Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Доклад на тему средние века в крыму: Крым в средние века. Описание средневекового Крыма

Крым в средние века. Описание средневекового Крыма

Главная

Статьи

Путешествия

Россия

Крым

Крым в средние века

крым, история, достопримечательности, что посмотреть, отдых

После распада Римской империи побережье Крыма оказалось в сфере политического влияния Византийской (Восточно-Римской) империи. В середине VI в., как свидетельствует историк того времени Прокопий, Византия построила на Южном берегу Крыма крепости, а также укрепления на перевалах Главной гряды к морю («длинные стены»). Форпостом Византии в Крыму был Херсон (так стал называться Херсонес). Главным занятием населения горного и южнобережного Крыма, состоявшего преимущественно из потомков смешавшихся древних обитателей полуострова (тавров, скифов, сарматов, аланов, греков и др.), было земледелие и скотоводство.

В период средневековья в Крыму в связи с развитием новых, феодальных отношений возникли многочисленные укрепления, в том числе и так называемые «пещерные города»: Инкерман, Бакла и др.

Около этих укрепленных городов, замков и монастырей располагались села. В VI веке в трех километрах от современного Бахчисарая появился один из самых известных «пещерных городов» Крыла, построенный, предположительно, аланами и просуществовавший до XIX века. В 1299 году город был разграблен отрядами темника Золотой Орды Ногая. В конце XIV века город получил название Кырк-Ер и стал центром небольшого феодального княжества. До строительства новой столицы Крымского Ханства Бахчисарая «пещерный город», получивший название Чуфут-Кале, являлся главным торгово-ремесленным центром этого региона Крымского полуострова. Город пришел в упадок только в XIX веке и был покинут жителями.



В этот же период в 18 километрах от современного Бахчисарая возник и другой «пещерный город», получивший свое название от крымских татар — Эски-Кермен. Город быстро стал крупным торговым и ремесленно-сельскохозяйственным центром, чему способствовало расположение на дороге из степного Крыма в Херсонес.

В VIII веке был разрушен хазарами, но впоследствии восстановлен и просуществовал до XIII века, включенный в состав княжества Феодоро, вместе с которым был уничтожен ордой Ногая. В конце VI в. большую часть полуострова захватили хазары, пришедшие с северо-востока. Местное население боролось и против гнета собственных феодалов и против пришельцев – хазар.

В VI-IX вв. связь Крыма с земледельческим населением Восточно-Европейской равнины не прерывалась, торговля населения полуострова со славянами не прекращалась. С VIII-IX вв. в истории Крыма активную роль начала играть Киевская Русь. При князе Владимире Святославиче был включен в сферу влияния Киевской Руси город Херсон (средневековый Херсонес, Корсунь по русским летописям). Вскоре Корсунь возвращен Византии ценой выгодного для Руси торгового договора и важной в политическом отношении женитьбы русского князя на византийской царевне. Оживленную торговлю с Киевской Русью, Византией и странами Востока вел город Сугдея (Судак), известный в древнерусских источниках под именем Сурожа.

Арабы называли Черное море Русским морем.

В тот же период на Таманском и Керченском полуостровах возникает Тмутороканское княжество со столицей Тмуторокань на Тамани. Тмутороканским князьям принадлежал город Корчев (Керчь) – бывший Пантикапей. На рубеже IX-X вв. степные просторы Крыма заняли кочевые орды печенегов, а затем половцы. Военный строй печенегов, как впоследствии и половцев, состоял из отдельных отрядов, построенных в виде клина. Между отрядами устанавливались телеги. Сзади телег стояли резервы. При сильном напоре противника кочевники ставили телеги в круг, накрывали их бычьими шкурами и с них отбивали вражеские нападения. Разбить телеги и прорваться внутрь было очень трудно и стоило больших потерь.

Через узкие извилистые проходы между телегами печенеги делали неожиданные выпады, громили противника и уходили назад. Воины были вооружены луком с колчаном стрел, саблей, появившейся вместо тяжелого и не всегда удобного в конной сшибке меча, копьем и арканом.

Реки печенеги переплывали на мешках, сшитых из бычьих шкур и набитых сеном, держась за лошадь. Нападения совершали в основном зимой, по льду рек. С собою кочевники гнали большое количество скота, дававшего им еду и питье, кожу для одежды и шатров. Ели печенеги и половцы мясо и просо, пили молоко. Просо бросали в кипящий котел, затем туда добавляли тонко нарезанное мясо и ели получившийся отвар, рис, сваренный на молоке, считался лакомством. В торжественные дни пили кумыс.

Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью в XII в. были надолго остановлены татаро-монгольским нашествием. В середине XIII в. на полуострове образовалась провинция Золотой Орды, позднее, с 1443 г., – самостоятельное Крымское ханство. Одновременно на побережье Крымского полуострова обосновались колонии итальянских торговых городов-республик Венеции и Генуи. Город Кафа (ныне Феодосия) стал центром генуэзских владений в Крыму. Генуэзцы превратили приморские города в невольничьи рынки, где татары сбывали пленников – мужчин, женщин и детей, захваченных ими в грабительских набегах на украинские, русские, польские земли.

В юго-западной, горной части полуострова в конце XIII в. возникло политически независимое христианское княжество Феодоро со столицей на горе Мангуп. В XIV-XV вв. оно представляло собой силу на полуострове, с которой не могли не считаться татары и генуэзцы. Княжество имело связи с Московским государством, которое в то время уже освободилось от татарского ига и пользовалось большим политическим влиянием в Восточной Европе. Но в 1475 г. на Крымский полуостров вторглись войска султанской Турции. С помощью татар они овладели генуэзскими колониями, захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции. Сбор дани с завоеванных земель был главным средством обогащения турецких и татарских феодалов. Борьба Украины и Московского государства с захватчиками была долгой и тяжелой. Запорожские и донские казаки и русские войска не раз наносили ханским ордам сокрушительные удары. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. во много раз увеличило силы двух братских народов и предопределило их победу.

Источник: krymsegodnya.ru

Отдых, экскурсионные туры, походы в Крыму круглый год

Назад в раздел

москва история полезные советы интересное здоровье туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы

История Бахчисарая, Крым

История Бахчисарая, Крым, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

До наших дней бывшая столица крымских ханов сохранила неповторимую атмосферу восточного колорита, впечатления от которой усиливаются живописной природой и местным жизненным укладом. Это – спокойный и тихий по современным понятиям город. Здесь есть уникальные достопримечательности, гостиницы – все, чтобы отдых в Бахчисарае понравился каждому.

Свое название Бахчисарай получил благодаря располагавшейся здесь резиденции крымских ханов. В переводе с тюркского оно звучит как «Дворец-сад». Первые упоминания о нем появились на рубеже XV –XVI вв. Основателем города считается хан Менгли-Гирей. А вся история Бахчисарая связана с историей дворца ханов.

Люди селились в этих местах задолго до основания города. С древних времен здесь существовали поселения. Этому способствовало удобное географическое положение, плодородные земли и мягкий климат.

В XIII в. здесь появились татары. Уже в XIV в. они прочно обосновались в нижнем течении реки Чурук-су. Именно к этому периоду относятся первые упоминания о Крымском ханстве. Его основателем стал хан Хаджи-Гирей. Свою столицу он перенес в крепость Кырк-Ер. Неподалеку от нее появилось селение Салачик, где располагался ханский дворец Ашлама-Сарай. 


Со временем появилась необходимость в строительстве новой резиденции ханов. В XVI в. татарский хан Адиль-Сахиб-Гирей у подножия Крымских гор построил новый дворец – Хан-Сарай, вокруг которого выросла новая столица Крыма Бахчисарай.

В XVII в. в Бахчисарае насчитывалось около 2000 зданий. Треть из них принадлежала грекам. В средние века жизнь здесь кипела. Жители этих мест прославились благодаря своему трудолюбию. На многочисленных рынках крымской столицы продавались товары, за которыми приезжали купцы из многих стран.

Процветание Бахчисарая продолжалось до 1736 г. В этот год русская армия под руководством Миниха совершила очередной поход в Крым. В отличии от большинства предыдущих попыток поход увенчался успехом. Стремясь остановить набеги татар на русские и украинские земли, русская армия ворвалась в Крым и разорила многие татарские поселения. Бахчисарай был почти полностью сожжен. Те древние постройки, которые можно встретить в современном городе относятся к середине XVIII в., когда город отстраивался заново. В 1794 г. Крым вошел в состав Российской империи. Но и после этого Бахчисарай оставался одним из культурных центров региона.

В середине XIX в. мирное существование города было нарушено Крымской войной. Бахчисарай вновь угодил в центр военных событий. Не далеко от города на реке Альме произошло сражение между русской армией и объединенными войсками Англии, Франции и Турции.

Русская армия отступила к Севастополю, а Бахчисарай стал городом-госпиталем и центром снабжения русской армии. Сюда отправлялись обозы с припасами для войск и свозились тысячи раненых.

Война закончилась подписанием Парижского мира, условия которого пагубно сказались на экономической жизни Крыма. Крымские татары в массовом порядке бежали в Турцию. Многие поселения полностью опустели, а Бахчисарай в своем развитии был отброшен на десятилетия назад.

Советская власть в бывшей столице Крыма окончательно закрепилась 14 ноября 1920 г. После разгрома частями Красной армии Врангеля. В 20 – 30-е гг. в Бахчисарае построены первые промышленные предприятия пищевой и легкой промышленности. В городских окрестностях начали выращивать эфиромасличные культуры.

Во время Великой Отечественной войны в окрестных районах действовало несколько партизанских отрядов, а в самом Бахчисарае – группы подпольщиков.

Нынешний Бахчисарай можно условно разделить на две части: Старый город и Новый город. Историческая часть города со своими мечетями, узкими улочками и тупиками продолжает хранить колорит средневековья. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы познакомиться со своеобразной архитектурой и историческими памятниками.

Черная смерть

Средневековые люди называли катастрофу 14 века то «Великой моровой язвой», то «Великой чумой». Писатели, современники чумы, называли это событие «Великой смертностью». Шведские и датские хроники 16 века впервые описали события как «черные», вероятно, называя черный мрачным или ужасным, обозначающим ужас событий. Немецкий врач Юстус Хеккер предположил, что в Скандинавии произошел неправильный перевод латинского слова atra mors (ужасная или черная смерть), когда он описал «Черную смерть в 14 веке». Черная смерть стала более широко использоваться в немецко- и англоязычных мирах.


В октябре 1347 года корабль прибыл из Крыма и Азии и пришвартовался в Мессине, Сицилия. На борту корабля были не только матросы, но и крысы. Крысы принесли с собой Черную смерть, бубонную чуму. В сообщениях, поступивших в Европу о болезни, указывалось, что в Азии умерло 20 миллионов человек. Зная, что произошло в Европе, это, вероятно, было занижено, потому что в Азии было больше людей, чем в Европе. По лучшим оценкам сейчас в Европе с 1347 по 1352 год умерло не менее 25 миллионов человек. Это почти 40% населения (по некоторым оценкам, 60%). Половина населения Парижа из 100 000 человек погибла. В Италии население Флоренции сократилось со 120 000 жителей в 1338 году до 50 000 в 1351 году. Чума была бедствием, практически не имеющим себе равных в анналах письменной истории, и на восстановление населения Европы ушло 150 лет.


Костюм чумного доктора состоял из пальто длиной до щиколотки, маски с птичьим клювом, наполненной сладкими или сильно пахнущими веществами, а также перчаток и ботинок. Маска имела стеклянные отверстия для глаз. Ремни удерживали клюв перед носом доктора, который имел два маленьких носовых отверстия и был своего рода респиратором. Клюв мог держать сухие цветы (например, розы или гвоздики), травы (например, мяту), специи, камфару или уксусную губку. Маска предназначалась для устранения неприятных запахов, которые считались основной причиной заболевания. Врачи считали, что травы нейтрализуют «зловещие» запахи чумы и предотвращают заражение. Костюм включал кожаную шляпу с широкими полями, указывающую на их профессию. Они использовали деревянные трости, чтобы указывать на области, требующие внимания, и осматривать пациентов, не прикасаясь к ним. Трости также использовались, чтобы держать людей подальше и снимать одежду с жертв чумы, не прикасаясь к ним.


Три формы чумы вызывали у инфицированных множество признаков и симптомов:

  • Бубонная чума относится к болезненным набуханиям лимфатических узлов, называемым бубонами, которые в основном обнаруживаются вокруг основания шеи, в подмышечных впадинах и в паху, из которых сочится гной и кровоточат. У жертв были повреждены кожа и подлежащие ткани, пока они не покрылись темными пятнами. Большинство жертв умерли в течение четырех-семи дней после заражения. Когда чума достигла Европы, она сначала поразила портовые города, а затем распространилась по торговым путям, морским и сухопутным. Бубонная чума была наиболее часто встречающейся формой во время Черной смерти, с уровнем смертности 30-75% и симптомами, включая лихорадку 38-41 C (101-105 F), головные боли, болезненные боли в суставах, тошноту и рвоту, и общее чувство недомогания. Из тех, кто заразился бубонной чумой, 4 из 5 умерли в течение восьми дней.
  • Легочная чума — это воздушно-капельная чума, которая поражает легкие раньше, чем остальные части тела. Легочная чума была второй наиболее часто встречающейся формой во время Черной смерти с уровнем смертности от девяноста до девяноста пяти процентов.
  • Септическая чума — форма смертельного заражения крови. Болезнь передается в основном через укус инфицированного насекомого. Септическая чума может вызвать диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови и почти всегда приводит к летальному исходу; уровень смертности в средние века был 99-100 процентов. Септическая чума — самая редкая из трех разновидностей чумы.

Механизм бубонной чумы зависел от двух популяций грызунов: одна устойчива к болезни, которая действует как хозяин, сохраняя эндемичность болезни; и второй, которому не хватает сопротивления. Когда вторая популяция погибает, блохи переходят к другим хозяевам, в том числе к людям, создавая эпидемию среди людей. Первоначальным переносчиком зараженных чумой блох, которые, как считается, вызвали Черную смерть, была черная крыса. Бактерия Yersinia pestis, ответственная за Черную смерть, обычно была эндемичной лишь для нескольких видов грызунов и обычно передается зоонозно крысиными блохами. Коричневые крысы могут болеть чумой, как и многие виды, не являющиеся грызунами, включая собак, кошек и людей.


Сожжение евреев в 14 веке во время черной смерти (бубонной чумы). Евреев считали менее восприимчивыми к чуме, чем их соседи (вероятно, в результате еврейского ритуала личной гигиены), и их обвиняли в отравлении христианских колодцев: считалось, что они являются источником чумы.

Страница CCXXX, английский перевод:

«Несчастные несчастные евреи в 1337 г. н. причастие много раз.Затем бросали в горячую печь, а так как оно оставалось несъеденным, то в конце концов клали на наковальню и били молотками.Когда об этом стало известно, евреев схватил Гартман фон Дегенберг, смотритель, и граждане, и когда истина была установлена, они были заслуженно осуждены на смерть.И это же воинство, присутствующее у Гроба Господня, почитается за свои многочисленные чудеса.

После этого, в 1348 году нашей эры, все евреи в Германии были сожжены по обвинению в отравлении колодцев, как признались многие из них.

В это время саранча и паразиты прошли по небу с востока на запад, как густое облако, опустошая всю растительность и плоды; и после того, как они рассеялись, зловоние вызвало ужасную моровую язву.

Жалкий и прискорбный мор начался в 1348 году и длился три года по всему миру. Это произошло от вышеупомянутой саранчи или паразитов. Он начался в Индии и распространился до Англии, опустошив Италию и Францию, и, наконец, Германию и Венгрию. Смертность была настолько быстрой и великой, что выжило едва ли десять человек из каждой тысячи. В некоторых регионах удалось спастись только около одной трети населения. Многие города, местечки, рынки и села вымерли совсем и остались пустыми. Некоторые говорили, что евреи усугубили это бедствие, отравив колодцы».0003

Страница CCLXIIII, английский перевод:

«Нет ничего лучше смерти, нет ничего хуже несправедливой жизни.
Смерть, лучшее для людей, вечный покой от трудов,
Развязываешь ярмо старости по воле Божией,
Вы снимаете тяжелые цепи с шеи пленников,
А ты убери изгнание. Вы ломаете двери тюрьмы.
Ты похищаешь недостойное, уравновешивая имения,
А вы остаетесь невозмутимым, неспособным ни на какие убеждения.
Установить на место с первого дня, вы заказываете душу на
Все сноси спокойно с обещанием конца трудам.
Без тебя жизнь — мука и вечная тюрьма.»

Некоторые средневековые лекарства и меры профилактики чумы:

  • Чума — это бич от Бога за ваши злые дела, если бичевать себя кнутом, как бичевателем, то у Бога нет причин бичевать вас чумой.
  • Нанесите смесь смолы деревьев, корней белых лилий и человеческих экскрементов.
  • Купания не следует избегать, и его следует делать с уксусом и розовой водой или с собственной мочой.
  • Выпейте гной проколотых бубонов.
  • Поместить людей на карантин на 40 дней (карантин происходит от латинского слова «40»), впервые проведенный в Венеции в 1348 году.
  • Поместите живую курицу рядом с опухолью, чтобы вытянуть мор, затем выпейте стакан собственной мочи два раза в день.
  • Измельчите изумруд и выпейте его в вине.
  • Injest Кожа змеи, кость из сердца оленя, армянская глина, драгоценные металлы, алоэ, мирра и шафран.
  • Поджарьте скорлупу только что отложенных яиц и перетрите их в порошок, добавьте цветки календулы и патоку и пейте в теплом пиве каждое утро и вечер.

© John Martin Rare Book Room, 2017, Библиотека медицинских наук Хардина, 600 Newton Road, Iowa City, IA 52242-1098
Изображение: Питер Брейгель, 9 лет0030 Триумф смерти (фрагмент), ок. 1562, панель, масло, 117 x 162 см, Museo del Prado, Madrid

Благодарность Алисе М. Филлипс за ее работу по редактированию оригинального выставочного материала и последующему веб-дизайну.

Кирилко В.П. Сталактитовые формы в архитектуре Крыма средних веков – Актуальные проблемы истории и теории искусства

Санкт-Петербургский государственный университет

Актуальные проблемы теории и истории искусства

Актуальные проблемы теории и истории искусства

Поиск…

Пожалуйста, используйте этот идентификатор для цитирования или ссылки на этот элемент: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-65

год руб. 1 мукарнас
Название Сталактитовые формы в архитектуре Крыма в средние века
Автор Кирилко Владимир П. электронная почта [email protected]
Об авторе Кирилко Владимир Петрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Институт археологии Крыма РАН, пр. Академика Вернадского, 2, 295007 Симферополь, Крым, Российская Федерация.
В разделе Восточное искусство DOI 10.18688/aa199-6-65
2019 Том 9 Страницы 737–747
Тип артикула Индекс УДК 72.033+72.04(477.75)”13/17” Индекс ББК 85,1
Аннотация

Архитектурно-конструктивные детали в виде сталактитов известны на памятниках, принадлежащих разным конфессиям и этническим группам, и имели разное назначение. Наиболее ранние объекты представлены такими выдающимися сооружениями, как портал, михраб и минарет узбекской мечети в Солхате (1314 г.), портал медресе Инжи-бека Хатуна, там же (1332/33 гг.), портал и михраб мечети в Шейх-Кое (1358 г.). Их архитектоника и стилистические особенности демонстрируют строительные традиции, господствовавшие на территории Малой Азии во времена сельджукских эмиратов. После 1475 года сталактитовые детали крымских памятников постепенно начинают приобретать формы, характерные для османской архитектуры. Также в ходу были детали XIV в., сохранившиеся и получившие новую жизнь при вторичном использовании в ряде мечетей XVI–XVII вв. Внешние михрабы Джума-Джами в Гёзлёве, построенном в 1552 г. по проекту главного архитектора Порты Ходжи Синана, напоминают классические образцы сельджукского времени. Свод портала дурбе Хаджи-Гирея (1501 г.) в Салачике имеет архитектонику, истоки которой берут начало в анатолийском деревянном зодчестве. Среди построек XVIII века выделяется главный михраб мечети в селе Пионерское. Конструкция его свода во многих местах моделируется использованием объемного геометрического орнамента коврового типа.

Ключевые слова
  • Крым
  • XIV–XVIII вв.
  • Искусство сельджуков и османов
  • архитектурный декор
  • портал
  • михраб
  • минарет
  • 905
Ссылка Кирилко, Владимир П. Сталактитовые формы в архитектуре Крыма в средние века. Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей. Том. 9. Под ред. А.В. Захарова, С.В. Мальцева, Е.Ю. Станюкович-Денисова. — МГУ им. М.В. Ломоносова / СПб: НП-Принт, 2019. С. 737–747. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-65
Полная текстовая версия статьи Язык статьи русский
Библиография
  • Айбабина Е. А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV–XVIII вв. (Искусство резьбы по камню в Каффе. XIV–XVIII вв.). Симферополь: Сонат, 2001. 280 с. (на русском).
  • Байбурцкий А. М.; Тимиргазин А. Д. Армянские древности горных массивов Святого Креста и Мачук в Восточном Крыму. Симферополь: Предприятие Феникс, 2008. 180 с. (на русском).
  • Башкиров А. С. Сельджукизм в древнетатарском искусстве. Крым, 1926, вып. 2, стр. 108–125 (на русском языке).
  • Бочаров С.Г.; Кирилко В. П. Историко-архитектурные метаморфозы Шейх-Коя. Стратум плюс, 2016, №1. 6, стр. 371–392 (на русском языке).
  • Бочаров С. Г.; Ситдиков А.Г. (ред.). Мирас — Наследие. Татарстан — Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах. Т. 2 (Мирас — наследие. Татарстан — Крым. Город Болгар и исследования татарской культуры, проведенные в Татарстане и Крыму в 1923–1929, том. 2). Казань: Астер Плюс, 2016. 572 с. (на русском).
  • Бочаров С. Г.; Ситдиков А.Г. (ред.). Мирас — Наследие. Татарстан — Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах, т. 1, с. 3 (Мирас — Наследие. Татарстан — Крым. Город Болгар и исследования татарской культуры, проведенные в Татарстане и Крыму в 1923–1929 гг. , т. 3). Казань: Астер Плюс, 2016. 720 с. (на русском).
  • Эрнст Н. Л. Бахчисарайский ханский дворец и архитектор великого князя Ивана III Фрязин Алевиз Новый. Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии, 1928, том. 2 (59), с. 39–54 (на русском языке).
  • Гудвин Г. История османской архитектуры. Лондон, издательство Thames and Hudson, 1992. 511 стр.
  • Хейс К. Деревянные гипостильные мечети Анатолии: мечеть и государственное строительство под монгольским сюзеренитетом. Диссертация представлена ​​в Высшую школу социальных наук Ближневосточного технического университета, Анкара, Турция. 2010. Доступно по адресу: https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/12612251/index.pdf (по состоянию на 14 января 2019 г.).
  • Якобсон А. Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму. Византийский временник (Византийская кспоника), 1956, том. 8, стр. 166–191 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Крепостной ансамбль Фуны (1423–1475 гг.) (Ансамбль крепости Фуны в 1423–1475 гг.). Киев: Стилос, 2005. 269 с. (на русском).
  • Кирилко В. П. Медресе в Солхате. Стратум плюс, 2011, №1. 6, стр. 125–210 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Мечеть в Эски Сарай (Пионерское). Стратум плюс, 2012, №1. 6, стр. 261–297 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Периодизация строительства так называемой Узбекской мечети из Старого Крыма. Генуэзская Газария и Золотая Орда. Кишинев: Stratum Plus Publ., 2015. С. 509.–558 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Портал Крымской мечети Узб. Стратум плюс, 2015, №1. 6, стр. 253–274 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Споллиас в архитектуре Крымского ханства. Материалы Конгресса исламской археологии России и стран СНГ. Казань: Институт археологии Академии наук Республики Татарстан, 2016. С. 160–170.
  • Кирилко В. П. Михраб мечети в Шейх-Кое. Поволжская археология. 2016. № 1. 2 (16), стр. 138–150 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Крымское золотоордынское зодчество. Мирас — Наследие. Татарстан — Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 годах, т. 1, с. 1 (Мирас — Наследие. Татарстан — Крым. Город Болгар и исследования татарской культуры, проведенные в Татарстане и Крыму в 1923–1929 гг., т. 1). Казань, Астер Плюс, 2016. С. 420–297.
  • Кирилко В. П. Архитектура мечетей османского города Кефе (по письменным и изобразительным источникам). Вопросы всеобщей истории архитектуры, 2018, т. 1, с. 10. С. 222–241 (на русском языке).
  • Кирилко В. П. Сталактитовые формы в архитектуре Крыма в средние века. Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2018. СПб.: НП-Принт, 2018. С. 728–731.
  • Крамаровский М. Г. Солхат-Крым — город Золотой Орды. К проблеме формирования городской культуры (новые материалы). Татарская археология, 1997, вып. 1. С. 101–106.
  • Крамаровский М. Г. Анатолийская диаспора и городская культура Солхата. Исторические, культурные, межнациональные и религиозные связи Крыма с Сирией и государствами Ближнего Востока. Москва: Институт востоковедения Российской академии наук, 2017. С. 58–61.
  • Саргциан Т. Э.; Петросян М. В. Крым: Монастырь Сурб-Хач. Симферополь: Предприятие Феникс, 2008. 144 с. (на русском).
  • Сейтумеров Ш. С. (ред.). Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Т. 1: Бахчисарай (Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Т. 1: Бахчисарай). Симферополь, Форма, 2016. 168 с. (на русском).
  • Сенальп Х. С. Эволюция османских мукарнасов. Диссертация представлена ​​с частичным выполнением требований для получения степени магистра истории искусств в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета, 17.

    Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2019 Гранд Атлантис - перевозки груза по Дальнему Востоку.