Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Паломнический туризм – Паломнический туризм

Паломнический туризм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение………………………………………………………………………2

1.Основные формы религиозного туризма………………………………..4

1.1. Паломнический туризм……………………………………………..4

1.2. Познавательные туры религиозной направленности …..…………9

2.Особености организации религиозных туров в России…………………12

3.Перспективы развития религиозного туризма в РФ…………………….23

3.1. Концепция развития религиозного туризма……………………….23

3.2. Сегментация туристского рынка……………………………………26

3.3.Примерная программа познавательных туров религиозной направленности на Валаам……..……………………………………….30

Выводы и рекомендации ……………………………………………………35

Библиографический список………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ.

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе междуна­родного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломни­ческие и экскурсионные поездки по святым местам и религиоз­ным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных цере­мониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влия­ет на формирование самосознания и стереотипов поведения лю­дей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствова­лись средства транспорта и связи. У людей появилось больше воз­можностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям наро­дов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, насту­пившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни че­ловечества в последние несколько десятилетий.

Паломников интересует непосредственное участие в религиоз­ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове­дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло­ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вто­ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны.

Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускают­ся в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обыч­ной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по свя­тым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные про­блемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и сис­тему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны.

Объектами привлечения религиозных туристов являются свя­тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле­ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи­ми в определенное время года. При международных поездках ту­ристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформирова­лись фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:-проанализировать основные формы религиозного туризма;-выявить специфику организации паломнических туров;-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.

1. ОСНОВНЫЕ формы РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.

Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом­нический туризм, религиозный туризм экскурсионной направлен­ности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные турырассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Религиозный туризм и его разновидности представлены раз­личными формами.

1.1. П а л о м н и ч е с к и й т у р и з м.

В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. Паломничество

pilgrimage хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с па­ломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей по­буждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение чело­века к действительности. Психологические особенности паломни­ков очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глу­боко религиозный человек с уже сложившейся системой ценно­стей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу уча­стников и признаку семейной принадлежности различают инди­видуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжи­тельности можно обозначить паломничества длительные и корот­кие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимо­сти от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые па­ломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они ос­танавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обыч­но невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

mirznanii.com

География религиозного и паломнического туризма в мире

Это направление отдыха привлекает не только истинно верующих людей, но и тех, кто хочет насладиться красотой архитектуры храмов и церквей, их убранством и особой атмосферой. В паломнические туры отправляются и в познавательных целях, и для того, чтобы очистить душу, обрести спокойствие, равновесие, стать более мудрым человеком.

Паломничество является перспективной и увлекательной формой туризма. Паломнические поездки развивают личность во всех отношениях, сближают народы и вселяют оптимизм в души верующих!

Паломничество — это особый вид путешествий, который связан с посещением святых религиозных мест и поклонения им. Оно существует в основных религиях и практиковалось ещё до рождения Христа. В древние времена данное занятие трудно было отождествлять с туризмом, поскольку паломники передвигались пешком и тратили силы.

Особое направление туризма

Современный туризм разнообразен. Есть путешествия для любителей острых ощущений, туры по оздоровлению и банальные школьные экскурсии. Операторы предлагают специфические поездки для нудистов и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Паломничество принято относить к культурному, познавательному и историческому туризму. Основные религии рождались именно в тех краях, где формировалась история и зарождалась современная культура (Израиль, Греция, Италия, Египет). Сложно отделить веру от традиционных ценностей и цивилизации. Святые писания не создавались на пустом месте: часто это реальные исторические документы, определяющие дух эпохи и влияющие на будущее человечества.

Позитивные стороны паломничества

Пословица гласит — лучше один раз увидеть! Паломнические туры сближают народы, помогают людям проникнуться атмосферой святых мест. Это прекрасный способ расширить свой кругозор и сделать небольшое научное открытие. Даже атеисту будет интересно узнать для себя много нового и понять чувства верующих. Этот вид туризма отличается приемлемыми ценами и относительной безопасностью. Даже во время наплыва туристов опытные экскурсоводы постараются обеспечить комфорт своим подопечным. Ошибочно считать, что паломники отправляются только на Ближний Восток. Паломнических мест много даже в центре России. А мудрый христианин не откажется от поездки в Мекку или Медину.

Паломники — кто они?

Ошибка думать, что паломник является религиозным фанатиком и смотрит на мир сквозь унылую призму мракобесия. Настоящего паломника отличает неплохой уровень просвещённости и эрудированности. Дальняя дорога требует умения рассчитать свои силы и сообразительности для общения с чужестранцами. Среди паломников можно встретить не только туристов зрелого возраста, но и молодёжь. Тяга к духовным познаниям характерна для многих молодых людей.

Современный паломник заметно отличается от человека, который в средние века добирался несколько месяцев до Земли Обетованной. Сейчас для этого необходима определённая сумма и документы, позволяющие пересекать границы. Туры для паломников всегда учитывают возможные трудности для пожилых и больных людей, мудрый экскурсовод знает расположение бюджетных кафе и продумает маршрут так, чтобы не затронуть тонкую натуру верующего человека.

История возникновения религиозного туризма

Что такое религиозный туризм? Это направление путешествий, когда в маршрут обязательно включены места поклонения, имеющие особую ценность для народа. Храмы, соборы, монастыри, захоронения святых – основные объекты такого тура. Любопытно, что оно – пожалуй, самое первое из существующих направлений отдыха во всем мире, появившееся тысячи лет назад, когда проводились разрозненные паломнические поездки. Религиозный мировой туризм развивался поэтапно:

  • первые упоминания относятся к Античному времени, когда древние греки и римляне посещали святилища, самым популярным центром поклонения стали Эллады в Дельфах;
  • паломнический туризм в Средние века приобрел особое значение – к этому времени относятся Крестовые походы, когда под религиозным началом скрывали военные действия;
  • во второй половине 19 века туры приобретают организованный характер, например, во Франции ежегодно совершались священные путешествия для замаливания грехов.

Паломничество, как первое массовое явление международного религиозного туризма, относится к Средневековью – именно в это время вера имела особое значение, граничила с жестокостью и политическими мотивами. Так, под эгидой церкви в другие страны отправлялись тайные агенты и шпионы, к слову, со своими обязанностями они хорошо справлялись – религия являлась надежной защитой.

Развитие религиозного туризма в мире

Принято считать, что современное распространение религиозного направления туризма в мире и рост спроса на паломнические туры – это заслуга церкви, того, что люди имеют веру, хотят обогатить свой духовный мир. Однако и туристические компании заинтересованы в том, чтобы путешественники ездили по святым местам, ведь это – дополнительные деньги и хорошо продаваемые путевки. Сегодня выделяются два вида религиозного туризма:

  1. Религиозно-познавательный туризм – это наиболее широкое направление, главная цель которого – экскурсии по интересным, красивым и уникальным местам, где есть что посмотреть и сделать красочные снимки. При этом быть приверженцем той религии, которая исповедуется в выбранном храме, необязательно. Например, можно, будучи христианином, посетить буддистские храмы Вьетнама или Таиланда;
  2. Паломнический отдых – ориентирован на верующих людей, предполагает посещение святых мест той религии, которой путешественник поклоняется. Здесь интересен не осмотр достопримечательностей, а возможность исповедаться, помолиться, поклониться почитаемым святыням.

Как показывает практика, значение религиозного туризма не столько в том, чтобы сделать прочнее духовные скрепы, но и дать туристу пищу для размышлений. Именно соборы – та часть истории, которая в большинстве стран надежно охраняется, поэтому и дошла до наших дней в хорошем состоянии, чем не повод, чтобы прикоснуться к старине?

Особенности религиозного туризма в христианстве

Христианство – одна из старейших мировых религий, отличающаяся богатым духовным и культурным наследием наравне с буддизмом и исламом. Паломники выделяют несколько регионов мира, куда стоит поехать верующим людям:

  • Европейское направление – здесь преобладает христианство, много католических и православных достопримечательностей;
  • Религиозный и экскурсионный туризм в Южной Азии – выбор буддистов и тех, кто хочет увидеть пышные монастыри, экзотическую архитектуру;
  • Религиозный въездной туризм в Израиле – эта страна считается центром поклонения всех верующих, люди едут в Вифлеем, Иерусалим, Назарет, к Стене плача и Храму Гроба Господа;
  • Африка и западная Азия – особенности религиозного туризма в исламе имеют яркую паломническую составляющую, причем паломничество обычно совершается раз в году, в соответствии с лунным календарем, ехать к мусульманским святыням христианам и представителям других религий в это время нельзя;
  • Религиозный туризм в Индии будет интересен любознательным путешественникам, так как здешние соборы отличаются богатой историей, уходящей корнями в древность;
  • Православный туризм в России – соборы и монастыри есть в каждом регионе, многие из них были построены свыше 1 000 лет назад.

Кстати, свои особенности имеет и религиозный туризм в буддизме – последователям нужно посещать места просвещения Будды, в основном это Индия и Непал. Приезд туристов сюда тоже приветствуется.

Развитие паломнического и религиозного туризма в России

Россия является той страной мира, где религии уделяется особое значение, церковь активно развивается, имеет массу привилегий и возможностей, определенных государством. Особенности религиозного туризма в России заключаются в том, что в каждом городе этой страны есть множество соборов – количество мест для поклонения огромно.

История религиозного туризма в России относится к этапу становления Руси – после принятия христианства церкви стали центром объединения русских земель. Их возводили для укрепления власти князя, а позднее – в качестве подарка, например, при очередной победе войска. К слову, сохранились и языческие святыни, но их можно встретить в меньшинстве. География религиозного туризма в России включает посещение таких культовых мест, как:

  1. Дивное Дивеево – уникальный комплекс храмов, именуемых четвертым уделом Богородицы на земле. Добраться сюда просто – нужно приехать в город Муром Владимирской области, время в пути из Москвы – около 5 часов на машине, чуть больше на автобусе;
  2. Соловки – архипелаг в сердце Белого моря, где еще в языческие времена были устроены капища, а в Средневековье возник монастырь. Добраться можно через Архангельск, после – самолетом, либо через Кемь, пос. Рабочеостровск, затем – на теплоходе;
  3. Валаам – архипелаг на севере Ладожского озера, целый комплекс построек в красивом и тихом районе Карелии. Добраться можно из Санкт-Петербурга на теплоходе;
  4. Верхотурье – сибирский город, расположенный на Урале. Кроме соборов тут можно увидеть местный кремль, для путешествия нужно приехать в Екатеринбург или Нижний Тагил – далее на автобусе;
  5. Псково-Печерская Лавра – храм, постройка которого датирована 15 веком, здесь можно заказать экскурсию в пещеры и насладиться архитектурой зданий. К собору отправляются рейсовые автобусы из Пскова;
  6. Нижний Новгород – здесь удастся увидеть не только слияние Оки и Волги, но и пройтись по священным местам. Например, Собор Святой Софии, открытый в 1050 году;
  7. Казань – в этом древнем городе много старинных храмов, причем православные объекты соседствуют с мечетями. Особый интерес представляет Собор Всех религий мира, но его посещение носит скорее познавательный характер.

Кроме того, в маршрут путешествия стоит включить соборы Переславля-Залесского, Сергеева Посада, Ростова Великого, Ярославля и многих других российских городов. С годами актуальность религиозного туризма не теряется, и если в Советское время многие храмы и соборы были уничтожены, то сейчас идет их активное восстановление, для поклонения в Россию едут и иностранцы – места здесь действительно красивые и интересные.

Организация и технология религиозного выездного туризма

Можно с уверенностью сказать, что перспективы развития религиозного туризма не просто существуют, но и весьма радужны, ведь это направление пользуется большой популярностью у населения во всем мире. Путешественникам, предпочитающим религиозный заграничный туризм, стоит рассмотреть такие страны, как:

  1. Беларусь – в эту страну едут и жители России, чтобы совершить туры по святым местам. Религиозный туризм в Беларуси – это посещение Свято-Елисаветинского монастыря, храма Ксении Петербургской, Лазаря Четверодневного, Свято-Успенского монастыря и десятков других объектов;
  2. Узбекистан – туры из Ташкента в Самарканд и Бухару востребованы у всех любознательных гостей. Паломнический туризм в Узбекистане включает посещение мавзолея Рухабад, мечети Биби-Ханум, Регистана и других достопримечательностей;
  3. Казахстан – паломнический туризм в Казахстане предполагает посещение святых мест ЮКО (мавзолеи и захоронения), основным городом маршрута является Туркестан, здесь же удастся познакомиться с архитектурным и культурным наследием;
  4. Италия – эта страна уникальна хотя бы по той причине, что некогда на ее территории располагался Античный Рим. Религиозный туризм в Италии – это визит в Рим и Ватикан, где расположены священные места христиан;
  5. Другие европейские страны – кроме Италии посетить следует такие города, как Париж, Турин, Лурд – во Франции, Варшаву – в Польше, Фатиму – в Португалии, Брюгг – в Бельгии. Религиозный познавательный туризм в Европе включает осмотр христианских святынь и уникальных архитектурных сооружений;
  6. Турция – отправиться по следам «Великолепного века» и посетить здешние памятники можно, заказав экскурсию в Стамбул. Лучшим временем для визита станет зима или осень, но даже если вы приехали на приморские курорты в пик сезона, потратить пару дней на посещение объектов Османской империи просто необходимо.

Конечно, нельзя оставлять без внимания и Израиль, Иорданию, Сирию, Египет – территорию, которая называется «Святой землей», а некогда относилась к древней Палестине. Организуя выездные туры, не следует забывать о необходимости получения разрешительных документов на въезд в чужую страну.

Правила религиозного туризма

Поездки по святым местам требуют соблюдения особых правил, ведь по незнанию любым неосторожным действием можно оскорбить чувства верующих людей. И если в одном храме вам могут сделать замечание, в другом – последствия окажутся более плачевными, вплоть до тюремного заключения. Чтобы избежать проблем, рекомендуется придерживаться следующих норм этикета:

  • Ведите себя спокойно и сдержанно – не допускается громко разговаривать, кричать, мешать другим людям. Помните, что вы посещаете священное место;
  • Даже если вы – человек не верующий, нельзя насмехаться над чувствами других людей, особенно при визите в святую обитель, эмоции нужно сдерживать;
  • Проводите экскурсии в хорошем настроении – это позволит действительно насладиться отдыхом;
  • Если что-то непонятно, уточните у экскурсовода заранее, в храмах России и Беларуси, где отсутствует языковой барьер, вопросы можно задать другим людям;
  • Не отвлекайте монахов и служащих расспросами – помните, что у них не так много свободного времени и проводить постоянные консультации для туристов они не могут;
  • Одевайтесь так, как установлено верой того храма, в который отправляетесь. Хотя это правило часто не соблюдают иностранцы, например, в Троице-Сергиевой Лавре можно увидеть огромное количество китайских туристов в мини-юбках и без головных уборов, чтить традиции других народов все же необходимо.

Отправляясь в поездку, не забывайте, что такие туры – это не развлечение и не способ весело и непринужденно провести время. Это, в первую очередь, возможность изменить свой внутренний мир и отпустить плохие эмоции, многое осознать и переосмыслить.

Советы

Паломнические поездки связаны с определённым риском, наплывом посетителей в конкретные даты и периоды. Часто в перечень объектов попадают страны с жарким климатом, малоприветливым населением, большой вероятностью террористической атаки. Важно всегда быть в поле зрения экскурсовода, не отбиваться от коллектива, принимать к сведению все ценные указания. Особый риск — массовые скопления людей, которые случаются в святые праздники. Вашим лучшим другом будет осторожность, приветливость, спокойствие и сдержанные эмоции. Пристальное внимание должно уделяться:

  • Одежде и обуви.
  • Умению корректно себя вести в культовых местах.
  • Наличию умеренной суммы денег на карточках и в кошельке.
  • Бдительности по отношению к криминалу.
  • Всё, что Вам пригодится в дороге и постоянно необходимо, лучше взять с собой (батарейки, лекарства, салфетки).

Религиозные или паломнические туры – это популярное и интересное направление, которое притягивает миллионы путешественников. Святые места стоит включить в маршрут не только верующих людей, но и тех, кто хочет познакомиться с историей, любит красивую архитектуру и роскошное убранство. В храмах и соборах царит особенная благодатная атмосфера, не почувствовать которую просто невозможно – здесь удастся обрести душевное спокойствие и равновесие.

glonasstravel.com

Паломничество и туризм | Вера 21

Легкий рюкзак со всем необходимым в дороге, удобные кроссовки, питье, карманный молитвослов, Псалтирь, косынка… Всё указывает на то, что нас ждет не обычное путешествие, а паломничество по святым местам. Почему для православного христианина личная встреча со святыней – это своеобразный «must have», обязательный элемент духовной жизни? И кто такие «православные туристы»? Попробуем разобраться.

Термин «паломник», «паломничество» происходит от латинского слова «palma», дословно – пальма (Толковый словарь С.И. Ожегова). С начала Х столетия на Руси существовала традиция ходить (20да-да, именно ходить) по Святой Земле. Традиционно из таких походов приносилась памятная диковинка – пальмовые ветви, откуда и пошло такое название. Позже в ряд интересных мест для осуществления паломничества стали входить и крупные православные монастыри, скиты, храмы и храмовые комплексы. Поездки по святым местам и сегодня очень распространены среди православных.

Основа христианской веры – личная встреча со Христом. Часто эта особенная встреча происходит благодаря непосредственной помощи святых угодников Божиих. По мере погружения в духовную жизнь, чтения святоотеческой литературы, житий святых, да и просто среди хитросплетений жизненного бытия, у каждого из нас появляются свои особенные покровители – люди, показавшие своим примером подвиг жизни в Боге.

Захотим ли мы отправиться в места, где подвизался близкий сердцу святой помощник и покровитель? Да! Отправляясь в подобное место, ты знаешь, что оно навсегда станет для тебя особенным. В таких поездках мы очень часто проживаем маленькую жизнь со своими неудобствами, стеснениями, радостями и открытиями. Паломник – это человек, который благоговейно относится к святыне и ко встрече с ней. Паломник не ищет и не ждет никаких особых «более благодатных» обителей, для него каждая встреча со святыней – это возможность духовного опыта, острая необходимость почтить память тех, кто уже смог приблизиться к Богу и кто оставил для нас земной след как напоминание о своем подвиге. Паломник – это НЕ верующий потребитель, у которого на первом месте стоит нетерпеливое «дай!».

У каждого из нас в запасе есть множество историй, связанных с разными персонажами из поездок по святым местам. «А когда мы будем обедать? А когда нас поселят? А почему нас встречает отец такой-то? Нам обещали прозорливого старца. С чего вдруг мы дополнительно поедем еще и в скит такой-то, мы в трапезную не успеем?» Подобные реплики очень часто мы можем услышать в поездке, да и согласитесь, что сами иногда ведем себя точно так же. Почему же такой образ действий не совсем верен? Очень важно во время паломнической поездки постараться оставить на волю Божию все обстоятельства, происходящие с нами. Ведь Господь Сам знает, что именно для нас полезно, Он знает нашу меру, Он Один ведает, насколько мы можем вместить те дары, которые каждый из нас обязательно вынесет из такой поездки. Отличительной чертой каждой паломнической поездки является полное доверие к Богу на всех этапах. Какими бы непредвиденными ни были обстоятельства, важно помнить, что Господь, как любящий Отец, обязательно приведет нас именно в тот пункт назначения, который необходим нам здесь и сейчас.

Если ты действительно паломник, то очень важно постараться выполнить одно очень простое, но важное правило. Для паломника очень важно не превратиться в простого туриста, хоть и православного. Для туриста не имеет значения процесс, ему важен результат. Сегодня на рынке туристических услуг есть множество сомнительных предложений вроде «посетить 10 монастырей за три дня». Для паломника же наоборот – важнее процесс. Может быть и получится совершить невозможное и побывать за три дня в десяти монастырях, но насколько духовно наполненным будет такое посещение – это уже другой вопрос. Во время паломнических поездок мы изменяемся, изменяется наше сердце. Причина этой особенной метаморфозы очень часто остается скрытой в суете будней, поэтому поездки к святым местам позволяют нам обрести тишину сердца, прислушаться к себе и в тишине сердца наконец-то начать искренний диалог с Ним.

Религиозный турист мало обращает внимание на духовную составляющую, ведь у него на первом месте поиски «хлеба и зрелищ». Для туриста между внутренним и внешним наполнением перевес всегда находится на внешней стороне: комфорт и острота ощущений выигрывают. Но ведь бывали случаи, когда закоренелые религиозные туристы превращались в благоговейных паломников? Если так, то это очень радует. Грустно, если многие годы человек, считающий себя опытным паломником, на самом деле является классическим религиозным туристом.

Прп. Паисий Святогорец учил:

«Благоговение – это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны…Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню… и его душа внутренне услаждается (из книги преподобного Паисия Святогорца «Слова. Том II. Духовное пробуждение»).

Именно благоговение и является обязательной чертой паломника, без которой теряется суть предпринимаемого путешествия. Несмотря на то, что паломничество и религиозный туризм имеют разные цели и способы их осуществления, важно понимать, что и то, и другое явление может стать своеобразной ступенькой на пути к Богу. Кем бы мы ни были – паломниками или туристами, всегда важно с благоговением и уважением относиться к святыне и святым местам, в монастырях стараться соблюдать устав жизни обители, быть внимательными к окружающим, с радостью начинать каждое паломничество и обязательно извлекать пользу из поездки.

Автор: Виктория Ковалева (@vikovalyova_crochetory)

www.vera21.ru

Паломнический туризм и его место в системе туристской деятельности

В статье рассматривается место паломнического туризма в системе туристской деятельности. Паломнический туризм — это разновидность религиозного туризма и представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество рассматриваем как странствие людей для поклонения святым местам. В статье выделены различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие.

Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их места жительства или работы. По определению, туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев, в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, научных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист-это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывания в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев.

Ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма и рекомендации ВТО, выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это, во-первых, выезд за пределы обычной среды, во-вторых, продолжительность пребывания в месте поездки и, в-третьих, цель посещения.

В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает 12 месяцев. Если человек прожил где-либо больше года, он переходит в категорию постоялых жителей. Например: паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, считаются туристами. В религиозной литературе можно иногда встретить противопоставление паломников и туристов. С точки зрения теории туризма паломники, если они выехали за пределы обычной среды своего проживания, будут считаться туристами. Что касается целей поездки, то в отличие от других путешественников (сезонных рабочих, мигрантов, военнослужащих, дипломатов и т.д.) подобными посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков. Среди блоков, выделенных ВТО-отдых, посещение родных и близких, деловые и профессиональные цели, лечение в пансионатах и др. Нас интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням.

Итак, мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует принимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды

Религиозный туризм-это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Паломнический туризм — это разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»: паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь.

Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу. Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием — для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, буддизме, христианстве и других конфессиях получило развитие пешее паломничество, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничество, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места для познания новых религиозных мест, которые более значимые для них.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории храмов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено ко дню празднования памяти местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

На основании работ ряда ученых, в частности А. Ю. Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:

  • православные страны мира: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Греция, Болгария, Румыния и др.;
  • большая часть Зарубежной Европы с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;
  • Северная Америка (СА) с доминирующим положением христианства;
  • Латинская Америка (ЛА) с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
  • Северная Африка с преобладанием ислама;
  • Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
  • Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
  • Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;
  • Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;
  • Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства, синтоизма, участками христианства и ислама;
  • Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.

Рассмотрение туристского потенциала (турпотенциала) требует больших усилий. Теория турпотенциала находится в стадии становления, и исследователи предлагают совершенно разные концепции и точки зрения.

Туристский потенциал включает две основные составляющие — условия и ресурсы. Применительно к религиозному туризму мы можем сказать, что условия — это возможности и предпосылки для благоприятного развития этого вида туризма. Можно привести следующий состав условий: природа, история, население, культура, экономика и политика. Каждое условие разделяется на виды и разновидности. Условия определяют как развитие туризма, так и особенности пребывания (проживания) туристов в том или ином месте. Однако они непосредственно не задействованы в различных видах туристской деятельности.

Условия могут, как способствовать, так и препятствовать развитию туризма. Возьмем для примера природу. Большинство христианских святынь Зарубежной Европы находятся в условиях достаточно благоприятного климата, что позволяет посещать их большему количеству людей. Вместе с тем природные условия накладывают определенные ограничения на Посещения, скажем, многих буддийских монастырей Тибета и высокогорных районов Индии. Причина этому — сложные погодные условия и специфические особенности рельефа. Следует напомнить, что паломники, готовые на определенные испытания, меньше берут в расчет возникающие в поездках трудности, но и на них влияют природные особенности, которые естественным образом ограничивают их возможности.

Экономика как условие включает в себя:

  1. общее состояние экономики;
  2. туристскую инфраструктуру;
  3. отрасли производственной и непроизводственной сферы связанные с туризмом;
  4. ремесла и промыслы; и т.д. Общее состояние экономики влияет на благосостояние людей, а это в свою очередь, на туризм.

Политическая ситуация влияет как на внутренний, так и международный туризм. При политической стабильности туризм, в том числе религиозный, получает стимулы к развитию. Политическая нестабильность, различные конфликты оказывают негативное влияние на туризм. Типичный пример — Иерусалим в условиях арабо-израильского противостояния. Например, когда в церкви Рождества Христова держат оборону засевшие там палестинские боевики, очень трудно говорить о развитии туризма.

Условия в ряде случаев могут одновременно являться ресурсами развития туризма. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов содействовать восстановлению и развитию физических сил.

Можно выделить пять основных типов туристских ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические, инфраструктура и информационные. Каждый из этих типов включает также группы, виды и разновидности. Для примера рассмотрим экскурсионные ресурсы, инфраструктуру и информационные ресурсы.

Экскурсионные ресурсы состоят из следующих групп: культурно-историческое наследие, социальные, социокультурные и этнографические ресурсы.

Большое значение имеют экскурсионные ресурсы для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. В группу культурно-исторического наследия входят памятники культовой архитектуры и скульптуры; в группу социальных ресурсов — религиозные праздники, а также традиции, обычаи, обряды людей. Из социально-культурных ресурсов туристов-экскурсантов могут заинтересовать те учреждения культуры, которые обладают значительным собранием экспонатов религиозного значения. Это могут быть выставки, музеи при монастырях. В разных странах мира существуют музеи религий, паломничества.

Инфраструктура, как ресурс, включает следующие группы: транспортное обеспечение, система размещения, система питания, система производства сувенирной продукции.

Естественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напрямую зависит от состояния туристской инфраструктуры. Однако паломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломники готовы считаться с возможными трудностями, так как ими движет осознанная мотивация. В Индии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановиться на ночлег под открытым небом.

Туристский терминологический словарь говорит также об информационных ресурсах. К ним относятся данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения из различных областей знаний. Кроме того, информационный потенциал веками складывался и отображен в народном эпосе, мифах, преданиях, сказках народов мира. Весомая часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. Носителями информации могут быть:

  1. материальные объекты — люди и вещи;
  2. нематериальные объекты — различные источники информации.

В религиозном туризме материальными объектами будут светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Это также многочисленные фотографии, карты, схемы святых мест и городов, храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, синагог, посещаемых с целью паломничества и (или) экскурсий.

Нематериальными объектами являются индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказывается о святых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.

В целом, паломнический туризм на сегодняшний день занимает самостоятельную нишу как вид туризма и приобретает все большую популярность, как в рамках внутреннего туризма, так и выездного.

novainfo.ru

Туризм в России — Паломнический туризм

Религиозный и паломнический туризм

Религиозный туризм подразумевает знакомство с историей святых мест, жизнью и бытом святых, а также с церковным искусством.

Паломнический туризм – это разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам. Главным элементом паломнического туризма являются экскурсии.

Паломничество — поклонение святым местам. Главное в паломничестве — богослужение, молитва и поклонение святыням. Экскурсия может быть частью паломничества, но не первостепенной целью. Пилигримы (pilgrims) — обобщенное наименование странников или путешественников, путешествующих в целях паломничества, паломников.

 Паломнические туры как направление туризма, относительно новое явление в туристической сфере. Хотя такие путешествия люди начали совершать еще в древности, поскольку в большинстве мировых религий существует традиция паломничества.

Сегодняшние причины паломничества разные, начиная от обычного любопытства и заканчивая поездками в святыни своей веры. Многие устремляются, чтобы укрепить веру. Есть и такие, что хотят излечиться от болезней и посещают буквально все святые места планеты. Ведь это порой единственный шанс, чтобы обрести здоровье. Столетия назад люди ехали также поклониться святыням, время проходит, а количество странствующих из причин веры не уменьшилось, а даже увеличилось. Теперь есть возможность посетить святые места без особых трудностей.

Выбор паломнический туров поражает разнообразием. Россия, известна монастырями на Валааме и Соловках, Троице-Сергиевой лаврой, Дивеево и др. Они известны в мировом религиозном масштабе. Иногда малые церквушки в деревнях имеют большую святую силу, и верующие знают их и едут за тысячи километров к этому место, хотя население деревни бывает не более сотни людей. А это все обуславливает религиозное паломничество, как вид туризма.

Многие паломники верят, что молитва более действенна в определенных местностях, которые каким-либо образом связаны с их религией. Современные паломники пользуются услугами туристических компаний, которые специально занимаются этим направлением.

 Целью паломнического тура может быть посещение места, связанного с историческим событием или знаменитой исторической личностью, святыми. В некоторых случаях целью могут быть природные объекты, такие как озера, родники, пещеры, реки. Все это обычно связано с историческими или святыми событиями, личностями или легендами, которые оказывают решающее влияние на характер паломнического тура.

Паломнические туры очень познавательный и полезный вид туризма, с большой долей просветительно-познавательной составляющей. Во время паломнических поездок у туристов появляется прекрасная возможность узнать об истории, традиция, легендах древних монастырей и храмов, поближе познакомиться с духовными традициями какой-либо религии. В монастырях и храмах все паломники во время паломнического тура могут участвовать в религиозных обрядах, получить благословение или пообщаться с монахами и священниками.

Паломничество является прекрасным образовательным инструментом. На Руси так сложилось, что монастыри и храмы на протяжении долгих веков являлись центрами культуры и знаний. В монастырях зародилось множество прикладных народных промыслов, собраны библиотеки, кроме того, многие из монастырей и храмов — архитектурные достопримечательности.

В целом, такие туры будут интересны как верующим людям, так и всем, кто интересуется историей нашей страны или религией.

 Отличие паломничества от религиозного туризма

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объекта показа, содержания и формы самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т.д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смещению данных категории, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обуславливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

«Православное паломничество — давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2. 41). Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву. Ныне, после длительного богоборческого периода, в нашем народе вновь растет стремление посетить места земного подвига Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Многие тысячи богомольцев, как и столетия назад, отправляются в паломничество, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное врачевство в иноческих обителях, пообщаться с братьями и сестрами по вере. Множатся паломнические маршруты, расширяется их география. Путешествие ко святым местам — это важная часть православного образа жизни. Вместе с тем для многих наших современников, особо нуждающихся в духовном наставлении и научении, дорога к святым местам становится началом пути ко Христу».

 Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

sokolov33.ru

Туризм в России — Паломнический туризм

Религиозный и паломнический туризм

Религиозный туризм подразумевает знакомство с историей святых мест, жизнью и бытом святых, а также с церковным искусством.

Паломнический туризм – это разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам. Главным элементом паломнического туризма являются экскурсии.

Паломничество — поклонение святым местам. Главное в паломничестве — богослужение, молитва и поклонение святыням. Экскурсия может быть частью паломничества, но не первостепенной целью. Пилигримы (pilgrims) — обобщенное наименование странников или путешественников, путешествующих в целях паломничества, паломников.

 Паломнические туры как направление туризма, относительно новое явление в туристической сфере. Хотя такие путешествия люди начали совершать еще в древности, поскольку в большинстве мировых религий существует традиция паломничества.

Сегодняшние причины паломничества разные, начиная от обычного любопытства и заканчивая поездками в святыни своей веры. Многие устремляются, чтобы укрепить веру. Есть и такие, что хотят излечиться от болезней и посещают буквально все святые места планеты. Ведь это порой единственный шанс, чтобы обрести здоровье. Столетия назад люди ехали также поклониться святыням, время проходит, а количество странствующих из причин веры не уменьшилось, а даже увеличилось. Теперь есть возможность посетить святые места без особых трудностей.

Выбор паломнический туров поражает разнообразием. Россия, известна монастырями на Валааме и Соловках, Троице-Сергиевой лаврой, Дивеево и др. Они известны в мировом религиозном масштабе. Иногда малые церквушки в деревнях имеют большую святую силу, и верующие знают их и едут за тысячи километров к этому место, хотя население деревни бывает не более сотни людей. А это все обуславливает религиозное паломничество, как вид туризма.

Многие паломники верят, что молитва более действенна в определенных местностях, которые каким-либо образом связаны с их религией. Современные паломники пользуются услугами туристических компаний, которые специально занимаются этим направлением.

 Целью паломнического тура может быть посещение места, связанного с историческим событием или знаменитой исторической личностью, святыми. В некоторых случаях целью могут быть природные объекты, такие как озера, родники, пещеры, реки. Все это обычно связано с историческими или святыми событиями, личностями или легендами, которые оказывают решающее влияние на характер паломнического тура.

Паломнические туры очень познавательный и полезный вид туризма, с большой долей просветительно-познавательной составляющей. Во время паломнических поездок у туристов появляется прекрасная возможность узнать об истории, традиция, легендах древних монастырей и храмов, поближе познакомиться с духовными традициями какой-либо религии. В монастырях и храмах все паломники во время паломнического тура могут участвовать в религиозных обрядах, получить благословение или пообщаться с монахами и священниками.

Паломничество является прекрасным образовательным инструментом. На Руси так сложилось, что монастыри и храмы на протяжении долгих веков являлись центрами культуры и знаний. В монастырях зародилось множество прикладных народных промыслов, собраны библиотеки, кроме того, многие из монастырей и храмов — архитектурные достопримечательности.

В целом, такие туры будут интересны как верующим людям, так и всем, кто интересуется историей нашей страны или религией.

 Отличие паломничества от религиозного туризма

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объекта показа, содержания и формы самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т.д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смещению данных категории, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обуславливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

«Православное паломничество — давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2. 41). Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву. Ныне, после длительного богоборческого периода, в нашем народе вновь растет стремление посетить места земного подвига Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Многие тысячи богомольцев, как и столетия назад, отправляются в паломничество, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное врачевство в иноческих обителях, пообщаться с братьями и сестрами по вере. Множатся паломнические маршруты, расширяется их география. Путешествие ко святым местам — это важная часть православного образа жизни. Вместе с тем для многих наших современников, особо нуждающихся в духовном наставлении и научении, дорога к святым местам становится началом пути ко Христу».

 Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

sokolov33.ru

православные и другие святые места, паломнический туризм

Паломнические туры в 2019 — возможность прикоснуться к истокам и достичь просветления там, где все начиналось. По стопам учителей и пророков: от Святой Земли до Гималаев, от Стамбула до Бари, от Валаама до Соловков — программы, цены, отзывы.

Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев — участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции — Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и так далее. Все они проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм — это путешествие с познавательными целями. И одним из популярных видов туризма является туризм религиозный. Главное в этом виде туризма — знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всём этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия.

Экскурсия может быть также и частью паломничества — но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной. Главное в паломничестве — это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество — это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Куда и почему едут

Если говорить о Египте, Иордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. Тоже самое можно сказать о путешествиях по маршруту Израиль — Иордания — Сирия — Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территория Святой Земли. Почему? Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима.

Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны.

Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршруту Каппадокия — Стамбул — Салоники — Афины: это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария — Греция — Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран — дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия.

Большой популярность пользуются и комбинированные туры по России, наиболее востребованными среди них являются путешествия по Северо-западному региону (Коневец, Валаам, Кижи, Соловки). Маршруты таких путешествий определяют и географические факторы, и религия с историей. Например, Тобольск, Тюмень, Екатеринбург и Алапаевск — очень разные города, объединенные общей темой царственных мучеников.

tonkosti.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *