Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Функции и признаки экскурсии – , —

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ. Экскурсоведение. Учебник

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т.е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. «Существенные признаки предмета – это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных»[21].

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином – «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида – это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый-экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм – злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии»[22].

Выводы.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки.

Основной признак экскурсии – высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «функция». Функции экскурсии.

2. Принцип научности в экскурсии.

3. Связь с современностью. Аспекты показа современности.

4. Сочетание двух и более функций в экскурсии.

5. Признаки экскурсии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Функции и признаки экскурсии

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция — это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать — это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.


Рис. 1.3. Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами — все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия — это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;

г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, — функция формирования интересов; для иностранных туристов — функция информации и т. д.

Признаки экскурсии

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

— у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
— у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
— у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида — это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм — злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии».

Выводы

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.




infopedia.su

Функции и признаки экскурсии


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция — это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать — это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.


Рис. 1.3. Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами — все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия — это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, — функция формирования интересов; для иностранных туристов — функция информации и т. д.

Признаки экскурсии

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

— у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
— у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
— у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида — это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм — злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии».

Выводы

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Функции экскурсии

Экскурсия как форма коммунистического воспитания широких масс трудящихся и учащейся молодежи, как источник знаний одновременно выполняет несколько функций. Прежде всего, она выполняет функцию партийной пропаганды. Экскурсия помогает распространять политические, философские, научные, художественные и другие взгляды, идеи и теории. Выполняя функцию партийной пропаганды, экскурсия на любую тему должна иметь четкую идейно-политическую направленность.

В основу экскурсии положены принципы партийной пропаганды — научность, партийность, правдивость, связь теории с жизнью, доходчивость, убедительность. Важным условием повышения эффективности идейно-воспитательной работы среди широких масс трудящихся является творческое применение указанных принципов.

Принцип научности. Содержание экскурсии излагается в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Хотя экскурсия в своей словесной части не лекция и поэтому не может подробно рассматривать причины и особенности различных событий, их последствия и значение, факты и события в ней должны получить объективную научную оценку.

Второй принцип, на основе которого строятся экскурсии,— принцип партийности. Его требование — четкий, классовый подход к содержанию экскурсий, к правильной оценке фактов, событий, явлений, экскурсионных объектов с позиций марксизма-ленинизма. Важно, чтобы с учетом этого требования экскурсия была подготовлена, чтобы в соответствии с ним были составлены методические документы — тексты и методическая разработка. Не менее важно, чтобы каждый экскурсовод, излагая материал, уже в ходе самой экскурсии, постоянно и последовательно проявлял свою личную идейную убежденность. Поэтому такое большое значение для экскурсовода имеет политическая подготовка.

Осуществление принципа партийности обеспечивает высокую идейность в экскурсионной пропаганде.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с советской действительностью, практикой коммунистического строительства.

Важную роль играет доступность экскурсионной пропаганды. Успех экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько по своему содержанию он доступен для данной аудитории и изложен с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионной пропаганды обеспечивается также отбором фактов и примеров, использованием различных сравнений, показом преимуществ социалистической действительности, советского образа жизни, умелым подбором доказательств, ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий, наконец, демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Экскурсия — в функции информации. Каждая экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о достижениях советской исторической науки, медицины, биологии, о новом в исследовании космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, крупных изобретениях рабочих и инженеров, последних новостях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, лекция, экскурсию отличает высокая степень наглядности. Значительная часть экскурсионной информации подтверждается показом зрительно воспринимаемых объектов.

Обязательность информации в экскурсии вовсе не означает, что экскурсовод должен, проявляя оперативность и отступая от темы, делать сообщения о событиях из международной жизни. Основой для проведения экскурсии является в установленном порядке подготовленный и утвержденный текст. Не следует дополнять содержание экскурсии за счет материалов из утренних радиопередач или свежих номеров только что прочитанных газет. Каждая экскурсия в соответствии со своими задачами содержит достаточно полную научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Экскурсия — в функции организации культурного досуга. Экскурсия относится к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование», Постоянно возрастает значение экскурсий среди других форм индивидуального и коллективного освоения культуры. Являясь популярной формой организации культурного досуга, экскурсия обеспечивает наиболее полное удовлетворение духовных потребностей человека.

Систематичность знаний, сообщаемых в экскурсии, занимательность этой формы организации культурного досуга, широкая возможность выбора тематики в соответствии со своими интересами и вкусами делают экскурсию наиболее популярным занятием десятков миллионов советских людей. Выполняя данную функцию, экскурсия занимает достойное место среди различных форм учебы без отрыва от производства, систематизированного чтения, а также любительских занятий, просмотра телевизионных программ.

Особенно заметна роль экскурсий в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от проведения разрозненных эпизодических мероприятий к мероприятиям цикловым, связанным между собой единством поставленных задач, а в ряде случаев и единством темы. Такой переход представляет собой качественное изменение в идейно-воспитательной и культурно-массовой работе. Цикл экскурсий предполагает регулярность и систематичность в сообщении знаний и в процессе воспитания в целом, позволяет вести экскурсионную пропаганду от простого к более сложному. Каждая последующая экскурсия как бы продолжает предыдущую, являясь ступенькой на лестнице, по которой экскурсовод ведет участников цикла. Начало очередной экскурсии обычно связывается с концом предыдущей. Такой мостик упрощает усвоение даже самых сложных тем.

Экскурсионный цикл ставит своей задачей дать экскурсантам определенную систему знаний, законченный круг знаний, например, по истории родного города или о памятниках истории и культуры, расположенных на его территории. В крупных культурных центрах, например, архитектурных памятников.

Цикл экскурсий призван расширять круг участников, добиваться устойчивого контингента и постоянства однажды сформированной эксплуатационной группы. Все это делает учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Отдельные экскурсионные бюро выпускают абонемент на цикл экскурсий «В твой отпуск». Группы рабочих и служащих в дни своего ежегодного трудового отпуска успевают побывать примерно на десяти экскурсионных мероприятиях: городской, обзорной и двух-трех тематических, одной-двух загородных экскурсиях, а также посетить музеи своего города.

Экскурсия — в функции расширения культурного и технического кругозора. Экскурсия в зависимости от своей темы способствует расширению кругозора человека в определенной отрасли знаний. Посещая экскурсии, их участники получают новые знания по истории нашей Родины, а также в области искусства, архитектуры, градостроительства, литературы, природоведения, экономики и организации производства.

Экскурсия в идеальном виде представляет собой синтез различных форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

  • фрагменты из художественных фильмов или хроникально-документальный фильм целиком;

  • выступления участников или очевидцев событий. Например, ветеранов Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. в экскурсии на военно-историческую тему;

  • встреча с руководителями промышленного или сельскохозяйственного предприятия, инженерно-техническими работниками, передовиками социалистического соревнования в экскурсиях на производственно-экономические темы;

  • прослушивание музыкальных произведений в исполнении артистов или звукозаписи в экскурсиях, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;

  • прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Экскурсия — в функции формирования интересов человека. Экскурсии не только дают знания, они формируют интерес людей к какой-либо науке, к конкретным отраслям знаний, определенным проблемам. Побывав на одной (нескольких) литературных экскурсиях, посетив художественный музей, некоторые участники в дальнейшем проявляют интерес к творчеству писателя, русской или советской литературе, они посещают лекции, знакомятся с экспозициями музеев, стремятся попасть на другие экскурсии, близкие к прежней теме.

Таким образом, экскурсии для многих людей становятся началом большой систематической работы по самообразованию.

В двадцатые и тридцатые годы экскурсия рассматривалась как одна из важнейших форм массовой подготовки и переподготовки кадров для социалистического строительства. Эта задача решалась в соединении экскурсий с лекционной работой, курсами и т. п.

В настоящее время эта функция экскурсий практически утрачена, за исключением экскурсий, проводимых советами по туризму и экскурсиям, их подведомственными экскурсионными учреждениями и организациями научно-технических обществ на местах. Это объясняется прежде всего тем, что в подготовке кадров массовых профессий используются другие, более эффективные формы.

studfile.net

Понятие экскурсии, ее признаки. Функции экскурсии, требования к ней. Классификация экскурсий

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный университет физической культуры»

ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Экскурсоведение»

Тема:   «Понятие экскурсии, ее признаки. Функции экскурсии,   

                   требования к ней. Классификация экскурсий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2012 

Оглавление 
 

1Введение3
2Функции экскурсии4
3Признаки экскурсии6
4Классификация экскурсий7
5Заключение10
6Список литература11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.

Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки  для появления новой науки  — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли  экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. 

Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода. 

С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение.

Само  же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

Бурное  развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития.

Термин  «экскурсия» происходит от латинского слова «excursio» — поездка.

Можно проследить трансформацию определения экскурсии по мере расширения задач и углубления ее содержания:

1882 г. В.Даль

«Э.- проходка, прогулка,выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» 

1940 г. Толковый словарь  рус. яз.

(Л.Н.  Ушаков)

«Э.- коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью»

1978 г. Большой Советская  Энциклопедия

«Э.- это  посещение достопримечательных  чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и  т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится под руководством специалиста-экскурсовода».

  Таким  образом, экскурсия, бывшая первоначально прогулкой или поездкой с учебно-научной целью, превращается в настоящее время в одну из форм познания окружающего мира, приобщающую человека к сокровищам культуры и искусства, способствующую расширению коммуникативных связей и обогащающую эмоционально-образный мир экскурсантов непосредственными, яркими впечатлениями от встречи с достопримечательностями в их естественной обстановке или в хранилищах коллекций.

Можно сказать, что экскурсия — основа туризма, суть всего путешествия.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ комментарием, пояснениями, историческими справками.  

2 Функции экскурсии 

                     Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция – это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать – это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

      • Функция научной пропаганды. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.
  • Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.
  • Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
 

   Экскурсию относят  к той группе занятий, которая  определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 1920-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу.   

Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с  наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это  делает экскурсию популярным занятием для людей.   

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно  возрастает роль экскурсии в организации  культурного досуга там, где экскурсионные  учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к  мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5–6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников. 

  • Функция расширения культурного  кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
 

   Экскурсия –  это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически  встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:   

а) фрагменты  из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм  целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов  войны (1941–1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;   

в) встреча  с руководителями промышленных или  сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в  экскурсиях на производственные темы;    

г) прослушивание  музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;   

д) прослушивание  выступлений государственных и  общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные  темы. 

  • Функция формирования интересов  человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.
 

   Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит  от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, – функция формирования интересов; для иностранных туристов – функция информации и т.д. 
 
 
 

3 Признаки экскурсии  

Общими  признаками для всех экскурсий являются:   

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.   

2. Наличие  экскурсантов (группы или индивидуалов).    

3. Наличие  экскурсовода, проводящего экскурсию.    

4. Наглядность,  зрительное восприятие, показ экскурсионных  объектов на месте их расположения.    

5. Передвижение  участников экскурсии по заранее  составленному маршруту.   

6. Целенаправленность  показа объектов, наличие определенной темы.   

7. Активная  деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).   

Отсутствие  хотя бы одного из названных  выше семи признаков  лишает права называть проводимое мероприятие  экскурсией.   

Помимо  этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:   

у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;   

у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;   

у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).    

Значение  признаков экскурсии состоит  в том, что их правильное понимание  не позволяет ошибочно толковать  сущность экскурсии.   

www.freepapers.ru

Вопрос 1. Сущность экскурсии.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Экскурсоведение»

для студентов 3 курса специальности «Менеджмент организации».

  1. Сущность экскурсии.

  2. Экскурсия как вид деятельности и форма общения.

  3. Признаки экскурсии.

  4. Функции экскурсии.

  5. Классификация экскурсий.

  6. Тематика и содержание экскурсий.

  7. Показ в экскурсии.

  8. Рассказ в экскурсии.

  9. Технология подготовки новой экскурсии.

  10. Методика проведения экскурсии. Классификация методических приёмов.

  11. Методические приёмы показа.

  12. Методические приёмы рассказа.

  13. Особые методические приёмы. Приём демонстрации наглядных пособий. Усвоение методических приёмов экскурсоводом.

  14. Техника ведения экскурсии.

  15. Обязательная документация по теме.

  16. Мастерство экскурсовода. Пути повышения экскурсоводческого мастерства.

  17. Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения.

СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскры­вается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».

Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.

Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия — есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубли­кования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает

В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллектив­но под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда — различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложне­ние задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогиче­ском словаре (1989 г., с. 300—310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице.

Таблица

п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории,

архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая

экскурсия

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

studfile.net

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *