Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Категории сложности в альпинизме – Категории сложности в альпинизме

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ — Risk.ru

Пару лет назад поддавшись уговорам Гогена и соблазнившись обещанной бутылкой красненького, я сделал перевод классификационных систем собранных из нескольких солидных источников. Вот что получилось:

Скалолазные классификации:

Национальная Система Классификации Маршрутов (США)

Оценка маршрутов по системе НСКМ базируется на уровне «ангажемента» и учитывает количество времени необходимое для прохождения маршрута «средней» командой

I и II: Пол-дня или меньше для прохождения технической (лазанье требующее страховки) части маршрута.
III: Большая часть дня требует передвижения в связках/страховки
IV: Полный день технического лазанья.
V: Маршрут как правило требует бивуака или проходится за один день в очень быстром темпе свободным лазаньем.
VI: Два или более дня сложного технического лазанья

VII: Труднодоступные стены пройденные в альпийском стиле.

Альпийская Система:

Общая сложность всего маршрута основывается на комбинации сложностей подхода, восхождения, спуска, включая протяжённость, высоту, опасность, степень «ангажемента» и техническую сложность. Эта система изначально использовала римские цифры по UIAA однако теперь перешла на Французскую номенклатуру и в этом виде стала всемирно популярной.

F: Просто/легко. Карабканье по скалам или некрутому снегу, движение по простым ледникам. Как правило движение без верёвки кроме передвижения на ледниках.
PD: Не очень сложно. Немного технического лазанья и движение по нетривиальным ледникам.
AD: Довольно сложно/Непросто. Крутые скальные участки или длинные снежно-ледовые склоны круче 50º; Только для опытных альпинистов
D: Сложно. Продолжительные участки сложных скал и/или льда или снега. Серьёзное лазанье.
TD: Очень сложно. Длинные, сложные, труднодоступные и высоко-техничные маршруты

ED: Сверх-сложно. Наиболее сложные маршруты с непрекращающимися трудными участками. Дальнейшие уровни сложности указываются как ED1, ED2, и т.д.

Классификация на Аляске:

Общая оценка отражающая удалённый, холодный, штормовой характер восхождений на Аляске. Редко используется за пределами Аляски

1: Простой маршрут по леднику
2. Не технический маршрут проходящий по узким, незащищённым гребням на высоте и при нестабильной погоде.
3: Средне-сложное лазанье включающее элементы технического лазанья
4: Сложное и очень сложное
5: Очень сложное, продолжительное лазанье в условиях высокого ангажемента. Возможно несколько бивуаков на маршруте.
6: Продолжительное очень сложное лазанье с большим набором высоты (1км) Большой «ангажемент».

Русская классификация:

Общая оценка включающая техническую градацию UIAA (Римские цифры)

: Простое передвижение в связках.
: Несколько верёвок простого лазанья в связках
: Элементы II+ и III лазанья на многоверёвочном маршруте.
: Содержит 1-1.5 верёвок лазанья III-его класса на многоверёвочном маршруте.
: Одна или две верёвки класса III+/IV на полнодневном маршруте.
: Полный день лазанья уровня IV+
: Несколько верёвок IV+ или небольшое кол-во V+ лазанья
: Содержит несколько верёвок класса V на маршруте протяжённостью в 1-3 дня
: Два или больше дней с наличием лазанья класса VI+
и : Многодневные маршруты с большим кол-вом лазанья класса VI и выше.

ИТО Классификация:

Новые маршруты пройденные «стеновиками» часто используют модерновую классификацию «Новой Волны» используя символы старой классификации ИТО с новыми значениями. В случае, когда буква «C» заменяет букву «А», классификация предполагает «чистое» лазанье, т.е. лазанье без молотка.

Классическая классификация ИТО:

А0: Маршрут в основном идётся свободным лазаньем с редким использованием ИТО точек. Лесенки/крюконоги не используются. «подтягивание» за оттяжки/фиксированные точки. Часто называется «Французским свободным» лазаньем
А1: Все точки ИТО надёжны и легко ставятся.
А2: Точки надёжные, но требуют аккуратности/изобретательности в постановке.
А3: Много не простых, ненадёжных точек, но без сильного риска в случае срыва.
А4: Участки, где все точки подряд держат не более чем статичный вес человека.
А5: Продолжительные участки, где все точки держат не более чем вес человека. При срыве — падение на 20 и больше метров

Классификация «Новой Волны» ИТО:

А1: Простое ИТО. Все точки абсолютно надёжны
А2: ИТО средней сложности. Надёжные точки, но их не так просто установить.
А2+: 10-метровое падение возможно с ненадёжных точек, но без риска для жизни.

А3: Непростое ИТО. Много ненадёжных точек подряд. Возможность срыва на 15-метров. Прохождение верёвки может занимать несколько часов
А3+: А3, но падение может вести к серьёзным последствиям
А4: Сложное ИТО. Возможен срыв на 30-метров с падением на полку. Продолжительные участки ненадёжных точек
А4+: Очень сложное ИТО, с ещё большим риском срыва. Каждая верёвка требует многочасовой работы.
А5: Экстремально сложное ИТО. Ни одна точка на всей длине верёвки не может удержать срыва.
А6: Лазание уровня А5, но и станции тоже не держат срыва. (Срыв одного ведёт к падению всей связки)

Шотландская Зимняя классификация:

Эта классификация применяется к ледовым и микстовым маршрутам и в основном используется альпинистами знакомыми с условиями зимнего лазанья в Шотландии. Римские цифры используются для общей оценки сложности, а Арабские — для оценки технической сложности наиболее сложного участка. Шотландская техническая номенклатура примерно на 1 превышает эквивалентные оценки для Водопадного Льда или Микста. Техническая оценка 5 — относительно простое лазанье, 6 — слегка техничное микстовое лазанье, 7 и 8 — более «тонкое» лазанье, включая сложные запорошенные снегом скалы. На нынешний момент используются цифры от 4 до 9. Полная оценка маршрута выражается например как пара: VI,8

I: Снежные кулуары и простые гребни.
II: Крутой снег, требующий двух ледовых инструментов. Технические участки короткие. Возможен непростой карниз на выходе.
III: Микстовое восхождение по несложным скальным маршрутам. Прохождение длинных контрфорсов
IV: Крутой лёд с короткими вертикальными участками или длинные участки до 70º, или микстовые маршруты требующие «продвинутую» технику.
V: Продолжительные участки 80º-ного льда или микстовые участки требующие длинных последовательностей сложных движений. Маршруты сложные, продолжительные и серьёзные.

VI: Вертикальный лёд и очень техничное микстовое лазанье. Маршруты класса VI и выше обладают очень сложными участками на всей продолжительности.
VII: Многоверёвочные маршруты с длинными участками вертикального или тонкого натёчного льда или микстовые маршруты с интенсивным, продолжительным, очень техничным лазаньем
VIII-IX: Самые сложные маршруты Шотландии

Канадская классификация зимнего «Ангажемента»:

Сочетает в себе длину, опасность, и общую трудность

I-II: 1 или 2 верёвки недалеко от дороги, но не рекомендуется во время лавиноопасного сезона.
III: Требует большую часть дня, включая подход, для которого могут потребоваться умения передвигаться зимой по сложной местности (лавиноопасные зоны, умение организовывать страховку на снегу)
IV: Мультипитч на высоте или в труднодоступной местности. Многочасовые подходы по сложному горному рельефу.
V: Полный день на горном рельефе с длинными подходами, длинным техническим спуском и объективной опасностью.

VI: Длинный водопад в условиях встречающихся на больших альпийских маршрутах (подходы, ангажемент). Ранее требовавший как минимум день на прохождение, но в нынешние времена проходится быстрее сильными командами. Серьёзная объективная опасность. (Лавины, камнепад, и т.д.)
VII: Под обсуждением

Микстовая Классификация:

Эти маршруты требуют серьёзного драй-тулинга. (лазанье с современными ледовыми инструментами по скалам) и проходятся в кошках. Наличие льда как такового на маршруте не обязательно, но как правило лёд имеется.

М1-3: Легко. Небольшой уклон, обычно инструменты не обязательны.
М4: Рельеф от покатого до вертикального, требующий простой техники с инструментами.
М5: Напряжённые/продолжительные участки работы с инструментами.
М6: Вертикальные и нависающие участки требующие нетривиальной работы с инструментами
М7

: Силовое и техническое лазанье на нависаниях. Не более 10м сложного лазанья.
М8: Наличие практически горизонтальных нависаний (потолков) требующих силовых и техничных движений. Ключевые участки очень сложные и более длинные чем на М7
М9: Продолжительные вертикальные или немного нависающие участки с мелкими, требующими высокой техники зацепками, или потолки длинной в два-три «тела» с хорошими «ручками».
М10: Как минимум 10-метровые потолки или 30-метровые нависающие участки с силовыми движениями и без возможностей отдыха.
М11: Полная верёвка нависающего «гимнастического» лазанья или потолки до 15-метров длинной
М12: М11 с «болдеринговыми», динамическими движениями и нетривиальными зацепками требующими тонкой техники.

Классификация Водопадного и Альпийского льда:

Оценки ледовых маршрутов варьируются между различными регионами и все ещё находятся в стадии «утряски». Нижеприведённая классификация «усредняет» имеющиеся системы. Аббревиатура WI подразумевает сезонный лёд (как правило водопадный). AI обозначает перманентный лёд встречающийся в горах и может быть субъективно проще при той же цифровой номенклатуре (например AI5 проще чем WI5). Канадцы часто опускают символ «WI» и классифицируют маршруты соединяя римскую цифру обозначающую «ангажемент» и арабскую цифру обозначающую техническую сложность льда.(Например II-5).

WI1: Не крутой лёд. Инструменты не требуются.
WI2: Общая крутизна в 60º с короткими более крутыми ступенями. Страховка надёжная.
WI3: Продолжительные 70º с длинными ступенями до 80º-90º. Достаточно мест для отдыха и удобной установки ледобуров.
WI4: Продолжительные участки 80º, достаточно длинные секции в 90º с изредка встречающимися местами для отдыха.
WI5: Длинные и напряжённые маршруты с наклоном в 85º-90º на всю верёвку, малым кол-вом удобных позиций для отдыха. Либо короткий участок тонкого или «плохого» льда в котором трудно организовать страховку.

WI6: Около-90º на всю длину верёвки без мест для отдыха, либо более короткий участок, но ещё более «стремный» чем на WI5. Очень техническое лазание.
WI7: Как и в WI6, но на тонком, отслаивающемся льду, или длинные, нависающие, нестабильные сосули. Страховка либо невозможна либо очень нетривиальная и ненадёжная.
WI8: В процессе обсуждения.

Снег:

Снег часто классифицируют по максимальной крутизне склона. (например: 70º). Или по приблизительной оценке максимальной крутизны (напр: 70º-80º.)

www.risk.ru

Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка

Участки второй — простой трудности — это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей — средней трудности — это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой — выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности — крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка — только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности — гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

ria.ru

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде — Risk.ru

Уже много лет на родине ски-экстрима в Альпах используется категорийная система toponeige rating, которая позволяет дать общую оценку сделанному спуску.

Параллельно с ней существуют Швейцарская и Американская системы с кучей ответвлений. У нас в СНГ бэккантри, ски-альпинизм, ски-экстрим только-только начинают набирать обороты и данный материал предназначен чтобы внести ясность и упорядочить кучу проделанных и будущих маршрутов.

Ведь в альпинизме, скалолазание существуют различные системы оценок. Так почему в ски-альпинизме есть такой громадный пробел?

Например, когда пользуешься альпинистской системой и пишешь в отчетах «я проехал 2б, 3а, 3б», это мало о чем говорит, и тут нужен более детальный и специализированный подход. Ведь важен не только подъем, но и спуск, условия, перепад, трудности, риск. Фактически когда ты выезжаешь на большую стену, ты не застрахован от падения веревкой, и тут действует совсем другая градация трудностей.

Что самое главное, такая система давно работает и любой спортсмен поймет, с чем ему предстоит столкнуться на выбранном маршруте.

Я призываю начать пользоваться такой системой категорий всех неравнодушных к нашему общему делу, улучшать и дополнять материал где-нужно.

Общая категория трудности

Данный рейтинг отражает сложности в ски-альпинизме и оценки могут расходиться с чистой альпинисткой французской системой, хотя общая оценка склона очень похожа.


Категории дополняются: + (сложнее) и — (проще)

*1 — Ski 2.2 при плохой обстановке со снегом: лед, фирн, корка и.т.п. Ski 2.1 если спуск на пологом леднике.
*2 — Там где категория дана за счет высоты и прочих факторов, при относительно простом рельефе.

Рейтинг спуска (ski)



Рейтинг спуска, отражающий технические сложности. От 1 до 5.

Фактор риска


В целом, надо понимать, что уже на 35-ти градусном склоне невозможно остановиться на льду и фирне. При падении на 45-ти градусном склоне очень-очень сложно остановиться да же на мягком снегу. А на склоне с уклоном выше 50-ти градусов падение без самозадержания с остановкой невозможно остановить даже в глубоком снег

В эту категорию не входят многие объективные опасности: камнепады, лавины и.т.д.
Фрирайдры должны рассмотреть эти дополнительные факторы, прежде чем выходить на маршрут!

Факторы добавляющие сложность:


Помимо технической сложности склона, надо отметить следующие факторы:

Общий набор / сброс высоты: Может оказать существенное воздействие на организм и возможность безопасно скатиться.

Длина: 45-ти градусный склон с перепадом в 500 метров может быть гораздо сложнее короткой 50-ти градусной секции.

Рельеф: Узкий кулуар с бутылочным горлышком намного сложнее открытых пространств, где проще сползать и поворачивать.

Освещение: Теневые, темные склоны психологически сложнее похожих по сложности участков, но с хорошей освещенностью солнцем.

И самое главное — состояние снежного покрова:
Если для специалиста по снегу существует почти бесконечное разнообразие снежных кристаллов, то для райдера основными категориями будут жесткий задутый или фирновый покров (важна закантовка) и мягкий снег поглубже (легче остановиться и отдохнуть).
Разнообразие снежного покрова влияет на сложность и зависит от конкретного склона.
Обычно категория трудности базируется на стандартных условиях для данного склона — обычно это фирн, весенняя корка или зимний сыпучий снег.
На склонах с меньшим уклонам корка, которая не держит, может значительно усложнить спуск. На крутых склонах хороший “пух” может снизить сложность, а вот жесткий ледяной фирн наоборот ее повысит.

Рейтинг подхода (I–VII)



Этот категория позволяет определить класс подхода и линию, которую предстоит проехать. Теоретически есть сходство с рейтингом в Американской системе.

Примеры

Вот примерная сложность маршрутов в наших горах, Заилийском Алатау.

К примеру, классика экстремального катания:

Gervasutti Col

TD, 5.3, E4 45-55 ̊

AIGUILLE DU MIDI, VOIE MALLORY

TD+, 5.3, E3, 1500m

Некоторые спуски Andreas Fransson’a:

DENALI, SOUTH FACE, FIRST DESCENT

(ED, 5.4, E4, 2600m)

COL DE L’AIGUILLE VERT, DIRECT

(TD, 5.5, 50-55 ̊, 850m)

Most people ski the easy variation and claim the grade for the Direct. I’ve skied them both and there’s a big difference.

MONT BLANC, WEST FACE

(TD+, 5.1, E3, 45-50 ̊, 900m) – Tobias Granath and I did it in one day from the first lift and were back in Courmayeur by 3pm.

AIGUILLE DU PLAN, EAST COULOIR of the GRANDE GENDARME, FIRST DESCENT

(TD+, 5.4, E4, 700m).

AIGUILLE DU PLAN, NORTH FACE

(TD+, 5.3, E3, 45-50 ̊ pass. 55 ̊, 500m) – with Tobias Granath.

Кулуар Хорнбайна на Эверест, 8848м. скорее всего имеет максимальную сложность из возможных.

Отличие в сложности D -> TD отчетливо просматривается. Видно есть куда расти 😉

Естественно, такая система открыта и свободна к поправкам и улучшениям!

Я убежден, что горы — это свобода и удовольствие нужно получать на любом склоне, сложном или нет.

Стиль катания и прохождения линий отдельная тема, но на любом маршруте надо стремиться к более чистому и стильному подъему со спуском.

Легко, плавно, быстро, красиво.

www.risk.ru

Категория сложности — Wiki.risk.ru

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера , количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

Маршруты 1Б категории сложности

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10—25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2А категории сложности

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м. Средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности и I — легкой трудности, но должны включать не менее 5—20 м скальных участков II — простой трудности или не менее 80—100 м снежно-ледовых участков II — простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 6—10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2Б категории сложности

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м, средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

Маршруты ЗА категории сложности

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I — легкой и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 5—20 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

Маршруты ЗБ категории сложности

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 20—30 м и ледово-снежные — не менее 100—300 м, либо иметь несколько коротких участков IV — выше средней трудности: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 3—10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2—6 крючьев). Спуск — спортивным способом или дюльферами.

Маршруты 4А категории сложности

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 650 м, средняя крутизна — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 20—50 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. — не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. — не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 5—6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10—20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 4Б категории сложности

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 40—80 м или ледово-снежные — не менее 200—400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10—15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5А категории сложности

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 700 м, средняя крутизна — 40—60°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные — не менее 10—40 м или ледово-снежные — не менее 100—400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15—20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута — 750 м, средняя крутизна основной его части 45—70°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300—500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3—20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 8—10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40—50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

Маршруты 6А категории сложности

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 65—75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20—40 м с суммарной протяженностью не менее 200—250 м. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4—5А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

Маршруты 6Б категории сложности

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 70—80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F — easy— facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.


PD — not difficult — peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

Примеры: Монблан, standard route (PD+), Mount Rainier, Disappointment Cleaver (PD+)


AD — fairly difficult — assez difficile (средней сложности)

Аналог российской 3A и 3B (AD+) или III по UIAA системе.

Примеры: Маттерхорн, Hornli Ridge (AD+)


D — difficult — difficile (сложно)

Эта категория захватывает российскую 3B (D-) и покрывает всю 4. D+ можно приравять к 4B или IV/V по UIAA.


TD — very difficult — trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA.


ED1/2/3/4 — extremely difficult — extramement difficile (экстремальная сложность)

Эта категория имеет несколько под-уровней, которые можно представить в виде соотношений:

ED-: — 5A

ED: — 5B

ED+/ED1/ED2 — 6A

ED3/ED4 — 6B

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA.

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:


I — Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II — Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III — Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV — Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V — Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI — Один или два дня тяжелой работы — скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I — Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II — Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

III

IV

V

VI

VII


В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1993 г.
2. Сводная таблица категорий сложности (сборка переводов)

wiki.risk.ru

Классификация маршрутов на горные вершины и перевалы


Классификация маршрутов
на горные вершины и перевалы



фото Б.Жунусова

Альпинизм

Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей альпинизма. Система классификации маршрутов на горные вершины решает одновременно несколько задач. Безаварийность в альпинизме обеспечивается прежде всего соответствием подготовки альпинистов сложности предстоящего восхождения. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, единая классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, даже если одна гора стоит на Кавказе, а другая — на Камчатке.
При единой системе обучения это дает возможность обеспечивать последовательное нарастание сложности совершаемых восхождений на всех этапах обучения и спортивного совершенствования, делая тем самым каждое восхождение доступным и в то же время интересным и безопасным. Присвоение каждому маршруту определенного места в иерархии позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки.

На классификацию маршрутов опирается система спортивных разрядов по альпинизму. Квалификационный уровень каждого альпиниста определяется имеющимся опытом восхождений по маршрутам определенной категории сложности и объемом знаний, приобретенных во время подготовки к ним, при выполнении требований единой учебной программы.

Оценка производится на основе впечатлений, сложившихся у данной команды или группы в условиях конкретного восхождения, в меру их сил, опыта и квалификации. Определенная условность такой оценки очевидна. Последующие прохождения маршрута подтверждают ее правомерность или дают материал для корректировки категории сложности.

При оценке сложности маршрута учитываются главным образом абсолютная высота вершины, протяженность маршрута, его крутизна, характер рельефа, техническая сложность отдельных участков и их общее количество на всем протяжении пути к вершине, сложность маршрута в целом. Иногда принимаются во внимание и вероятностные факторы, связанные с погодой или особыми условиями места расположения вершины или всего района.

Подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

Повышение категории сложности связано в основном с крутизной, насыщенностью трудностями рельефа, требующими применения широкого диапазона технических приемов и тактических решений, высокого уровня взаимодействия и всесторонней подготовленности.

Характер маршрута. Категория сложности

По типу рельефа альпинистские маршруты подразделяются на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Разрядные нормы предусматривают наличие опыта скальных и комбинированных восхождений. Чисто ледово-снежных маршрутов в классификации немного, и по приобретаемому на них опыту они фактически приравниваются к комбинированным. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производится по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы — прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения и траверсы могут по-разному классифицироваться для летних и зимних восхождений. В зачет на разряды и звания по альпинизму принимаются маршруты категорий: 1Б, 2А, 2Б, ЗА, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б.

За рубежом несколько иная система, основанная на классификации отдельных участков. Элементы такой системы применяются и у нас. Так, схема маршрут в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. В этой методике для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II+-, III+-, IV+-, V+-, VI+-.

I — очень легко — необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем — нетрудно.

II — легко — для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

III — средняя трудность — выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение — на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV — трудно — выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V — очень трудно — опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов — серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI — крайне трудно — опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий. Часто нужна помощь напарника.

При лазанье с применением искусственных точек опоры (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

* А1 — крючья, на которые навешиваются лесенки, забиты в надежные трещины. Переход с опоры на опору и сохранение равновесия — легкие, обе ноги на скале, фиксация второй веревкой не нужна.

* А2 — крючья в неудобных местах, сохранение равновесия затруднено. При работе с лесенками обе ноги на скале. Фиксация второй веревкой необязательна.

* A3 — передвижение по ненадежным трещинам с использованием серии специальных крючьев. Нога зависает. Требуется фиксация второй веревкой. Преодоление нависаний.

* A4 — только специальные крючья, забитые в ненадежные трещины. Большая серия переходов с опоры на опору при обязательной фиксации второй веревкой Ноги зависают. Преодоление больших карнизов, потолков.

Логика и красота маршрута

На гору можно проложить много маршрутов, сходящихся наверху и в одну точку. На ранних этапах альпинизма пути на вершину обычно прокладывались по гребням. Такие маршруты обладают многими преимуществами. На гребне мала вероятность сбиться с пути: и общая и детальная ориентировка относительно проста. Там маловероятны камнепады и лавины, снежные карнизы хорошо видны, следовательно, меньше возможность попасть в опасную ситуацию. Пути по гребням имеют наименьшую крутизну, технические сложности на них минимальны для данной горы. Идти по гребню интересно — хороший обзор, мир открывается широко, рельеф и работа на нем разнообразны. Гребневые маршруты привлекают восходителей сочетанием логики, оптимальности и красоты. Большинство маршрутов, на которых человек приобщается к альпинизму, гребневые. В восприятии гор, в изменении своего отношения к горам и к восхождениям каждый альпинист в какой-то степени повторяет историю альпинизма.

Со временем альпинистские команды стали прокладывать новые, более сложные пути, обратившись к контрфорсам, ребрам, кулуарам. Такие пути редко выводят прямо на вершину, наверху до вершины все равно приходится идти по гребню; редкие исключения необычайно красивы. Значительно большая крутизна и техническая насыщенность таких маршрутов по сравнению с гребневыми обеспечивают им престижность и спортивный интерес. И в истории альпинизма, и в сознании каждого альпиниста по мере роста мастерства, знаний и возможностей понятие логичного и красивого маршрута постепенно меняет свой смысл.
Отдавая должное пройденным путям, человек стремится к новому. Логичным и красивым начинает представляться уже не путь по длинному гребню, а движение прямо вверх, к вершине, по крутым стенам. Даже если эта стена — тысячеметровая вертикаль. И лезть по ней приходится много дней, а спать — только в гамаках или сидя. Но маршрут красив и строг — снизу вверх почти по прямой, лишь местами чуть отклоняясь в сторону.

Своеобразной логикой и притягательностью обладают траверсы. Когда команда заявляет на чемпионат траверс от одного семитысячника до другого, «золотой блеск» играет, конечно, роль при выборе такого маршрута. Он прекрасен своей запредельностыо и неимоверной широтой обзора. Каждый год ходят команды на траверс Талгара (5А), Талгарской подковы (5Б), Подковы Туюксу (4Б) — маршруты, которые давно уже не относятся к рекордным. На том же Талгаре есть несколько сложных маршрутов 5Б, которые можно пройти за 1-2 дня, не тратя время на траверс. Но идут на траверс, потому как маршрут он красив и элегантен. По всему гребню, от башни к башне, по стенам, гребешкам, снежно-ледовым карнизам. Восход, картина неповторимая, хотя и повторяется каждое утро.

Понятно, что и логичность и красота маршрута — понятия относительные. Одним нравятся отвесы, другим — ледовые купола.

Но отказ от эстетического критерия при выборе и оценке маршрута определенно обеднит нравственное содержание альпинизма. Горы были красивы и тысячу лет назад, но свою подлинную красоту маршруты на них обрели только тогда, когда по ним прошли люди.

Горный Туризм


Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела.

В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов — от 1А до 3Б. Следует заметить, что туристская классификация не всегда совпадает с альпинистской шкалой трудности вершин. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в «Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов» и дополнениях к нему. Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки…) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.

1Б – несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45 градусов), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

2А – скальные снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 25 до 45 градусов), закрытые ледники и несложные ледопады.

2Б – крутые (свыше 45 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.

3А – крутые (от 45 до 65 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.

3Б – То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 градусов и более.

morena.kz

Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка | Справки

В горном туризме и альпинизме существуют категории сложности (к.с.), определенные Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и Рекомендациями по классификации маршрутов восхождений, утвержденными Федерацией альпинизма России.

Категория сложности похода складывается из числа и сложности локальных препятствий, из протяженности маршрута и его длительности. Всего существует шесть категорий сложности для походов и для локальных препятствий — перевалов и вершин. Походы классифицируются от 1-й до 6-й к.с., а для локальных препятствий введены такие градации: некатегорированные перевалы (н.к.),1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б.

«Некатегорированные» (н.к) походы используются для подготовки новичков и доступны всем желающим, так же как и поход 1 категории сложности. Отличаются они тем, что в них не хватает количества перевалов или они слишком коротки. Обычно, походы н.к. и 1-й к.с. проходят в невысоких горных районах, они не страшны для здоровья и не требуют специальных технических навыков и специального снаряжения.

Участки второй — простой трудности — это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей — средней трудности — это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой — выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности — крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка — только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности — гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

oldimg1.ria.ru

Категория трудности — Wiki.risk.ru

Категория трудности — индекс, состоящий из цифры и буквы, характеризующий трудность альпинистского восхождения в целом.

Маршруты восхождений делятся в порядке возрастающей сложности на категории — от 1-й до 6-й. Категории от 2-й до 6-й включительно подразделяются на две полукатегории — А и Б. Согласуются с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (Альпинизм, разрядные требования).

Предварительную оценку категории сложности маршрута производят сами альпинисты — первопроходцы маршрутов восхождений, уточняют наличие вершины, ее высоту и расположение, орографию района, ориентацию или наименование маршрута, его характер и новизну.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации Альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением Федерации Альпинизма России.

В категорию сложности классифицируемого маршрута восхождения включается только путь подъема. Путь подхода к началу маршрута и спуск с вершины (при траверсе — спуск с последней вершины) в категорию сложности маршрута не включается, но должны быть отражены в отчете.

Категория сложности отражает общую сложность маршрута, при этом маршрут разбивается на отдельные характерные участки, сложность которых оценивается по отдельности.

Оценка сложности свободного лазания проводится по градациям:

I — очень легкое;

II — легкое;

III — среднее;

IV — трудное;

V — очень трудное;

VI — чрезвычайно трудное.

Каждая градация имеет ступени: нижнюю (-) и верхнюю (+).

Оценка трудности передвижения с использованием искусственно созданных точек опоры проводится по следующим градациям:

А1 — одиночные крючья; подсаживание; рельеф прост и надежен;

А2 — серия искусственных точек ; рельеф прост и надежен;

АЗ — большие серии искусственных точек; требуется фиксация второй веревкой; рельеф усложнен; преодоление карнизов и навесов;

А4 — большие серии искусственных точек; требуется фиксация второй веревкой; рельеф сложный, ненадежный; преодоление больших карнизов.

Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква «е». Например: V+, АЗе.

Общая оценка маршрута должна основываться при нормальных метеоусловиях и состоянии рельефа по совокупности всех участков.

Надо отметить, что вокруг современной российской системы классификации маршрутов ходит много споров. Дело в том, что из-за небольшого количества категорий, под одну и ту же категорию могут попасть очень разные маршруты. Достаточно сказать, что категория 6Б по сути присваивается любому маршруту, который сложнее чем 6А, а вот насколько тот или иной маршрут сложнее оценить невозможно. Кроме того, в результате роста уровня сложности проходимых маршрутов, многие старые маршруты были «раздеты», то есть их категория была снижена. Понятно что, например, на классической 4Б и на бывшей 5 альпинист может испытать довольно разные ощущения. Помимо этого, имеющиеся категории плохо, а точнее, никак не отражают характер маршрута (условия свободного лазанья, ИТО и так далее). Понять, что вас ждёт на маршруте можно только изучив его подробное описание. Возможно в скором времени будет открыта новая, седьмая категория маршрутов, чтобы хоть как-то решить имеющиеся проблемы.

Статья составлена по материалам с сайта Федерации Альпинизма России: http://www.alpfederation.ru/site/documents.php?id_doc_gr=141861&id_gr=141717

wiki.risk.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *