Зимний дворец, Санкт-Петербург: фото, описание, история, архитектор
Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.
Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.
Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.
Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.
На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.
Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.
Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.
Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.
Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.
Пожар во дворце
Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.
Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.
С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.
Советуем посмотреть на дворцово-парковый ансамбль Петергоф.
Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.
www.miroworld.ru
Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге (40 фото)
Зимний дворец Петра I – это уникальный памятник архитектуры, принадлежащий к первой четверти ХVIII века. Раньше резиденция Петра I располагалась именно в том месте, где сейчас находится Эрмитажный театр. Часть дворца правителя сохранилась и до сей поры, и сейчас там размещается крупная мемориальная экспозиция, тематика которой посвящена великой личности Петра I и эпохе его правления. В комнатах императора Петра I в Зимнем дворце воссоздана та обстановка, которая была и при правителе. Токарня, Столовая, Кабинет императора – всё пронизано атмосферой того времени. Здесь же посетители могут увидеть экспонат под названием «Восковая персона», представляющая собой посмертную скульптуру Петра I.
фасад
Зимний дворец фасад
Крупно Главный вход
Немного об истории создания
Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.
В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.
Главный вход
Главный вход фото
Вид сверху
Вид сверху
древний Питер
древний Санкт-Петербург
Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье. Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I.
дворец ночью
Зимний дворец ночью
подсвеченный дворец
Расположение дворца
Зимний Дворец Петра I расположен на Дворцовой набережной, недалеко от станций метро Невский проспект, Гостиный двор и Адмиралтейская. Ежегодно экскурсии к этому памятнику архитектуры совершаются множеством туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Интерес к зимнему дворцу Петра I не падает, и не только потому, что в восстановленном дворце когда-то жил великий правитель. Эта архитектурная реликвия была практически утеряна, а её обнаружение стало настоящим событием.
подсвеченный Зимний
Пребывая на территории Зимнего Дворца Петра I, туристам стоит обязательно увидеть экспозицию, работающую в восстановленных помещениях архитектурного памятника. Она работает постоянно с момента открытия, произошедшего в 1992 году. Посетить экспозицию можно в любой день, кроме понедельника. Среди всех восстановленных интерьеров Зимнего дворца путешественникам обязательно стоит посмотреть на такие экспозиции:
Во всей красе
коридор с колоннами
захватывающий вид
зал в золоте
царская обстановка
богатая лестница
наряд царицы
бальный зал Зимнего
Царская столовая
Царская столовая
Царская столовая. В её интерьере основными декоративными элементами являются картины, написанные голландскими художниками XVII века. Украшает зал столовой и фламандская шпалера, хрустальный кубок с затейливой гравировкой работы голландских мастеров. Украшением служит и небольшое ведёрко-холодильник, в котором помещена бутылка вина, найденная при раскопках центральной части царского дворца. На стене между окнами посетители могут увидеть часы, изготовленные английскими мастерами, с маленьким портретом царя Петра I
Царская столовая фото
Кабинет
Кабинет. Интерьер этой комнаты украшен несколькими живописными полотнами: «Портрет Петра I» работы Питера ван дер Верфа и «Вид Нового моста в Париже» работы Моммерса. На одной из стен кабинета развешена карта Балтийского моря. Интересным объектом в реставрированном кабинете царя является конторка, которая также была восстановлена на территории Англии по чертежам самого Петра I. На конторке расположены песочница, подзорная труба, механические часы, чернильница, и янтарная шкатулка, подаренная царю Петру I Фридрихом Вильгельмом I, королём Пруссии. Как именно это на самом деле смотрите на фото и видео ниже.
Кабинет Петра
Парадный двор
Парадный двор
Парадный двор. В данной экспозиции посетители смогут увидеть садовую коляску, в которой ездил Пётр I, а также царские карнавальные сани. Интересно, что представленная садовая коляска принадлежит к одному из редчайших образцов экипажа для прогулок XVIII века.
Парадный двор фото
Токарня Петра
Токарня Петра I. Главной достопримечательностью данной экспозиции является токарно-копировальный станок.
Токарня Петра
Восковая скульптура Петра I
Восковая скульптура Петра I. Уникальная экспозиция, располагаемая в помещении дворцовой караульни, которое сохранилось к моменту раскопок. Эта комната находится прямо под погребальной салой, где происходило отпевание умершего царя Петра Великого. Восковая персона царя была создана в 1725 году, скульптором Растрелли, по слепкам, снятым им с лица, ступней и кистей рук Петра I сразу после его кончины.
бронзовая скульптура Петра I
восковая статуя Петра Первого
Зимний дворец Зимой
Посетителям зимнего Дворца Петра I будет интересно посмотреть и на другие помещения и экспонаты, располагаемые внутри восстановленного архитектурного сооружения. Здесь и Малые палатки, и скульптура собаки Петра I, и окошко в Токарную комнату.
Видео
В этом видео вы увидите Зимний дворец Петра I, с его многочисленными залами и комнатами. А так же музейные экспонаты, находящиеся во дворце. Но получить полное ощущение, что вы побывали в древней России времен Петра и после, создается, только после посещения Зимнего дворца. После просмотра статьи, не забудьте оставить свой комментарий в отзывах, или подпишитесь на наш канал, и получай самые свежие статьи.
russiakrasava.ru
Зимний дворец — Прогулки с дилетантом — LiveJournal
Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.
Питер-2013 // Часть 38
1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.
2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.
3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.
4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.
5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.
6.
7.
8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.
9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.
10. Дворовые фасады не уступают парадным.
11.
12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.
13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.
14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.
15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.
16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.
17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.
18.
19.
20.
21.
22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.
23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.
24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.
25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.
26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.
27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.
28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.
29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.
30. Интерьеры оформлены в разных стилях.
31. Строгая классика.
32.
33.
34. Пышное барокко.
35.
36.
37. Имперский стиль Александра I.
38.
39. Готика.
40.
41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.
42.
43.
44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.
45.
46.
47. Инкрустированная перламутром столешница.
48.
49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.
50. Иногда можно заметить забавные вещи.
51. А вот подчёркнуто русский интерьер.
52. И даже будуар с восточным колоритом.
53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.
54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.
55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.
56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.
57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.
58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.
deletant.livejournal.com
Зимний дворец: история, фото, как добраться — Санкт
Зимний дворец – ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга. Расположен на Дворцовой площади, ближайшая станция метро – Невский Проспект.
С 1762 по 1904-й год Зимний дворец являлся основной резиденцией императора и его семьи. По архитектурным особенностям, количеству и качеству скульптур, лепнине и декору дворец не имеет равных не только в России, но и во всей Европе.
Строительство уникального здания, которое должно было поразить весь мир и стать украшением Северной столицы, началось в 1754-ом году. Проект дворца создал великий архитектор Б. Растрелли, он же руководил строительными работами на месте.
В архитектурном отношении Зимний дворец – ярчайший представитель барокко с вкраплениями изысканного рококо. Заказчицей строительства была императрица Елизавета Петровна, но ей так и не удалось пожить в Зимнем: сдача объекта произошла лишь во времена Екатерины Второй.
Зимний дворец насчитывает свыше 1000 просторных комнат, 117 широких лестничных пролетов и более 4 тысяч дверных и оконных проемов.
Здание Зимнего дворца — туристический объект высшей степени узнаваемости. Кроме того, в Зимнем находится главный российский музей – Петербургский Эрмитаж: собрание предметов искусства, равное по значению коллекциям Лувра и музея Метрополитен (Нью-Йорк).
Эрмитаж был создан при Екатерине Второй, когда императрица повелела построить поблизости от Зимнего Дворца специальное хранилище для принадлежащих ей картин. Это собрание получило название Малый Эрмитаж. В дальнейшем к Зимнему дворцу были пристроены еще два здания – Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
Последняя часть дворцового комплекса была возведена в 19-ом веке: это здание было названо Новым Эрмитажем.
Зимний дворец пережил немало пожаров, ремонтов, переделок интерьера. В изначальном виде до нас дошла Иорданская лестница. По этой лестнице представители императорской фамилии в компании высших духовных лиц спускались к проруби на Неве для религиозных обрядов.
В 1826-ом году в Зимнем дворце была открыта галерея портретов героев войны с Наполеоном.
В 1837 году дворец пережил самый сильный пожар в своей истории: от строения, по сути дела, остались лишь стены. Три года шла реконструкция Зимнего, после которой он стал еще красивее и величественней.
В 1917 году большевики распорядились передать все дворцовые помещения под государственный музей Эрмитаж, хотя свободный осмотр экспозиций был открыт еще в 1863-м году императором Александром Вторым.
Для гостей открыты многие покои Зимнего дворца, в том числе, Большой тронный зал, в котором проходили коронации. Посетители могут пройти в Золотую гостиную, сплошь покрытую позолотой, в Будуар с зеркалами и статуями, в Малахитовый и Концертный залы.
Музей Петербургский Эрмитаж в Зимнем дворце – это свыше трех миллионов уникальных произведений искусства, палеонтологических находок, оружия, доспехов, драгоценностей и многого другого. Чтобы бегло осмотреть все представленные в Эрмитаже экспонаты понадобится больше 9 лет.
Гостям Эрмитажа нужно помнить, что осуществление фотосъемки в помещениях Зимнего дворца возможно только по купленным в кассе билетам.
Сегодня Эрмитаж – один из самых популярных музеев мира, ежегодно привлекающий миллионы туристов из разных стран света. Предметы искусства расположены в парадных залах Зимнего дворца, которые сами по себе являются мировым архитектурно-художественным достоянием.
Особой популярностью пользуется Лоджия Рафаэля, представляющая точную копию ватиканской галереи. В Рыцарском зале можно увидеть оружие и доспехи Средних веков. В Золотой Кладовой хранятся драгоценности 16-го века, скифское и древнегреческое золото, найденное в причерноморских полисах.
Символом Эрмитажа, таким же, как «Джоконда» в Лувре, является картина Рембрандта «Даная» — одно из величайших полотен, когда-либо созданных живописцами. «Даная» входит в тройку самых узнаваемых произведений искусства.
Посетительницам Зимнего дворца не стоит надевать туфли на каблуках – такая обувь может испортить уникальное покрытие пола. Еду и воду в музей пронести не удастся – все сумки проверяются на входе.
Видео:
Как добраться:
mos-holidays.ru
Утраченный и найденный Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге
Существующий ныне Зимний дворец в Санкт-Петербурге – шестой по счету. 16 (27) мая 1703 года была основана Петропавловская крепость, под защитой которой начала возводиться новая столица Российской империи – город Санкт-Петербург. Осенью 1704 года на левом берегу Невы была заложена кораблестроительная верфь – Адмиралтейство. Вокруг него возникли слободы, заселенные кораблестроителями и моряками.
♦ По теме: Экскурсии по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области
История строительства Зимнего дворца
В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.
Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.
К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.
Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…
Здание Эрмитажного театра и фрагмент Зимнего дворца Петра I со стороны Зимней канавки
Открытие Зимнего дворца Петра I
В ходе археологических и реставрационных работ 1976-1986 годов были получены поистине сенсационные результаты. Исследователи обнаружили шесть помещений центрального здания петровского дворца, фрагменты бывшего парадного двора, обходных галерей и несколько комнат жилого корпуса.
Фрагмент парадного двора, обходных галерей и «Малых палаток» Третьего Зимнего дворца. Фото из Википедии
Помещения и интерьеры восстановленного Зимнего дворца Петра I
Парадный двор Зимнего дворца Петра I расположен под сценой Эрмитажного театра. Сохранились пять арок фасада. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту Третьего Зимнего дворца. В петровское время над ними находился Кавалерский зал, где зимой 1725 года проходила церемония прощания с российским императором.
В 1725-26 годах к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи, две из которых сохранились на уровне первого этажа.
Как показали археологические исследования, первоначально двор был выложен кирпичом «в елочку». В середине XVIII века он был вымощен булыжником.
Уцелевшая часть галереи
Коляска Петра I
Сани Петра I
Парадный двор и галерея
Археологов и реставраторов ждали поистине фантастические открытия. Частично сохранились так называемые «Малые палатки» — жилые помещения императора Петра I, возведенные по проекту архитектора И.Г. Маттарнови в 1716-1719 гг. Двухэтажный жилой флигель входил в состав Третьего Зимнего дворца и соединялся переходом с «Набережными палатами».
В 1719 г. была прорыта Зимняя канавка. Вдоль нее перед палатами разбили партерный садик с фонтаном и устроили гавань. Петр I не любил жить в просторных помещениях с высокими потолками. Площадь жилых комнат составляет 16-21 кв. м, высота потолков первого этажа – 3,8 м, второго – 3 м.
Фрагмент стены
Фрагмент старой штукатурки
Фрагмент кирпичной кладки
«Малые палатки» были крыты красной черепичной крышей, фасад окрашен в серый цвет. В 1726-27 гг., когда проводились работы по расширению дворца, «Малые палатки» не затронули, т.к. Екатерина I хотела сохранить свои покои и покои Петра I нетронутыми. При строительстве Эрмитажного театра второй этаж, где располагались покои императрицы, был разобран, а стены первого этажа, где располагались петровские покои, стали несущими конструкциями. Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку.
В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.
Токарня
Конторка
Обращает на себя внимание высота конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.
Конторка
Конторка
Камин
Столовая
Дверь из Столовой в Токарню
Вид в Столовую
В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии ниже представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.
Портреты
На стене одного из залов можно увидеть старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.
Церемония прощания с Петром I
В одном из залов — «восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.
«Восковая персона» Петра I
Галерея
Галерея
Галерея
После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству.
В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во время дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.
Старинные рисунки, представленные в экспозиции музея, дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I:
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Фрагмент Зимнего дворца Петра I в здании Эрмитажного театра
Информация для посетителей
- Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
- Режим работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00, воскресенье 10.30 — 16.00, выходной день — понедельник. Кассы закрываются за час до окончания работы музея.
© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
anashina.com
Зимний дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектор, фото
Зимний дворец в Петербурге – роскошный памятник архитектуры в стиле елизоветинского барокко, расположившийся в центре города на набережной Невы. Здание, возведенное в середине 18-го века, за долгие годы своей истории успело испытать на собственных стенах прелести императорских балов и великих событий, боль войны и интриги революций. Именно Зимний дворец в Питере исполнил роль резиденции для последнего поколения императорской семьи и первого коммунистического правительства.
Зимний дворец в цифрах:
- Более 250 лет истории;
- 1945 окон;
- 117 лестниц;
- 1084 комнаты;
- 2 церкви;
- 400 залов;
- Более 2 млн. туристов ежегодно.
Зимний дворец Санкт-Петербурга официальный сайт города представляет в качестве одного из важнейших памятников архитектуры, принявших в свой состав величайший в мире музей – Эрмитаж.
История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Некогда задуманный Петром Первым дворец на набережной Невы можно смело причислить к ряду самых спорных, сложных и масштабных строек на территории современной России. Рассматривая современные черты грандиозного здания, знатоки архитектуры безошибочно определят, кто построил Зимний дворец в Петербурге: в его стилистике и арках угадывается характерный стиль итальянского мастера Б. Растрелли, определившего современные черты северной столицы.
Но, современное здание на Дворцовой площади – 5-ый вариант зимней императорской резиденции. Первый Зимний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге был возведен на месте, где ныне находится Эрмитаж. Двухэтажный и небольшой, он пришелся не по вкусу преемницам престола – Анне Ионовне и Елизавете Петровне, по указам которых дворец перестраивался и дополнялся, а в итоге был вовсе разобран и возведен заново по проекту Б. Растрелли.
Рассматривая как архитектурный памятник Зимний дворец Санкт-Петербурга, краткое описание исторических вех можно составить по датам самых значимых событий:
- 1764 год положил начало собранию коллекции Эрмитажа – Екатерине II в счет долга из Берлина было передано 317 картин художников первой половины 17-го века;
- 1837 год – залы и комнаты Зимнего дворца выгорели дотла. Разбушевавшийся огонь не могли потушить трое суток, в результате чего от прежнего великолепия не осталось и следа и за реконструкцию интерьеров сразу же взялись архитектор В.П. Стасов и художник А.П. Брюллов;
- 1880 год 5 февраля во дворце прогремел взрыв, который должен был по замыслу заговорщиков уничтожить Александра II;
- 1905 год – с расстрела колонны мирных митингующих была начата революция, и в 1907 году здание заняло первое Временное правительство;
- 1941-1943 — в Зимнем дворце оборудовано бомбоубежище. Петровский и Гербовый залы, Иорданская лестница и галереи зала во время войны были разрушены.
Современный Зимний дворец Санкт-Петербург получил в годы послевоенной реконструкции. С легкой руки советской власти фасады обрели изумрудный оттенок окиси хрома, какими и запомнились всем жителям города и туристам. Доселе они окрашивались охрой и красноватыми пигментами.
Зимний дворец: колорит архитектуры и роскошь убранства
Пышный и нарядный декор фасада, встречающий посетителей, внутри дворца раскрывается настоящим смешением эпох, отразивших величие и славу российского самодержавия. Зимний дворец в Санкт-Петербурге фото на многих сайтах отображают именно в роскошных интерьерах елизаветинского барокко, хотя среди 400 залов и множества комнат есть и оформленные в духе позднего классицизма.
Если вы отправляетесь не в составе экскурсии, заранее очертите план помещений, которые стоит посетить:
- Иорданская галерея и лестница – пути, ведущие крестный ход из Большой церкви к Неве. Здесь вы сможете в полной мере оценить тенденции классицизма и пышные убранства барокко, полюбоваться чередой величественных алебастровых статуй – Верность и Справедливость, Муза и Меркурий, Величие и Изобилие;
- Будуар Екатерины II. Самая роскошная из комнат, напоминающая табакерку работы Фаберже, украшенную множеством золотых вензелей и красным бархатом;
- Большой тронный зал, в котором разместился высеченный из мрамора монумент Георгия Победоносца. Величественный зал и все его убранство выполнены итальянскими мастерами Дж. Кварнеги и Франческо дель Неро.
- Концертный зал. Именно среди его великолепия проходили балы и приемы императрицы Екатерины II. Гризайльная роспись и аллегорические фигуры, коллекция столового серебра Эрмитажа и мемориальный комплекс Александра Невского – интерьер Концертного зала не способен оставить посетителей равнодушными.
- Малахитовая гостиная – единственная в России жилая комната, оформленная малахитом. Более 125 пудов ценного минерала, арки и лепнина из золота поражают великолепием.
- Золотая гостиная раскрывает все тайны богатства русской императорской семьи. Выполненная в технике сплошного золочения мраморных барельефов отделка и роскошная мебель, на которой Александр II принимал последние решения о реформах, прекрасно сохранились до наших дней.
- Кошачий батальон. В стенах Зимнего дворца особым почетам пользуются кошки – любимые животные Екатерины II, которые были привезены в Петербург из Франции для охраны интерьеров от полчищ мышей. Ныне в стенах Эрмитажа официальную службу несут более 50 животных – прямых наследниц путешественниц из Лувра.
Прототипом императорского дворца должен был стать Лувр. Его роскошь и многочисленные залы, богатые фасады и убранство, а главное – внутренний двор весьма приглянулись русской императрице Елизавете Петровне. Но, главный архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Б. Растрелли на основе существующего проекта сделал особое, уникальное по своей композиции произведение архитектуры, посетить которое и сейчас ежегодно стремятся тысячи жителей Европы и США.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
cityguide-spb.ru
Зимний дворец
История создания Зимнего Дворца
Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» — Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).
Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.
Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.
Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».
В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.
Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.
Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым — современный Зимний дворец.
Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела — умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.
В 1837 году Зимний сгорел — пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек… Говорят, что ничего не пропало…
Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.
На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.
Внешний вид Зимнего дворца
Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.
Планировка Зимнего дворца
Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее — две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же — «молодому двору» — двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.
Интерьеры Зимнего дворца
Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.
Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).
Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь — 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.
Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны — при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, — «Petrus Primus»
Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце — Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.
Хозяева Зимнего дворца
Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.
Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.
Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней — новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.
Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.
После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее — Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.
Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.
На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.
Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть…
Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит . А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»
Фотографии Зимнего Дворца
Зимний Дворец на карте
guida-spb.com
Ваш комментарий будет первым