Арапша — это… Что такое Арапша?
Араб-шах Муззаффар (Арабшах, Араб-оглан, тат. Ğərəpşah, Гарәпшаһ), в древнерусских летописях известен как Арапша — хан Золотой Орды (1377—1380), в период «Великой замятни».
Сын Каганбека[источник не указан 176 дней]. По отцовской линии потомок пятого сына Джучи, хана Шибана.
Точная дата рождения не поддаётся определению, поскольку и древнерусские, и татаро-монгольские письменные источники упоминали государственных деятелей Заволжья только в связи с какими-либо событиями. Сведения о нём появляются, начиная с 1377 года, когда он совершает поход на Русь. Для объединённого московско-нижегородского войска, вышедшего навстречу татарам, военная акция по предотвращению набега обернулась сокрушительным поражением, получившим впоследствии название «Пьянского побоища».
Современные историки предполагают, вслед за указанием русских летописей, что Араб-шах в это время перешёл на службу к темнику Мамаю (правителю западной части Орды) и рассматривают поход против Руси как карательный. Однако возможны и другие трактовки. После разгрома русского войска (2 августа), Араб-шах разграбил Нижний Новгород (5 августа). И в том же году совершил набег на Засурье. После чего сведения о нём в летописях прекращаются.
Как свидетельствуют нумизматические данные, Араб-шах на короткое время овладел Сараем (столицей всей Орды). Известны отчеканенные им монеты 779 г.х. (май 1377 — апрель 1378). Его правление, по-видимому, продолжалось вплоть до захвата Сарая Тохтамышем.
Литература
- Арабшах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — 2-е изд. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 10,000 экз.
- Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60—70-х годов XIV в.: хронология правлений // Историография и источниковедение стран Азии и Африки : сборник. — Л., 1983. — В. VII.
- Камал ад-дин Бинаи Шайбани-наме // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). — Алма-Ата: Наука, 1969. — С. 58а-59а.
- Похлёбкин В. В. Татары и Русь. — М.: Международные отношения, 2000. — С. 22. — 192 с. — ISBN 5-7133-1008-6
- Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды / Карты: А. А. Астайкин.. — СПб.: Евразия, 2010. — 408 с. — (Clio). — 1 000 экз. — ISBN 978-5-91852-010-9
- Сабитов Ж. М. Генеалогия Торе. — 3-е изд. — Алма-Ата, 2008. — С. 51, 282, 285. — 326 с. — 1,000 экз. — ISBN 9965-9416-2-9
- Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. — С. 128-129. — 279 с. — 1,500 экз.
- Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. — М.: АСТ, 2006. — С. 310-320. — 445 с. — (Историческая библиотека). — 5,000 экз. — ISBN 5-17-035804-0
Ссылки
§ 10. Активизация борьбы Руси с Ордой. Битвы на реках Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.)
§ 10. Активизация борьбы Руси с Ордой. Битвы на реках Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.)
В конце 70-х годов XIV в. усилились татарские набеги на окраинные русские княжества: Суздальско-Нижегородское и Рязанское. В то же время и крепнувшая Русь активизировала борьбу с Ордой.
В 1377 г. предпринял поход на Нижний Новгород ордынский царевич Арапша (Араб-шах). Узнав о готовящемся татарском набеге, суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович сообщил об этом в Москву великому князю Дмитрию Ивановичу. Тот двинулся с большим войском к Нижнему Новгороду. Но там еще не было слышно о. приближении Арапши. Тогда великий московский князь послал ему навстречу ряд приведенных с собой полков (владимирский, переяславский, юрьевский, муромский, ярославский), а сам вернулся в Москву. Представляется совершенно очевидным, что московское правительство в рассматриваемое время уже не ограничивается оборонительными мероприятиями в целях защиты русских рубежей от татаро-монгольских вторжений, а, желая предупредить эти вторжения, переходит в наступление против Орды. Напрашивается и другой вывод: московское правительство все более стремится подчинить своему политическому влиянию великое княжество Суздальско-Нижегородское и сделать его своим форпостом в борьбе с Ордой.
Вместе с войсками, отправленными против Арапши великим московским князем, выступили и суздальско-нижегородские полки во главе с местными князьями Иваном Дмитриевичем (сыном Дмитрия Константиновича) и Семеном Михайловичем. Летописи подчеркивают многочисленность русских вооруженных сил, брошенных на неприятеля («и бысть рать велика зело»). Когда русское войско переправилось через реку Пьяну, к нему пришло известие, что царевич Арапша находится сравнительно далеко, на Волчьей воде. Согласно Рогожскому летописцу, Симеоновской, Новгородской четвертой летописям, эта весть оказала разлагающее влияние на русскую рать. Не чувствуя опасности, воины под влиянием и по примеру своих руководителей допустили оплошность («оплошишася»), обнаружили беспечность и недостаток бдительности («и небрежением хожаху»). Они сложили свои доспехи на телеги и спрятали в походные мешки, оружие их не было в боевой готовности («доспехи своя въскладоша на телеги, а ины в сумы, а у иных сулици еще и не насажены бяху, а щиты и копиа не приготовлены»). Поскольку было жарко, воины разъезжали, расстегнувшись и сбросив с плеч свои одежды («а ездят, порты своя с плечь спущав, а петли ростегав, аки роспрели, бяше бо им варно, бе бо в то время знойно»). Раздобыв мед и пиво, ратники без меры напились и совершали разъезды в пьяном виде («а где наехаху в зажитии мед или пиво, и испиваху до пиана без меры, и ездят пиани…»). «По истине за Пианою пиани», — язвительно замечают летописи, допуская каламбур, построенный на созвучии слов. Что касается «старейшин», князей, «бояр старейших», «вельмож», воевод, то они не подавали примера честного исполнения ратного долга и, чувствуя себя не как на войне, а как дома, потешались охотой («те все поехаша ловы деюще, утеху си творяще, мнящеся, акы дома»)[1856].
Рассказ Рогожского летописца, Симеоновской и Новгородской четвертой летописей имеет характер политической сатиры, причем довольно острой. Имеются все основания думать, что этот памфлет вышел из среды нижегородских горожан, пострадавших от беспечности, проявленной князьями и воеводами на реке Пьяне, ибо русское войско было там разбито татарами, которые затем напали на Нижний Новгород и разорили его. Мораль рассмотренного летописного рассказа ясна; в нем высмеиваются феодальные вооруженные силы, действовавшие за рекою Пьяной, как небоеспособные. Демократическая направленность сатиры выступает из тех выпадов, которые специально предназначены в адрес военачальников, возглавивших полки, посланныё против Арапши.
Коротко рассказ Рогожского летописца, Симеоновской и Новгородской четвертой летописей изложен в Тверском сборнике.
Несколько иной вариант повести о битве на реке Пьяне находим в летописях Софийской первой, Воскресенской, Типографской[1857]. Здесь также осуждается беспечность русского ополчения, но отсутствуют обличения князей, воевод и старейшин. Следовательно, те демократические нотки, которые звучали в первоначальном сатирическом изображении действий руководителей русских военных сил, оказались заглушенными. В легкомыслии упрекаются теперь рядовые «ратные» люди, во «множестве» пришедшие за Пьяну. Перед нами явная переделка в интересах господствующего класса феодалов более ранней повести. Вина за поражение русских полков перенесена с военачальников на простых воинов. Такова социальная тенденция поздних московских летописных сводов второй половины XV в., к которым, вероятно, восходит разбираемая версия.
Особый вариант рассказа о событиях на реке Пьяне в 1377 г. содержится в летописях Ермолинской и Львовской[1858]. В них также сглажена социальная острота тех упреков, которые в произведении, пронизанном настроением горожан, были обращены к представителям феодального класса, оказавшимся в целом не на высоте в ответственный момент, когда их ждала встреча с сильным и хитрым противником. Но в рассматриваемых летописных памятниках еще нет тенденции к опорочению «множества ратных» (т. е. простых воинов), которая отличает позднейшее московское летописание. Ответственность за поражение русских военных сил на Пьяне возлагается персонально на суздальско-нижегородских князей Ивана Дмитриевича и Семена Михайловича. Подобная трактовка событий, очевидно, возникла в конце XIV в., в период борьбы московской великокняжеской власти за ликвидацию политической независимости княжества Суздальско-Нижегородского, и отражала точку зрения московского правительства. Конечно, в такой трактовке исчез социальный пафос Рогожского и сходных с ним летописцев, осуждающе звучавший в отношении всех феодальных руководителей ополчения, осрамившихся на Пьяне (без различия князей суздальско-нижегородских или московских). Памфлет на феодалов в целом, обладавших большой ратной силой, но из-за собственного легкомыслия наголову разбитых врагом и тем самым объективно оказавшихся виновниками поражения Руси, был подменен обвинительным актом, предъявленным сторонниками одной политической группировки (московских феодалов) другой феодальной группе, к которой принадлежали нижегородские князья.
Идеология горожан в осмыслении событий на реке Пьяне в какой-то мере возрождается в Никоновском летописном своде. Здесь в еще большей степени, чем в Рогожском и сходных с ним летописцах, высмеиваются вельможи, воеводы, бояре, причем в одинаковой мере как те, кто возглавлял полки князя Дмитрия Ивановича московского, так и те, кто подчинялся князьям суздальско-нижегородским. Военачальники начали «ходити и ездити в охабнех и в сарафанех». Они были неумеренными пьяницами («любляху же пианство зело»). В рассказе Никоновской летописи фигурирует и новый мотив — похвальба вельмож, хваставшихся, что они без труда справятся с неприятелем. «И глаголюще в себе кождо их, я ко может един от нас на сто татаринов ехати, по истинне никто не может противу нас стати». Рассказать о хвастовстве вельмож автору надо было затем, чтобы в дальнейшем провести мысль: бог смиряет «гордость» и «дает смиренным благодать». Сама по себе подобная евангельская мудрость, конечно, еще не определяет идейного содержания рассказа. Это — обычный церковный афоризм. Но рядом с ним имеется другое высказывание: вельможам нечего было гордиться, ибо мы «вси есмя Адамови внуци»[1859]. Идея общности происхождения (не отрицающая необходимости неравенства социального положения) зародилась в среде городского населения. В данном случае такая идея используется автором для осуждения военачальников, переставших быть руководителями многочисленного «воиньства», которое выступило на защиту Руси, забывших о своей с ним связи, и понадеявшихся на собственную силу и храбрость… Они ответственны за самомнение, погубившее столько народа. Особенно интересно, что Никоновская летопись, говоря о «величании» и «возношении» (похвальбе) вельмож, замечает, что они поступали так, «аки бы в своих сиротах величаюшеся и возносящеся» (т. е. так же, как величались и возносились перед своими крестьянами). Сравнение, взятое из социальной жизни, из крепостнической действительности, из области взаимоотношения феодалов и крестьян, иллюстрирует мысль повести: надо помнить, что все люди — «внуки Адамовы». Мы видим здесь лишнее доказательство того, что поражение русского войска на Пьяне вызвало отклики среди горожан, выступивших с обличением (хотя и весьма умеренного характера) представителей феодального класса — виновников понесенного поражения.
Переходя к описанию конкретных событий на Пьяне, следует отметить, что, согласно данным ряда летописей, мордовские князья (феодализирующаяся знать) тайком навели на русское войско «рать татарьскую из мамаевы Орды». Таким образом, ордынские правители стремились опереться на социальную верхушку нерусских народов Поволжья и действовать в союзе с ней против Руси. Русские князья были застигнуты врасплох. Татары разделились на пять полков и ударили «на нашу рать в тыл, биюще и колюще и секуще без вести». Русские воины обратились в бегство по направлению к реке Пьяне. Татары кинулись за ними. Князь Семен Михайлович был убит, князь Иван Дмитриевич бросился на коне в Пьяну и утонул. Погибло в реке и множество «бояр и слуг и народа бещислено».
Вслед за тем татарские полчища неожиданно напали (5 августа) на Нижний Новгород. Князь Дмитрий Константинович бежал в Суздаль, бросив город на произвол судьбы. Многие горожане, чувствуя бесполезность сопротивления неприятелю ввиду отсутствия в Нижнем Новгороде военных сил, отплыли в судах вверх по Волге в направлении Городца. Татарские войска перебили тех городских жителей, кому не удалось скрыться, и сожгли город, а затем пожгли села и перебили и пленили множество людей в нижегородских волостях. Большинство летописей объясняет побег Дмитрия Константиновича тем, что у него не было рати («…не бысгь силы стати противу их на бои»). Устюжский же летописный свод обвиняет князя в том, что он не принял мер к организации обороны города, хотя мог это сделать («князь же Дмитреи, оплошась, и осады не осадил, за малым утече со княгинею в Суздаль»).
Некоторые летописи (Новгородская четвертая, Софийская первая, Устюжский летописный свод) сообщают, что одновременно с Нижним Новгородом татарские войска захватили Переяславль-Рязанский, откуда рязанский князь Олег Иванович убежал «изстрелян».
За татарским нападением на Нижний Новгород в августе же 1377 г. последовал набег Арапши с татарским отрядом на Засурье, которое он «пограбил» и «огнем пожег». Той же осенью на Нижегородский уезд напала мордва, князья которой, как указано, действовали в контакте с ордынскими правителями. Снова в огне пожаров запылали села, снова гибли от неприятельского меча и уводились в плен русские крестьяне. Брат великого суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича — Борис, выступивший против мордовского отряда, настиг его у реки Пьяны. Многие мордвины были здесь убиты, а многие утонули в реке, пытаясь переправиться на другой берег Пьяны.
Зимой 1377–1378 гг. великий суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович отправил своего брата Бориса и сына Семена во главе карательной экспедиции в Мордовскую землю. На помощь суздальско-нижегородским князьям великий князь Дмитрий Иванович московский прислал свою рать под предводительством воеводы Ф. А. Свибла. Мордовское мирное население беспощадно истреблялось («…и всю землю их пусту сотвориша…»). Пленников привели в Нижний Новгород и предали мучительной смертной казни.
В 1378 г. к Нижнему Новгороду снова подошли татары. Город еще не оправился от разорения, которое ему нанесли татарские войска в августе 1377 г. Князя в городе не было, а население находилось в бегах («а люди ся разбегли, гражане град повергъше, побегоша за Волгу»). Татары вошли в Нижний Новгород. В это время туда же приехал из Городца князь Дмитрий Константинович. Видя, что Нижний Новгород находится в руках татарских захватчиков, он предложил им уплатить за него «окуп». Татары не согласились на это предложение и, как и в 1377 г., подожгли город, а затем, покинув его, «повоевали» Нижегородский уезд.
По Никоновской летописи, в 1378 г. в Поволжье вторично объявился царевич Арапша, который «избил» «гостей русских много», а затем совершил набег на Рязань[1860].
На основе анализа приведенного материала, относящегося к 1377–1378 гг., можно сделать несколько выводов. Ясно, что серия татарских набегов на Нижегородскую землю была вызвана не просто стремлением к грабежу. Не случайно татарские захватчики не захотели взять «окупа» за Нижний Новгород с князя Дмитрия Константиновича и на его глазах подожгли город. Задачей подобных набегов являлось подорвать материальные ресурсы Суздальско-Нижегородского княжества. И задача эта встала с особенной силой сейчас, когда великий московский князь Дмитрий Иванович и феодалы и купечество Московского княжества прилагали усилия к тому, чтобы экономически и политически укрепиться в Нижнем Новгороде, учитывая его крупное значение, как торгового центра и как аванпоста в борьбе с Ордой.
Показательно, что суздальско-нижегородские князья сами уже не были в состоянии оказать сопротивление татарским князьям и царевичам. Вместе с суздальско-нижегородскими военными силами против них действовали и московские полки. При этом, по-видимому, не только местные князья были заинтересованы в помощи со стороны московской великокняжеской власти в борьбе с татаро-монгольской опасностью, но и московское правительство должно было заботиться о том, чтобы не выпустить из своих рук дела организации отпора захватчикам. Деятельность московского правительства в этом направлении должна была не только обеспечить защиту Русской земли от татаро-монгольских нападений, но и способствовать укреплению позиций великокняжеской власти в среде местного населения и прежде всего городского (в целях его последующего себе подчинения). Мы видели, как нижегородские горожане, оставленные местными князьями беззащитными перед лицом нагрянувших на город татарских полчищ, были вынуждены искать спасения в бегстве. Мы видели, что Нижний Новгород и после ухода татар в течение длительного времени оставался полупустым, и ни князь Дмитрий Константинович, ни посадское население долгое время не решались туда вернуться. Естественно, что в таких условиях горожане искали защиты от татарских налетов у великокняжеской власти. Но в 1377 г. и московские войска не оказали им помощи против татарских вооруженных сил. Московские военачальники, так же как и суздальско-нижегородские князья, оказались не на высоте и были ядовито за это высмеяны в том разобранном выше памятнике публицистики, который сохранился в составе некоторых летописцев. Ведь события на Пьяне вошли в поговорку. По крайней мере Устюжский летописец говорит: «И пословка и доныне прозвася: истое еси за Пианою рекою пьян»[1861]. Московскому правительству приходилось, по-видимому, считаться с тем, что его авторитет в среде нижегородских горожан пал. И восстановить его нельзя было лишь тем, что в созданной в Москве публицистической версии поражения на Пьяне острие вышеприведенной злой поговорки отводится от московских воевод и направляется на суздальско-нижегородских князей. Вряд ли можно было упрочить популярность московской великокняжеской власти в глазах нижегородского городского населения и разгромом мордовских «зимниц» и травлей голодными псами на волжском льду мордовских пленников. А весьма вероятно, что это истребление на глазах народа несчастных мордвинов было задумано не без участия московского воеводы Ф. А. Свибла, чтобы показать нижегородцам, что за привод татарского войска на Пьяну мордовскими князьями несут кару соотечественники последних. Вряд ли, повторяю, все это могло удовлетворить население. Оно нуждалось в другом: в организации серьезного отпора ордынским захватчикам. И этого не могло не понимать московское правительство.
Если учесть, что параллельно с набегами на Нижегородскую область татарские князья организовали налеты и на Рязанское княжество, т. е. две окраины Руси подвергались разорению, то станет ясно, что сама жизнь подсказывала необходимость организации сопротивления неприятелю не разрозненными силами отдельных русских земель, а в общерусском масштабе, соединенными силами ряда русских княжеств. Московское княжество обладало достаточными материальными предпосылками и социально-экономическими условиями для организации подобного сопротивления и умело использовало в дальнейшем эти условия. Тем самым укреплялась его роль в качестве основы формирующегося Русского централизованного государства.
Серьезное столкновение русского народа с ордынскими полчищами произошло в 1378 г. В этом году ордынский князь Мамай послал на Русь большое войско во главе с Бегичем. Великий князь Дмитрий Иванович, узнав о выступлении татарских военных сил, собрал значительную рать и выступил навстречу. Летописные своды рассказывают об этом в протокольном стиле, но летописный рассказ наводит на некоторые размышления. Можно думать, что московское правительство учло уроки гибели русских войск на Пьяне в 1377 г. — учло в двух отношениях. Во-первых, как крупное военное поражение, повторение которого нанесло бы Руси весьма чувствительный удар. Во-вторых, как факт, подорвавший уже завоеванные ранее великокняжеской властью позиции на пути политического объединения русских земель и изменивший сочувственное отношение к этой политике городского населения Суздальско-Нижегородского княжества. Очевидно, в Москве с намерением исправить крупные упущения, допущенные в 1377 г., тщательно готовились к новой большой битве с Ордой. В этих целях была достаточно хорошо организована разведка, и в Москве вовремя стало известно о планах Мамая. На этот раз сам великий князь Дмитрий Иванович возглавил рать, выставленную против ордынских захватчиков (не в пример тому, как это было в 1377 г.).
Встреча русских и татарских войск произошла в Рязанской земле, у реки Вожи. Татары стали по одну ее сторону, русские — по другую. Русские явно выжидали, предоставляя татарам начать военные действия. Через несколько дней после того, как оба войска выстроились друг против друга, татарские полки решились перейти, реку и напасть на русскую рать. Летописи повествуют об этом в очень образном стиле: «Не по мнозех же днех татарове переехаша на сю сторону, и удариша в кони свои, и скочиша вборзе, и нюкнуше гласы своими, и поидоша на грунах, и тъкнуша на наших…».
Из летописного рассказа с несомненностью вытекает, что русские были вполне подготовлены к отпору татарам. Битва произошла 11 августа. Русские вооруженные силы были распределены на три полка. Один из них (под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича) ударил в лицо неприятелю, два других (под руководством окольничего Тимофея[1862] и князя Даниила Дмитриевича пронского) атаковали его с флангов. Удар русских воинов был настолько силен, что татарские полки сразу обратились в бегство, повернув обратно за Вожу. Русские воины погнались за ними, «бьючи их, секучи, и колючи, и убиваша их множество, а инии в реце истопоша». Было убито несколько татарских князей, имена которых приведены в летописях. Отмечают летописи и имена двух убитых русских воевод: Дмитрия Монастырева и Назара Данилова Кускова. Характерно, что поражение татарской рати описано в ряде летописных сводов в тех же самых выражениях, что и поражение русских воинов на реке Пьяне в 1377 г. Позволительно предположить, что летописцы руководствовались в данном случае идеей реванша, взятого русскими в 1378 г. за победу, одержанную над ними «мамаевой Ордой» год тому назад.
Русские продолжали погоню за татарами до тех пор, пока этому не помешала наступившая ночная мгла. На следующий день преследование неприятеля было возобновлено. Но выяснилось, что татары в панике продолжали отступление в течение всей ночи, и русские воины находили повсюду лишь следы татарского лагеря: поверженные «дворы», «шатры», «юртовища», «алачуги», «телеги», «пометанный» «товар». Самих же татар уже не было («а самех не обретоша, беху бо побежали к Орде»).
Летописное описание панического бегства татарского отряда с места битвы на реке Воже отличается сатирическим оттенком. Думается, что автор этого описания все время имел в поле своего зрения (и мысленно полемизировал с ним) памфлет на русских князей и воевод, беспечно пьянствующих и забавляющихся на реке Пьяне до тех пор, пока на них нагрянул враг и все они стали жертвой собственного легкомыслия. Автор как будто хочет сказать: на реке Воже дело происходило совсем не так, как на Пьяне. Здесь русские все время были начеку, а татары попали впросак. Значит, рано им было торжествовать, ставши на русских «костех» после победы на Пьяне! Весьма правдоподобно предположение, что рассказ о битве на Воже явился своеобразным публицистическим ответом на рассказ о битве на Пьяне (помещенный в Рогожском летописце и сходных с ним летописных памятниках). Ответ этот вышел, вероятно, из кругов сторонников московского князя Дмитрия Ивановича.
Только что сделанный вывод подтверждается и некоторыми другими наблюдениями над летописным текстом о событиях на Воже. Его автор обладает богатством и многообразием литературных приемов. Шаржированные зарисовки татарских воинов, побросавших все свои шатры и имущество и пустившихся в бегство, сменяется написанной в патетическом тоне концовкой повести, где говорится о том, как были «посрамлени» «поганые татары», «окааннии половци», «нечестивии измалтяне», как они «възвратишася с студом», без «оуспеха», «побегоша, гоними гневом божиим». Эта патетика подчеркивает, что горечь поражения на Пьяне отошла в прошлое и победители стали побежденными, а побежденные — победителями.
И еще один момент летописного рассказа о битве на Воже обращает на себя внимание. Победа над татарами, говорит автор, одержана великим князем Дмитрием Ивановичем. Его роль в качестве организатора победы нарочито подчеркнута в летописи. В качестве же приема возвеличения московского князя как носителя верховной власти на Руси, употребляющего ее для защиты родины, автор использует развенчание авторитета ордынского «царя», властью обладавшего лишь номинально и являвшегося игрушкой в руках Мамая («невладеяше ничим же и не смеаше ничто же сотворити пред Мамаем…»[1863]). Может быть, не следует делать далеко идущих выводов, однако невольно возникает мысль, что в рассмотренной повести о битве на Воже уже пробивается идея о московском князе как князе всея Руси (не в пример ордынскому хану, носившему лишь титул царя, но не царствовавшему). Подобная идея могла зародиться после Куликовской битвы, когда, вероятно, был написан и рассказ о событиях на Воже.
В связи со сражением на Воже летописи сообщают любопытное известие. «На той воине» русские ратники задержали «некоего попа» Ивана Васильевича, пришедшего из Орды, и обнаружили при нем мешок «злых зелеи лютых». Расспросив попа и «много истязавше», его отправили в «заточение» на Лаче озеро, «идеже бе Данило Заточеник». Задержанный поп, вероятно, был одним из ордынских лазутчиков. Интересно, что Орда использовала в качестве лазутчиков представителей русского духовенства. Никоновская летопись называет этого попа также и тысяцким[1864], явно путая его с сыном последнего московского тысяцкого — И. В. Вельяминовым, в свое время бежавшим из Москвы в Тверь, а затем посланным тверским князем в Орду.
Интереснее другое: в рассказе о битве на Воже упоминается (вероятно, в связи с местом ссылки попа — озером Лаче) Даниил Заточник — автор знаменитого памятника русской публицистики XIII в. («Слова», «Моления», «Послания»). В этом памятнике также упомянуто озеро Лаче. Но вряд ли можно думать, что автору разбираемого нами рассказа пришла в голову ассоциация лишь «внешнего характера». Вероятно, «Слово» («Моление», «Послание») Даниила Заточника было ему близко идейно, ибо в нем давалась апология сильной великокняжеской власти, и та же идея проводилась в повести о событиях на Воже.
Чтобы отомстить русским за поражение, нанесенное ими татарскому отряду Бегича, Мамай совершил новое нападение на Рязанскую землю. Рязанский князь Олег не стал сопротивляться татарскому войску, бросил на произвол судьбы столицу княжества — Переяславль-Рязанский и бежал за Оку. Татары захватили город, пограбили рязанские волости и села и «возвратишася в страну свою, много зла сотворивше»[1865].
Но все эти разрозненные нападения татарских войск на русские земли были лишь прелюдией к тому решительному ордынскому наступлению на Русь, которое последовало в 1380 г.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Битва на реке Пьяна. 1377 год 2 августа дата битвы на реке Пьяне, кратко содержание
Нижний Новгород и область
Битва на реке Пьяна
Все вы, уважаемые читатели, помните знаменитую формулу «Веселие Руси есть пити», которая якобы мотивировала отказ русских от принятия ислама и привела их в лоно православной церкви. Пили тогда на Руси различные меды, квасы, пиво и прочие натуральные напитки. Выпить, конечно, любили, но и о делах не забывали. Однако количество натуральных напитков, изготовленных по традиционным рецептам, было довольно ограниченным, так как для их приготовления требовалось большое время, а качество их было отменным. Так что поголовного пьянства на Руси не было, но тяга к потреблению напитков имелась.
Постепенно изобретались все более ускоренные технологии, которые позволяли производить все более крепкие напитки за все более короткое время. Правда, качество этих напитков оставляло желать лучшего, так как надежных способов очистки алкогольных напитков еще не существовало. Но в уже в XIV веке стали в связи с пьянством упоминать такие термины как «беспамятство» и «похмелье». Стало быть, пьянство распространялось по стране, причем потребление некачественных напитков часто имело самые плачевные последствия. Один из таких эпизодов относится к 1377 году.
Какова же была расстановка сил к этому году? Московский князь Дмитрий Иванович только что завершил очередной раунд в борьбе с Литвой и Тверью. С Литвой раунд закончился вничью, а с Тверью — победа по очкам. В 1376 году была предпринята экспедиция под командованием воеводы Дмитрия Михайловича Волынского (Боброка) в Булгарскую землю. Эмиры Мамая, Асан и Мухаммед Султан, потерпели поражение, несмотря на поддержку артиллерии и кавалерии на верблюдах, и запросили мира, выплатив к тому же некоторую контрибуцию.
В 1377 Москва ожидала опасностей и с Запада, и с Востока. Но в Литве после смерти Ольгерда начались междоусобицы, зато на Востоке возникла новая опасность. В Самарканде уже взошла звезда великого Тимура, который приютил у себя изгнанного принца из Заяицкой Орды. Потом он дал ему войско для отвоевания отцовского престола. Два первых похода принца окончились неудачей, но с третьей попытки он захватил столицу Заяицкой Орды Сыгнак и утвердил свою власть. Звали этого принца Тохтамыш. Вы уже встречали это имя, уважаемые читатели. Он принадлежал к роду чингизидов, что позволило ему предъявить свои права и на Заволжскую Орду, а Мамая объявить узурпатором.
Если Москве просто не могло понравиться объединение под властью одного хана всех территорий за Волгой и Яиком, то для Мамая возникшая проблема была вопросом жизни и смерти. Тем более, что с появлением чингизида Тохтамыша часть подвластных Мамаю князей переметнулась к его противнику. Но наблюдался и обратный процесс, в ходе которого к Мамаю приходили новые подданные. Так в 1377 году к нему прибыл со своей ордой князь по имени Араб-шах, которого в русских источниках именовали Арапша.
Мамаю перед столкновением с Тохтамышем следовало иметь в тылу если и не дружественную Русь, то хотя бы замиренную. Вот он и отправил немедленно отряд Арапши против нижегородских князей. Московская разведка сработала на этот раз довольно четко и вовремя сообщила о грозящей опасности. Дмитрий Иванович собрал довольно большое войско и отправился на помощь своему тестю, князю Дмитрию нижегородскому.
Однако Арапша не спешил с прямым нападением и затаился где-то в мордовских лесах, так что обнаружить его русским не удалось. Великий князь решил вернуться в Москву, но в помощь нижегородскому войску, которым командовал молодой князь Иван, он оставил отряды из Владимира, Переяславля, Юрьева, Мурома и Ярославля. Собралось довольно приличное войско, которое и двинулось за реку Пьяна. Река Пьяна впадает в Суру, которая является одним из притоков Волги.
Первоначальное название этой реки нам теперь неизвестно. Сохранились мордовские названия всех ее притоков, а вот собственное имя этой реки пропало. Не вызывает сомнений, что это тоже был мордовский этноним, а свое русское название река Пьяна получила после событий 1377 года, хотя историки применяют к ней это название и при описании более ранних событий. Они ссылаются на то, что река получила свое название из-за извилистости своего течения. Довод не очень-то и состоятельный. Во-первых, где вы можете видеть на Руси не очень извилистые реки? Во-вторых, неподалеку есть и более извилистые реки. В-третьих, для того чтобы оценить степень ее извилистости, надо было иметь или очень точные карты, или данные аэрофотосъемки, но ни того, ни другого в то время еще не существовало. А вот произошедшие здесь события привели к немедленному и очень прочному переименованию реки.
Расположившись на берегах этой реки, русские получили известия, что Арапша находится довольно далеко отсюда: на реке Волчьи Воды, что является притоком Донца. Неплохую дезинформацию заслал Арапша русским! А была вторая половина июля, жара… Русские обрадовались полученной информации и расслабились. Очень сильно расслабились! Возможно, что если бы во главе войска стоял более опытный военачальник, чем Иван Дмитриевич, князь нижегородский, то он бы и обратил внимание на тревожные сигналы, поступавшие от разведчиков. Но русские целиком и полностью поверили в первую информацию, и на поступавшие сигналы просто не обращали никакого внимания.
Началась всеобщая гулянка и повальное пьянство. Почти все стали ходить и ездить по гражданке. Доспехи были свалены в обозы, а то и валялись просто в кучах. Оружие — луки, копья, рогатины, щиты и шлемы — просто не были подготовлены к бою. Сторожевое охранение почти вовсе не велось. Чего нам бояться? Да кто сможет стать против нас? Так говорили русские, разъезжая или расхаживая по лесу чуть не голышом. Князья, бояре и воеводы утеряли всяческую бдительность и занимались охотой и пирами, на которых все кичились знатностью своего рода, а также плели различные интриги.
Пировали! Но в поход много алкогольных напитков не возьмешь, да и те предназначались, в основном, для командного состава. А рядовым где брать напитки? По сообщениям же летописцев в русском войске царило жуткое поголовное пьянство. Что же они пили? К сожалению, летописцы нам этого не сообщили, но можно предположить, что русские в это время уже владели технологией быстрого приготовления не только браги, но и других, более крепких, напитков. Но плохого качества. Вот откуда шло и поголовное ежедневное пьянство.
Арапша получил известие об обстановке в лагере русских и выдвинул свое войско, разделенное на пять отрядов вплотную к лагерю русских. Проводниками ему служили местные мордовские князья. И рано утром второго августа татары с разных сторон одновременно напали на лагерь русских. Пьяные или еще не протрезвевшие воины плохо понимали, что происходит, и совсем не оказывали никакого сопротивления. Да они и не могли его оказать!
В ужасе русские бросились к реке во главе с князем Иваном Дмитриевичем. Но так как все были очень сильно пьяны, то огромное количество русских воинов просто утонуло в реке. Утонул и князь Иван Дмитриевич, и множество бояр и воевод, не говоря уже о простых воинах. Остальные были просто перебиты. Спастись удалось очень немногим. Я не хочу читать лекцию о вреде алкоголя, но это первый зафиксированный в истории случай полной гибели войска из-за чрезмерного пристрастия к зеленому змею. Вот с этих пор река и получила свое название Пьяна, а старое ее название было прочно забыто.
После этой странной битвы Арапша рванул к Нижнему Новгороду. Жители города уже успели получить известие о страшном поражении русских. Кто мог, бежали на лодках от татар вверх по течению Волги, князь Дмитрий Иванович бежал в Суздаль, а остальные жители пытались скрыться из города в лесах, но многие из них были перехвачены татарами. Арапша с войском разграбил и сжег город и его окрестности, а потом ушел обратно. На обратном пути Арапша взял Рязань, причем князь Олег рязанский чудом спасся, но был сильно изранен татарскими стрелами.
Тут и мордва оживилась и зашевелилась. Надеясь, что нижегородское княжество после пьяного поражения и набега Арапши осталось совсем без защиты, мордва приплыла по Волге к Нижнему и пограбила то, что осталось после татар. Русские возмутились таким вероломством соседей! Князь Борис Константинович с дружиной настиг мордву у реки Пьяна и перебил ее.
Но этим месть русских не ограничилась! Зимой нижегородское войско под командованием князей Бориса Константиновича и Семена Дмитриевича и московское войско под начальством воеводы Свибло вошло в Мордовскую землю. Стояли жестокие морозы, но они не остановили мстителей, которые разоряли Мордовию и «сотворили ее пусту» по словам летописца. Много пленных привели в Нижний Новгород. Тем пленникам, которых сразу же казнили, еще повезло, так как множество других пленных было затравлено на льду псами.
Назад в раздел
Легендарная Тридцатка, маршрут
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.
Поход по Крыму — 22 маршрут
Из Бахчисарая в Ялту — такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.
Маршруты: горы — море
Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.
svastour.ru
«За Пьяною пьяные». Как русские воины проиграли Орде и алкоголю | История | Общество
Злоупотребление алкоголем и халатное отношение к своим обязанностям к добру не приводят. Эта прописная истина стара как мир, однако менее значимой она не становится.
2 августа 1377 года произошло одно из самых постыдных сражений в русской истории, вспоминать о котором неловко даже по прошествии более чем шести веков.
Первые успехи после Батыя
К концу XIV века русские земли оправились от тяжёлых последствий нашествия Батыя. Страх перед ордынцами, несколько поколений живший в сердцах русичей, стал постепенно уходить. Княжеские дружины стали бросать вызов небольшим ордынским отрядам и даже наносить им поражения.
В 1376 году московский князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Константинович Суздальский организовали совместный поход на земли волжских булгар. С территории Волжской Булгарии, являвшейся улусом Золотой Орды, совершались разорительные набеги на русские земли, и с этим решено было покончить.
Поход возглавил талантливый московский воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.
Войско эмира Хасан-хана и ордынского ставленника Мухаммад-Султана было разбито. Русские получили от эмира крупный денежный откуп, а также в качестве трофея увезли с собой пушки: огнестрельного оружия до этого момента в русских землях не было.
Кроме того, в Булгаре были оставлены русские таможенники.
В ожидании врага
Не было никаких сомнений в том, что ордынцы постараются наказать русских за подобную дерзость. Страха не было: московский князь Дмитрий Иванович готовился дать им отпор на землях Нижегородского княжества, которым владел его тесть, князь Дмитрий Константинович.
Войско было собрано достаточно мощное, но о противнике долгое время не было никаких вестей.
Ждать до бесконечности Дмитрий Иванович не мог. Оставив часть собранных отрядов, он уехал в Москву. Командование поручили Ивану Дмитриевичу, сыну нижегородского князя. Молодой княжич участвовал в походах, но в одиночку войско не возглавлял. К тому же его авторитета не хватало для поддержания дисциплины.
В поисках ордынцев русское войско переправилось в мордовские земли через реку Пьяну и встало лагерем. Тут до русских дошли слухи о том, что ордынское войско во главе с царевичем Арапшей (так русские называли Араб-шаха) стоит лагерем довольно далеко, на Волчьих водах, а сам его предводитель якобы страшится идти на Русь.
«Потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения»
Будь у русского войска более авторитетный полководец, того, что случилось дальше, скорее всего, не произошло бы. Но без сильной руки в лагере началось пьянство. Добыв пива и мёда, дружинники, захмелев, поносили ордынцев и восклицали: «Кто может против нас стать?»
Историки до сих пор спорят о том, стала ли река носить название Пьяна из-за того, что произошло в 1377 году, либо же её так называли и раньше. Русский писатель XIX века Павел Иванович Мельников-Печерский так описывал злосчастную реку: «Ещё первыми русскими насельниками Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру выливается».
Пьянство в русском лагере не прекращалось. Оружие и доспехи были свалены в кучу, воеводы «начаша ловы за зверми и птицами творити, и потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения». Караульная служба не осуществлялась вовсе.
Бегство побеждённых. Фото: Commons.wikimedia.orgАрапша начинает и выигрывает
Между тем Арапша при помощи мордовских проводников подошёл вплотную к русскому лагерю. Оценив ситуацию, он разделил войско на пять полков и 2 августа 1377 года атаковал русских с нескольких направлений.
Пьяные и вовсе не готовые к сражению воины бросились к реке, надеясь найти спасение на другом берегу. Спастись удалось немногим: кто-то был убит ордынцами, кто-то, так и не отойдя от опьянения, утонул, не добравшись до берега. Погиб в водах Пьяны и молодой князь Иван Дмитриевич.
Лишённое защиты Нижегородское княжество подверглось разорению. Был разграблен Нижний Новгород. Арапша пошёл в рязанские земли, разграбил их и с богатой добычей вернулся в Орду.
Следом хотели поживиться и мордовские отряды, однако их набег был отражён новым русским войском, поспешно собранным москвичами и нижегородцами.
Редкий случай: проигравшие на Пьяне не пытались себя обелить. С самого начала в русских летописях признавали, что то, что случилось 2 августа 1377 года, — стыд и позор. «Поистине — за Пьяною пьяные!» — возмущался летописец.
Князь Дмитрий делает выводы
Урок был извлечён: память о побоище на Пьяне русских воинов отрезвила в прямом и переносном смысле.
Зато ордынцев эта победа над русскими, наоборот, опьянила. Темник Мамай поверил, что его войско легко добьётся победы и вернёт великого князя Дмитрия Ивановича к покорности.
На деле получилось иначе: в 1378 году войско Золотой Орды под командованием мурзы Бегича было разбито на реке Воже. А в сентябре 1380 года уже сам Мамай был разбит на Куликовом поле.
Но даже эти успехи позорную историю побоища на Пьяне не затмили. Помнить такие вещи нужно: ведь в разные века люди умудряются совершать одни и те же глупости, и технический прогресс здесь принципиально ничего не меняет.
www.aif.ru
Начало войны с Ордой. Битвы на Пьяне и на Воже
Начало войны с Ордой. Битвы на Пьяне и на Воже
В 1377 г. царевич Арапша (хан Араб-шах из Синей Заяицкой Орды) готовился к набегу на нижегородские земли. Некоторые источники сообщают, что Арапша с 1376 г. служил Мамаю, по другим — он был враждебен Мамаю. Сведения о готовящемся набеге ордынцев просочились на Русь. Навстречу Арапше вышло объединенное войско из нижегородцев, владимирцев, москвичей, муромцев, ярославцев, рязанцев. Арапша не появлялся. Воины сняли доспехи, забавлялись охотой и пировали. Русский лагерь находился на левом берегу реки Пьяны в 100 верстах от Нижнего Новгорода. Арапша не появлялся. Князь Дмитрий Московский решил, что его набег не состоится, и увел свои войска восвояси. Между тем мордовские князьки тайно подвели ордынский отряд к русскому лагерю. 2 августа 1377 г. татары неожиданно атаковали московских союзников и нанесли им страшное поражение. «Повесть о побоище на реке Пьяне», один из главных источников об этом событии, приписывает разгром русских полков не людям Арапши, а татарам из Мамаевой Орды.
В «Повести о побоище на реке Пьяне» читаем:
И ту убита князя Семена Михайловичя и множество бояръ. Князь же Иван Дмитреевич прибг?гоша в отороп? к рг?ц? ко Пьянгь, гоним напрасно, и вержеся на кон? в р?ку и ту утопе, и с ним истопоша в р?цг? множество бояръ и слугъ и народа безчислено. Сиа же злоба съд?яся м?сяца августа въ 2 день, на память святаго мученика Стефана, в нед?лю, въ 6 час дне от полудне. Татарове же одол?вше христианом, и сташа на костех, полонъ весь и грабеж оставиша ту, а сами поидоша к Новугороду к Нижнему изгоном, без вести. Князю же Дмитрею Костянтиновичю не бысть силы стати противу ихъ на бой, но поб?жа в Суждаль. А люди горожане новогородстии разб?жашася в суд?х по Волз? к Городцу. (Отрывок «Повести…» публикуется по списку Симеоновской летописи первой половины XVI в. БАН, 16.8.25. Отдельные исправления ошибочных написаний сделаны по Рогожскому летописцу. РГБ, ф. 247 — собрание Рогожского кладбища, № 253.)
5 августа татары ворвались в Нижний Новгород, оставшийся без защиты, и грабили его 2 дня. Пострадали и другие города, не говоря уже о селах.
Ослабевшее нижегородское пограничье пытались атаковать мордовские вожди. Однако их набеги были пресечены князем Борисом Константиновичем Городецким, который зимой 1377 г. совместно с племянником Семеном Дмитриевичем (братом жены Дмитрия Московского) и московским полком под руководством воеводы Свибла напали на мордовскую землю и «положили ее пусту».
На следующий, 1378 г. Мамай отправил на Русь новое войско под командованием мурзы Бегича. Московские и пронские (из рязанской земли) полки вышли навстречу врагу. По одной из версий, союзником Москвы был и Андрей Ольгердович, князь Полоцкий. Князь Дмитрий Иванович сумел хорошо организовать разведку планов противника, и русские перекрыли брод через приток Оки реку Вожу. Здесь собирались переправляться ордынцы. Русские заняли хорошую позицию на холме. Бегич долго не решался переходить Вожу.
Тогда Дмитрий Московский приказал отступить от реки, завлекая неприятеля. Русские полки построились дугой. Великий князь стоял в центре, а на флангах командовали московский окольничий Тимофей Вельяминов и князь Даниил Пронский (или Андрей Ольгердович). Историк А. Н. Кирпичников, известный специалист по эпохе Дмитрия Донского, считал, что фланги русского войска находились в засаде в близлежащих оврагах, и татары их не видели. Бегич неправильно представлял себе численность противника и его диспозицию. 11 августа 1378 г. конница Бегича атаковала центр, но ее как клещами стали сдавливать русские фланги. Татары побежали. Многие из них утонули, переправляясь через реку. Погиб Бегич и еще несколько мурз. Русская летопись сообщает: «Вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверта, Карабулук, Костров, Бегичка… А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку. А на другой день с утра стоял сильный туман. А татары как побежали вечером, так и продолжали бежать всю ночь. Князь же великий в этот день только в предобеденное время пошел вслед за ними, преследуя их, а они уже далеко убежали…»
Поражение и гибель Бегича в битве на Воже сильно подорвали авторитет Мамая. Темнику необходим был реванш. Теневой правитель Причерноморской Орды привык к власти и не хотел ее терять, а между тем один из ханов Заяикской Орды Тохтамыш, ставленник могучего среднеазиатского эмира Тимура, уже начал собирать ордынские улусы в свой кулак. В тот же год осенью Мамай опустошил Рязанское княжество и захватил его столицу Переяславль-Рязанский. Великий князь Рязанский Олег Иванович, чтобы сохранить дружину, не стал оборонять город. Он ушел на север своих владений. Однако такая победа над рязанцами не могла восстановить авторитет Мамая. Ему нужно было разгромить действительно большие русские силы, что давало шанс устоять в борьбе с Чингизидом Тохтамышем за влияние в Золотой Орде.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Битва на реке Пьяне (1377)
Во второй половине 1370-х годов неустройства Золотой Орды, жестокий мор и другие соседи отвлекли внимание татар от Руси. Однако, темник Мамай, распоряжавшийся тогда в Орде именем послушных ему ханов, замыслил рядом решительных ударов одного за другим смирить русских князей, проявлявших всё больше непокорства ордынскому владычеству. В то время к нему перешел из Синей или Заяицкой (за рекой Яик – Урал) Орды царевич Арапша (Араб-шах), малый телом, но искусный и свирепый воитель. Мамай дал ему войско и весной 1377 года послал на Суздальско-Нижегородское княжество. Извещенный об этом своим тестем, князем Дмитрием Константиновичем Нижегородским, Дмитрий Иванович Московский пришел к нему на помощь с сильной ратью. Побыв некоторое время в Нижнем и не получая вестей об Арапше, великий князь Дмитрий воротился в Москву, оставив своему тестю значительную часть рати. Соединясь с суздальским ополчением, эта рать пошла отыскивать татар и перешла за реку Пьяну (приток Суры) в Мордовский край. Главное начальство было вручено сыну Дмитрия Константиновича, Ивану. Тут к русским пришла ложная весть, что Арапша остановился где-то далеко на Волчьих водах и что он страшится битвы с русью.
Пороги на реке Пьяне
Автор фото — Gatinskiy Ilya
Полагаясь на подобные вести, не ожидая в скором времени битвы, русские воеводы предались за рекой Пьяной беспечности. Стояла жаркая июльская погода. Воины сложили на телеги свои брони, щиты и шлемы и расхаживали в охабнях и сарафанах; всадники, расстегнув петли, ездили нараспашку и даже спускали с плеч кафтаны. Рогатины, сулицы и копья сложены были в кучи, а иные даже не были еще насажены. Захватив где-нибудь у жителей пиво и мед, напивались допьяна, и в таком виде предавались безмерному хвастовству. Каждый хвалился один выйти на сто татар; «кто может против нас стать?» – восклицали ратники. Бояре и воеводы сами подавали пример распущенности, и, забыв о мерах воинской предосторожности, потешались на берегах Пьяны охотой на зверей, как будто находились у себя дома посреди глубокого мира. Очевидно, несколько успешных действий против татар в предшествующие годы до такой степени ободрили русских, что они быстро перешли к пренебрежению относительно своих поработителей.
Наказание за такое легкомыслие не замедлило. Арапша был недалеко от Пьяны и знал, что делается в русском стане. Мстительные мордовские старшины подвели его скрытыми дорогами. Царевич разделил свое войско на пять полков, которые 2 августа 1377 внезапно, с разных сторон, ударили на русскую рать. Застигнутые врасплох русские, бросившись бежать обратно за Пьяну, потонули в этой реке. Много бояр и воевод погибло в битве; в числе погибших был и главный начальник ополчения, молодой князь Иван Дмитриевич, который вслед за другими хотел на коне переплыть Пьяну, но утонул.
Арапша после этой победы, которую было трудно даже назвать битвой, поспешил к Нижнему Новгороду. При его приближении князь Дмитрий Константинович, лишившись своего войска, не думал более о сопротивлении и ускакал в Суздаль; часть граждан бросилась на суда и спаслась Волгой в Городец. Татары ворвались в беззащитный Нижний Новгород, захватили оставшихся людей, разграбили город, церкви, монастыри, и, зажегши их, ушли с огромным полоном и всякого рода добычей. Примеру татар последовала и мордва; она собралась, внезапно ударила на область Нижегородскую и разграбила то, что осталось от погрома Арапши. Таковы были последствия битвы на реке Пьяне 1377 г.
Когда Дмитрий Константинович успел восстановить некоторый порядок в своем княжении и собрал новую рать, то первым делом русских князей была месть коварной мордве. Суздальская рать, под начальством Бориса Константиновича Городецкого и Семена, одного из сыновей Дмитрия Константиновича, соединилась с московским воеводой Федором Андреевичем Свиблом, и следующей зимой жестоко повоевала мордовские волости; причем ограбила и пожгла их села и зимницы, и увела в плен большое количество женщин и детей. Многие мордвины, приведенные живыми в Нижний, были подвергнуты разным казням; между прочим, их влачили по льду на Волге и травили псами. Утонувший во время битвы на Пьяне княжич Иван был вынут из воды и погребен в Нижегородском Спасском соборе еще в августе, т. е. вскоре после ухода Арапши.
По материалам книг выдающегося русского историка Д. Иловайского
rushist.com
Арапша — Howling Pixel
Араб-шах Муззаффар (Арабшах, Араб-оглан, тат. Ğərəpşah, Гарәпшаһ), в древнерусских летописях известен как Арапша — хан Золотой Орды (1377—1380), в период «Великой замятни».
По отцовской линии потомок пятого сына Джучи, хана Шибана.
Точная дата рождения не поддаётся определению, поскольку и древнерусские, и татаро-монгольские письменные источники упоминали государственных деятелей Заволжья только в связи с какими-либо событиями. Сведения о нём появляются, начиная с 1377 года, когда он совершает поход на Русь. Для объединённого московско-нижегородского войска, вышедшего навстречу татарам, военная акция по предотвращению набега обернулась сокрушительным поражением, получившим впоследствии название «Пьянского побоища».
Современные историки предполагают, вслед за указанием русских летописей, что Араб-шах в это время перешёл на службу к темнику Мамаю (правителю западной части Орды) и рассматривают поход против Руси как карательный. Однако возможны и другие трактовки. После разгрома русского войска (2 августа), Араб-шах разграбил Нижний Новгород (5 августа). И в том же году совершил набег на Засурье. После чего сведения о нём в летописях прекращаются.
Как свидетельствуют нумизматические данные, Араб-шах на короткое время овладел Сараем (столицей всей Орды). Известны отчеканенные им монеты 779 г.х. (май 1377 — апрель 1378). Его правление, по-видимому, продолжалось вплоть до захвата Сарая Тохтамышем.
Литература
- Арабшах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — 2-е изд. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 10,000 экз. Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine
- Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60—70-х годов XIV в.: хронология правлений // Историография и источниковедение стран Азии и Африки : сборник. — Л., 1983. — Вып. VII.
- Камал ад-дин Бинаи. Шайбани-наме // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). — Алма-Ата: Наука, 1969. — С. 58а-59а.
- Похлёбкин В. В. Татары и Русь. — М.: Международные отношения, 2000. — С. 22. — 192 с. — ISBN 5-7133-1008-6.
- Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды / Карты: А. А. Астайкин.. — СПб.: Евразия, 2010. — 408 с. — (Clio). — 1 000 экз. — ISBN 978-5-91852-010-9.
- Сабитов Ж. М. Генеалогия Торе. — 3-е изд. — Алма-Ата, 2008. — С. 51, 282, 285. — 326 с. — 1,000 экз. — ISBN 9965-9416-2-9. Архивная копия от 27 января 2012 на Wayback Machine
- Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. — С. 128-129. — 279 с. — 1,500 экз.
- Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. — М.: АСТ, 2006. — С. 310-320. — 445 с. — (Историческая библиотека). — 5,000 экз. — ISBN 5-17-035804-0.
Ссылки
1376 год1376 (тысяча триста семьдесят шестой) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся во вторник. Это 1376 год нашей эры, 376 год 2 тысячелетия, 76 год XIV века, 6 год 8-го десятилетия XIV века, 7 год 1370-х годов.
Битва на реке ВожеБитва на реке Воже — сражение между русской ратью под командованием Дмитрия Донского и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша), произошедшее 11 августа 1378 года.
Со стороны ордынских войск в сражении участвовали следующие военачальники, мурзы, нойоны и темники: Бегич (Бегичка), Хазибей, Кавергуй, Карабулук, Кострук (Костров). Численность ордынских войск историки оценивают в 5 туменов, или в 10 тысяч человек.
Со стороны русских войск: великий князь Владимирский, Московский и Новгородский Дмитрий Иванович, князья Владимир Андреевич Серпуховской и Даниил Владимирович Пронский, окольничий Тимофей Васильевич Вельяминов, а также московские воеводы Дмитрий Александрович Монастырев, Назар Данилович Кусаков и др.
Маршрут ордынцев: Крым — Низовье реки Дона — среднее течение реки Вожи у сел Пальные и Глебово-Городище — Крым.
Битва на реке Пьяне (1377)Битва на реке Пьяне — сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара и объединённого русского войска под предводительством князя Ивана Дмитриевича 2 августа 1377 года на берегу Пьяны. В сражении русское войско, застигнутое врасплох, было наголову разбито. Это позволило Араб-шаху разграбить Нижегородское княжество и взять Рязань.
Булгарский поход русских князей (1376)Поход на волжских булгар в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Объединённым Московско-Нижегородским войском руководили московский воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский и сыновья Дмитрия Суздальского Василий и Иван. Волжской Булгарией, бывшей тогда улусом Золотой Орды, правили эмир Хасан-хан (в русских летописях — Асан) и ордынский ставленник Мухаммад-Султан (Махмат-Салтан).
Куликовская битваКулико́вская би́тва (Мамаево или Донское побоище) — крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области). Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.
Отмечающийся в России с 1995 года День воинской славы приурочен к годовщине Куликовской битвы.
Мир ПуладМир Пулад — хан Золотой Орды (1364-1365). Мир Пулад стал первым ханом Золотой Орды, представляющим род Шибана, сына хана Джучи.
Относительно правления Мир Пулада осталось очень мало информации. Согласно найденным монетам, отчеканенным в Новом Сарае в 1362—1363 годах под именем Мир Пулад, следует, что столичный город Сарай (Сарай Берке — Новый Сарай) был на некоторое время отнят у хана Мурада.
Борьба за столицу Золотой Орды Новый Сарай шла все время интенсивно, причем не всегда победа была на стороне ханов Нового Сарая. В осенью 1364 года Мир Пулад захватил Новый Сарай и правил почти год в Новом Сарае.
Вскоре Мир Пулад был убит Ильясом, его главным эмиром. Власть в столице перешла Азиз-шейху.
Новосильское княжествоНовоси́льское княжество (Новосильско-Одоевская земля) — древнерусское княжество в Верхнеокском бассейне, располагавшееся по рекам Неручь, Зуша, Упа и верхнему течению Оки и Дона. Земли будущего Новосильского княжества в VIII—IX веке заселялись восточнославянским племенем вятичей. Они дольше других, вплоть до XII века, отстаивали свою независимость от Киевской Руси. В XI веке осуществлялась активная колонизация вятичских земель Древнерусским государством и в XII веке их земли были поделены между тремя самостоятельными княжествами: северная территория вошла в состав Ростово-Суздальского княжества, среднее Поочье отошло к княжеству Рязанскому, а верхнеокский бассейн вошёл в состав Черниговского княжества. В конце XIII или в начале XIV века в составе Глуховского княжества, которое в свою очередь в 1290-х годах выделилось из Черниговского, был выделен Новосильский удел. В первой половине XIV века образовалось самостоятельное Новосильское княжество, которое в разные времена находилось и в союзе с Москвой, и в вассальных отношениях с Золотой Ордой, и с Литвой. Но основным сюзереном являлась Золотая Орда. От ордынских ханов князья получали ярлыки на княжение, которые не оспаривались другими князьями, и которые ставили небольшое Новосильское княжество на один уровень с другими великими княжествами и князья самостоятельно собирали и отправляли установленную дань в Орду. Лишь в 1494 году потомки Новосильских князей вместе со своими уделами были записаны, а 25 марта 1503 года окончательно закреплены за государем всея Руси Иваном III.
Список глав государств в 1377 годуСписок глав государств в 1376 году — 1377 год — Список глав государств в 1378 году — Список глав государств по годам
Список глав государств в 1378 годуСписок глав государств в 1377 году — 1378 год — Список глав государств в 1379 году — Список глав государств по годам
Список глав государств в 1379 годуСписок глав государств в 1378 году — 1379 год — Список глав государств в 1380 году — Список глав государств по годам
Список глав государств в 1380 годуСписок глав государств в 1379 году — 1380 год — Список глав государств в 1381 году — Список глав государств по годам
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Ваш комментарий будет первым