Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Здание мариинского театра в санкт петербурге: Здание Мариинского театра | Питерский двор

Здание Мариинского театра | Питерский двор

Главная > Достопримечательности Петербурга > Архитектура Санкт-Петербурга > Дворцы и дома >

Здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное по проекту А. К. Кавоса в 1859-1860 годах на месте старого театра-цирка. В 1894-1896 годах здание было значительно реконструировано по проекту В. А. Шретера. Здесь размещается один из известнейших в России и мире театров оперы и балета — Государственный академический Мариинский театр.

ФотографииЧасы работы:
внешний осмотр — круглосуточно

Доступ:
свободный

Первое здание на месте современного Мариинского театра было построено еще в 40-х годах XIX века, им стал театр-цирк, а в качестве архитектора проекта выступил Альберт Катаринович Кавос. В этом помещении проводились не только цирковые представления, но позже стали даваться и драматические театральные спектакли.

Однако, в середине XIX века здание было полностью уничтожено в результате пожара — от прежней постройки остались только стены и некоторые перекрытия.

Взамен сгоревшего было принято решение возвести новое здание, и уже исключительно под оперный театр. Проектировать его вновь было поручено А. К. Кавосу, однако, он значительно переделал свое прежнее творение, видоизменив его под театральные нужды. Новый театр стал именоваться Мариинским в честь жены императора Александра II — императрицы Марии Александровны.

В конце XIX века архитектор В. А. Шретер пристраивает к зданию корпус для репетиционных залов, театральных мастерских и служебных помещений. Он также меняет деревянные стропила на стальные, надстраивает боковые флигели, меняет парадную лестницу и расширяет фойе. Фасад здания приобретает более монументальные формы, а купол венчает знаменитая башенка.

Внутреннее убранство Мариинского театра сразу после открытия поразило всех современников своим великолепием. Отделка стен была выполнена под цвет морской волны и дополнена синим бархатом и серебряной парчой кресел.

Всюду были расставлены лепные украшения и скульптуры. Подчеркивалось это богатство оформления лучами света от многочисленных светильников и трехъярусной люстры с живописным плафоном работы мастера Энрико Фрачиоли. Отдельных слов заслуживает богатый занавес, ставший эмблемой театра, он был изготовлен при участии художника А. Головина. Интерьеры Мариинского театра до сих пор считаются одними из лучших в мире.

Здание Мариинского театра включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1.
Здание Мариинского театра на карте:Как добраться:

Здание театра находится на Театральной площади со стороны Крюкова канала.

Ближайшие станции метро — «Садовая», «Спасская». Наземный транспорт — остановки «Мариинский театр», «Театральная площадь».

Туристу на заметку:

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

история, 18 фото и интересные факты



поделиться:

Мариинский театр в Санкт-Петербурге — это самый старый русский музыкальный театр и если Вы любитель оперы или балета, то, наверняка, мечтаете посетить этот храм искусства. Придя на спектакль, Вы не только насладитесь представлением, но и сможете полюбоваться прекрасными интерьерами исторического здания.

Старое здание расположено на Театральной площади, где Вы также увидите памятники Михаилу Глинке и Римскому-Корсакову. Недалеко находятся такие известные достопримечательности Санкт-Петербурга, как Николо-Богоявленский морской собор и Новая Голландия.


История

Здание, в котором сейчас находится Мариинский театр, было возведено в 1859–1860 годах по проекту итальянско-русского архитектора Альберта Кавоса.

Уточним, что первым сезоном Мариинки считается 1783 год, когда на месте нынешней консерватории, на Карусельной площади, по велению императрицы Елизаветы Петровны открылся Каменный театр (также его называли Петербургским Большим). Первым спектаклем, прошедшим здесь, была опера Джованни Паизиелло «Лунный мир». Здесь проходили оперные и балетные представления.

Напротив здания находился цирк, построенный по проекту Альберта Кавоса.

В нем выступали акробаты и фокусники, а позже проходили и музыкальные представления.

Во время разрушительного пожара 1859 года деревянное здание цирка сгорело. На его месте под руководством также Кавоса строится новое здание, предназначенное для проведения оперных и балетных спектаклей. В честь супруги Александра II, императрицы Марии Александровны, театр получил своё название.

Первое представление в здании прошло в 1860 году, это была опера Глинки «Жизнь за царя», руководил оркестром и оперой Константин Лядов, отец будущего композитора Анатолия Лядова.

Большая реконструкция здания была выполнена в конце XIX века под руководством архитектора Виктора Александровича Шрётера. В это время появляются новый корпус, объемный фасад и знаменитая башенка на куполе здания. После этих перестроек Мариинский театр потерял свой парадный облик и перестал быть похожим на дворец или замок, а приобрел деловой вид. Также Шрёдер спроектировал зрительный зал, сохраненный до нашего времени.

С приходом советской власти он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а в 1935 году ему было присвоено имя революционера и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова.

Свое историческое название Мариинский театр вновь обрел в январе 1992 года.


Краткое описание

Монументальное здание впечатляет своей красотой. Построенное в неоклассическом стиле оно имеет многофигурный силуэт. Его парадное крыльцо нельзя назвать императорским, а парадная лестница не ведет в царскую ложу. Весь акцент архитектор сосредоточил на зрительском зале.

Зрительный зал по праву считается одним из самых красивых в мире. Необычен цвет его оформления. Если традиционно зал императорского театра оформлялся красным цветом с золотом, то в Мариинском использовался цвет морской волны — голубые стены, дополненные синим бархатом и кресла в этом же тоне.

Интересен занавес, созданный еще в 1914 году по рисункам выдающегося художника Александра Головина. В технике изготовления он соединил живопись и аппликацию, а рисунок занавеса повторяет узор платья императрицы Марии Александровны, имя которой театр и получил. 

Люстра является визитной карточкой Мариинского театра. Она была создана в 1860 году и состоит из 23000 хрустальных подвесок и 230 лампочек. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и заменить перегоревшие лампочки.

Обратите внимание на плафон с изображением двенадцати нимф в окружении амуров и двенадцати медальонов с портретами драматургов.

Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических. Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века.

Зал рассчитан на 1625 мест, глубина сцены — 22 метра, ширина — 18 метров, высота — 25 метров.


Интересные факты

  • За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
  • Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
  • Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
  • Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
  • В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.

На сцене состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.

В настоящее время Мариинский театр в Санкт-Петербурге требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы этот памятник истории и искусства не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.

Здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Россия

Мариинский театр, ставший домом для лучших оперных и балетных трупп Санкт-Петербурга и, возможно, России, представляет собой монументальное неоклассическое здание, наиболее впечатляющее своими огромными размерами и красивым декором. своего зрительного зала.

  • jpg»>

    Всемирно известный Мариинский театр

  • Ночной вид Мариинского театра

Императорский театр балета и оперы существовал с 1783 года, выступая на самых разных сценах, в том числе в Малом («Малом») театре, деревянном здании, стоявшем возле храма Спаса-на-Крови, частном Эрмитажном театре. , а с 1783 года — Большой Каменный театр Антонио Ринальди («Большой камень») на месте, которое сейчас занимает Государственная консерватория Римского-Корсакова, напротив современного Мариинского театра на Театральной площади («Театральная площадь»).

Здание Ринальди было расширено и приспособлено Томасом де Томоном в 1802–1803 годах, а затем модифицировано в 1826–1836 годах Альберто Кавосом, сыном композитора и дирижера оперы Катарино Кавос, что позволило использовать современные сценические машины.

В 1845 году в Санкт-Петербург прибыл гастролирующий цирк трюкача Алессандро Герра, и вскоре итальянец уговорил городские власти разрешить ему построить постоянное деревянное здание для своих представлений напротив Большого Каменного театра. Экзотические наездники Герры и демонстрации искусства выездки Haute Ecole (до того неизвестного в России) пользовались огромной популярностью у бомонда города, вызвав непреходящую страсть к цирку среди россиян. Николай I быстро распознал моду и вскоре поставил цирковое искусство под контроль государства, создав Cirque de la Direction des Theaters Imperiaux, которым руководил еще более успешный соперник Герры, Поль Кюзен из Cirque de Paris.

  • Концертный зал Мариинского театра

  • Исторический фасад Концертного зала Мариинского театра

К этому времени, потерпев поражение от Кузента в так называемой «цирковой войне» 1846 года, Гуэрра уже покинул Петербург. В 1847 году его здание на Театральной площади было снесено, чтобы освободить место для нового здания Альберто Кавоса для Императорского цирка. Это роскошное сооружение, открытое в 1849 году, было больше театром, чем куполом, с роскошным фойе с позолоченной лепниной, фресками и люстрами, а также с большим зрительным залом, в котором были как арена для конных представлений, так и сцена для пантомим.

Пытаясь соответствовать этому великолепному пространству, Кузент организовал серию грандиозных спектаклей, в первом из которых участвовала казачья труппа, хор и 120 солдат Имперской Армии. После его отставки Императорский цирк так и не восстановил свою первоначальную популярность, и здание все чаще использовалось для постановки драматических постановок и постановок Русской оперной труппы.

Императорский балет и Итальянская оперная труппа продолжали выступать в Большом каменном театре, но здание все больше ветшало, и были опасения по поводу его структурной прочности. Когда Императорский цирк сгорел в январе 1859 г.Кавосу было поручено построить полностью каменную замену Мариинскому театру, названному в честь супруги нового царя Александра II, императрицы Марии Александровны.

  • Сцена и главный занавес Мариинского театра

  • Главный зал Мариинского театра

  • Сцена из спектакля «Царская невеста» в Мариинском театре

  • Актеры из Царская невеста в Мариинском театре

Кавос сохранил базовую планировку старого здания, но увеличил высоту центральной конструкции. Как и Императорский цирк до него, здание было в основном неоклассическим, но с элементами неовизантийского дизайна в его украшениях. Внутри Кавос получил указание от самого царя воссоздать плюшевые украшения Императорского цирка. Среди самых впечатляющих элементов декора, сохранившихся с этого периода, — потолочная фреска с изображением часов с амурами работы Энрико Франчолли и эффектная люстра с бахромой, спроектированная Кавосом.

Новый Мариинский театр открылся 2 октября 1862 года постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя». При Эдуарде Направнике, который проработал в театре полвека и стал главным дирижером в 1869 году, Мариинский театр и Русская оперная труппа вступили в золотой век, представляя великий русский репертуар из опер Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского.

Императорская балетная труппа перешла в Мариинский театр в 1886 году, когда был окончательно осужден Большой Каменный театр. К тому времени легендарный Мариус Петипа был премьер-мэтром балета, и именно на сцене Мариинского впервые были исполнены его классические хореографии «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Примерно в то же время Виктор Шретер стал главным архитектором Дирекции императорских театров, а его работа в Мариинке включала восстановление фасадов после пожара 1880 года и масштабную реконструкцию 1883-189 годов.6, в этот период был создан зрительный зал, который мы можем видеть сегодня. В 1914 году был установлен знаменитый сценический занавес Мариинского театра по проекту Александра Головина.

  • Новая сцена Мариинского театра

  • Зрительный зал на Новой сцене

  • Зрители на Новой сцене

В советское время театр был переименован в честь убитого местного партийного деятеля Сергея Кирова, и оперные и балетные труппы до сих пор известны за рубежом под этим именем. Пока труппы под художественным руководством Валерия Гергиева набирают силу, сам театр нуждается в ремонте. Последний капитальный ремонт здания был завершен в 1970, и, хотя места общего пользования в отличном состоянии, закулисные помещения находятся в плохом состоянии. Однако, когда театр все-таки закроется на реконструкцию, в распоряжении труппы будет ультрасовременный Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром и открытый в 2007 году, и долгожданная вторая сцена театра, строятся на противоположном берегу Крюкова канала с 2003 г.

Адрес: 1, Театральная площадь,
Метро: Адмиралтейская, Садовая / Сенная площадь / Спасская
Как добраться: Мариинский театр находится на некотором расстоянии от метро. Прогулка от станций метро «Садовая», «Сенная площадь» или «Спасская» занимает около 20 минут. От Сенной площади пройти на юг по Садовой улице, за вторым поворотом после площади направо на проспект Римского-Корсакова. Следовать по проспекту через канал Грибоедова и на первом повороте направо на улицу Глинки (напротив Никольского собора). Затем около 150 м до Театральной площади и Мариинского театра.
Если вы едете с Невского проспекта, удобнее доехать на автобусе (27) или троллейбусе (3 или 22), с северной стороны улицы (нечетные номера). Поездка прямо до театра займет около 15 минут.
Телефон: +7 (812) 326-4141
Сайт: https://www.mariinsky.ru/en/
Заказать 3 билета: 4:09082 . mariinsky.ru/playbill/playbill/
Что рядом? Крюков канал, Государственная консерватория Римского-Корсакова, Улица Декабристов, Никольский морской собор

Мариинский театр, Мариинский-2 и Концертный зал в Санкт-Петербурге: сайт, билеты, фото, описание

Мариинский театр — один из крупнейших и ведущих театров оперы и балета в России и мире.

Мариинский театр находится в Санкт-Петербурге и имеет филиалы во Владивостоке и Владикавказе.

Сегодня Мариинский театр представляет собой технически совершенный театральный комплекс в Санкт-Петербурге, включающий три здания с семью сценами: Историческая сцена (главное здание Мариинского театра), Новая сцена Мариинского-2 с четырьмя камерными залами (Мусорский , Прокофьев, Стравинский и Щедрин) и акустически совершенный Концертный зал.

Театр ведет свою историю от Большого Каменного театра, основанного в 1783 году по указу императрицы Екатерины II, который располагался в здании, впоследствии перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию на Театральной площади. Театр открыла опера Джованни Паизиелло «Il Mondo della luna» («Лунный мир»).

Напротив Большого театра в 1847-1848 годах по проекту Альберто Кавоса был построен Театр-цирк, сгоревший в 1859 году, а на его месте тем же архитектором построен новый театр, который в честь царствующей императрицы Марии Александровны (супруги императора Александра II). Первый театральный сезон в новом здании театра открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Впоследствии Мариинский театр неоднократно реконструировался. В 1885 году главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер пристроил к левому крылу здания трехэтажный корпус. В 1894 под руководством Шрётера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, пристроены боковые крылья, расширены зрительские фойе, а также реконструирован главный фасад.

В 1886 году в Мариинский театр были перенесены балетные представления, ранее продолжавшиеся на сцене Большого Каменного театра. Здание Санкт-Петербургской консерватории построено на месте Большого Каменного.

После революции 1917 года театр сменил название: Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ), Театр им. С. М. Кирова. 16 января 19В 92 году театру было возвращено его историческое название — «Мариинский».

В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в город Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». Вернувшись в Ленинград, театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 1968-1970 годах была проведена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «растянуто» и театр приобрел свой нынешний вид.

Сегодня это главное историческое здание (историческая сцена) Мариинского театра находится на Театральной площади, дом 1, у акватории Крюкова канала, между мостом Декабристов и Торговым мостом.

Макет исторической сцены Мариинского театра

Канковский-2

Возле главного корпуса Мариинского театра, есть новый Мариинский театр им. под названием «Мариинский-2» (Новая сцена), где создаются и демонстрируются самые современные произведения и новаторские постановки.

Адрес Мариинского-2 : ул. Декабристов, 34.

Репертуар Мариинского-2 с его современными сценическими и камерными залами призван соединить историю Мариинского театра с современными произведениями разных жанров – оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможность проведения просветительских и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.

Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.

Зрительный зал вмещает до 1830 зрителей.

Здание театра имеет семь надземных и три подземных этажа; основная, репетиционная и закулисная зоны, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, являющийся одной из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, подсобные помещения и подземный паркинг.

Камерные залы Мариинского-2

В театре четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, творчество которых связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.

Вместимость каждого зала около 120 мест.

Зал Прокофьева расположен на первом, подземном, этаже и предназначен в основном для выступлений пианистов.

Фойе Стравинского — камерная площадка в зрительной части театра, расположенная на четвертом этаже.

Особенностью этого концертного зала являются высокие ступенчатые ряды сидений для зрителей. В Фойе проходят концерты, интерактивные образовательные программы для детей и юношества, воскресные лекции-спектакли для всех возрастных категорий зрителей.

Зал Щедрина расположен на четвертом этаже в зрительной части театра. В зале проходят концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.

Зал представляет собой ультрасовременный зрительный зал с крутым подъемом партера и большими окнами от пола до середины стены.

Зал Мусоргского расположен на пятом этаже.

В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, а также цикл «Балет солистов», в котором солисты оперной труппы исполняют сольные программы.

Смотровая площадка в Мариинском-2

В Мариинском-2 есть открытая терраса на крыше, которую летом можно посетить за час до начала представления. С террасы открывается вид на исторический центр Санкт-Петербурга.

Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или на стойке регистрации за час до начала текущего спектакля, если у вас есть билет на спектакль.

Внешний вид Мариинского-2

Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит светлым и современным.

Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами разного размера и увенчано металлической крышей. Благодаря этим окнам снаружи можно увидеть внутренний вестибюль театра, а изнутри Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) возвышается прямоугольный навес из стекла и металла.

У наружной стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится фрагмент стены Литовского рынка, воссозданный при строительстве здания театра .

В 1787-1789 годах на углу улицы Офицерской (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок был назван «Литовским» из-за расположенного рядом Литовского замка, где расквартировался Литовский мушкетерский полк.

В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторы Николай Митурич и Василий Макашов построили Дворец культуры имени первой пятилетки.

В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), построенной по проекту архитектора Джека Даймонда.

Через Крюков старую сцену Мариинского театра и Мариинский-2 соединяет подвесной крытый стеклянный переход .

Концертный зал Мариинского театра

Недалеко от Мариинского-2, по адресу : улица Писарева, 20 (вход с улицы Декабристов, 37) находится Концертный зал Мариинского театра.

Здание Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году по проекту Виктора Шрётера на этом месте были построены Декоративная мастерская и зал Дирекции Императорских театров, которые в 1919 году были переданы Мариинскому театру.17.

В сентябре 2003 г. в здании Отделочных мастерских произошел пожар. Нынешнее здание Концертного зала Мариинского театра построено на месте сгоревшего здания, в виде которого сохранился уцелевший при пожаре исторический фасад. При этом с противоположной стороны здания, выходящей на улицу Декабристов, был построен новый фасад, являющийся своеобразным олицетворением архитектуры 21 века. Так, по мнению архитектора проекта – Ксавье Фабра, архитектурные особенности Концертного зала должны органично сочетать в себе элементы «века настоящего и века прошлого».

29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра.

Концертный зал предназначен для концертных программ.

В зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены в зависимости от программы каждого вечера. Таким образом, управляемость отдельных блоков сценического планшета позволяет вариативно расставлять оркестровые группы или формировать оркестровую яму.

Зал также используется для постановки оперных произведений и балетных постановок. Зал является местом проведения фестиваля «Звезды белых ночей», а также таких театральных фестивалей, как «Новые горизонты», «Масленица» и «Вечера духовых в Мариинском».

В Концертном зале установлен орган французской фирмы «Альфред Керн и сын» (Страсбург). Проводятся концерты органной музыки.

Фойе Концертного зала функционирует как выставочное пространство с художественной экспозицией, которая позволяет любителям концертов дополнить свои музыкальные впечатления сценическими.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *