Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Муром монастыри и церкви – Храмы и монастыри Мурома — описание, фото, отзывы, что посмотреть в Муроме.

Содержание

Монастыри, Храмы и Святые места в Муроме

Автор: Ольга Николаева Дата публикации 27 февраля 2019

Во Владимирской области есть небольшой город – Муром, который славится многочисленными древними храмами, монастырями и святыми местами. Город этот необыкновенный! Попадая в него, точно окунаешься в атмосферу древности, попадаешь в сказку из детства. Ритм жизни здесь спокойный и размеренный, поэтому оставаться в городке, вдали от суеты, хочется как можно дольше. Красота пейзажей и архитектура, которая отлично сохранилась с древних времен, завораживают!

Мое пребывание здесь продлилось всего три дня, но даже за такой маленький срок город успел полюбиться, сюда хочется возвращаться снова и снова.

Самостоятельное путешествие в Муром

Поездка моя была самостоятельной и спонтанной. Готовясь к экзамену по древней литературе, я читала повесть о Петре и Февронии Муромских. История благоверных вряд ли оставит кого-то равнодушным, меня очень заинтересовала. Как только я сдала экзамены, купила билет до Москвы, а оттуда добралась поездом до Мурома.

Ехать от столицы около пяти-шести часов. Несмотря на то, что в дороге я очень устала, первым делом захотелось отправиться по святым местам и достопримечательностям. А посмотреть здесь есть на что!

Культура семьи и верности

Необычайной красоты Свято-Троицкий женский монастырь виден издалека. Не составит труда найти его, так как любой горожанин расскажет, как пройти к монастырю. К слову, люди здесь очень добрые, улыбчивые и отзывчивые, что усиливает ощущение того, будто ты попадаешь в сказочные времена. Я заметила, что здесь много влюбленных парочек, семей и детишек.

Жизнь сердца – это любовь, а смерть его – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования. Иоанн Кронштадтский.

Жители города как будто единогласно поддерживают культ семьи и верности. Из-за чего городской менталитет вызывает у приезжих туристов, вроде меня, удивление и восторг. Здесь хочется оставаться долго, такой светлый и чистый город!

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Основал его купец Тарасий Цветнов в 1643 году. Ранее здесь был собор Бориса и Глеба, затем открыт Свято-Троицкий храм. С момента основания купцом монастырь пребывает в неизменном виде, украшен коваными золочеными крестами.

Святые Петр и Феврония

Я не ехала сюда с целью просить любви у святых, но основной целью моей поездки был Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии. Они почитаются в России как покровители семьи и брака. Когда я попала внутрь монастыря, и вошла в храм, стали происходить необычные вещи, к которым я обычно отношусь скептически. Я сообщила всего лишь нескольким людям, что поеду в Муром. Конечно, меня попросили за них помолиться, поставить свечи и заказать молебен.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Святые Петр и Феврония

Мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии

Женский монастырь в Муроме

Я держала в голове несколько имен, но когда стала молиться, в памяти начали вплывать имена тех, с кем я много лет не общаюсь и даже не вспоминаю о них. Или тех, кто не является мне близким, но если подумать, именно эти люди нуждаются в любви больше всех. Например, почти десять лет одна из моих знакомых страдает от безответного чувства, другая никак не может выйти замуж, несмотря на то, что уже «возраст такой». Мне вспомнилась совсем недавно образовавшаяся семья, где влюбленные перед браком вынуждены были жить в разлуке несколько лет.

Эти истории просто были в моем сознании, но удивительным образом только самые нужные имена стали появляться в тот момент. Ну и конечно, я попросила достойных женихов своим подружкам, и себе, теперь за наше будущее я спокойна.

Бог ведет нас верной тропой. Мы, православные, верим ему, доверяем себя, свою жизнь. Поэтому мы под надежной защитой. Тихон Шевкунов, Несвятые святые.

Мощи святых Петра и Февронии Муромских

Я побывала на двух службах, но почему-то никак не решалась приложиться к мощам святых. Ведь мне пришлось проделать такой путь, я так мечтала об этом! Мне все казалось, момент должен быть особенным, торжественным, я не решалась просто взять и подойти. Когда я все же собралась с силами, меня захлестнуло чувство облегчения, что это произошло. Я приложилась к мощам святых и могу с осознанием завершенного дела отправляться дальше. Несколькими минутами позже в храм вошли паломники.

И тут вдруг сказали, что храм закрывается до вечера, к святым могут приложиться только незамужние и неженатые. Подумать только, неизвестно, сколько они проехали, какой путь проделали, но даже не приложились к мощам святых..

И с этими мыслями отправилась в Свято-Благовещенский мужской монастырь, который находится неподалеку.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Был построен в 1553 году Иваном Грозным при походе на Казань. Позднее его разрушали и грабили поляки, поэтому на протяжении последующего времени обитель год за годом восстанавливали. В монастыре покоятся мощи святого Василия Муромского.

Мое впечатление от монастыря было иным, нежели при входе в Свято-Троицкий монастырь. Здесь, в Благовещенском монастыре, намного больше паломников и прихожан. Возле монастыря множество автобусов и машин, у входа даже устроили ярмарку. Обрамляет монастырь громадная каменная стена с угловыми башнями, завершающими внешний облик архитектуры храма. Монастырь, на удивление, отлично сохранился, несмотря на то, что в 1979 году сильно пострадал от сильного пожара, уничтожившего город.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Свято-Вознесенский храм

Николо-Набережный храм, прямо на берегу Оки

Спустя семь лет в Благовещенском храме был установлен новый иконостас в стиле барокко, который и сейчас сохранился в том же виде. Стоит отметить, что старинный иконостас, как и все внутреннее устройство храма, поражает и завораживает своей роскошью и грандиозностью. На него невозможно не обратить внимания. Возникает огромное желание долго и детально все рассматривать. Это еще одна причина, по которой за пару дней Муром не осмотришь.

Все время пребывания в Муроме я приходила сюда каждый день, а также посетила Свято-Вознесенский храм и Николо-Набережный храм, который стоит прямо на берегу Оки. И самый заметный в городе, так как видно его отовсюду. Но каждыйиз здешних храмов особенный. Все из них мне не удалось обойти, но я очень хочу вернуться, чтобы посмотреть это достояние Русской Православной Церкви. Эти места по возможности нужно посетить каждому верующему, поездка в Муром останется в памяти надолго.

r-traveler.com

Монастыри Мурома: список, описание, фото

Старинный русский город Муром стоит уже более одиннадцати веков. Как Полоцк, Ростов и Новгород, он был упомянут еще в «Повести временных лет». Считается, что об основах христианской веры языческое население узнало от первого муромского князя — святого благоверного Глеба-страстотерпца. Сегодня в городе существуют три христианских обители – два мужских монастыря и один женский. Помимо богатой истории и духовных ценностей, эти центры православия хранят прекрасные памятники русского зодчества.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасский монастырь в России считают одним из самых древних. Раньше его появилась лишь Киевско-Печерская Лавра. Монастырь возвышается на высоком левобережье Оки, будто большой корабль. И от стен обители муромские просторы открываются во всей красе.

Монастырь обустроили на месте, где жил муромский князь Глеб – вокруг укрепленного княжеского двора, который был окружен дремучими лесами. Первый монастырский храм освятили в честь Всемилостивейшего Спаса, и в летописях, начиная с 1096 года, об этой обители пишут, как о «монастыре Спаса на бору». Здесь неоднократно бывали князья Петр и Февронья — русские святые, которых верующие почитают, как покровителей семейных ценностей.

В честь взятия Казани русский государь Иоанн IV Грозный построил в обители новый каменный Спасский храм и даровал монастырю дорогое облачение для священнослужителей, богослужебную утварь, иконы и книги (1554 г.). Позже, когда монастырь подвергался осаде врагов, в этом пятиглавом храме жили монахи и хранили монастырские ценности.

Второй сделанный из камня храм появился на монастырской территории в 1691 году. Покровскую церковь построили теплой и разместили на ее нижнем этаже кладовые пекарню и кухню, где готовили трапезу для братии. А на втором этаже обустроили помещения для проведения церковных служб.

Еще одна постройка, которая сохранилась на монастырской территории с XVII века – это кирпичные палаты настоятеля. Конечно, в таком большом здании он не жил в одиночку. Часть помещений внутри палат была отдана под монашеские кельи, а часть – под кладовые.

В начале XVIII века в Спасо-преображенском монастыре открылось первое духовное училище. Примечательно, что в нем готовят священнослужителей и по сей день.

За несколько веков своей истории обители удалось собрать большую коллекцию памятников древнерусской письменности – старых рукописных и печатных книг, а также документов. Но в 1918 году новые власти обвинили монахов в помощи белогвардейскому мятежу, закрыли старый монастырь, и большинство его ценностей было расхищено. Спасти удалось только те предметы, которые успел взять на хранение Муромский краеведческий музей. С 1926 года в течение 4 лет в монастырских стенах находились цеха местной фабрики, а позже здесь расквартировали военных.

Паломники приезжают в эту обитель, чтобы поклониться иконе Богоматери «Скоропослушница», которая попала в монастырь из Афона в конце XIX века. Кроме того, здесь хранится частичка мощей русского святого Ильи Муромца, привезенная сюда из Киевско-Печорской Лавры. Любители древнерусской архитектуры могут полюбоваться в монастыре двумя храмами (XVI-XVII вв.), пятью церквями и часовнями.

Находиться на ухоженной монастырской территории очень приятно. Здесь много зелени, цветущих клуб, и создан даже собственный мини-зоопарк, в котором живут фазаны, утки и павлины. А в монастырской пекарне можно приобрести вкусный хлеб, который делают сами монахи.

Мужской монастырь расположен по адресу: ул. Лакина, 1. Территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00.

Свято-Троицкий женский монастырь

С XII века в старой части города стояла деревянная церковь, освященная в честь святых Бориса и Глеба. Этот храм обветшал, и на его месте в середине XVII века поставили новый каменный Троицкий собор. Ктитором этого строительства стал муромский купец Тарасий Борисович Цветнов. Горожане звали его по прозвищу – Богдан Цветной.

Пятиглавый храм, созданный в традициях русского узорочья, дошел до наших дней, и он поистине замечателен. Над главами возвышаются удивительные по красоте позолоченные кресты, выкованные в XVII веке муромскими кузнецами. А особый колорит древнему храму придают полицветные изразцы, расписанные разными орнаментами.

В середине XVII века в обители появились новые постройки. На одном каменной фундаменте возвели многоярусную шатровую колокольню и красивую надвратную церковь с ложным шатровым завершением, которую освятили в честь Казанской иконы Богоматери. Вместе с собором они составили один из самых красивых архитектурных ансамблей древнего Мурома.

Во время советской власти с 1923 по 1991 год обитель была закрыта. Потом начался период ее непростого восстановления. Из музеев города в монастырь перенесли почитаемые верующими мощи святых Петра и Февроньи – муромских князей, считающихся покровителями брака и любви, а также старинный крест-мощевик.

При обители открыт приют для девочек-сирот и женщин пожилого возраста — «Надежда». Кроме того, монастырь занимается социальным служением в нескольких тюрьмах, колонии, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, среди солдат воинской части и в городском обществе инвалидов. Перед обителью установлен монумент Петру и Февронье, ставший настоящим местом паломничества среди влюбленных и молодоженов Мурома. Православная церковь отмечает день памяти этих святых 8 июля.

Женский монастырь расположен в центральной части Мурома, рядом с городской администрацией, на площади Крестьянина (бывшей Троицкой), 3А.

Благовещенский мужской монастырь

В XII веке в Муроме построили деревянный храм Благовещения, где горожане бережно хранили мощи князей, крестивших город, Константина Святославовича – сына Черниговского князя, а также его сыновей – Михаила и Федора. На месте этой церкви в середине XVI века и появилась мужская обитель.

История ее основания тесно связана с походом Иоанна IV Грозного на Казань. Царь вместе с войском останавливался в Муроме и дал обещание в случае победы обустроить на месте, где упокоились святые князья, обитель для монахов. Так и случилось, старый деревянный храм разобрали и силами московских зодчих из камня построили Благовещенский собор. Новая обитель сразу оказалась под царским покровительством. От царя она получила богатые дары, деньги из казны и несколько муромских деревень.

В начале XVII века обители пришлось превозмочь страшные испытания. В 1916 году польско-литовские войска, которыми управлял пан Лисовский, разграбили монастырь, а монахов взяли в плен. Когда Смутные времена на Руси завершились, муромский житель — купец Тарасий Цветнов на свои деньги отстроил обитель заново. А когда этот купец состарился, он принял монашеский постриг и позже был похоронен на территории монастыря.

В годы советской власти старинный монастырь закрыли, а братию распустили. Однако, в Благовещенском храме церковные службы не прекращались. Его закрыли только 1940 году, правда, всего на два года. Последнего настоятеля обители, как и многих священнослужителей, репрессировали. Открытие монастыря произошло в 1991 году.

До наших дней старый Благовещенский собор дошел со значительными перестройками. От храма, возведенного в XVI веке, остался только один подклет. Сейчас этот храм представляет собой очень красивое культовое здание, пышно украшенное в стиле русского узорочья. Внутри него находится самый старый в Муроме шестиярусный резной иконостас, выполненный местными мастерами в стиле барокко в конце XVIII века.

Верующие приезжают в эту древнюю обитель, чтобы поклониться мощам святых князей города Муром, а также, чтобы помолиться у почитаемых икон — образа Ильи Муромца, святых князей Петра и Февроньи, Иверской Богоматери и Николая Чудотворца.

Монастырь находится на Красноармейской (бывшей Успенской) улице Мурома, в д. 16.

Достопримечательности МуромаВладимирская обл.РоссияЕвропа

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Монастыри и храмы Мурома

Муром – старинный русский город Владимирской области. Он занимает территорию площадью в 43 км2. Проживает в нем 100 тысяч человек. В этом небольшом городе находится пять обителей и более десяти церквей. О храмах и монастырях Мурома пойдет речь в этой статье.

Из истории города

Впервые Муром упоминается в летописи 862 года. В ходе археологических раскопок на территории Кремля были обнаружены образцы лепной муромской керамики, относящиеся к X столетию. В те времена город был объектом междоусобной войны. Центром самостоятельной епархии он стал в 1998 году. Московский период в истории этого города начинается в 1392 году.

Первый храм в Муроме появился в XI столетии. В XIX веке здесь действовали механический и чугунолитейный заводы, хлопчатобумажная и льнопрядильная фабрики. В 1863 году была построена водопроводная башня.

Большая часть храмов Мурома в советское время подверглась разорению. Несколько приходских церквей, основанных в XVI-XVII столетиях, большевики снесли. В 20-е годы был уничтожен и главный храм Мурома – Собор Рождества Богородицы, возведенный в XVI столетии по приказу Ивана Грозного. Восстановление уцелевших святынь началось в 90-е годы.

Храмы города Мурома

Самый старый из действующих монастырей – Спасо-Преображенский. Он основан в XI столетии, впервые упоминается в летописи 1096 года. Другие монастыри Мурома: Воскресенский, Благовещенский, Свято-Троицкий, Крестовоздвиженский.

Один из храмов Мурома, возведенных в Средневековье, – Церковь Космы и Дамиана. Она построена на том месте, где когда-то стоял шатер Ивана IV в дни казанского похода. Адрес храма: Муром, Набережная, дом 10.

Церковь вознесения Господня основана в 1729 году. Находится по адресу улица Московская, дом 15А. Мощи святого Илии Муромца хранятся в церкви Гурия, Самона и Авива, расположенной на Карачаровской. В 1998 году был воздвигнут в честь русского богатыря еще один храм в Муроме. Находится он у Вербовского кладбища.

Другие церкви Мурома: Троцкая, Успенская, Сретенская, храм Серафима Саровского. К наиболее известным достопримечательностям города относится храм на улице Мечникова. Сретенская церковь основана в начале XIX века, более подробно о ней рассказано ниже. И, наконец, самый старый православный храм в Муроме расположен на улице Плеханова. Дата его основания неизвестна, но упоминается он впервые в документах середины XVI века. Речь идет о Николо-Набережной церкви.

Благовещенский монастырь

На улице Красноармейской находится величественная православная постройка из белого камня с голубыми куполами. Это мужской монастырь, основанный в середине XVI века на месте снесенной деревянной церкви. Воздвигнута обитель была по приказу Ивана Грозного, который посетил город в 1552 году во время своего похода на Казань.

В начале XVII столетия монастырь разрушили и разграбили поляки. Прошло несколько десятилетий, и обитель возродилась. В 1919 году Благовещенский монастырь закрыли. Мощи святых, которые хранились здесь, перевезли в музей, где они находились вплоть до 1989-го. Монашескую жизнь возобновили в сентябре 1991 года.

Воскресенский монастырь

Женская обитель, основанная в XVI столетии, находится на северо-востоке Мурома. Монастырь упразднили в 1764 году, что было не редкостью во времена Екатерины Великой, которая провела реформу о секуляризации земель. Церковь, расположенная на территории Обители, стала приходской. Послушниц перевели в Свято-Троицкий монастырь.

В советские годы церковные постройки использовались в качестве складов. А в 1950 году на кладбище, где похоронены священнослужители, устроенном футбольное поле. Иноческая жизнь возродилась в 1998 году.

Николо-Набережная церковь

Храм расположен на берегу Оки. У подножия горы бьет родник. Здесь, согласно преданию, не раз появлялся Николай Чудотворец.

Церковь впервые упоминается в источниках XVI столетия. Каменный храм на месте деревянного построен в начале XVII века. В 1714 году установлен иконостас. Трапезная появилась примерно в начале XIX столетия.

Николо-Набережная церковь была закрыта значительно позже других муромских храмов. Ее упразднили в 1940 году. На протяжении десяти лет, с 1950-го по 1960-й, здесь размещалась птицефабрика. На протяжении десятилетий сама церковная постройка пустовала. Уцелевшее имущество храма было передано городскому музею. Восстановительные работы начались в 1991-м.

Смоленская церковь

В 1804 году произошел пожар, уничтоживший деревянный храм. На его месте возвели каменную церковь. Спустя четверть века рядом с ней была построена колокольня, а еще позже – трапезная с приделом.

В начале двадцатых годов храм был разграблен. Причем сделано это было под видом оказания помощи жертвам голода на Поволжье. Из церкви изъяли всю серебряную утварь. В конце двадцатых годов храм закрыли.

В семидесятые начались реставрационные работы – предполагалось открытие краеведческого музея. Вскоре были организованы выставки прикладного и изобразительного искусства. В стенах этой старинной церковные постройки проводились даже концерты. Владимирской епархии церковь вернули в 1995 году. Однако в августе 2000-го произошла очередная беда – молния уничтожила шпиль колокольни. Восстановительные работы и по сей день не завершены из-за нехватки средств.

fb.ru

Монастыри и храмы Мурома. Июнь 2010. (Муром, Россия)

Поделиться:

Россия Муром > Монастыри и храмы Мурома. Июнь 2010. (36 Фото)
Муром относится к древнейшим городам Руси, первые упоминания о городе есть в &quotПовести Временных Лет&quot в 862 году.
Название города происходит от населявшего когда-то эти места финского племени мурома.
О значимости города свидетельствует также существование такого всем известного былинного персонажа, как Илья Муромец.

Спасский (мужской) монастырь — один из древнейших монастырей северо-восточной России, впервые упомянут в летописи под 1096 годом.
По преданию, возник на месте двора святого Глеба. Монастырь расположен на высоком берегу Оки и долгое время выполнял оборонительные функции.
Точная дата постройки пятиглавого Спасо-Преображенского собора неизвестна, но он был основан после победы Ивана Грозного над Казанью.
Это одно из древнейших сохранившихся зданий города.


В 1918 году монастырь был закрыт по обвинению в участии в Белогвардейском мятеже.
На территории монастыря находился сначала завод, а с 1930 года — воинская часть.
В 1995 году монастырь возвращен церкви.


Покровская церковь (1691г.)


Настоятельский корпус (1687 г.)


Настоятельский корпус — первая каменная гражданская постройка Мурома.


Братский корпус с домовой церковью (1811г.)


В 1930-е годы был уничтожен некрополь Спасского монастыря.
Часовня-костница, где хранятся собранные при раскопках некрополя кости и черепа.


Территория монастыря ухожена, много цветников. Есть небольшая ферма.


Надвратная церковь Сергия Радонежского (2005 г.) — над входом в монастырь со стороны реки.


Вид на Оку из монастыря.


Монастырь со стороны Оки.


Троицкий (женский) монастырь.
Основан в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым на месте стоявшей тут ранее деревянной церкви.
Надвратная Казанская церковь (1648 г.)


Шатровая многоярусная колокольня (1652 г.)


Монастырь был закрыт в 1921 году. Чего там только не было — архивы, склады, сапожная мастерская, коммунальные квартиры в келейных корпусах…
В 1970 году монастырь получил статус памятника архитектуры республиканского значения.
В 1991 году монастырь был передан Владимирской епархии.


Троицкий собор (1643 г.).
Приделы собора пристраивались и перестраивались позже.
В Троицком соборе хранятся мощи Святых Петра и Февронии.


***


***


Церковь Сергия Радонежского (1715 г.) из села Глотово Меленковского района.


В 1910 г. храм был продан в дер. Красное.


В Троицкий монастырь церковь Сергия Радонежского перенесена в 70-е годы (когда в монастыре планировалось создать архитектурный музей).


Храм работает в летнее время.


На территории Троицкого монастыря


Благовещенский (мужской) монастырь.
В 1552 году в Муроме по пути на Казань остановился Иван Грозный, молился о победе и дал обет в случае победы основать монастырь. Как известно, Казань была взята, царь свое слово сдержал, и в 1553 году монастырь был основан.


На месте монастыря с 12 века стоял деревянный Благовещенский храм, в котором хранились мощи князей Константина, Михаила и Федора, обративших население Мурома в христианство.


Строительство Благовещенского собора началось в 1553 г.


***


***


Воскресенский (женский) монастырь (16 в.). Согласно легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских (в 16 веке).
Монастырь в 1764 году был упразднен, а храмы использовались как приходские церкви. В 1930-е годы они были закрыты, здания использовали как складские помещения. В 70-80 годы в зданиях располагались спортивные залы.
Монастырь открыт заново в 1999 году и до сих пор восстанавливается.


Воскресенская церковь (пятиглавая) и Введенская церковь (одноглавая, с шатровой колокольней) — построены в середине 17 века.


Церковь Св. Николая Чудотворца (церковь Николы Набережного) построена в 1700-1714г.г. на месте деревянной церкви.


Основание церкви приписывают царю Ивану Грозному.


Село Карачарово, теперь пригород Мурома .
Троицкая церковь с колокольней (1811-1829 г.г.)


***


В селе Карачарово родился один из русских богатырей Илья Муромец, канонизированный Русской православной церковью (преподобный Илия Печерский, инок Киево-Печерской Лавры, где находятся его мощи).


Часовня во имя преподобного Ильи Муромца


Святой источник, по преданию забивший на месте &quotскока&quot богатырского коня Ильи Муромца.


Дата публикации: 01.08.10

Спасибо, очень интересно! Когда очень давно (в 9 классе) я жила в Муроме, но тогда все это было в ужасном состоянии. Кстати, посмотрев Ваши снимки, очень хотела поехать по Скандинавии. В этом году не получилось, не хочет народ ехать туда в конце сентября 🙁 Перенесла на следующих год, но обязательно поеду! Ваш Олесунн — на рабочем столе.

Приятная галерея,а город стоит в очереди на просмотр — когда-нибудь в жизни.

3.
sndr 02.08.10 19:13:42

Уважаемая Анна! Конечно же в Скандинавию (Норвегию!) нужно ехать летом, лучше всего в июле. Желаю Вам исполнения Ваших планов в следующем году.

Благовещенский собор похож на Троицкий в Соликамске

СУПЕР СПАСИБО ЗА ПОЗИТИВ!!!

Красотища!!! Спасибо! 8)

7.
kovis 05.08.10 05:03:28

Здесь исконно русский дух! Спасибо!

мне очень понравилась эта галерея.большое спасибо.

Спасибо за галерею об исконно русском городе.Хотелось бы побывать и вживую посмотреть всю эту русскую красоту.

10.
Westa 05.08.10 17:46:09

Давно хотела посетить Муром, да все как-то не складывается. Очень приятная и подробная галерея. Троицкая церковь в Карачарове впечатлила. Представляю, какая красавица была, но время думаю все исправит.

11.
elga 07.08.10 09:40:39

Очень понравилась галерея!!!Спасибо!!!

12.
vedak 14.10.10 17:33:26

Отлично! Хоть у Вас бобывал в городе в котором родился…


 Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.

fototerra.ru

Свято-Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри в Муроме

Город Муром, Владимирская область, Россия

В Муроме рядом расположены два монастыря: мужской Свято-Благовещенский и женский Свято-Троицкий. Свято-Троицкий женский монастырь знаменит тем, что там покоятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви, верности и брака.

Памятник Петру и Февронии около Благовещенского мужского монастыря

Петр и Феврония Муромские

На площади около монастырей установлен Памятник Петру и Февронии Муромским, покровителям любви и брака. О жизни и смерти этих святых, а также истории «Дня семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, мы уже писали в посте «Праздник Петра и Февронии: история и традиции». А вот о том, как их мощи оказались в Свято-Троицком монастыре, следует рассказать отдельно.

Первоначально мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии покоились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенного над их мощами царем Иваном Грозным в 1553 году. Мощи святых находились в кипарисовой раке, изготовленной позднее, в 1797 году, в приделе верховных апостолов Петра и Павла. Рядом с собором стояла деревянная церковь благоверных Петра и Февронии, разобранная в конце XVIII века, чтобы освободить место для колокольни. Собор, по описаниям, отличался красотой и богатством.

После революции Богородице-Рождественский собор, как и большинство других церквей в России, был разграблен, часть церковной утвари была перевезена в местный краеведческий музей. Туда же в 1921 году были перевезены и мощи Петра и Февронии и выставлены для всеобщего обозрения. В 1924 году собор был закрыт, а в 1934 году передан военному ведомству. В 1939 году стены собора разобрали, колокольня простояла чуть дольше, т.к. она использовалась в как пожарная каланча. Однако затем была уничтожена и она. Ныне на месте собора — Окский парк.

Муром, собор Рождества Богородицы, фото конца XIX веке (из Википедии)

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии были перевезены в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря. И сегодня сюда приезжают с молитвами о любви и браке.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь

Строения на территории Благовещенского мужского монастыря

Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий женский монастырь

В XI-XIII веках на месте нынешнего монастыря, на «старом городище» стоял деревянный собор Бориса и Глеба, позднее — деревянный Свято-Троицкий храм. Монастырь был основан уже упоминавшимся выше купцом Тарасием Цветновым в 1642-1643 годах. В 1643 году был возведен в камне Свято-Троицкий собор. Собор украшен поливными изразцами XVII века и кованными золочеными крестами работы муромских мастеров. Колокольня и надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери были построены в 1648-1652 годах.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря из села Красное Меленковского уезда была перевезена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, 1715 года постройки. В 1991 году монастырь был вновь открыт. Главные святыни монастыря — Виленский крест-мощевик и мощи святых благоверных Петра и Февронии.

Свято-Троицкий женский монастырь

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Вид на Благовещенский собор Свято-Благовещенского мужского монастыря

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Строения на территории Свято-Троицкого женского монастыря

Тюльпаны в Свято-Троицком женском монастыре

Деревянная модель церкви в Свято-Троицком женском монастыре

Свято-Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря

Первое, что бросается в глаза на территории Свято-Троицкого монастыря — ухоженность территории: красивые цветники, украшения. В целом, и Благовещенский, и Троицкий монастырь выглядят сказочными — их соборы являются образцами стиля «русское узорочье».

♦ Продолжение: Часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Адрес Свято-Благовещенского мужского монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Красноармейская, 16.

Адрес Свято-Троицкого женского монастыря: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

 

 

anashina.com

Муром…Россия: монастыри и храмы. — путешествия и прочее

1) В первой части о городе Муром Владимирской области мы погуляем по многочисленным храмам и монастырям, лично я в Муроме увидел самую большую концентрацию культовых сооружений по сравнению с другими городами, в которых бывал: 4 монастыря и 6 отдельных церквей… это на 110,000 населения на момент 2015 года.

2) Что удивило? Первое, именно территория монастырей вылизана на блеска. Можно даже намеренно соврать и написать, что , судя по этой фотографии, так выглядит весь город. Далеко не так, увы, но территории церквей (цвинтеры, как говорят ещё в селах юго-запада Брянской области) и монастырей очень ухожены.

3) Второе, очень доброжелательные люди: никто не злился, ни у кого не замечал агрессии при виде камеры или при попытках съёмки интерьера той или иной церкви. Наоборот, работающий при храме один мужчина даже советовал, что лучше поснимать. Также в городе познакомился с местной жительницей Юлией, которая также внесла свою лепту, рассказав о приезжавшей в эти места супруги 3 президента России Светланы Медведевой, о популярном в Муроме празднике семьи, любви и верности.

4) Начнём с Воскресенского монастыря (он изображён на предыдущей фотографии). Возникновение этого монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Пётр и Феврония — русские православные святые, почитаемые в РПЦ как покровители семьи и брака. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме в 1205-1228 гг. и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых.

5) Существует «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии»), Создателем которой является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, получивший поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.
Согласно этой повести- «в городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.
Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе».
Так, Пётр и Феврония считаются православными покровителями семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. В России с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности, этот праздник очень популярен в Муроме, едва ли не один из брендов города.

6) Пятиглавый Собор Воскресения Христова на территории монастыря 1650 года постройки с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами.
В исторических источниках сам монастырь впервые упомянут в 1566 году.В 1616 году поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В российской историографии есть такое событие, как «Рейд Лисовского», относящийся к русско-польской войне 1609—1618 годов, в ходе которого лисовчики под командованием пана Лисовского совершили поход в глубь территории России, описав в 1615 году большую петлю вокруг Москвы и возвратившись на территории Речи Посполитой, разорив множество городов России. До 2 половины XVI века храмы и стены монастыря были деревянные, однако между 1646-1648 гг. разбогатевший на торговле купец Авраам Черкасов финансирует строительство каменных сооружений монастыря. Имена зодчих не известны.

7) Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, согласно указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующие, игуменя Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, были переведены в Троицкую обитель.
На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ.

8) В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е годы в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

9) В 1998 году возрождён монастырь. Получается, где я стою- это кладбище буквально 90 лет назад и футбольное поле 30-50 лет назад. Сознание легко накладывает разные картинки эпох, соответственно облик опять же изменяется.

10)

11) Спа́со-Преображе́нский мужской монасты́рь (первоначальное название — «Спа́сский что на Бору́») упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича: «В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …». Ещё существует местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме», повествующее об основании монастыря муромским князем Глебом Владимировичем (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071г. причислила Бориса и Глеба к лику святых).

12)

13) Спасо-Преображенский собор (справа на фото) – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.

14) Этот же собор слева с обратной стороны. А Справа, Покровская церковь, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсанофия из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

15) Братский корпус 1911 года постройки.

16) Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-1810 гг.

17) Это же место в начале 2000-х гг. (фото Алексея Трифонова здесь).

18) Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым. В нём хранятся мощи святых Петра и Февронии. В 1642-1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор (на фото), сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он получил.

19) Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Cтиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье.

20) Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В композиции для 1 половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.
Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

21) В декоре имеются резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.
Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

22) В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня в эпоху краткого, но великолепного расцвета местного зодчества, продолжавшегося до конца XVII столетия. Строительство велось на средства наиболее известного ктитора и основателя обители — «торгового человека» Тарасия Борисова по прозвищу «Богдан Цветной». Богатый купец часто бывал по торговым делам в Москве и был причислен государем Михаилом Феодоровичем Романовым к «московской гостиной сотне». Небольшие, даже миниатюрные размеры шатрового храма не мешают ощущению величественности. Это ощущение во многом объясняется высоким основанием, на которое поставлена церковь, и умело найденными пропорциями храма. В данном случае основанием служат южные врата с двумя разновеликими арками въезда на территорию монастыря.

23) Сама церковь представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике», увенчанную восьмигранным шатром. Все ее составляющие — и довольно массивный куб основного объема, и изящный восьмерик, и шатер, благодаря искусству неизвестного зодчего, представляют собой удивительно гармоничное единство. Особую, неповторимую прелесть храму придает множество столь же необычных, сколь и нарядных деталей из фигурного кирпича.
Возможно, любовь местных мастеров к сложному декору объясняется, кроме воздействия московской архитектуры, сильным влиянием школы рязанского зодчества. Она особенно хорошо прослеживается при сравнении Казанской церкви с храмом Святого Духа (1642 год) в Рязани. Много общего можно найти и в принципе перехода от высокого куба храма к небольшому восьмерику, а от него — к шатру. Своды и рязанской, и муромской церквей украшают килевидные кокошники сложного профиля, имеющие почти одинаковый рисунок. Возможно, такая традиция поддерживалась и в более позднее время, т.к. в XVII столетии Рязань и Муром находились в ведении одного иерарха – епископа рязанского и муромского.

24) Одним из импульсов в формировании местной архитектуры могло быть тесное общение с ремесленниками южнославянских стран, которые издревле приплывали по Оке в Муром для торговых дел. Так или иначе, «муромские зодчие мастера-муроли, воспитанные на государевом дворе, славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до прихотливого узора».

25) Деревянная церковь Сергия Радонежского 1700 года постройки, перевезённая на территорию Троицкого монастыря из села Красное, которая, хотя и датируется 18 веком, по стилю, безусловно относится к 17 веку. Тем более что, в свою очередь, она была перевезена в село Красное в 1715 году из села Пьяно. О спасённых храмов деревянного зодчества вы можете почитать репортаж из музея под открытым небом «Витославлицы» вблизи от Великого Новгорода.

26) А это Благове́щенский мужской монасты́рь, основанный в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. По преданию расположен на месте деревянной церкви «при дворе» князя Муровского и Черниговского Константина, крестившего Муром.
В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1791 году на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились иконы Иверской и Владимирской Богоматери.

27) Основным элементом декора Благовещенского Собора являются оконные наличники. Боковые обрамления некоторых окон выполнены в виде цветов и балясин. Над венчающим их двойным «многослойным» карнизом возвышаются «разорванные» фронтоны с балясиной по центру. Однако есть и своеобразные мотивы: «корона» со сложным профилем и обрамленный сухариками кокошник, в который вписана цветочная ветвь с бутоном наверху. Ее изогнутые боковые побеги завершаются распустившимися цветами.
Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора. Световым является только центральный, но каждый из пяти обрамляет своеобразный «аркатурно-колончатый пояс» из тонко прорисованных балясин, соединенных дугами и небольшими фронтончиками. Над «поясом» расположен фриз из «городчатых» фигур, а над ним — сильно выступающий карниз. Он не был изначально частью декора барабанов, а появился только в конце XVIII века (после пожара 1792 года луковичные главки заменили на нынешние, более прихотливой формы). Их можно было бы назвать вычурными, но, благодаря удачно найденной форме перехода от барабана к главке, они вполне органично дополнили облик собора. Менее органичен пристроенный в XIX веке придел с северной стороны, который существенно нарушил первоначальную композицию. Одной из достопримечательностей собора считается его западный вход, выходящий на закрытую паперть с крыльцом. Он устроен в виде «перспективного» портала из белого камня, каждый «ярус» арок которого покрыт тончайшей резьбой в виде цветов и бусин, напоминающих обрамления оконных наличников. Опираются арки на резные балясины. Вероятно, первоначально здесь находился парадный вход в собор.
Паперть, пристроенная несколько позже к собору с западной стороны, заслуживает особого упоминания. Изящно изогнутые арки (особенно необычна нижняя «ползучая» арка) на фигурных столбиках обрамляют два марша лестницы. Очень своеобразно решение крыльца: с трех сторон оно открыто, каждый его проем выполнен в форме подвесной арки с «висячей» гирькой. Углы крыльца декорированы колонками, повторяющими рисунок арочных столбов. Завершает объем крыльца многопрофильный выносной карниз. Все это сооружение увенчано тремя шатрами. Два небольших шатрика по сторонам сделаны восьмигранными, а центральный шатер (существенно большего размера) — шестнадцатигранным.

28) Надвратная Церковь св. Стефания 1716 года постройки ( в 1835 гг.- добавлены ряд элементов). Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора.

29) Памятник Петру и Февронии на одноимённой площади перед монастырём. Ранее площадь носила название- площадь Любви, но после визита Президента Дмитрия Медведева с супругой, площадь получила нынешнее название. В следующем выпуске уже о самом Муроме я покажу ещё маленькую интересную деталь в этом памятнике, так что, наберитесь терпения.

30) Старый голбец и кресты в проездной нише Стефаниевской церкви.

31) Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

32) В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.

33) Стены построены в 1 половине XIX века.

34)

35)

36)

37) Теперь посмотрим на отдельные городские храмы.
Часовня Михаила Архангела при УВД г.Мурома 2005-2006 гг.возведена в память погибших в Чечне милиционеров.

38) Пятиглавая, трёхабсидная с шатровой колокольней Церковь Вознесения Господня, построенная в 1729 году на пожертвования бургомистра В.Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А.Герасимова.

39) Церковь Смоленской иконы Божией Матери в архитектурном направлении классицизма,построена в 1804 году на средства муромского купца М. И. Елина.Эта 1 постройка в этом стиле в Муроме. Колокольня Смоленской церкви (со шпилем и крестом) до сих пор является одной из самых высоких точек в городе.
Основной объём – четверик – перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная аспида, а с севера и с юга – портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (своеобразной его трактовкой). Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создаётся впечатление воздушности и лёгкости.

40) Трапезная и колокольня, построенные в 1838 году, выполнены в других масштабах и несколько несоразмерны с основным объёмом церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной – архитектурные детали, характерные для первой половины XIX века.
Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, г

ru-travel.livejournal.com

Храмы, Монастыри и Церкви г. Муром

Храмы и монастыри – главная достопримечательность Мурома. В каталоге собран полный перечень действующих и утраченных церквей и монастырей. Спасо-преображенский монастырь, Троицкий и Благовещенский монастырь. Вознесенская, Смоленская, Николо-Набережная церковь и многие другие – в этом каталоге вы найдете их старые и современные фотографии, адреса, а также отметку на карте города, чтобы вы без труда смогли добраться до них.

Оставляйте комментарии, читайте отзывы других муромлян. Оставляйте голоса в рейтинге за самое умиротворенное место.

Спасский мужской монастырь

Первое упоминание о муромском Спасском монастыре находится в русских летописях под 1096 г.: «В лето 6604 (1096 г.) …

Вознесенская церковь 


Построена в 1729 г. комиссаром Осипом Названовым, бургомистром Василием Смольяниновым и подьячим Алексеем Герасимовым.

Троицкий женский монастырь 


Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.

Благовещенский мужской монастырь 


История «первоначальной Благовещенской церкви», а позднее монастыря неразрывно связана с историей города Мурома.

Церковь николая чудотворца 


Сооружены в середине XVII в. на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых.

Воскресенская и введенская церкви 


Сооружены в середине XVII в. на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых.

Козьмодемьянская церковь 


На невысокой террасе Оки приютилась, утопая в зелени, скромная приземистая церковь, возведенная более четыреста лет назад в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна.

Смоленская церковь 


Стоит на высокой терассе р. Оки на пересечении современных улиц Мечникова и Губкина. В настоящее время является кафедральным храмом г. Мурома

Сретенская церковь


Сооружена в 1795 г. на средства муромских купцов Зворыкиных.

Успенская церковь 


Сооружена в 1790 г. муромским купцом Д. Лихониным.



Христорождественская церковь 


Стояла на месте современного здания администрации г. Мурома. Сооружена в конце XVIII в. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 30 января 1930 г. Разобрана на кирпич в августе 1930 г. Колокольня взорвана.

Пятницкая церковь


Стояла в начале современной улицы Пролетарской. Время основания не известно. В 1818 году купцом Суздальцевым вместо деревянной церкви построен каменный храм. Вокруг храма находилось одно из четырех городских кладбищ. Разрушена в 1939 году.

Собор рождества богородицы 


Муромский Богородице Рождественский собор занимает самое лучшее место в городе, на горе называемой Воеводской, возвышающейся над рекой Окой.

Предтеченская церковь

Стояла на месте современной средней школы № 3. Построена в 1803 г., перестроена в 1874 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена во второй половине 30-х гг.

Напольная церковь 


Стояла на городском Напольном кладбище. Сооружена в 1860 г. на средства муромских купцов Жадиных. В 1872 г. пристроена теплая трапеза. Храм был приписан к Муромскому Благовещенскому монастырю. Снесена в 1930-е гг.

Николо-можайская церковь 


Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова). Построена в середине 16 в. на средства царя Ивана Грозного. В 17 в. перестраивалась местным купцом Веневитиным. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х гг.

Николо-зарядная церковь 


Стояла у торговых рядов («за рядами»), напротив здания современного музея. Сооружена в 1675/7 г. на средства купца Смолина. Одноглавая, одноапсидная с шатровой колокольней. Снесена во второй половине 30-е гг.

Георгиевская церковь


Находилась на северо — восточной окраине города в Кожевниках. До середины 17 в. была деревянной. Каменный храм возведен на средства муромца Сидора Лопатина в 1651 г. Пятиглавая с трапезой и колокольней. Закрыта и снесена в 30-е гг.


promurom.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *