Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Бурятия в составе россии: 359 лет назад Бурятия вошла в состав России

Историческая справка. Республика Бурятия

Протомонгольские племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, создали так называемую культуру плиточных могил.

На рубеже нашей эры Прибайкалье составляло северную часть государства Хунну — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.

После распада Хунну в I веке н. э. Прибайкалье перешло под контроль монголоязычного народа Сяньби (93-234).

В IV—VI веках территория Бурятии являлась частью Жужаньского каганата (330—555).

В 924 году государство монголоязычных киданей — Ляо (907—1125) разгромило Кыргызский каганат (840—924).

1206 год — образование Великой Монгольской империи, в которую вошли территории вокруг Байкала.

В XIII—XVI веках многие монголоязычные этнические группы, включая меркитов, баятов, хори-туматов и баргутов откочевали с территории современной Бурятии.

XIV век — распад Монгольской империи. Забайкалье до XVII века являлось частью монгольского государства Северная Юань.

В начале XVII века из Монголии на север к бурятскому населению Забайкалья проник буддизм, в основном в традиции Гелугпа. В конце XVII — начале XVIII веков он распространился по всему Забайкалью.

На момент присоединения к России в Предбайкалье и Забайкалье проживали различные монголоязычные этнические группы, такие как: баргуты (предки современных хори-бурят и новых баргутов), эхириты, булагаты, ашибагаты, сартулы, табангуты, хонгодоры, икинаты, шошолоки и др.

После проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные монголоязычные этнические группы оказались отрезанными от основной массы монголов, в дальнейшем из них начал формироваться бурятский народ. По переписи населения 1897 года в Забайкалье было 180 тысяч бурят, из них к буддийскому вероисповеданию относили себя около 160 тысяч человек.

В 1917 году была образована первая национальная автономия бурят — Государство Бурят-Монголия.

В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.

Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. В 1919—1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств — Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.

2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная — в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле — октябре 1920 года являлся столицей ДВР.

В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа — Чита).

9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа — Иркутск).

После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР в ноябре 1922 года обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в Верхнеудинске, вошедшая в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Эта дата считается днём образования Республики Бурятия.

30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край (краевой центр — Иркутск), в состав которого вошла Бурят-Монгольская АССР.

В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.

В 1936 году Восточно-Сибирский край упразднён с разделением на Бурят-Монгольскую АССР и Восточно-Сибирскую область.

26 сентября 1937 года при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР выделены Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Агинский Бурятский автономный округ.

7 июля 1958 года Бурят-Монгольская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР. 25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР утвердил данное решение, внеся соответствующее изменение в конституцию СССР.

8 октября 1990 года Верховным Советом Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики. Согласно этому документу, Бурятия отказалась от статуса автономии и провозгласила государственный суверенитет Бурятской ССР на своей территории. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное решение, внеся поправку в ст.71 конституции РСФСР 1978 года.

27 марта 1992 года Верховный Совет Бурятии принимает закон о переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятия. 21 апреля 1992 года новое название утверждено Съездом народных депутатов России.

Было ли вхождение Бурятии в состав Российского государства добровольным — Общество

Со своим мнением по данному вопросу делится доктор исторических наук, профессор Ширап Бодиевич Чимитдоржиев.

Как известно, ХVII век явился началом нового периода в истории России, который характеризуется слиянием разрозненных областей, княжеств в единое централизованное государство. Россия, вставшая на путь централизации и переживавшая экономический подъем, упорно стремилась распространить свою власть на другие территории, в частности на Сибирь.

Движущими силами колонизации были сбор ясака с покоренных народов, нужда в “мягкой рухляди” (пушнине), серебре и других драгоценных металлах для экономических и военных нужд. По словам известного историка С.В.Бахрушина, “в истории Сибири ясак играл решающую роль. Это была та притягательная сила, которая побудила царизм перейти за Урал и присоединить всю территорию к востоку от него до Тихого океана. Ради сбора ясака строились остроги, поощрялись военные действия служилых людей” /Ясак в Сибири в ХVII веке //Научные труды, 3, часть2. М.,1955, с.49/.

Историк Д.А.Резун справедливо замечает, что в истории любой крупной страны всегда присутствуют колонизационные процессы, будь то внутренняя или внешняя колонизация территорий /Американские исследования в Сибири, вып.5 Мат-лы конф. Томск, 2001, с. 139/. Присоединение Сибири, носившее характер завоевания, преследовало цель сбора ясака. Его поступление первоначально обеспечивалось системой заложничества, как пишет М.В.Шиловский, у местного населения “имали аманатов” (пленников) /Европейские исследования в Сибири, вып.3. Мат-лы конф. Томск, 2001, с.21/.

Объективно колонизация не могла быть только мирной. Осуществление “права сильного” сопровождалось вымогательствами, принуждением, насилием, издевательствами и убийствами со стороны царских атаманов, наместников и казаков в отношении бурятских племен, проживавших в районах Прибайкалья (Предбайкалья и Забайкалья). Эти племена вынуждены были прибегать к самообороне и сопротивлению.

Большинство бурятских родов и племен по обеим сторонам Байкала попали в зависимость от русских атаманов в середине и во второй половине XVII века. За атаманами шли служилые и промысловые люди. Военная колонизация предшествовала промысловой, а промысловая — земледельческой.

До колонизации бурятские племена являлись данниками – подданными монгольских ханов – халхаcких Тушету-хана и Сэцэн-хана и Ойрато-Джунгарского государства. П.А.Словцов, один из первых историков Сибири, писал, что Прибайкалье — земля бурятская некогда входила в состав великой империи Чингис-хана и его преемников, что потом, до середины ХVII века, «слушалась двух ханов Халхаской системы» /Историческое обозрение, кн.1. СПб.,1886/.

Появление русских казаков во главе с атаманами в районе проживания бурят не могло не привести к соперничеству монгольских князей и русских атаманов, принимавшего форму вооруженных столкновений. Об этом свидетельствуют статейные списки, челобитные, донесения служилых людей, атаманов и воевод /См. материалы, хранящиеся в РГАДА, Архиве РАН; «Сборник документов по истории Бурятии. ХVII век. Сост. Г.Н.Румянцев, С.Б.Окунь.Улан-Удэ, 1960, 492 с.»/. Ценным источником является статейный список посла Ф.А.Головина, очевидца и участника бурных событий в Забайкалье в 80-х годах ХVII века /РГАДА, ф.62, оп.1, кн.10; См. также сб. «Русско-китайские отношения в ХVII веке. Материалы и документы, т.2. 1686-1691»/. О Забайкалье (“Брацкой землице», «Мунгальской землице»), о встречах с бурятами, переговорах с монгольскими деятелями говорится в “отписках” казачьих предводителей В. Колесникова, К.Москвитина и др.

Историк Г.Н.Румянцев писал: “Принятие бурятами русского подданства нередко переплеталось с сопротивлением их, с одной стороны, и интригами посланцев монгольских ханов, с другой. Второй причиной, часто вызывавшей вооруженное сопротивление или пассивное сопротивление бурят в форме побега в Монголию, были действия самой сибирской администрации, своими злоупотреблениями вызывавшей недовольство бурятского населения” /Сб. документов по истории Бурятии. ХVII век., вып.1./.

Русские столкнулись с сопротивлением, с одной стороны, уже сложившихся раннефеодальных государственных образований (Сибирское ханство Кучума, калмыцкие и киргизские улусы) и, с другой, крупных племенных союзов типа союза бурятских племен. О вооруженных столкновениях между казаками и бурятами, между русскими отрядами и монгольскими цириками, выступавших на стороне бурятских отрядов, повествуют документы, архивные материалы, приведенные в «Сборник документов по истории Бурятии. ХVII век»», в монографии А.П.Окладникова “Очерки из истории западных бурят-монголов” (Л., 1937).

Монгольские князья стремились вернуть свое былое господство в Бурятии, прибегая к различным формам и методам борьбы с пришлыми атаманами. Часто прибегали к вооруженным набегам. Прибегали они и к дипломатическим методам, приходили в бурятские улусы, чтобы восстановить свое право на сборы дани, а в случае неудач, чтобы побудить бурят откочевывать в пределы монгольских ханств.

В документах отражены факты злоупотреблений атаманов, лихоимство русской администрации, из-за чего буряты отказывались подчиняться русским. В качестве примера приведем Балаганское восстание1658 г., которое послужило толчком к массовым уходам бурят из родных мест. Буряты двинулись с Унги на р. Белая, Китой и через верховья Иркута перебрались в пределы Монголии. Другая группа бурят ушла через верховья Оки мимо реки Ия в район Косогола (Хубсугула). В1661 г. казачий предводитель И.Похабов писал: “в Балаганском отнюдь нет ни единого человека, ясачные люди все разбежались за камень в Мунгальскую землю”.

В архивных материалах нашли отражение факты прихода монгольских представителей в бурятские улусы за данью, за “ясачными соболями”. Во многих случаях русские не могли воспрепятствовать проникновению монголов-сборщиков дани. Балаганский управитель Е.Миронов, не располагавший достаточным числом вооруженных сил, разрешил им собирать дань с верхоленских бурят. Он “ коней монгольских держал и кормил в остроге 3 месяца”. По словам Миронова, монголы “поехали насильством своим по всей земле Брацкой, разъехав, имали ясак насильством и угрозою и войной грозя” /Архив РАН, ф.21, оп.4, д.23, л.136/.

Присоединение Прибайкалья, территории обитания бурятских родов и племен, — акт неоднозначный. Различные бурятские роды, проживавшие на обширной территории от Тайшета и Нижнеудинска до Аргуни и Амура, приходили к признанию власти Сагаан-хана (Белого царя), т.е. русского царя в весьма сложных и противоречивых условиях. Одни в условиях диктата, угроз, во многих случаях в ходе вооруженных схваток, а другие, избегая принятия российского подданства, уходили на юг, к монголам, третьи — в условиях мирных переговоров.

По словам профессора Л.М.Дамешека, «Продвижение русских в Прибайкалье носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, источники донесли до нас немало сведений о военных, порой весьма сильных столкновениях казачьих отрядов с бурятами. С другой, были встречи и мирные… В правительственной политике обозначались две взаимоисключающие тенденции: желание обеспечить переход ясачных «под государеву руку» мирными средствами и стремление к установлению твердой власти и бездоимочному сбору ясака» /История Усть-Ордынского автономного округа. М., 1995, с.89, 92/.

С помощью политики кнута и пряника была установлена на бурятской земле власть царизма. Отсутствие согласованной политики бурятских родоначальников — зайсанов и шуленгов сыграло пагубную роль в деле отстаивания интересов бурятских племен.

Как отмечает М.В.Шиловский, национальная политика самодержавия была направлена на постепенную ассимиляцию народов Сибири, т. н. инородцев путем перевода их на оседлость, на насаждение православия и приобщение их к западному (русскому) образцу жизни. Властями игнорировалась национальная культура и поощрялось развитие образования только на базе русского языка /Европ. иссл. в Сибири., с.12/.

Атаманы, возглавлявшие казачьи отряды, являлись прямыми проводниками политики колонизации Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Характеризуя деятельность атаманов типа Похабова, Бекетова, Перфильева, Колесникова, Галкина, Москвитина, профессор Е.М.Залкинд, автор работы “Нерушимая дружба бурят-монгольского и русского народов” (Улан-Удэ, 1943) писал: “Отряды русских казаков-завоевателей, вторгнувшиеся в Бурятию в первой половине ХVII века, натолкнулись на отчаянное сопротивление бурятских племен… Приведение бурят “под высокую руку белого царя” сопровождалось крайними жестокостями. Местные сатрапы, опьяненные сознанием своего могущества в краю, отдаленном огромным расстоянием от центра государства, творили всевозможные издевательства над народом; беззаконие и произвол царили в “Братский землице”. Целые улусы выжигались дотла казачьими атаманами и управителями острогов, женщины и дети уводились в рабство, имущество разграблялось. Например, известный своей жестокостью Иван Похабов производил крещение бурят, привязывая их по нескольку человек к длинной жерди, опускаемой затем в прорубь Ангары” ( с.6).

В трудах российских историков — в “Истории Сибири. Том 2, изд. второе” (М., 2000) Г.Ф.Миллера и “Сибирской истории с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием” (СПб., 1774) Г.Е.Фишера — история завоевания Сибири подана под углом зрения великодержавия. В них выдвигается тезис о сопротивлении “диких сибирских племен — бурят, эвенков и др.”, о культурной миссии колонизации, которая якобы пыталась приобщить их к благам цивилизации. Несмотря на “цивилизаторские тезисы”, в трудах Миллера и Фишера, написанных в ХVIII веке на основе материалов архивов сибирских городов, имеется достаточно много сведений о деяниях казачьих отрядов, возглавляемых атаманами, в “Братской землице” (Бурятии). В источниках подробно описываются походы атаманов в районы проживания бурятских племен. Приведем хронику продвижения отдельных атаманов по бурятской земле, в частности Петра Бекетова, активного проводника политики колонизации.

В 1625 г. атаманы Поздей Фирсов и Василий Тюменец направились вверх по Ангаре. У них на руках была правительственная инструкция, где говорилось о том, что служилые люди должны стараться “привести в ясачное холопство ласкою и приветом, а не жесточью, оказывать им государеву милость и жалованное слово”, давать царское жалование «лутчим людям». По возвращении атаманы сообщили, что Братская земля “сошлась рубежем с Китайским государством”, людей в ней более 20 000 “на конь садитца” /А.П.Окладников. Очерки из истории западных бурят-монголов, с. 32/.

В том же1625 г. в Братскую землю отправился из Енисейска атаман Максим Перфильев. Он возглавлял “братские” экспедиции в 1627-1628 гг., и основал Братский острог выше устья реки Илим. Вслед за Перфильевым весной1628 г. направился в свой первый поход по Ангаре в Братскую землю енисейский стрелецкий сотник Петр Бекетов.

У Миллера читаем: “1629, февраль. Сотник Петр Бекетов собрал ясак с Братской земли, назвавшись человеком Качинского острога. ..(История Сибири, т.2, с.409).В 1629 г. красноярские служилые люди направились вверх по Оке, шли 10 дней и встретили новую группу бурят. «Учали с ними дратца и божиею милостию брацких людей побили,…взяли с них ясаку два сорока соболей» /Окладников. Указ. соч., с. 53/. В 1629 г. казаки из отряда Якова Хрипунова двинулись вверх по Ангаре, участвовали в трех битвах на устье Оки и вблизи реки Уда, «дрались и побили брацких людей и в полон поимали….».

30-40-е годы характерны активным продвижением казаков вверх по Ангаре и Лене.

В “Истории Сибири” Г.Ф.Миллера сказано: “1631, июнь. Посланы из Енисейского острогу служивые люди в Брацкую землицу приводить и умирить брацких людей» (с. 441, 442). Бекетов двинулся по Лене к эхиритам, но его поход завершился неудачей, он оказался в осаде. Побывавший в 1632 г. на Падуне десятник Бажен Поленов сообщал, что «брацкие люди ни в чем царю не послушны». /Архив РАН, ф.21, оп.4, д.17, л. 136/.

Затем наступает затишье. Не добившись заметных успехов в Предбайкалье, на землях эхиритов и булагатов, казаки двинулись на север-восток, на якутскую землю. До1640 г. здесь действовал П.Бекетов. Но через некоторое время П.Бекетов вновь в рядах действующих в Предбайкалье казачьих отрядов.

Ездившие к бурятам в районы Ангары, Осы, Иркута в 40-е годы атаманы М.Перфильев, И.Похабов и другие находили “много неясачных людей”. В челобитной Ивана Похабова (1644 г.) говорилось: “И они, иноземцы, с нами бились и мы многих у них людей побили и ясырю женок и робят живых поймали больши 40 человек”.. В том же году Максим Перфильев сообщал о том, что буряты снова отложились, стали “непослушны и государев ясак почали давать не сполна” /РГАДА, ф. Сиб. Приказ, ст. список224 л. 256/.

Постепенно претворялся план пересечения бурятской территории сетью острогов в качестве стратегических центров в важнейших пунктах, где жили основные группы бурятского населения и где проходили важнейшие пути, связывавшие бурятские улусы.

С конца 40-х годов русские казаки, продвигаясь по Ангаре, начинают появляться на Байкале, проникать на его восточный берег, на Селенгу и Уду. В докладной И.Похабова, вернувшегося с Байкала, говорилось: “С иноземцами бои были многие… в боях побиты многие непослушники” /Окладников, с. 84-85/.

Буряты нападали на остроги, построенные на их земле. Братский острог являлся основным на территории Западной Бурятии. Приказной человек в остроге Петр Бекетов укреплял острог, отбивался от нападавших. Однако жители т.н. “новоприисканных землиц” продолжали бунтовать. Служилый человек А.Олень сообщал, что от Братского острога отъехали и изменили почти все ангарско-окинские буряты /Архив РАН, ф.21, оп.4, док.17, л. 28/.

В1652 г. состоялась экспедиция П.Бекетова вверх по Ангаре по направлению к Осинскому острогу. По словам Бекетова, служилые люди его отряда выше Осы у Ангары “наехали на воровских братских мужиков”, неясачных “государевых изменников”. произошла жестокая схватка, после которой буряты продолжали угрожать /Окладников, с. 88/.

В 1652 г. отряд казаков во главе с Бекетовым оказался у Байкала, затем высадился в Забайкалье. У Фишера в «Сибирской истории» сказано: “Петр Бекетов с 100 чел. казаками выехал из Братского острога через Баргузинский острог в июне 1652 года для строительства Иргенского острога. В пути на реке Оса произошло столкновение с братами…».

Двигаясь в сторону Иргеня, Бекетов объявлял о том, что он идет не “с боем”, а выполняет посольскую миссию. С ним были 300 казаков. Находясь в пути, Бекетов заехал во владение “мунгальского князца” Култуцина, кочевье которого располагалось в среднем течении Селенги. Пытался он склонить Култуцина и его албату “братцких кыштымов” к принятию российского подданства. Сентября 24 дня 1653 года пришел на давно желанное озеро Иргень… «Острог построен … Теперь осталась еще работа у реки Шилка, где Бекетову также острог заложить приказано» /Фишер, с.565/.Далее историк сообщает о прибытии на Шилку Бекетова и о строительстве острога на южном берегу Шилки напротив устья Нерчи.

Бекетов и его казаки оказались в осаде. Казаки испытывали нужду и бедствия, вскоре они вынуждены были оставить острог. В 1660 году через Якутск и Илимск Бекетов возвратился в Енисейск, “привез с собою немало соболей, которые ему служили защитою к отвращению наказания, коего за оставление острога опасался” /Фишер, с. 569/.

А.П.Окладников на основе архивных материалов приходит к следующему выводу: “Грабежи, насилия, обманы, избиения и наглое беззастенчивое воровство оставались основными чертами деятельности правителей бурятской земли как во время П.Бекетова и И.Похабова, так и при их преемниках” /Очерки из истории западных бурят-монголов, с.131/.

В исторической литературе сибирские народы, покоренные атаманами и страдавшие от колонизационной политики царизма, назывались туземцами или аборигенами края, также инородцами. Среди них одними из многочисленных были бурятские племена.

Инструкции, спускаемые из Москвы, требовали относиться к ясачным инородцам “с лаской”, в то же время подавлять всякую попытку ясачных к сопротивлению. Факты свидетельствуют о том, что если второе из этих требований выполнялось неукоснительно, то первое оставалось на бумаге.

Источники отмечают лихоимство ретивых атаманов и воевод, которые, пользуясь удаленностью региона и отсутствием регулярного строгого контроля из центра, обижали бурятское население. Это было при атаманах Похабове, Бекетове и прочих в первой половине и середине ХVII века, и во второй половине ХVII века и на рубеже ХVII — ХVIII вв. Охочие на наживы казачьи атаманы и воеводы использовали в полной мере свою власть и военную мощь для грабежа коренного населения Прибайкалья.

Летописец Вандан Юмсунов писал: “В те времена, в случае, если во время сборов ясака у нас не было денег и пушнины, ближайшие к Селенге русские казаки, имевшие общие с нами места обитания, и крестьяне брали сыновей и дочерей хоринского народа в заложники и причиняли им всяческие страдания. Они обманом запугивали нас, говоря, что скот хоринского народа потравил покосы и поля тех русских и разбоем произвольно брали множество скота и причиняли весьма большие страдания. Вследствие таких горестей обнаружилось совершенно невозможное положение”/Бурятские летописи, Улан-Удэ, 1995, с. 77.

Посаженные в остроги в качестве аманатов бурятские люди, дети, жены и матери, оказывались в бесправии, подвергались насилию, о чем свидетельствуют десятки и сотни жалоб-челобитных, поданных бурятами на имя представителей власти. Об этом свидетельствуют опубликованные официальные отчеты воевод.

Подтверждая сказанное, приведем слова из Указа “Великого Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, обнародованного 22 марта 1703 года: “Селенгинские Удинские служилые и всяких чинов люди отняли у них (бурят.- Ш.Ч.) их породные Кударинские степи и лучшия кочевныя места их зимния и летния стойбища всякие угодья и звериные промыслы кормовые теплые места под лесами и построили себе заимки для хлебной пахоты; а городьба у них около пашен и около сена плохая и в их хлебных и сенных потравах были им от них разорения, обиды и налоги большие, брали у них (бурят) головщины не померныя насильством своими руками и раззоряют их в конец; и от тех их головщин они жен и детей своих испродали и в заклады иззакладывали и сами меж дворы скитаются и от Великаго Государя ясаку отстали” /См. : Материалы Комиссии Куломзина. Вып.V, приложение 22. СПб.,1898; См.:также:Ц.А.Жимбиев, Ш.Б.Чимитдоржиев. Поездка делегации хори-бурят к Петру Первому в 1702-1703 гг. Улан-Удэ, 2000/.

Подобного рода беззакония и злоупотребления не могли не вызывать недовольства, протеста. И предводители бурятских родов – зайсаны и тушемилы обращались с жалобами в местные управления царской власти — в Нерчинское воеводство, Иркутское правление и в Тобольск, генерал-губернатору.

Ко времени прихода к власти Петра Алексеевича, к1685 г. сильно обострились бурятско-русские отношения. Поборы и повинности тяжелым бременем ложились на плечи новоиспеченных подданных. От произвола и насилий ясачные буряты решили отправить в Москву представительную делегацию. Первыми из бурятских племен туда отправилась делегация хори-буряты в1702 г.

Как свидетельствуют документы, царь Петр Первый 22 марта1703 г. обнародовал указ, выступив в защиту бурят, недавно перешедших “под высокую государеву руку” и ставших данниками-ясачными Российского государства. Однако в последующие десятилетия неоднократно обострялись бурятско-русские отношения, в связи с этим бурятские племена обращались с жалобами-петициями в вышестоящие инстанции вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга, по которым выносились на разных уровнях решения. Бурятские роды и племена, являясь подданными Российского государства, подчинялись законам государства, платили дань и несли возложенные на них повинности.

После присоединения Бурятии к России начался новый этап в истории бурятских племен. Отрыв бурят от монгольского сообщества, политическая зависимость от русской административно-государственной системы привели к известным изменениям в жизни бурятских племен, в их хозяйственной деятельности и культуре. Возникли хозяйственные, культурные, религиозные связи между русскими промысловыми людьми, крестьянами-землепашцами, осевшими на бурятской земле, и коренным населением Прибайкалья.

Царизм пытался внедрить православие в бурятские массы. Отдельные представители бурятского населения из фискальных соображений и причин личного характера (брак без уплаты калыма) соглашались на крещение. Однако принятие православной религии редко приводило к ассимиляции крещенного бурята в русской среде. Основная масса крещенных бурят не меняла образа своей жизни.

Традиционная бурятская культура дорусского этапа являлась составной частью общемонгольской культуры и центрально-азиатской цивилизации, эволюционизировала под влиянием русской культуры, приобретая некоторые новые черты и ценности. Но в то же время продолжала испытывать влияние буддийской культуры Востока. Следовательно, находясь на стыке культур Востока и Запада, буряты испытывали влияние двух мощных культурных потоков, двух мировых религий — буддизма и христианства.

По словам известного новосибирского историка А.С.Зуева, в современной российской историографии обозначились три разных оценки процесса присоединения Сибири к России: во-первых, как «преимущественно мирного присоединения», во-вторых, как «присоединения», которое осуществлялось и мирным и военным путем (термин «присоединение» иногда заменяется термином «колонизация»), в-третьих, как «завоевания». А.С.Зуев пишет, что «процесс присоединения Сибири к России оцениваю как завоевание, поскольку он имел преимущественно военный характер и сопровождался вооруженной борьбой русских с сибирскими народами«/Отечественная историография присоединения Сибири к России. Новосибирск, 2007, с.105/.

В журнале «Вопросы истории» (№ 11, 2007) публиковалась статья доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН В.В.Трепавлова «Добровольное вхождение в состав России»: торжественные юбилеи и историческая действительность». В статье говорится: «один из принципиальных вопросов отечественной историографии – трактовка присоединения народов и территорий к России, выстраивание отношений между ними и центральным правительством. В трудах историков, написавших в течение последних полутора десятилетий, наблюдается отход от прежнего апологетического подхода. В советский период зачастую историки с легкостью объявляли тот или иной народ добровольно вступившим в российское подданство – на основании первого же соглашения, договора местной знати с правительством или с провинциальным российским начальством. Рецидивы подобного подхода встречаются и в наши дни. Юбилеи «добровольных вхождений» вновь стали отмечаться в российских республиках в начале ХХ1 века. Так, на 2007 году приходится целая череда подобных празднеств… Установленные когда-то, чаще в советское время (как правило, по инициативе регионального партийного руководства), искусственные и конъюнктурные схемы проецируются на интерпретацию реальных исторических процессов.

На самом деле картина была гораздо сложнее. Отношения подчинения и подданства русская сторона и ее партнеры зачастую воспринимали совершенно по-разному, и нужно учитывать различия во взглядах на присоединение к России и на статус пребывания в ее составе у русских и у присоединенных народов».

В заключение В.В.Трепавлов пишет: «формула о присоединении («добровольном вхождении») народов предельно условна. Судьба народов решалась представителями их высших социальных страт, без референдумов и мониторингов общественного мнения, как правило, исходя из насущной политической ситуации. При этом ни одно государство или потестарное (архаичное предгосударственное) образование не желало по собственной воле лишаться независимости, обратившись в «холопов белого царя». Местные правящие слои соглашались поступиться частью своих прерогатив в пользу русских властей в обмен на военную защиту и равноценные привилегии. Категории «присоединения» к России или «вхождения» в ее состав (тем более «добровольного») отсутствовали в лексиконе политиков ХVI- ХVII веков».

субъектов Российской Федерации | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Флаги и гербы регионов

ПРОФИЛЬ

Установлен 30 Май 1923 г. как Бурят-Монгольская АССР

С 1958 г. – Бурятская АССР,

С 1991 г. – Бурятская ССР,

С 1992 г. – Республика Бурятия

Капитал Улан-Удэ

Республика Бурятия входит в состав Дальневосточного федерального округа

Площадь 351 300 кв. км

Население 981 500 02 Этнический группы

(Всероссийская перепись 2010 г., %)

Русские – 66,05

Буряты – 30,04

Прочие – 3,91 – 21

Городские округа — 2

Сельские города — 16

Сельские округа — 247

География и климат

Республика Бурятия расположена на юге Восточной Сибири; его территория занимает две трети воды район озера Байкал. Рельеф преимущественно гористый, с небольшим количество равнин, расположенных на высоте более 500 м. Территория расширяется на 600 км с севера на юг и на 420 км с запада на восток. Крупные реки включают реки Селенга, Баргузин и Витим. Республика также имеет номер групп озер (таких как Гусино-Убукунская, Еравнинская, Баунтовская, Северо-Байкальская, Баргузинская и другие группы).

Бурятия граничит с Республикой Тыва, Забайкальским краем и Иркутской областью, имеет государственную границу с Монголией.

Бурятия климат резко континентальный. Средняя температура января –24,3°C, июля средняя температура +17,4°C.

В состав республики входят четыре государственных природных заповедника, два национальные природные парки, один природный парк и 13 государственных природных заказников регионального значения. Берег Байкала служит рекреационной зоной.

Правительство

Законодательная власть представлена ​​Народным Хуралом Республики Бурятии, который является постоянно действующим, высшим и единственным органом законодательной власть в республике.

Народный Хурал имеет 66 депутаты избираются на пять лет, из них 33 – в одномандатных округам, а остальные 33 по единому избирательному округу, где победители определяются пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями. Нынешний Народный Хурал был избран в сентябре 2018 г. Срок его полномочий истекает в сентябре 2023 г.

Органом исполнительной власти является Правительство Республики Бурятия, которое является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти в республике.

Главой Республики Бурятия является высшее должностное лицо республики , возглавляющее Правительство Республики Бурятия. Он избирается на пять лет российским граждан, постоянно проживающих на территории области. Срок полномочий действующего президента истекает в сентябре 2027 года.

Экономика и   природные ресурсы

Республика Бурятия один из нескольких регионов России с индустриально-аграрной экономикой. Промышленный комплекс республики представлен машиностроением, металлообработка, энергетика, цветная металлургия, продукты питания и топливо промышленности, лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, которые приходится более четверти валовой промышленной продукции республики.

Топливно-энергетический комплекс одна из приоритетных отраслей экономики республики, тесно связанная с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

В республике действуют две электростанции оптового рынка – Гусиноозерская ГЭС и Улан-Удэнская ТЭЦ.

Увеличение объемов машиностроения во многом определялось реализацией стратегической планы по развитию крупнейших производств в республике, таких как Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод «Желдормаш» — ремонт завод по производству тепловозов и электровозов, вагонов, кранов, а также комплектующих и тяговые агрегаты для подвижного состава; Улан-Удестальмост, крупнейший производитель металлоконструкций в Сибири и на Дальнем Востоке; и Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение, которое является одним из крупнейших машиностроительные предприятия в республике и единственный производитель блоков и авиационной техники в России, большая часть продукции которой производится для оборонной промышленности.

Доля оборонных объектов занимает высокое место в местном машиностроительном секторе. Улан-Удэнский авиационный завод одно из крупнейших машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий республики.

Продукция компании — вертолеты различных классов и типов.

Горнодобывающая промышленность Республики Бурятия включает добычу золота, угля и цветных металлов. Горнодобывающая компания «Бурятзолото» — крупнейший налогоплательщик в Бурятии. Республика имеет десять месторождений бурого угля и четыре месторождения каменного угля. Все угледобывающие отрасли имеют достаточные запасы угля для обеспечения стабильной работы и планового производства потенциал на ближайшие 20-30 лет. Запасы урана составляют более 15 000 тонн. Геологоразведка обеспечивает прирост запасов по всем горнодобывающим промышленности, в том числе золотодобычи, в количестве 9до 12 тонн золота в год.

Сельское хозяйство Бурятии и связанные с ним отрасли промышленности составляют большую часть пищевой промышленности Восточной Сибири. Местные первичные ресурсы составляют основу пищевой промышленности, которая представлены компаниями, производящими мясопродукты, молочные продукты и рыбу продукты, мука и крупы, корма, наливки и спиртные напитки, кондитерские изделия и многие другие продукты. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3,154 млн га, в том числе 847 000 га пашни. Пастбища и сенокосы составляют наибольшую часть земель республики.

Сельское хозяйство и связанные с ним отрасли составляют около 10% регионального ВВП Бурятии. Среди основных производителями являются Восточно-Сибирский свинокомплекс и Николаевский сельскохозяйственный завод. холдинг, которые являются крупнейшими производителями свинины в Сибири. Бурятмяспром это одно из крупнейших предприятий по переработке говядины в России, обеспечивающее треть потребностей страны. Также в республике есть две птицефабрики.

Лесоматериалы, деревообработка и целлюлозно-бумажной промышленности представлены Селенгинским ЦБК Mill, крупнейший производитель картона и гофрированной бумаги в Восточном Сибирь; и Байкальская лесная компания, международная российско-японская компания и крупнейший производитель и экспортер высококачественной древесины продукты в Бурятии.

Республика ведет внешнюю торговлю со многими странами мира. В список основных партнеров по экспорту входят Китай, Монголия, Узбекистан, Словакия, ОАЭ, Вьетнам, Аргентина и Бразилия.

Культура и туризм

Бурятия — чудесный край где пересекаются Восток и Запад и различные культуры, религии и взгляды. Все это находит отражение в культуре республики, создавая уникальное пространство для новых впечатлений. Те, кто впервые приедет в Бурятию, многое узнают новые и интересные вещи.

В музеях Бурятии представлено большое количество уникальных коллекций разного рода. Список самых уникальные экспонаты включают в себя экспонаты о кочевниках гуннах, которые раньше жили в Центральной Степи Азии в конце 3 –90 135 вв. н.э. Коллекция Национального Музей Бурятии включает в себя Атлас тибетской медицины, уникальный подборка иллюстраций к медицинскому трактату 17   века под названием Чжуд-Ши, которая использовалась для обучения поколений тибетских медицинских врачи.

Изобразительное искусство Бурятии очень впечатляюще. Помимо постоянной коллекции, Республиканский музей изобразительных искусств постоянно проводятся новые выставки живописи, скульптуры и графики.

Театральная жизнь Бурятии такой же живой. Цыдынжапов Бурятский государственный академический театр оперы и балета Театр стал визитной карточкой республики. Те, кто жаждет уюта атмосферу традиционного театра и классической русской театральной школы. приятно провести вечер в великолепном зале Бестужевского Русский драматический театр. Те, кто в причудливых сочетаниях национальных, ритуальных театральные традиции и европейская театральная школа могут сделать выбор в пользу Намсараева Государственный Бурятский академический театр драмы.

В перечень других театров республики, известных во многих других странах, входит Байкальский бурятский Государственный национальный театр песни и танца. Посетителей с детьми порадуют представления Театра кукол имени Ульгера. Спектакли могут проходить на любой мыслимой площадке, будь то театральная сцена или музей под открытым небом.

Осень — время театра фестивали в Улан-Удэ. После Международного театрального фестиваля «Сибирский кот» для детей и юных зрителей проходит Международный фестиваль «Алтан Серге» национальных театров. В ноябре в Бурятии традиционно проходит «Торгон зам». (Шелковый путь) Международный фестиваль моды монгольских народов.

Каждый июль в Улан-Удэ проходит «Голос кочевников. Байкал-Бурятия» Международный музыкальный фестиваль.

Республика Бурятия имеет большой потенциал для туризма и отдыха. благоприятный географическое положение, богатые исторические и культурные ресурсы, развитая транспортная система, связывающая республику с другими регионами России и зарубежными страны, стабильная экологическая ситуация, мирное сосуществование религий и растущая популярность озера Байкал способствуют развитию туризма.

Озеро Байкал включено в список объектов Всемирного наследия. Район озера Байкал включает в себя Портовая особая экономическая туристско-рекреационная зона мирового уровня круглогодичный курорт с высокоразвитой инфраструктурой.

Российская мобилизация сильно ударила по бедной сельской Бурятии

ЛОНДОН, 23 сентября (Рейтер) — (Эта история от 23 сентября была обновлена, чтобы исправить имя и возраст ученицы, упомянутой в последних трех абзацах, адресованной Насте, 21 год, не Арьюна, 19 лет.)

На следующий день после того, как президент России Владимир Путин отдал приказ о частичной мобилизации для усиления армий, воюющих на Украине, в дом Александра Бездорожного прибыли официальные лица с призывными листами, предписывающими явиться на службу.

Но они вызывали мертвеца.

Бездорожный, страдавший от хронического воспаления легких, скончался в возрасте 40 лет в декабре 2020 года, в разгар пандемии COVID-19, на аппарате искусственной вентиляции легких в больнице в своем родном сибирском городе Улан-Удэ, к северу от Монголии. Об этом Reuters сообщила его сестра Наталья Семенова.

«Мне больно, что государство вспомнило о нем только после того, как он умер», — сказала Рейтер Семенова, профессиональный музыкант и активистка из Улан-Удэ, рассказывая о призыве в суд из-за своего брата.

«Был инвалидом, в армии никогда не служил.»

В Бурятии, в основном в сельской местности, расположенной вокруг южного берега озера Байкал, в ходе мобилизации было призвано несколько мужчин независимо от их возраста, военного или медицинского анамнеза, согласно интервью местных жителей, правозащитников и даже заявлениям местных жителей. должностные лица.

Бурятские правозащитники подозревают, что бремя мобилизации и самой войны ложится на бедные районы проживания этнических меньшинств, чтобы не вызвать народного гнева в столице Москве, которая находится в 6000 км (3700 миль).

Путин всегда подчеркивает, что Россия, где на протяжении столетий проживали сотни этнических групп наряду с преобладающим славянским населением, является многонациональным государством и что солдаты любой национальности — герои, если они сражаются за Россию.

Вскоре после того, как в среду Путин объявил о мобилизации, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что она предназначена не для всех граждан, а только для военнослужащих резерва, которые ранее служили в российской армии и имеют боевой опыт или специальные военные навыки.

Ажиотаж вокруг мобилизации в Бурятии был таков, что губернатор Алексей Цыданов в пятницу выступил с заявлением, в котором разъяснил, что не служившие в армии или имеющие льготы по состоянию здоровья не будут мобилизованы, хотя и признал, что некоторые призывные уведомления были даны таким людям.

Цыданов написал в Telegram: «С сегодняшнего утра 70 таких человек, получивших повестку, отправлены домой, как из сборных пунктов, так и из воинских частей».

Если были допущены ошибки, сказал он, люди должны «просто сообщить представителям военкомата в пункте сбора, с подтверждающими документами».

Улан-Удэнский военкомат и Минобороны в Москве не ответили на запрос о комментарии ситуации.

ОБЛАСТНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

«В мобилизации в Бурятии нет ничего предвзятого, — говорит Александра Гармажапова, президент фонда «Свободная Бурятия», организации, оказывающей юридическую помощь мобилизованным. «Они берут всех».

Ее фонд собрал сотни обращений о помощи от жителей, родственники которых получили мобилизационные листы. По ее словам, многим из них было больше 40 лет, и у них были проблемы со здоровьем, которые лишают их права служить.

По оценке Гармажаповой, в первую ночь призыва было призвано от 4 до 5 тысяч жителей области. Она сказала, что во многих случаях чиновники раздавали повестки ночью.

Независимый новостной сайт «Люди Байкала» подсчитал, что из 978 000 населения, вероятно, будут мобилизованы от 6000 до 7000 человек.

Один из жителей бурятского села Оронгой, население которого в 2010 году составляло 1700 человек, сообщил Рейтер, что 106 мужчин из села были мобилизованы. Этот человек отказался назвать себя.

Рейтер не смог проверить количество призывников в деревне или в более широком регионе.

По словам Гармажаповой, широкий раунд мобилизации в Бурятии, где около трети населения составляют этнические буряты, преимущественно буддисты, тесно связанные с монголами, является сознательным политическим выбором местных властей, стремящихся угодить Кремлю.

«Федеральный центр старается не трогать Петербург и Москву, потому что в Москве могут быть протесты против Кремля», — сказала она.

БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ПОГИБШИХ

Согласно общедоступным данным о военных потерях, собранным российским агентством расследований iStories, пострадали Бурятия и северокавказский регион Дагестана, беднее среднего и с большим нерусским населением. самые высокие показатели потерь с тех пор, как Кремль направил войска в Украину 24 февраля, с 259 и 277 убитыми солдатами соответственно.

По данным iStories, в Москве погибло всего 10 человек.

Министерство обороны, заявившее в среду, что с 24 февраля погибло почти 6000 российских солдат, не опубликовало данных о потерях по регионам.

По словам Гармажаповой, некоторые жители Бурятии в ответ на угрозу засухи попытались перебраться в соседнюю Монголию, где россияне могут находиться без визы 30 дней. Кадры в социальных сетях в четверг, которые Рейтер не смог проверить, показали длинные хвосты в пунктах пропуска на удаленной границе.

Другие предпочитают рисковать дома.

Настя, 21-летняя студентка из Улан-Удэ, попросившая не называть ее фамилию, показала Рейтер фотографию черновиков, доставленных в четверг ее отцу, 45-летнему журналисту, никогда не служившему в армию из-за своей близорукости.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *