Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Южные курилы история конфликта: в чем суть давнего конфликта России и Японии

в чем суть давнего конфликта России и Японии

Рассказываем, правда ли, что между двумя странами остаются реальные территориальные споры или на самом деле их нет.

Теги:

Вопрос-ответ

История

Getty Images

7 февраля в Японии отмечают как День северных территорий. Именно тогда ультраправые активисты страны традиционно проводят митинги у российского консульства. Чего хотят протестующие и почему Япония не сможет получить желаемого – разбираем вопрос «на пальцах».

Содержание статьи

Где находятся Курилы?

На карте мира эти небольшие островки выглядят как тонкая нить, которая соединяет российский полуостров Камчатка и японский остров Хоккайдо. Кроме того, они своеобразной границей отделяют Охотское море от Тихого океана.

Курилы объединяют собой 56 крошечных островов.

Те из них, которые входят в группу называемую Южные Курилы, а именно Итуруп, Кунашир, Шикотан и острова группы Хабомаи, Япония считает своими. Официально же вся Курильская гряда принадлежит Российской Федерации.

Стивен Кинг раскрыл главный секрет успеха своих книг — этими лайфхаками может воспользоваться каждый и написать свою книгу.

Кто был здесь первым?

Изначально и Курильские острова, и Японские острова, и Сахалин с Камчаткой населяли айны, очень интересный и необычный народ, сочетающий в себе черты монголоидной расы с нетипичными для нее густыми и пышными волосами, в том числе обильной растительностью на лице. 

Отвечая на вопрос, кто был первыми на Курилах, японцы или русские, историки признают – наши. Связано это было с явлением под названием «великое движение России на Восток», относящимся к рубежу 17-18 веков и включающим освоением земель, прилегающих к Дальнему Востоку. К 1775 году Российская Империя побывала на всех Курильских островах, установив там систему уплаты дани с живших здесь айнов.

Почему День северных территорий отмечают 7 февраля?

Потому что именно в этот день в 1855 году был подписан самый первый договор между двумя нашими странами.

К тому моменту Япония, несмотря на продвижения российских «первооткрывателей», основала на части Курильских островов свои поселения и в итоге получила во владения Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу Хабомаи, все же прочие острова считались российскими.

На тот момент между государствами нерешенным остался вопрос о принадлежности Сахалина. Его решили только 20 лет спустя. Россия получила контроль над всем полуостровом в обмен на свои острова Курильской гряды.

Вернуть острова удалось лишь по итогам Второй мировой войны, когда советская армия, уже после победы над фашистской Германией, подключилась к союзникам в борьбе с Японией.

По сути нашей стране не за чем было ввязываться в продолжение войны, но помощь была оказана на определенных условиях – возврат утраченных территорий, причем как Сахалина (его Российская империя потеряла после Русско-Японской войны), так и всех Курил. Условия были задокументированы на Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

С конца лета 1945 года на территории Курильских островов высадились советские десантники, подкрепив составленное в Ялте соглашение. После этого острова вошли в состав Сахалинской области РСФСР.

А в чем тогда спор?

Причина спора в начале Холодной войны. После Второй мировой Япония попала в американскую оккупацию и действовала, фактически, по наводке «старшего брата». Прежде всего, Советскому союзу был предложен некорректный мирный договор, в котором говорилось лишь о том, что Япония теряет эти территории (вместе со многими другими), но не фиксировалось, к кому они отходят. Естественно, СССР договор не подписал.

Япония потребовала не считать Курильскими ряд островов гряды – так и родились претензии на Южные Курилы. Многие историки снова видят в этом «указку» США. Отчасти это подтверждает факт, что в 60-х годах японцы и американцы подписали соглашение, разрешающее последним размещать на территории первых свои военные объекты.

Тогда Союз заявил прямо: Япония может рассчитывать на дальнейшие переговоры по Южным Курилам, но только когда на всей ее территории не останется никаких иностранных военных баз. Теперь-то ясно, почему этот вопрос вряд ли решится в обозримом будущем.

Читайте также:

Кто такие курды и чего они не поделили с турками: объясняем простыми словами

Сколько длится конфликт в Косово: факты из истории, которые вы наверняка не знали

Проблема Курильских островов в отношениях России и Японии

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), отделяют Охотское море от Тихого океана.

Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов.

В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе.

В 70-х годах XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 года Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо, в основном, завершилась.

Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году Россия подписала русско-японский договор, согласно которому она уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 года по 1945 год Курильские острова находились под управлением Японии.

11 февраля 1945 года между руководителями Советского Союза, США и Великобритании — Иосифом  Сталиным, Франклином  Рузвельтом, Уинстоном Черчиллем — было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена «холодной войны» Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности начался безвизовый обмен между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года.

Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Позиция российской стороны состоит в том, что суверенитет РФ над южными Курильскими островами основан на итогах Второй мировой войны, закрепленных в международно-правовом плане в Крымском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 года, Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года, Сан-Францисском мирном договоре от 8 сентября 1951 года и легитимизированных Статьей 107 Устава ООН.

Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

В то же время, сдерживающее воздействие нерешенности т.н. территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось.

Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

2 марта 2012 года правительство Японии приняло решение не использовать более термин «незаконная оккупация» в отношении четырех островов южных Курил, по которым между Японией и Россией существует территориальный спор. Статус островов изменен на «занятые без юридических оснований».

Решение о новой формулировке было принято исходя из понимания того, что проблема должна быть решена в ходе переговоров, партнером по которым выступает Россия и «принимая во внимание все стороны отношений с партнером».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Курильский конфликт — GRIN

Содержание

Аннотация

1. Исходная информация
1.1 История соглашений и договоров
1.2 Причина передачи вопроса в постоянно действующий Третейский суд
1.3 Процессуальные аспекты

2. Споры по спору о Курильских островах
2.1 Япония
2.2 СССР

3. Решение Трибунала

4. Отдельное мнение судьи д-ра Нисуке Андо, LL. М.

Sources

Abstract

В данной статье Курильские острова Конфликт между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией, возникший в 1950-х годах, передан на рассмотрение Постоянной Третейской Палаты (ППС), таким образом, представляя собой виртуальное дело.

Исходная информация о конфликте представлена ​​в первой части документа, за которой следуют аргументы, подтверждающие аргументы в пользу СССР и Японии соответственно. Обе стороны описаны во второй главе. Решение трибунала СПС рассматривается в третьей главе, а отдельное мнение одного из судей — в короткой четвертой главе.

Во избежание путаницы датой разбирательства в СПС является август 2004 года, поэтому Российская Федерация представляет сторону бывшего СССР.

Курильский конфликт

1. Справочная информация

Поскольку Российская Федерация присоединилась к бывшему Союзу Советских Социалистических Республик (СССР) и тем самым унаследовала все государственные контракты, СССР является участником Курильских Конфликт островов. История конфликта вокруг Курильских островов касается территориального права управлять и претендовать на статус национальной территории Южных Курильских островов, а точнее четырех островов Итуруп (по-русски Итуруп), Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Эти четыре острова называются на официальном японском языке частью Северной территории. Чтобы уточнить, (японская) Северная территория состоит из островов Сахалин плюс прилегающие острова, а также острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

Острова Броутона, Чирпои, Брат Читпоев, Урупу, Эторофу, Кунашир, Шикотан и Хабомаи образуют Южные Курильские острова. Острова Ловушки, Райкоке, Матуа, Расшуа, Ушишир, Кетой и Симушир образуют Центральные Курильские острова. Острова Алаид, Шумшу, Парамушир, Анциферова, Маканруши, Онекотан, Харимкотан, Чиринкотан, Экарма и Шиашкотан образуют Северные Курильские острова.

В дальнейшем Северные, Центральные и часть Южных Курильских островов далее в тексте именуются Северными Курильскими островами, поскольку различие между Северными и Центральными островами представляет исключительно геологический интерес и не влияет на политическую проблему Курильского островного конфликта. В этом контексте к Северным Курилам относятся острова от Урупу до Алаида.)

1.1 История соглашений и договоров

Исторический контекст восходит к 17 веку, кульминацией которого стали 1950-е годы, когда предпринимались попытки нормализовать отношения между двумя государствами. Согласно историческим данным, в 1644 году «центральное правительство Токио попросило каждого лорда прислать карту своих земель, чтобы составить полную карту Японии. Лорд Мацумаэ прислал карту, включающую весь Сахалин, Курильские острова и полуостров Камчатка. Эта карта, называемая Сёхо-окуни-эдзу, является древнейшей из существующих карт, изображающих эту часть мира» (см. Таблицу времени острова Сахалин).

В 1855 году был подписан Договор о торговле, мореплавании и делимитации (далее Симодский договор), устанавливающий государственные границы между Россией и Японией. Симодский договор, статья 2, относит Южные Курильские острова к Японии, а Северные Курильские острова к России. Договор также предусматривает исторический прецедент в отношении острова Сахалин. Последнее означает совместное управление Японией и Россией.

В 1875 г. Договор о обмене Сахалина на Курильские острова (также именуемый Санкт-Петербургским договором) предусматривал отнесение Курильских островов к Японии, а Сахалина к России.

В 1905 году Портсмутский договор, статья 9 и приложение к статье 9 предусматривали раздел острова Сахалин по 50-му градусу широты, при этом северная часть Сахалина принадлежала России, а южная — Японии. Портсмутский договор не касался Курильских островов.

Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г. была согласована союзными войсками Великобритании, США и СССР. Он организовал оккупацию территорий союзными войсками, в результате чего Сахалин и Северные Курильские острова были оккупированы СССР. Через три недели, 14 августа 19 г.45 г. Потсдамская декларация была принята Японией при признании поражения. В период с 18 по 27 августа 1945 года СССР перебросил оккупационные войска из Симушу в Урупу, что соответствовало Потсдамской декларации.

3 сентября 1945 года СССР также оккупировал Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир, образовав Южные Курильские острова, воспользовавшись отсутствием вооруженных сил оккупационных союзных войск в лице США.

Сан-Францисский мирный договор (также известный как Мирный договор с Японией) от 9 августа1951 г., статья 2 (в силе с 28 апреля 1952 г.) предусматривает отказ Японии от суверенитета над островом Сахалин южнее 50-го градуса широты и Курильскими островами, удерживаемыми в соответствии с Портсмутским договором.

Таким образом, возникает вопрос о толковании Сан-Францисского мирного договора, поскольку, во-первых, СССР не подписывал и не ратифицировал договор, в результате чего СССР не мог претендовать на северную часть Сахалина и Курильские острова на этом основании. Во-вторых, Портсмутский договор не касался Курильских островов, а относится к положению дел в 1875 г., когда договор о обмене Сахалина на Курильские острова предусматривал передачу Курильских островов Японии.

Совместная советско-японская декларация 1956 г., статья 9, закрепляет за СССР и Японией соответственно следующие территории: Шикотан и Хабомаи принадлежат Японии, Итурупу и Кунашир — СССР. Эта договоренность вступит в силу с подписанием мирного договора между Японией и тогдашним СССР. Вопрос о Северных Курильских островах не возникает, так как Япония не намерена претендовать ни на одну из территорий, от которых она отказалась в соответствии с Сан-Францисским мирным договором. Следовательно, это ограничивает Курильский конфликт островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, четырьмя островами на Южных Курилах, которые Япония называет частью Северной территории.

1.2 Основания для передачи вопроса в постоянно действующий Третейский суд

Основанием для передачи дела Курильских островов, спора между тогдашним Союзом Советских Социалистических Республик и Японией являются следующие:

Япония и СССР обе страны подписали Гаагские конвенции об учреждении Постоянного третейского суда, соответственно Япония в 1900 и 1912 годах и СССР в 1955 году. Сан-Франциско 1951 (и действует с 28 апреля 1952 г.). Хотя СССР не подписал Сан-Францисский договор, обе стороны соблюдают упомянутые статьи 55 и 56 Устава ООН. Сан-Францисский договор может — по запросу любой его стороны — быть передан в международный суд. Дух этой статьи присутствует и в дальнейшем разрешении территориальных конфликтов между этими двумя государствами, хотя СССР так и не подписал Сан-Францисский договор.

Япония и СССР желают скорейшего решения вопроса, дальнейшего взаимного согласия по процессу нормализации отношений между двумя государствами, открывая тем самым диалог о совместных усилиях по экономическому развитию и совместных политических действиях в южной части Тихого океана Область.

1.3 Процедурные аспекты

Российская Федерация и Япония взаимно соглашаются выбрать судей г-н Мигель Х. Морено, исполняющий обязанности председателя, д-р Нисуке Андо, магистр права. М. из Японии и доктор Камиль Абдулович Бекиашев из Российской Федерации.

Оба штата также соглашаются на предложенную документацию, подтверждающую линию аргументации каждой стороны, соответственно, которая указана в соответствии с ее актуальностью для аргументов, найденных в тексте и источниках.

2. Аргументы в споре о конфликте Курильских островов

В следующей главе представлены аргументы в пользу законных претензий Японии и СССР на Южные Курильские острова Итурупу, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Как указывалось в предыдущей главе, конфликт касается вопроса о четырех упомянутых выше островах, и обе стороны заинтересованы в скорейшем разрешении спора.

2.1 Япония

До 1905 года спорная северная территория оставалась под суверенитетом Японии, за исключением северной части Сахалина. Последний находился под совместным управлением в 1855 году, позже южная часть острова была обменена на Северные Курилы и возвращена в 1905 году в соответствии с Портсмутским договором. Никогда до 1945 года Северная территория не оспаривалась и не объявлялась российской.

[…]

Российская милитаризация и суверенные претензии Японии на спорные острова

Целью данной статьи является анализ спора вокруг Курильских островов между Россией и Японией и его влияния на дипломатические взгляды Индо-Тихоокеанского региона. Острова принципиально начинаются с того, что Россия признает их Южными Курильскими островами, а Япония – островами Северной территории. Несмотря на различие в признании, основанном на геополитической близости территориального расположения России и Японии, полезность островов различна для обеих сторон, и основания признания его частью своего территориального суверенитета также противоположны друг другу. Рассматриваемый спор продолжается после окончания Второй мировой войны, а правовые вопросы связаны с отсутствием какого-либо конструктивного договора о статусе островов.

Дипломатические и стратегические цели России в Индо-Тихоокеанском регионе зависят от признания Южных Курильских островов своей суверенной территорией для отслеживания флота, входящего через северную часть Тихого океана. Повествование Японии сентиментально связано с ее исторической связью с островами. Лишение прав на острова из-за испытаний военного времени является аргументом, который, по мнению Японии, лишает ее суверенного права контролировать свою территорию и свой статус. Угроза безопасности может возрасти до экспоненциального уровня, учитывая программу милитаризации острова Москвой. Но остается вопрос: какова дипломатическая цель Южных Курил для России и Японии? Каковы основания спора об островах и по какому критерию Россия и Япония расходятся во мнениях по поводу территориальности Южных Курил? Представляет ли российско-японский остров угрозу безопасности Индо-Тихоокеанского региона и какие дипломатические элементы вовлечены в это дипломатическое противостояние? Аналитический узел этой статьи рассмотрит историческую связь островов с Россией и Японией и поймет ее современное значение в международной политике.

«Нам нужно добиться закрытия переговоров по Северным территориям, а не откладывать их на потомки. Стремление к всестороннему развитию отношений с Россией, включая подписание мирного соглашения» — Ёсихидэ Суга, бывший премьер-министр Японии[i]

Введение: —

Спор о Южных Курилах был троном в Российско-японские дипломатические отношения с 1945 года. На протяжении более 70 лет спор вокруг Курильских островов сталкивал обе страны без заключения мирного договора. За исключением совместной дипломатической декларации в 1956 вопрос о мире в этом споре надуманный (Гаврилов, 2016). Отличительной чертой этого территориального спора является повышенная дипломатическая напряженность по сравнению с любыми насильственными ссорами между обоими суверенными государствами. Российская аргументация контекстуализирует, что острова являются неоспоримой частью территории России и составляют важнейшую часть ее территориального суверенитета в международных делах. Контраргумент Японии основывается на историчности островов по отношению к ее истории.

Курильские острова были частью японского наследия, и из-за советской аннексии после Второй мировой войны Токио потерял все свое наследие в пользу Москвы. Испытания военного времени не подтверждают статус острова как территории национального государства для Токио. Подлинность суверенитета исходит из его исторической связи, а не аннексий военного времени. Таким образом, расхождение во мнениях относительно того, что формирует идею государственного суверенитета, поддерживает этот дипломатический конфликт между Россией и Японией в статус-кво.

Основной вопрос, который будет вновь возникать в этом анализе, касается определения притязаний на территорию. Особенно вопрос становится интригующим, когда механизм претензий иной, а вера в территориальный суверенитет делится на две половины. Аннексия во время войны и нации, продолжающие это наследие, против исторической ассоциации островов. Непреклонная позиция российской делегации отражена в ее конституции. В июне 2021 года фраза «

«Запрет на любое отчуждение российских территорий » был закреплен в конституции[ii] России (Браун, 2021). Для России вопрос полезности или использования той или иной островной нации или территории становится устаревшим. Мораль притязаний на острова, пусть юридическая или политическая, становится второстепенной темой. Поскольку российский поступок основан на видении конституционной власти и конституционной морали, укрепляя опорную точку путинской администрации. Ставки Японии на возвращение северных территорий, утраченных в XIX в.45 Ялтинская конференция, когда Соединенные Штаты Америки пообещали острова сталинской администрации, усиливается своей националистической репутацией. (младший, 1993 г.) Последним действующим соглашением по этому вопросу была Совместная декларация между Россией и Японией 1956 г. о прекращении любого продолжающегося конфликта, когда речь идет об островах, но 70-летний спор об островах все еще продолжается на дипломатическом и территориальном фронте. .

Целью данной статьи является рассмотрение продолжающегося спора о Курильских островах между Россией и Японией и его последствий для статус-кво. Что продолжает оставаться яблоком раздора в нынешнем споре? Почему дипломатическое решение сложно для обеих сторон? Есть ли возможность урегулирования конфликта между Россией и Японией в ближайшем будущем? Политико-дипломатический анализ конфликта позволит составить целостную картину продолжающегося спора.

Южные Курилы или Северный край?

Спор островов известен по двум ссылкам. Для российской делегации спор идет за «Южные Курилы» и японскую национальность, она называется «Северная территория» (Аль-Джазира, 2019). Четыре острова известны как Шикотан, острова Хабомаи/Хабомаи, Кунашир/Кунашир и Итуруп/Итуруп . Совместная декларация 1956 года между СССР и Японией положила конец состоянию войны и конфликта между двумя сторонами. Цепь островов тянется на север через Тихий океан от японского острова Хоккайдо до южной оконечности российского полуострова Камчатка (Аль-Джазира, 2019 г.).). Россия является правопреемницей правления СССР в регионе и с тех пор считает Курильские острова неотъемлемой частью России. Геополитическая близость островов и связанных с ними цепочек усложняет вопрос с точки зрения территориального суверенитета. В советское время, кроме ограничения любого нового конфликта или насильственной агрессии, никогда не предпринималось никаких дипломатических шагов для достижения мира в вопросе спора об островах.

Исторически спор о суверенитете возник в 1786 году. Российская императрица Екатерина Великая провозгласила суверенитет над Курильскими островами, тем самым закрепив их как часть территории России на основе русских исследований (мл., 1993). В первом договоре между царской Россией и Японией в 1855 году, известном как Договор о торговле, мореплавании и делимитации границ , демаркация между двумя странами была проведена к северу от четырех ближайших к Японии островов (Quillen, 1993). Острова к югу от пограничной линии — Иторофу, Хабомаи, Кунашир и Шикотан — считались территорией Японии, а все острова к северу от границы, включая Уруппу, считались частью российской территории. В 1875 году новый договор передал контроль над цепью островов Токио, от Уруппу до Шумуша, в обмен на получение Россией полного контроля над островом Сахалин (Quillen, 19).93). Договор о торговле и мореплавании 1895 г. подтвердил границы договора 1875 г.

Япония вернула себе контроль над южной половиной Сахалина после поражения Москвы в русско-японской войне 1905 года в соответствии с Портсмутским договором (Quillen, 1993). Но после бомбардировок США Японии, СССР завершил захват островов. Советский захват островов ограничил любое подписание мирного договора, когда речь идет о статусе островов. Никита Хрущев пытался договориться в 1919 г.56, по которому Японии были предложены два самых маленьких острова — Шикотан и Хабомаи (Стрельцов, 2019). Но вскоре японо-американские отношения начали формировать прочную основу, и позиция по принятию самых маленьких островов превратилась в вопрос суверенного уважения и признания историзма островов. Соединенные Штаты Америки сыграли важную политическую роль в изменении признания островов. Первоначально под эгидой союзников США помогали СССР в получении контроля над 4 островами. Но вскоре после того, как глубина холодной войны открыла дипломатическую враждебность между двумя сверхдержавами, поддержка США внешней политики Японии помогла утвердить свою дипломатическую позицию в отношении островов (Weber, 2012). Несмотря на то, что это способствовало изменению дискурса спора, Соединенные Штаты Америки так и не предложили конструктивного решения в регионе. После объявления 1956, Соединенные Штаты Америки уточнили, что острова Итуруп и Кунашир являются исторической суверенной частью японской территории, которая была восстановлена ​​Министерством юстиции США в 2014 году. Но озабоченность США не ограничивается его позиция. Если Россия и Япония вступают в вооруженный конфликт, статья 5[iii] американо-японского Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 года налагает на США обязательство помогать Японии в случае угрозы насильственного конфликта.

г. В октябре 1973 г. территориальный вопрос был вновь поднят во время японо-советской встречи на высшем уровне в Москве (Quillen, 1993). В совместном заявлении, опубликованном после саммита, признается, что у сторон остались «нерешенные проблемы со времен Второй мировой войны и что заключение мирного договора укрепит отношения между двумя странами». (Quillen, 1993) Вопрос об ускорении мирных переговоров продолжает оказывать дипломатическое давление на обе стороны.

Растущая российская угроза островов: —

Внешняя политика России в отношении Южных Курил заняла агрессивную позицию, особенно противодействуя и отвергая позицию Токио на островах посредством милитаризации острова. В 2011 году Россия усовершенствовала вооружение для усиления безопасности над территорией Курильских островов, что предусматривало развертывание современной мотострелковой бригады вместе с бригадой ПВО (Иванов, 2021). С вводом в состав Тихоокеанского флота десантных кораблей типа «Мистраль» и «Стерегущий» милитаризация острова стала важной задачей Москвы (The Moscow TImes, 2018). В 2016 году ракетные комплексы «Бал» на Куньшире, «Бастион» на Итурупе и БПЛА, дислоцированные на Курильских островах, были одними из крупнейших проектов милитаризации на островах (The Economic Times, 2021). До милитаризации на суше вторжение в воздушное пространство практиковалось с 2013 года. Россия утверждала, что действия не включали вторжение в воздушное пространство путем входа в воздушное пространство Японии (Walia, 2019). Полеты России были частью программы наблюдения за островами, особенно к северу от острова Хоккайдо.

Военная база на Курильских островах усилит систему обороны территории России и ограничит возможное размещение японских или американских ракет. Националистические настроения подпитывают сентиментальность милитаризации острова. Если Россия рассмотрит возможность передачи цепи островов Японии, аналогичное международное давление может усилиться в связи с отказом от аннексии Крыма в Украине. Администрация Путина ставит перед собой цель представить борьбу за получение Курильских островов в качестве механизма народного обращения с сильной внешней позицией, представленной Соединенным Штатам Америки. Российская риторика милитаризации может быть рационализирована возможной лазейкой в ​​соответствии со статьей 5 договора о безопасности. Аргумент состоит в том, что договор не распространяется на Курильские острова, являющиеся спорной территорией, и несоблюдение обязательств США из-за ранее разделившихся мнений. Но, учитывая американское признание историзма, этому аргументу можно противопоставить идею коллективной безопасности.

Наиболее конструктивные переговоры по этому вопросу велись еще в начале 2019 года (Микович, 2020). Тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Владимир Путин обсудили ускорение реализации совместной декларации 1956 года. Синдзо Абэ смог убедить свою администрацию взять под свой контроль острова Хабонай и Шикотан, а вопрос о Кунашире и Итурупе должен был быть основан на обсуждении будущего мирного договора. Но позже российская позиция по отношению к островам отвергла компромисс между двумя сторонами. Увеличено также движение судов российской делегации через пролив Цугару, узкое море, разделяющее острова Хоккайдо и Хонсю в Японии. (Браун, 2021) 19 октября-е движение кораблей были признаком российской агрессии и вмешательства в территориальные владения Японии (Иванов, 2021). Хотя проход не был незаконным, поскольку курс проходил в обозначенных международных водах, демонстрация силы служит недвусмысленным напоминанием японцам о том, что приоритетом России является демонстрация дипломатической силы и мощи, искоренение всех элементов дружеских отношений и сосредоточение внимания на приобретении региональных и территориальное господство над Токио. Администрация Путина сосредоточилась на улучшении своего Тихоокеанского флота. Объявив о новых проектах модернизации и развития военно-морского флота в середине октября 2021 года, остается намерение милитаризировать акваторию путем вооружения обычных и атомных подводных лодок вблизи островов, представляющих угрозу для японского флота. С присоединением Японии к Четырехстороннему диалогу по вопросам безопасности (QUAD) усиление интереса США и Организации Североатлантического договора (НАТО) к вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе создает новую дипломатическую угрозу для Москвы (Sputnik, 2021). Несмотря на ранее идеологическую поддержку Западом японского развития в регионе, но с усилением военного и стратегического вмешательства в регион, милитаризация России на островах может увеличиться по темпам ее развития. Несмотря на отсутствие явного соглашения о российско-китайских отношениях в регионе, но одновременное вмешательство флота Пекина в акваторию и продолжающееся противостояние в Южно-Китайском море, беспокойство Японии в отношении безопасности в регионе продолжает расти.

Цель Синдзо Абэ состояла в том, чтобы продолжить положительное развитие проблемы. Его переговорные встречи с Путиным были около 25 раз, что перерастает в экстраординарный диалог, когда речь идет о позиции страны в конфликте агрессии по отношению к другому государству (Микович, 2020). Стремление Синдзо Абэ к позитивному развитию дошло до того, что он отменил международную изоляцию, установленную Соединенными Штатами Америки во время восстания на Украине в 2014 году (Гади, Россия строит военные казармы на спорных Курильских островах, 2018). Хотя переговоры не привели к мирному соглашению с островами, русско-японские отношения продолжали развиваться на основе экономического и культурного развития. Процедура Синдзо Абэ подверглась критике со стороны японских националистов, поскольку Абэ продолжал развивать положительные дипломатические отношения с Россией. Но после прекращения дипломатической практики Абэ возобновившееся националистическое давление со стороны Токио действительно привело к тому, что Россия ограничила любую возможность уступок в отношении этих островов.

Это дипломатическое состязание приносит пользу сети Курильских островов. Экономическое и стратегическое значение островов важно и укрепляет национальный контроль над морской территорией. Если Россия получит контроль над островами, наблюдение за полуостровом Камчатка в России и Охотским морем со стороны северной части Тихого океана (Гади, Россия строит военные казармы на спорных Курильских островах, 2018 г.). Этот контроль над северной частью Тихого океана обеспечит территориальное преимущество, необходимое для контроля растущего флота США в регионе. Если Россия потеряет контроль над островами, возможность контролировать доступ иностранных судов в Охотское море перейдет под контроль Японии, следовательно, будет передана на усмотрение Вашингтона (Wiesinger, 2021). Для получения основного контроля над безопасностью и стратегическим контролем в октябре 2020 года было инициировано развертывание зенитно-ракетного комплекса военного назначения, а к концу декабря на острове Итуруп (Визингер, г. 2021). Эта программа милитаризации была подкреплена созданием особых экономических зон для снижения налогов и таможенных пошлин на острове. Эта милитаризация, замаскированная скрытой целью аннексии островов, ставит под угрозу историческое наследие Токио в Индо-Тихоокеанском регионе.

Заключение:

В современном международном дискурсе, выдвигая на первый план ситуацию территориальных и островных споров, таких как спор о Курильских островах и спор о Южно-Китайском море, он призывает к расширению мирного и разрешающего диалога между народами. Дипломатическое соперничество между Россией и Японией — не новая ситуация. Учитывая историю войн и дипломатических трений, стоящих за этими странами, мир — сложный вопрос. По сравнению с вопросом Южно-Китайского моря международное внимание Курильских островов сравнительно меньше из-за отсутствия ожесточенных столкновений между флотами стран. Хотя идеологические и военные разработки российской администрации склоняются к возможной насильственной конфронтации в будущем, если не будет достигнуто мирное соглашение. Несмотря на усилия Токио вести переговоры или принять какое-либо мирное урегулирование, российский наступательный реализм отрицает действительность мирного договора. Хотя изначально Россия склонялась к обсуждению статуса Северных территорий/Южных Курильских островов, Россия агрессивно заявила, что в вопросе суверенитета нет места для компромисса. Возможный путь разрешения этого конфликта заключается во введении сторонних переговоров или посредничества.

Спор о Курильских островах имеет сильную политическую риторику. Принудительная дипломатия России борется с присутствием США в регионе. Япония представляет дипломатические цели США в регионе. После украинского кризиса 2014 года Россия сосредоточилась на поддержке или взаимодействии в ситуациях, наполненных антиамериканскими или антизападными настроениями. Мало того, что спор вокруг Курильских островов не уважает территориальный суверенитет японской территории, конфликт с одним из самых близких и сильных союзников США представляет собой косвенную атаку на американское дипломатическое присутствие в регионе. Мирные методы Синдзо Абэ, возможно, не будут пересмотрены в ближайшее время. Из-за давления склонности к националистическим настроениям японского населения необходимо пересмотреть мирные переговоры с Японией и представить агрессивную дипломатическую позицию на островах. Следовательно, Японии необходимо укреплять свои оборонительные возможности, а также развивать и укреплять свой союз с Соединенными Штатами, чтобы сдерживать агрессивную милитаризацию Москвой на островах. С дипломатическим участием Соединенных Штатов Америки и созданием QUAD в Индо-Тихоокеанском регионе партийное посредничество может быть направлено на обе стороны. Вопрос о мире может быть решен только в том случае, если Россия и Япония откажутся от политизированных дипломатических механизмов. Хотя этот вопрос может и не вызывать срочных насильственных столкновений в регионе, растущая милитаризация является признаком попыток России применить в регионе принудительную дипломатию. Элементы территориальных споров, предполагающих насильственные перепалки, в той или иной мере содержат элементы принудительной дипломатии. Дипломатические и арбитражные инструменты все еще могут быть введены в этот дипломатический тупик. Мир можно построить в регионе при соответствующем дипломатическом вмешательстве.

Примечания

[i] Микович, Никола (2020). «Почему Россия не вернет Японии Курильские острова». Ссылка Института Лоуи — Почему Россия не вернет Японии Курильские острова | Переводчик (lowyinstitute. org)

[ii] Законопроект №985175-7-ФЗ-О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» {Ссылка-№985175-7 Законопроект :: Система законодательного обеспечения (duma.gov.ru)}

[iii] Статья 5. Каждая Сторона признает, что вооруженное нападение на любую из Сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для ее собственного мира и безопасности, и заявляет, что она будет действовать в целях встречать общую опасность в соответствии со своими конституционными положениями и процессами. О любом таком вооруженном нападении и обо всех мерах, принятых в результате него, немедленно сообщается Совету Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с положениями статьи 51 Устава. Такие меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности. {Link- MOFA: Договор о безопасности между Японией и США}

 

Библиография

Al Jazeera . (2019). Все, что вам нужно знать об островах в центре российско-японской вражды. Al Jazeera Link- https://www.aljazeera.com/news/2019/1/22/all-you-need-to-know-about-islands-at-heart-of-russia-japan-feud .

Браун, Дж. (2021). Права ли Россия опасаться ползучей милитаризации Японии? . Московский Центр Карнеги Ссылка- https://carnegiemoscow.org/commentary/84701 .

Фриц, М. (2016). Решение спора о Курилах? . Ссылка на новости DW — https://www.dw.com/en/a-solution-to-the-kuril-islands-dispute/a-36624291 .

Гэди, Ф. С. (2018). Япония просит Россию уменьшить милитаризацию спорных Курильских островов. Дипломат .

Гэди, Ф. С. (2018). Россия строит военные казармы на спорных Курильских островах. Дипломат .

Гаврилов В. (2016). Проблемы и перспективы статуса южных Курильских островов. Средиземноморский журнал социальных наук .

Иванов А. (2021). Курильская проблема как камень преткновения между Россией и Японией. EUReporter Link- https://www.eureporter.co/world/russia/2021/09/17/the-kuril-islands-problem-as-a-stumbling-point-between-russia-and-japan/ .

младший, RJ (1993). Спор о Курильских островах: препятствие в российско-японских отношениях. Диссертация и основной доклад, Университет Род-Айлендс

Козырев, Л. Г. (2021 г.). Японо-российские отношения в опасном свободном падении. Ссылка на Asia Times — https://asiatimes.com/2021/11/japan-russia-relations-in-perilous-free-fall/ .

Микович, Н. (2020). Чем важны Курильские острова. Глобальный комментарий, Азия, Евразия Ссылка — https://globalcomment.com/why-the-kuril-islands-matter/ .

Куиллен, А.Б. (1993). Курильские острова или северные территории: кому они принадлежат? Островной территориальный спор продолжает мешать отношениям между Россией и Японией. Журнал международного права Северной Каролины. Ссылка: https://scholarship.law.unc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1509&context=ncilj .

Спутник. (2021 г.). Япония выражает серьезную озабоченность по поводу российских учений на Курилах. Ссылка на The EurAsian Times — https://eurasiantimes.com/japan-raises-serious-concerns-over-russias-kuril-military-drills/ .

Стрельцов Д. (2019). Почему Россия и Япония не могут решить спор о Курилах. Московское время .

The Economic Times. (2021). Россия расширяет планы военного строительства на Курильских островах: доклад. The Economic Times Link- https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/russia-expands-military-construction-plans-on-kuril-islands-report/articleshow/85175076.cms?from=mdr .

Московское время. (2018). Россия одобрила размещение боевых самолетов на Курильских островах. Ссылка The Moscow TIMES- https://www.themoscowtimes.com/2018/02/02/russia-aproves-deployment-of-warplanes-in-kuril-islands-a60381 .

Валия, С. (2019). Японо-российская дилемма из-за территориального спора. Observer Research Foundation Ссылка: https://www.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *