20. Борьба московских князей за освобождение от ига и объединение русских земель
Главная причина объединения земель – стремление к освобождению от ордынского ига: Наличие единой церковной организации, Москва была защищена реками.
Борьба за объединение сливается с борьбой против Орды. Возможные центры объединения – Москва либо Тверь. Процесс объединения – конец 13 — по начало 16 века
Даниил Александрович (1276-1303). Начал политику объединения, включил в состав Можайск, Коломну, Переславль, Московское государство увеличилось в 2-3 раза.
В 1327 поднялось восстание против сборщиков
налогов, Калита подавил это восстание
=> получил ярлык на княжение. Калита
сыграл весомую роль в процессе объединения.
Добился передышек от нападения со
стороны Золотой Орды. Присоединил Углич,
Кострому. Внук Калиты, Дмитрий Донской,
при нем борьба за княжение (т.к. он вступил
на престол ребенком). Куликовская битва 1380 (показала возможность победы над игом,
но не отменила его власти).
К моменту
возвышения Москвы золотая орда ослабла.
Власть захватывает Мамай. Решает
восстановить власть монголов над Русью.
Помощь ему оказывал Ягайло, литовский
князь. Восьмого сентября
Русь окончательно прекратила
платить дань Золотой Орде. В 1502 году крымский хан
Менгли-Гирей нанес сокрушительное
поражение Золотой Орде, после чего ее
существование прекратилось.Причины феодальной раздробленности Киевской Руси:
Внутриполитические;
Внешнеполитические;
Экономические: экономическая самостоятельность вотчин князей и укрепление и рост русских городов
Отсутствие внешней опасности, которая бы сплотила князей, позволило им вести войны и соревнования между собой. К середине 12 века – 15 княжеств, 13 век – 50 княжеств, 14 век – 250 княжеств.
Крупные образования: Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Черниговское и Смоленское княжества, Галицко-Волынское княжество, Полоцко-Минская земля. Каждое самостоятельное феодальное хозяйство может существовать само, без других (внутренний товарообмен).
В
результате раздробленности Русь не
рассматривалась как единое государство.
Политические черты раздробленности:
вначале в русских землях наблюдался
подъем земледелия, расцвет ремесла,
рост городов, развитие в отдельных
землях. Феодализм можно определить как
условное обозначение общественного
строя, существовавшего в Европе с начала
средних веков и до формирования
индустриального (капиталистического)
общества. Для него было характерно
сочетание крупной земельной собственности
с подчиненным ей мелким крестьянским
хозяйством при корпоративной (сословной)
организации как правящего слоя, так и
рядового населения.
После
монгольского нашествия формирование
нового единого Русского государства —
России — произошло на той части территории
Древней Руси, где вотчинная форма
феодальных отношений в домонгольский
период была особенно мало развита. В 14
— 15 веке здесь, с одной стороны, сложилась
система вотчин, с другой — консервировались
государственные формы эксплуатации,
что во многом было связано с необходимостью
выплат в Орду. Господствующее положение
занял княжеский двор, состоявший из
служилых людей князя (бояр и дворян),
получавших от него за службу земельные
владения с зависимым населением и долю
из государственных доходов.
Объединение русских земель в единое государство с центром в Москве, завершившееся в конце 15 — начале 16 века, не имело под собой достаточных социально-экономических предпосылок: оно произошло главным образом под воздействием политических факторов — необходимости противостояния Орде и Польско-Литовскому государству. Это обусловило характерные черты общественного строя — самодержавие (т. е. ничем не ограниченную власть главы государства) и крепостничеств.
Москва как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения
Москва как центр объединения русских земель
После падения роли Киева как центра древнерусской государственности наибольшее значение в русской политической жизни приобрели Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество.
Ханы Золотой Орды считали владимирского князя главой всей Северо-Восточной Руси. Однако вскоре удельные князья начали оспаривать данную прерогативу, вступив в борьбу за княжение во Владимире. Наиболее активными в этой борьбе оказались тверские и московские князья.
Московское княжество получило самостоятельность в 1276 г. Его значение резко возрастает в XIV в., когда оно начинает играть роль главного объединительного центра русских земель. Этому способствовали следующие факторы:
- личностные качества первых московских князей (Иван І Калита, Дмитрий Донской), их политическая деятельность;
- выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения;
- поддержка церкви и перенесение центра русского православия из Владимира в Москву;
- содействие Орды, передавшей ярлыки на княжение московским князьям.
Создание единого Российского централизованного государства включало два взаимодополняющих процесса: формирование территории государства и организация аппарата управления страной.
Территория государства складывалась вследствие присоединения к Москве ранее независимых княжеств. Это происходило разными путями. Московские князья не только завоёвывали новые территории, но и занимались «округлением» своих владений, за счёт присоединения земель своих союзников, не брезговали они и подкупом приближённых противника и т.п. Этот процесс занял более двух веков.
Политика московских князей
У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276–1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.
В 1319 г. московский князь Юрий Данилович впервые получил в ставке хана ярлык на великое княжение. Обещая увеличить сбор дани, князь получил благосклонное отношение ордынцев. Не стоит упускать из виду и тот факт, что он был женат на сестре хана Узбека. Но окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем.
Иван І Данилович Калита (1283–1340) — великий князь московский (1325–1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с ордынцами подавил антиордынское восстание населения Твери. В результате подавления восстания произошёл не только переход великокняжеского ярлыка к Ивану Даниловичу. Было ликвидировано баскачество. Теперь миссия сбора дани возлагалась непосредственно на великого князя. Это предоставило московским князьям возможность получения дополнительных доходов.
Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси.
Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — «Калита» (сума для денег).
Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.
Дмитрий Донской (1350–1389) — князь московский (1359–1389) и владимирский. Будучи московским князем стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс московского возвышения необратимым.
Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой.
События 60‑х — первой половины 70‑х гг. укрепили роль Москвы как общерусского центра. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже.
На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389–1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.
К середине XV в. московские князья добились существенной независимости русской церкви от константинопольского патриарха, а после падения Константинополя (1453) главу русской церкви стали определять в Москве.
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Усиление позиций Москвы совпало с началом периода внутренних конфликтов и междоусобиц в Золотой Орде.
Поводом к обострению отношений с монголами стало требование хана Мамая увеличить размер собираемой дани. И русичи, и ордынцы тщательно готовились к сражению. Ордынцы собрали до 100 тыс. человек. Их поддерживали князь ВКЛ Ягайло и рязанский князь Олег Иванович.
Дмитрию Донскому удалось собрать общерусское ополчение. В союзе с ним выступили даже литовские князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Трубецкой. Русское воинство поддерживала Православная церковь. Существует легенда, что перед битвой на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил благословление от Сергия Радонежского.
Ощутимое поражение было нанесено ордынцам в Куликовской битве (1380). Началу битвы предшествовал ставший легендарным поединок между русским богатырём Пересветом и Челубеем со стороны монголов. Хотя победа войска московского князя Дмитрия Донского не привела к полному освобождению Руси от ига, более того, в 1382 г. Москва была сожжена ханом Тохтамышем, сменившим Мамая, однако именно после битвы на Куликовом поле окончательно утвердилась роль Москвы как общерусского центра сплочения всех сил против Орды, а жители разных русских городов впервые ощутили себя представителями одного народа.
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории на селения. Русский город
Колонизация Северо-Восточной Руси
Северо-Восточная Русь — группа русских княжеств, объединившихся в междуречье Волги и Оки в IX–XV вв., вокруг которых стало складываться современное Российское государство.
Славянская колонизация Северо-Восточной Руси — достаточно длительный процесс расселения славян на финно-угорских землях Волго-Окского междуречья, начало которому было положено в IX в. В результате этого процесса были созданы предпосылки к формированию в этом регионе великорусской народности, следствием чего стало увеличение удельного веса Владимиро-Суздальского княжества среди земель, ранее входивших в состав Древней Руси.
Славянскую колонизацию данного региона можно разделить на несколько этапов. Первым этапом стало появление в северо-восточной части Руси в IX–X вв. первых славянских поселенцев. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали расселяться кривичи, компактно осевшие в районе Суздальского ополья.
Дальше на север заняли территорию ильменские словене. Юг Подмосковья и Рязанщину заселяли вятичи, а также радимичи и северяне.
На втором этапе колонизации в XII–XIII вв. миграция южнорусского населения происходила в Ростово-Суздальскую землю. Активным участником колонизации Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он переманивал новых поселенцев, предоставляя им ссуды для обоснования на новом месте. Переселенцы получали статус вольных земледельцев, что освобождало их от несения многих феодальных повинностей. Андрей Боголюбский продолжил колонизационную деятельность отца.
Третий этап колонизации приходится на период монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. Население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.
Восстановление экономики русских земель
Золотоордынское нашествие стало причиной торможения и упадка экономического развития русских земель. Процесс восстановления Северо-Восточной Руси пришёлся на XIV–XV вв. Восстанавливались заброшенные угодья и осваивались новые земли, основывались новые поселения — слободы, деревни, сёла. Происходило увеличение площадей пахотных земель и совершенствование способов обработки почв. Трёхполье стало доминирующей системой земледелия. Повсеместно использовались орудия труда, изготовленные из металлов (соха, плуг). Возрождалось огородничество и садоводство. На смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство.
В этот период Москва не только увеличила своё политическое значение, но и стала крупным центром ремесленного и сельскохозяйственного производства, торговли. Этому способствовало её географическое положение важного узла сухопутных и водных путей, служивших как для торговых, так и военных целей.
Формы землевладения и категории населения
С конца XIII в.
начинается период быстрого роста крупного феодального землевладения. Её основной формой оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. С середины XIV в. значительно возросли землевладения монастырей. Это можно проследить на примере знаменитого Троицкого монастыря (Троице-Сергиева лавра), у истоков которого стоял Сергий Радонежский (1321–391). На окраинах Руси также ещё оставались земли крестьянских общин, которые платили подати в государственную казну.
Увеличению вотчинных наделов способствовало пожалование князем земли с крестьянами. Крупные феодалы (князья, бояре, монастыри) с целью более быстрого освоения и успешной эксплуатации вотчин предоставляли часть неосвоенных земель своим дворцовым и военным слугам в условное держание на определённых условиях. В Русском государстве XIV–XV вв. эта форма землевладения получила название служилого, или поместного, и стала основой материального благополучия дворян.
К основным категориям населения относились: великие князья, удельные князья, служилые князья, бояре, слуги.
К XIV в. отошли в прошлое многие термины, обозначавшие разнообразные формы зависимости эпохи Древней Руси («закупы», «смерды», «изгои»). Им на смену пришло универсальное название — крестьяне (свободные общинники и находившиеся в полной зависимости от феодалов).
Русский город
Восстановление сельскохозяйственных угодий благоприятно сказалось на развитии городов. Упадок таких крупных городов, как Владимир, Суздаль, Ростов, изменения в характере экономических и торговых отношений обусловили появление в XIII– XV вв. новых центров: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В них росло население, возрождалось строительство из камня, увеличивался удельный вес ремесленников и купцов. Наиболее развитой оставалась торговля сельскохозяйственной продукцией, но быстро развивались и ремёсла: кузнечное и литейное дело, металлообработка, монетное дело.
Русские города по-прежнему зависели от феодального государства, что отличало их от городов Западной Европы, многие из которых имели самоуправление.
Свободных горожан делили на «чёрных ремесленников», которые были обременены «тяглом» — комплексом повинностей натурального и денежного характера, выплачиваемых в пользу государства, и боярских, монастырских либо княжеских ремесленников, освобождённых от тягловой повинности.
Культурное развитие русских земель и княжеств в XIIІ — середине XV в
На развитие культуры этого периода определяющее влияние оказало преодоление последствий ордынского нашествия и превращение Москвы в главный объединительный центр Северо-Восточной Руси.
В литературе значительное количество произведений было посвящено борьбе с ордынцами («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др.). Одним из первых памятников светской литературы стало повествование русского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1468–1474) — первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия. Большая часть записок Никитина посвящена Индии. Сочинение наполнено лирическими вставками и эпизодами автобиографического характера.
Широкое распространение получили жития, являвшиеся примером симбиоза церковной и светской литературы («Житие Александра Невского»). Возродилось летописание («Русский Хронограф»). В 1408 г. было завершено составление первого Общерусского летописного свода (Троицкая летопись).
В архитектуре возвращает былые позиции каменное строительство (церковь Спаса в Новгороде, белокаменные стены Московского Кремля (1367), являвшегося единственной каменной крепостью в Северо-Восточной Руси, Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и др.). Начинается привлечение европейских архитекторов, главным образом, итальянцев.
В живописи по-прежнему доминирует иконопись. Выдающимися представителями иконописи того периода были Феофан Грек (1340–1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (московская церковь Рождества Богородицы) и Андрей Рублёв (ок. 1360–1428) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в.
, канонизированный Русской православной церковью в лике преподобных. Кисти Андрея Рублёва принадлежит знаменитая икона «Троица» (ок. 1420–1430), которая стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Выдающемуся иконописцу принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, икон Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.
КНЯЗЬЯ МОСКОВСКИЕ — Объединение России 1300–1584
Москва оставалась малоизвестной деревней, пока Даниил Александрович к концу тринадцатого века не расширил ее внутренние районы и не превратил ее в малое княжество. Историческая ретроспектива 6 связывает рост Москвы с ее положением на судоходной Москве-реке, которая была связана коротким сухопутным волоком с Волгой на востоке и Окой, Доном и Днепром на юге и западе. Юрий Даниелович, сын Даниила, князь Московский, возжелал соседнего Суздальского княжества с относительно богатой столицей Владимиром; Михаил, князь тверской, возжелал того же; Москва и Тверь боролись за приз; Москва победила; Михаил был убит и канонизирован; Москва росла.
Брат и преемник Юрия, Иван I, принял двойной титул великого князя московского и великого князя владимирского.
Собирая русские дани для татарского хана, Иван I взимал больше, чем отдавал, и нечестиво преуспевал. За свою жадность он получил прозвище Калита, Толстяк, но дал княжествам тринадцатилетнюю передышку от татарских набегов. Он умер постриженным монахом, кадил благоуханием святости (1341 г.). Его сын Симеон Гордый унаследовал его талант к сбору налогов. Претендуя на власть над каждой губернией, он называл себя великим князем всея Руси, что не помешало ему умереть от чумы (1353 г.). Иван II был кротким и миролюбивым правителем, при котором Россия впала в братоубийственную войну. Его сын Дмитрий обладал всеми необходимыми воинскими качествами; он победил всех соперников и бросил вызов хану. В 1380 г. хан Мамай, собрав орду татар, генуэзских наемников и прочего хлама, двинулся к Москве. Дмитрий и его русские союзники встретили орду у Куликова, близ Дона, разбили ее (1380 г.) и получили прозвище Донской.
Через два года снова напали татары со 100 000 человек. Русские, обманутые и измученные победой, не смогли собрать сопоставимых сил; татары захватили Москву, вырезали 24 000 жителей и сожгли город дотла. Сын Дмитрия Василий I заключил мир с татарами, присоединил к себе Нижний Новгород и заставил Новгород и Вятку признать его своим сюзереном.
Великие князья московские переняли татарскую технику деспотизма, возможно, как альтернативу безграмотному хаосу. При самодержавии насилия и ремесла бюрократия по византийскому образцу управляла правительством, подчиняясь Совету бояр, который советовал и обслуживал князя. Бояре были одновременно предводителями войска, правителями своих местностей, организаторами, защитниками и эксплуататорами полувольных крестьян, обрабатывавших землю. Предприимчивые колонисты мигрировали в незаселенные районы, осушали болота, удобряли почву сжиганием леса и кустарника, истощали ее непредусмотрительной обработкой почвы и снова шли дальше, пока не достигли Белого моря и Урала и не просочились в Сибирь.
На бескрайних равнинах было много городов, но они были маленькими; дома были деревянными и глинобитными, рассчитанными на то, чтобы сгореть самое большее через двадцать лет. Дороги были грунтовые, и менее мучительны были зимой, когда их покрывал снег, набитый санями и терпеливыми ботинками. Купцы предпочитали реки дорогам и по воде или льду вели вялую торговлю между севером и югом, с Византией, исламом и Ганзой. Вероятно, именно эта распространяющаяся торговля преодолела индивидуализм князей и вынудила к объединению Руси. Василий II (1425–1462), прозванный Темным Слепым, потому что его враги выкололи ему глаза (1446), подчинил всех мятежников пытками, увечьями и кнутами и оставил своему сыну Россию, достаточно сильную, чтобы положить конец позор татарского владычества.
Иван III стал Великим, потому что выполнил эту задачу и сделал Россию единой. Он создан для нужд: беспринципного, тонкого, расчетливого, цепкого, жестокого, ведущего свои армии к далеким победам со своего места в Кремле; жестоко наказывая за непослушание или несостоятельность, плетя, истязая, калеча даже бояр, обезглавливая врача за то, что он не вылечил сына, и так сурово властвовал над своим окружением, что женщины падали в обморок от его взгляда.
Россия называла его Грозным, пока не встретила его внука.
Самым легким из его завоеваний был Новгород. С жадным нетерпением смотрел он на этот процветающий податный рынок, и московские купцы призывали его уничтожить их конкурентов на севере. 7 Великий князь контролировал равнины между Москвой и Новгородом; там торговая республика покупала себе продовольствие и продавала свои товары; Ивану стоило только закрыть этот амбар и рынок для новгородской торговли, и город-государство должен был обанкротиться или уступить. После восьми лет чередования войны и перемирия республика отказалась от своей автономии (1478 г.). Семь тысяч его ведущих жителей были переселены в Суздаль, Ганза была изгнана, московское купечество унаследовало рынки, их князь — доходы, Новгород.
Поглотив колонии погибшей республики, Иван распространил свою власть на Финляндию, Заполярье и Урал. Псков вовремя подчинился сохранению своих республиканских форм под суверенитетом великого князя.
Тверь стремилась сохраниться, объединившись с Литвой; Иван лично двинулся на город и взял его без единого удара. За ними последовали Ростов и Ярославль. Когда братья Ивана умерли, он отказался передать их уделы своим наследникам; он присоединил их территории к своим. Один брат, Андрей, заигрывал с Литвой; Иван схватил и заключил его в тюрьму; Андрей умер в тюрьме; Иван плакал, но земли Андрея конфисковал. La politique nía pas d’entrailles.
Освобождение от татар казалось невозможным и оказалось легким. Остатки монголо-турецких захватчиков осели тремя соперничающими группами, сосредоточенными в Сарае, Казани и в Крыму. Иван играл один против другого, пока его не уверили, что они не объединятся против него. В 1480 году он отказался от дани. Хан Ахмет повел большое войско вверх по Волге к берегам Оки и Угры к югу от Москвы; Иван повел 150 000 человек на противоположные берега. В течение нескольких месяцев враждебные войска стояли друг против друга, не давая боя; Иван не решался рисковать троном и жизнью одним броском, татары боялись его улучшенной артиллерии.
Когда реки замерзли и уже не защищали войска друг от друга, Иван приказал отступить. Вместо того чтобы преследовать, татары тоже отступили, вплоть до Сарая (1480 г.). Это была грандиозная и нелепая победа. С тех пор дани Москва Орде не платила; великий князь называл себя самодержцем (Самодержцем), то есть никому не платил дани. Соперничающие ханы были втянуты во взаимную войну; Ахмет потерпел поражение и был убит; Золотая Орда Сарайская растаяла.
Литва осталась. Ни великий князь, ни митрополит Московский не могли терпеть мира, пока Украина, Киев и западная Русь находились под властью, постоянно угрожавшей Москве и призывавшей православных христиан в латинское христианство. Предполагаемый польский заговор с целью убийства Ивана дал ему casus belli и развязал священную войну за выкуп соблазненных провинций (1492 г.). Многие литовские князья, обеспокоенные польско-римско-католическим союзом, открыли свои ворота войскам Ивана. Александр, великий князь литовский, остановился у Ведроши и проиграл (1500 г.
). Папа Александр VI заключил шестилетнее перемирие; Между тем Москва сохранила завоеванный ею район — на запад до реки Сож, включая Чернигов и почти до Смоленска. Иван III, которому сейчас шестьдесят три года, оставил выкуп остатка своим наследникам.
Его сорокатрехлетнее правление было таким же важным, как и любое другое в истории России до двадцатого века. Вдохновленный жаждой богатства и власти или убеждением, что безопасность и процветание русских требуют объединения России, Иван III добился для своей страны того, что Людовик XI сделал для Франции, Генрих VII для Англии, Фердинанд и Изабелла для Испания, Александр VI для Папской области; одновременность этих событий выявила прогресс национализма и монархии, обрекших наднациональную власть папства. Бояре потеряли свою самостоятельность, княжества прислали дань в Москву, Иван принял титул «Государь Всея Руси». Возможно, по воле своей жены-гречанки он также принял римско-греческий титул царя (Цезаря), принял имперского двуглавого орла в качестве национальной эмблемы и заявил о наследовании всей политической и религиозной власти несуществующей Византии.
Византийские теории и церемонии правления и церкви как органа государства последовали в Россию за византийским христианством, византийским греческим алфавитом и византийскими формами искусства; и поскольку Византия была ориентализирована своей близостью к Азии, так и Россия, уже ориентированная татарским правлением, стала во многом восточной монархией, чуждой и непонятной Западу.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаСодержание
Война Путина с историей | Wilson Center
ЛЮСИАН КИМ
У Владимира Путина опасное хобби.
Его одержимость прошлым и своим историческим наследием уносит тысячи жизней, сеет разрушения на Украине и угрожает будущему России.
В Украине Путин борется за восстановление своей версии исторической справедливости и за то, чтобы 2022 год стал новой вехой в мировой истории наравне с окончанием Второй мировой войны в 19 году.45 или падение Берлинской стены в 1989 году. Но поскольку его понимание истории весьма избирательно и искажено политикой, попытка Путина переупорядочить мир обречена на провал, и его единственное надежное наследие — место в галерее мошенников злодеи истории.
В преддверии своего нового нападения на Украину Путин изложил оправдание тотальной войны в бессвязной часовой телевизионной речи, которая началась как урок истории.
«Украина для нас не просто соседняя страна. Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», — сказал он. По словам Путина, современная Украина была творением лидера большевиков Владимира Ленина и включала в себя «исторически русские земли».
Путин перефразировал опубликованный им летом трактат на 5000 слов со зловещим названием «Об историческом единстве русских и украинцев». В нем он утверждал, что русские и украинцы — «один народ», а Запад занят превращением Украины в «антироссийскую».
По иронии судьбы, Путин сделал больше, чем любой из недавних кремлевских правителей, чтобы сблизить Украину с Западом и разжечь враждебность среди украинцев. До первого неспровоцированного путинского вторжения в 2014 году большинство украинцев положительно относились к России и в значительной степени неоднозначно относились к членству в НАТО.
Киев, а не Москва, является колыбелью восточнославянской цивилизации, которую разделяют современные украинцы и русские. Путин присвоил части этой общей истории, чтобы оправдать свою аннексию Крыма, где средневековый киевский правитель по имени Владимир I (по-украински Владимир I) обратился в христианство в десятом веке. В Киеве статуя князя Владимира на вершине холма уже более 150 лет является одним из любимых символов города. В 2016 году Путин воздвиг свою гигантскую статую князя Владимира прямо за стенами Кремля.
Кремлевские телеканалы пустили месседж, что все, что есть общего у русских и украинцев, доказывает, что они один народ, а все попытки украинцев заявить о своей идентичности — свидетельство западного вмешательства или откровенного фашизма. Украина — несостоятельное государство, утверждает кремлевская пропаганда, а Соединенные Штаты и их союзники заинтересованы только в том, чтобы использовать страну в качестве плацдарма для нападения на свою настоящую цель — Россию.
Уверенность Путина в том, что Запад не встанет на защиту Украины в военном отношении, развязала ему руки, чтобы применить смертоносную, тупую силу против своего соседа. Путин приравнивает борьбу за Украину к выживанию своего режима и показывает, что никакая кровь и сокровища не являются слишком высокой ценой.
Путин, похоже, усвоил слова бывшего советника по национальной безопасности США Збигнева Бжезинского, который однажды написал, что «без Украины Россия перестает быть евразийской империей». Украина с ее богатыми сельскохозяйственными угодьями и тяжелой промышленностью была жемчужиной в короне Российской империи, а затем и Советского Союза. Стратегически контроль над Украиной позволил России проецировать силу через Черное море и вглубь Европы.
В 2005 году Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой» двадцатого века. Его выбор слов показателен. Несмотря на невыразимые страдания, которые нацистская Германия причинила народам Советского Союза, Вторая мировая война закончилась геополитической победой Сталина, чья новая империя простиралась от Праги до Пхеньяна, абсолютного зенита российской мощи.
Для Путина распад Советского Союза означал потерю не только половины Европы, но и территорий, которые после столетий господства многие русские стали считать частью сердца своей империи.
В отсутствие какой-либо объединяющей национальной идеи Путин выбрал «великую победу» Советского Союза во Второй мировой войне, чтобы сплотить россиян, устроив по этому случаю еще более масштабные военные парады на Красной площади. Он превратил болезненные воспоминания россиян о Второй мировой войне в военный культ, который сейчас мобилизуют для борьбы с «нацистами» в Украине.
Прославление Путиным Красной Армии сделало невозможным для России примирение со своими центрально- и восточноевропейскими соседями, которые после войны стали порабощенными странами. Кремль осудил критику Советского Союза во время Второй мировой войны как «фальсификацию» истории, задушив честную расплату со сговором Сталина с Гитлером перед нацистским вторжением. В декабре российские власти закрыли «Мемориал», правозащитную группу, занимавшуюся раскрытием преступлений советского государства и сохранением памяти о его жертвах.
Если россиянам не позволят осуждать прошлые преступления, совершенные от их имени, они не смогут освободиться от советского мышления. И пока они не избавятся от советского прошлого, россияне не смогут принять тот парадокс, что Советский Союз мог быть и освободителем, и оккупантом половины Европы, а сами они были узниками в собственной стране.
В обращении к нации в первый день нападения России Путин назвал пакт о ненападении Сталина с Гитлером ошибкой не потому, что он разделил большую часть Восточной Европы между двумя диктаторами, а потому, что соглашение в конечном итоге не смогло предотвратить нападение. Нацистское вторжение. На этот раз, сказал Путин, Россия не повторит той же ошибки, и у нее не было другого выбора, кроме как нанести упреждающий удар, чтобы «демилитаризировать» и «денацифицировать» Украину.
Путин может думать, что он заново ведет Вторую мировую войну, но его война с Украиной гораздо больше похожа на запоздалую кровавую контрреволюцию против волны продемократических протестов, свидетелем которой он был в качестве офицера КГБ в Восточной Германии три десятилетия назад.
Бархатные революции в Праге и Восточном Берлине ознаменовали конец советской империи.
В 2004 году Украина пережила собственное восстание народной власти в форме Оранжевой революции, а в 2011 году в Москве начались массовые протесты, которые стали величайшим вызовом путинскому правлению. После того как в 2013–2014 годах украинцы снова вышли на улицы в знак протеста против поддерживаемого Кремлем лидера, Путин захватил Крым в качестве первого шага к раз и навсегда остановке дрейфа Украины на Запад.
Для Путина вся эпоха после окончания холодной войны была периодом унижения России от рук враждебного и насмехающегося Запада. Его тотальная война с Украиной предназначена не только для того, чтобы наказать украинцев за то, что они сами выбрали свою судьбу, но и для того, чтобы отомстить бывшим соперникам за предполагаемое унижение. Путин использует лексику прошлых конфликтов США, оправдывая свои действия на Украине необоснованными обвинениями в «геноциде» этнических русских или разработке Украиной «оружия массового уничтожения».

Ваш комментарий будет первым