Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Зачем едут в оптину пустынь: Зачем ехать в Оптину пустынь

Зачем ехать в Оптину пустынь

Введенская Оптина пустынь, что в Калужской области, довольно сильно отличается от других русских монастырей. По преданию, её в XV веке основал раскаявшийся в грехах жестокий разбойник Опта, по другой версии — Оптия. Обычно у истоков монастырской жизни стоят монахи. Оптина пустынь никогда не была очень богатым монастырём, она не потрясает высотой стен и башен, грандиозностью храмов, но в неё всегда стремились попасть паломники, именно здесь зародилось и живо по сию пору старчество. Люди ехали к ним за исцелением своих духовных недугов. «Кто хочет опыта — в Оптину, кто суров — тому в Саров, кто упрям — тому на Валаам, а кто хочет затычки и пинки — тому на Соловки», — эти слова приписывают Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Предстоятель Русской православной церкви произнёс их в храме Христа Спасителя, обращаясь к верующим.

 

Монастырь находится в нескольких километрах от города Козельска Калужской области. Добраться до него несложно, многие предпочитают приехать в город и дойти до Оптиной пешком. От городского автовокзала до монастыря примерно каждый полчаса ходит маршрутка. Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры. Стены у монастыря невысокие по сравнению даже с Ферапонтовым монастырём. Башни тоже массивными не назовёшь.

 

Несмотря на многовековую историю, по настоящему старых построек в Оптиной пустыне почти нет. Главный храм — Введенский собор — возвели в 1750-1771 годах. В нём покоятся мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Самая большая церковь монастыря посвящена как раз Казанской иконе Божией Матери и была построена в 1805-1811 годах.

 

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери — храм-усыпальница. Возвели её в 1809-1811 годы, а в советские годы разрушили до основания. В 1989 году археологи установили, где находится фундамент храма, и через несколько лет он был воссоздан. Во Владимирской церкви покоятся мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.

 

По традиции, самое высокое здание — четырёхъярусная колокольня. Её высота 64 метра, она была построена в 1801-1804 годах.

 

Скромную по виду, но богатую духовной жизнью обитель посещал писатель Фёдор Достоевский. Считается, что преподобный Амвросий Оптинский стал прототипом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Почему-то царствующие особы эту обитель богатыми вкладами обходили. При Петре I монастырь вообще лишили многих источников дохода, в том числе и мест для рыбной ловли, да к тому же обложили оброком.

 

В современной истории монастыря есть своя трагическая страница. В 1993 году в день Пасхи сатанист зарезал здесь трёх монахов — иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарёва). Они похоронены рядом, над их могилами поставили часовню. Место погребения всегда посещают паломники, к убиенным монахам люди обращаются за помощью в своих делах.

 

При советской власти Оптина пустынь разделила участь всех монастырей страны. В 1918 году её закрыли, но монахи под видом «сельхозартели» продержались ещё пять лет. В 1923 году ликвидировали и артель. Сначала в монастырском комплексе, как историческом памятнике, был организован музей, но уже в 1931-м здесь обосновался санаторий. В 1939-м в стенах обители разместили концлагерь «Козельск-1», в нём находилось около пяти тысяч пленных польских военнослужащих.

 

В годы Великой Отечественной войны сначала был госпиталь, а в 1944-1945 годах — проверочно-фильтрационный лагерь НКВД.  После войны на территории монастыря квартировала воинская часть. Монашеская жизнь возродилась в Оптиной пустыни в 1987 году. Несколько храмов и здания всё ещё реставрируют, но, в основном, исторический облик монастырю вернули.

Если человек приехал в монастырь, он уже проявил интерес к Церкви

Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Монастырь Скит
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

Официальный сайт Шамординского монастыря

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

преп. Макарий

Под­ви­зай­тесь про­тив страс­тей. Брань не от­дыш­на, ужас­на и сви­ре­па с ни­ми и с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми. Сми­ре­ние же их по­беж­да­ет.

преп. Макарий

Без борь­бы не­воз­мож­но обой­ти­ся, в ко­то­рой иног­да по­беж­да­ем, а иног­да и по­беж­да­ем­ся. Что не сос­то­ит в на­шей во­ле, ос­тавь­те ид­ти так, как идет, хо­теть удер­жать или пос­та­вить на сво­ем бо­лее толь­ко се­бе вре­да при­чи­нить мож­но и к бо­лез­ни бо­лезнь при­ло­жить.

преп. Лев

ОПТИНСКАЯ ПУСТЫНЬ И БУДУЩЕЕ РОССИИ

Автор Владимир Мосс

 

     Несмотря на подавление царем Николаем I восстания декабристов, в российском обществе распространялись революционные идеи и яд западничества. А либерализационные реформы Александра II, независимо от их внутренних достоинств или недостатков, сблизили Россию с Западом.

 

     В то же время возрождение восточно-православного учения и практики старчества ( старчество ) и исихазм, целью которого была прямо противоположная революции, то есть подчинение людей всесвятой Воле Божией и установленным Богом законным властям. Источником и истоком этого возрождения был великий основатель монастыря святой Паисий Величковский, несколько русских учеников которого распространили слово на север из Румынии в Россию. Помимо личного влияния на своих учеников, Паисий также перевел Добротолюбие , собрание святоотеческих текстов о молитве и духовной жизни на славянском языке; с помощью митрополита Санкт-Петербургского Гавриила его первое издание вышло в свет в 1793 году. ясновидения, предвидения будущего и точной оценки настоящего, которые мы связываем с ветхозаветными пророчествами, безусловно, являются частью этой новозаветной харизмы. Но изучение жизни святых старцев и их бесед с тысячами людей всех сословий, возрастов и состояний, стекавшихся в Оптину за советом и утешением, показывает, что старчество было гораздо больше. Его можно резюмировать как знание воли Бога для каждого отдельного просящего и способность вести его к принятию и исполнению этой воли до конца вечного спасения. Будущий исповедник веры Е. Поселянин описывал его так: «Дело спасения душ трудное. Непрестанной борьбы с собой, т. е. борьбы духа с зараженной первородным грехом природой, и непрерывного наблюдения за собой, необходимых для успеха в этой борьбе, еще недостаточно. Нужны обширные знания о человеческой природе и ее отношениях с внешним миром, о духовной пользе и вреде, которые могут быть получены от соприкосновения с миром, и о том, как обретается благодать. Чтобы помочь душе в ее упражнениях и сохранить ее равновесие, необходимо постоянное руководство. Такое руководство делает возможным непрерывное продвижение к совершенству, без духовных колебаний и превратностей, свойственных людям, не имеющим наставника. Нужен тот, кто знает душу, ее наклонности, способности и грехи, человек с духовным опытом и мудростью, который может направлять душу, ободряя ее во времена лени и печали и удерживая ее во времена неумеренного восторга, тот, кто умеет смирять гордыню, предвидеть опасность и относиться к греху с покаянием. Быстр и безопасен путь человека, который подчинил себя такому руководству, потому что он практикует тогда великие добродетели: послушание и смирение. Откровение мыслей, что есть условие sine qua non из старчество , есть мощное средство прогресса, грозное врагу нашего спасения. Нераскрытая мысль смущает и угнетает душу; раскрывается, отпадает и не вредит». Климента Седерхольма в 1875 году, «был признан во все века христианства всеми великими пустынниками, отцами и учителями Церкви как самый надежный и вернейший из всех, известных Церкви Христовой. Старейшинство расцвело в древних египетских и палестинских общинах; потом его посадили на Афоне, а с востока завезли в Россию. Но в последние века, ввиду общего упадка веры и подвижничества, оно постепенно пришло в забвение, так что многие даже стали отвергать его. Во времена св. Нила Сорского многие уже пренебрегали путем старчества; и к концу прошлого века [то есть 18 ] он стал почти полностью неизвестен. Для восстановления этой формы монашеской жизни, основанной на учении Святых Отцов, много сделал знаменитый и великий архимандрит молдавских монастырей Паисий Величковский. С большим трудом он собрал на Афоне и перевел с греческого на славянский язык сочинения писателей-подвижников, в которых излагалось святоотеческое учение о монашеской жизни вообще и о духовном отношении к старцу в частности. В то же время в Нямце и в других подвластных ему молдавских монастырях он на деле показал применение этого учения. Один из учеников архимандрита Паисия, схимонах Феодор, проживший в Молдавии почти 20 лет, передал это учение иеросхимонаху отцу Леониду и через него и его ученика, старца иеросхимонаха Макария, оно было насаждено в Оптиной пустыни.

 

     «Игумен Оптиной в то время о. Моисей и его брат, скитский игумен о. Антоний, положивший начало своей монашеской жизни в Брянской пуще в духе древних великих пустынников, давно желал ввести в Оптиной пустыни старчество. Однако сами по себе они не могли выполнить эту задачу; они были обременены многими трудными и сложными занятиями в связи с развитием и управлением монастыря. Далее, если вообще совмещение обязанностей игуменства и старчества в одном лице было возможно в древние времена простоты характера, как мы уже упоминали, то в наше время это очень трудно и даже невозможно. Однако, когда о. Леонид поселился в Оптиной, о. Моисей, зная и пользуясь его опытом в духовной жизни, вверил его руководству всех братий, живущих в Оптиной пустыни, а также и всех других, кто придет жить в монастырь.

 

     «С этого времени изменился весь порядок монашеской жизни Оптиной пустыни. Без совета и благословения старца в монастыре не предпринималось ничего важного. Ежедневно, особенно вечером, к нему в келью приходила братия со своими духовными нуждами. Каждый спешил открыть старцу, как он согрешил в течение дня делом, словом или мыслью, чтобы просить совета для разрешения возникших проблем, утешения в какой-нибудь встреченной горести, помощи. и силы во внутренней брани со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения. Старец всех принимал с отеческой любовью и всем предлагал слово опытного наставления и утешения»[3] 9. 0003

 

     Не только монахи искали наставлений у оптинских старцев: люди всех сословий, от генералов до крестьян, тысячами вливались в ворота монастыря. Влияние Оптинских старцев вместе с другими русскими старцами из других великих монастырей той же традиции, таких как Валаамский, Саровский, Глинский, Киевский и Россикон (Святой Пантелеймон на Афоне), и святых архиереев, таких как Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иннокентий Херсонский, Филарет Киевский и Филарет Московский составляли мощную духовную противоположность влиянию западничества в России XIX века. Значение Оптиной не ограничивалось дореволюционной Россией: многие духовные архиереи и священники раннего советского периода прошли обучение у оптинских старцев. Не менее четырнадцати Оптина старцы или старцы прославлены как святые. Самым последним был святитель Нектарий, скончавшийся в изгнании из советизированного монастыря в 1928 году. После первых двух великих старцев , или старцев, Льва (Наголкина) и Макария (Иванова), самым известным и влиятельным был ученик Макария Амвросий (Гренков). Среди учеников святителя Льва был известный епископ Черноморский и Кавказский святитель Игнатий Брянчанинов. Мы уже видели влияние святого Макария на Николая Гоголя и писателя-славянофила Ивана Киреевского, тогда как влияние святого Амвросия распространится еще шире, включая знаменитых писателей Толстого и Достоевского.

 

     Среди духовных болезней, пришедших с Запада и выявленных святыми старцами, было индифферентизм, то, что мы сейчас назвали бы экуменизмом, то есть повышенная терпимость к христианским ересям вплоть до уравновешивания их с православием. Как мы видели, начался первый экуменический диалог с американскими епископалами, и хотя церковные лидеры твердо стояли на православии, дух англиканского индифферентизма был заразителен.

 

     Так в 1850-х годах святитель Амвросий Оптинский писал: «Теперь многие образованные люди носят только имя православных, а на самом деле вполне придерживаются нравов и обычаев иноземных земель и иноземных верований. Без всяких угрызений совести они нарушают уставы Православной Церкви о постах и ​​собираются на балы и танцы накануне великих праздников Господних, когда православные христиане должны находиться в храме на молитвенном бдении. Это было бы простительно, если бы такие сборища происходили накануне обычных дней, а не накануне праздников, и особенно великих праздников. Не вдохновлены ли такие деяния и деяния явно врагом нашим, губителем душ, вопреки заповеди Господней, которая говорит: шесть дней совершайте обычные дела ваши, а седьмой (праздничный) день надобно посвятить Богу в благочестивых оказание услуг? Как православные христиане дошли до таких ненавистных Богу поступков? Не по какой ли другой причине, как поголовное общение с иноверцами?…»

 

     В 1863 году святитель Феофан Затворник описывал, как западный индифферентизм начался уже много столетий назад: «Слышали ли вы об индульгенциях Папы или Рима? Вот какие они: особое обращение и снисхождение, которое он дает, нарушая закон Христов. И каков результат? От всего этого Запад испорчен в вере и в образе жизни и теперь запутался в своем неверии и в безудержной жизни с ее потворствами.

 

     «Папа изменил многие учения, испортил все таинства, отменил каноны, касающиеся устава Церкви и исправления нравов. Все стало идти вопреки воле Господа и становилось все хуже и хуже.

 

     «Затем появился Лютер, человек умный, но упрямый. Он сказал: Папа изменил все, как хотел, почему бы мне не сделать то же самое? Он начал все переделывать и переделывать по-своему, и таким образом утвердил новую лютеранскую веру, которая лишь немного похожа на то, что заповедал нам Господь и передали нам святые апостолы.

 

     «После Лютера пришли философы. А они, в свою очередь, сказали: Лютер утвердил себе новую веру, якобы основанную на Евангелии, хотя на самом деле основанную на его собственном образе мышления. Почему же и мы не сочиняем учения, исходя из собственного образа мыслей, совершенно игнорируя Евангелие? Затем они начали рационализировать и рассуждать о Боге, мире и человеке, каждый по-своему. И они перепутали столько учений, что голова кружится от одного их подсчета.

 

     «Сейчас у жителей Запада такие взгляды: верь в то, что ты думаешь лучше всего, живи, как тебе нравится, удовлетворяй все, что захватывает твою душу. Вот почему они не признают никаких законов или ограничений и не соблюдают Слово Божье. Их дорога широка, все препятствия удалены. А широкая дорога ведет в погибель, по тому, что говорит Господь…»[4]

 

     Опасность религиозного индифферентизма особо отмечал святитель Игнатий Брянчанинов, ученик оптинского старца Льва: «Ты говоришь: еретики — такие же христиане». Откуда вы это взяли? Может быть, кто-нибудь, называя себя христианином, ничего не зная о Христе, может по крайнему своему невежеству решить признать себя таким же христианином, как и еретики, и не отличать святую христианскую веру от порождений проклятия, богохульных ересей. Совсем иначе рассуждают об этом истинные христиане. Целое множество святых приняло мученический венец, предпочло жесточайшие и длительные пытки, тюрьму, ссылку , а не соглашаться участвовать с еретиками в их богохульном учении. 0003

 

     «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом; она всегда признавала, что человек, зараженный страшной болезнью ереси, духовно мертв, чужд благодати и спасения, в общении с дьяволом и дьявольским проклятием. Ересь есть грех ума; это больше дьявольский, чем человеческий грех. Это детище дьявола, его изобретение; это нечестие, близкое к идолопоклонству. Всякая ересь содержит в себе хулу на Святого Духа, будь то на догмат или на действие Святого Духа».0031 [5]

 

     «Чтение отцов ясно убедило меня в том, что спасение в лоне Православной Русской Церкви было несомненным, чего-то, чего лишены религии Западной Европы, поскольку и они не сохранили целости догматическое или нравственное учение Церкви Христовой от начала ее»[6]. пришли, как ветви от дерева, разные протестантские учения.Папизм приписывает папе свойства Христа и тем самым отвергает Христа.Некоторые западные писатели почти открыто высказывают это неприятие, говоря, что отвержение Христа есть гораздо меньший грех, чем Отвержение папы. Папа — идол папистов, он их божество. Из-за этого ужасного заблуждения благодать Божия оставила папистов, они дали себя к сатане – изобретателю и отцу всех ересей, среди которых и папизм. В этом состоянии помрачения [ума] они извратили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, изгнав из нее призывание Святого Духа и благословение хлебных приношений. и вино, при котором они претворяются в Тело и Кровь Христовы… Никакая ересь не выражает так открыто и нагло свою безмерную гордость, свое жестокое пренебрежение к людям и свою ненависть к ним».

 

     Святитель Игнатий пессимистично оценивал будущее России: «Видно, что отступничество от православной веры повсеместно в народе. , другой раскольник. Нет ни исцеления, ни лекарства от этой чумы».

 

     «Исполняется предсказанное в Писании: охлаждение к вере охватило и наш народ, и все страны, в которых до сих пор сохранялось Православие».

 

     «Религия падает в народе вообще. Нигилизм проникает в купеческий класс, откуда недалеко перейти к крестьянам. У большинства крестьян появилось решительное равнодушие к Церкви, страшная моральная расстройство». [7]

 

     «Народ развращается, и монастыри развращаются», — говорил тот же святитель будущему царю Александру II в 1866 году, за год до собственной кончины. [8]

 

     Другим пессимистом был митрополит Московский Филарет, опасавшийся «грозовых туч с Запада» и советовавший не делать риз для икон, потому что «приближается время, -намеренные люди снимут ризы с икон». [9]

 

     Видения свыше, казалось, подтверждали приближение апокалиптических времен. Так, в 1871 г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Александру Петровичу Толстому было такое видение: «Я как бы в своем доме стою в передней. в окнах находилась большая икона Саваофского Бога, давшая такой ослепительный свет, что из другой комнаты (прихожей) нельзя было на нее смотреть. Еще дальше находилась комната, в которой находились протоиерей Матфей Александрович Константиновского и усопшего митрополита Филарета.И эта комната была полна книг, по стенам от потолка до пола лежали книги, на длинных столах лежали стопки книг, и хотя я непременно должен был войти в эту комнату, меня держали назад от страха и в ужасе, закрыв лицо рукой, я прошел через первую комнату и, войдя в следующую комнату, увидел протоиерея Матфея Александровича, одетого в простую черную рясу, на голове у него была тюбетейка; в руках у него была разогнутая книга, и он заставил меня головой найти похожую книгу и открыть ее. При этом митрополит, переворачивая страницы этой книги, сказал: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Я увидел, что в моей книге «Библия» написано очень жирным шрифтом. Внезапно раздался шум, и я проснулась в сильном страхе. Я много думал о том, что все это может означать. Сон мой показался мне страшным — лучше бы ничего не видел. Не мог бы я спросить опытных в духовной жизни о значении этого видения во сне? Но внутренний голос объяснил сон даже мне самой. Однако объяснение было настолько ужасным, что я не хотел с ним соглашаться».0003

 

     Святитель Амвросий Оптинский дал следующее толкование этого видения: «Тот, кому было явлено это знаменательное видение во сне, и кто затем услышал весьма многозначительные слова, весьма вероятно, получил объяснение увиденного и услышанного через его ангел-хранитель, так как он сам признал, что внутренний голос объяснил ему значение сна. Однако, поскольку нас спросили, мы также выскажем свое мнение…

 

    «Троя, Египет» может иметь следующее значение. Рим во время Рождества Христова был столицей мира и с начала патриаршества имел первенство чести; но из-за властолюбия и уклонения от истины она была впоследствии отвергнута и унижена. Древняя Троя и Египет были примечательны тем, что были наказаны за свою гордыню и нечестие — первая разрушением, а вторая различными наказаниями и потоплением фараона с его войском в Красном море. Но в христианские времена в странах, где находилась Троя, были основаны христианские патриархаты Антиохийский и Константинопольский, которые процветали долгое время, украшая Православную Церковь своим благочестием и верными догматами; но позже, по непостижимым судьбам Божиим, они были завоеваны варварами-мусульманами и до сих пор несут это тяжелое рабство, ограничивающее свободу христианского благочестия и правоверия. А в Египте вместе с древним нечестием был с первых времен христианства такой расцвет благочестия, что пустыни населялись десятками тысяч монашествующих, не говоря уже о множестве благочестивых мирян, из которых они происходили. Но затем, по причине нравственной распущенности, последовало такое оскудение христианского благочестия в этой стране, что в известное время в Александрии патриарх оставался только с одним священником.

 

     «… После трех зловещих названий ‘Рим, Троя, Египет’ упоминалось и имя ‘России’ — России, которая в настоящее время считается самостоятельным православным государством, но где стихии чужеземного инакомыслия и нечестия уже проникли и укоренились среди нас и грозят нам такими же страданиями, какие претерпели вышеназванные страны. Никакое другое государство не упоминается. Это может означать, что если и в России по причине пренебрежения заповедями Божиими и ослабления канонов и указов Православной Церкви и по другим причинам обедняется благочестие, то должно немедленно последовать окончательное исполнение того, что написано на конец Библии, в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова.

 

     «Тот, кто видел это видение, правильно заметил, что объяснение, данное ему внутренним голосом, было ужасно. Страшно будет Второе пришествие Христа и страшен последний суд мира. Но не без ужасов будет и период до того, когда воцарится Антихрист, как сказано в Апокалипсисе: «И будут в те дни люди искать смерти, и не найдут, и смерть убежит от них» (9)..6). Антихрист придет в период анархии , как говорит апостол: «доколе не будет взят от среды удерживающий» (2 Фессалоникийцам 2,7), то есть когда уже не будет власти предержащей. » [10]

 

*

 

     Отождествление св. Амвросием «сдерживающего» пришествие антихриста с русским царством, Свято-Христостское писание имеет давние корни в святоотеческих писаниях. Блаженный Феофилакт и другие отождествляли его с римским императором, преемником которого, как императора «третьего Рима», России, был русский царь Митрополит Филарет с исключительным красноречием переформулировал политическое учение Православия в предшествующее царствование. ныне св. Феофан Затворник писал: «Царская власть, имея в руках средства обуздания движений народа и опираясь на самые христианские начала, не дает народу отпасть от них, а будет сдерживать его. А так как основная работа Антихриста будет заключаться в том, чтобы всех отвратить от Христа, то он не появится, пока Царь у власти. Авторитет последнего не даст ему показать себя, но помешает ему действовать в своем духе. Вот кто сдерживает. Когда царская власть падет и народы повсюду обретут самоуправление (республики, демократии), тогда у Антихриста будет простор для маневра. Сатане не составит труда натренировать голоса, призывающие к отступничеству от Христа, как показал опыт времен Французской революции. Решительного «вето» на это никто не даст. Смиренное заявление о вере недопустимо. Итак, когда будут сделаны повсюду эти распоряжения, распоряжения, благоприятствующие разоблачению антихристианских целей, тогда явится и антихрист. До того времени он ждет и удерживается» 9.0003

 

     Святитель Феофан писал: «Когда эти начала [Православие, Самодержавие и Народность] ослабнут или изменятся, русский народ перестанет быть русским. Тогда он лишится своего священного трехцветного знамени». И еще: «Наши русские начинают уклоняться от веры: одна часть совершенно и всячески впадает в неверие, другая впадает в протестантство, третья тайком сплетает верования так, чтобы сблизить спиритизм и геологическое безумие с Божественным Откровением. Зло растет: злая вера и маловерие поднимают голову: вера и Православие слабеют. Опомнимся ли? Господи! Спаси и помилуй православную Россию от Твоего праведного и достойного наказания! » [11] И снова он написал: «Знаешь, какие у меня мрачные мысли? И они небезосновательны. Я встречаю людей, причисляемых к православным, которые по духу вольтерьянцы, естествоиспытатели, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они изучали все науки в наших вузах. Они не глупы и не злы, но по отношению к Церкви ни на что не годны. Их отцы и матери были благочестивы; разорение пришло в период их образования вне семейных домов. Их воспоминания о детстве и дух их родителей удерживают их в определенных рамках. Но какими будут их собственные дети? Что удержит их в нужных пределах? Я делаю из этого вывод, что через одно-два поколения наше Православие иссякнет».

 

     Как писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Мы бессильны остановить это отступничество. Бессильные руки не будут иметь силы против него, и не потребуется ничего, кроме попытки удержать его. Дух века обнаружит отступничество. Изучайте его, если хотите избежать его, если хотите избежать этого века и искушений его духов. Можно предположить также, что столь долго шатавшееся учреждение Церкви рухнет ужасно и внезапно. Действительно, никто не в силах остановить или предотвратить это. Нынешние средства для поддержания институциональной Церкви заимствованы из стихий мира, вещей, враждебных Церкви, и следствием этого будет только ускорение ее падения. Тем не менее, Господь хранит избранных, и их ограниченное число будет исполнено». Троицкий монастырь, 1977.

[2] Послеянин, Русские Подвижники 19-го века (Русские подвижники 19 -го -го века), СПб, 1910, стр. 221-222.

[3] Седерхольм, Старец Леонид Оптинский, Платина, Калифорния: Св. Герман Аляскинское братство, 1990, с. 49-52.

[4] Феофан Затворник, Слово в Неделю после Рождества, 29 декабря 1863 г.

[5] Брянчанинов, Письма, нет 283; переводится как «О невозможности спасения иноверцев и еретиков», Православное Слово, март-апрель 1965 г. и Православная жизнь , январь-февраль 1991 г.

[6] Брянчанинов, «Оплакивание», в кн. Православное слово, январь-февраль 2003 г., с. 20.

[7] Брянчанинов, в кн.: Фомин и Фомина, op. соч., том. I, стр. 339, 340.

[8] Жизнеописание Святителя Игнатия Брянчанинова , с. 485. В последнее десятилетие своей жизни святитель составил записи для повестки дня Собора Русской Церкви, который должен был решить стоящие перед ней серьезные проблемы. См. http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1968.

[9] Фомин и Фомина, op. соч., том. я, с. 349.

[10] Св. Амвросий Оптинский, Письма (Письма), Сергиев Посад, 1908, ч. 1, с. 21-22.

[11] Св. Феофан, в кн. Фомин и Фомина, op. соч., том. I, стр. 346, 347.

[12] Соколов Л.А. Епископ Игнатий Брянчанинов (Епископ Игнатий Брянчанинов) , Киев, 1915, т. 1, с. 2, с. 250. Курсив мой (В.М.).

Вернуться ко всем статьям

Пустынники Рославских лесов

10 марта — День памяти пустынников Рославльских лесов под Брянском. Одним из них был старец Мелхиседек.

Сергий Николаевич Большаков «Старец Мельхиседек: Пустынник Рославского леса» [Св. Герман Пресс, 1988]

«Жизнь благочестивого человека в старце Мелхиседеке была очень необычна, даже уникальна – это была чрезвычайно долгая жизнь, продолжительная в течение 125 лет, с 1715 по 1840 год. В 95-летнем возрасте старец Мелхиседек оставил свою обитель для жизни отшельнической в ​​великой Белой пуще. В этом возрасте он обладал силой человека за пятьдесят, умственно бодрым и смелым.
г. Старец Мелхиседек был частью всего феномена пустынников Рославля, приведшего к образованию Оптиного скита. Подобно многим другим, преследовавшим монашескую любовь к пустыне, он был современником выдающихся молитвенников, которым открывались мистические реальности».

Духовное наследие Оптиной берет свое начало среди пустынников XVIII века Рославской пущи, где распространилась святоотеческая революция, начатая преподобным Паисием Величковским (1722-1794).

Старцы Моисей и Антоний присоединились к ним в начале 19 века, затем были приглашены для восстановления Предтеченского скита Оптиной пустыни. – см. http://www.roseburgorthodoxchurch.org/2013/04/st-barsanuphius/ и http://www.holy-transfiguration.org/library_en/mod_optina.html

Оптина Пустынь (Оптина Пустынь) расположена на опушке дремучих лесов в Калужском уезде, на правом берегу реки Жиздры, недалеко от города Козельска (в восьмидесяти верстах от Москвы).

«Жизнь отца Мелхиседека, одного из выдающихся духоносцев Святой Руси, была очень необычна, можно даже сказать, уникальна в летописи монашеской жизни.

Во-первых, это была чрезвычайно долгая жизнь, длившаяся 125 лет, с 1715 по 1840 год. Другим поразительным фактом является то, что когда Мелхиседеку было уже 95 лет, он оставил свой монастырь для жизни отшельником в великом Бельском лесу. , на юго-западе Российской империи. В этом возрасте, редко достигаемом одним человеком из ста тысяч, да и то лишь в далеко зашедшем состоянии дряхлости, Мелхиседек был столь же силен, как человек в возрасте пятидесяти лет, умственно бодрым и смелым.

Покинув монастырь, девяностолетний прожил тридцать лет отшельником. В последние несколько лет своей жизни у него был ученик в качестве компаньона, и его часто посещали. Мелхиседек был свободен от болезней в течение всей своей долгой жизни, его зрение (он никогда не носил очков), слух и движения оставались неповрежденными до конца. Его смерть была легкой, безболезненной и достойной.

Изучение его образа жизни, с его непрестанной сердечной молитвой, с его мудрой строгостью и простотой, вместе с его чудесной безмятежностью, поразительно показывает, что здесь было нечто большее, чем естественный образ жизни.

Преподобный Серафим Саровский, а также епископ Феофан Затворник часто говорили, что мудрая и воздержанная жизнь ведет к крепкому здоровью и долгой и полезной жизни.

Отец Митрофан, ученик и сподвижник Мелхиседека, записал его изречения и многие случаи из его жизни, и сам много извлек из мудрости Мелхиседека. Митрофану было более 60 лет, когда он присоединился к Мелхиседеку в его хижине. Он был зажиточным крестьянином, женат. Он достиг почти того же возраста, что и его хозяин, — без сомнения, потому, что строго придерживался образа жизни хозяина. Долгая жизнь, конечно, не обязательно великая или святая жизнь, но в случае Мелхиседека и его ученика можно найти и величие, и святость.

Мелхиседек, в миру Максим, родился в Харьковской губернии, в России, в 1715 году. Его отец был богатым купцом. Мало что известно о детстве и юности Мелхиседека, кроме того, что он научился читать и писать еще в молодости и что он помогал своему отцу в ведении его бизнеса. Когда Максиму было 25 лет, его отец предложил ему жениться и стать его партнером в бизнесе, а со временем унаследовать собственность. Но не этого хотел Максим. Он дружил с некоторыми монахами, один из которых предположил, что у молодого человека есть призвание к монашеской жизни. Идея стать монахом привлекала молодого человека. Но были трудности, которые казались непреодолимыми…

Монастырь Белый Утес был хорошим, но обычным русским монастырем, когда Мелхиседек вошел в него, но сильно изменился за время его пребывания. Это произошло благодаря ученикам прославленного архимандрита Паисия Величковского, которые сами посетили его и пробыли некоторое время. Паисий был одним из величайших обновителей русского монашества, а также передатчиком афонской духовности. Он и его ученики предпочитали старые пути; скрупулезное соблюдение обряда и внешний аскетизм, заключающийся в постах, бдениях, поклонах и т. д. Отец Мелхиседек, со своей стороны, чувствовал все возрастающую склонность к уединенной жизни. Поэтому, когда трудности усилились, он принял радикальное решение покинуть монастырь Белый Утес и отправиться жить отшельником в обширный Бельский лес Смоленской губернии.

В 1810 году Мелхиседек покинул монастырь Белый Утес, где провел пятьдесят лет своей жизни, взяв с собой только посох и мешок. В это время ему было 95 лет. Едва ли один человек из миллиона достигает этого возраста, да и то в далеко зашедшей стадии старческого упадка. Не так было с Мелхиседеком. В возрасте 95 лет он выглядел как мужчина лет сорока или пятидесяти. Он был силен физически, полон упования на Провидение, мастер внутренней молитвы.

Многие русские святые начинали отшельниками, например преподобный Сергий Радонежский, основатели Валаамского и Соловецкого монастырей. Но обычно они заканчивали свою жизнь сенобитами или даже аббатами. С Мелхиседеком было иначе. Он начал как ценобит и закончил как отшельник. Уединение всегда привлекало русских монахов. Старец Зосима Верховский, известный своими сочинениями, долгие годы был отшельником в лесах разных уголков России. Он оставил несколько пассажей, прославляющих одиночество. Вот один из них:

«Невозможно описать словами ощущение интимной и душевной сладости, неотделимой от уединения, радости и безмятежности, которых не обрести ни скипетр, ни честь.

Какой покой ни видеть, ни слышать, ни участвовать в мирской жизни, что есть заблуждение. Ничто не отвлекает вас от служения Богу, ничто не мешает вам читать и размышлять над Священными Книгами… Девственный лес отделяет вас от мира. Все, что ты видишь, это небо над головой, ты уже живешь как на Небесах. Это доказывает, что человек создан для блаженства. Если от созерцания красоты наверху обратится взор к созерцанию природы, сердце снова воспламенится любовью к Тому, Кто сотворил такую ​​красоту. Сердце оживляется перед чудесами Его Мудрости и в благодарении за Его доброту».

Когда Мелхиседек ушел в уединение, он мудро выбрал обширные, почти девственные леса, которые в то время покрывали большие пространства Смоленской, Орловской и Калужской губерний. Из-за притеснения монашества в Российской империи при Петре Великом и впоследствии, а также многочисленных и сложных препятствий, ставившихся перед претендентами на монашескую жизнь, немало исповедовались в монахи тайно или в нарушение гражданских уставов.
Для таких монахов жизнь в монастыре была опасным делом, которое вполне могло закончиться лишением сана, тюрьмой или обязательной воинской повинностью. Для таких монахов, подозрительных правительством, леса были безопасным убежищем.

Мелхиседек, прибыв в Бельский лес под Смоленском, со временем нашел подходящее место для скита. Выбранное место принадлежало землевладельцу, который не только позволил Мелхиседеку поселиться там, но и построил для него «келью», то есть небольшой деревянный домик, и снабдил его пищей. Мелхиседек был очень счастлив в своем уединении, проводя время за физическим трудом, чтением, постом и молитвой. Другой отшельник, услышав, что Мелхиседек пришел жить туда, подошел, чтобы подбодрить его, думая, что он, должно быть, опечален изгнанием из монастыря Белый Утес, но Мелхиседек ответил ему:

«Я опечален только тем, что монахи изгнали меня как недостойного принадлежать к их обществу, потому что после 50 лет с ними я не смог достичь чистоты их жизни».

Когда Мелхиседек стал известен в округе, к нему стали приходить люди, прося молитв и совета….

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *