Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Акрополь что это: АКРОПОЛЬ | это… Что такое АКРОПОЛЬ?

АКРОПОЛЬ | это… Что такое АКРОПОЛЬ?

ТолкованиеПеревод

АКРОПОЛЬ

(греч. «высокий город»), в Афинах, большая сложенная известняком скала, возвышающаяся над окружающим городом на 70-80 м, с почти плоской площадкой наверху (максимальные размеры 270*155 м) и крутыми склонами со всех сторон, кроме западной. С древних времен это было естественное убежище окрестных жителей в случае вражеских набегов. Акрополь стал обитаемым с позднего каменного века, вероятно ок. 4000 до н.э. (называют и более раннюю дату — 7000 до н.э.), однако от первых трех тысячелетий сохранилось лишь несколько керамических фрагментов и принадлежавших первым обитателям инструментов. В конце бронзового века, ок. 1250-1200 до н.э, когда Афинам угрожали вторжения с севера, холм был окружен массивной стеной циклопической кладки, похожей на стены Тиринфа и Микен. Возведение этой стены относят к временам афинского мифического героя Тесея, который победил критское чудовище, человекобыка Минотавра, и в качестве царя Афин объединил под своей властью всю Аттику.
В древней крепости были укрепленные ворота на западе и потайной выход с северо-восточной стороны. Воду в изобилии давал скрытый в скале источник, к которому спускались по хитроумно устроенной лестнице.

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ


Многократно перестраивавшаяся внушительная крепостная стена была столь высока, что закрывала обзор отовсюду, кроме одной точки в юго-западном углу. Когда в 480 до н.э. Акрополь осадили персы, они не смогли взять его штурмом, хотя защищали его в основном старики (практически все население Афин ушло из города). Овладели они им лишь после того, как несколько человек смогли подняться по считавшемуся неприступным северному склону (вероятно, обнаружив еще одну малозаметную лестницу) и вызвали среди осажденных панику. Персы вывезли из крепости все ценности, ограбили и сожгли храмы, превратив все здесь в груду развалин, а недостроенный первый Парфенон был уничтожен жаром горевших строительных лесов. Сотни выпущенных персами стрел были найдены на северном склоне Акрополя.
Когда после победы, одержанной греками над персидским флотом при Саламине, жители вернулись в Афины, они поспешно возвели стену и с севера, использовав для этого как незавершенные, предназначавшиеся для храмов барабаны колонн, так и обломки зданий.
На протяжении следующих 30 лет значительных работ на Акрополе не велось, однако начиная с середины 5 в. до н.э. там был возведен ряд новых зданий из пентелийского (гора Пентеликон в 20 км к северо-востоку от Афин) мрамора. Четыре здания, описываемые ниже, наряду с менее знаменитыми памятниками и статуями, были созданы между 450 и 400 до н.э., и в этот период крепость приобрела тот вид, который и сохраняла до конца классической эпохи.
Пропилеи. Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики. Внешний фасад намного глубже и сложнее по композиции, его колонны поставлены на верхней площадке четырехступенной лестницы, а широкий средний проход имеет вместо ступеней пандус, по обе стороны которого расположено шесть внутренних ионических колонн в два ряда. С севера и юга к внешнему, западному фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные дорические портики которых обращены к главной оси Пропилей. Северное крыло (Пинакотека) использовалось в качестве картинной галереи. Высказывались предположения, что проект Мнесикла предусматривал куда большее здание, нежели построенное в реальности, что было связано с нараставшей оппозицией политике Перикла и угрозой Пелопоннесской войны, разразившейся в 431 до н.
э., и оно осталось незавершенным архитектурным шедевром. Однако вряд ли это так: Мнесикл делал свой проект именно с учетом реальной ситуации, соседства храмов Афины Ники и Артемиды Бравронии. В древности Пропилеи считались самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали чаще, чем даже о самом Парфеноне. На высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, стоит маленький храм Афины Ники, более известный как храм Ники Аптерос. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений. Храм проектировал архитектор Калликрат ок. середины 5 в. до н.э., а в новое время его дважды восстанавливали с использованием частей первоначального здания, которое турки разрушили в 1686. Под мраморным храмом обнаружены остатки раннего значительно меньшего храма и архаического алтаря, что доказывает глубокую древность культа Афины Паллады. С трех сторон бастион окружал скульптурный мраморный парапет, и на всех сохранившихся плитах с великолепными рельефами мы видим крылатую Победу.

Парфенон. Войдя на Акрополь через внутренний фасад Пропилей, мы видим перед собой северо-западный угол Парфенона. Главный храм Акрополя, Парфенон, построили в 447-438 до н.э., пользуясь указаниями Перикла, архитекторы Иктин и Калликрат (см. также ПАРФЕНОН).
Эрехтейон. К северу от Парфенона сохранился фундамент другого раннего храма, также посвященного Афине, а между ним и северной стеной Акрополя стоит Эрехтейон. Эта жемчужина архитектуры, созданная в ионическом стиле, была завершена после смерти Перикла, но Эрехтейон несомненно был органической частью его плана реконструкции Акрополя. Эрехтейон — храм, в котором отправляли культ нескольких божеств, главным из которых являлась Афина, разделившая свое святилище с Посейдоном и Эрехтеем, древним царем Афин. Внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой, который, согласно мифу, возник после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. Поскольку здание должно было служить сразу нескольким целям, оно было спроектировано как сложное сооружение с двумя главными входами, северным и восточным, каждый из которых имел портик, покоившийся на ионических колоннах.
Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.
Менее значительные памятники. Некогда Акрополь украшали другие, менее значительные святилища и памятники. К юго-востоку от Пропилей сохранился фундамент святилища Артемиды Бравронии, а перед восточным входом в Парфенон виднеются руины круглого храма римской эпохи, посвященного культу Ромы и Августа. Самой впечатляющей из множества статуй была Афина Промахос, колоссальная выполненная Фидием бронзовая фигура с копьем и щитом, стоявшая на Акрополе за Пропилеями.
Сверкающий шлем богини-воительницы, возвышавшийся над стенами Акрополя, был виден морякам, приближавшимся к гавани Пирея, еще от мыса Сунион, с расстояния ок. 50 км.
Склоны Акрополя. Весь холм Акрополя, в том числе и его склоны за пределами стен, считался священной землей, и потому здесь располагались многие почитаемые святилища, а также менее значительные культовые объекты. Восточная часть южного склона предназначалась почитанию Диониса. На посвященном ему участке земли рядом с двумя храмами этого божества существовал также театр Диониса под открытым небом, где впервые ставились бессмертные шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, а восточнее был выстроен крытый музыкальный зал (одейон, или одеон), возведенный Периклом и носивший его имя. К западу от театра находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его дочери Гигиеи. Далее к западу сохранились руины крытого театра римской эпохи, возведенного во 2 в. н.э. Иродом Аттиком, богатым покровителем искусств, и посвященного памяти его жены Региллы.
В пещерах, образованных нависающим уступом скалы по северному склону холма, более изрезанному и обрывистому, чем южный, приютились еще несколько святилищ. На северо-западе над источником Клепсидрой (что означает «Тайные воды») расположились три культовые пещеры, посвященные Аполлону, Зевсу и Пану. Примерно посреди склона, в расщелине скалы находилась пещера Аглавры, сестры Пандросы. Отсюда, согласно легенде, бросились вниз и разбились дочери Кекропа Аглавра и ее сестра Герса — они заглянули в запретный ларец, где находился в форме змеи их брат Эрехтей. Третья сестра, Пандроса, послушалась повеления богини Афины и отказалась заглядывать в ларец. Далее на восток под открытым небом находилось святилище Афродиты «в садах», посвященное этой богине плодородия, обнаруживающей восточные черты. Почести воздавались здесь Афродите вместе с ее сыном Эросом. Проведенные на месте раскопки обнаружили также множество небольших алтарей, на которых совершались примитивные жертвоприношения. Эти святилища, как и многие другие, располагались между стеной Акрополя и древней дорогой, опоясывавшей холм.
Территория, ограниченная этой дорогой, вместе с участком внутри стен образует священную землю, предназначавшуюся исключительно для религиозных целей.
ЛИТЕРАТУРА
Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968 Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973 Акрополь. Варшава, 1983

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Синонимы:

крепость, центр

  • АКОНТИЙ
  • АКТОН Джон

Полезное


Акрополь

Акрополь — это возвышенная часть или, так называемый, верхний город. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться и, конечно, здесь возводились самые основные храмы. Все древнегреческие города имели акрополи, но самый известный — это Афинский Акрополь, возвышающийся на 150 метров над главным городом Греции.

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.

Акрополь как раз относится к тем местам, о которых говорят, что они великолепны и восхитительны. Его принято считать чудом, сохранившимся и до наших дней, даже, несмотря на то, что все строения крайне лаконичны по своей форме, а весь Акрополь можно пройти за час.

Стены Акрополя круты и обрывисты. Раньше внутри располагалось огромное количество ценностей, различных скульптур. Сейчас только четыре великих сооружения можно встретить внутри Акрополя.

История Акрополя

Строительство Акрополя началось еще во II веке до нашей эры. Но во время греко-персидских войн он был полностью разрушен. Почти век он простоял в ужасном состоянии.

К середине V века до нашей эры Афины становятся самым процветающим городом в Элладе, экономическим и культурным центром. Особого расцвета он достиг при правлении Перикла. По его инициативе, город стали украшать всевозможными постройками. В 449 году окончилась грандиозная реконструкция Акрополя.

Афинский Акрополь построен, как говорится, с размахом. Его не возможно охватить одним взглядом. Конечно, на сегодняшний день только малая часть сохранилась от того древнего строения, но и сейчас он достоин восхищения. Для начала стоит познакомиться с тем Акрополем, который существовал при древних греках.

В Акрополь вел только один вход по узкой дороге, расположенной с западной стороны. Этот вход через ворота Пропилеи, возведенные архитектором Мнесиклом в 437 — 432 годах до нашей эры. Ворота были украшены широкой лестницей и двумя портиками, один из которых обращен в сторону холма, а второй — к городу. Когда-то потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Пропилеи окружены стенами храма Бескрылой Ники. Небольшое здание с 4 колонами. Этот храм проектировался еще в 450 году до нашей эры, но приступить к постройке смогли только в 427 году. Строили его в течение 6 лет. В древности внутри храма находилась деревянная статуя богини победы. Традиционно, Нику изображали, как девушку с парой крыльев, но древние греки изобразили ее без крыльев, чтобы победа «не улетела» от них.

Войдя через ворота, сразу можно было увидеть статую Афины, возведенную в 456 — 445 годах скульптором Фидием. Афина была изображена со щитом в левой руке и копьем в правой, на голове у нее был воинский шлем. Высота статуи была 7 метров, а копье и того больше — метров 9.

Слева от статуи Афины располагался храм Эрехтейон. Он был посвящен Афине, Посейдону и царю Эрехтею. Именно в этом храме хранилось самое ценное, в частности, деревянная статуи богини-воительницы, которая по приданию упала с неба; священный пеплос, который ткали жрицы, алтари Ифеста и Эрехтея.. В этом храме совершались самые главные обряды.

Храм Эрихтейона был небольшим по своим размерам (23 на 11 метра), но он объединял под собой сразу несколько святилищ. Храм по своей высоте был неравномерен: западная часть здания на 3 метра ниже восточной стороны. Это из-за того, что храм был построен на неровной поверхности.

Внутреннее пространство делилось на две части. В западной стороне находилось святилище Эрехтейона, а в восточной святилище Афины Паллады. Скульптурное оформление храма было очень богатым. По всему периметру располагались фризы, темой которых стали мифы.

Перед западным фасадом храма росла священная олива, но она была вырублена, а сам храм разрушен.

В центре Акрополя находился Парфенон, также посвященный богине Афине. Он сооружался в течение 9 лет (447 — 438 год до нашей эры). Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Парфенон представлял собой прямоугольное здание размером 70 на 31 метр, со всех сторон окруженный колонами — по 17 с продольных сторон и по 8 колон на торцевых частях храма.

Парфенон богато украшен различными скульптурными элементами, созданными видными мастерами древнего мира (Фидий, Алкамен, Агоракрит, Каллимах). Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен. Само собой, со временем краска выцветает, поэтому храмы, которые дошли до наших дней исключительно белого цвета.

Внутреннее помещение Парфенона делилось на две части. Первая часть — целла, где располагалась 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине был роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежда была покрыта золотыми пластинами.

Второе помещение предназначалось для девушек-жриц, которые работали над изготовлением священных облачений богини.

Современный Акрополь

Современный Акрополь мало похож на тот, который существовал много веков назад. На площадку, где расположены Пропилеи, современные туристы могут попасть через ворота Бейле, сооруженные в римско-византийскую эпоху. Свое название они получили в честь археолога Бейле, который в 1853 году обнаружил их под останками турецкого укрепления. Прямо перед входом находятся руины Храма Бескрылой Ники, который был разрушен турками, когда те захватили город. В середине XIX века, когда турецкое владычество было смещено, храм попытались восстановить, однако таким, как прежде, его уже невозможно было сделать.

Очень многое в Акрополе было безвозвратно уничтожено. Например, статуя Афины-воительницы была вывезена в Константинополь, где в XIII веке и была уничтожена.

Неоднократно страдал от грабителей Храм Эрехтейона, особенно во время борьбы Греции за независимость в 1821-1827 годах. Только в 1906 году начали проводить реконструкцию храма, восстанавливая его на сохранившемся фундаменте.

Парфенон в XIII веке был превращен в христианский храм. Во время турецко-венецианской войны Парфенон был обстрелян. Основное помещение и колоннада были полностью разрушены. В наши дни он частично реставрирован, но былое величие уже утрачено.

Конечно, современный Акрополь не такой величественный, но и сегодня он является одним из красивейших сооружений на нашей планете. Многое разрушено, а то и совсем уничтожено. Но что-то сохранилось и до сих пор притягивает в Афины туристов.

13 фактов об Афинском Акрополе, которых вы не знали

 

Афинский Акрополь, без сомнения, самая популярная достопримечательность греческой столицы. Около семи миллионов туристов ежегодно поднимаются на холм Акрополя, чтобы телепортироваться в Древнюю Грецию и поближе взглянуть на Парфенон. Место с богатой историей Акрополя может рассказать много увлекательных историй. В этой статье вы найдете 13 малоизвестных фактов об этом уникальном памятнике Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Что такое Афинский Акрополь?
Вид на Парфенон, фото Константиноса Коллиаса, через Unsplash.

 

Акрополь в переводе с греческого означает высшую точку города. Многие древнегреческие города имели свой Акрополь, который обычно представлял собой цитадель на вершине холма. Самый известный Акрополь на сегодняшний день находится в Афинах. В классическую греческую эпоху это было священное место, посвященное культу богини-покровительницы города Афины, а также других местных героев и божеств.

 

Хотя Акрополь на протяжении веков был центром религиозной жизни Афин, он стал известен в пятом веке до нашей эры, в золотой век афинской демократии. В то время Афины только что победили персов и возглавляли союз греческих городов-государств, которые бросали вызов спартанской гегемонии Греции.

 

Перикл, видный политик того времени, твердо продвигал идею нового Акрополя. Этот Акрополь сделал бы Афины городом неоспоримой красоты и величия. Потратив легендарную сумму денег, афиняне полностью превратили скалу Акрополя в место чудес. Знаменитый Парфенон Акрополя, храм Афины Парфенос, был построен в то время вместе с рядом зданий, таких как Эрехтейон и Пропилеи.

 

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Конечно, Акрополь не перестал развиваться после классического периода. Священный холм Афин продолжал меняться с каждой новой цивилизацией, уходящей из города. Римляне, византийцы, латинские крестоносцы, османы и, наконец, современное греческое государство — все оставили свой след на скалистом холме. Итак, давайте взглянем на 13 фактов о священном холме Афин.

 

13. Акрополь был заселен в доисторические времена
Микенский перстень с печаткой под названием «Кольцо Тесея» из Афинского Акрополя, 15 век до н.э., Национальный археологический музей.

 

Находки на Афинском Акрополе указывают на то, что холм был заселен, по крайней мере, с 49049-го -го тысячелетия до нашей эры.

 

Во время подъема так называемой микенской цивилизации Акрополь стал важным центром. Большие циклопические стены, подобные микенским, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Также был вырыт колодец, который, несомненно, пригодился во время осады. Стены назывались пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят из Пропилей.

 

Афиняне архаического периода унаследовали руины микенского Акрополя, который был достаточно богат, чтобы породить целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, также известная как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.

 

12. Персы сравняли с землей первый Парфенон
Препартенон черного цвета и классический Парфенон серого цвета , Максим Коллиньон (1913).

 

Сразу после первой победы над персами в Марафоне (490 г. до н. э.) афиняне решили отпраздновать это, построив величественный храм Афины. Для этого они разобрали другой храм под названием Гекатомбедос, что означает сто футов (древняя единица длины), и использовали его материалы для строительства нового храма.

 

Однако персы не сказали своего последнего слова. В 480 г. до н. э. царь Персии Ксеркс I снова вторгся в Грецию. Понимая, что они не в состоянии защитить город, афиняне приняли одно из самых важных решений в истории Афин. Они решили покинуть город и отступить на остров Саламин, чтобы заманить персов в морское сражение. В конце концов афиняне вышли победителями из морского сражения при Саламине, но заплатили за это высокую цену.

 

г. Перед битвой персы вошли в Афины и сравняли город с землей. Еще недостроенный Препартенон (так назывался Парфенон, который разрушили персы) не избежал гнева захватчиков, которые разрушили и старый храм Афины.

 

Когда афиняне вернулись в свой город, они решили оставить руины старого храма Афины на месте как напоминание об этих ужасных временах. Кроме того, 33 года спустя они построили новый Парфенон на руинах Пропарфенона.

 

11. В Пропилеях находилась галерея древнего искусства
Модель Афинского Акрополя, каким он был в V веке до н. э., с комплексом Пропилеи в центре, Музей Акрополя, через Энциклопедию древней истории.

 

Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи были монументальным входом на священный холм, спроектированным архитектором Мнесиклом. Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его строительство заняло пять лет (437-342 гг. до н. э.), оно так и осталось незавершенным. Пропилеи были сделаны из высококачественного местного пентелийского мрамора и элефсинского известняка для частей здания.

 

Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальной трапезы. Однако северная сторона была особенно интересна, так как это была своего рода галерея раннего искусства. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилей как Pinacthece , что означает картинную галерею. Он даже описывает некоторые из картин, которые включали работы на различные религиозные темы известных художников, таких как «греческий живописец этоса» Полигнот и Аглаофонт.

 

Интересная вещь с пинакотекой заключается в том, что она была общедоступна, по крайней мере, для тех, кому разрешалось входить в Акрополь (рабам и тем, кто не считался «чистым», вход был запрещен). Этот кажущийся публичным характер пинакотеки делает ее интересным примером в древней истории музеев.

 

10. Огромная статуя Афины Промахос на Акрополе
Афинский Акрополь , Лео фон Кленце, 1846, Новая пинакотека.

 

В древности на Акрополе стояла колоссальная бронзовая статуя Афины. Статуя называлась Афина Промахос, что означает та, что сражается на передовой. Эта статуя была работой Фидия, который также сделал знаменитую Афину Парфенос из золотой слоновой кости, которая находилась внутри Парфенона. Согласно Павсанию (1.28.2), афиняне построили статую, чтобы отблагодарить Афину после победы над персами в Марафоне:

г.

 

«Есть первая бронзовая Афина, десятина от персов, высадившихся в Марафоне. Это работа Фидия, но рельефы на щите, включая битву между кентаврами и лапифами, как говорят, выполнены резцом Миса, для которого, как говорят, Паррасий, сын Эвенора, разработал это и остальные его произведения.
».

 

Никто не знает, насколько велика была статуя на самом деле, но одно можно сказать наверняка; он был действительно большим:

 

«Острие копья этой Афины и гребень ее шлема видны тем, кто плывет в Афины, как только пройдет Суниум». (Сунион находится примерно в 60 км от Афин).

9. Акрополь был красочным местом
Фидий и фриз Парфенона, Альма Тадема, 1868–1899 гг., Бирмингемские музеи.

 

Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура, были просто белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон на Акрополе, он встретит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми античными руинами. Однако в древности этого просто не было.

 

Древние греки любили цвета. Их статуи были окрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось их храмов. Греческая архитектура на самом деле была настолько красочной, что была ближе к сегодняшнему искусству китча, чем белый классический идеал школьных учебников.

 

Причина того, что руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем распадаются. Однако во многих случаях их можно проследить или даже наблюдать невооруженным глазом. Кураторы Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморе Парфенона с тех пор, как они впервые прибыли в музей в начале 19 века.

 

Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете появляется на картине Альмы Тадемы Фидий показывает своим друзьям фриз Парфенона.  Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона. Итак, когда мы думаем об Акрополе и Парфеноне, нам нужно представить себе цветное место. Место, где красочные статуи встречались с красочными храмами.

 

8. Битва между Афиной и Посейдоном произошла на Акрополе
Эрехтейон Акрополя, фото Питера Митчелла, через Unsplash.

 

Эректейон был самым священным местом Афин. Это было здание, состоящее из двух храмов, одного для Афины и одного для Посейдона. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили свое название.

 

По легенде, Афина и Посейдон хотели взять город под свою защиту. Чтобы избежать конфликта, вмешался Зевс и устроил бескровное соревнование. Афина и Посейдон пришли к тому месту, где сейчас стоит Эрехтейон, и афиняне собрались, чтобы посмотреть на состязание. Во-первых, Посейдон показал свой дар городу, ударив трезубцем о землю и выпустив воду. В свою очередь, Афина посадила семя, из которого мгновенно выросло оливковое дерево. Афиняне оценили оба подарка. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Итак, они сорвали оливковое дерево Афины, которое было отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его Афинами в честь себя.

 

Эректейон — памятник этому мифу. Афиняне клялись, что они могли слышать океан Посейдона под зданием. Кроме того, дыра в полу должна была быть местом, куда бог ударил своим трезубцем в соревновании с Афиной. В половине храма Афины был небольшой двор, построенный вокруг легендарного дерева Афины.

 

7. Кариатиды защищают гробницу мифического царя
Реплики кариатид на Эрехтейоне Акрополя, фото Ян Ян, через Unsplash.

 

Кариатиды Эрехтейона являются одними из самых элегантных скульптур в истории искусства. Они уникальны тем, что сочетают в себе элегантность и функциональность.

 

Сегодня посетители Музея Акрополя могут увидеть пять из шести кариатид (шестая находится в Британском музее), выставленных в виде отдельно стоящих скульптур. Однако изначально они служили причудливыми колоннами на «Притворе дев» Эректейона.

 

 

Название «Кариатиды» означает «девицы Кариаи», города на юге Греции. У города Карьяи были исключительные отношения с богиней Артемидой. В частности, их культ был направлен на Артемиду Кариатид. Следовательно, многие ученые думают, что кариатиды представляют собой жриц Артемиды из Карьяи.

 

Шесть женщин из Эрехтейона поддерживают крышу над микенской гробницей, приписываемой легендарному царю Афин Кекропу. Кекроп был интересной фигурой афинской мифической традиции. Говорили, что он родился из земли (автохтон), и по этой причине он был наполовину человеком и наполовину змеей (змеи были преимущественно земными существами для греков). В этой обстановке кариатиды могут просто защищать одно из самых священных мест Афин. Они также могут сопровождать мифического царя Афин в загробной жизни.

 

6. На Акрополе есть несколько пещерных святилищ
Пещеры Зевса и Аполлона, через Wikimedia Commons

 

На вершине Акрополя государство в первую очередь прославляло Афину и ряд других богов и героев. Однако вокруг скалистого холма было несколько небольших пещерных святилищ, отвечающих различным потребностям. В отличие от официальных культов, продвигаемых афинскими горожанами на вершине холма, эти святилища были небольшими культовыми местами, предлагающими индивидуальный контакт с божествами, которые удовлетворяли потребности простых людей.

 

Три самые важные пещеры были посвящены Зевсу, Аполлону и Пану. Другие известные включают святилище Афродиты и Эроса. Другой был посвящен Аглауро, мифической дочери Кекропа. Согласно легенде, Афины находились в тяжелой осаде, когда пророчество гласило, что Афины могут быть спасены только добровольной жертвой. Когда Аглаурос услышала это, она тут же сбежала со скалы Акрополя.

 

Афиняне устраивали ежегодный праздник в ее память под названием Агаурея. Во время этого события афинская молодежь надела свои доспехи и поклялась защищать город перед святилищем Аглавра.

 

5. Большое шествие ознаменовало завершение величайшего афинского праздника 
Классические греческие всадники на фризе Парфенона, дизайн Фидия, 447–432 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

 

Каждые четыре года, в месяц Гекатомбайона по аттическому календарю (июль/август), афиняне собирались, чтобы отпраздновать свой самый важный праздник — Великие Панафинеи. Это было религиозное мероприятие в честь богини Афины, которое также включало серию соревнований. Панафинейская программа включала спортивные игры, подобные тем, что проводились в Олимпии (Олимпийские игры), а также конкурсы поэзии и музыки.

 

Кульминацией праздника стало грандиозное шествие, состоявшееся в последний день. Весь город собирался, чтобы посмотреть, как более тысячи человек идут от кладбища Керамикос к алтарю Афины на Акрополе. Верховная жрица Афины возглавила процессию. По достижении Акрополя процессия достигала Эрехтейона, где хранилось священное деревянное культовое изображение (хоанон) Афины. Затем статую одевали в священный пеплос, одежду, сотканную аррефорами, девочками от 7 до 11 лет. Менее впечатляющий пеплос будет приготовлен для Малых Панафиней, ежегодного празднования меньшего значения. После этого процессия достигала алтаря Афины, и не менее 100 овец и коров приносились в жертву и впоследствии съедались. Считается, что Панафинейская процессия также изображена на фризе Парфенона.

 

4. Парфенон был христианской церковью и мечетью
Османская мечеть, построенная на руинах Парфенона после 1715 года, Пьер Пейтье, 1830-е годы, через Викисклад.

 

Парфенон Акрополя сейчас может быть известен как храм богини Афины, но за свою долгую жизнь в 2500 лет храм много раз переходил из рук в руки. После четвертого века нашей эры старая языческая религия начала отмирать перед христианством. Христианизированная поздняя Римская империя и ее продолжение, известное как Византийская империя, гарантировали, что новая догма не встретит конкуренции. В 435 г. н.э. император Феодосий II закрыл все языческие храмы. К концу шестого века Парфенон был превращен в христианскую церковь. Новая церковь была посвящена Парфенос Марии (Деве Марии), очевидной замене Парфенос Афины.

 

 

В 1204 году четвертый крестовый поход пошел не по плану, чтобы разрушить христианский остаток Восточной империи, известный как Византия. Афины стали латинским голландским государством, а Парфенон — католической церковью примерно на 250 лет. В 1458 году османы завоевали Афины и превратили Парфенон в мечеть с минаретом.

 

Следующая глава в истории памятника началась с Греческой революции (1821-1832 гг.), результатом которой стало создание современного греческого государства. С тех пор Парфенон является историческим местом, а с 1933 реализовано девять реставрационных проектов.

 

3. Парфенон пережил множество разрушений
Руины Парфенона, Сэндфорд Робинсон Гиффорд, 1880 г. , Национальная художественная галерея.

 

Первое крупное разрушение произошло в третьем веке нашей эры, когда пожар уничтожил крышу храма. В 276 году германское племя герулов разграбило Афины и разрушило Парфенон, который вскоре был восстановлен.

 

Парфенон претерпел многочисленные превращения из языческого в православное христианство и из римско-католической церкви в мечеть. Кроме того, храмовая монументальная статуя Афины была перенесена в Константинополь. Тем не менее, это постоянное использование Парфенона означало, что здание хорошо сохранилось.

 

Ситуация изменилась в 1687 году, когда венецианские войска под командованием генерала Морозини осадили Афины. Затем османская гвардия укрепила Акрополь и использовала Парфенон как пороховой склад. Узнав, что османы хранят порох в Парфеноне, Морозини нацелился на храм. Одного пушечного ядра хватило, чтобы уничтожить храм и убить 300 человек.

 

После взрыва устояла только одна из четырех стен Парфенона. Больше половины фриза обрушилось, крыши не стало, а восточное крыльцо теперь представляло собой одну колонну. Парфенон так и не оправился от этого разрушения.

 

Временная комната Элгина, Арчибальд Арчер, 1819 год, Британский музей.

 

Тем не менее, столетие спустя, в 1801 году, Томас Брюс, 7-й граф Элгин и британский посол, внес последний штрих в симфонию разрушения. Элгин удалил добрую часть фриза и фронтонов храма, а также кариатид из Эрехтейона и части из храма Афины Ники.

 

Добыча попала в Британский музей после долгого и мучительного путешествия. Стоит отметить, что корабль, перевозивший мрамор, затонул вскоре после выхода из Афин, и группа греческих водолазов помогла достать ящики с мрамором.

 

2. Баварский король задумал построить здесь свой дворец
План Королевского дворца Акрополя, литография рисунка Карла Фридриха Шинкеля, Нью-Йоркская публичная библиотека.

 

В 1832 году Греция стала независимым государством под защитой крупнейших европейских держав (Англии, Франции, России). Во времена, когда существовал Священный союз, а идея демократии казалась ересью, европейцы не могли допустить существования нового государства без абсолютного монарха. Европейские державы наконец посадили на трон новообретенного королевства баварского принца Отто Фридриха Людвига.

 

Вскоре после прибытия в свою новую столицу Афины Отто столкнулся с проблемой; не было настоящего королевского дворца. Карл Фридрих Шинкель, знаменитый художник и архитектор, предложил новаторское решение.

 

Виды на Королевский дворец Акрополя, литография рисунка Карла Фридриха Шинкеля, Нью-Йоркская публичная библиотека.

 

Он предложил построить дворец нового монарха на вершине Акрополя. Его планы относительно дворца были направлены на создание монументального королевского комплекса. К счастью для будущих археологов, король отказался от этой идеи как непрактичной. Тем не менее, изображения планов, нарисованные Карлом Фридрихом Шинкелем, дают очаровательный взгляд на альтернативную реальность.

 

1. На Акрополе состоялся акт сопротивления нацизму 
Немецкие солдаты водружают свастику на Акрополе, 1941 год, Федеральный архив Германии.

 

В апреле 1941 года Афины перешли под власть Гитлера. Свастика развевалась на холме Акрополя, заменив флаг Греческого королевства.

 

30 мая 1941 года два греческих студента университета по имени Манолис Глезос и Апостолос Сантас тайно поднялись на Акрополь через пещеру Пандросеона. Уклонившись от немецкой стражи, которая напивалась возле Пропилей, они сняли свастику и ушли незамеченными. Жители Афин проснулись от вида Акрополя, свободного от символа завоевателя. Это был первый акт сопротивления в Греции и один из первых в Европе. Эта новость подняла настроение оккупированным европейским народам как символическая победа над фашизмом.

Афинский Акрополь — Афинский ключ

Афинский Акрополь
ΑΚΡΟΠΟΛΙΣ

 Афинский Акрополь – Священная Скала — величайшее святилище древних Афин, посвященное главным образом покровительнице города, богине Афине, и возвышающееся над центром города. С этим районом связаны самые знаменитые мифы древних Афин, его величайшие религиозные праздники, самые ранние культы и несколько решающих событий в истории города. Эти уникальные шедевры архитектуры сочетают в себе различные порядки и стили классического искусства самым новаторским образом и на протяжении многих веков оказывали влияние на искусство и культуру. Акрополь V в. до н.э. является отражением великолепия, могущества и богатства Афин в период их величайшего расцвета, золотого века Перикла. В середине 5 в. до н.э., когда Афины стали резиденцией Афинского союза и были величайшим культурным центром своего времени, Перикл инициировал амбициозный строительный проект, который длился всю вторую половину века. Мне очень повезло в жизни, что я родился под сенью этой славной скалы, и, прожив несколько десятков лет по всему миру, вновь оказаться по соседству с богами!

Даже простая прогулка вокруг Скалы Акрополя зарядит вас необъяснимой энергией, независимо от того, верите ли вы в точки космической энергии или просто испытываете волнение от посещения физического места, где так много великих вещей произошло для человечества.

Акрополь представляет собой скалу из серо-голубого твердого кристаллического известняка, который выходит из почвы на высоту 150 м (500 футов) над уровнем моря и 70 м (230 футов) над северной частью Афин. Эта скала полностью геологически изолирована и доступна только с западной стороны, где грунт имеет наклон. Все остальные стороны скалы обрывисты, выдолблены пещерами или гротами, которые с незапамятных времен служили для поклонения первым божествам области Аттики. Поверхность Акрополя представляет собой неправильный многоугольник, простирающийся с запада на восток примерно на 270 м (886 футов). Его наибольшая ширина составляет около 156 м (512 футов). Величайший из всех археологических памятников, Акрополь доминирует над афинским ландшафтом. Поднимитесь на 80 ступенек, полюбуйтесь видами и полюбуйтесь великолепными памятниками на вершине.

Афинский Акрополь.

Наиболее важные здания, видимые на сегодняшнем Acropolis , в том числе Parthenon, Propylaea, Erechtheion и Храм Athena Nike были построены во время Age . периода под руководством крупнейших архитекторов, скульпторов и художников того времени. В храмах на северной стороне Акрополя размещались в основном более ранние афинские культы и культы олимпийских богов, а южная часть Акрополя была посвящена Афине. После окончания Пелопоннесской войны в 404 г. до н.э. и до I в. до н.э. на Акрополе не было возведено никаких других важных зданий. В 27 г. до н.э. к востоку от Парфенона был построен небольшой храм, посвященный Августу. В римские времена, хотя другие греческие святилища были разграблены и повреждены, Акрополь сохранил свой престиж и продолжал привлекать богатые обетные подношения верующих. После нашествия герулов в 3 в. была построена новая крепостная стена с двумя воротами с западной стороны.

То, что сотрудники Британского музея определяют как Мраморы Элгина, мы, греки, называем Скульптурой Парфенона.

Они решили назвать их в честь вора и сырья.
Мы решили дать имя славному древнему памятнику и определить форму искусства.

Ведь это вопрос культуры!

Афинский Акрополь Джона Веллиса

​Акрополь в средние века стал крепостью. Во время франкской оккупации (1204-1456 гг.) Пропилеи были превращены в резиденцию франкского правителя, а в османский период (1456-1833 гг.) — в турецкий гарнизон. Венецианцы под командованием адмирала своего флота, идиота дожа Франческо Морозини, осадили Акрополь в 1687 году, а 26 сентября обстреляли и разрушили Парфенон, который в то время служил турецким складом боеприпасов. Считается, что роковая бомба, разрушившая Парфенон, была выпущена из пушки, расположенной близко к 9.0012 Церковь Святой Екатерины , Плака. Несколько дней спустя войска Морозини разрушили целый сегмент фронтона Парфенона, где были изображены кони Афины, пытаясь забрать его в качестве добычи.

В последующие века памятники Акрополя пострадали от естественных причин, таких как землетрясения, но в основном из-за вмешательства человека. Особенно после установления христианства в Греции и в основном в 6 в. храмы были сильно повреждены и превращены в христианские церкви.

Крыша самого Парфенона была почти полностью снесена, чтобы высовывался купол христианской церкви, построенной внутри Парфенона и посвященной Святой Софии (христианский эквивалент богини Афины, богини Мудрости)! Вы можете посмотреть короткометражный фильм режиссера Коста Гавраса в конце этой страницы об истории Парфенона, который, к большому разочарованию греческой церкви, раскрыл некоторые постыдные исторические факты о разрушении Парфенона.

Британский лорд Элгин причинил дополнительный серьезный ущерб в 1801-1802 годах, разграбив скульптурные украшения Парфенона, храма Афины Ники и Эрехтейона. Насильственно расчлененная украденная скульптура, в том числе великолепная кора кариатидов, до сих пор находится в заложниках в Британском музее в Лондоне.​

​После освобождения Греции от турецкого ига памятники Акрополя перешли под опеку новообразованного греческого государства. Вначале проводились ограниченные исследования, а в 1885-189 гг.0 систематически раскапывался. В начале 20 в. состоялся первый масштабный реставрационный проект. Комитет по сохранению памятников на Акрополе был создан в 1975 году с целью планирования и проведения крупномасштабной консервации и реставрации Акрополя. Проект все еще продолжается. 26 марта 2007 года Акрополь был официально провозглашен выдающимся памятником в списке памятников европейского культурного наследия.

Парфенон — всемирно известный архитектурный шедевр. Посетитель оценит его великолепие, узнает об истории и секретах строительства Парфенона. Этот уникальный храм был построен из мрамора, добытого в карьерах горы Пентели. Парфенон классической эпохи был построен на остатках монументального более раннего Парфенона, архаического храма, построенного в конце 6 в. ДО Н.Э. Архитекторами классического храма, который был построен и украшен в 447-432 гг. до н.э., в золотой век Перикла, были Иктинос и Калликрат. Это перипперальный храм дорического ордера архитектуры с 8 колоннами спереди и сзади и 17 колоннами с каждой стороны.

Центральным элементом Парфенона была хризелефантиновая статуя богини Афины, работа знаменитого скульптора Фидия, который также отвечал за общее строительство. Статуя была конечным пунктом великой процессии Панафиней, изображенной на фризе храма.

Президент Обама во время посещения Акрополя 16 ноября 2016 года.

 Пропилеи, украшенные несколькими памятниками, являются парадным входом в Акрополь. Построенные Периклом в 437-432 гг. до н.э., Пропилеи были работой архитектора Мнесикла. Они были включены в сохранившуюся до наших дней стену, построенную в первой половине V в. до н.э., на месте более старой разрушенной циклопической стены. Прежде чем попасть в Пропилеи, посетитель пройдет через ворота Беуле, часть римских укреплений Акрополя. Сразу после этого находится постамент высотой 13 м, известный как «памятник Агриппе», на котором афиняне в 27 г. до н.э. воздвигли статую римлянина Марка Агриппы, благодетеля города.

Храм Афины Победы (Бескрылая Победа) к югу от Пропилей был построен около 420 г. до н.э. в память о победе греков над персами. Храм был работой архитектора Калликрата. На этом месте в доисторическую эпоху располагалось святилище. Слева от храма вы найдете Эрехтейон.

Эрехтейон был построен в 420-406 гг. до н.э. на самом священном месте Акрополя, где богиня Афина посадила оливковое дерево, свой священный символ.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *