Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Жизнь пушкина в москве: Пушкин в Москве: где родился, где жил и где бывал великий поэт | by Москва 24

Содержание

У ПУШКИНА В МОСКВЕ | Наука и жизнь

Москва — родина А. С. Пушкина. И пока пушкинисты-москвоведы спорят о том, в каком же из московских особняков родился великий поэт, москвичи приходят на Пречистенку, 12 — в Государственный музей А. С. Пушкина. Теперь уже трудно поверить в то, что в Москве долго не было музея, посвященного тому, кто давно стал гордостью России. Решение о создании Музея А. С. Пушкина в Москве было принято лишь в 1957 году. Был выделен особняк, назначен директор — А. З. Крейн, а в фондах — ни одного экспоната. Но «мир не без добрых людей». И люди бескорыстно дарили реликвии, передававшиеся в семьях из поколения в поколение. В 1961 году пушкинский дом в Москве принял первых посетителей. О становлении этого нового музея было подробно рассказано в статье Ираклия Андроникова «Музей, созданный народом» («Наука и жизнь» № 10, 1963 г.). Сегодня Государственный музей А. С. Пушкина в Москве переживает как бы второе рождение: в отреставрированном особняке в 1997 году — в год 850-летия Москвы — была открыта новая экспозиция.

Мы попросили академика РАО Наталью Ивановну Михайлову, заместителя директора по научной работе, провести нас по залам музея.

Особняк, в котором разместился музей А. С. Пушкина, находится на углу улицы Пречистенки и Хрущевского переулка. Дом был построен после пожара 1812 года по проекту архитекторов А. Григорьева и Д. Жилярди, принадлежал дворянину А. Хрущеву.

Экскурсия в бальном зале.

Крытый двор — один из новых залов музея.

Камин и бюро Ленского в большой гостиной.

Ж.-Б. Дамон-Орталани. Портрет Н. М. Карамзина. 1805 год.

Парадная спальня — зал «Пиковой дамы».

Танцевальный зал. Видна скульптура, изображающая музу танца Терпсихору.

Пушкин — ребенок. 1802 г. Художник Ксавье де Местр (?)

Бюро Ленского в большой гостиной.

Экспозиция угловой гостиной особняка посвящена возвращению Пушкина в Москву после ссылки в 1826 году, его странствиям по России.

Центральный зал (большая гостиная) посвящен роману «Евгений Онегин». Среди экспонатов этого зала — портреты неизвестных лиц пушкинской поры и кушетка, стоявшая раньше в доме Соболевского на Собачьей площадке, где подолгу гостил поэт.

Столик Онегина.

Зал, посвященный «Пиковой даме», так называемая парадная спальня. Ломберный стол и портрет Натальи Петровны Голицыной, которую считают прототипом пушкинской «пиковой дамы».

Наука и жизнь // Иллюстрации

Здесь все готово для чаепития: фарфоровые чашки, самовар из которого Пушкин пил чай в гостях у Олениных.

Открыть в полном размере

Пушкин и его эпоха

На площадке парадной лестницы нас встречает античная скульптура — муза лирической поэзии Эвтерпа. «В младенчестве моем она меня любила», — писал Пушкин о музе в начале своего пути в поэзию. «Веленью Божию, о муза, будь послушна», — этими словами он завершил свой путь. О музе, о поэзии, о высоком предназначении поэта Пушкин размышлял всю жизнь.

Первый зал музея посвящен XVIII веку, в конце которого родился Пушкин, тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. Это история России и род Пушкиных в этой истории.

Во втором зале начинается путешествие в пушкинское время. Здесь пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном: батальные сцены и модные картинки, правительственные манифесты и письма частных лиц, свод законов Российской империи и книги для детей. Портреты русских царей, великих полководцев, церковных проповедников, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными.

По лестнице поднимаемся в маленькие комнаты на антресолях. Интерьеры этих комнат создают образы кабинета, детской и гостиной в московском, не сохранившемся до наших дней доме Пушкиных. Это был гостеприимный литературный дом, куда приходили Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, И. Дмитриев. Сегодня они смотрят на нас с портретов, как когда-то в гостиной Пушкиных смотрели на маленького Александра.

Здесь можно увидеть первый портрет Пушкина-ребенка — миниатюра работы неизвестного художника (см. «Наука и жизнь» № 3, 1966 г.). Возможно, автором этой миниатюры был Ксавье де Местр. Есть в музее и другие ценные портреты А. С. Пушкина, созданные при его жизни. Они представлены в каждом зале.

В детской комнате — книги и прописи, разрезные азбуки, которым почти два века, они позволяют заглянуть в мир пушкинского детства. На стенах — виды Москвы начала прошлого столетия. Такой узнал Москву маленький Пушкин, узнал и на всю жизнь полюбил.

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Возвращаемся на первый этаж. После маленьких уютных комнат танцевальный зал кажется особенно просторным и светлым. Сияют люстры, свечи жирандолей дробятся в зеркалах. Перед зеркалами — манекены в бальных нарядах пушкинской поры.

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…

Балы устраивались в Лицее, бальный вихрь кружил Пушкина в Петербурге и Кишиневе, об одесских балах поэт вспоминал в Михайловском. Бал — романтический праздник жизни.

Но для Пушкина праздник — и в общении с друзьями, в радости любви, в чтении, в размышлении, в творчестве. О его дружеских встречах рассказывают портреты, напоминают книги, альбомы. Творческая лаборатория Пушкина — листы, исписанные его летящим почерком, сохранившие его рисунки. Рукописи поэта, представленные в экспозиции, воспроизведены на бумаге пушкинского времени. Большой интерес вызывают первые издания пушкинских произведений — журналы, альманахи, изящные книжечки в бумажных издательских обложках и кожаных владельческих переплетах.

Перешагнув порог большой гостиной, мы оказываемся в мире романа «Евгений Онегин», главного и любимого произведения Пушкина. Как бы путешествуя по его главам, мы попадаем в Летний сад и Петербургский театр, в гостиную усадебного дома. Портреты неизвестных молодых людей и барышень помогают вообразить героев Пушкина — разочарованного Онегина, мечтательного Ленского, «милый идеал» автора — Татьяну.

Различные предметы, давно ушедшие из нашего быта, заставляют вспомнить строки «Евгения Онегина», где упомянут и лорнет, и печатка, которой запечатывали письма, и «янтарь на трубках Цареграда», и «уездной барышни альбом».

Можно подойти к туалетному столику щеголя, где «фарфор и бронза». На камине — книги, которые читал Онегин, здесь же — «и лорда Байрона портрет», «и столбик с куклою чугунной» — маленькое скульптурное изображение Наполеона. Им, как и Байроном, был увлечен пушкинский герой. На бюро Ленского лежат книги Шиллера и Гете, «поэтическим огнем» которых воспламенялась его душа. Миниатюрный портрет барышни с розой в волосах напоминает Ольгу.

В угловой гостиной — материалы, рассказывающие о возвращении Пушкина в Москву из ссылки, о годах его странствий по России, о знаменитой болдинской осени.

В парадной спальне по-своему передан фантастический колорит петербургской повести Пушкина «Пиковая дама». Свет выхватывает из темноты портреты неизвестной молодой красавицы и старой княгини Голицыной, которую современники считали прототипом старой графини. На стенах — виды Парижа XVIII века и Петербурга XIX столетия. На ломберном столе — карты, мелки в бисерных чехольчиках.

Отдельные залы посвящены поэме Пушкина «Медный всадник» и путешествию по пугачевским местам. А потом — «Капитанская дочка» — небольшой зал со своим экспозиционным решением: два враждующих лагеря — Пугачев и Екатерина II, между ними — Мироновы и Гриневы с их «простым величием простых людей», добротой и благородством. По мысли Пушкина, именно доброта и благородство могут спасти Россию от братоубийственной гражданской войны.

Парадная анфилада завершается торжественным залом, посвященным последним годам жизни поэта. Портреты, рукописи, документы рассказывают о противостоянии Пушкина обстоятельствам, о торжестве его могучего духа, о вечности созданного им искусства. И хотя скорбная фигура античной статуи Ниобеи создает настроение печали, маленькое гусиное перо Пушкина на столе напоминает о магии пушкинского слова, о волшебстве его неумирающей поэзии.

Коллекции Московского музея А. С. Пушкина

Пройдя по залам музея, мы увидели далеко не все сокровища, которыми располагает московский дом А. С. Пушкина, — в фондах музея собрано около двухсот тысяч экспонатов. Для того же, чтобы вещи «заговорили», нужна кропотливая, вдумчивая работа по их поиску, реставрации, изучению.

Сначала о поиске. Конечно, его ведут прежде всего сотрудники музея. Они общаются с художника ми, скульпторами, владельцами картин, книг, рукописей, встречаются с коллекционерами, посещают антикварные и букинистические магазины, бывают на аукционах. Они работают в фондах других музеев. Но вряд ли музей А. С. Пушкина в Москве мог бы так гордиться сегодня своим собранием, если бы не бескорыстная помощь многих людей, если бы не дары, переданные в наши фонды. Конечно, в статье невозможно назвать имена всех тех, кто помогал и помогает собирать коллекции, кого мы благодарили и всегда будем благодарить за врученные на вечное хранение сокровища. Вспомним лишь некоторых из дарителей.

Первым экспонатом музея стала «История пугачевского бунта», изданная при жизни Пушкина. Книгу подарила семья москвичей Могилевских.

Всеволод Семенович Якут, народный артист, исполнявший роль Пушкина на сцене Московского театра им. Ермоловой, подарил музею портрет Пушкина-ребенка, первое известное изображение поэта.

Вдова профессора Московского университета Ивана Никаноровича Розанова Ксения Александровна Марцишевская передала собранную ее мужем уникальную библиотеку русской поэзии — около десяти тысяч книг XVIII-XX веков.

Потомок княгини З. А. Волконской Владимир Николаевич Звегинцов прислал из Парижа с другом музея Ильей Самойловичем Зильберштейном, крупнейшим ученым-собирателем, акварель работы П. Ф. Соколова — портрет М. Н. Волконской с сыном Николенькой.

Украшение музейного собрания — коллекция Павла Викентьевича Губара и Анастасии Григорьевны Ливер — редчайшие виды Петербурга пушкинского и допушкинского времени, книги, альманахи, журналы XVIII и XIX столетий.

Дар Изольда Аркадьевича Полонского — акварели, миниатюры, книги…

Прекрасная книжная коллекция Василия Николаевича и Алексея Васильевича Терновских.

Дар вдовы известного пушкиниста Виктора Владимировича Виноградова Надежды Матвеевны Малышевой — фарфор и стекло…

Среди дарителей — писатель Ираклий Луарсабович Андроников, коллекционер Яков Григорьевич Зак, балерина Ольга Васильевна Лепешинская. ..

Многие предметы, попадающие в музей, требуют реставрации. Добрые и умные руки реставраторов возвращают их к жизни. И вновь сверкает потускневшая бронза, светится старое стекло, мебель карельской березы и красного дерева обретает светлый золотистый цвет и цвет темного пламени, живописные полотна снова привлекают глаз яркостью красок, акварели — прозрачностью и переливами оттенков. И в этом заслуга музейных реставраторов — А. А. Граниной, О. П. Постернак, Е. Ю. Ивановой, В. А. Расстригина, Н. В. Фролова.

Теперь об изучении музейных коллекций. Сегодня одним из наиболее перспективных направлений пушкиноведения является осмысление жизни и творчества А. С. Пушкина в широком контексте истории, литературы и быта его времени. Думается, что именно музейное собрание предоставляет богатейшие, разнообразные материалы для такого изучения. В конечном счете исследования музейных предметов, в которых принимают участие специалисты разного профиля — историки, литературоведы, искусствоведы, архивисты, так или иначе дополняют и углубляют наши представления о мире Пушкина, приближают нас к постижению многозначного смысла пушкинского слова, выявляют тот его смысл, который был понятен современникам Пушкина, но утрачен к настоящему времени. Позволю себе привести лишь один из возможных примеров.

«…никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицу». Для того чтобы сегодня понять это высказывание пушкинской героини в повести «Рославлев», нужно знать о том, что в 1812 году в журнале «Сын Отечества» была напечатана заметка о русском Сцеволе — крестьянине, который отрубил себе руку в знак презрения к захватчику Наполеону. Этот сюжет был популярен в графике 1812-1814 годов. Впервые он нашел воплощение в раскрашенной гравюре И. Теребенева. Гравюра получила широкую известность в России и была скопирована в Германии. Сюжет «русского Сцеволы» разрабатывался и другими граверами: И. Ивановым, И. Тупылевым — в России, Кларком и Дюбургом по рисунку И. Аткинсона — в Англии. И журнал «Сын Отечества», и гравюры с сюжетом «русского Сцеволы» хранятся в музее. Музейные материалы становятся своеобразным комментарием к пушкинскому тексту, помогают современному читателю понять его смысл.

В музее мы иногда шутя говорим о том, что лучшие открытия мы делаем в своих фондах. И это действительно так. Сенсационное открытие автографа Пушкина принадлежит А. И. Фрумкиной. О том, что в реестре книг, взятых Пушкиным из Полотняного завода, несколько строк начертаны его рукой, никто не знал, пока этот реестр, хранящийся в рукописном кабинете музея, не был изучен.

Музей обогатился книгой из библиотеки поэта — «Балладами» В. Жуковского с дарственной надписью автора Пушкину. Книга была изучена С. Т. Тихомировой.

Прижизненные портреты Пушкина были атрибутированы Н. В. Баранской и Е. В. Павловой. Благодаря исследованиям многих сотрудников музея портреты неизвестных лиц оказались изображениями современников Пушкина, а работы неизвестных художников стали творениями известных русских и европейских мастеров.

Собрание Московского музея А. С. Пушкина постоянно пополняется. Изучение музейного собрания, которое велось и ведется его сотрудниками, будет продолжено в XXI веке. Новый век унаследует «сокровища родного слова», завещанные нам А. С. Пушкиным, а с ними (в это хочется верить) — потребность разгадывать великую пушкинскую тайну. Постижение же этой тайны невозможно без собранных музеем коллекций, без картин, книг, рукописей, документов, которые еще о многом могут нам рассказать.

Глава XII Переезд в Москву и жизнь Пушкина в обеих столицах. 1826–1827 гг.. Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта]

Глава XII

Переезд в Москву и жизнь Пушкина в обеих столицах. 1826–1827 гг.

Осенью 1826 года (сентября 3) Пушкин получает позволение пользоваться советами врачей в Москве, представлен государю императору. — Пушкин снова в деревне, где получает «Тригорское» Языкова, и в ноябре опять является в Москву. — Письмо к Алексееву с дороги. — Письмо к Языкову с приглашением участвовать в «Московском вестнике».  — Стансы «В надежде славы…». — Рассуждение «О воспитании», составленное по поручению начальства. — Зима и весна 1826–1827 гг. в Москве, жизнь его там и недовольство жизнию. — Летом 1827 г. Пушкин в Петербурге, а к осени снова возвращается в деревню.

3 сентября получено было во Пскове всемилостивейшее разрешение на просьбу Пушкина о дозволении ему пользоваться советами столичных докторов. Державная рука, снисходя на его прошение, вызвала его в Москву, возвратила его городской жизни, которую он так любил, и, вместе с тем, указала ему обязанности, лежавшие на нем, как на гражданине и писателе, который должен употребить отличные свои способности на предание потомству славы нашего отечества. Тотчас по прибытии в Москву Пушкин имел счастие быть представлен государю императору. Скажем здесь, что впоследствии, во всех случаях жизни своей, Пушкин вспоминал о наставлениях, преподанных ему в это время отеческою снисходительностью монарха, не иначе как с чувством благоговения и умилением.

Москва приняла его с восторгом, и, долго лишенный удовольствий столицы, он предался им с энергией, которая было заснула в деревне. Всю зиму он почти не брался за перо, наслаждаясь и славой, которая всюду встречала его, и заискивающим вниманием окружающих. Успехи в обществе снова стояли на первом плане в его жизни, и снова овладела им та жажда перемен мест, то искание впечатлений, встреч и происшествий, какими отличалась его первая молодость и, преимущественно, одесская и кишиневская жизнь. Утомление явилось и тут в свою очередь, в конце 1829 года, как прежде мы видели в Михайловском, пять лет тому назад.

Едва осмотревшись в Москве, Пушкин уехал снова в деревню для приведения в порядок дел и преимущественно для разбора и укладки книг своих, которые намеревался отправить в одну из столиц[113]. В ноябре он уже писал из Пскова, собираясь снова на возвратный путь в Москву, послание к Н. С. А[лексее]ву, товарищу своего бессарабского житья-бытья:

Приди, о друг, дай прежних вдохновений.

Минувшего мне жизнию повей…

‹‹Не могу изъяснить тебе мои чувства при получении твоего письма… Кишиневские звуки, берег Быка… милый мой: ты возвратил меня Бессарабии. Я опять в своих развалинах — в моей темной комнате, перед решетчатым окном или у тебя, мой милый, в светлой чистой избушке… Как ты умен, что написал ко мне первый! Мне бы эта счастливая мысль никогда в голову не пришла, хотя и часто о тебе вспоминаю… Был я в Москве и думал: авось, бог милостив, увижу где-нибудь чинно сидящего моего друга, или в креслах театральных, или в ресторации за обедом. Нет — так и уехал в Псков. Так и теперь опять еду в Белокаменную. Надежды нет или очень мало. По крайней мере пиши же мне почаще, а я за новости Кишинева стану тебя потчевать новостями московскими.

Прощай, отшельник бессарабский,

Лукавый друг души моей,

Порадуй же меня не сказочкой арабской,

Но русской правдою твоей››.

По прибытии в Москву он опять пишет несколько строк к Языкову, но в этих строках — от 21 ноября 1826 г.  — уже заключается любопытное свидетельство, что издание журнала, о котором Пушкин думал еще в деревне, тогда было решено.

«Письмо ваше получил я в Пскове и хотел отвечать из Новгорода — вам, достойному певцу того и другого. Пишу, однако ж, из Москвы, куда вчера привез я ваше «Тригорское». Вы знаете по газетам, что я участвую в «Московском вестнике», следственно и вы также. Адресуйте же ваши стихи в Москву на Молчановку, в дом Ренкевичевой, откуда передам их во храм бессмертия. Непременно будьте же наш. Погодин вам убедительно кланяется.

Я устал и болен — потому вам и не пишу более. В[ульфу] кланяюсь, обещая мое высокое покровительство. — 21 ноября. «Тригорское» ваше с вашего позволения напечатано будет во 2 № «Московского вестника».

Рады ли вы журналу? Пора задушить альманахи. Дельвиг наш. Один Вяземский остался тверд и верен «Телеграфу» — жаль, но что же делать?»

Итак, Пушкин возвратился в Москву 20 ноября и 22 декабря уже писал в доме Зуб[ковых], своих знакомых, известные и превосходные стансы «В надежде славы и добра…». Тогда же представил он свое рассуждение «О воспитании юношества», составленное им по поручению высшего начальства. Небольшое рассуждение это было единственным трудом Пушкина шумной зимой 1826–1827 года, если исключим всегдашние его занятия своим «Онегиным». Несколько черновых бессвязных отрывков трактата о воспитании, сохранившихся в его бумагах, не дают никакой ясной идеи о сочинении; но из отзыва, воспоследовавшего на рассуждение, можно заключить об односторонности основной мысли автора. Изъявляя ему признательность за некоторые отдельные истины, высшее начальство поставило ему на вид, что правило, принятое сочинителем, будто просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило неверное; ибо при сем упущены из виду нравственные качества и, наконец, примерное служение, усердие, которые должно предпочесть просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. Сам Пушкин сознавал недостатки своего труда, извиняя их малым знакомством с предметом, который дотоле никогда не занимал его мыслей, и прося позволения заняться чем-либо, более ему близким и известным.

Всю зиму и почти всю весну Пушкин пробыл в Москве; в начале мая месяца 1827 г. он получил дозволение на пребывание и в Петербурге. В июне он уже был на берегах Невы и 14 июля написал там послание к Языкову («К тебе сбирался я давно…»), а 27 июля стихотворение «Три ключа».

Московская его жизнь, как мы уже сказали, была рядом забав и вместе рядом торжеств. Впервые ознакомил он тут друзей с своей «Комедией о Борисе Годунове»: удивление и похвалы были общие. Пушкин еще не пришел к тому сомнению о возможности ее успеха, в котором находился после, и не без основания, как известно. Вечер 1826 года, когда в первый раз прочел он свое произведение в доме Веневитиновых, если не ошибаемся, доселе вспоминается многими с восторгом. Неожиданность появления этой народной драмы, не имевшей связи ни с настоящими, ни с прошедшими явлениями русской словесности, да и оставшейся без последователей и продолжения; сам чтец, получивший какую-то удивительно смелую и оригинальную красоту в собственном вдохновении, — все это осталось неизгладимо в памяти свидетелей. В первое время Пушкин жил с одним из своих приятелей на Собачьей площадке, в доме, кажется, принадлежащем теперь г-ну Левенталю. После кратковременной отлучки он уже поселился, как мы видели, на Молчановке, в доме Ренкевичевой. Он вставал поздно после балов и вообще долгих вечеров, проводимых накануне. Приемная его уже была полна знакомых и посетителей, между которыми находился один пожилой человек, не принадлежавший к обществу Пушкина, но любимый им за прибаутки, присказки, народные шутки. Он имел право входа к Пушкину во всякое время и платил ему своим добром за гостеприимство. В городской жизни, в ее шуме и волнении, Пушкин был в настоящей своей сфере. Это можно видеть даже из нескольких строк, начертанных карандашом на перебеленной копии «Бориса Годунова»: «Voici ma tragedie. Je voulais vous l’apporter moi-m?me, mais tous ces jours — j’ai fait le jeune homme…».[114]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Переезд в Москву

Переезд в Москву В 1934 году произошло событие, повлиявшее на мой дальнейший жизненный путь. Неожиданно для нас, аспирантов, руководство института объявило:— Ваша группа переводится в Москву в научно-исследовательский институт аналогичного профиля.Вот так новость!

Глава пятая ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ. НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Глава пятая ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ. НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ К семнадцати годам Александр достиг многого: неоднократно признавался лучшим нападающим и самым результативным хоккеистом на детских и юношеских турнирах, а потом уже и на взрослых, играя в команде мастеров «Олимпия».

Переезд в Москву

Переезд в Москву Для нас с братом переезд в Россию стал просто переменой обстановки. Сначала мы поселились в доме на Пятницкой улице, в это время строительство Института физических проблем еще не было завершено, а когда построили жилой дом на территории Института, мы

Переезд в Москву

Переезд в Москву Двадцать первого февраля 1918 года было опубликовано воззвание «Социалистическое отечество в опасности!». Немецкие войска, воспользовавшись неопределенностью Брест-Литовских переговоров (Л. Троцкий отказался подписать мирный договор), захватили большую

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ 15 сентября 1923 года Буденный получил предписание сдать Конную армию и выехать в Москву принимать должность помощника главкома по кавалерии. «Ждал этого, был предупрежден о возможном перемещении еще год назад и все же несколько

Глава XIV «Московский телеграф» и история первого издания стихотворений Пушкина в 1826 г.

Глава XIV «Московский телеграф» и история первого издания стихотворений Пушкина в 1826 г. «Московский телеграф», его значение и отношение к Пушкину. — Сочувствие Пушкина к «Телеграфу» в первое время, изменившееся влиянием Веневитинова. — Смерть Веневитинова и его

ГЛАВА II ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ. ПАНСИОН. ПОСТУПЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ

ГЛАВА II ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ. ПАНСИОН. ПОСТУПЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. По приезде в Москву купили дом на Самотеке. Вскоре

ГЛАВА VI. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ХОЛОСТОЙ ЖИЗНИ А.С. ПУШКИНА 1826-1831

ГЛАВА VI. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ХОЛОСТОЙ ЖИЗНИ А.С. ПУШКИНА 1826-1831 Появление в селе Михайловском фельдъегеря, приехавшего за Пушкиным, произвело всеобщий ужас и недоумение. Всем показалось, что поэт совсем исчезал из числа живых. Это было 2 или 3 сентября. Пушкин весело провел вечер

Глава IV. Жизнь в Париже (1804–1827)

Глава IV. Жизнь в Париже (1804–1827) Гумбольдт в Париже. – Прием в парижском обществе. – Холодность Наполеона. – Издание «Американского путешествия». – «Виды природы». – Поездка в Италию и Берлин. – Политическое унижение Пруссии. – Возвращение в Париж. – Жизнь в

Переезд в Москву

Переезд в Москву О волшебная сила долгов! Они не дают сидеть на месте, они толкают тебя на подвиги. После экстремальной осени девяносто восьмого мы с Олегом со всей ясностью осознали, что в обнищавшем Владивостоке кредитов не отработаем. Необходимо было осваивать новые

В доме на Пятой улице. 1826–1827

В доме на Пятой улице. 1826–1827 Домой Эдгар По, как и большинство студентов, разъехавшихся на каникулы, поспел к Рождеству. Но едва ли этот праздник принес ему много радости. Конечно, было приятно вернуться в «отчий дом» и можно только представить те эмоции, что владели миссис

АВГУСТ 1826 — ОКТЯБРЬ 1827

АВГУСТ 1826 — ОКТЯБРЬ 1827 Когти у них такие крепкие, длинные и острые, что никто, будучи схвачен ими, уже не вырвется. Рабле. Ночь была черна как сажа. Пахло гарью — вокруг Петербурга горели леса. До Парголова тащились около трех часов. Станционный дом сверкал огнями. Повозки

Глава пятая ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ

Глава пятая ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ В 1922–1923 годах Иван работал преподавателем гимнастики, затем перешёл в Одесский продовольственный губернский комитет инструктором по физкультуре. В 1926 году Солоневичи покинули Одессу и переехали в Москву. Иван, используя связи в спортивных

XXX. Переезд в Москву. — Посещение Петербурга. — Жизнь в Москве. — Любимые малороссийские песни. — Переписка из Москвы с П.А. Плетневым, А. С. Данилевским и отцом Матвеем. — Воспоминания С.Т. Аксакова и А.О. С<мирнов>ой. — Чтение второго тома «Мертвых душ».

XXX. Переезд в Москву. — Посещение Петербурга. — Жизнь в Москве. — Любимые малороссийские песни. — Переписка из Москвы с П.А. Плетневым, А. С. Данилевским и отцом Матвеем. — Воспоминания С.Т. Аксакова и А.О. С&lt;мирнов&gt;ой. — Чтение второго тома «Мертвых душ». Гоголь прожил у себя в

6. С. Д. Полторацкому[34] [35] Конец 1826 – начало 1827 г. Москва

6. С. Д. Полторацкому[34][35] Конец 1826 – начало 1827 г. Москва С благодарением и поклонением гражданин Филадельфии честь имеет возвратить президенту Нью-Йоркской палаты «Journal des Debats» – ровно в назначенный день (воскресенье) – исправен? А все вы, президент, бранитесь за мою

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) •

Опубликовано предоставлено: Alina Ernst

Глобальная история Африки: Глобальная история Африки: люди

Александр Сергеевич Пушкин

Изображение общественного достояния

Александра Сергеевича Пушкина многие литературоведы и люди всего мира считают величайшим русским поэтом, писателем и основоположником современной русской литературы. Пушкин родился в русской дворянской семье 6 июня 179 г.9. Будучи учеником частной школы в Москве, Россия, он преуспел во французской культуре и французском языке. Кроме того, в юности он начал сочинять рассказы и стихи. По мере того, как его писательские навыки совершенствовались, он развил свой литературный дар очаровывать читателей рассказами и стихами, которые были связаны с темами, которыми он был увлечен. Часто эти спорные темы включали любовь, расизм, социальную несправедливость, а также политический юмор и комментарии, которые часто не приветствовались российскими официальными лицами. Некоторые из его работ рассказывают о жизни его предков.

В незаконченном любовном романе Пушкина 1828 года под названием « Арап Петра Великого » он с гордостью пишет о своем чернокожем прадеде, Ибрагиме Петровиче Ганнибале, приведенном ко двору Петра Великого в качестве слуги, но с которым обращались как с сыном царь. Позже Ганнибал станет одним из ведущих военных деятелей и лучших инженеров России. Именно благодаря положительному изображению Пушкиным своего чернокожего прадеда поколения заядлых читателей черпали — и продолжают черпать — надежду, вдохновение и ободрение, на которые «любой человек, независимо от цвета кожи, мог бы подняться, будь у него возможность».

Александр Пушкин был мужем и отцом. В 1831 году он женился на Наталье Гончаровой, которую многие считали самой красивой женщиной России. В итоге у пары родилось четверо детей.

Несмотря на свое далекое африканское происхождение, Александр Сергеевич Пушкин жил белым человеком в России, но в конце концов подвергся притеснениям со стороны представителей российской монархии. Первоначально он был в дружеских отношениях с царем Николаем I и несколько раз посещал царские поместья. Однако по мере того, как произведения Пушкина становились все более критическими по отношению к российскому правительству и российскому элитарному обществу, он вступил в союз с декабрьистами, представителями российской военной элиты, выступавшими против авторитарного правления русского царя. Декабристы хотели больше свободы, возможности и права распоряжаться своими делами. Творчество Пушкина становилось все более непопулярным среди русской монархии, и поэтому его считали врагом царя. В 1820 году его отправили в ссылку в Екатеринослав в Сибирь. К осени 1826 года Пушкин вернулся в Москву.

На протяжении всего периода ссылки Пушкин по-прежнему не переставал писать. Его рассказы о повседневной жизни людей укоренились в богатом русском фольклоре. Эти рассказы и стихи сохранились до наших дней, потому что люди во всем мире отождествляют себя с его персонажами и историями на личном уровне. Среди его памятных вкладов в литературу: « Арап Петра Великого», «Сказки о Белкине», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила», «Медный всадник», «Сказка о царе-султане» 9.0016 .

10 февраля 1837 года Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен во время дуэли, на которую он вступил, чтобы защитить честь своей жены от Жоржа Дантеса, французского офицера русской армии, пытавшегося соблазнить ее. Ему было 37 лет. Сегодня в России есть множество памятников, посвященных величайшему писателю страны. Крупнейший – Музей Пушкина в Москве.

Предметы:

Глобальная история Африки, люди

Термины:

XIX век (1800-189 гг.)9), Европа — Россия, Род занятий — писатель-романист

Считаете ли вы эту информацию полезной? Небольшое пожертвование поможет нам сделать это доступным для всех. Откажитесь от бутылки газировки и пожертвуйте ее стоимость нам за информацию, которую вы только что узнали, и чувствуйте себя хорошо, помогая сделать ее доступной для всех.

BlackPast. org является некоммерческой организацией 501(c)(3), и наш EIN — 26-1625373. Ваше пожертвование полностью не облагается налогом.

Цитируйте эту статью в формате APA:

Ernst, A. (2018, 15 февраля). Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) . BlackPast.org. https://www.blackpast.org/global-african-history/pushkin-aleksandr-sergeyevich-1799-1837/

Источник информации об авторе:

Родословная Пушкина, https://www.pbs.org/wgbh /pages/frontline/shows/secret/famous/pushkingenealogy.html; Николас Вирт, Ганнибал, Абрам Петрович/Ганнибал, А. П. (1696?–1781), BlackPast.org , https://www.blackpast.org/gah/hannibal-abram-petrovich-gannibal-p-1696-1781; Д.Д. Благой, «Александр Сергеевич Пушкин», Британская энциклопедия онлайн, https://www.britannica.com/biography/Aleksandr-Sergeyevich-Pushkin.

Литература и наследие Александра Пушкина

Знаменитая статуя Александра Пушкина, расположенная в центре Москвы, была открыта в 1880 году Федором Достоевским.

Бурная история жизни Александра Пушкина напоминает персонажей из драм, написанных самим автором. Пушкин родился в Москве в 1799 году в семье с долгой и сложной историей в России. Его отец происходил из древнего аристократического рода, пережившего тяжелые времена. С другой стороны, прадедом Пушкина по материнской линии был дворянин и военачальник Абрам Петрович Ганнибал. Похищенный в детстве из современного Камеруна, Ганнибал был привезен в Россию в качестве подарка Петру Великому, который в конце концов усыновил его как крестника. Когда дочь Петра Елизавета пришла к власти, Ганнибал стал членом ее двора. Пушкин прославлял свое легендарное происхождение, даже несмотря на то, что его африканское происхождение временами отчуждало его от российского общества.


В значительной степени пренебрегаемый родителями, молодой Пушкин делил свое время между обширной семейной библиотекой французской литературы и беседами с крепостными. Это раннее образование в области западной литературы и разговорной русской речи сослужило ему хорошую службу, поскольку его более поздние работы ценились за введение повседневного русского языка в литературные формы. Вскоре после успешной публикации пародийной эпической поэмы « Руслан и Людмила » в 1820 году Пушкин был арестован за либеральные сочинения и сослан из центров русской культуры. Несмотря на помилование и разрешение вернуться в Москву в 1826 году, Пушкин продолжал сталкиваться с цензурой и напряженными отношениями с двором до конца своей жизни. Тем не менее последующие годы были продуктивными, и в 1831 году Пушкин завершил Евгений Онегин , роман в стихах, над которым он работал почти восемь лет. В том же году Пушкин женился на Наталье Гончаровой, и пара переехала в Санкт-Петербург. Именно там Пушкин вызвал на дуэль барона Жоржа д’Антеса, заподозрив, что француз ухаживает за Гончаровой. Смертельно раненный на дуэли, Пушкин скончался 27 февраля 1837 года.9.

Его легенда живет

Хотя дуэль оборвала жизнь Пушкина, она воспламенила его легенду. Украинский юморист, драматург и писатель Николай Гоголь уже считал Пушкина «русским национальным поэтом», и драматические обстоятельства его смерти только усилили его привлекательность. Отмечая годовщину со дня рождения поэта, прозаик Федор Достоевский встал перед памятником Пушкину в Москве в 1880 году и объявил его пророком и «воплощением национальных идеалов России». Пушкин оставался любимцем многих поколений. Владимир Ленин защищал свою работу от критики, Иосиф Сталин прославлял его как героя, а советская пропаганда подчеркивала африканское наследие Пушкина как свидетельство традиции этнического разнообразия. Сегодня Пушкин по-прежнему известен как «российский Шекспир», школьники продолжают запоминать отрывки из его стихов, а современные российские рэперы называют поэта родоначальником хип-хопа. Неоднократно являвшийся воплощением русскости, Пушкин одновременно вневременен и постоянно меняется. В этом он так же загадочен, как и сама Россия.

Уникально русский

Как и его создатель, пушкинский « Евгений Онегин » пленил поколения россиян. Построенный вокруг сюжета, отражающего жизнь его автора, наполненного разочарованными поэтами, романтическими идеалами и трагическими дуэлями, « Евгений Онегин » не только помог создать новый русский литературный язык, но и ввел типы персонажей, которые стали неотъемлемой частью русской культуры. Достоевский описывал « Евгений Онегин » как «осязаемый и реалистический» и настаивал на том, что в стихах романа «настоящая русская жизнь воплощается с творческой силой и совершенством».

Что, спросим мы, делает Евгений Онегин «реалистичным» и таким уж русским? Частично это чувство реализма рождается из новаторского включения Пушкиным современной русской речи и узнаваемых персонажей в свои произведения. До Пушкина русская литература во многом была обязана образцам из Западной Европы. Охватив язык и легенды России, Пушкин создал новую, родную форму. Будь то опираясь на средневековую историю и фольклор в году Руслан и Людмила или создав уникальную стихотворную форму, которая стала известна как «Онегинская строфа» в Евгений Онегин , Пушкин сделал русский язык литературным.

Постановочная фотография оперы Евгений Онегин
Лирическая опера Канзас-Сити, 2017 © Кори Уивер
Из этого нового русского стиха возникли Евгений Онегин знаковых персонажей, в частности, Татьяна и Онегин. Герои понимают друг друга через призму прочитанных книг. Татьяна видит Онегина героем своих любимых романов. В той мере, в какой роман предлагал размышления о роли истории и культуры в формировании идентичности, он также стал историей, которая продолжает формировать представление россиян о самих себе. Татьяна олицетворяла сильное, идеалистическое и самоотверженное видение русской женщины, которое будет звучать в русской литературе в следующем столетии. Она была, как утверждал Достоевский, «апофеозом русской женщины». Онегин стал прообразом «лишнего человека». Талантливый, но неспособный вписаться в социальные нормы, отчужденный и неэффективный лишний человек отражал социальные условия того времени и заселял многие 19Русские романы X века, в том числе произведения Ивана Тургенева, Михаила Лермонтова и Ивана Гончарова.

Со страницы на сцену

Влияние Пушкина на русскую культуру было не только литературным. Почти сразу же красота его стихов и сила рассказов вдохновили исполнителей и композиторов на экранизацию Пушкина. Отрывки из Евгений Онегин были исполнены российскими актерами вскоре после его публикации Михаил Глинка представил свою версию Руслан и Людмила в 1842 году, и шедевр Модеста Мусоргского, Борис Годунов , происходит от пьесы Пушкина. Еще до сочинения «Евгений Онегин » сам Петр Ильич Чайковский обращался за вдохновением к произведениям Пушкина, используя отрывки из пушкинской поэмы 1824 года « Цыгане » в своей «Песне Земфиры ». Чайковский также вернется к Пушкину позже в своей карьере, опираясь на авторские тексты как на основу для « Мазепы 9» 1884 года.0016 и 1890-е Пиковая дама .

Несмотря на опыт Чайковского в переложении стихов Пушкина на музыку и прецедент, созданный Глинкой и Мусоргским, решение создать оперу по роману поначалу казалось композитору «дикой идеей», когда его предложила певица Елизавета Лавровская в 1877 году. только текст был сакрален для русской читающей публики, ему не хватало и высокой динамичной драматургии, столь часто свойственной оперной сцене. Несмотря на свое первоначальное нежелание, Чайковский позже той же ночью купил копию текста Пушкина, а на следующий день начал работу над сценарием оперы. В Евгений Онегин , он нашел «бесконечность поэзии» и персонажей, которые казались «настоящими» и «чьи чувства подобны [его] собственным». Вместо того, чтобы иметь дело с «эфиопскими принцессами» и «фараонами», которые были «такими далекими», Чайковский был счастлив рассказать историю, резонирующую с его собственным опытом. Как и многие до и после него, Чайковский нашел себя в пушкинских персонажах не только как русский, но и как человек, глубоко познавший опыт одиночества и несостоявшихся романтических желаний.

Почти двести лет и океан от пушкинской России, великолепный « Евгений Онегин » Чайковского переносит поэзию, красоту и человечность русского классика в Сиэтл.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *