Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Бавария замок нойшванштайн – Замок Нойшванштайн в Германии: фото, экскурсия, как добраться

Содержание

Замок Нойшванштайн — Швангау, Бавария

Фото с panoramio.com

Замок Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein [nɔy’ʃvanʃtain], буквально: «Новый лебединый камень (утёс)») — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы. Одно из самых популярных среди туристов мест на юге Германии.

Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю. А мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения).

В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.

История строительства

Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга.

Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее

Объединение технического надзора (TÜV).

В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Внутреннее убранство

 

Тронный зал (почтовая открытка, конец XIX века)

Идею вартбургских залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты.

Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей Божией воли. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита.

 

Вид с Мариенбрюке

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау — преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.

В конце Второй мировой часть золота Рейхсбанка хранилась в замке. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.

На Нойшванштайн открывается вид с ближайшего моста Мариенбрюке.

Замок в культуре и искусстве

  • Замок стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в парижском Диснейленде. Однако некорректно считать, что он был взят за основу замков Золушки в других Диснейлендах. Для них использовался французский замок Юссе (фр. 
    Château d’Ussé
    ).
  • Нойшванштайн также показан в фильме 1968 года Chitty Chitty Bang Bang как замок вымышленной земли Вулгарии.
  • Видом Нойшванштайна был очарован Пётр Чайковский — и именно здесь, как полагают историки, у него родился замысел балета «Лебединое озеро».
  • История Людвига II и замок Нойшванштайн показаны в фильмах «Людвиг II: Блеск и падение короля» (1955, реж. Хельмут Койтнер), «Людвиг» (1972, реж. Лукино Висконти), «Людвиг Баварский» (ориг. название: «Ludwig II», 2012, реж. Мари Ноэль и Петер Зер).
  • Замок упоминается в корейской манхве Ким Ганвон «Рыцарь Королевы» (The Queen’s Knight), где рассказывается легенда о таинственном рыцаре Рено, похищающим девственниц в окрестностях замка.

 

Открытка 1890 года

Музей

В настоящее время замок является музеем. Для посещения замка необходимо купить билет в билетном центре (желаемое время можно согласовать на сайте центра) и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который «проживает» в замке на данный момент и является его хранителем, — это сторож.[источник не указан 1172 дня]

Можно посещать музей по отдельности, билет стоит 12 евро.

tropki.ru

Лебединый замок Нойшванштайн в Баварии

Одно из самых красивых мест Германии – королевский замок Нойшванштайн. Это отражение древнегерманского эпоса в камне, воплощение наяву легенд из средних веков, дух двух великих людей – Людвига Баварского и Рихарда Вагнера.

 

 

История замка Нойшванштайн

Сказочный король

С самого детства принц Луи, который должен был наследовать баварский престол, находился в грезах о средневековых сказаниях. В 1861 году ему удалось побывать на опере «Лоэнгрин», созданной знаменитым Рихардом Вагнером. Опера тронула юного принца в самое сердце, и именно этот сюжет лег в основу создания будущего сказочного замка Нойшванштайн. 

Родился будущий Людвиг II в 1845 году в Нимфенбурге. Все его детство прошло в не менее сказочном замке Хоэншвангау, что еще больше подкрепляло его романтические мечтания. В замке царила атмосфера средневекового эпоса, росписи соответствовали известным легендам. В начале XIX века в немецком искусстве воцаряется романтизм, что еще больше подкрепляет взгляды будущего короля. После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II переводит под свой контроль Рихарда Вагнер, тем самым дав ему возможность творить в полную силу своих возможностей.

Время дел

С этого периода начинается период крупных свершений. Вагнер создает свои известные на весь мир оперы – Валькирия, Гибель богов, Зигфрид, Золото Рейна, Нюрнбергские мейстерзингеры, Парсифаль. Король же, возжелав еще больше погрузиться в царство своих любимых героев, начинает строительство своих великолепных замков. Стремление почувствовать себя знаменитым рыцарем-лебедем Лоэнгрином создало архитектурные шедевры всемирного уровня.

Всего Людвиг II построил три замка. Самый главный из них – Нойшванштайн в Баварии. Именно этот замок по замыслу должен был стать крепостью самого Лоэнгрина, а встречающиеся здесь повсюду символы лебедя только подкрепляют это чувство.

Сказочное место

Лебединый замок Нойшванштайн находится в Альпах Баварии, недалеко от озера Шванзее, озера Лебедя. И само название замка переводится как «Лебединый камень». Корни благородной птицы эта местность несет от имени рода рыцарей Швангау, резиденцией которых был замок Шванштайн. Король снес струю постройку и заложил здесь новый замок – Нойшванштайн – Новый Лебединый камень. 

Строительство в романтизме

Романтизм XIX века сильно сказался на виде замка, он выглядит, словно взят из декораций опер Вагнера. В строительных работах принимал участие сам король, архитектором же этого замка стал Эдуард Ридель. За воплощением художественных замыслов отвечал Кристиан Янк. Король настолько влился в процесс работы, что им даже были привезены зарисовки Зала певцов из сказочного замка Вартбурга, также являющегося одним из мест действия легендарных опер Вагнера. Точная копия этого зала и была создана в замке. 

Зал певцов

Строительство велось по точно продуманному плану. Основной строительный материал – кирпич. Внешне немецкий замок Нойшванштайн облицован белой известняковой плиткой. Техническое оснащение замка было выполнено с использованием самых современных приспособлений своего времени. Везде, где было нужно, подводились водопровод и канализация. В подвале замка находилась котельная, теплый воздух из которой по трубам доходил до всех комнат. Вода поставлялась сразу и в холодном, и горячем виде. Многие из этих технических мелочей для своей эпохи были просто революционны.

Известные помещения замка

Многие помещения замка посвящены героям средневековых сказаний. Так зимний сад посвящен Тангейзеру, Зал певцов – Парсифалю, большая гостиная – рыцарю-лебедю Лоэнгрину. Сказочную атмосферу создают и росписи на стенах.

Только над спальней короля работы велись 4,5 года. Здесь можно увидеть мастерскую резьбу по дереву, особенно на личной кровати монарха. На гобеленах в этой же спальне снова сказочный мотивы —  моменты из поэмы «Тристан и Изольда» 

Спальня

В замке короля есть и Тронный зал. На его строительство в явном виде повлиял константинопольский храм Святой Софии. Удивительно, что самого трона в этом зале нет. Здесь есть только возвышенное место для него, к которому подводит лестница. 

Тронный зал

Работы над замком были завершены в 1883 году. Недолго после этого, 1886 году, смерть настигла и короля. Но работы все же были закончены, и сейчас баварский замок Нойшванштайн поражает всех своим видом. Это настоящая сказка в камне на нашей планете.

Видео про замок Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

1chudo.ru

фото внутри, история, как добраться

Замок Нойшванштайн больше напоминает сказочное строение, в котором хотела бы жить каждая принцесса. Высокие башни в окружении лесов, расположенные на холме Альпов, мгновенно приковывают к себе взгляд, но то, как украшен музей изнутри, описать словами невозможно. Многие деятели культуры специально приезжают сюда, чтобы вдохновиться на создание очередного шедевра.

Основные данные о замке Нойшванштайн

Сказочный дворец находится в Германии. Дословно его название переводят как «Новый лебединый камень». Такое лирическое имя строению дал баварский король, который мечтал построить романтичный замок для своей резиденции. Архитектурное строение расположено на скалистой местности, что и отражается в названии.

Для тех, кто хочет посетить это уникальное место, стоит знать, где находится Нойшванштайн. Точного адреса у достопримечательности нет, так как она расположена в некотором отдалении от крупных населенных пунктов, но до музея ходят поезда и автобусы, а любой местный житель даст подробные указания, как добраться из города Мюнхена до городка Фюссен в Баварии. Доехать до замка можно и на арендованном автомобиле, используя координаты в навигаторе: 47.5575°, 10.75°.

Режим работы романтичного дворца зависит от сезона. С апреля по сентябрь внутрь можно попасть с 8:00 до 17:00, в остальные месяцы вход разрешен с 9:00 до 15:00. Зимой в декабре не стоит забывать про рождественские праздники, в это время музей не работает. Официально замок закрыт четыре дня в году: на Рождество 24 и 25 декабря и в Новый год 31 декабря и 1 января.

Замок Нойшванштайн выполнен в неоготическом стиле. Над проектом трудился Кристиан Жанк, но ни одно решение не принималось без одобрения Людвига Баварского, так как воплощались в жизнь исключительно идеи короля, затеявшего это непростое строительство. В результате сооружение в длину составляет 135 метров, а возвышается от основания на 65 метров.

История создания замка Нойшванштайн

Ни для кого в Германии не секрет, какой правитель построил знаменитый дворец в Баварии, так как фактически этот проект завладел правителем на многие годы. Начало было положено 5 сентября 1869. До этого на месте будущего «романтичного гнездышка» были руины старых крепостей. Людвиг II отдал приказ взорвать плато, чтобы опустить его на восемь метров и создать идеальную площадку для замка. Сначала провели дорогу к месту строительства, потом соорудили трубопровод.

Работа над проектом была поручена Эдуарду Риделю, а мастером был назначен Кристиан Жанк. Каждый чертеж создавался из описаний короля, после чего им же и утверждался. В течение первых четырех лет возвели величественные ворота, а также подготовили королевские покои на третьем этаже. Второй этаж был практически полностью оборудован для комфортного проживания в резиденции.

Дальнейшее строительство велось в еще более ускоренном режиме, так как Людвиг II мечтал уже скорее поселиться в замке Нойшванштайн, но за десять лет завершить его так и не удалось. В результате в 1884 г. король не выдержал и решил переехать во дворец, независимо от того, что работы еще продолжались. Фактически создатель этого архитектурного творения прожил в нем всего 172 дня, а последние детали по отделке замка заканчивали уже после его смерти.

Особенности экстерьера и интерьера

Большая часть замка выполнена из мрамора. Его специально привозили из Зальцбурга. Портал и эркер сделан из песчаника. Внешнее оформление полностью соответствует законам неоготики, а в качестве прототипов для создания дворца были приняты замки Хохеншвангау и Вартбург.

Изнутри творение Людвига Баварского не может не впечатлять, ведь здесь повсюду царит роскошь. Ключевым считается зал певцов, повторяющий исполнение Праздничного и Песенного залов Вартбурга. Складывается впечатление, что весь замок Нойшванштайн построен в окружении этого помещения. В качестве украшения использованы полотна, иллюстрирующие легенду про Парцифаля.

Несмотря на свое назначение, комната так и не была использована во время жизни короля. Впервые в ней состоялся концерт спустя 50 лет после смерти Рихарда Вагнера. С 1933 по 1939 годы в зале певцов регулярно проводились мероприятия, но из-за войны и вплоть до 1969 года помещение вновь опустело.

Нельзя не отметить самый красивый тронный зал, который так и не удалось завершить в полной мере. При его строительстве были использованы религиозные мотивы. Трон установлен в специальной нише, напоминающей базилику, что говорит о связи короля с богом. Все окружающее убранство изображает святых. Пол из мозаики выполнен в виде небосвода с изображенными на нем представителями флоры и фауны.

В интерьере всего замка Нойшванштайн четко прослеживается тесная дружба Людвига II и Рихарда Вагнера. Огромное множество картинок изображают сцены из опер немецкого композитора. Существуют сообщения от короля Вагнеру, в которых он описывает свой будущий проект и говорит другу, что однажды он поселится в этом сказочном месте. Еще одной особенностью украшения является использование лебедей, которые стали основной идеей для возведения романтичного дворца. Птица считается символом рода графов Швангау, чьим потомком был Людвиг II.

Во Вторую мировую войну все ценности Рейха хранились в сказочном дворце. Личная коллекция Гитлера, состоящая из драгоценностей, произведений искусства, мебели, была размещена по залам, но позднее все вывезли в неизвестном направлении. Ходят слухи, что большая часть ценностей была затоплена в озере Алат, поэтому сегодня на фото внутри замка уже не увидеть этих красот.

Интересные факты о сказочном дворце

Замок имеет не только удивительную архитектуру и внутреннее убранство, но и интересную историю. Правда, не все задумки короля были воплощены в жизнь из-за нехватки средств на строительство. За время возведения Нойшванштайна бюджет был превышен более чем вдвое, поэтому царь оставил огромный долг после своей смерти. Кредиторам было важно, кто наследник этого творения, так как сумма задолженности составляла несколько миллионов марок.

Осенью 1886 года замок Нойшванштайн был открыт для платного посещения, что позволило завершить строительство и в течение десятка лет практически полностью покрыть накопившийся долг. В результате среди невоплощенных идей остались:

  • рыцарский зал;
  • башня высотой в 90 метров с церковью;
  • парк с фонтаном и террасами.

В настоящий момент лебединый дворец является одной из главных достопримечательностей Германии. Стоит также упомянуть, чем прославился этот музей, помимо своей удивительной истории. Во-первых, по рассказам Чайковский вдохновился на создание «Лебединого озера» после посещения этого романтичного места.

Рекомендуем прочитать о замке Шенонсо.

Во-вторых, увидеть замок можно на монете номиналом 2 евро, выпущенную специально для коллекционеров. Появилась она в 2012 году в рамках серии «Федеральные земли Германии». Цветное изображение дворца подчеркивает дух романтизма, свойственный этому строению.

В-третьих, в докладе нередко упоминают о том, что замок Нойшванштайн стал основой для создания дворца Спящей красавицы в знаменитом парке Диснея в Париже. Неудивительно, что архитектурный памятник нередко используют для съемок в фильмах или в качестве места действия видеоигр.

Замок на юге Германии по праву считается ключевой достопримечательностью страны, ведь его красота недаром привлекает тысячи туристов. «Лебединое гнездышко» прославилось на весь мир, и по сей день история его творения пересказывается и обрастает новыми легендами.

www.miroworld.ru

экскурсии, экспозиции, точный адрес, телефон

Замок Нойшванштайн (Фюссен, Германия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения.

Вблизи городка Фюссен в юго-западной Баварии, невдалеке от австрийской границы располагается величественный замок Нойшванштайн. Практически каждый из нас, просматривая красивые клипарты в интернете, наверняка не раз натыкался на фотографии с этим замком. Действительно, замок в реальности не уступает своим грациозным графическим изображениям. Будто парящий над неприступными горами, замок Нойшванштайн просто зачаровывает с первой секунды знакомства. Отреставрированный в 2009 году, замок теперь выглядит ещё более величественно и изящно.

Немного истории

Замок Нойшванштайн не строился как оборонительное сооружение. Для королевских гуляний он также не предназначался. Нойшванштайн является результатом романтической фантазии монарха Людвига II. Именно он в 1869 году поручил опустить на 8 метров плато скалы, чтобы создать чудо архитектуры — выполненный в средневековом стиле рыцарский замок Нойшванштайн.

На строительство замка Нойшванштайн ушла рекордная по тем временам сумма в 6 миллионов золотых марок. Сразу после смерти Людвига II замок открыли для посещений, чтобы хоть как-то окупить строительство.

Как любят шутить немцы, для того, чтобы замок Нойшванштайн окупился, необходимо сделать так, чтобы каждый житель планеты хотя бы раз посетил его.

Как добраться

Добраться до замка не так уж и сложно. Наиболее популярный маршрут начинается в 130 км от замка — с железнодорожного вокзала Мюнхена. Приобретя тут Bayern Ticket за 25 EUR, вы получаете входной билет на все виды общественного транспорта региона. Учтите, что он действует только с 9 утра в будни, поэтому поездку нужно организовывать в выходной день, когда Bayern Ticket действует с ночи. Можно, конечно, и просто купить в автомате билет до Фюссена за 22 EUR, однако не стоит забывать о том, что вам предстоит ещё и обратная дорога, поэтому покупка многофункционального билета будет самым верным решением.

Напрямую до Фюссена поезда почти не ходят, поэтому придется сделать пересадку в городке Бухло (Buchloe). Прибыв в Фюссен, небольшой старинный баварский городок, окрестности которого просто усыпаны замками, можно найти соответствующий автобус к замку (тут нам опять-таки пригодится Bayern Ticket).

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

В замок Нойшванштайн можно добраться ещё и на специально организованном экипаже 19 века, однако стоить это будет недешево.

По прибытии на место идите вправо от остановки. Спустя некоторое время вы увидите слева на скале грациозный замок — это и будет Нойшванштайн. Однако перед этим нужно разыскать офис продаж билетов на экскурсии в замки. Он находится рядом с замком Хоеншвангау. Посещайте замок строго в то время, которое указано на входном билете. В противном случае педантичные немцы вполне могут вас развернуть в обратном направлении.

На авто

Есть вариант путешествия в замок Нойшванштайн на автомобиле. Можно поехать по трассе А4 из Мюнхена на запад, затем у указателя на Швангау свернуть на юг. Этот маршрут займет около полутора часов. Можно также ехать по направлению Мюнхен — Гармиш-Партенкирхен, не доезжая 60 км до этого знаменитого курорта, повернуть направо к Швангау. Такой путь весьма извилист. Не случайно многие туристы, выбравшие этот маршрут, ошибаются поворотами. Тем не менее, если у вас есть gps-навигатор, то выбрав такой вариант, вы затратите на поездку чуть больше часа. Конечно, подъехать к самим воротам замка не получится, поэтому машину придется оставить либо в конце деревушки Швангау у местного ресторана, либо на платной парковке вблизи замков.

Замок Нойшванштайн

Аудиогиды и правила посещения

На входе в Нойшванштайн вам вручат аудио-гид на вашем языке. История замка не берет своего начала в средневековье, поэтому за 140 с лишним лет своего существования замок не особо оброс легендами и историями. В отличие от остальных замков, Нойшванштайн не переживал кровавых войн, в нем не пытали узников, и не травили королей. Возможно, именно поэтому некоторые гиды, рассказывая о Нойшванштайн, умудряются укладывать свое повествование в несколько десятков предложений.

Фотографировать замок изнутри, увы, запрещено.

Интерьеры и декор

Самое величественное и прекрасное в интерьере замка — спроектированные по согласованию с самим Королем Людвигом II королевские покои и просторные залы. Тут четко прослеживается увлеченность монарха немецкой литературой и фольклором. Стены замка расписаны отрывками из «Саги о Лоэнгрине», маленький грот выполнен в стиле грота Венеры из произведения «Поэма о Тангейзере». Песенные и праздничные залы выполнены по мотивам «Легенды о Парцифале». И только лишь в королевской спальне можно заметить отличные от других залов готические нотки.

Окрестности Нойшванштайна

Вблизи замка Нойшванштайн тоже есть на что посмотреть. Кроме уже упомянутого замка Хоеншвангау, особый интерес вызовут прогулки по крутым скалистым тропинкам долины Альгой. Наверняка каждый турист пожелает взобраться на мост, с которого обычно все так любят фотографировать Нойшванштайн, а также пройти к озерам Альпзее и Шванзее. Воды первого из них считаются самыми чистыми во всей Германии. Панораму местности дополняет долина деревни, правильная геометрия полей и озеро Форггензее, завершающее пейзаж.

Время работы: в летний период (с апреля по 15 октября) — ежедневно, с 9:00 до 18:00, в зимний период (с 16 октября по март) — ежедневно, с 10:00 до 16:00. Выходные — 1 января, 24-25 и 31 декабря.

Полный билет стоит 13 EUR, льготный — 12 EUR, дети до 18 лет — бесплатно.

Веб-сайт: neuschwanstein.de.

tonkosti.ru

Дворцы и замки Германии: Нойшванштайн (Neuschwanstein Castle)

Итак,  пока в стороне замки Англии , а так же дворцы долины Луары  Мы пока не покидаем Германию. Вы наверное помните, что  Людвиг II, Баварский король, отличавшийся своей мечтательностью, начал строительство трех необычных замков: Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф .

Предлагаю закончить осмотр этих замков самым наверное знаменитым и на мой взгляд самым красивым и эффектным замком. Кто же не видел его силуэт на предметах утвари и рабочих столах компьютеров.

Обязательно подберите и себе  что нибудь  рабочий стол 🙂

Через семь недель после смерти Короля Людвига II в 1886 году, замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) был открыт для посещения. Скромный король построил замок в надежде укрыться от общественной жизни, а теперь толпы людей приходили посмотреть на его убежище.


На сегодняшний день Нойшванштайн является одним из самых знаменитых замков и дворцов в Европе. Каждый год около 1,2 миллиона туристов приезжают посмотреть на «замок сказочного короля». В летний период около 6,000 посетителей в день проносятся по залам, которые когда-то предназначались только одному жителю.

Трудно было бы придумать место более подходящее для расположения замка, однако, нужно постоянно отслеживать движения в районе фундамента замка, и отвесные скалистые стены нужно периодически укреплять. Суровый климат также наносит ущерб известняковым фасадам, которые в последующие несколько лет нужно реставрировать деталь за деталью.


Замок Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein, буквально: «Новый лебединый утес») — замок XIX века около городка Фюссен и Замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

Как мы уже знаем, Людвиг II начал возведение трех дворцов – Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф, однако до конца был достроен при его жизни лишь Линдерхоф. Стоит отметить  то, что Нойшванштайн называют “замком” напрасно, по факту он никогда им не был, поскольку он никогда не имел оборонного значения. Нойшванштайн – каприз короля, увлеченного музыкой Вагнера и построившего для своего любимого композитора этот замок-дворец в духе его произведений, для которых замок служит некой иллюстрацией или театральной сценой.


Кликабельно 5000 рх , панорама

“Я решил перестроить старый замок. Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным. Певческий зал, откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине. Это сооружение будет более величественным, чем нижний замок Хоэншвангау. Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес”, – так напишет король Баварии Людвиг II Рихарду Вагнеру о идее строительства Нойшванштайна.

Людвиг II решил возводить свой первый замок в родных ему с детства местах, на вершине скалы по соседству с Хоэншвангау. Всего на этой территории находилось четыре крепости, которые защищали дорогу на Тироль. Лучше всего из них сохранился замок Шванштайн, который был перестроен Максимилианом II в Хоэншвангау. Далее на запад располагались развалины Фрауэнштайн, которые Максимилиан решил сохранить в неприкосновенности как памятник. Еще два замка – Фордерхоэншвангау и Хиндерхоэншвангау – оставались лежать в руинах на востоке от Хоэншвангау. Это место Людвиг называл “скалой юности” . Первоначально Людвиг планировал типичную для XIX века реставрацию обоих замков в стиле XII-XIII в., основываясь на опыте Хоэншвангау. Первые эскизы Нового Швангау значительно отличались от финального варианта замка. Проекты предполагали объединение двух замков в единый ансамбль. Фордершвангау в этом случае становился главной башней замка, а Хинтершвангау преобразовывался в основное здание. Однако ряд обстоятельств изменил изначальную задумку.


Людвиг II

Для создания проекта будущего замка Людвиг II приглашает архитектора Эдуарда Риделя, который ранее перестраивал замок Берг для отца Людвига. Также в разработке внешнего вида Нойшванштайна участвует театральный художник Христиан Янк, который воплощает задумки Риделя в живописной и графической форме, чтобы предоставить заказчику наиболее полное впечатление о проекте. Янк считался специалистом по средневековым крепостям, после того как создал для бала Художественного союза “Юнг-Мюнхен” декорацию “крепости на Рейне”, выполненную в романтическом ключе . Для создания плана Нойшванштайна Ридель и Янк, также как и Людвиг, отправлялись в Вартбург за вдохновением. Янк предоставил несколько эскизов будущего замка. первые из них демонстрировали стремление к фанатическим и готическим формам, однако после редакции короля они приобрели более спокойные романские очертания.

Работа над будущим шедевром архитектуры началась летом 1868 года. Для того, чтобы заложить фундамент понадобилось взорвать около восьми метров скалы. В июне 1869 года закончили прокладывать подъездную дорогу. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 года вместе с планом строительства, портретами короля Людвига II и монетами эпохи его правления.

При возведении замка использовались самые современные на то время технологии. В строительстве была задействована передовая техника. Например, чтобы облегчить транспортировку материалов на строительную площадку, в западной ее части был построен паровой кран. Для тех же целей использовались локомобили – передвижные паровые двигатели, прототипы автомобилей . За них отвечала “Баварская ревизионная комиссия по паровым котлам”. Кроме того, последние достижения техники были установлены и в самом здании, будучи невидимыми для зрителя. Среди них – водопровод, проведенный на каждом этаже, центральное паровое отопление, электрическая система телефонов и т.д. Все это функционировало еще при жизни Людвига II, и обеспечивало комфортное пребывание короля в замке.


Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 9000 центнеров цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 184500 литров извести. На 1879/80гг. существует статистика по использованию строительного материала: 9300 центнеров мрамора из Зальцбурга, 91000 центнеров нюртингского песчанника, 400000 кирпичей, 3600 кубометров песка, 12000 центнеров цемента, 1000 центнеров древестного угля, 2050 кубометров досок (на леса). Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TUV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.

После смерти короля(в 1886 году) все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Когда был заложен первый камень в основание замка, королевство Бавария уже потеряло свой суверенитет, и фантазия молодого короля находила утешение оскорбленному самолюбию в видениях фантастического нового царства, где Людвиг являлся стопроцентным сувереном. Замок-мечту возводили, как воплощение грез монарха, поэтому даже главным архитектором был назначен мюнхенский театральный художник Кристиан Янк.

Король с юношеской страстью целиком и полностью отдался строительству. Несмотря на это, возведение замка продвигалось далеко не с такой скоростью, как виделось баварскому мечтателю. Дело в том, что соорудить в гористой альпийской местности столь сложное в архитектурном и коммуникационном плане строение являлось весьма непростой задачей. Люди трудились день и ночь, но все равно не успевали за полетом фантазии правителя, который, к тому же, постоянно пересматривал проект, в угоду вновь посетившим его видениям. В результате, например, достаточно скромное помещение для приемов, превратилось в помпезный Тронный зал.

Полностью погрузившись в мир своих сладостных грез, Людвиг все больше и больше утрачивал связь с действительностью. Руководство баварскими землями было пущено на самотек, король все чаще совершал необдуманные и необъяснимые, с точки зрения здравого смысла, поступки, что привело в результате к закономерным и плачевным для государя последствиям. В 1886 году, после психиатрического обследования, король был объявлен сумасшедшим. В скором времени, при загадочных обстоятельствах во время катания на лодке в озере Старнберг, низложенный монарх вместе со сделавшим заключение о его недееспособности психиатром, утонули. Как говорится, концы в воду.

Строительство Нойшванштайна в то время было в самом разгаре. Мастера приступили к возведению донжона – главной замковой башни. После кончины Людвига, стройка века была спешно свернута, и уже через семь недель после смерти, замок был открыт для посещения. Впрочем, вялотекущее строительство продолжалось чуть ли ни до начала 20 века. В 1891 году грандиозный романтический проект был наконец-то объявлен законченным и сразу приобрел статус национального достояния.


Кликабельно

Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка – Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое – Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Вызывают, пожалуй, даже эстетическое восхищение колонны-сталактиты искусственного грота, вписанного в общую архитектуру сооружения, декадентский декор византийского стиля Тронного зала, в котором трон так и не был никогда установлен, изысканное и в то же время достаточно мощное освещение певческого зала – своеобразного замкового театра, предназначенного для постановок романтических произведений Вагнера. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них.


Поражает внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II — Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.

Прямо под ним, на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей – находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет.

Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка – резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды – легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Существует и одноименная опера Рихарда Вагнера, в свое время произведшая большое впечатление на романтическую душу Людвига.

Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина – причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван. Обращает на себя внимание врезанный в разрисованный стрельчатый свод, богато украшенный створчатый алтарь.


Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой – местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе – монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте.

Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига – Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны – 18 центнеров.



Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий 19в. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.


Кликабельно 1600 рх

Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры – привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться – неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Внутренний двор замка представляет собой великолепный парк местной растительности, где для увеселения гостей сделана даже искусственная пещера.


Neuschwanstein стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день.

Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.


Небезынтересно, что именно облик Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание местожительства «Спящей красавицы» — Сказочного королевства из одноименного мультфильма. Поэтому внешний вид самого знаменитого замка Баварии хорошо знаком даже самым маленьким россиянам, никогда на землях Германии не бывавших – центральным изображением заставки «Часа Диснея» на нашем телевидении служит Neuschwanstein.

Правительство Германии внимательно относится к текущему состоянию национального достояния. В конце 20 века из государственного бюджета было истрачено свыше 11 миллионов евро на масштабную реконструкцию. Реставрационные работы, кстати, не прекращаются до сих пор – туристы регулярно обозревают ту или иную часть замка в строительных лесах. Но это, разумеется, не может никому испортить впечатления от посещения самой значимой достопримечательности этих мест – замка Нойшванштайн.


В настоящее время замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский). Для посещения замка необходимо купить билет в билетном центре (желаемое время можно согласовать на сайте центра) и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который «проживает» в замке на данный момент и является его хранителем, — это сторож.

«Я хочу остаться в памяти людей как вечная тайна….» говорил король, так и произошло,
после его загадочной смерти люди слагали легенды. И сейчас нет полной информации о смерти
короля, известно, что нашли два тела на берегу реки — короля и его лечащего врача.

Принц Людвиг родился в тот день, когда на престол взошел Луи IX, король Франции, основатель Дома Бурбон. Крестным Людвига II был Луи XVI, эти дружеские отношения сохранялись на протяжение всей жизни короля Баварии Людвига II. Когда принцу было 16 лет, в его жизни произошло событие определившее его судьбу, в 1861 году он присутствовал на опере Вагнера «Лоэнгрин». Музыка Вагнера потрясла его, с тех пор он стал страстным поклонником Вагнера и коллекционером его произведений. После его коронации, он устроил встречу с Вагнером. В Мюнхине не любили Вагнера за его революционное прошлое и под давлением народа Людвиг был вынужден попросить Вагнера покинуть Мюнхен, но их дружба на этом не закончилась.


Кликабельно

В 1869 году Людвиг заложил первый камень на месте старинной крепости на склонах Альп. Баварский замок Нойшванштайн был построен в виде средневекового замка с крепостной стеной, башнями и переходами и очень красиво смотрелся на фоне парка. Его строительство заняло 17 лет, но так и не было завершено. По злой иронии судьбы в этом романтическом замке Людвиг II пережил самое большое унижение в своей жизни. В 1886 году он потерпел огромное разочарование в своей жизни-война с Пруссией не принесла желающих результатов, а только громадные потери и долги.

Безудержное строительство и уходившие на него средства не способствовали популярности некогда обожаемого монарха. Он всадил в свои проекты собственный годовой доход в 5,5 миллионов марок и глубоко залез в государственный карман. К моменту смерти Людвига его долг государству составлял 21 миллион марок. Богатство страны, нажитое за 800 лет многими поколениями баварских монархов, было пущено на ветер за какие-нибудь 20 лет.

В результате заговора, Людвиг был признан недееспособным, власть отошла в бразды правления его дяди Лютпольду. Сам король отказывался признать свою недееспособность, основываясь на том, что врач сделавший такое заключение никогда и не был его лечащим врачом. Людвиг II был доставлен в Бергский дворец, где на следующий день был обнаружен мертвым на озере Старнберг при загадочных обстоятельствах, вместе с лечащим врачом, сделавшим заключение о его недееспособности.




Кликабельно 1920 рх



По традиции заканчиваем нашу экскурсию виртуальным путешествием к замку. Нажимайте на картинку и попадайте прямо в Германию !

masterok.livejournal.com

Замки Баварии: Нойшванштайн и Хоэншвангау

Я запланировал на Баварию пять дней – три собственно на Мюнхен и еще два – на однодневные вылазки в интересные места Баварии: одним из двух таких запланированных для посещения мест стала «классика» — расположенные в Альпах замки Нойшванштайн и Хоэншвангау. Добраться до них из Мюнхена довольно просто – прямой поезд до Фюссена (Fussen) идет всего два часа.

1.  Отправляемся из Мюнхена пораньше, чтобы быть в Альпах как можно дольше. Рассвет в пути.

2.

3. Поезд прибывает на станцию Фюссен около девяти утра. Фюссен – приятный городок, расположенный у самых Альп и границы с Австрией, сам по себе достойный отдельной прогулки. От Фюссена до знаменитых Баварских замков Нойшванштайн и Хоэншвангау – около пяти километров: можно пройти пешком, а можно подъехать на специальном автобусе. Маршрут вокруг замков, пожалуй, наиболее популярный в Баварии и легко занимает один день. Замок Хоэншвангау (так называемый «нижний замок») находится совсем рядом от автостоянки и туристической зоны с билетными кассами, гостиницами, ресторанами и кафешками, куда привозит автобус

4. А вот и замок Хоэншвангау, построенный еще в XIV веке, разрушенный во время Наполеоновских войн и приобретенный в 1832 году королем Баварии Максимилианом II. В 1837 году началась масштабная реставрация и реконструкция замка под руководством архитектора Доменико Куальо. Массивный, выкрашенный в желтый цвет, замок величественно высится над водами озера Alpsee на живописном фоне окружающих Альп.

5.

6. Я купил билеты на экскурсию на 11 часов – еще целый час, за который можно прогуляться по окрестностям и выйти на берег озера Альпзее.

7.

8. Вокруг озера Альпзее проходит дорога, и при желании и наличии времени озеро можно обойти пешком за пару часов. Но сейчас – другие планы.

9. Озеро Альпзее, гостиница на берегу и «верхний замок» Нойшванштайн, возвышающийся на склоне Альп.

10. А теперь познакомимся с замком Хоэншвангау поближе…

11.

12. Стены Хоэншвангау и «верхний замок» Нойшванштайн, горделиво возвышающийся над ними…

13.

14. Со стен замка открываются очень красивые пейзажи Баварии – луга, озера, деревеньки… Еще более впечатляющие пейзажи  будут чуть позднее, когда я пойду пешком по горной тропе от Нойшванштайна до верхней точки канатной станции на горе Тегельберг. Но об этом в другой раз… 🙂

15. Внутри замка нельзя фотографировать, поэтому приведу еще несколько фотографий, сделанных во дворике Хоэншвангау, окруженном стенами…

16.

17.

18.

19. А теперь – самое интересное! До «Верхнего замка», знаменитого Нойшванштайна, можно добраться и на автобусе, и на машине, и на вот такой конной повозке. Но приятнее всего, конечно, пешком.

20. И снова баварские пейзажи. В центре кадра – церковь Святого Коромана, стоящая отдельно у подножья Швангауэрских гор.

21. Замок Нойшванштайн – самый известный и дорогостоящий проект баварского короля Людвига II, строился с 1868 по 1892 годы.  Этот сказочный замок строился по проекту театрального художника Кристиана Янка, выразившего идеи короля, возникшие после просмотра опер Вагнера «Лоэнгрин» и «Тангейзер». Замок стоит в удивительном месте – на уступе скалы, возвышающемся над тесниной реки Пёллат. Образ Нойшванштайна известен далеко за пределами Баварии – именно этот замок послужил прообразом замка Спящей Красавицы в Парижском Диснейленде, фигурирует он и в нескольких художественных фильмах, замком был восхищен П.И.Чайковский – и именно здесь, как полагают, у него родился замысел балета «Лебединое озеро»

22.

23. Самый впечатляющий вид на замок открывается с моста Марии (Marienbrucke), соединяющего берега реки на головокружительной высоте прямо над водопадом. Мы туда еще прогуляемся.

24. Внутри Нойшванштайна фотографировать нельзя, поэтому ограничусь в отчете фотографиями, сделанными снаружи. Кстати, мне внутри Нойшванштайна довольно-таки средне понравилось – очень много народа, беспрерывный огромный туристический поток, очень мало времени, да и сами по себе интерьеры хоть и интересные, но все-таки не могу сказать, что выдающиеся. На мой взгляд, снаружи Нойшванштайн гораздо интереснее, чем изнутри!  А снаружи он великолепен!

25.

26. Со стен замка Нойшванштайн открываются потрясающие панорамы на «нижний» замок Хоэншвангау и окружающие просторы Баварии.

27.

28. А в заключение – классика! «Диснеевский» замок Нойшванштайн с моста Марии! Не правда ли, он великолепен? 🙂

К оглавлению >>>

uritsk.livejournal.com

Замок Нойшванштайн, Германия — Чудеса Света — Туристическая Энциклопедия — Каталог статей

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы. 

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок  представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X–XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии. Людвиг II, Баварский, основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. В 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться…» Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора. В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти, — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау».

Раньше на выбранном месте строительства стоял  замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины. Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г. 

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн 
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн — замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин – словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии. «Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других». Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология – вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии. Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели – воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания «Нового Замка» был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах «мавританским Залом» с фонтаном, который фактически никогда не был построен. «Комната Письма» была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный «Зал для приёмов» стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн — большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую. 

Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка – Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое – Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II — Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа. Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей – находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка – резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды – легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина – причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван. 
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой – местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе – монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига – Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны – 18 центнеров.  Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года. Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры – привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться – неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.
Мифы и факты
Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года. Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций — к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.  В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение. Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

Стоимость билетов и схема посещения
Стоимость просмотра внутреннего убранства одного замка — 12,00 евро, двух — 23 евро. В стоимость входит аудиогид на русском языке (на кассе будут спрашивать, можно сказать по-русски). Если вы хотите посмотреть замки снаружи, то билет покупать не нужно. На билете ставится точное время посещения замка: ни раньше, ни позже в него попасть нельзя. В нужное время на табло загорается номер группы и время посещения, и можно проходить через турникеты. Билеты вставлять штрих-кодом туда, куда показывает стрелка:
Время работы замка
С 28 марта по 15 октября — с 9-00 до 18-00
С 16 октября по 27 марта — с 10-00 до 16-00
Выходные дни: 1 января, 24 и 25 декабря, 31 декабря
Как доехать до замков Нойшванштайн и Хоэншвангау? Схема маршрута
Из Мюнхена доехать до замков Нойшванштайн и Хоеншвангау без пересадок на общественном транспорте самостоятельно нельзя, нужна будет пересадка в немецком городке Фюссен (Füssen): до Фюссена едем на поезде, из Фюссена до замков — на автобусе. Общее время в пути — около двух часов, заблудиться и сесть не на тот поезд или автобус достаточно трудно. Если выбрать другое время поездки, то может потребоваться еще одна пересадка до Фюссена — в городе Бухлёе (Buhloe). 
Из Праги есть поезда, но добираться достаточно долго и проблематично. Рекомендую или брать автобусную двухдневную экскурсию, или трансфер (такси). Купить такую экскурсию можно в самой Праге или у сертифицированного партнера через интернет. Стоимость — около 120 евро с человека, включая проезд и одну ночь в отеле с завтраком. 
Как добраться самостоятельно на поезде?
Если вы едете группой или самостоятельно, лучше воспользоваться баварским билетом. Купив его на сутки, вы можете ездить на любом региональном транспорте Баварии в течение дня: сходить, выходить, пересаживаться. То есть, купив билет, его действия хватит и на дорогу туда, и на дорогу обратно и на поезд, и на автобус. Единственное ограничение — действие билета в будни начинается с 9 утра. Читайте Как купить баварский билет в автомате, Как ездить на поездах в Германии. Поезд отходит с главного вокзала Мюнхена в 9-53 утра, а в 11-54 утра прибывает в Фюссен (позднее ехать не стоит, чтобы успеть посетить замки, см. расписание работы замков). В поезде, во-первых, объявляются остановки, во-вторых, над дверями пишется название следующей остановки. Нужен Füssen. Здесь из поезда выходит огромное число туристов и сразу идет на автобусную остановку, она находится сразу за платформой — там стоят автобусы до Нойшванштайна.   В 12-05 отходит автобус номер 78 и едет до замков примерно 10 минут. Если вы путешествуете по баварскому билету, то при входе в автобус, ничего платить не нужно, просто предъявляете свой билет.  Автобус также делает несколько остановок, но выходить нужно на конечной — Schwangau (Schlösser) (Швангау (Шлёссер, «шлос» — замок по-немецки). 

olegbaranovskyi.com

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *