Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Борьба за выход к черному морю: Борьба России за выход к Черному морю во второй половине 18 века. Историческое сочинение

Содержание

Борьба России за выход к Чёрному морю

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Борьба России за выход к Чёрному морю

Русское военное искусство
XVIII века

2. Цель урока:

Дать представление о важности для
России обретения выхода к Чёрному
морю;
Описать ход русско-турецких войн;
Рассказать о выдающихся русских
победах и русских полководцах;
Осветить сложную дипломатическую
борьбу вокруг этих событий.

3. Внутрипредметные связи:

1771г.- секретное соглашение Австрии и
Турции, направленное против России;
1775-1783гг. — война Англии с
североамериканскими колониями;
1783г.- признание Англией независимости
США;
1789г.- начало революции во Франции.

4. План урока:

1. Предыстория конфликта.
2. Причины русско-турецких войн.
3. Война 1768-1774гг.
4. Война 1787-1791гг.

5. Важнейшие даты:

1768г.- нападение Турции на Россию;
1770г.- сражение у рек Ларга и Кагула;
1771г.- русские войска захватывают Крым;
26 июня 1770г.- Чесменское морское сражение;
1774г.- Кючук-Кайнарджийский мирный договор;
9 июня- победа у местечка Козлуджа;
1 октября 1787г.- при попытке высалиться на Кинбурнской косе
разбит турецкий десант;
1788г.- штурм Очакова;
21 июля 1789г.- победа у деревни Фокшаны
1789г.- Рымникское сражение;
10 декабря 1790г.- штурм Измаила;
1791г.- Ясский мирный договор.

7. «Восточный вопрос»

В XVвеке крымский хан стал вассалом Османской
империи (Порты). Отряды крымского хана почти
до конца XVIIIв. Совершали набеги на русские
земли, что являлось огромным препятствием для
нормального развития России. К тому же
российское дворянство стремилось заполучить
плодородные земли по черноморским берегам.
Купцам нужны были удобные и безопасные
морские пути для торговли. В XVI-XVII веках
Россия пыталась минимизировать потери от
набегов крымских татар строительством
засечных черт, что было дорого и
малоэффективно.

9. Русско-турецкая война 1768-1774гг.

В 1768г. Турция неожиданно напала на Россию.
Русскими войсками командовал Пётр Алексеевич Румянцев.
В 1770г. Он одержал крупные победы над турками на притоках
реки Прут, Ларге и Кагуле.
Недалеко от устья Дуная встретились 40-тысячная армия
Румянцева и 80-тысячная турецкая армия. Мосты на реке Ларге
русские войска навели ночью и начали переправу. Утром напали
на турок и турки отступили.
В низовьях Дуная у реки Кагул также численное превосходство
было у турок. Враг намеревался окружить русских. Но Румянцев
не стал ждать его нападения, а успешно начал громить вражеское
войско по частям. Турки потеряли 20 тысяч убитыми, 2 тысячи
попали в плен. Румянцев выиграл это сражение и был произведён
в генерал-фельдмаршалы.
26 июня 1770г. Русский флотоводец Спиридов Г.А. одержал победу
в морском сражении у бухты Чесма.
В 1773-1774гг. Ряд побед одержали войска под предводительством
А.В.Суворова.

10. Румянцев Пётр Александрович

С 15 лет на военной службе, отличился в Семилетней войне.
Екатерина II не сразу его оценила.
Но в ходе войны 1768-1774гг. Произвела его в генералы- фельдмаршалы.
Получил титул графа и почётное наименование Задунайский.
Свои блестящие победы одержал благодаря отказу от традиционных стратегий ведения боя.
Впервые использовал тактику построения в дивизионные каре в сочетании с рассыпным строем
стрелков.
Создал работы «Инструкция», «Обряд службы»

11. Чесменское морское сражение

12. Чесменское морское сражение 26 июня 1770г.

В том же, 1770г. Флотоводец Г.А.Спиридов, обогнув Европу,
вошёл в Средиземное море. В Эгейском море, недалеко от
острова Хиос, русская эскадра встретила турецкий флот. В
бухте у турецкой крепости Чесма выстроились в две линии
полумесяцем свыше 70 кораблей противника. У адмирала
Спиридова было всего 30 кораблей. Особая заслуга
принадлежит лейтенанту Дмитрию Ильину, который с
помощью брандера поджёг самый крупный турецкий
корабль. В результате огонь перекинулся на другие
турецкие суда, вскоре пылал весь флот турок, турки
потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40
мелких судов. Погибли 11000 моряков. Турецкая крепость
Чесма была занята высадившейся на берег русской
командой.

13. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774г.

1. Россия получила право на обладание военным флотом
на Чёрном море и на проход через черноморские проливы.
2. К России отошли крепости в Крыму и на Кавказе, земли
на побережье Чёрного моря ( между Днепром и Южным
Бугом ).
3. Независимым от Турции было объявлено Крымское
ханство.
В 1783г. Русские войска вошли в Крым, а крымский хан
отрёкся от власти. К России были присоединены Крым,
который по старинному стали называть Тавридой. Под
покровительство России в 1783г. перешла Грузия.

14. Русско-турецкая война 1787-1791гг

Турция не могла смириться с утверждением
России на северном побережье Чёрного моря, в
1787г. Она начала новую войну.
Но Суворов разгромил турецкий десант.
Высадившийся у крепости Кинбурн.
В 1788г. он одержал победу над турками у
Фокшан.
В 1789г. Он победил турок при Рымнике.
В конце 1790г. Пала крепость Измаил в устье
Дуная.
Адмирал Ф.Ф.Ушаков нанёс несколько поражений
турецкому флоту.

16. Крепость Измаил

Эта крепость была построена по проектам французских
инженеров. Она представляла собой треугольник, гипотенуза
которого проходила по Килийскому рукаву Дуная, на котором
стоял турецкий флот. Общая протяжённость крепости по обводу
составляла 6,5 км. Крепость считалась неприступной: она имела
вал высотою от6 до 8 м, заполненный водой ров-шириной 12м и
глубиной от 6 до 10м, а также 8 каменных бастионов. Со стороны
реки турки возвели 10 батарей-265 орудий разного калибра. Со
стороны моря оборону вели суда турецкой речной флотилии.
Крепость была настолько велика, что в ней можно было
разместить целую армию. Гарнизон крепости насчитывал почти
35 тысяч человек: 17000 янычар, остальные-конница, татары и
вооружённые жители. Обороной руководил главнокомандующий
турецкой армией Айдос Мехмет-паша, поклявшийся умереть, но
не сдать крепость.

17. Взятие Измаила

А.В.Суворов в своём подчинении имел армию в 31000человек (28,5 тыс.
пехоты и 2,5 тыс. конницы) и свыше 500 полевых, полковых и
корабельных орудий. Выезжая на разведку, осматривал укрепления,
продумывал план сражения, вёл подготовку штурмового инструмента, по
ночам устраивались учения.
7 декабря Суворов направил коменданту Измаила ультиматум: «Я с
войсками сюда прибыл, 24 часа на размышление – воля; первый мой
выстрел – уже неволя; штурм – смерть!»
Турки ответили: «Скорее Дунай остановится в своём течении и небо
упадёт на землю, чем сдастся Измаил!»
Начался 10-и часовой штурм, крепость была взята. Лишь одному турку
удалось бежать из поверженной крепости: схватившись за бревно он
переплыл Дунай и первым донёс туркам о падении Измаила.
Турки потеряли 26000 убитыми, 9000 было взято в плен; русские потеряли
во время штурма 4000 убитыми и 6000 ранеными.
Отличился в штурме М.И.Кутузов.

19. Александр Васильевич Суворов

20. Александр Васильевич Суворов

Национальный герой России, один из основоположников
русского военного искусства. Родился в известной
дворянской семье, обладая с детства слабым здоровьем,
Суворов воспитывал в себе выносливость, развивал себя
физически. С 12 лет начал свою службу простым солдатом
в Семёновском полку и проходит все ступени воинской
лестницы, изучая при этом иностранные языки,
артиллерию, историю, географию, фортификацию,
посещал занятия в Кадетском корпусе. Взлёт карьеры
приходится на Семилетнюю войну, в 1770г. Дослужился до
генерала и далее до генералиссимуса.
В своём труде «Наука побеждать» изложил свой
богатейший опыт для военных.

21. Адмирал Ф.Ф.Ушаков

22. Адмирал Ф.Ф.Ушаков

Адмирал, командовал Черноморским флотом в
1790-1802гг.
Служил на флоте большую часть жизни, был
одним из создателей черноморского флота.
Участвовал в 40 военных кампаниях и не знал
поражений.
Его называли «морским Суворовым».
Впервые использовал морской десант.
Принимал участие в Итальянском походе
Суворова, обеспечивая поддержку с моря.

23. Ясский мирный договор 1791г.

1. По реке Днестр была установлена граница
между Россией и Турцией.
2. К России отошли земли азово – черноморского
побережья, и она утвердилась на северном
побережье Чёрного моря.
3. Со временем на вновь приобретённых землях
возникли города Николаев, Херсон, Одесса,
Севастополь.
Населявшие южные степи русские, украинцы,
молдаване наконец-то избавились от турецкого
ига.

English     Русский Правила

Выход России к Черному морю. Основание Херсона, Севастополя и Николаева

3.2/5 — (25 голосов)

В 1762 году к власти в России пришла Екатерина II. Ее время ?период активной борьбы России за выход к Черному морю. Именно тогда появился ряд выдающихся деятелей российской истории и военных полководцев ? А.Г. Орлов, П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.

В 1768 году Турция начала войну с Россией. Она сосредоточила на Дунае 400-тысячную армию, в Крыму ? 100-тысячное войско крымского хана Селим-Гирея. На Черном и Эгейском морях у Турции был мощный флот.

Туркам противостояли две российские армии: 80?90-тысячная в
Молдавии, 36-тысячная ? между Днепром и Доном. Из Балтийского моря в Средиземное было направлено пять эскадр российского флота. В их составе более 30 многопушечных линейных кораблей и фрегатов. Под руководством графа А.Г. Орлова флот успешно действовал в Архипелаге (Средиземное море у берегов Греции).

В 1770 году были одержаны победы в Чесменском сражении (рис. 11.1) и на Дунайском направлении. Свой вклад в победу внесла Азовская флотилия (31 действующий корабль и судно).

Русско-турецкая война 1768?-1774 годов успешно завершилась Кючук-Кайнарджийским миром. России стали доступны Черное, Азовское моря, проливы Босфор и Дарданеллы. К ней отошли Азов, Керчь,
территория между Днепром и Южным Бугом с крепостью Кинбурн. Турция признала независимость Крымского ханства, Молдавия и Валахия получили автономию.

Воспользоваться правом выхода в Черное море Россия, однако, сразу не смогла: для этого не было флота. Суда Азовской флотилии, построенные на верфях мелководных рек, впадавших в Азовское море,
для плавания в Черном море оказались в основном малопригодными. Было ясно, что Турция, оправившись после войны, попытается силой вернуть утраченные позиции в Крыму и Северном Причерноморье. Встал вопрос о быстром выборе и строительстве нового центра судостроения и военной гавани для Черноморского флота.

Малые глубины Дона и его притоков, где располагались верфи, строившие суда для Азовской флотилии, мелководного Таганрогского залива затрудняли постройку крупных кораблей. Поэтому при организации строительства Черноморского флота речь могла идти о расположении центра южного судостроения в двух районах вновь приобретенных земель: в Керченской бухте или в Днепро-Бугском лимане. При этом необходимо было учитывать и возможность обеспечения судостроительного производства лесом ? основным корабельным материалом тех лет. Вначале расчет строился на использовании крымских дубовых лесов, но сведения об их большом количестве не под-
твердились. Доставка же леса в Керчь из Воронежской, Пензенской и Саратовской губерний, откуда он поступал на донские верфи, была бы слишком затруднительной и дорогой. Таким образом, внимание
привлек район Днепро-Бугского лимана и самого Днепра от устья до порогов.

Первоначально Адмиралтейств-коллегия полагала, что глубины лимана у берегов позволят вести там постройку и обслуживание линейных кораблей 60-пушечного ранга, но промеры глубин в дальнейшем показали, что речь может идти лишь о 50-пушечных кораблях. Постройка верфи на насыпных сооружениях для достижения необходимых глубин была бы слишком дорогой.

Нижний участок Днепра имел мелководные косы и перекаты, что требовало использования камелей (доков) для вывода кораблей в лиман. Название “камели”, по всей вероятности, произошло от названия трофейного шведского корабля “Камель” (верблюд), из которого при Петре I в Кронштадте был построен первый в мире деревянный плавучий док. Есть, правда, и другое объяснение: “камель”, как верблюд на спине, несла на палубе груз ? корабль. Долгое время в Западной Европе плавучие доки называли “камелями”. Все эти обстоятельства характеризуют сложность решения вопроса о местоположении верфи и военной гавани. Внешнеполитическая обстановка требовала срочного принятия мер, поэтому в 1775 году был издан указ императрицы Екатерины II в адрес Адмиралтейств-коллегии о создании морских сил в лимане. В указе говорилось о постройке не менее 20 “военных больших судов”. Неопределенность с типами кораблей как раз и объяснялась неясностью конкретного местоположения верфи.

Указом также предписывалось все работы по сооружению военного порта, гавани, верфи и намеченного строительства 20 кораблей завершить в пятилетний срок. На Азовском море предполагалось оставить лишь судоремонт.

В этом же 1775 году было подписано распоряжение о доставке первой партии леса для начала работ в лимане. В январе следующего года Адмиралтейств-коллегия направила на юг корабельного мастера
В.А. Селянинова для организации промера глубин Днепра и осмотра лесов до Киева. Екатерина II в январе 1777 года утвердила генералконтролера С.Б. Шубина руководителем работ в лимане в районе Глубокой Пристани.

Адмиралтейств-коллегия в это время, опираясь на промеры Селянинова, считала, что в Глубокой Пристани следует строить сразу весь комплекс военного порта, гавани и верфи (у современной Софиевки, район Станислава).

События, однако, стремительно разворачивались. В феврале 1777 года высочайшим указом Адмиралтейств-коллегии предписано начать немедленную заготовку леса для трех линейных кораблей 60-пушечного ранга. Совместить строительство кораблей с постройкой верфи не представлялось возможным, поэтому С.Б. Шубину предлагалось соорудить временную (разовую) верфь, для которой разрешалось по своему усмотрению выбрать одно из двух мест ? на правом берегу
Днепра у реки Таганки (в 70 верстах от Глубокой Пристани) либо у урочища Александр-шанц (в 30 верстах), основанного еще во времена Анны Иоанновны в период войны 1737 года с Турцией. Шубин для
временной верфи избрал второй вариант, предпочитая близость Александр-шанца к лиману и наличие укреплений с военным гарнизоном.

Правительственный указ тем временем устанавливал новый объем строительства ? пять кораблей в 1778 году. Поэтому Адмиралтейств коллегия наметила построить на временной верфи шесть эллингов
(пять для строительства кораблей и шестой для камелей).

С этого момента судьба основания Херсона, а именно на месте Александр-шанца он и возник, была предрешена.

В мае 1778 года был издан указ о передаче намеченного строительства под попечение новороссийского генерал-губернатора Г. А. Потемкина. Правда, в изданном императрицей в адрес Адмиралтейств-коллегии указе говорилось, что “?заведение временного строительства на Днепре в Александр-шанце Ее императорское величество не находит надобным из-за разового характера и поэтому напрасной потери денег”. Но было, как говорится, уже поздно.

Адмиралтейств-коллегия проявила упорство, “все обстоятельства собрав и довольно рассуждая”. Уж очень сложно возводить до необходимой глубины насыпи для эллингов в мелководье у берегов лимана.

В этих условиях Екатерина II предоставила решение вопроса князю Г.А. Потемкину. Однако, независимо от того, где место будет избрано, оно должно “именоваться город Херсон” (по имени древнегреческой колонии Херсонес, основанной в Крыму в V в. до н. э.).

Руководителем постройки эллингов Адмиралтейств-коллегия назначила своего представителя генерал-цехмейстера и флота генералпоручика И.А. Ганнибала, который прибыл в Александр-шанц в октябре 1778 года.

Несмотря на сложности строительства, нехватку специалистов, леса и общую неустроенность, первый эллинг был готов к концу весны 1779 года, в нем по повелению князя Потемкина 29 мая заложили наконец 66-пушечный корабль, названный в честь императрицы “Слава Екатерины”, ? первый корабль Херсонского адмиралтейства.

Строительство кораблей в Херсоне шло весьма энергично, но трудно. Сложности базирования флота в Херсоне в относительно мелководном Днепре заставили обратить внимание на Ахтиарскую бухту южной оконечности недавно присоединенного к России Крыма. Впервые описание и составление морских карт этой гавани было выполнено в 1773 году исследовательской партией под командой штурманского прапорщика И. Батурина и, позже, капитан-лейтенанта Берсенева. Гавань представляла собой хорошо защищенную акваторию длиной более 5500 м, шириной от 530 до 950 м (большая бухта от входа до устья Черной речки). Глубины рейда и Южной бухты от 12,2 до 21,3 м отвечали потребностям размещения даже самых больших кораблей того времени.

В 1783 году строится Севастопольское адмиралтейство, а сам г. Севастополь все больше становится главной военно-морской базой России на Черном море.

К 1785 году в Херсоне создается Черноморское  Адмиралтейское правление, объединяющее управление и базирование Черноморского флота, кораблестроение на Херсонской верфи, в Таганроге, Приазовье и на Дону. Возглавил правление контр-адмирал Н.С. Мордвинов. Так Херсон становится главным судостроительным центром на Черном море. Однако месторасположение Херсона имело ряд недостатков: малярия, мели, узкости ? вывод судов в лиман из адмиралтейства в полном снабжении и вооружении был затруднен и производился на камелях. Потому Г.А. Потемкин (рис. 11.2) поручает бригадиру М.Л. Фалееву (рис. 11.3) найти новое место для верфи, и М.Л. Фалеев предлагает для этого устье реки Ингул при впадении в Южный Буг.

В июле 1788 года Потемкин дает указание возвести на Ингуле эллинги для постройки двух 50-пушечных кораблей. Строил их военный инженер И.В. Соколов. Первый эллинг был готов в декабре 1789 года. В начале 1790  года на верфи закладывается первый  корабль ? 44-пушечный фрегат “Святой  Николай” (строители А.П. Соколов и И. Должников).

27 августа 1789 года князь Г.А. Потемкин из лагеря в Дубоссарах предписал полковнику М.Л. Фалееву именовать “новорожденную верфь на Ингуле ? город Николаев”. Утверждение этого решения Екатериной II последовало в 1790 году. Название свое город получил в честь взятия Очакова 6 декабря 1788 года, в день праздника Святителя Николая Мирликийского, покровителя моряков.

Надо сказать, что освобождение наших краев от власти турок происходило при активном участии украинского казачества. Во время русско-турецкой войны 1768?1774 годов запорожское войско под руководством кошевого атамана Калнишевского прославило себя героическими действиями. Высшие сановники считали честью быть приписанными к запорожским куреням: так, в реестре Ирклиевского куреня записано имя М.И. Кутузова, в других ? командующих российскими войсками. Сам князь Потемкин был приписан к войску запорожскому под именем Грицька Нечесы. Это, впрочем, не помешало ему в 1775 году по приказу Екатерины II занять Запорожскую Сечь и разрушить ее.

Однако, когда в 1787 году началась война с Турцией, Потемкин поручил Сидору Белому, одному из бывших запорожских старшин, собрать казаков. В Бериславе собралось 12000 запорожцев. Атаман
Белый перешел с ними на Кинбурнскую косу в бывшую запорожскую паланку. Кош был разбит на левом берегу Бугского лимана. Это войско получило название “Верное Войско Запорожское”. Оно имело чайки, галеры, лодки, помогало российскому флоту.

В мае 1788 года по приказу А.В. Суворова запорожцы помогли разбить турецкий флот Хасан-Паши под Очаковом. Здесь был ранен Сидор Белый, и войско возглавил Захар Чепыга. Русское войско под руководством Потемкина наступало на Очаков по обоим берегам Буга. Запорожцы под руководством Захара Чепыги через село Корениху и мыс Аджигол направились к Очакову и захватили остров Березань.

[PDF] Начало петровской эпохи Борьба за выход к Чёрному

Начало петровской эпохи Борьба за выход к Чёрному морю Л.А. Кацва, 2009

Ближние бояре первых лет правления Петра I

Борис Алексеевич Голицын

Тихон Никитич Стрешнев

В первые годы своего пребывания у власти Петр I практически не занимался государственными делами, полностью передоверив их ближним боярам.

Лев Кириллович Нарышкин

«Компания» Петра I

«Князь-кесарь» Федор Юрьевич Ромодановский

Адмирал Федор Матвеевич Апраксин

Адмирал Франц Яковлевич Лефорт

Петр в эти годы увлекался лишь военным делом и кораблестроением, да предавался грубым развлечениям. В этих забавах складывалась «компания» Петра во главе с «князем-кесарем» Ф.Ю. Ромодановским и Ф. Лефортом.

Военно-морские забавы Петра I

Петр Первый и Лефорт (Маневры потешного флота на озере Плещеево). Худ. А. Кардовский

В эти годы Петр редко бывал в Москве, предпочитая проводить время среди корабелов на Плещеевом озере и в Архангельске, или на маневрах потешных войск.

Кожуховские маневры

Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово. Худ. А. Кившенко.

Первые большие маневры состоялись в 1691 г. Потешные во главе с Ф.Ю. Ромодановским сражались против стрелецкого войска. В 1694 г. последовали новые маневры в подмосковном селе Кожухове с участием 15 тыс. солдат и стрельцов. После маневров Петр решил, что армия готова к настоящей войне.

Внешнеполитические задачи России Повторим!

?

Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед Россией в конце XVII в.? Выход к морю для развития международной торговли.

? За какие моря могла бороться Россия? Россия могла вести борьбу за Балтийское и Черное моря.

Внешнеполитические задачи России

?

С каким противником должна была столкнуться Россия на каждом из этих направлений? Попытка овладеть берегами Балтийского моря вела к войне со Швецией, берегами Черного моря – с Турцией.

?

Какой из этих противников казался российским властям более трудным и опасным? Почему? Швеция. Россия имела печальный опыт борьбы с ней: в результате Смуты был утрачен выход к Балтийскому морю, а попытка вернуть потерянное в 1656–1661 гг. закончилась неудачей (Кардисский мир сохранил прежние границы).

Внешнеполитические задачи России Итак, было решено продолжить борьбу с Турцией за выход к Черному морю.

?

Какие направления действий против Турции преобладали в 70–80-х гг. XVII в.? Южная Украина (Чигиринские походы) или Крым (Крымские походы). На этот раз было выбрано иное направление – Азовское.

?

Какие события русской истории связаны с Азовом? Взятие Азова казаками в 1637 г. и возвращение его Турции в 1642 г.

Азовские походы

?

В чем заключались преимущества похода на Азов по сравнению с походом на Крым? В походе на Азов войска не страдали от нехватки воды. Часть войск и грузов можно было переправить водным путем: по Волге, а далее – по Дону.

Азовские походы

План крепости Азов.

Каменные стены

Земляные валы Рвы с водой

Русские войска осадили Азов в июле 1695 г. Турки дважды отбили русский штурм. Попытка взорвать стены не удалась: предатель Яков Янсен выдал туркам минный подкоп, и турки его взорвали. В начале октября русские сняли осаду.

Азовские походы

?

Почему не удалось взять Азов путем блокады? Из-за отсутствия у русских флота турки беспрепятственно снабжали Азов с моря.

?

Крепость Азов. Старинная гравюра.

Какая задача встала перед Петром I? Строительство флота

Азовские походы

Азовский флот Петра Великого. Старинная гравюра.

Строительство флота было развернуто в г. Воронеже, при впадении р. Вороны в Дон. За зиму 1695/96 гг. построены два 36-пушечных корабля: «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры и множество стругов и лодок.

Азовские походы Второй Азовский поход начался в апреле 1696 г. Армия осадила Азов с суши, галерный флот – с моря. (Корабли были еще не достроены). После 1,5 месяца Взятие Азова 18 июля 1696 г. осады Азов Рядом с Азовом началось строительство капитулировал. крепости Таганрог. Россия прочно закрепилась на Азовском побережье.

Перспективы борьбы за Черное море

? Позволял ли выход в Азовское море вести морскую торговлю с Европой? Не только Азовское, но и Черное море – внутренние моря. Все их берега принадлежали Турции Для выхода в международные воды нужно было овладеть Керченским проливом, Черным морем, Босфором, Мраморным морем и Дарданеллами.

Перспективы борьбы за Черное море

? Что было необходимо России для продолжения борьбы за Черное море? России требовалось создать большой военно-морской флот и обзавестись дополнительными союзниками.

?

Союз с какими странами, кроме Австрии, Польши и Венеции требовался для продолжения борьбы за Черное море? Необходим был союз с «морскими державами»: Англией и Голландией.

Строительство флота в Воронеже

Панорама Воронежа, дворец и цейхгауз Петра I

?

О чем свидетельствует такое распоряжение Петра?

С осени 1696 г. на Воронежской верфи развернулось большое строительство. В Воронеж были согнаны тысячи крестьян. Царь приказал, чтобы дворяне строили 1 корабль с каждых 8 тыс. крестьянских дворов, монастыри – 1 корабль с каждых 10 тыс. дворов. 12 кораблей должны были построить города.

Строительство флота в Воронеже

Постройка кораблей возлагалась царским указом на специальные «кумпанства»

Натуральная государственная повинность

СТРОИТЕЛЬСТВО АЗОВСКОГО ФЛОТА

Чрезвычайные поборы с населения

Способы, типичные для деспотического крепостнического государства

Строительство флота в Воронеже Работа на верфях была крайне тяжела, работники пытались бежать, а в 1698 г. подняли восстание. После подавления бунта царь окружил Воронеж войсками, а за побеги Строительство кораблей на Воронежской верфи. приказал вешать. Неизвестный художник XVIII в.

К весне 1698 г. на воду были спущены 52 корабля

Великое посольство Одной из главных проблем при строительстве флота оказалась нехватка корабельных мастеров и морских офицеров.

?

Как можно было разрешить эту проблему? Опытных моряков и корабелов можно было найти только за границей.

?

В каких странах в те времена лучше всего было развито мореплавание? В Англии и Голландии

Великое посольство

Ф. Лефорт

В марте 1697 г. из Москвы выехало в Европу «Великое посольство». Великими послами стали Франц Лефорт, глава Посольского приказа Федор Головин и думный дьяк Прокофий Возницын. Общая численность посольства, включая переводчиков и обслугу, превышала 250 человек.

Ф.А. Головин

Великое посольство Задачи посольства: Вовлечь Англию и Голландию в союз против Турции. Нанять на русскую службу кораблестроителей, моряков, артиллеристов и других специалистов. Пристроить на обучение в Европе русских дворян.

Петр I во время пребывания Великого посольства в Англии

Среди 35 молодых дворян, выехавших с посольством, инкогнито (под именем Петра Михайлова) находился сам Петр.

Великое посольство

Маршрут поездки Великого посольства

Посольство выехало в Европу через принадлежавшую Швеции Ливонию. Посетив по пути Ригу, Кенигсберг и Ганновер, посольство прибыло в Нидерланды в августе 1697 г. Посольство отправилось в Амстердам, а Петр – в портовый город Саардам.

Великое посольство

Петр I в платье голландского матроса. Неизвестный голландский художник XVII в.

В течение недели Петр работал на верфи в Саардаме, а затем 4,5 месяца трудился на Ост-Индской верфи в Амстердаме. Он участвовал в строительстве фрегата «Петр и Павел», получил диплом корабельного плотника. Обучавший его мастер Гаррит Клаас Поль засвидетельствовал: «не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем».

Великое посольство Прием в честь Великого посольства в Генеральных Штатах Нидерландов 25 сентября 1697 г.

25 сентября 1697 г. Генеральные Штаты Республики Соединенных Провинций организовали в Гааге торжественный прием в честь русского великого посольства. Петр присутствовал на приеме инкогнито. Позже он встречался со статхаудером Нидерландов и королем Англии Вильгельмом III Оранским, который пригласил царя в Лондон.

Великое посольство

Английский фрегат, построенный на Дептфордской верфи в 1700 г. Модель.

7 января 1698 г. Петр с 26 спутниками переехал в Англию. В Англии он работал на королевской верфи в Дептфорде под руководством знаменитого кораблестроителя адмирала П. Осборна. Царь посетил артиллерийский парк, где отливали пушки для флота, королевский монетный двор в Тауэре, обсерваторию в Гринвиче, побывал в Оксфорде, встретился с членами Английской Академии Наук Исааком Ньютоном и астрономом Эдмундом Галлеем.

Великое посольство

?

Зал заседаний палаты общин британского парламента

Петр посетил парламент, но не согласился войти в зал заседаний и наблюдал за депутатами через слуховое окно на крыше. По свидетельству современников, царь не понял как работает парламент и не заинтересовался этим.

Почему Петр не заинтересовался работой парламента?

Великое посольство

Филипп V Бурбон, король Испании (1700–1746), внук Людовика XIV

Дипломатическая миссия Великого посольства полностью провалилась. Престарелый испанский король Карл V завещал свой престол Бурбонам. Англия, Австрия и Нидерланды готовились к войне с Францией за испанское наследство. Им был необходим мир с Турцией.

Вильгельм III Оранский, король Англии и статхаудер Нидерландов

Великое посольство

Петр I в период Великого посольства. Худ. Г. Схалкен.

Узнав о намерении Австрии выйти из антитурецкой лиги, Петр в мае 1698 г. отправился в Вену. Царь лично вел переговоры с императором Леопольдом I и австрийскими дипломатами, но убедить их продолжать войну с Турцией не сумел.

Леопольд I, император Священной Римской империи германской нации.

Великое посольство

•Рава Русская

•Венеция

Известие о стрелецком мятеже заставило Петра отказаться от намеченной поездки в Венецию и срочно возвращаться в Россию.

?

Как вы полагаете, зачем Петр собирался ехать в Венецию?

Петр выехал из Вены 19 июля 1698 г. В Раве Русской, уже зная, что мятеж подавлен царь задержался ради встречи с саксонским курфюрстом и польским королем Августом II.

Великое посольство В ходе переговоров Петр I и Август II пришли к выводу о том, что они оба заинтересованы в борьбе с общим врагом.

?

Август II Сильный, курфюрст Саксонии И король Польши

Какая страна была этим врагом? Швеция, отрезавшая и Россию, и Польшу от Балтийского моря.

Петр I

Карловицкий конгресс В октябре 1698 г. в Карловцах (Славония) собрался конгресс для заключения мира между участниками Антитурецкой лиги и Турцией. Россию представлял Прокофий Возницын. 14 января 1699 г. он подписал с Турцией перемирие на 2 года. Союзники России получили территориальные приращения: Австрия получила большую часть Венгрии, Трансильванию, Хорватию и Славонию; Венеция – острова Архипелага и Морею (Пелопоннес), Польша – Правобережную Украину (Подолию).

Начало формирования Северного союза

Иоганн Рейнгольд фон Паткуль

В октябре 1699 г. в Москву прибыло польское посольство во главе с лифляндским дворянином Иоганном фон Паткулем. На переговорах с послами Петр I подтвердил готовность вступить в войну против Швеции. 11 ноября 1699 г. был подписан русско-саксонский договор, в котором провозглашалось, что стороны «намеряли иметь войну обще против короны Свейской за многия их неправды».

Начало формирования Северного союза

России провозглашала намерение «те земли паки возвратить, кои корона свейская при начале сего столетняго времени… из-под царской области и повелительства отвлекла».

?

Какие территории имелись в виду? Речь шла о бассейне Невы — Ижорской земле (Ингрии). Лифляндия должна были отойти к Речи Посполитой, но с сохранением внутреннего дворянского самоуправления и правом содержать вооруженные силы. По секретному соглашению между Паткулем и Августом II Лифляндия должна была оставаться в подданстве Августа II и его потомков независимо от того, будут ли они польскими королями.

Начало формирования Северного союза

Фредерик IV, король Дании

23 ноября 1699 г. Петр I утвердил русско-датский союзный договор. Пруссия, еще один потенциальный союзник, войти в союз не решилась. Речь Посполитая не поддержала своего Фридрих III, короля и в союз курфюрст не вошла. Бранденбурга, Таким образом, с 1701 г. – Фридрих I, в Северный союз король Пруссии вошли Россия, Саксония и Дания.

Итоги внешней политики России к концу 90-х гг. XVII в. Подводим итоги достижениям и неудачам Удалось получить выход к Азовскому морю. Не удалось укрепить коалицию для дальнейшей борьбы против Турции. Вследствие этого борьба за выход к Черному морю оказалась невозможной. Выяснилось, что можно найти союзников для борьбы против Швеции. Вследствие этого произошла переориентация внешней политики с Черноморского на Балтийское направление.

Почему битва за Черное море жизненно важна для Украины и мира

В апреле в Киеве толпы людей стояли в очереди, некоторые более четырех часов, чтобы купить специальную марку, выпущенную почтой Украины, с изображением одинокого солдата бросая птицу на военное судно на расстоянии. Марка увековечила одну из знаковых (хотя и несколько приукрашенных) историй первого дня войны на Украине, в которой один из пограничников, защищавших Змеиный остров, небольшой выступ скалы в Черном море, ответил на требование российского крейсера «Москва». что его люди сдаются с бессмертной фразой: «Русский военный корабль, иди на хуй».

Инцидент приобрел еще большее значение два месяца спустя, когда украинскими противокорабельными ракетами был потоплен флагман Черноморского флота России «Москва».

Продолжающаяся битва за Змеиный остров — больше, чем просто мем. Это ключевой аспект более крупной битвы у южного побережья Украины. Это фронт, на котором — несмотря на затопление «Москвы» — российским силам было легче достичь своих стратегических целей, чем их коллегам на суше. Учитывая стратегическое и экономическое значение судоходных путей в этом районе, битва за Черное море также может быть ключевой бой , когда речь идет о борьбе Украины за сохранение на плаву своей потрепанной экономики. И не будет преувеличением сказать, что это может напрямую повлиять на жизнь миллионов людей во всем мире.

Блокада

Когда началось вторжение, оказалось, что одной из целей России было захватить все южное побережье страны, от Мариуполя на востоке через Одессу на западе до румынской границы, отрезав доступ Украины к море. Этого не произошло: русские были заняты на востоке Украины, и сейчас Одесса находится под обстрелом, но непосредственная опасность ее завоевания незначительна. Однако с помощью военно-морской мощи русские фактически имеют превратил Украину в страну, не имеющую выхода к морю.

РЕКЛАМА

Россия изначально имела преимущество на Черном море. До 2014 года обе страны содержали военно-морские флоты в Крыму в соответствии с договором, подписанным в 1990-х годах. Когда войска президента России Владимира Путина аннексировали Крымский полуостров, они также захватили около 75 процентов флота Украины, оставив ее полагаться на «москитный флот», состоящий в основном из небольших патрульных катеров для защиты южного побережья.

В первые дни нынешней войны российский флот быстро перешел к блокаде украинского побережья. Он перекрыл Керченский пролив, который соединяет меньшее Азовское море с Черным морем. Важные портовые города Бердянск и Мариуполь на Азовском море с тех пор пали перед российскими войсками. Около 20 кораблей ВМФ России, в том числе шесть подводных лодок, также патрулируют южное побережье.

Дальше на запад российские военные корабли и силы, дислоцированные в настоящее время на Змеином острове, также усиливают блокаду Одессы, крупнейшего морского порта Украины. Украинские силы боролись за то, чтобы вернуть себе ставший уже культовым выступ, надеясь помешать русским разместить там ракеты класса «земля-воздух».

Опасность усугубляют сотни морских мин, которые обе стороны установили у побережья Украины в первые дни войны. Многие из этих мин оторвались от якоря и плавают в открытых водах, подвергая опасности судоходство.

В результате, несмотря на то, что Россия официально не объявляла блокаду, это текущая реальность. «Никто не собирается рисковать и идти туда прямо сейчас, будь то мины или российский флот», — сказал Гриду Сал Меркольяно, бывший торговый моряк и историк судоходства. Даже если бы судоходная компания была готова пойти на риск, страховые ставки стремительно растут, что делает поездки в украинские порты непомерно дорогими. В украинских портах застряли не менее 80 торговых судов, по меньшей мере 10 подверглись нападению.

РЕКЛАМА

Несколько судов двигались по каботажным путям между Одессой и выходом Черного моря к реке Дунай в городе Измаил. Теоретически это может позволить Украине доставлять товары на запад до Нидерландов по внутренним водным путям Европы. К сожалению, Измаил тоже находится в пределах досягаемости Змеиного острова.

Влияние на экономику

Влияние международных санкций на экономику России привлекло больше внимания, но ущерб, нанесенный стране, где на самом деле ведутся боевые действия, был гораздо более серьезным.

По прогнозам Всемирного банка, в этом году экономика Украины сократится на 45 процентов. Частично это просто физическое разрушение: по оценкам Киевской школы экономики, на начало мая война нанесла ущерб инфраструктуре на 94 миллиарда долларов. Кроме того, есть потеря экономической продукции 6 миллионов украинцев, покинувших страну, и примерно такое же количество внутренне перемещенных лиц.

Но на вопрос, что международное сообщество может сделать в первую очередь для поддержки экономики Украины, Натали Яресько, бывший министр финансов страны, ответила: «Разблокировать порты». До войны черноморское судоходство составляло половину всей внешней торговли страны и 90% торговли зерновыми, включая пшеницу и подсолнечное масло. Украина является четвертым по величине экспортером зерна в мире, и потери могут превысить 6 миллиардов долларов. «На складах находится около 20 миллионов тонн, которые необходимо экспортировать, чтобы освободить место для нового урожая», — сказал Яресько. «Иначе мы знаем, что что-то сгниет».

Какими бы важными ни были продукты питания, это не единственный товар, затронутый морской блокадой. Украина производит около половины мировых запасов неона, используемого для производства полупроводниковых чипов. Украина также является крупным производителем жгутов проводов, используемых в электрических системах европейских автомобилей.

РЕКЛАМА

Все эти товары традиционно уходили из Украины морем.

Закрытие самого важного торгового маршрута Украины поставило страну в сильную зависимость от иностранной помощи. Хорошая новость для украинцев: они получают довольно много помощи. Пакет экономической помощи в размере 40 миллиардов долларов, принятый Конгрессом на прошлой неделе, включает экономическую помощь в размере 8,76 миллиарда долларов. Но этих средств недостаточно и они не являются устойчивыми в долгосрочной перспективе.

Аналитик судоходства Джон Конрад сказал, что российская блокада является напоминанием о все еще важной роли судоходства в мировой экономике. «У нас своего рода глобальная «морская слепота», — сказал он Гриду. «Мы думаем, что все можно просто перебросить по воздуху. Это невозможно. Зерно слишком тяжелое и крупное. И было бы очень дорого перевозить все это».

На данный момент наилучшей доступной альтернативой морским перевозкам является железнодорожный транспорт, но это сопряжено с определенными трудностями. Из-за бюрократических проволочек, логистических проблем и нехватки оборудования тысячи вагонов с зерном и другими товарами иногда остаются на границах Украины. Самая большая проблема связана с самими рельсами: на украинских железных дорогах используется колея советских времен, которая шире, чем у ее соседей, а это означает, что товары должны перегружаться на новые поезда по мере их пересечения границы. Румыния в настоящее время работает над реконструкцией заброшенной железной дороги советских времен, чтобы облегчить торговлю с Украиной.

Европейский Союз изучает способы перевозки большего количества товаров в Украину и из Украины по суше, и в долгосрочной перспективе война может стимулировать инвестиции в инфраструктуру, необходимую для этого. Но в краткосрочной перспективе, когда бушует война, экономика Украины задыхается, и у моря мало привлекательных альтернатив.

Что можно сделать

Есть ли способ обойти блокаду? Яресько, бывший министр финансов, выступает за международное военно-морское сопровождение для защиты торговых судов в Черном море, как это было сделано для защиты судов от пиратства у побережья Сомали около десяти лет назад. Но ряд политических вопросов затрудняет это.

В начале войны Турция, которая контролирует доступ к Черному морю из Средиземного моря через Дарданеллы и Босфор, инициировала договор 1936 года, известный как Конвенция Монтрё, которая обязывает ее перекрывать доступ к морю военным кораблям во время военное время. Как ни странно, Турция интерпретирует конвенцию как применимую ко всем кораблям, включая корабли НАТО, а не только к воюющим сторонам в этой войне. Однако конвенция позволяет кораблям ВМФ , базирующимся в море , таким как Черноморский флот России, перемещаться и возвращаться на свои базы в Черном море. И все равно там уже было много русских кораблей. Таким образом, российский флот фактически получил полную свободу действий.

Как и в случае с другими предложениями о предоставлении Украине прямой защиты, такой как бесполетная зона, страны НАТО не захотят ставить своих моряков в ситуацию, когда они могут вступить в прямой бой с русскими.

Вместо этого сторонники Украины рассматривают возможность сделать то же самое, что они сделали для наземной войны: предоставить Украине больше огневой мощи, чтобы самим бороться с блокадой. На этой неделе было объявлено, что Дания поставит Украине наземную противокорабельную пусковую установку «Гарпун» и ракеты, чтобы помочь прорвать блокаду. Эти ракеты, стоимость одного снаряда которых составляет около 1,5 миллиона долларов, имеют дальность почти 200 миль.

Украина также использовала отечественную противокорабельную ракету «Нептун», которая, как считается, потопила «Москву». Сообщается, что США оказали помощь в наведении этого удара. (Пентагон опроверг сообщение украинского военного чиновника в Твиттере о том, что США «готовят план уничтожения Черноморского флота».) А украинцы уже уничтожили несколько российских десантных кораблей, усложнив планы морских десантов.

Проблема в том, что это один из фронтов войны, где стратегическая динамика явно благоприятствует русским. Им не нужно подавляющее военно-морское превосходство. Им просто нужно сделать регион слишком опасным для международного судоходства.

Меркольяно предположил, что в случае эскалации морской войны русские могут нанести удар по украинским торговым судам, пытающимся покинуть море через Дунай. Также поступали сообщения о том, что российских торговых судов перевозили в Сирию украденное украинское зерно. Они могут попасть под огонь украинцев. Это может начать напоминать что-то вроде «танкерной войны» между Ираком и Ираном в 1980-е годы. «Опасность заключается в том, что Черное море станет очень похоже на Персидский залив 1980-х годов, — сказал Меркольяно, — где обе стороны начинают нацеливаться на суда друг друга и нейтральные корабли».

Последствия

Как ни критично для Украины, последствия блокады ощущаются во всем мире через перебои с международными поставками продовольствия, особенно в уязвимых для продовольствия странах Ближнего Востока и Африки, которые сильно зависели от украинского зерна. Украина выращивает достаточно еды, чтобы накормить 400 миллионов человек по всему миру, в то время как цены уже росли. Исполнительный директор Всемирной продовольственной программы Дэвид Бизли предупредил в прошлом месяце: «Миллионы людей умрут, потому что эти порты заблокированы». Или, как сказал Яресько Гриду, «то, что сделал Путин, — это объявило войну беднякам мира».

Битва за контроль над Черным морем привлекла меньше международного внимания, чем борьба за территорию на суше. Можно утверждать, что фронт этой войны имеет наибольшее значение для остального мира.

Спасибо Лиллиан Баркли за редактирование этой статьи.

Битва за Черное море | Российско-украинская война

С первых дней российского вторжения в Украину одна из первых стратегических целей Москвы быстро стала очевидной, когда ее бронетанковые колонны продвигались вдоль побережья, пытаясь захватить береговую линию Украины и отрезать ее от моря. Захват украинских портов задушит страну экономически в то время, когда Украина больше всего нуждается в средствах, чтобы отбиваться от России.

Несколько месяцев в России и частично успешно. Взяты два из пяти основных торговых портов Украины — Бердянск и после жестокой осады то, что осталось от порта Мариуполь. Оба находятся на северо-востоке Черного моря.

Коммерческое судоходство, которое ходит из Черного моря, удобно расположено, имея непосредственный доступ как к странам, граничащим со Средиземным морем, так и к Суэцкому каналу и рынкам за его пределами.

На долю Украины приходится 9 процентов мирового экспорта пшеницы, 15 процентов кукурузы и 44 процента мирового экспорта подсолнечного масла. Четверть пшеницы Бангладеш, Египта, Индонезии и Пакистана поступает из Украины.

(Аль-Джазира)

Главный порт страны Одесса по-прежнему находится в руках Украины, как и Николаев. В сумме на них приходилось 80 процентов довоенного экспорта зерна Украины. Попытки России захватить эти важные торговые узлы и прилегающую территорию потерпели неудачу, и ее продвижение застопорилось. Российские подразделения теперь сталкиваются с растущим сопротивлением, поскольку украинские подразделения начали резкую контратаку на российские силы в Херсоне и Николаеве и вокруг них, поскольку они изо всех сил пытаются сохранить контроль над этим жизненно важным южным прибрежным сектором.

Одесса, Николаев и Черноморск по-прежнему функционируют как порты, но Россия инициировала блокаду, чтобы зерно не покидало страну. Предупреждено торговое судоходство, в водах, ведущих к порту, установлены морские мины, а вся акватория Черного моря постоянно патрулируется российскими военными кораблями и истребителями.

Снейк-Айленд

Ключом к этой блокаде был Снейк-Айленд. Крошечный островок в 48 км от побережья Украины и Румынии был захвачен Россией в первые дни войны. Стратегически расположенный, он контролирует подходные воды к трем оставшимся торговым портам Украины и хорошо вооружен Россией.

ВМС Украины практически не существует, и в начале конфликта российские военные корабли действовали практически безнаказанно. Все изменилось, когда 14 апреля был потоплен российский тяжелый ракетный крейсер «Москва». Мощный военный корабль — гордость российского флота — был сбит и потоплен двумя противокорабельными крылатыми ракетами «Нептун» примерно в 96 км от Одессы. Нептун местного производства и основан на более ранней российской конструкции. При дальности полета 280 км (174 мили) он может падать на высоту от 3 до 10 метров (10-33 фута) над поверхностью по мере приближения к цели, что затрудняет его обнаружение. Его 145-килограммовая (320 фунтов) боеголовка предназначена для того, чтобы потопить суда водоизмещением до 5000 тонн, но два удара по «Москве» нанесли такой большой ущерб, что в конце концов корабль затонул, к большой тревоге российского флота, который отвел свои военные корабли от украинских кораблей. морской берег. С тех пор Змеиный остров приобрел большее значение и был сильно укреплен передовым оружием.

Считающийся некоторыми аналитиками «непотопляемым эсминцем», остров изобилует поисковыми радарами, как минимум пятью зенитными комплексами «Тор» и двумя «Панцирь», а также складами горючего и боеприпасов. Защищенный окопами и заграждениями, он теперь является гораздо более сложной целью для уничтожения украинскими военными.

Скриншот видео с дрона показывает пожар на острове Змеиный 8 мая 2022 г. [Сухопутные войска Украины / Раздаточный материал через REUTERS] процесс. Хорошо вооруженные российские силы на острове все чаще способны отражать нападения.

Ожидаемое прибытие наступательных систем, таких как дальнобойная артиллерия и ЗРК С-400, позволит России доминировать в воздушном пространстве над югом Украины, а также над северо-западной частью Черного моря. Добавление артиллерии позволило бы острову действовать как огневая база, с которой можно было бы атаковать и уничтожать цели на суше.

Украинские военные, прекрасно осведомленные о стратегическом положении Змеиного острова, продолжали атаки, которые помогли ослабить российское военное присутствие там. Вертолет, доставлявший войска, был сбит, как минимум одна радиолокационная позиция была повреждена, а катер снабжения, доставлявший войска, продовольствие и систему ПВО в гарнизон, был сбит и потоплен недавно поставленной ракетой Western Harpoon в попытке вытеснить русские войска с острова.

Россия по-прежнему контролирует Змеиный остров, и ее позиция и мощная оборона являются занозой для Украины. Битва между двумя сторонами обострилась, поскольку Украина пытается вернуть себе контроль над островом, нанося удары по другим целям, чтобы отвлечь российские войска.

Изменения в военно-морской тактике

20 июня российская морская нефтяная платформа была сильно повреждена в результате воздушных налетов – реактивной артиллерии американского производства, по словам русских. Платформа, расположенная у берегов Крыма, является последней целью, которую рассматривает Украина, поскольку она стремится увеличить количество поражаемых целей, надеясь рассредоточить российские силы и оборону по обширной территории, истощая их и истощая большие резервы России. военной техники. Керченский мост, соединяющий Крымский полуостров с материком, теперь считается мишенью, требующей от российских военных затрат еще большего количества ресурсов на его защиту.

В то время как атаки набирают обороты, Россия использует более изощренное оружие, поскольку она пытается гарантировать, что у гражданского судоходства не возникнет соблазна бросить вызов и использовать торговые порты, все еще находящиеся под контролем Украины. На входе в эти порты, особенно в Одессе, установлены морские мины.

Табличка с надписью «Осторожно: мины» на пляже в Одессе, Украина. [Фото Анастасии Власовой/Getty Images] автоматизированы и взорвутся независимо от национальной принадлежности столкнувшегося с ними судна.

Одна из опасностей плавучих мин заключается в том, что они со временем дрейфуют. Были выпущены предупреждения для морского движения в Черном море, и мины были обнаружены далеко на юге, вплоть до Босфора. Турецкие военные обезвредили их и призвали вместе с множеством других стран быстро найти решение. Турция контролирует большую часть Черного моря, что она считает жизненно важным для страны. Он также контролирует и является хранителем единственного водного пути, который ведет из Средиземного моря в Черное море, что делает Турцию стратегическим игроком в регионе.

Турецкая военная делегация должна посетить Москву, чтобы договориться о безопасном проходе торговых судов в торговые порты Украины, чтобы дать толчок экспорту застопорившегося зерна, которое жизненно важно для производства продуктов питания в странах по всему миру. Есть опасения, что растущий продовольственный кризис, усугубляемый глобальными климатическими условиями, влияющими на урожай, и общим замедлением глобальной цепочки поставок, может начать иметь серьезные последствия для региональной стабильности, если эти жизненно важные товары не начнут поступать в серьезных количествах. Тем временем российские ракеты продолжают поражать экономическую инфраструктуру Украины, а зерновые элеваторы в Николаеве серьезно повреждены, что еще больше ограничивает возможности Украины по поставкам в больших объемах.

Морская война на Украине, минирование ее портов и удары по стратегическим объектам — это попытка России задушить Украину экономически, лишив ее сырья и средств, необходимых для ведения промышленной войны. В 2020 году экспорт Украины составил 52,7 миллиарда долларов, и ей очень нужны деньги, поскольку перспектива затяжной войны теперь кажется более вероятной.

Жизненно важные урожаи в Украине должны быть собраны через несколько недель, что добавило ощущения срочности. Несмотря на то, что для его экспорта рассматриваются альтернативные маршруты, такие как маршрут в балтийские порты, большинство из них проходят по суше и просто не имеют возможности экспортировать эти товары в необходимых количествах. Одно судно-контейнеровоз эквивалентно 50 поездам с зерном, а поскольку не менее 80 процентов всей мировой торговли осуществляется по морю, контроль над этими черноморскими портами жизненно важен.

Власть России над жизненно важными торговыми артериями Украины не собирается ослабевать, несмотря на международное давление. Эффект блокады ощущается не только в Украине, но и во всем мире, поскольку спрос и цены на основные продукты питания продолжают расти. В связи с приближением сезона сбора урожая в Украине, когда большая часть ее трудоспособного населения вовлечена в боевые действия и продолжающиеся нападения на сельскохозяйственную инфраструктуру страны, вероятность того, что Украина сможет экспортировать объемы, необходимые ей для поддержания войны с Россией, начинает исчезать. именно на это и надеется Россия.

(Аль-Джазира)

Экономическое и геостратегическое значение Черноморского региона и опосредованная империалистическая война против России в Украине

Опосредованная империалистическая война на Украине против России является результатом многолетнего стремления империалистических держав территорий бывшего Советского Союза под их непосредственным контролем и представляет собой качественно новый этап в зарождении новой мировой борьбы между империалистическими державами за передел ресурсов земного шара.

В своем недавнем анализе роли важнейших полезных ископаемых в геостратегических и экономических целях империалистического стремления покорить Россию посредством войны World Socialist Web Site отметил:

Распад России и ее господство со стороны Америки капитал станет стратегическим плацдармом в усилиях правящего класса Америки по навязыванию «нового американского века» посредством более широкого подчинения Китая и Евразии своим целям. Ресурсы играют в этом роль. В условиях постоянной потребности в нефти и природном газе, а также быстро растущей потребности в жизненно важных полезных ископаемых Россия рассматривается как жизненно важный массив суши с огромным набором богатств.

Если война против России является «ступенькой» к войне против Китая, то контроль над Черным морем рассматривается как ступенька к распаду России. В этой статье будет рассмотрено критическое значение Черноморского региона, где идет эта война, с геостратегической и экономической точки зрения.

Геостратегическое значение Черноморского региона

Получение прямого доступа к ресурсам бывшего Советского Союза, который был закрыт для империализма в течение семи десятилетий после 19Революция 17 октября была главной целью империалистических держав на протяжении десятилетий. В этом контексте Черноморский регион, образующий связующее звено между Восточной и Юго-Восточной Европой, Россией, Кавказом и Ближним Востоком, имеет стратегическое значение.

Черное море образует мост между Европой, Кавказом и Средней Азией

Для американского империализма, уже в разгар затяжного экономического и политического упадка, распад Советского Союза и реставрация капитализма сталинской бюрократией явились подарком из рая. Опьяненный триумфом, правящий класс США провозгласил 1991 «однополярный момент». В 1992 году стратегический документ Пентагона определил, что стратегия США «теперь должна переориентироваться на предотвращение появления любого потенциального будущего глобального конкурента».

В своей книге «Великая шахматная доска», Збигнев Бжезинский, один из самых влиятельных советников Вашингтона по внешней политике за последние полвека, подробно остановился на принципиальном значении того, что геостратеги называют «Евразией» — территории Европы и Азии — за отчаянные попытки США сохранить свою глобальную гегемонию.

Збигнев Бжезинский

Внутри Евразии Бжезинский определил то, что он называл «евразийскими Балканами», как регион, где будут происходить основные конфликты за контроль над всей Евразией. Этот регион, писал Бжезинский, простирался «от Крыма в Черном море прямо на восток вдоль новых южных границ России, вплоть до китайской провинции Синьцзян, затем вниз до Индийского океана и оттуда на запад до Красного моря, затем на север. в восточное Средиземное море и обратно в Крым».

Почти все из 25 штатов этого региона, продолжил он, «неоднородны как в этническом, так и в религиозном отношении, и практически ни один из них [не] политически стабилен. … Этот огромный регион, раздираемый изменчивой ненавистью и окруженный конкурирующими могущественными соседями, вероятно, станет главным полем битвы как для войн между национальными государствами, так и, что более вероятно, для затяжного этнического и религиозного насилия».

«Евразийские Балканы» по Збигневу Бжезинскому. Карта из его книги «Великая шахматная доска».

Книга Бжезинского была не столько «предсказанием», сколько изложением основных стратегических целей и соображений американского империализма. Действительно, регион, который он назвал «евразийскими Балканами», за последние десятилетия перевернулся с ног на голову из-за сочетания американских бомбардировок и вторжений, а также систематического разжигания гражданских войн и этнических раздоров.

Начиная с вторжения США в Ирак в 1991 г., вторжения в Афганистан в 2001 г. и второго вторжения в Ирак в 2003 г., оно также включало крупные интервенции империализма с помощью беспилотников и других средств ведения войны в Пакистане и многих других странах. На протяжении 19В 90-е годы США и Германия также разжигали этнические конфликты в бывшей Югославии, кульминацией которых стали жестокие бомбардировки НАТО Сербии в 1999 году. Провокации США против Китая и попытки дестабилизировать и расколоть страну. В России разжигание сепаратистских тенденций и региональных и политических конфликтов внутри правящей олигархии с конечной целью раздела страны было центральным компонентом политики США.

Западная оконечность этих «евразийских Балкан», Черноморский регион, был центром как расширения НАТО, так и нескольких операций Вашингтона по перевороту. Пока сталинская бюрократия не восстановила капитализм в Советском Союзе и во всей Восточной Европе в 1989-1991 годах, Черноморский регион в значительной степени находился вне прямого контроля империализма. Только одно из государств, граничащих с Черным морем, Турция, было членом НАТО.

Это полностью изменилось с разрушением Советского Союза в 1991. Сегодня, после трех десятилетий расширения НАТО на восток, все государства, граничащие с Черным морем, за исключением самой России, либо являются членами НАТО (Турция, Румыния, Болгария), либо в значительной степени интегрированы в альянс во всем, кроме названия. , после массированного вмешательства американского империализма в их политику (Украина, Грузия). опиралась на мобилизацию слоев привилегированного среднего класса и слоев олигархии, что имело место соответственно в Грузии и Украине.

В 2008 году Грузия при поддержке Вашингтона спровоцировала войну с Россией из-за двух отколовшихся регионов Южной Осетии и Абхазии, на восточном берегу Черного моря.

Кульминацией этих операций стал государственный переворот 2014 года в Киеве, который активно поддерживался Германией и США и был осуществлен ультраправыми ополченцами, такими как «Правый сектор» и частью украинской олигархии, которую тогда возглавлял «шоколадный олигарх». Петр Порошенко.

Эти открытые действия по окружению России вызвали в Кремле опасения, что Черное море превращается в «озеро НАТО». Действительно, это было целью Вашингтона, в частности, полностью осознававшего военные и экономические последствия, которые полный контроль НАТО над Черным морем будет означать для России.

Военное значение Черноморского региона в конфликте с Россией

Бен Ходжес, отставной офицер армии США и бывший командующий армией США в Европе, недавно прямо заявил, что цель США в этом прокси война заключалась в том, чтобы «наконец сломить хребет способности России проецировать силу за пределы России, чтобы угрожать Грузии, угрожать Молдове, угрожать нашим балтийским союзникам».

Подрыв позиций Кремля в Черноморском регионе имеет решающее значение для достижения этой цели.

Элтон Буланд, директор по европейской политике Министерства обороны США, назвал Черное море «геостратегическим центром притяжения России» и ее «южными воротами, воротами на Ближний Восток [и]… воротами в Азию». ».

Именно через Черное море и через проливы Босфор Россия имеет выход в Средиземное море. Однако этот доступ является весьма предварительным, поскольку Босфор и Дарданеллы контролируются Турцией, членом НАТО, с которой у России очень напряженные отношения. (Контроль над Босфором был ключевой задачей Российской империи по отношению к Османской империи в Первой мировой войне.)

Близость причерноморских государств к России также означает, что значительная часть европейской части России, где проживает основная часть населения страны, может быть легко поражена американскими ракетами средней дальности морского и наземного базирования, размещенными на Украине или в любой другой стране. Член НАТО в этом регионе, например, Румыния или Болгария.

В этом контексте Россия сделала свое положение в Черном море одним из главных военных приоритетов, особенно за последние десять лет. Из шести военных баз, которые Россия сохранила на территории бывшего Советского Союза после 1991, три из них находились в Черном море, в том числе черноморский военно-морской порт в Крыму, на полуострове в Черном море, который Россия аннексировала в 2014 году после организованного Западом переворота в Киеве. В 2019 году Военно-морской колледж США отметил, что аннексия Крыма позволила России восстановить свое «морское господство в Черном море».

Российская военная база в Крыму имеет решающее значение не только в конфликте с Украиной. Это также пункт, с которого Кремль контролирует свои военные операции в Сирии, где с тех пор бушует гражданская война и де-факто опосредованная война между США и Россией, которая поддерживает режим Асада против поддерживаемой США исламистской оппозиции. 2011.

Отрезание России от Черного моря и, тем самым, от Средиземного моря, таким образом, значительно подорвало бы ее позиции на Ближнем Востоке, а также в Северной Африке, где Россия по-прежнему имеет значительные экономические и военные интересы, прежде всего в Ливии, которая была отброшена в гражданскую войну в результате нападения НАТО на страну в 2011 году.

Прекрасно осознавая геостратегическое и военное значение Черного моря для России, НАТО в последние годы устраивало там многочисленные провокации, в том числе непосредственно накануне российского вторжения.

Сюда входят масштабные учения «Си Бриз» в Черном море в 2021 году, в которых приняли участие рекордные 32 страны, 5000 военнослужащих, 32 корабля и 40 самолетов. Это также повлекло за собой несколько провокаций, в том числе со стороны Великобритании, которая в июне 2021 года направила военный корабль в воды, на которые претендует Россия, у берегов Крыма, что побудило российскую армию сбросить бомбу на пути эсминца. И весной, и осенью 2021 года США также провокационно направили несколько военных кораблей в Черное море, прекрасно понимая, что Кремль считает это «красной линией» с точки зрения интересов своей национальной безопасности. По состоянию на февраль 2022 года в Черном море дислоцировалось 18 военных кораблей НАТО.

В прошлом месяце Великобритания призвала к военно-морской интервенции под руководством НАТО в Черном море против России, чтобы «защитить грузовые суда, перевозящие украинское зерно» под прикрытием «гуманитарной миссии» для предотвращения глобального кризиса голода. Однако Анкара закрыла проливы Дарданеллы и Босфор между Эгейским и Черным морями для военных кораблей как России, так и НАТО с начала российского вторжения в Украину.

Несмотря на то, что Греция не граничит напрямую с Черным морем, как член НАТО, в последние годы она становится все более центральной страной в планах США и НАТО в отношении региона Черного моря. Греческий портовый город Александруполис на севере Эгейского моря был преобразован в важную базу США и перевалочный пункт. После закрытия Анкарой проливов город использовался для военных поставок в Украину в войне НАТО против России.

«Зерно, масличные семена и минеральные масла»: Трубопроводы и экономические ресурсы Черноморского региона

Черноморский регион был центральным театром обеих мировых войн 20-го века. В частности, немецкий империализм стремился поставить регион, и в первую очередь Украину, под свой прямой контроль. Немецкий историк Кристиан Герлах, отмечая параллели между военными целями Германии в обеих мировых войнах, писал, что оккупационная политика нацистов в бывшем Советском Союзе, в результате которой погибло не менее 27 миллионов человек, была сосредоточена на эксплуатации нескольких видов сырья: « зерно, масличные семена и минеральные масла». (Кристиан Герлах: Криг, Эрнэрунг, Фёлькерморд. Deutsche Vernichtungspolitik im Zweiten Weltkrie г, Цюрих, 2001, с. 14)

Современная военная политика американского и германского империализма, которая принципиально направлена ​​на повторное подчинение всего региона и превращение его в колониальный придаток империалистических держав, является продолжением этой традиции.

Сельское хозяйство

Продовольственный кризис, вызванный войной, высветил центральное значение Черноморского региона для мирового рынка зерна. Действительно, регион, и в частности Россия и Украина, считаются «житницей» не только Европы, но и значительной части Африки и Ближнего Востока.

Основные статьи экспорта Украины связаны с сельскохозяйственной отраслью. По состоянию на 2020 год список возглавляют масличные семена (на долю которых приходится 10,1 процента экспорта, на сумму 5,32 миллиарда долларов США), за ними следуют кукуруза (9,29 процента или 4,89 миллиарда долларов США) и пшеница (8,76 процента или 4,61 миллиарда долларов США).

Россия была лидером ведущий мировой экспортер пшеницы в 2021 году. На страну также приходится 2,3 процента мирового рынка кукурузы. Вместе с Украиной Россия также является ведущим производителем и экспортером подсолнечного масла, а также ячменя. Румыния также является крупным производителем сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 2021 год Румыния была крупнейшим производителем кукурузы и подсолнечника в Европе и входила в пятерку крупнейших производителей пшеницы и сои в ЕС.

Контроль над этими ресурсами сулит огромные прибыли, особенно во времена продовольственных кризисов, когда сельскохозяйственные гиганты могут участвовать в массовых спекуляциях на ценах на кукурузу. Уже в прошлом году глобальный продовольственный гигант Cargill, одна из крупнейших компаний мира и одна из четырех компаний, контролирующих более 70 процентов мирового сельскохозяйственного рынка, превысила 5 миллиардов долларов прибыли при выручке в 134 миллиарда долларов. Совокупное состояние семьи Каргилл росло в среднем на 120 миллионов долларов в день во время пандемии, и оно будет значительно расти на фоне рекордных цен на продукты питания.

Газ и нефть

Помимо собственных обширных сельскохозяйственных и сырьевых ресурсов Черноморский регион имеет решающее значение для экспорта нефти из России, а также для транспортировки запасов нефти и газа с Кавказа и Средней Азии.

Анализ Фонда Карнеги, базирующегося в Вашингтоне аналитического центра, показал, что в 2021 году «Черное море является важной торговой и транспортной артерией для России. И Россия, и страны Центральной Азии сильно зависят от российского порта Новороссийск для экспорта зерна и нефти морским транспортом».

Далекая от того, чтобы быть «империалистической» страной, Россия во всех смыслах и целях является прежде всего поставщиком сырья для мировой экономики. Нефть и газ, наряду с углем и другими полезными ископаемыми, являются важнейшими экспортными товарами России. Сырая и переработанная нефть вместе составляли 37 процентов (стоимостью более 74,4 миллиарда долларов) российского экспорта, за ними следовали нефтяной газ (6 процентов экспорта и стоимость почти 20 миллиардов долларов), золото (5,67 процента и стоимость 18,7 миллиарда долларов), уголь (4,4 процента или 14,5 млрд долларов), платину (3,2 процента и на сумму 10,5 млрд долларов), а затем пшеницу.

Порт Новороссийск на берегу Черного моря в России является крупнейшим портом страны и третьим по важности центром экспорта сырой нефти. В 2020 году, по данным EIA, через порт Новороссийск ежедневно проходило 459 000 баррелей нефти.

Учитывая крайне высокую зависимость России от экспорта нефти и газа, отрезать России доступ к Черному и Средиземному морям было бы экономическим эквивалентом «сломать хребет» стране.

Черное море имеет решающее значение для доступа к ресурсам Центральной Азии и Кавказа.

После распада Советского Союза руководители энергетических компаний устремились в регион, чтобы заключить выгодные контракты с бывшими сталинистскими бюрократами, ставшими олигархами, чтобы получить доступ к этим ресурсам. Как World Socialist Web Site отмечал в 1999 году, главной целью спровоцированных империалистами войн на Балканах в 1990-х годах был доступ к Каспийскому морю, расположенному к востоку от Черного моря, которое считалось родиной мировой крупнейшие неиспользованные запасы нефти, от 17 до 33 миллиардов баррелей нефти и 232 триллиона кубометров газа.

Поскольку Каспийское море не имеет выхода к морю, вопрос инфраструктуры трубопроводов стал центральным для контроля над этими ресурсами. По сей день российские трубопроводы, хотя и не обеспечивают эксклюзивного доступа к этим ресурсам, являются центральными, и все они проходят через Черное море. Таким образом, Каспийский трубопровод, эксплуатируемый многонациональным консорциумом, в который входят как российские госкомпании, так и американский энергетический гигант Chevron, транспортирует нефть с нефтяных месторождений в Казахстане, а также российских месторождений в Каспийском регионе в российское Черное море. Морской порт Новороссийск, откуда нефть отгружается по всему миру.

За последние два десятилетия США и ЕС настаивали на прекращении различных других проектов трубопроводов, которые должны были проходить через Черное море в обход Украины. В то же время они реализовывали конкурирующие проекты, направленные на то, чтобы напрямую связать ЕС с газовыми и нефтяными месторождениями в Каспийском регионе и Центральной Азии.

Таким образом, с помощью 4 миллиардов долларов США протолкнули трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (известный также как трубопровод БТД), по которому нефть из Азербайджана доставлялась через Грузию в Турцию в обход России. Трубопровод был важным фактором в операциях США в Грузии, где Вашингтон финансировал переворот в 2003 г. и поощрял войну с Россией в 2008 г.

Эти трубопроводные войны также повлекли за собой торпедирование конкурирующих проектов, поддерживаемых Россией. Самым крупным, помимо российско-германского газопровода «Северный поток», был проект газопровода «Южный поток» стоимостью 50 миллиардов долларов, который должен был транспортировать российский газ с побережья Черного моря через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию по одному маршруту и ​​через Грецию в Италия, через другую. Газопровод с пропускной способностью 63 миллиарда кубометров в год покрывал бы десятую часть потребности Европы в газе того времени. Кремль был вынужден свернуть проект в 2014 году, сразу после переворота на Украине.

Эти трубопроводные войны преследуют три основные цели:

Во-первых, империалистические державы пытаются получить прямой контроль над обширными ресурсами бывшего Советского Союза, препятствуя России, а также Китаю, который значительно увеличил свое экономическое участие в регионе, от контроля над ними.

Во-вторых, они нацелены на подрыв российской экономики, которая сильно зависит от такого экспорта нефти и газа, и, соответственно, путинского режима.

И, в-третьих, они направлены на предоставление геостратегического преимущества империалистическим державам, прежде всего США, в конкуренции нефтегазовых компаний за доли рынка.

Благодаря добыче сланцевого газа США, когда-то крупнейший в мире нетто-импортер газа, стали крупным экспортером газа и теперь напрямую конкурируют с Россией за европейский рынок. В январе 2022 года, незадолго до вторжения России в Украину, экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из США в Европу впервые превысил поставки российского газопровода. В ответ на начало войны на Украине Германия практически сразу отменила российско-германский газопровод «Северный поток — 2», а Белый дом объявил об увеличении поставок своего СПГ в Европу с 22 млрд кубометров до 37 млрд кубометров.

Прибыль сланцевых компаний США за первый квартал этого года уже увеличилась в несколько раз: прибыль Pioneer Natural Resources увеличилась более чем в пять раз, а Continental Resources — более чем втрое.

Конфликт с Китаем в Черноморском регионе

В то время как Россия была главной целью империалистической интервенции в Черноморском регионе, за последние десятилетия соперничество с Китаем также стало центральным вопросом как США, так и ЕС в Черноморском регионе.

Для Китая этот регион является самым простым и быстрым сообщением между Восточной Азией и Европой. Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), изначально задуманная как инфраструктурный проект стоимостью 40 миллиардов долларов, планируется провести через Кавказ и Восточную Европу, в том числе через Азербайджан, Украину, Грузию и Турцию. За последние годы BRI добился очень медленного прогресса. Тем не менее, Китай установил значительные экономические связи со многими странами региона, в первую очередь с Украиной, которая присоединилась к Инициативе «Один пояс, один путь» в 2017 году9.0003

В 2019 году Китай стал самым важным торговым партнером Украины, оставив Россию на втором месте. Украина также стала вторым по величине поставщиком кукурузы в Китай и крупнейшим поставщиком оружия. В начале 2021 года президент Владимир Зеленский заявил, что надеется, что его страна станет «мостом в Европу для китайского бизнеса».

Однако растущая роль Китая в Украине стала серьезной занозой в боку США, в частности, и Вашингтон активно вмешался, чтобы подорвать растущее экономическое сотрудничество между Украиной и Китаем. Так, весной 2021 года, когда США поддержали провокации Киева против России в Черном море, украинское правительство отменило многомиллиардную сделку, которая позволила бы Китаю приобрести украинскую компанию «Мотор Сич», одного из крупнейших в мире производителей двигателей для самолетов и вертолетов, в последнюю минуту, из-за массированного давления со стороны Вашингтона и значительной ценой для украинского правительства.

Но и ЕС рассматривает растущее влияние Китая в регионе как вызов своим экономическим и стратегическим интересам, которые европейские империалистические державы все больше стремятся отстаивать независимо от Вашингтона.

В недавнем анализе европейского аналитического центра Global Security отмечается:

«США вовлечены в [Черноморский] регион, чтобы противостоять геополитическим и энергетическим интересам России, а также ограничить растущее влияние Китая, его BRI и Китайский цифровой шелковый путь посредством помощи в целях развития, смертоносной военной помощи и поддержки Инициативы трех морей (3SI) и Чистой сети. Конкурируя с российскими энергетическими интересами (в частности, с «Северным потоком-2»), США также пытаются найти рынок для экспорта своих энергоресурсов.

«ЕС хочет создать третье пространство между Китаем и США, чтобы он мог действовать независимо. Он действовал относительно автономно и посредством разнообразных политик, инициатив и партнерских отношений, чтобы реализовать свою европейскую стратегическую автономию».

Заключение

Как и в прошлые две мировые войны, регион Черного моря превратился в главное поле битвы между различными капиталистическими государствами, где империалистические державы полны решимости подорвать как российское, так и китайское влияние, соревнуясь между собой за господство в регионе.

Одним из проявлений этих соперничающих усилий стало возрождение так называемого «Междуморья» (что означает «между морями»), союза восточноевропейских государств, простирающегося от Балтийского через Черное море до Адриатического моря. При Трампе Вашингтон стал явно поддерживать этот союз, который уже давно возглавляет польское правительство ультраправой Партии «Право и справедливость» (ПиС).

Первоначально разработанное межвоенным польским диктатором Юзефом Пилсудским, который превратил Польшу в оплот империализма в регионе, Междуморье было главным образом направлено против СССР и влияния русской революции на массы Восточной Европы. Он установил союзы с правыми антикоммунистическими силами по всему региону и изгнанниками из бывшего Советского Союза, стремясь мобилизовать националистические силы внутри Советского Союза, чтобы дестабилизировать его изнутри и подготовить путь для реставрации капитализма.

Сегодня альянс был возрожден как так называемая Инициатива трех морей под эгидой ЕС и НАТО. Как и в межвоенный период, Междуморье в основном опирается на поддержку крупных империалистических держав и крайне правых националистических сил. В Восточной Европе его поддерживают крайне правые силы, такие как правящая польская партия «Право и справедливость» (ПиС) и неофашистский батальон «Азов» в Украине.

Хотя сегодня этот союз в первую очередь направлен против влияния России и Китая со стороны как Вашингтона, так и Варшавы, он также направлен на подрыв существенных позиций германского империализма в Восточной Европе. Берлин, доминирующая империалистическая держава в ЕС, не является членом альянса. Однако, опасаясь вытеснения, правительство Германии недавно попыталось наладить отношения с Инициативой трех морей, несмотря на явное сопротивление Польши.

Какими бы ни были эти изменчивые союзы, кризис мирового капитализма ведет империалистические державы к новому глобальному пожару.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *