древнерусского искусства Ярославского художественного музея. Представлены иконы XIII–XVII веков, в том числе уникальный домонгольский памятник, произведения ярославской иконописной школы, иконы Семёна Спиридонова Холмогорца и Фёдора Зубова.

Летом 1705 года в Митрополичьих палатах состоялось «рассуждение» митрополита Димитрия Ростовского с ярославцами о бороде и указе Петра I о брадобритии, устанавливающем пошлину за ношение бороды в зависимости от сословного положения и благосостояния. Димитрий Ростовский убеждал ярославцев подчиниться указу, он говорил, что «образ и подобие Божие не на лице, а в душе человеческой». Это событие легло в основу 

выставочного проекта «Спор о бороде» – в нем мультимедийные технологии сочетаются с подлинными произведениями искусства.

Как пройти

История Митрополичьих палат

XVII век

Здание построено в 1680-х годах по приказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича как его дворец. Это самая крупная гражданская постройка XVII века в городе.

До сих в здании сохранились лестницы внутри стен, по которым можно ходить, встроенные шкафы-ниши, средневековые инженерные системы вентиляции и отопления.

XVIII век

Во второй половине XVIII века это здание было резиденцией губернатора – Алексея Мельгунова. 

В 1763 году во время пребывания в Ярославле здесь останавливалась Екатерина II.

Она принимала представителей ярославского дворянства. На основе местных рассказов (провинциальных анекдотов), ею были написаны 5 комедий, которые были изданы и поставлены на столичной сцене.

XIX век

В XIX – начале XX века в этом здании жили священники Успенского собора, поэтому Митрополичьи палаты назывались Соборным домом. 

В это время здание утратило парадное каменное крыльцо и приобрело надстройку – третий этаж.

1918 — 1932

В июле 1918 года в результате подавления антибольшевистского восстания здание было сильно повреждено. Его реставрация продолжалась с 1925 по 1932 годы, после чего здесь открылась Картинная галерея. 

1937 — 1959

В 1937 году Картинная галерея при Историческом музее стала самостоятельным Ярославским художественным музеем. 

В 1959 году музей покинул Митрополичьи палаты. Он был объединен с Историческим музеем в единый Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Его коллекции и экспозиции располагалась на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. 

1977

Однако в 1977 году Ярославский художественный музей вновь вернул себе здание Митрополичьих палат. 

При подготовке здания к размещению в нем экспозиции древнерусского искусства, на чердаке была найдена 81 икона. Выяснилось, что летом 1930 года таким образом ярославские реставраторы спасли произведения от уничтожения. Эти отреставрированные иконы экспонировались на выставке «Обретение»

 (2020–2021).

1996

С 1996 года в Митрополичьих палатах проводится научная конференция «Болотцевские чтения» – единственная в нестоличных музеях, посвященная проблемам древнерусского искусства. Она имеет высокий авторитет у специалистов, а сборники конференций отличаются высоким индексом цитирования.

Экстерьер здания в начале XX века

Экспозиция «Спор о бороде», 2017 г.

Музей зарубежного искусства расположен в двухэтажном особняке на Советской площади, построенном в первой трети XIX века.

Здание является ярким образцом городской жилой постройки в стиле зрелого классицизма.

При возведении дома, возможно, использовался один из «образцовых» проектов из «Собрания фасадов для частных строений в городах Российской империи» 1809 года.

Сейчас здесь можно увидеть западноевропейское искусство XVI – начала XX веков и искусство Востока XVIII – начала XX столетий

. Тему экспозиции продолжает сад, находящийся рядом с домом, в котором произрастают нехарактерные для средней полосы – сакура, спиреи, маньчжурский абрикос.

Как пройти

История здания Музея зарубежного искусства

1810 — 1831

На Ильинской (Советской) площади в 1810-е был построен небольшой двухэтажный дом, который задумывался как часть усадьбы – северный флигель. До 1831 года владельцем был князь Д. М. Урусов. 

1836 — 1842

Дом принадлежал дворянке Н. Н. Власьевой. В это время северный флигель было решено превратить в главный дом. К уже существующему строению добавлена равная ему пристройка. Главный фасад особняка получил оформление в стиле классицизма. Его основные элементы дошли до нашего времени.

С 1854

Дом принадлежал А. И. Перцеву, часть помещений особняка сдавалась. На главном фасаде появился балкон на ажурных чугунных кронштейнах, со двора был надстроен мезонин.

1870 — 1919

С 1870-х годов домом владела купчиха Е. Я. Пастухова. В 1915 году хозяином усадьбы был А. А. Никифоров – ярославский городской архитектор с 1892 по 1908. Его женой была купеческая дочь З. С. Сорокина, поэтому дом известен в Ярославле как «Сорокинский».

1922 — 1980

С 1922 года в здании размещалась школа глухонемых. В 1970-е годы особняк был переоборудован под гостиницу.

1990

На протяжении 1990-х годов здание реставрировалось. В 1993 году здесь останавливался Борис Ельцин, приехавший в Ярославль на открытие памятника Ярославу Мудрому. К этому приезду в здании был установлен лифт.

2010

Особняк передан Ярославскому художественному музею. К тому моменту здание и прилегающая к нему территория были фактически заброшены.

2014

Состоялось торжественное открытие Музея зарубежного искусства.

Открытие музея

Деревянный двухэтажный дом с мезонином, снаружи богато декорированный резьбой, построен в конце XIX века местным пароходчиком Рябининым. Находится в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области.

Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Александра Михайловича Опекушина. Он родился в Ярославской губернии – в простой крепостной крестьянской семье. Благодаря таланту, упорству и трудолюбию добился звания академика. Опекушин – автор самого знаменитого памятника Александру Пушкину, который находится в Москве. 

Это единственный в России музей, который посвящен жизни и творчеству великого скульптора.  

Как пройти

История дома-музея А.М. Опекушина

XIX век

Здание построено купцом II гильдии пароходчиком Иваном Рябининым. На втором этаже купец жил со своей семьей, а на первом – располагалась его контора.

1913

Дом выкупил брат скульптора Александра Опекушина – Константин. Он передал здание Даниловскому земству под организацию лепной школы. 

1915 — 1920

В 1915 году лепной школе присвоено имя Александра Опекушина. Однако уже в 1920-е она была ликвидирована. Вместо нее открылась начальная школа села Рыбницы.

1942

В начале Великой Отечественной войны здание было приспособлено под общежитие для военных летчиков, а в 1942 году здесь организовали детский дом для малышей из блокадного Ленинграда.

1950 — 1970

В здании находилась артель по производству кожгалантерейных изделий. Дом в народе стали называть «ремешки».

1988

Здание передано Ярославскому художественному музею для организации Дома-музея скульптора-академика Александра Опекушина.  

2012

Здесь открылась первая экспозиция под названием «Лепных дел мастера».

Экспозиция представляет образ городского общественного банка. С просторным конторским залом, авантажным кабинетом директора, комнатой-сейфом с несгораемой дверью, хранилищем вещей, принесенных в залог для получения кредита.

В Романове-Борисоглебске, как раньше именовался Тутаев, банк учрежден во второй половине XIX века. Отдельное здание обрел в начале XX столетия.

Длительная реставрация и глубокая работа специалистов музея с документами Государственного архива Ярославской области помогли воссоздать картину жизни банка.

В стенах музея  – конторская мебель, разработанная американскими и европейскими мастерами XIX–XX веков, подлинная живопись, а также произведения декоративно-прикладного искусства.

Весь образ дома основан на неподдельной истории места. Как пройти

История музея

1865

В городе Романове-Борисоглебске учрежден городской общественный банк. Он занимал часть помещений Городской Думы.

1914

Построено отдельное здание банка. Автор проекта – Антонин Милков, который в соавторстве с архитектором Юдицким ранее возвел в Москве Доходный дом Ильи Пигита на Большой Садовой улице. В нем Михаил Булгаков разметил «нехорошую квартиру», где развернулось действие романа «Мастер и Маргарита».

1990

Пространство банка, которое на момент закрытия занимала уже советская сберкасса, передано Ярославскому художественному музею.

2000

Образ дома переформатирован. Созданы экспозиции «Провинциальный банк» и «Квартира управляющего банка».

2012

Решено закрыть здание на проведение большого комплекса ремонтно-реставрационных работ.

2021

«Дом на Новинской» открыт после длительной реконструкции. Воссоздан изначальный образ банка.

Первые ремонтно-реставрационные работы были проведены на средства федерального, областного бюджетов и внебюджетные средства музея. Завершение работ и открытие филиала стало возможно исключительно благодаря финансовой поддержке ПАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС».

Хатюхина Алла Валерьевна

директор музея, член Ассоциации искусствоведов

– На протяжении всей истории музея здесь работал профессиональный коллектив. Сегодня это позволяет нам делать проекты высокого уровня, которые получают всероссийское признание.

Мы благодарим всех наших гостей и надеемся на регулярные встречи с ними и дальше.


Ярославский художественный музей, Ярославль – Афиша-Выставки

Музей в Ярославле

Ярославль, Волжская наб., 23

8.1

3 отзыва

Вход в музей

Предоставлено пользователем: Ирина

1/4

О месте Расписание выставок Отзывы (3)

Если говорить о музее, то здесь все, вплоть до кирпичиков зданий, где находятся экспозиции, представляет какую-то художественную ценность. Будь то главное здание музея — Губернаторский дом (бывшая резиденция ярославских губернаторов) или его филиалы (например Митрополичьи палаты). И там и там с 20-х годов прошлого века с подачи ярославских художников хранятся ценные живописные полотна, скульптуры, иконы, монеты и изделия декоративно-прикладного творчества местного производства.

Телефон+7 (4852) 72 78 38, +7 (4852) 30 35 04

АдресЯрославль, Волжская наб., 23

ЦенаВход 30–400 р., для детей до 16 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью

Входит в сетьЯрославский художественный музей

Режим работымузей: вт-чт, сб-вс 10.00–18.00, пт 12.00–20.00, кроме последнего вт месяца, касса закрывается на час раньше; сад: 1 мая — 31 октября: вт-ср, вс 10.00–18.00, чт-сб 10.00–20.00

Статус

Откроется завтра в 10.00

Рестораны рядом

Отзывы о музее «Ярославский художественный музей»

  3

Polina Kalinina

13 отзывов, 20 оценок, рейтинг 4

9

Культурная кладезь нашего города, в этом музее всегда проходят грандиозные выставки, которые действительно дают очень многое)

20 апреля 2015

Ирина

1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2

9

Красивый дом на набережной Волги. Экспозиция интересная разнообразная.
Служители МУЗея вежливые и доброжелательные.
Вокруг Дома губернатора, как и полагается, большой сад с парковыми скульптурами и клумбами. Можно побродить, помечтать…

4 мая 2010

Павел

1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0

Когда впервые пришел в Художественный музей, то поразился великолепием и красотой, а также вежливостью и гостиприимством. Очень нравится бывать там! Чуство комфорта не исчезает ни на секунду! Наверное, следует поблагодарить великолепную женщину и руководителя Надежду Леонидовну и глубоко любимый теперь коллектив за преданность возвышенному!

Кстати, чего совсем нельзя сказать о ярославском музее — заповеднике! такое чувство, что не музей, а кладбище.

3 апреля 2006

Все отзывы

Подборки «Афиши»

 

Выставки марта в Москве: Дом моделей, кинетизм и панк-культура

выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК

Самые ожидаемые выставки 2023 года в Москве и Петербурге

выставок в Москве, которые нужно успеть посетить в январе

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курганинск,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль
  • Календарь
  • 12 марта 2023,
  • 14 марта 2023,
  • 15 марта 2023,
  • 16 марта 2023,
  • 17 марта 2023,
  • 18 марта 2023,
  • 19 марта 2023,
  • 21 марта 2023,
  • 22 марта 2023,
  • 23 марта 2023,
  • 24 марта 2023,
  • 25 марта 2023,
  • 26 марта 2023,
  • Март,
  • Сегодня,
  • Завтра,
  • Выходные,
  • Неделя,
  • Месяц
  • Сортировка
  • по рейтингу,
  • по дате закрытия

КОЛЛЕКЦИЯ ИКОН ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Ярославский художественный музей является правопреемником картинной галереи, существовавшей в городе с 1919 по 1924 год. После нескольких административных преобразований галерея была переименована в Ярославский музей искусств и стала входит в состав различных музейных объединений. Только в 1969 году музей получил независимость от организации, известной как Ярославско-Ростовский музей-заповедник. На момент открытия Ярославский художественный музей располагал собранием икон, насчитывавшим около 1400 единиц хранения, причем большая часть коллекции сформировалась в конце 19 века.20-х и 1930-х годов.

Ярославское собрание икон началось с создания в 1918 г. Ярославской реставрационной комиссии (с 1924 г. — Ярославского отделения ЦГРМ, Центральные государственные реставрационные мастерские). Одной из главных задач Комиссии было восполнение разрушений, нанесенных белогвардейским восстанием летом 1918 г. Во время подавления восстания по городу велся артиллерийский огонь в упор, многие архитектурные памятники были разрушены или сильно повреждены. . Орган ЦГРМ в Ярославле возглавил Петр Дмитриевич Барановский, а Николай Иванович Брягин руководил работами по восстановлению иконописи. Большую роль в сохранении исторических реликвий Ярославля сыграл Александр Иванович Анисимов, научный руководитель ЦГРМ, профессор Московского и Ярославского университетов. Именно Анисимов настоял на изъятии наиболее ценных образцов «станковой живописи» и хранении их в Ярославской реставрационной мастерской для сохранности. В то время это был единственный надежный способ не допустить утраты для потомков сотен икон9.0003

Эта небольшая группа реставрационных мастерских добилась значительных успехов. Несмотря на недостаточное финансирование, работники Ярославского отделения ЦГРМ быстро отремонтировали иконы, находившиеся в непосредственной опасности, и передали в свои хранилища произведения древнерусского искусства, хранящиеся в церквях, либо предназначенных к сносу, либо приспособленных для других, более практических целей. Из-за ограниченного времени вывоза из этих храмов, стесненных условий хранилищ и нехватки персонала некоторые иконы, к сожалению, не смогли быть снабжены необходимой документацией, а сведения об их происхождении утеряны.

В то же время начались работы по удалению позднейших замазок и потемневшей олифы с древних икон. В Ярославском ЦГРМ отреставрировано более 30 произведений искусства, в том числе ставшие гордостью музейного собрания: «Христос Вседержитель» XIII в. и «Богоматерь Толгская» 1314 г. В 1926 г. выставка отреставрированных икон имела большой успех.

Тем не менее, в 1931 году Ярославское отделение ЦГРМ было упразднено, а иконы из реставрационной мастерской переданы в музейное собрание. Большинство приходило из Спасо-Преображенского (Спасо-Преображенского) монастыря, Толгского и Казанского монастырей, Успенского (Успенского) собора в Ярославле и различных приходских церквей города.

Во время Великой Отечественной войны коллекция икон музея понесла очередной удар: фонд был закрыт и опечатан. Следующие четыре года иконы находились в сырых, непроветриваемых помещениях, вследствие чего многие из них поразили грибковые заболевания. При осмотре древнерусского фонда в 1946 г. состояние большинства предметов было признано критическим. На помощь Ярославлю снова пришли работники ГЦХР им. Грабаря. Реставраторы из Москвы посещали музей в течение нескольких лет и сумели спасти значительную часть фонда из критического состояния. Очевидно, необходимо было вновь открыть реставрационную мастерскую в самом Ярославле, и, наконец, в 1952 работа возобновилась. Николай Перцев, Вера Брюсова и Виктор Филатов активно участвовали в возобновлении работ по реставрации ярославских икон.

В следующее десятилетие особо важную роль в сохранении и изучении ярославской иконописи сыграли Владимир Петрович Митрофанов и Елена Павловна Юдина.

Митрофанов (1904-1994) — в молодости комсомольский активист, участвовавший в воинствующем безбожном движении — пришел в музей в более поздние годы и проявил необыкновенную энергию в своей кампании по спасению ярославских икон. Не имея специального образования, он жаждал знаний, которые черпал из научных трудов и общения с московскими реставраторами и музейщиками Виктором Филатовым и Натальей Деминой. За время деятельности Митрофанова сначала в качестве директора музея (1952-1959), а впоследствии заведующим отделом древнерусского искусства (1959-1968), в Центре Грабаря в Москве было отреставрировано около 40 икон, в том числе следующие произведения XIV-XV вв.: «Пророк Илия в Пустыня», «Деисус» из церкви Параскевы Пятницы на Всполье и несколько шедевров иконописи XVII века Семена Спиридонова Холмогорца.

Юдина (1926-1992) сыграла важную роль в возрождении реставрации Ярославской иконы в самом городе. Первые уроки реставрационного искусства она получила у Виктора Филатова, часто бывавшего в Ярославле. Позже Юдина возглавила местную реставрационную мастерскую темперной живописи и вела обширные работы по обнаружению икон из храмов Ильи Пророка, Федоровской Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 1960-е годы коллекция иконописи продолжала пополняться. В музей поступило более 300 произведений из экспедиций Министерства культуры СССР в храмы Ростовского, Борисоглебского, Гаврилово-Ямского, Большесельского, Пречистенского, Угличского и Пошехонского районов Ярославской области. Сюда же привезли иконы после закрытия Ярославского антирелигиозного музея и Тутаевского краеведческого музея.

«Каталог Государственного Ярославско-Ростовского        историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, составленный Митрофановым и Юдиной, издан в 1964. Раздел древнерусской живописи XIII — начала XVIII вв. был небольшим и отражал только ярославскую часть собрания икон Ярославско-Ростовского музея. Это была первая попытка каталогизации ярославской иконописи и отправная точка для последующих систематических исследований.

В 1969 году было принято решение о разделении Ярославско-Ростовского музея-заповедника на три самостоятельных учреждения: Ярославский художественный музей, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и музей-заповедник в Ростове Великом ). В результате это уникальное собрание ярославской иконописи из общих источников было разбито на две части. В Художественный музей были переданы иконы из разрушенных городских церквей и уцелевших церквей, не превращенных в музеи. Кроме того, в коллекцию Художественного музея поступили работы из экспедиций по Ярославской области.

С 1970-х по 1980-е годы главный хранитель музея Татьяна Васильева внесла значительный вклад в комплектование иконописных фондов. При ее активном участии коллекция Ярославского художественного музея пополнилась иконами из Даниловского, Любимского, Гаврилово-Ямского и Некрасовского уездов. Замечательное количество отреставрированных произведений искусства вновь привлекло внимание исследователей ярославской иконописи. В 1970-е годы были опубликованы исследования Виктора Филатова, Сергея Масленицына, В. Г. Брюсовой и Татьяны Казакевич о памятниках искусства Ярославля.

В 1977 году в Ярославском художественном музее был открыт отдел реставрации — первый в области, которым руководила Юдина. За короткое время ей удалось не только организовать реставрационные работы, но и воспитать множество профессиональных реставраторов, плодотворную работу которых продолжают ее воспитанники и по сей день.

В том же году Митрополичьи палаты XVII века были переданы Ярославскому художественному музею для экспонирования древнерусского искусства. Этот уникальный памятник – ярославская резиденция ростовского митрополита Ионы Сысоевича – была отреставрирована в XIX в.20 с ПД. Барановский. После реставрации здание заняла художественная галерея. Символично, что при осмотре Митрополичьих палат в 1977 году перед установкой древнерусских экспонатов музейщики обнаружили более 80 икон, тщательно спрятанных под слоями земли на чердаке здания. Иконы были так тщательно расположены, что повреждения окрашенных поверхностей были минимальными. Главный хранитель музея Татьяна Васильева проконсультировалась с Петром Барановским, который установил, что иконы происходят из Успенского собора и церкви Иоанна Златоуста, которые стояли рядом с палатами и позже были снесены.

На протяжении 1920-х годов хранилища реставрационных мастерских были переполнены, и, следовательно, количество икон, которые можно было взять из каждой церкви, было ограничено — во многих случаях можно было вывезти только самые древние. Стремясь сохранить церковное убранство древнего Ярославля, реставраторы спрятали иконы в палатах, которые в то время были закрыты. Сейчас, накануне празднования тысячелетия города, музей готовит выставку «Обретение», где отреставрированные иконы, найденные в 1977 будет показан впервые. Среди них преобладают памятники культуры 17-18 вв., но есть и более древние изображения. Одна из них, икона «Воскресение – Сошествие во ад», отличается редким иконографическим типом. Также представляют интерес произведения XIX века, которые, вероятно, были исключены из музейного собрания при написании.

Раздел древнерусского искусства под руководством Ирины Болоцевой (1944-1995) открылась в 1980 году в Палатах на базе существующей выставки Болоцевой, посвященной своему городу, сохранению и изучению ярославских икон9.0003

Поддерживая дружеские отношения с Н.В. Перцевым и непосредственное общение с пионерами ярославской иконописи, она ориентировалась на их опыт.

Именно Болотцева впервые поставила задачу изучения церковных комплексов в их совокупности. Она начала планомерную работу по определению происхождения икон по архивным сведениям. Это было особенно важно для Ярославского художественного музея, так как при разделе коллекции ярославских икон в Художественный музей поступали произведения без каких-либо сведений об их происхождении. Выяснение связи предмета с конкретной церковью во многих случаях позволяло специалистам установить дату исполнения, полнее интерпретировать иконографические особенности и дать более точную гипотезу о личности иконописца.

Делом своей жизни она считала не только изучение, но и пропаганду культурного наследия средневекового Ярославля. В 1980 году совместно с московским искусствоведом и реставратором Савелием Ямщиковым организовала масштабную выставку «Ярославская иконопись XIII — начала XVIII вв.», которая была хорошо принята как в Ярославле, так и в Ленинграде. Предстояли также первые зарубежные выставки. за ее нелегкий труд, дав возможность французской и немецкой публике познакомиться с ярославским искусством. 0003

Болотцева отобрала из архива и отправила на реставрацию в Москву большое количество икон, которые, по ее мнению, дадут новое понимание этапов развития ярославской иконописи. К сожалению, ее безвременная кончина помешала осуществлению всех ее многочисленных планов и широкомасштабных замыслов; ее дело продолжают коллеги по созданному ею же отделу.

Сейчас там проводятся масштабные исследования. Уже издан первый том каталога музейного собрания иконописи XIII-XVI веков, а второй том, охватывающий период до начала XVIII века, готов к печати. Сотрудниками отдела подготовлено более 300 научных публикаций об иконах из собрания музея. Ежегодно в Палатах проводится конференция в честь Болоцевой, собирающая ведущих исследователей древнерусской культуры. Статьи участвующих ученых публикуются по завершении каждой конференции.

Ярославский художественный музей уделяет особое внимание реставрации икон. Произведения из Ярославля очищаются от поздних закрашиваний не только в реставрационном отделе музея в Ярославле, но и во ВНИРИЦ им. Грабаря, Межрегиональном научно-художественном реставрационном агентстве в Москве, Рериховский институт реставрации в Санкт-Петербурге. Спонсоры помогают музею в реставрационных работах: более половины из 50 икон, отреставрированных в музее за последнее десятилетие, профинансированы за счет частных пожертвований.

Интенсивные реставрационные работы позволили музею значительно расширить экспозицию и сформировать выставочный фонд. Выставки «Восхваление Божией Матери», «Покровители народа» и «Маленькие шедевры великих мастеров» изначально предназначались для тех российских городов, где коллекция иконописи была по разным причинам не столь богата и разнообразна, как в Ярославле Успешно прошли выставки ярославских икон в Волгограде, Екатеринбурге, Иванове, Калининграде, Новосибирске, Самаре и Саратове.

Выставка «101 икона из Ярославля» является результатом изучения и реставрации музейного собрания. Никогда еще такое количество шедевров XVII–XVIII вв. не выставлялось за пределами города. экспонируется впервые после реставрации и позволяет по-новому осмыслить истоки и расцвет ярославской иконописи XVII века, а также продолжение и развитие местных художественных традиций в следующем столетии.

Конечно, организация столь масштабной выставки была бы невозможна без многолетнего кропотливого труда нескольких поколений ярославских музейщиков, реставраторов Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы.

Иллюстрации

«О Тебе радуется». Первая половина XVII века

Круг Иосифа Владимирова (?) Рождество Христово. Середина XVII века

Круг Гурия Никитина. Фестивальный уровень. Рождество Богородицы. 1680с

Фёдор Евтихиев ЗУБОВ. Пророк Илия в пустыне. 1672

Святой Симеон Богоприимец. Конец 17 века

Отцовство. Третья четверть XVII в.

Христос и Самарянка (Неделя Самарянки). 1698

Святые князья Феодор, Давид и Константин; Святые князья Василий и Константин; Ярославские чудотворцы и преподобный Макарий Унженский молятся перед иконой Божией Матери Толгской. Конец 17 – начало 18 века

Архангел Михаил. Первая половина 18 века

Собор Архангела Михаила. Начало XVIII в.

Богородица на Престоле с «Радостью» Богородицы. Вторая половина 18 века

Иван СМИРНОВ. Ярославская икона Божией Матери. Первая половина XVI в.
Рама с изображениями св. князей Василия и Константина и ярославских чудотворцев, с клеймами с изображением чудес Божией Матери и с кулисами с чудотворных икон Божией Матери. 1803

Посетите музей эмали Эмалис во время поездки в Ярославль или Россию

Emalis Enamel Art Museum отзывы

Рейтинг путешественников TripAdvisor

77 отзывов

Гугл

Гугл

Подробнее в Google ›

Спланируйте поездку в Ярославль

  • Индивидуальная поездка

    Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучшие маршруты и расписания

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Объект всемирного наследия

Ярославская набережная

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Ориентир

Введенский Толгский женский монастырь

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Частный музей музыки и времени

4.6

Продолжительность: 2 часа 30 минут

©

Фонтан

Стрелка Фонтаны

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Боковые поездки из Ярославля

©

Специализированный музей

Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль

Ростов

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Монастырь св. Ипатия

Кострома

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей деревянного зодчества

Кострома

4.2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ферма

Сумароковская Лосиная ферма

Сумароково

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

©

Церковь

Церковь Ильи Пророка

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Церковь Св. Иоанна Крестителя

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Успенский собор

4. 2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Объект всемирного наследия

Спасский монастырь

4.2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

Музей истории

Ярославский музей-заповедник

4.1

Продолжительность: 2 часа

©

Специализированный музей

Ярославский Художественный Музей

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Музей занимательных наук Эйнштейна

4,5

Продолжительность: 2 часа 30 минут

©

Специализированный музей

Золотое кольцо Show-Maket

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Ярославле

Памятник

Памятник Афоне и Штукатуру Коле

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Памятник

Памятник Ярославу Мудрому (Мудрому)

4.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *