Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Крымская война хронология – Хронология Крымской войны 1853-1856 годов

Хронология Крымской войны 1853-1856 годов

Для того чтобы предотвратить поражение Турции, в 1854 году в войну вступили Англия и Франция, а позднее — итальянское Сардинское королевство.

Война шла на Балтийском и Белом морях, на Дунае и Кавказе, даже на далекой Камчатке. Но главные события войны развернулись на Крымском полуострове, а точнее на его юго-западном побережье, где находилась главная российская военно-морская база на Черном море — порт Севастополь. С потерей Крыма и Севастополя Россия лишалась возможности контролировать Черное море и проводить активную политику на Балканах.

Основная операция союзных войск была начата в Крыму в сентябре 1854 года с высадки под Евпаторией мощного десанта — 62 тысячи человек, который затем двинулся на юг, к Севастополю.

Русская армия попыталась остановить продвижение неприятеля 20 сентября (8 сентября по ст.ст.) 1854 года в сражении на реке Альме, но потерпела поражение. К этому привело количественное превосходство французских, английских и турецких войск, их лучшее техническое оснащение, нерешительность командования русской армии. В Альминском сражении обе стороны понесли большие потери: союзники — 4,3 тысячи убитых и раненых, русские — 6 тысяч.

После битвы на Альме русская армия отступила к Севастополю, а затем к Бахчисараю. Немногочисленный гарнизон Севастополя остался без прикрытия сухопутными войсками.

Альминский гамбит: реконструкция переломного сражения Крымской войны >>

Севастополь имел достаточно надежную защиту с моря: 13 береговых батарей насчитывали 611 орудий, мощной артиллерией обладала и стоящая на рейде русская эскадра. Но с суши город был почти беззащитен.

Усилиями горожан, солдат и матросов под руководством талантливого военного инженера Эдуарда Тотлебена в считанные дни была создана мощная система оборонительных сооружений. Чтобы не допустить прорыва неприятельского флота в севастопольскую бухту, у входа в нее было затоплено 5 линейных кораблей и 2 фрегата (впоследствии для этого был использован еще ряд судов). Экипажи вместе с корабельной артиллерией были отправлены на сушу защищать бастионы. Оставшиеся в строю корабли должны были оказывать артиллерийскую поддержку войскам, сражающимся на суше.

ria.ru

Хронология Крымской войны 1853-1856 годов

Хронология Крымской войны 1853-1856 годов

Крымская (Восточная) война между Россией и коалицией стран в составе Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства продолжалась с 1853 по 1856 год и была вызвана столкновением их интересов в бассейне Черного моря, на Кавказе и Балканах.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 — 203 01875 — 8)

Война началась в 1853 году между Россией и Турцией и первоначально складывалась для России удачно: русские войска вступили в Молдавию и Валахию, одержали ряд побед на Кавказе, под командованием Павла Нахимова полностью уничтожили турецкий флот в Синопском сражении, длившемся всего три часа.

Адмирал Нахимов П.С.

Для того чтобы предотвратить поражение Турции, в 1854 году в войну вступили Англия и Франция, а позднее — итальянское Сардинское королевство.

Война шла на Балтийском и Белом морях, на Дунае и Кавказе, даже на далекой Камчатке. Но главные события войны развернулись на Крымском полуострове, а точнее на его юго-западном побережье, где находилась главная российская военно-морская база на Черном море — порт Севастополь. С потерей Крыма и Севастополя Россия лишалась возможности контролировать Черное море и проводить активную политику на Балканах.

Основная операция союзных войск была начата в Крыму в сентябре 1854 года с высадки под Евпаторией мощного десанта — 62 тысячи человек, который затем двинулся на юг, к Севастополю.

Русская армия попыталась остановить продвижение неприятеля 20 сентября (8 сентября по ст.ст.) 1854 года в сражении на реке Альме, но потерпела поражение. К этому привело количественное превосходство французских, английских и турецких войск, их лучшее техническое оснащение, нерешительность командования русской армии.

В Альминском сражении обе стороны понесли большие потери: союзники — 4,3 тысячи убитых и раненых, русские — 6 тысяч.

После битвы на Альме русская армия отступила к Севастополю, а затем к Бахчисараю. Немногочисленный гарнизон Севастополя остался без прикрытия сухопутными войсками.

Альминский гамбит: реконструкция переломного сражения Крымской войны >>

Севастополь имел достаточно надежную защиту с моря: 13 береговых батарей насчитывали 611 орудий, мощной артиллерией обладала и стоящая на рейде русская эскадра. Но с суши город был почти беззащитен.

Усилиями горожан, солдат и матросов под руководством талантливого военного инженера Эдуарда Тотлебена в считанные дни была создана мощная система оборонительных сооружений. Чтобы не допустить прорыва неприятельского флота в севастопольскую бухту, у входа в нее было затоплено 5 линейных кораблей и 2 фрегата (впоследствии для этого был использован еще ряд судов). Экипажи вместе с корабельной артиллерией были отправлены на сушу защищать бастионы. Оставшиеся в строю корабли должны были оказывать артиллерийскую поддержку войскам, сражающимся на суше.

Литография, посвященная героической обороне Севастополя во время Крымской войны

Войска неприятеля подошли к Севастополю с юга. Англичане захватили Балаклаву, а французы — Камышовую Бухту, где начали создавать тыловые базы для обеспечения последующих боевых действий.

«История в костюме»: форма британского пехотинца времен Крымской войны >>

25 сентября (13 сентября по старому стилю) 1854 года в Севастополе было объявлено осадное положение, началась героическая 349-дневная Севастопольская оборона. В октябре 1854 года союзники предприняли первую бомбардировку Севастополя, направив против него 1340 орудий и, выпустив по его укреплениям 150 тысяч снарядов, но ничего не добились.

В день первой бомбардировки погиб вице-адмирал Владимир Корнилов, руководивший обороной Севастополя. Оборону города возглавил командующий черноморской эскадрой вице-адмирал Павел Нахимов.

Портрет вице-адмирала Корнилова

Главные силы русской армии неоднократно предпринимали попытки разорвать кольцо осады. 25 октября (13 октября по ст.ст.) 1854 года русская полевая армия атаковала передовые укрепления англичан в Балаклавской долине. Русские войска захватили часть вражеских редутов, разгромили английскую кавалерию и заставили противника отказаться от намечавшегося наступления на Севастополь. Однако успех Балаклавского боя развит не был.

5 ноября (24 октября по старому стилю) 1854 года произошло Инкерманское сражение, в котором русские войска потерпели поражение. Однако беспримерная стойкость русских войск, нанесших противнику значительный урон, заставила англо-французское командование отказаться от попытки ускоренного штурма Севастополя и вынудила их перейти к длительной осаде.

В декабре 1854 года — январе 1855 года к союзникам прибыло сильное подкрепление, и весной 1855 года они активизировали свои действия.

Работа военного фотографа Роджера Фентона. Балаклавская гавань, пирс

Условия обороны Севастополя были неимоверно трудными. Недоставало всего — людей, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, но защитники Севастополя демонстрировали образцы воинской доблести, стойко держались во время бомбардировок, отражали штурмы, совершали смелые вылазки. Солдаты и матросы не хотели покидать поле боя после ранения или контузии. Даже враги называли гарнизон города «стальным». Легендой Севастополя стал матрос Петр Кошка, который на вылазках творил чудеса. Во время вылазок также особо отличились Василий Чумаченко, Федор Заика, Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Иван Димченко.

Но с каждым днем таяло число защитников Севастополя, гибли их руководители — был тяжело ранен и выбыл из строя Тотлебен, погиб Нахимов. Улицы города были завалены ядрами, осколками, земля разрыта снарядами, дома разрушены.

Новый командующий русской армией Михаил Горчаков предпринял последнюю попытку отвлечь силы противника от осажденного города. 28 августа (16 августа по старому стилю) 1855 года в сражении у реки Черная союзники нанесли русским войскам тяжелое поражение. Стало ясно, что Севастополь обречен.

Репродукция литографии «Общий вид укреплений русских и союзных войск в 1854 году», созданной в 50-е годы 19-го века

8 сентября (27 августа по старому стилю) 1855 года вслед за очередной бомбардировкой начался общий штурм города, в результате которого неприятель захватил Малахов курган, после чего Севастополь стал беззащитен. В тот же вечер по приказу генерала Горчакова остатки гарнизона затопили сохранившиеся корабли, взорвали уцелевшие бастионы и оставили город, перейдя по плавучему мосту на северный берег Севастопольской бухты.

Бои за Севастополь завершились. Союзники потеряли за время Севастопольской обороны 72 тысячи человек (не считая больных и умерших от болезней), русские — 102 тысячи человек.

Оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны. В конце 1855 году военные действия на всех театрах войны фактически прекратились, и враждующие стороны вскоре приступили к мирным переговорам. 30 марта (18 марта по старому стилю) 1856 года был подписан Парижский мирный договор, в соответствии с которым Россия лишалась права иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море, уступала Турции южную часть Бессарабии, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах на Балтике и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией.

Потери русской армии за все время Крымской войны составили свыше 522 тысячи, турок — до 400 тысяч, французов — 95 тысяч, англичан — 22 тысячи человек.

Фрагмент панорамы Оборона Севастополя 1854-1855 г.г. автора Франца Рубо

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Хроника основных событий Крымской войны 1853–1856 годов. «Калужане — герои Крымской войны»

Январь — февраль Конфиденциальное предложение Николая I о разделе Оттоманской империи между Россией и Англией, изложенное императором в беседах с послом Великобритании сэром Гамильтоном Сеймуром
9 февраля Секретная депеша министра иностранных дел Великобритании лорда Джона Росселя, отклоняющая предложение Николая I
27 февраля Секретное соглашение между Англией и Францией о координации действий против России
23 марта Наполеон III отдает приказ об отправке французской эскадры под командованием адмирала Гамлэна к островам Греческого архипелага
Март — май Чрезвычайное посольство во главе с князем А. С. Меншиковым в Константинополе передает требование России предоставить ей право покровительства над всем православным населением Оттоманской империи. Требование отвергнуто султаном Абдул-Меджидом
Конец мая Британское адмиралтейство отдает приказ об отправке английской эскадры под командованием адмирала Д. У. Дондаса к островам Греческого архипелага
13-14 июня Английская и французская эскадры бросили якорь в Безинской бухте, расположенной у входа в Дарданеллы
26 июня Николай I отдает приказ главнокомандующему Южной Армией князю М. Д. Горчакову занять вассальные турецкие придунайские княжества — Молдавию и Валахию
4 июля Русские войска переходят реку Прут и занимают княжества
26 сентября Султан Абдул-Меджид в ультимативной форме требует от Николая I вывести войска из Молдавии и Валахии. Требование оставлено Россией без ответа
29 сентября — 7 октября Черноморский флот под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова обеспечивает доставку сухопутных войск и артиллерии на Кавказ
4 октября Турция объявляет войну России
23 октября Турция начинает военные действия против России, обстреляв канонерские лодки и пароходы, проходившие по Дунаю
28 октября Взятие турецкими войсками крепости св. Николая на Кавказе. Жестокая расправа с ее гарнизоном
29 октября Англо-французская эскадра в нарушение договора 1841 г., воспрещающего военным судам вход в проливы, становится на якорь в Дарданеллах
Ноябрь Лондонская и Парижская биржи приступают к оформлению золотого займа на военные цели Турции в размере 2 млн. фунтов стерлингов
1 ноября Высочайшим манифестом Николай I объявляет о состоянии войны с Турцией
4 ноября Битва на Дунае при Ольтенице
14 ноября Поражение русских войск под Баядуром на Кавказе
26 ноября Победа русских войск под г. Ахалцих на Кавказе. Англо-французская эскадра становится на якорь в Босфоре
30 ноября Эскадра Черноморского флота России под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова наносит поражение турецкой эскадре при Синопе. Командующий турецкой эскадрой вице-адмирал Осман-паша взят в плен
1 декабря Крупная победа над турками под селением Башкадыклара на Кавказе
3 декабря Англо-французская эскадра, стоявшая в Босфоре, отряжает 4 парохода в Черное море для разведки
Декабрь Турция получает от Франции и Англии золотой займ

litresp.ru

Крымская война 1853-1856 г.г. | История Российской империи

Севастополь. Памятник затонувшим кораблям

Поражение  России в Крымской войне было неизбежным. Почему?
« Это война кретинов с негодяями», — сказал о Крымской войне  Ф.И. Тютчев.
Слишком резко? Возможно. Но если учесть тот факт, что ради амбиций одних погибали другие, то высказывание Тютчева будет  точным.

Крымская война (1853—1856) также иногда называется Восточной войной — это война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Но наибольшего напряжения  бои достигли в Крыму, поэтому война и получила название Крымской.

И. Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

Причины войны

У каждой стороны, принявшей участие в войне, были свои претензии и причины для военного конфликта.

Российская империя: стремилась к пересмотру режима черноморских проливов; усилению влияния на Балканском полуострове.

На картине И. Айвазовского изображены участники предстоящей войны:

Николай I напряженно вглядывается в строй кораблей. За ним наблюдают командующий флотом коренастый адмирал М.П. Лазарев и его воспитанники Корнилов (начальник штаба флота, за правым плечом Лазарева), Нахимов (за левым плечом) и Истомин (крайний справа).

Османская империя: желала подавления национально-освободительного движения на Балканах; возвращения Крыма и черноморского побережья Кавказа.

Англия, Франция: надеялись подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке; отторгнуть от России территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя ее как рынок сбыта.

К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка,  кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига.

Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населённых православными народами, чему противились Великобритания и Австрия. Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления личной власти.

У России с Францией произошел  дипломатический  конфликт  по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившихся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявлению 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России.

Ход военных действий

20 октября 1853г. – Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.

Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854) – это русско-турецкие военные действия.

Николай I занял непримиримую позицию, надеясь на мощь армии и поддержку некоторых европейских государств (Англии, Австрии и др.). Но он просчитался. Русская армия насчитывала более 1 млн. человек. Однако, как выяснилось в ходе войны, она была несовершенной, прежде всего, в техническом отношении. Ее вооружение (гладкоствольные ружья) уступало нарезному оружию западноевропейских армий.

Устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, тогда как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Отсутствовали налаженные коммуникации. Это не позволило обеспечить место военных действий достаточным количеством боеприпасов и продовольствия, людским пополнением. Русская армия могла успешно бороться с подобной по состоянию турецкой, но противостоять объединенным силам Европы не имела возможности.

Русско-турецкая война велась с переменным успехом с ноября 1853 по апрель 1854 г. Основное событие первого этапа — Синопское сражение (ноябрь 1853 г.). Адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкий флот в Синопской бухте и подавил береговые батареи.

В результате Синопского сражения  русским Черноморским флотом  под командованием адмирала Нахимова была разгромлена турецкая эскадра. Турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов.

В ходе четырёхчасового боя в Синопской бухте (военно-морская база Турции) противник потерял  полтора десятка кораблей и свыше 3 тыс. человек уби­тыми, все береговые укрепления были разрушены. Только 20-пушечный быстроходный пароход «Таиф» с английским советником на борту смог вырваться из бухты. Командую­щий турецким флотом был взят в плен. Потери эскадры Нахимова составили 37 че­ловек убитыми и 216 ранеными. Не­которые корабли вышли из боя с сильными повреждениями, но пи один не был потоплен. Синопский бой золотыми буквами вписан в ис­торию российского флота.

И. Айвазовский «Синопский бой»

Это активизировало Англию и Францию. Они объявили войну России. Англо-французская эскадра появилась в Балтийском море, атаковала Кронштадт и Свеаборг. Английские корабли вошли в Белое море и подвергли бомбардировк

www.rosimperija.info

Разработка урока по истории России «Крымская война 1853-1856 гг.»

Технологическая карта урока истории

Предмет, класс: история , 8 класс

Ф.И.О. педагога: Аширбакиева А.Ю.

Тема урока: «Крымская война 1853-1856 гг.»

Технологии: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, информационные технологии.

Цель урока

Образовательная:

  • выявить причины Крымской войны, дать оценку действиям участников войн;

  • охарактеризовать основные события Крымской войны;

  • проанализировать итоги войны, решить проблемную задачу.

Развивающая:

  • развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками, умений устанавливать причинно-следственные связи;

  • развитие навыков критического мышления и работы с информацией.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественной обороны родной земли российскими солдатами и офицерами, жителями Севастополя;

  • овладевают формами и методами самовоспитания: самоконтроль, самообязательство.

Планируемые результаты

Предметные:

  • учатся локализовать во времени и пространстве исторические события;

  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

  • использовать историческую карту как источник информации;

  • анализировать информацию из исторических источников, таблиц;

  • объяснять причины и следствия исторического события;

  • давать оценку историческим событиям и личностям.

Метапредметные:

Личностные – мотивация учебная и социальная, положительная внутренняя позиция, способность к самооценке, эмпатия.

Регулятивные – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, плана, прогнозирование, коррекция, инициативность, самостоятельность.

Познавательные – поиск информации, использование схем, выполнение сравнения, анализа, обобщения, классификации, аналогий, самостоятельная постановка целей, выбор эффективных способов, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение в форме простых суждений.

коммуникативные – договариваться, задавать вопросы, учитывать разные мнения, контролировать действия партнера

Тип урока

Урок изучения нового материала

Методы и формы обучения

Работа в группах, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал.

Наглядно-демонстративный материал

Карта, презентация, фрагмент фильма, музыка.

Персоналии

П. С. Нахимов; А. С. Меншиков; В. А. Корнилов; Э. И. Тотлебен; П. М. Кошка; Дарья Севастопольская и др.

Основные даты

Октябрь 1853 г. – начало войны; 18 ноября 1853 г. – Синопское сражение; март 1854 г. – вступление в войну с Россией Англии и Франции;

сентябрь 1854 г. – август 1855 г. – оборона Севастополя; 1856 г. – Парижский мир.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности (2 мин)

Цельэтапа: подготовить учащихся к восприятию нового материала

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование сотрудничества учителя с учениками

2. Постановка учебной задачи (5 мин)

Цель этапа: подготовка и настрой учащихся на работу, создание проблемной ситуации

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные — выделение цели,

логические — формулирование проблемы

3. Самостоятельное выполнение учащимися задания. (10 мин)

Цель этапа: организовать самостоятельную деятельность учащихся в решении поставленной задачи.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные – моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотезы, обоснование.

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление (15 мин)

Цель этапа: проанализировать, систематизировать материал, зафиксировать в тетради

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение осознанно строить высказывания

Коммуникативные: управление поведением партнера

6. Обобщение полученной информации (7 мин)

Цель этапа:

Регулятивные: коррекция и осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить

Познавательные: умение осознанно строить высказывания

Коммуникативные: управление поведением партнера

Ход урока:

I. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня я проведу у вас урок истории. Меня зовут Арина Юрьевна, я учитель истории в 4 школе. Очень рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок пройдет, не только полезно, но и интересно. Итак, начнем…

II. Определение темы и задач урока. Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи (проблемы) урока.

Учитель: Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма, постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.

Учащиеся смотрят фильм.

Учитель: Может, вы назовете событие, это война или мир, (война, русско-турецкая война) определите время, какие детали вы заметили? Обратите внимания на коллаж на слайде. Есть ли у вас дополнения, уточнения?

Учащиеся предполагают тему урока: О русско-турецкой войне в период правления Николая I, за полуостров Крым…

Учитель: Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о войне, которая западными историками называется «Восточной», а в России «Крымской»…

Скажите в последнее время вы часто слышите «Крым»?

Ученики: да.

Учитель: А всвязи с каким событием?

Ученики: Крым вошел в состав Российской Федерации.

Учитель: Молодцы! В марте 2014 г. Крым вновь вошел в состав Российской Федерации. Это очень значимое, для России событие. Впервые Крым был присоединен к России в конце XVII в., поэтому эта территория в сознании народа всегда была частью нашей страны. Итак, тема нашего сегодняшнего урока Крымская война 1853-1856 гг.

В первой половине XIX в. Россия считалась великой, могущественной державой (как вы думаете почему?), одержав ряд побед прежде всего над Наполеоном при Александре I; активной и успешной была внешняя политика Николая I в 20-е – 40-е гг. XIX в. В середине ХIX в. Николай I начал Крымскую войну и был полностью уверен в победе…

Вы знаете, чем закончилась эта война?

Ученики: Победой… Поражением?

Учитель: Россия потерпела поражение… Но, несмотря на это Крымская война считается одной из славных страниц нашей истории. Как вы думаете, нет ли здесь противоречия? Почему? С одной стороны «поражение», с другой стороны «славная страница»…

Ученики: делают предположения.

Учитель: Можем мы сразу разрешить это противоречие? Предлагаю сделать это на уроке (проблемный вопрос). Почему же проигранная война считается в России славной страницей истории?

III. Изучение нового материала

Учитель: Итак, по какой логической схеме следует изучать любую войну? Что предшествует событию, что завершает?

Ученики: причины, ход событий, итоги.

Задание для класса «Цели государств в Восточном вопросе». (Приложение 1.)

Учитель: предлагаю проанализировать Приложение 1(желтые), выделите и сформулируйте причин войны и цели участников войны

Учащиеся выполняют задание «Цели государств в Восточном вопросе».

Ответы учеников: Причина – обострение Восточного вопроса. Цель России – оттеснить Турцию с Балканского полуострова, получить Черноморские проливы, Турции – вернуть территории на Черноморском побережье и в Закавказье, утраченные в конце XVIII – начале XIX в., Англии – положить предел наступлению России на Турцию, подорвать влияние России в мире, Франция – с помощью победоносной войны укрепить положение императора Наполеона III, пришедшего к власти в результате переворота.

Учитель: Вы совершенно правы. Посмотрите на слайд. Исходя из целей, как бы вы определили характер войны? Почему война для всех участников стала захватнической?

Ученики: потому что каждая из сторон стремилась захватить себе какие-либо территории, укрепить свое влияние в мире.

Учитель: Согласна с вами. Когда все хотят войны, повод для ее начала нашелся быстро. Султан передал ключи от Вифлеемского храма в Иерусалиме – католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. После отказа Султана выполнить это требование, Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества.

В октябре 1853 г. Османская империя объявила России войну.

Самостоятельная учебная деятельность учащихся 10 мин., ответы и защита мини проектов 15-18 мин.

Учитель: Мы с вами выяснили причины. Продолжаем размышлять над темой урока. Предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает свое задание, на выполнение которого дается 10 мин. Затем мы выслушаем выступление каждой группы. Обратите внимание на информацию из исторических источников, воспоминания, проанализируйте ее, сравните, сделайте выводы. В ходе работы вы заполните карты-схемы, которые помогут вам ответить на главный вопрос. Общими усилиями мы подведем итоги.

Учитель: Итак, посмотрите на хронологическую таблицу (Приложение 2) и скажите: какая страна была противником России на первом этапе войны? Назовите фронты. Предположите, какое событие первого этапа является самым значимым?

Ученики: Турция. Дунайский и Кавказский фронты. Синопское сражение.

Учитель: Это Синопское сражение. Рассмотрим этот вопрос. После блестящей победы над турецким флотом эскадра адмирала Нахимова прибыла в Севастополь. Нескончаемое «Ура, Нахимов!» – неслось со всех судов. Николай I дал Нахимову редчайшую награду – Георгия второй степени – и щедро наградил всю эскадру. А теперь представьте себя на пресс-конференции, устроенной для обсуждения Синопского сражения. Перед вами выступит адмирал П.С.Нахимов. с вшего разрешения я буду исполнять роль референта. Пожалуйста, первая группа, вашим заданием было составить вопросы для интервью, так, чтобы всем присутствующим стало все известно об этом сражении.

Первая группа. Задание «Пресс-конференция» (Приложение 3.)

Интервью: используя схему и описание Синопского сражения, составьте 5-6 вопросов для командующего эскадрой адмирала Владимира Алексеевича Нахимова, так, чтобы ответы раскрывали причины атаки на турецкий флот в Синопской бухте, ход сражения, причины победы русского флота. Представьте свой ответ в виде интервью корреспондента известной (выдуманной вами) газеты и адмирала Нахимова, используя схему сражения.

Ученики составляют вопросы и представляют их у доски в виде интервью, используя схему сражения.

Учитель в роли адмирала: Прошу всех присутствующих задавать вопросы…

Ученики задают дополнительные вопросы.

Учитель: Гораздо позднее в XX в., в тяжелые годы Великой Отечественной войны в честь этой славной победы, был учрежден орден Нахимова 1-й и 2-й степени. Им награждали и морских офицеров за выдающиеся подвиги во время ВОВ.

Радость победы еще не утихла, а обстановка на театре войны изменилась… Что изменилось на втором этапе войны по сравнению с первым? На это вопрос и другие вопросы подготовили ответы ребята из второй группы. Пожалуйста, ребята.

Вторая группа. Задание «Карта боевых действий второго этапа войны» (Приложение 4)

Проанализируйте хронологическую таблицу, отражающую общий ход Крымской войны (если необходимо дополнительный материал). Подготовьте ответ на вопросы: Что изменилось на втором этапе войны по сравнению с первым? Что показало Синопское сражение? Почему эти страны выступили на стороне Турции? Обозначьте на карте флажками районы основных событий войны. Представьте свой проект. Почему английские и французские войска нанесли удар по всей России? Чем закончилась эта попытка?

Учитель: Давайте еще раз повторим, начиная с марта 1854 г. Россия воюет не только с Турцией, а…

Ученики: Россия воюет с Турцией, Англией и Францией.

Учитель: Обращаю ваше внимание, союзниками Турции становятся самые экономически развитые страны Европы. Возвращаемся к нашей таблице. (Приложение 2) Предположите, какое событие третьего этапа является самым значимым?

Ученики: Самым значимым событием третьего этапа является оборона Севастополя.

Учитель: Верно. Оборона Севастополя центральное самое важное трагическое событие Крымской войны. Может быть, у вас есть предположение, почему целью союзников Турции стали именно Крымский полуостров и Севастополь.

Ученики: В Севастополе находилась база военно-морского флота Российской империи.

Учитель: Молодцы! Находилась всегда и находится сейчас. Пожалуйста, ребята слушаем вас.

Тематическая физминутка.

Третья группа. Задание «Оборона Севастополя» (Приложение 5)

Используя дидактический материал, составьте коллаж и подберите комментарии к изображениям. Расскажите о героической обороне Севастополя, используя не только отрывки из воспоминаний, дополнительный материал, но и комментарии к иллюстрациям. Объясните, почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал? Можно ли назвать оборону Севастополя героической?

Ученики: составляют коллаж, защищают проект, отвечают на вопросы.

Учитель вопрос классу: Можно ли назвать оборону Севастополя героической?

Учитель: Посмотрите на хронологическую таблицу (Приложение 2) и предположите, какое еще событие третьего этапа сыграло очень важную роль в этой воне?

Ученики: Взятие русскими войсками крепости Карс.

Учитель: Вспомним, военные действия проходили не только на черноморском побережье, но ни Кавказе. Самым важным событием стало взятие русскими войсками крепости Карс. Послушаем ребят из четвертой группы.

Четвертая группа. Задание «Борьба на Кавказском фронте» (Приложение 6)

Используя ПОПС-формулу и дидактический материал, сделайте вывод об успехах военных действий на Кавказе и важности взятия крепости Карс. Покажите на карте на слайде крепость.

Учитель: Давайте уточним, насколько успешными были военные действия на Кавказе.

Ученики: На Кавказском фронте Россия одерживала победы.

Задание для всего класса «Парижский мирный договор»

Учитель: С падением Севастополя война закончилась. Не только у России, но и ее противников не было больше сил воевать. Какой документ обычно подводит итоги войны, урегулирует все спорные вопросы?

Ученики предполагают, что мирный договор.

Учитель: В марте 1856 г. состоялась конференция в Париже, по итогам которой был подписан мирный договор. Посмотрите на слайд. Подумайте и предположите, какой из перечисленных пунктов самый важный и почему?

Ученики делают предположения.

Учитель: Вы все правильно сказали. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на важный аспект. Россия сохранила Крым, но лишилась военного флота на Черном море. Что это значит для России для ее южных рубежей?

Ученики делают предположения о том, что без военного флота южные границы нашей страны остаются без защиты.

Учитель: Теперь вы понимаете, почему Крым и Севастополь, где всегда находилась и находится база военно-морского флота России, так важны для нашей страны. Поэтому присоединение Крыма – очень важный момент современной истории. Мы защитили свои южные рубежи.

Учитель: А теперь давайте вернемся к нашему главному вопросу. Опираясь на карты-схемы, заполненные вами сделайте вывод: почему же проигранная война считается в России славной страницей истории?

Ученики делают предположения.

Учитель: Действительно, проигранная война может называться славной. Конечно, она продемонстрировала отсталость крепостнической России от западных стран, но осталась в памяти как пример самоотверженности, героизма и мужества проявленного российским народом.

Рефлексия. Чему научились?

Домашнее задание.

Тематическая физминутка «Бравый солдат и тряпичная кукла».

Цель: способствовать саморегуляции и снятию напряжения.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. По команде «Бравый солдат!» полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. (Показываю детям эту позу.)

А по команде «Тряпичная кукла!» наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показываю детям эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите бравого солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. (10 секунд)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Выполняйте мои команды правильно: «Бравый солдат!» ( Все должны стоять 10 секунд по стойке «смирно»: спина прямая, плечи расправлены, руки опущены вниз по швам – все мышцы напряжены.), «Тряпичная кукла!» (Нужно максимально расслабить мышцы и слегка согнуть колени.)

«Бравый солдат!», «Тряпичная кукла!» и т.д. до тех пор, пока у нас не сложится впечатление, что дети уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины…Теперь стряхните воду с волос… Теперь – с верхней части ног и ступней…

infourok.ru

Крымская война 1853-1856. Причины, ход событий, итоги

Крымская война или, как её называют на Западе, Восточная, была одним из самых важных и решающих событий средины 19 века. В это время земли занепадающей Османской империи оказались в центре конфликта европейских держав и России, причем каждая из враждующих сторон хотела расширить свои территории за счет присоединения чужих земель.

Война 1853-1856 годов получила название Крымской, поскольку самые главные и напряженные боевые действия происходили в Крыму, хотя военные столкновения вышли далеко за пределы полуострова и охватили значительные территории Балкан, Кавказа, а также Дальнего Востока и Камчатки. При этом царской России пришлось воевать не просто с Османской империей, а с коалицией, где Турцию поддержали Великобритания, Франция и Сардинское королевство.

Причины Крымской войны

Каждая из сторон, принявших участие в военной кампании, имела свои собственные причины и претензии, которые побудили их вступить в этот конфликт. Но в целом их объединяла одна единственная цель – воспользоваться слабостью Турции и утвердиться на Балканах и Ближнем Востоке. Именно эти колониальные интересы и привели к развязыванию Крымской войны. Но к достижению этой цели все страны шли разными путями.

Россия жаждала уничтожить Османскую империю, а её территории взаимовыгодно разделить между претендующими странами. Под своим протекторатом Россия желала бы видеть Болгарию, Молдавию, Сербию и Валахию. И при этом она была не против того, что территории Египта и острова Крит отойдут Великобритании. Также для России было важно установить контроль над проливами Дарданеллы и Босфор, соединяющими два моря: Черное и Средиземное.

Турция с помощью этой войны надеялась подавить национально-освободительное движение, охватившее Балканы, а также отобрать очень важные российские территории Крыма и Кавказа.

Англия с Францией не желали усиления позиций российского царизма на международной арене, и стремились сохранить Османскую империю, поскольку в её лице видели постоянную угрозу для России. Ослабив противника, европейские державы хотели отделить от России территории Финляндии, Польши, Кавказа и Крыма.

Французский император преследовал свои амбициозные цели и мечтал о реванше в новой войне с Россией. Таким образом, он хотел отомстить своему врагу за поражение в военной кампании 1812 года.

Если внимательно рассмотреть взаимные притязания сторон, то, по сути, Крымская война была абсолютно грабительской и захватнической. Ведь не зря поэт Федор Тютчев охарактеризовал её, как войну кретинов с негодяями.

Ход военных действий

Началу Крымской войны предшествовало несколько важных событий. В частности это был вопрос контроля над храмом Гроба Господня в Вифлееме, который был решен в пользу католиков. Это окончательно убедило Николая I в необходимости начала военных действий против Турции. Поэтому в июне 1853 года русские войска вторглись на территорию Молдавии.

Ответ турецкой стороны не заставил себя долго ждать: 12 октября 1853 года Османская империя объявила войну России.

Первый период Крымской войны: октябрь 1853 – апрель 1854

К началу военных действий в русской армии насчитывалось около миллиона человек. Но как оказалось, её вооружение очень устарело и значительно уступало оснащению западноевропейских армий: гладкоствольные ружья против нарезного оружия, парусный флот против судов с паровыми двигателями. Но Россия надеялась, что ей придется воевать с приблизительно равной по силам турецкой армией, как и получилось в самом начале войны, и не могла предположить, что ей будут противостоять силы объединенной коалиции европейских стран.

В этот период боевые действия велись с переменным успехом. И самой важной битвой первого русско-турецкого периода войны стало Синопское сражение, которое произошло 18 ноября 1853 года. Русская флотилия под командованием вице-адмирала Нахимова, направляющаяся к турецкому побережью, обнаружила в Синопской бухте крупные морские силы противника. Полководец принял решение атаковать турецкий флот. Русская эскадрилья имела неоспоримое преимущество — 76 пушек, стреляющих разрывными снарядами. Именно это и решило исход 4-х часовой битвы – турецкая эскадра была полностью уничтожена, а полководец Осман-паша взят в плен.

Второй период Крымской войны: апреля 1854 – февраль 1856

Победа русской армии в Синопском сражении очень обеспокоила Англию и Францию. И в марте 1854 году эти державы вместе с Турцией образовали коалицию для борьбы с общим врагом – Российской империей. Теперь против нее воевала мощная военная сила, в несколько раз превосходящая её армию.

С началом второго этапа крымской кампании территория военных действий значительно расширилась и охватила Кавказ, Балканы, Балтику, Дальний Восток и Камчатку. Но основной задачей коалиции была интервенция в Крым и захват Севастополя.

Осенью 1854 года объединенный 60-тысячный корпус коалиционных сил высадился в Крыму в районе Евпатории. И первое же сражение на реке Альма русское войско проиграло, поэтому вынуждено было отойти к Бахчисараю. Гарнизон Севастополя начал готовится к защите и обороне города. Во главе доблестных защитников встали прославленные адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин. Севастополь был превращен в неприступную крепость, которую защищали 8 бастионов на суше, а вход в бухту перекрыли с помощью затопленных кораблей.

349 дней продолжалась героическая оборона Севастополя, и только в сентябре 1855 года неприятель овладел Малаховым курганом и занял всю южную часть города. Русский гарнизон перебрался в северную часть, но Севастополь так и не капитулировал.

Итоги Крымской войны

Военные действия 1855 года обессилили как союзную коалицию, так и Россию. Поэтому о продолжении войны уже не могло быть речи. И в марте 1856 года противники согласились на подписание мирного договора.

Согласно Парижскому договору России, как и Османской империи, запрещалось иметь военный флот, крепости и арсеналы на Черном море, а это значило, что южные границы страны были в опасности.

В результате войны Россия лишилась небольшой части своих территорий в Бессарабии и устье Дуная, но утратила свое влияние на Балканах.

 

slawomirkonopa.ru

Крымская война 1853-1856 года (кратко)

Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы, зафиксированного в Лондонской конвенции 1840-1841 гг.

Поводом к началу войны послужил спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»), находившихся на территории Османской империи.

В 1851 г. турецкий Султан, подстрекаемый Францией, приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православных священников и передать их католикам. В 1853 г. Николай I выдвинул ультиматум с изначально невыполнимыми требованиями, чем исключил мирное разрешение конфликта. Россия, разорвав дипломатические отношения с Турцией, оккупировала дунайские княжества, и в результате Турция 4 октября 1853 г. объявила войну.

Опасаясь усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция в 1853 г. заключили секрётный договор о политике противостояния интересам России и начали дипломатическую блокаду.

Первый период войны: октябрь 1853 — март 1854 гг. Черноморская эскадра под командованием адмирала Нахимова в ноябре 1853 г. полностью уничтожила турецкий флот в бухте г. Синоп, взяв в плен главнокомандующего. В наземной операции русская армия добилась существенных побед в декабре 1853 г. — перейдя Дунай и отбросив турецкие войска, она под командованием генерала И.Ф.Паскевича осадила Силистрию. На Кавказе русские войска одержали крупную победу под Башкадылкларом, сорвав планы турок по захвату Закавказья.

Англия и Франция, опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. объявили войну России. С марта по август 1854 г. они предпринимали атаки с моря против русских портов на Адданских островах, Одессы, Соловецкого монастыря, Петропавловска-на-Камчатке. Попытки морской блокады не увенчались успехом.

В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен 60-тысячный десант с целью, захвата главной базы черноморского флота — Севастополя.

Первое сражение на реке Альме в сентябре 1854 г. закончилось неудачей для русских войск.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог оказать сопротивления паровым кораблям противника, был затоплен у входа в Севастопольскую бухту.

Обороной руководили адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, героически погибшие во время штурмов. Защитниками Севастополя были Л.Н.Толстой, хирург Н.И.Пирогов.

Многие участники этих сражений снискали себе славу национальных героев: военный инженер Э.И.Тотлебен, генерал С.А.Хрулев, матросы П.Кошка, И.Шевченко, солдат А.Елисеев.

Русские войска потерпели ряд неудач в сражениях под Инкерманом в Евпатории и на Черной речке. 27 августа после 22-дневной бомбардировки был предпринят штурм Севастополя, после которого русские войска вынуждены были покинуть город.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия потеряла базы и часть флота, Черное море было объявлено нейтральным. Россия утратила свое влияние на Балканы, было подорвано военное могущество в черноморском бассейне.

В основе этого поражения лежал политический просчет Николая I, который толкнул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию на конфликт с сильными европейскими державами. Это поражение подвиглоАлександра II на проведение целого ряда кардинальных реформ.

studfiles.net

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.