Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Музей янтаря калининград режим работы цена билета – Стоимость билетов и услуг :: Музей янтаря

Режим работы :: Музей янтаря

Октябрь–апрель: 10.00 – 18.00 (касса – до 17.30)

Выходной день – понедельник 

График работы музея в новогодние и рождественские праздники 2018–2019:

31 декабря 2018 года – с 10.00 до 14.00, 1 января 2019 года – с 12.00 до 19.00. Со 2 по 8 января – с 10.00 до 19.00 (касса закрывается за полчаса до окончания работы музея).

Май–сентябрь: 10.00 – 19.00 (касса – до 18.30)

Без выходных дней

Календарь рабочих дней

Обозначения:

  • 33 – сегодняшний день;
  • 33 – музей закрыт для посещения;
  • 33 – музей открыт для посещения.

2019 год

Январь
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
Февраль
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627281 23
Март
25262728123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Апрель
1234567
89
10
11121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Май
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
Июнь
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Июль
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Август
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
Сентябрь
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Октябрь
30123456
78910
11
1213
14151617181920
21222324252627
28293031123
Ноябрь
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
Декабрь
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Назад На главную

www.ambermuseum.ru

О Музее янтаря :: Музей янтаря

Единственный в России Музей янтаря был открыт в 1979 году. Он расположен в центре Калининграда на берегу озера Верхнее в крепостной башне середины ХIХ века.

Башня была построена в 1853 году под руководством разработчика общего плана крепостных сооружений Кёнигсберга шефа инженерного корпуса Эрнста Людвига фон Астера и входила в систему городских оборонительных укреплений. Она носила имя прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, участника освободительной войны против наполеоновского нашествия. Здание является также памятником Второй мировой войны.

Музей янтаря – это музей одного минерала. Экспозиция расположена на трех этажах здания общей площадью около 1000 кв. метров. По содержанию она делится на естественно-научную и культурно-историческую части.

Янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, произраставших более 40 млн. лет назад на современной территории Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях дна Балтийского моря.

В естественно-научном разделе собрания представлены различные по весу, цветовой гамме, степени прозрачности образцы янтаря. В экспозиции находится самый крупный в России «солнечный камень»: его вес – 4 кг 280 г. Значительную часть коллекции составляют образцы янтаря с включениями остатков животных и растительных организмов, попавших десятки миллионов лет назад в некогда жидкую и вязкую смолу. Включения в балтийском янтаре представляют большой научный интерес благодаря своему разнообразию и превосходной сохранности. Они ценны для уточнения наших знаний о флоре и фауне, а также климатических условиях на Земле 40 – 45 млн. лет назад. На сегодняшний день коллекция Калининградского музея янтаря является главным российским национальным фондом инклюзов в балтийском янтаре.

В культурно-историческом разделе собраны украшения и предметы быта из янтаря от эпохи неолита (IV – II тыс. до н.э.) до наших дней. В Музее янтаря хранятся артефакты, обнаруженные на территории Калининградской области при раскопках памятников II-V вв. н.э. – времени интенсивных торговых контактов с Римской империей. На поселениях этого времени присутствует большое количество необработанного янтаря, предназначенного для продажи, а в погребениях, наряду с дорогими украшениями, часто находят одну-две янтарных бусины, которым, видимо, придавалось сакральное значение.

Утраченные янтарные изделия XVI века представлены научными реконструкциями, выполненными калининградскими художниками и специалистами реставрационной мастерской Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Особую ценность представляют уникальные произведения европейских мастеров XVII века, переданные в дар музею Оружейной палатой Московского Кремля в 1978 году. Они дополнены современными копиями старинных янтарных предметов, воссозданными фрагментами знаменитой, пропавшей во время Второй мировой войны Янтарной комнаты и подлинными изделиями XIX – начала ХХ века российских и европейских мастеров. 

Отдельный экспозиционный комплекс посвящен Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре, работавшей с 1926 по 1945 год.  С 1947 года начал свою деятельность Калининградский янтарный комбинат – единственное предприятие в мире с полным циклом добычи и переработки янтаря. Образцы его серийной и авторской продукции 1950 – 2000 гг. можно увидеть в выставочных залах.

На постоянной выставке «Янтарный дом», переданной в дар музею в 2013 году президентом санкт-петербургского фонда «Развитие благотворительных программ» Е.Ю. Татузовым, представлены произведения современных калининградских и санкт-петербургских мастеров. В том числе работы выдающегося художника и реставратора высшей категории Александра Журавлева (1943–2009), среди них – самая большая в мире янтарная мозаика «Русь». Этот автор в течение 16 лет руководил воссозданием знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Значительная часть экспозиции – это работы современных художников России, Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, США, Франции, Японии. В их числе ювелирные украшения, скульптура, объекты интерьера.

Музей сегодня – это одно из ярких культурных мест города. Его коллекция насчитывает около 16000 единиц хранения. Ежегодно музей посещает более 200 тысяч человек, проводится 1200 экскурсий, организуется более 30 выставок и проектов.

Одним из важных направлений работы музея является организация и проведение с 2004 года международной биеннале авторских изделий из янтаря «Алатырь» (старорусское название солнечного камня), а с 2012 года – всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства.

Музей ведет активную издательскую деятельность. За последние 11 лет издано более 40 книг. Все издания сопровождаются переводом на английский язык.

В музее работают библиотека, центр коммуникаций. К услугам посетителей – экскурсии, мероприятия для родителей с детьми, музейные занятия для школьников, лекции, мастер-классы, творческие встречи с художниками. На первом этаже музея размещается сувенирная зона, где можно приобрести изделия из янтаря калининградских мастеров и фирм-производителей, а также полиграфическую продукцию о Музее янтаря и Калининградской области.

В музее обеспечена доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Для людей, передвигающихся на колясках, предусмотрена подъемная платформа, которая доставит их на второй этаж здания. Подъемник сконструирован с учетом технических возможностей музея и установлен в шахте центральной лестницы. 

Дверные проемы оборудованы пороговыми пандусами.

Для спуска в цокольный этаж используется ступенькоход с интегрированным сиденьем (с индикатором подъема). Для облегчения подъема и спуска в инвалидной коляске по прилегающей территории музея возможно использование мобильного телескопического пандуса.

В помощь слабослышащим – специальное оборудование. Индукционные системы установлены в кассе, гардеробе, используется при ведении экскурсий. 

Специальный проект «Музей в волшебной книге», реализованный на грант Президента Российской Федерации, позволяет  демонстрировать трехмерные виртуальные копии тридцати уникальных музейных экспонатов в отдаленных от областного центра местах, в том числе детских образовательных и оздоровительных учреждениях, на выставках и презентациях.

ГБУК «Музей янтаря» в соответствии с законом Калининградской области от 26 декабря 2012 г. N 194 «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области» предоставляет бесплатную юридическую помощь в рамках своих полномочий. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Назад На главную

www.ambermuseum.ru

Музей янтаря Калининград, официальный сайт, режим работы, как добраться


Янтарная история и традиции

Начнем с того, что с начала XV в. и вплоть до XIX в., согласно исследованиям профессора из университета Падуи Евгенио Рагацци, применение янтаря как лекарственного препарата распространилось по всей Европе и было весьма популярно в Италии. Корни же его шли прямо с территории Восточной Пруссии и, в частности, Кёнигсберга, то есть практически непосредственно от места расположения самого крупного месторождения.

Летописи рассказывают, как для поддержания сил крестоносцы перетирали янтарь, смешивали порошок с вином и пили. Позже, в 1525 году, магистр ордена крестоносцев подарил известному церковному реформатору Мартину Лютеру, страдающему желчекаменной болезнью, ложку, выточенную из «белого янтаря».

Янтарь в лабораториях Третьего рейха

По всей видимости, тевтонские летописи в конце XIX века тщательно изучили немецкие врачи. Ещё до начала Первой мировой войны в аптеках Германии торговали напитком «Ламмервайн». Это целебное зелье, в котором особым образом была растворена янтарная кислота (сукцинат), считали чуть ли не эликсиром бессмертия. Однако после прихода к власти Гитлера нацистские спецслужбы обратили внимание на стимулирующие свойства янтарной кислоты и засекретили все работы в этой области. Дело в том, что в 30‑е годы прошлого века немецкая наука почти полностью работала на военные нужды. В частности, медики искали средства, резко повышающие выносливость солдат. Кстати сказать, в СССР такой препарат на основе «колы» был получен к 1943 году и позволял путём приёма 1 раз в 4 часа специальной полуграммовой таблетки круглосуточно сохранять высокую работоспособность. Впрочем, более 36 часов такие препараты принимать не рекомендовалось.

Исследователи Третьего рейха работали в ином направлении. Они, в частности, отказались от веществ на основе кофеина, от которых сначала бодрит, а потом бросает в депрессию. Искали физиологичное, естественное для человеческого организма средство и остановились на янтарной кислоте. Военнослужащие, принимавшие новый препарат, становились сильнее, выносливее, обретали «истинно арийский боевой дух». Янтарная кислота усиливала окисление жирных кислот и углеводов, повышая устойчивость организма к стрессовым воздействиям: физическим, химическим, биологическим. Всё дело портил лишь небольшой нюанс — банальный понос, который после приёма таблеток охватывал истинных арийцев. Впрочем, эта беда была легко преодолима, но завершить работы немцам помешала капитуляция рейха в мае 1945 года.

Советские исследования полезных свойств янтаря

Новая волна интереса к янтарной кислоте связана с работами профессора Марии Кондрашовой – она в 60-е годы жила в Калининграде. Будучи молодым учёным из школы знаменитого академика С. Северина, эта женщина страстно увлеклась идеями биоэнергетики. В ходе многолетних кропотливых исследований Мария Николаевна доказала, что именно сукцинат – вещество, созданное самой природой, – является потрясающим катализатором процессов обмена веществ и способно в экстремальные периоды дать клетке и человеческому организму новый импульс жизни. Естественно, что при этом повышалась работоспособность и выносливость человека.

Группа Марии Кондрашовой в 1972 году уже завершала исследование. Оставалось получить разрешение Фармакологического комитета миндздрава СССР на использование сукцината в широкой медицинской практике. И здесь своё веское слово сказали спецслужбы: прямо на старте массового внедрения в производство препарат на основе янтаря был засекречен. Слишком уж заманчивым он показался руководству КГБ. В этом ведомстве янтарные пилюли стали использовать для снабжения военнослужащих спецназа, агентов-нелегалов, дипломатов. Дело доходило до курьёзов: в среде партийной номенклатуры считалось особо престижным получить доступ к сукцинату. Одна таблетка препарата позволяла на банкетах пить, почти не пьянея. А утром прийти «в норму» менее чем за полчаса – янтарная кислота мгновенно сжигала оставшийся в организме алкоголь.

После распада СССР интерес к лекарственным и регулирующим свойствам янтарной кислоты угас. Реорганизации РАН, годы застоя, развал великой страны не прошли даром. Но, как известно, «великие идеи не горят», а нам остаётся надеяться, что медицинские свойства янтаря всё-таки найдут применение в нашей повседневной жизни.

Современные исследования и терапии

На данный момент существует множество различных патентов, публикаций, диссертаций и других научных работ об использовании янтаря или его составляющих (янтарной кислоты, пудры, вытяжек и др.). Так, например, только в базе Роспатента можно найти более 100 патентов, связанных именно с лечебными свойствами янтаря. Уже запатентованы и антидиабетическое средство на основе янтарной кислоты, и средство, активирующее обмен веществ, и биологически активные добавки к пище, и способы профилактики и лечения заболеваний с помощью янтаря при кариесе, воспалительных заболеваниях слизистой полости рта, лечении грибковых поражений ногтей, при болезнях суставов, позвоночника, заболеваниях сосудов, болезнях лимфатической системы, заболеваниях сердца, легких, внутренних органов, и при многих-многих других недугах.

Софья Афанасьева, психолог санатория «Теремок»:
Этот проект удалось реализовать при поддержке Калининградского янтарного комбината и непосредственном участии специалистов инновационного предприятия ремесленного поселения «Куликово» Сергея Петрова и дизайнера Галины Приступа.

Главный врач санатория Галина Алексеевна Шуляк – человек очень прогрессивный. Она постоянно настаивает на том, что должно быть не только лечение, реабилитация физическая, медикаментозная, физическая, но у ребенка должны быть и яркие впечатления, положительные эмоции, которые будут давать подкрепление этой реабилитации. Идея создания янтарной комнаты родилась у нашей администрации около полугода назад. И благодаря совместным усилиям, неравнодушному отношению всех наших партнеров комната все-таки открыта!

Янтарная комната – это своеобразный «стимульный» шок, одновременное воздействие на все основные анализаторы ребенка (зрительное, слуховое, тактильное и другое восприятие), активизирующее развитие центральной нервной системы (ЦНС), но и, что немаловажно, это целебное воздействие тепла янтарного камня, а также, человеческого тепла, внимания, принятия, участия, развитие контакта и навыков сотрудничества ребенка, его творческих и коммуникативных навыков. Все это является необходимым и важным условием реабилитации и улучшения качества жизни детей с психоневрологическими заболеваниями.

Александр Ларюшкин, физик:
Вопрос о происхождении янтаря и его свойствах остается открытым , по-крайней мере экспериментов подтверждающих какую-либо теорию – нет. Существует гипотеза о происхождении янтаря, которая включает в себя ряд химических реакций и последовательность пребывания смолы в среде, с постепенным изменением ее с кислой до щелочной и в тоже время наличием большого количества кислорода достаточного для автоокислительных процессов, что само по себе несет противоречие (так как иловых пород характерны анаэробные процессы). Моделирование этих процессов — является одной из задач по исследованию янтаря в рамках проекта при технопарке БФУ им. Канта.

Сергей Петров, руководитель ремесленного поселения «Куликово»:
Яркий, но научно не обоснованный пример лечебного эффекта от использования янтаря, это история из жизни моего учителя, профессора Святослава Сергеевича Савкевича. Он со своими коллегами по геологической группе попал под радиационное облучение при ядерных испытаниях. Из 17 геологов погибли 8. Человек получил мощнейшее облучение, ему ставят страшный диагноз — онкологическое заболевание мозга. Старинный рецепт бабушки по лечению ядами грибов и вывода токсинов янтарной мукой привел уникального ученого в конечном счете к фундаментальным исследованиям янтаря. Благодаря янтарю и силе воли он прожил и активно проработал с таким диагнозом более 30 лет.

Высокий уровень антивирусной активности был отмечен при использовании терпенов и эфиров, входящих в состав «белых сортов янтаря», способных стимулировать заживление повреждений кожи, в том числе термических ожогов.

petrov-cergei.com

Янтарная комната :: Музей янтаря

В.М. Попова

Самым грандиозным произведением из всех когда-либо созданных из янтаря является, конечно, знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, утраченная в годы Великой Отечественной войны и возрожденная в наши дни. В ней нашли свое наивысшее выражение все достижения мастеров прошлого в области художественной обработки янтаря.

Богатая событиями история комнаты восходит к самому началу XVIII века. В 1701 году, после восшествия на престол, прусский король Фридрих I пожелал иметь у себя что-нибудь такое, чего нет ни у одного из монархов Европы. Вполне естественно, что для этой цели был выбран янтарь – символ земли прусской. Им решено было украсить целый парадный зал.

Существуют разные версии относительно автора проекта янтарного убранства. По одной из них замысел принадлежит Андреасу Шлютеру, известному прусскому архитектору и скульптору, который во времена Фридриха I занимался постройкой многих дворцовых сооружений. По другой – инициатором идеи был Иоганн Фридрих Эозандер, любимый архитектор королевы Софии-Шарлотты, руководивший строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменивший А. Шлютера на посту главного придворного архитектора. Никаких документальных свидетельств, говорящих в пользу какой-либо из этих версий, не сохранилось.

Намного больше известно о мастерах, создававших янтарную облицовку. В 1701 году для выполнения работ по янтарю был приглашен из Копенгагена датский придворный мастер Готфрид Вольфрам. Он трудился над созданием янтарных панно до 1707 года, затем из-за разногласий с новым придворным архитектором Эозандером фон Гете, был уволен. Продолжили работу янтарные мастера Эрнст Шахт и Готфрид Турау, приглашенные из Данцига.

Определить точное время окончания работ очень сложно из-за того, что при жизни Фридриха I несколько раз менялись планы размещения убранства из янтаря. Из янтарных панелей намеревались собрать галерею то во дворце Шарлоттенбург, то во дворце Ораниенбург, и в соответствии с этим в проект постоянно вносились изменения. Работа, таким образом, затягивалась.

Наконец, после смерти Фридриха I в 1713 году, его сын Фридрих Вильгельм I прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Готовые части янтарной облицовки поместили тогда же на стенах кабинета Табачной коллегии на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине. Размеры этого помещения составляли приблизительно 4,5 х 5 м. Берлинский дворец является последним и, пожалуй, единственным точно установленным местом пребывания Янтарного кабинета перед его путешествием в Петербург.

В 1716 году, во время встречи Петра I c Фридрихом Вильгельмом, на которой речь шла о заключении союза между Россией и Пруссией, прусский король в знак дружбы и уважения преподнес русскому царю «изрядный презент» – Янтарный кабинет. Его привезли в Петербург (кстати, через Кёнигсберг, Мемель и Ригу) в 1717 году, и долгое время янтарные панно вместе с отдельными резными деталями, из которых состояло убранство кабинета, находились в Летнем дворце Петра, в домашней «куншкаморе», где хранились многие курьезы и редкости, собранные за границей.

О кабинете вспомнили только в царствование императрицы Елизаветы Петровны. В 1743 году при создании новой столичной резиденции – Зимнего дворца, третьего по счету, – янтарную облицовку решили использовать для убранства одного из парадных покоев императрицы. Строительством руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, а для работы непосредственно с янтарем был приглашен итальянский мастер «лепного и штукатурного дела» Александр Мартелли.

Создавая янтарный покой в Зимнем дворце, Растрелли сразу столкнулся со многими трудностями. Все убранство кабинета состояло из отдельных панно, выполненных в технике мозаики. Их было 22 штуки: 12 верхних разной ширины и 10 нижних цокольных. Чтобы украсить ими выбранное помещение, требовалось ввести дополнительные детали, которые объединили бы панно в единый архитектурный ансамбль. Для этого Ф. Б. Растрелли использовал прием, широко распространенный в европейском декоративном искусстве XVIII века – он поместил между янтарными панно зеркальные пилястры в резных золоченых рамах.

Затруднения возникли также при компоновке панно на стенах. Их композиционными центрами являлись три большие резные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в Кёнигсберге в XVII веке, еще до создания кабинета. Для их симметричного расположения не хватало четвертой рамы. Узнав о недовольстве императрицы Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, добивавшийся ее дружеского расположения, заказал янтарную раму в Кёнигсберге и преподнес её императрице в 1745 году. В роскошной резьбе, украшавшей раму, была специально использована российская императорская символика: раму венчала российская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу символизировали победы России на суше и на море.

Таким образом, все затруднения были разрешены, и янтарная облицовка в новом обрамлении из зеркал и золоченой резьбы появилась в парадных покоях Зимнего дворца. Известно, что янтарный покой, находившийся рядом с опочивальней императрицы, служил местом аудиенции иностранных послов и знатных вельмож.
Но «похождения» Янтарного кабинета на этом не прекратились. В 1755 году по приказу императрицы его перенесли (буквально – на руках) в

Царское Село, где по проекту Ф. Б. Растрелли создавалась летняя резиденция. В Большом Царскосельском дворце было решено устроить парадный янтарный зал. Площадь зала была больше, чем в Зимнем дворце, – она составляла 96 кв. м, при высоте стен 7,5 м (общая высота янтарных панно была всего 4,75 м). Опять потребовались дополнительные детали. Растрелли сохранил использованный им еще в Зимнем дворце ритм из чередующихся янтарных панно и сдвоенных зеркальных пилястр в резных золоченых рамах, добавив к последним еще шесть. Свободное пространство между панно и плоскостью потолка, а также между пилястрами, было заполнено живописью, имитирующей янтарную мозаику. Роспись верхнего яруса декорировали объемной золоченой резьбой по дереву в виде гирлянд с канделябрами и фигурок амуров, поддерживающих вазы. Декор верхнего яруса дополняли десюдепорты, выполненные также по рисункам Растрелли, на которых из причудливых завитков рокайля вырастали изящные женские головки. И такие же головки служили завершением каждой зеркальной пилястры.

В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили четыре мозаичные картины, выполненные из агатов и яшм во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Они представляли собой аллегорические изображения человеческих чувств – «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние».

Последний этап в истории отделки Янтарной комнаты проходил уже при Екатерине II. В 1763 году она издает указ о замене расписанных частей комнаты на янтарную мозаику. Для этого специально были приглашены мастера опять же из Кёнигсберга – Фридрих и Иоганн Роггенбуки, К. и Г. В. Фриде и Иоганн Готлиб Велпендорф. Вместе с кёнигсбергскими янтарными мастерами работали и их русские ученики – Герасим Козловский, Никита Савин и Александр Михайлов. В это время были сделаны из янтаря промежутки между пилястрами, филенчатые панели под ними, угловой столик, один десюдепорт и гирлянды под карнизом, завершающие и объединяющие все панно в единое целое. Несколько позднее в комнате выполнили художественный паркет по рисункам архитектора В. И. Неелова – его набрали из цветных пород дерева: палисандра, ореха, красного сандала и клена. Работы были завершены примерно к 1770 году.

Благодаря творческим усилиям мастеров самых разных специальностей небольшой, камерный по характеру Янтарный кабинет, каким он был в Берлине, превратился в роскошный парадный зал, который и получил название Янтарной комнаты. Все великолепие янтарного убранства комнаты представало перед глазами зрителей в свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и двух больших зеркалах, помещенных между окнами. Комната вызывала неизменное восхищение у всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В таком преображенном виде Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце Царского Села (ныне г. Пушкин) примерно 200 лет. В годы Великой Отечественной войны она была вывезена фашистами в Кёнигсберг (ныне Калининград), где ее установили в одном из залов Королевского замка. И здесь ее следы теряются. Многолетние поиски Янтарной комнаты до сих пор никаких положительных результатов не дали.

Новая страница в ее истории открывается в конце XX века, и она тесно связана с Калининградским музеем янтаря. Еще до открытия, для создания экспозиции «Янтарь в XVII – XVIII веках» Музей стал заказывать копии изделий этого периода, хранящихся в музеях России и за рубежом. Центральным комплексом экспозиции должна была стать модель Янтарной комнаты в 1/5 натуральной величины. Проект модели разработал ленинградский художник-архитектор Г. С. Хозацкий, автор художественного решения всего Музея янтаря.

В 1977 – 78 годах была выполнена модель одной панели комнаты в технике и материале оригинала. Она рассматривалась советом Художественного фонда РСФСР, ее смотрела правительственная комиссия, и 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце г. Пушкина уже в натуральную величину. Главными аргументами в пользу того, что этот проект может быть осуществлен, явились модель панели комнаты и более 50-и копий и научных реконструкций изделий XVII – XVIII веков, выполненных современными художниками по заказу музея янтаря. В ходе этой работы осваивалась технология художественной обработки янтаря, составлялись научные методики, которые и легли в основу проекта воссоздания панелей Янтарной комнаты.

Сам проект был разработан группой специалистов под руководством А. А. Кедринского, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Царское Село», который занимался возрождением всего Екатерининского дворца. Над воссозданием интерьера Янтарной комнаты трудились художники различных специальностей – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, паркетчики. Но наибольшую трудность представляло восстановление самого янтарного декора. Как когда-то в XVIII веке, в Екатерининском дворце была создана янтарная мастерская, основу коллектива которой составили мастера-камнерезы, работавшие над созданием изделий для Музея янтаря – А. Журавлев (руководитель мастерской до 1995 года), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев и другие. Эта мастерская стала центром, куда стекалась вся информация о Янтарной комнате, проводились научные эксперименты, изучалось «поведение» янтаря, решались трудные технологические вопросы, связанные, например, с восстановлением цвета мозаичных панно или с высотой рельефа орнаментов. Здесь также были воссозданы мозаичные картины из твердых камней, собранных по всей территории бывшего СССР, – в наборе флорентийских мозаик использованы уральская яшма, алтайский каргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковные и казахстанские кремнии, забайкальский лазурит и итальянские мраморы. А янтарь на всем протяжении работ поставлял Калининградский янтарный комбинат.
Новая Янтарная комната, возрожденная современными российскими мастерами после более чем 20 лет кропотливых поисков и упорного труда, предстала перед зрителями в 2003 году. Ее открытие стало одним из центральных моментов в церемонии празднования 300-летия Петербурга.

Назад На главную

www.ambermuseum.ru

Наши сотрудники :: Музей янтаря

В этом разделе представлено руководство Калининградского областного музея янтаря.

Суворова
Татьяна Юрьевна

Директор Калининградского
областного музея янтаря

Торопова
Ирина Алексеевна

Заместитель директора
по научной работе

Радинович
Ирина Николаевна

Главный хранитель

Костяшова
Зоя Васильевна

Ведущий научный сотрудник

Полякова
Ирина Алексеевна

Главный научный сотрудник

Резчикова
Виктория Игоревна

Научный сотрудник

Лысова
Татьяна Игоревна

Заведующая отделом организации выставок

Машкова
Оксана Владимировна

Начальник отдела информации

Кривонос
Ирина Андреевна

Ученый секретарь

www.ambermuseum.ru

Здание музея :: Музей янтаря

Архитектура

Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего в фортификационной башне Дона, носящей имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого легиона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс. История комплекса связана также развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.

5 апреля 1843 г. был утвержден проект фортификационного укрепления Кенигсберга. Верхний пруд (немецкое название, сегодня мы говорим Верхнее озеро), самое слабое место в обороне, решено было прикрыть двумя круглыми башнями. Башни поставили на расстояние двойной дальности стрельбы орудий, что давало возможность простреливать поверхность озера перекрестным артиллерийским огнем. На западном берегу расположили башню Врангель, а на восточном – башню Дона.

Пруссия первой из европейских стран применила идеи Марка Рене Монталамбера (1713-1799), на практике оценив важность многоярусного артиллерийского огня, как мощного фактора обороны.

Башню строили с 1852 по 1853 год. В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы.

Подвалы предназначались для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Их анфиладное расположение, без внутренних перегородок, создавало удобства для маневров гарнизона при обороне.

При строительстве башни использовался специальный фортификационный кирпич, проходивший многообжиговую закалку по принципу закалки стали (нагрев — отпуск, и так несколько раз).

Штукатурка не использована, т.к. обнаженный кирпич в условиях местного климата с частыми дождями, большой влажностью и мягкими зимами был прочнее и долговечнее, задавая при этом фасаду выразительную внешнюю красоту.

Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Имелся свой водозаборный колодец (по предположению Овсянова, вероятно, он находился на месте современного фонтана). Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.

К середине 19 в. в фортификационной архитектуре Кенигсберга некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, стали всего лишь ремаркой средневековой традиции. В первую очередь это касается зубчатой парапетной стенки. В башне Дона зубчатый парапет повторен дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, задающих выразительную абрисную линию всему зданию.

Стиль «кирпичной неоготики», характерный для кенигсбергской архитектуры середины 19 в., нашел проявление в крестовых сводах казематов башни и декоративном оформлении наружной стены.

Ажурный аркатурный пояс, проходит по всей окружности башни, составляя самый выразительный элемент декора. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновые перемычки, выполняющие и несущие, и декоративные функции. Альтернативная по направлению кладка ложится красивым декоративным узором.

Со стороны озера Верхнего главный вход в башню прикрывался отводной стрельней (это термин зодчества Древней Руси, употреблен О.П.Овсяновым) — Г-образной кирпичной стеной, с многочисленными амбразурами.

Цоколь стены оформлен рустом, т.е. выложен из крупных булыжных камней различной формы, притесанных друг к другу и скрепленных цементным раствором.

Пространство между наружной стеной кордегардии и стеной противофильтрационной заветы всегда было заполнено водой.

Вода, видимо, поднималась до уровня рустованного камня и затекала свободно из Верхнего пруда.

Сегодня под мостиком поставлена бетонная дамба, перекрывающая доступ воды, т.к. цемент между рустом находится в плохом состоянии, нарушен дренаж, гидроизоляция. В результате вода под стенами башни однозначно приведет к «намоканию» здания.

Препятствием на пути противника становился искусственный ров, окружавший башню. Его глубина порядка 2-3 м.

История

До начала двадцатого века башня Дона, как и весь бастионный комплекс, находились в подчинении военному ведомству. До второй мировой войны в мирное время караул, заступавший на дежурство в башне, составлял порядка 15-20 человек и назначался из войск, стоявших в непосредственной близости.

В связи с созданием новой, более современной линии обороны — фортового пояса укреплений и расширением границ Кенигсберга, фортификационные объекты в черте города стали выкупаться муниципалитетом. Еще до первой мировой войны частично были ликвидированы валы, водные рвы, бастионы, а на их месте построены гражданские здания. Те же объекты, которые сохранились, были объявлены памятниками истории и архитектуры, стали музеями, в них поддерживался определенный температурно-влажностный режим, проводились реставрационные работы. В редюитах бывших бастионов разместились кустарные мастерские, частные магазинчики, кафе.

Башня Дона и примыкающие к ней Росгартенские ворота также были причастны к туризму и экскурсиям. Как памятники истории и архитектуры, они были открыты для осмотра, а в сочетании с живописным ландшафтом Верхнего озера и лесным массивом на его берегу составляли великолепную зону отдыха. Здесь находились многочисленные прогулочные тропы, смотровые площадки, кафе, магазинчик сувениров и небольшое фотоателье. Вероятно, в этот период был построен горбатый мостик.

С началом второй мировой войны башни Врангель и Дона вновь становятся военными объектами.

Открываются ранее заложенные кирпичом амбразуры, налаживаются инженерные системы обеспечения, подвозятся и устанавливаются казематные пушки.

Бывший комендант крепости Кенигсберг Отто Ляш в своей книге «Так пал Кенигсберг» подчеркнул, что подобно внешним фортам, старые укрепления внутреннего кольца, использовались при обороне в качестве главных опорных пунктов.

До осени 1944 г. в обеих башнях разместились склады стрелкового оружия, боевого снаряжения и имущества связи. Сохранившаяся аэрофотосъемка 1944 г. показывает, что на подступах к башне Дона была вырыта мощная траншея ломаных очертаний.

Дополнительным препятствием для советских войск должны были стать различного рода заграждения: ежи, рогатки, проволочные заборы, спирали Бруно, спотыкачи, выставленные перед траншеей.

В первые послевоенные годы башня Дона не имела постоянных хозяев, временно используясь различными организациями для складирования тары и сыпучих материалов. Результатом стал закономерный процесс разрушения конструктивных элементов, коррозия раствора кладки от постоянной сырости, нарушение гидроизоляции, вентиляции, дренажа, растительность на покрытии, захламленность местности и водного рва. До 1969 г. в башне Дона размещался складской комплекс военторга № 540.

Работы по созданию Музея янтаря, начатые в 1972 г., предотвратили интенсивный процесс разрушения.

Назад На главную

www.ambermuseum.ru

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Музей янтаря (Калининград, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Алатырь, лежащий на дне моря, слезы морской богини, певучий камень. Янтарь издревле манил людей своей загадочностью. И правда, откуда в камне, который находят на дне моря, крылья бабочек и мух? Он и в огне не горит, и в воде не тонет, а в безвоздушном пространстве под воздействием жара плавится. Много легенд связано с янтарем, но на сегодняшний день ученые разгадали загадку этого камня. Познакомиться с научными исследованиями о янтаре, а также полюбоваться на это чудо можно в единственном в России Музее янтаря, который находится в Калининграде.

Музей янтаря был открыт в 1979 году в крепостной башне, расположенной на берегу озера Верхнее. Само здание также представляет собой историческую и архитектурную ценность: башня неоготического стиля была построена в 1853 году как одно из оборонительных учреждений Кенигсберга.

Музей янтаря достаточно внушительных размеров: это трехэтажное здание площадью 1000 квадратных метров.

Музей янтаря достаточно внушительных размеров. В трехэтажном здании, на площади 1000 квадратных метров представлены самые разнообразные выставки, имеющие как научную, так и культурную ценность.

Что посмотреть

В 28 залах Музея янтаря постоянно работает пять разделов. Попытки разгадать природу янтаря предпринимались сразу, как был открыт этот камень, — а это произошло ни много ни мало 5-6 тысячелетий назад. В настоящее время ученые знают о янтаре все или почти все. Туристам же разгадать загадку янтаря помогут экспонаты разделов «Происхождение янтаря, его свойства» и «Историко-археологические знания о янтаре».

Особенно гордятся в музее Калининграда уникальной коллекцией, полученной в дар от Оружейной палаты Кремля.

Янтарь с давних времен привлекал к себе творческих людей, ведь даже в своем первозданном виде янтарь прекрасен, а если уж к нему прикоснется рука художника… Украшения из янтаря начали создавать еще в эпоху неолита (более двух тысяч лет до нашей эры) и продолжают мастерить и в наши дни. Особенно гордятся в музее Калининграда уникальной коллекцией, полученной в дар от Оружейной палаты Кремля. О янтаре как произведении искусства рассказывается на таких выставках Музея янтаря в Калининграде, как «Янтарь в искусстве 17—18 веков» и «Янтарь в творчестве современных художников».

Для Калининграда янтарь — это еще и «промысел». О том, как развивалось янтарная промышленность, можно узнать на экспозициях «Кенигсбергская государственная янтарная мануфактура» и «Калининградский янтарный комбинат».

Калининград известен во всем мире тем, что в 1947 году начал работу комбинат, единственный в мире выполняющий полный цикл по добыче и переработке янтаря.

В Музее янтаря проводится и научная работа. С ее результатами можно познакомиться на ежегодных биеннале, во время лекций, которые читают научные работники музея. Здесь же ведется активная издательская деятельность: труды ученых, исследователей за девять лет были опубликованы в 30 книгах. Это наследие Музея янтаря в Калининграде переведено и на английский язык.

Как добраться

Музей янтаря находится в Ленинградском районе Калининграда, на площади Маршала Василевского. Это площадь считается одной из главных транспортных развязок города, поэтому здесь проезжают многие маршруты общественного транспорта. Так, от аэропорта вы доедете на автобусе № 144, а с калининградского вокзала до Музея янтаря можно добраться на автобусах № 37, 44, 11, 17, 21, 19, 103, 159, 144, 158, 101, трамвае № 3, а также на маршрутных такси № 64, 66, 69, 70, 73, 90, 77, 85, 80, 155.

Практическая информация

Адрес Музея янтаря: г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1. Телефоны: (4012) 46 65 50, (4012) 46 68 88.

Режим работы: 10:00-18:00, выходной — понедельник.

Стоимость билетов: взрослый (все выставки и постоянная экспозиция) — 430 RUB; для студентов — 220 RUB, для школьников — 180 RUB; семейный билет (родители и дети дошкольного и школьного возраста) — 990 RUB.

Веб-сайт: ambermuseum.ru.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

tonkosti.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *