Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Др египет: Древний Египет — Всемирная историческая энциклопедия

Древний Египет — Всемирная историческая энциклопедия

Большой сфинкс в Гизе

Jorge Láscar (CC BY)

Египет – одна из древнейших цивилизаций на Земле, располагавшиеся на самом севере Африки, омываемая Средиземноморским морем. Слово «Египет» происходит от греческого Aegyptos, и было греческим произношением древнеегипетскому слову ‘Hwt-Ka-Ptah’ и означало Храм Духа Птах, и было самым первым названием древнего египетского города Мемфис.

Мемфис был первой столицей Египта и крупнейшим религиозным и торговым центром. О его высоком статусе можно поблагодарить греков, которые в свое время назвали в его честь всю страну, но сами египтяне называли ее Кемет, что на коптском языке означало Черная Земля, так называли темную плодородную землю вдоль реки Нил, где образовались первые поселения. Позже страна обрела новое название Misr, что означало «страна»; оно все еще употребляется среди населения Египта и по сей день. Египет процветал многие тысячи лет (8000 до н.э. до 30г. до н.э.) и был независимым государством, чья культура, коренным образом повлияла на развитие человечества в различных областях, начиная от науки, и заканчивая техническим развитием и религией. Величественные памятники культуры, которыми до сих славятся Древний Египет отражает всю глубину и богатство египетской культуры, способные оказать колоссальное влияние на многие цивилизации, в том числе Грецию и Рим.

Главной причиной такой большой популярностью Египетской культуры стало величие и размах архитектурного опыта человека. Огромные памятники, гробницы, храмы, произведения искусства прославляли жизнь и были живым напоминанием того, на что способен человек и что может достичь в лучших его проявлениях. Однако, в массовой культуре Древний Египет нередко ассоциируется с загробным миром и погребальными ритуалами, там самым напоминая, что значит быть человеком, и о силе и цели воспоминаний.

Летопись Египетской истории начинается между 3400 и 3200гг н.э., когда негадской народностью было изобретено иероглифическое письмо.

.

Для египтян, мирская жизнь была всего лишь одним аспектом этого бесконечного путешествия. Душа была бессмертна и является временным вместилищем для человеческого тела. После смерти, человек отправлялся на суд в Зал Правды, и в случае, если он был оправдан, смог уйти в бесконечный рай – Тростниковое Поле или Поле Иару(Иалу), которое было живым отражением человеческой жизни на Земле. Попав в рай, человек смог жить в мире и согласии с теми людьми, с кем жил на Земле, и даже с домашними питомцами, в той же деревне, у того же ручья, около тех же деревьях, возле которых он отправился в мир иной. Но для достижения такой высокой цели, в вечный рай попадали лишь те, кто вел праведный образ жизни, чтил и исполнял волю богов в самом идеальном месте — земле Египта.

Египет насчитывает многовековую историю, которая исходит задолго до того, когда была изобретена письменность, когда люди почитали богов и сооружали во их имя памятники и храмы. Основным промыслом для египтян был развод скота в том регионе Африке, которая известная как пустыня Сахара примерно в 8000г.

до н.э. Доказательство этому служит древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, указывая на сельскохозяйственную активность в то время. Эта земля была наиболее плодородна; охотники, кочевники и собиратели зачастую страдали от жажды, и единственным местом, где они могли найти источник живительной влаги, была Долина реки Нил. Первые поселения были образованы еще до 6000л. до н.э.

Глиняной горшок эпохи Некада II

Guillaume Blanchard (CC BY-SA)

Первые поселения и организованное земледелие в этом регионе началось примерно в 6000г. до н.э, и в это же время начинают процветать первые общины, известные как Бадарийская культура. Начинает развиваться различные виды промысла, в том числе фаянцевая, обнаруженная в Абидосе примерно в 5500г. до н.э. Бадарийцев сменили амратская, герзейская и семайнийская культуры (также известные как Накада I, Накада II и Накада III соответственно), каждая из которых внесли неоценимый вклад в развитие египетской цивилизации.

Письменная история Египта начинается, когда примерно в 3400-3200гг происходит зарождение иероглифического письма, благодаря культуре Накада III. В 3500г. до н.э. в Иераконполисе стали практиковать мумификацию мертвых, а в Абидосе были найдены первые каменные гробницы. В 3100-2181г. до н.э. древний город Сакха (древние египтяне называли его Ксойс) считается одним из самых первых городских образований, запечатленным на знаменитом палермском Камне. Как и с другими мировыми культурами, небольшая сельскохозяйственная община стала централизована и переросла в крупный городской центр.

Ранняя история Египта

Во время раннего династического периода Египта (пр.3150-2613гг до н.э.) произошло объединение Нижнего и Верхнего царств под управлением фараона Верхнего Египта Менеса (также известный как Мени), а примерно в 3118 или в 3150г. до н.э. он смог подчинить Нижний Египет. Эти ранние исторические факты упоминаются в Aegyptica (История Египта), написанной древнеегипетским историком Манефоном, жившим в III в. до н.э. во время династии Птоломеев (323-20гг. до н.э.). Хотя его версия событий оспаривается более поздними историками, но все же, к нему приходят за помощью по вопросам династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.

Палетка Нармера

Unknown Artist (Public Domain)

Труды Манефона являются единственным источником информации, где упоминается Менес, однако считается, что под «Менесом» Манефон имел в виду царя-правителя Нармера, кто мирным путем объединил Верхний и Нижний Египет как единое государство. Отождествление Менеса как Нармера не совсем точно, ровно так же и Менеса можно отнести к фараону Хор-Аха (3100-3050гг. до н.э.), кто стал его приемником. Причина почему Менеса относят к его предшественнику и приемнику состоит в том, что слово «Менес» является вовсе не именем собственным, а почетным титулом, которое в переводе означало «Выстоявший» и могло использоваться для обозначения более чем одного фараона. Теория о том, что Египет был объединен военным путем фараоном Нармером также оспаривается многими историками, а тот факт, что на знаменитой Палеттке Нармера изображена сцена торжественного триумфа фараона считается как пропаганда.

Возможно сначала страна была объединена мирным путем, но ученые в это верят с трудом.

Для географического обозначения, египтяне изображали страну по течению Нила: Верхний Египет обозначался как южный регион, а Нижний – северный регион, ближе ко Средиземноморскому морю. Сначала Нармер правил из города Иераконполис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Во время правления фараонов в Раннединастическом периоде резко улучшилось торговля, для погребения своих правителей, египтяне стали воздвигать сложные мастаба-гробницы, а для фараонов более позднего периода стала использоваться техника мумификации.

Боги Египта

Начиная с додинастического периода в Египте (6000 — 3150 до н.э) поверье в богов определяло египетскую культуру. В ранних мифах говорилось о боге Атум, стоявшем в бескрайних водах хаоса еще до начала всех времен, произнося слова сотворения мира. Его сопровождали вечные магические силы

хека, бог Хека в человеческом обличии и другие духовные силы, породившие мир. Хека первозданная сила, которая породила Вселенную и все предметы, и законы бытия, по которым они подчиняются. Также, важнейшей фигурой в египетской мифологии является Ма’ат – богиня гармонии, справедливости, истины и всеобщего баланса.

Все боги обязаны своему происхождению Ма’ат и хеке. Согласно всем законам порядка и равновесия, солнце восходит и заходит каждый день, луна проходит свой путь по небосклону, времена года сменяются друг за другом, и все это благодаря этим двум божествам. Ма’ат также персонифицирована как божество в образе страусиного пера, как символ порядка и справедливости, которой каждый египетский царь обещал все свои богатства и преданность. Царь всегда олицетворялся как бог Гор при жизни и как Осирис при смерти, основываясь на самом популярном мифе в египетской мифологии.

Бог Осирис

Ali Kalamchi (Copyright)

Осирис и его сестра-жена Исида правили миром и давали людям дары цивилизации; они познакомили людей с земледелием, строительством храмов, научили таинствам ремесла и письменности, а также жить с равновесием с природой. Брат Осириса – Сэт, завидовал его величию и убил его, но Исида воскресила его и родила ему сына Гора. Осирис стал слаб и низошел править загробным миром, в то время как Гор повзрослев, отомстил за своего Отца и убил Сэта. Этот миф показывает, как Порядок одержал верх над Хаосом и стал основополагающим мотивом для египетской религии, погребальных ритуалов и религиозных текстов, и всего искусства Египта. Не было бы такого периода в истории Египта, когда боги не сыграли бы важнейшую роль в истории Египта, что видно уже с самых ранних ее этапов.

Старое Царство

Во время периода, известного как Древнее Царство (2613-2181гг. до н.э.), в Египте стремительно развивалась архитектура почитания богов, воздвигаются самые известные архитектурные памятники, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе. Фараон Джосер, который правил около 2670г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в пустыне Сахара в 2670г., спроектированная его личным архитектором и физиком Имхотепом (2667-2600гг. до н.э), кто также известен по написанию первых трудов по медицине, где он описывал способы лечения от более 200 болезней и называл реальные причины заболеваний, а не как воля богов, как было принято. В это время воздвигаются Великие Пирамиды (одно из Семи Чудес древности) во время правления фараонов IV Династии: Хуфу, также известного как Хеопс (2589-2566гг. до н.э.), Хафре (2558-2532гг. до н.э.) и Менкуаре (2532-2503гг. до н.э.).

Пирамиды в Гизе, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Величественные пирамиды на плато в Гизе, какими мы привыкли их видеть, облицованные белым сверкающим известняком, являются воплощением могущества и богатства фараонов. Существуют множество теорий, как были построены такие массивные пирамиды, учитывая технологию того времени, но современные историки и ученые не могут сойтись в едином мнении, некоторые даже считают, что такие памятники просто невозможно было построить физически, другие, полагают, что у египтян была передовая технология, которая со временем была утеряна.

Нет абсолютно никаких доказательств, что усыпальницы в Гизе или любые другие памятники в Египте были построены благодаря рабскому труду, ровно также как нет доказательств в пользу исторического прочтения Книги Исхода. Большинство авторитетных историков на сегодняшний день отказываются верить в то, что пирамиды были построенные за счет рабского труда. Хотя стоит отметить, что в Египте были рабы разных национальностей, которые работали в каменоломнях, а общественные работы производились за счет государства. Для воздвижения усыпальниц в Гизе использовали как работу опытных, так и не неопытных рабочих. Им всем выдавали 3 разовое питание, жилье, инструменты, а также следили за здоровьем.

Первый Переходный Период. Гиксосы.

Этот период известен как Первый Переходный Период Египта (2181-2040гг. до н.э.), во время которого наблюдается упадок власти и, как следствие, раздробленность. Фараоны в крупных независимых округах отделились друг от друга, пока не образовалось 2 больших региона со своими административными центрами: Верхний Египет и Иераконполоис и Фивы в Нижнем Египте. Этими центрами управляли отдельные династии, которые правили этими регионами независимо, которые устраивали междоусобные войны за контроль над всем Египтом. Все это происходило до 2040г. до н.э., пока фараон Фив Ментухотеп II (2061-2010гг. до н.э.) захватил власть в Иераконполисе и объединил Египет.

Среднее Царство Египта принято считать «классической эпохой», когда возрождается культура и искусство, а Фивы становятся самым значимым и богатым городом.

Такая стабильность ввиду доминирования Фив позволила Египту вновь процветать; этот период в истории известен как Среднее Царство (2040-1872гг. до н.э). Его принято считать «классической эпохой», когда создаются величайшие произведения искусства, а Фивы стали самый важным и богатейшим городом Египта. Историки Оукс и Галин говорили, что «в Двенадцатой Династии фараонов были сильные правители, кто смог взять под контроль не только весь Египет, но и соседнюю Нубию неподалеку к югу, где были построены несколько крепостей для защиты торговый интересов Египта». В эпоху Среднего Царства, в стране появилась первая регулярная армия при фараоне Амендахат I (1991-1962гг. до н.э), а при Сенрусете I (1971-1926гг. до н.э) был сооружен Храм Карнак, а также многочисленные произведения искусства. 13-я Династия была слабее чем 12-ая и постоянно отвлекалась на внутренние проблемы в стране, что позволило неприятелю в лице гиксосов, которые взяли под контроль северную часть Египта у дельты Нила.

Гиксосы – таинственный народ, выходцы из Сирии и Палестины, которые впервые появились в Египте примерно в 1800г. до н.э и основали там город Аварис. Имена гисосских правительей имели семитское происхождение, ученым не удалось определить их принадлежность к той или иной этнической группе. Гиксосы были очень могущественны и смогли подчинить Нижний Египет, фактически превратив государство Фив в своего вассала.

Карта Древнего Египта

Tina Ross (Copyright)

Следующим периодом в истории Египта последовал Второй Переходный Период (1782-1570гг. до н.э.). Египтяне ненавидели гиксосв (название гиксос означает «иностранные правители»), хотя они привнесли много изобретений, такие как композитный лук, разведение лошадей и колесницы, ротация сельскохозяйственных культур, бронзовое литье и гончарное дело. Хотя гиксосы контролировали все порты в Нижнем Египте, к 1700 г. к югу от Фив, в Нубии возникает королевство Куш (Мериотское Царство), которое контролирует южные границы. Египтяне много раз поднимали войны против гиксосов и подчинить нубийцев, но их попытки ни к чему не привели. Вскоре только фивскому фараону Яхмосу I (1570-1544гг до н.э) удалось изгнать врага и объединить Египет под контролем Фив.

Новое Царство и амарнский период

Началом это периода принято считать правление Яхмоса I из Нового Царства (1570-1069гг. до н.э), во время которого, Египет вновь процветает, подчиняет новые земли благодаря централизованному государству. Титул фараона как правителя Египта появился только в эпоху Нового Царства, до этого их называли «царями». Именно фараоны, правившие в этот период, смогли прославить Египет благодаря воздвижению множества архитектурных зданий: упокойный храм Рамзесса I — Рамессей, Абу-Симбель, храмы Карнак и Луксор, многочисленные гробницы в Долине Царей и Долине Цариц.

В промежутке между 1504-1492гг. до н.э фараон Тутмоз I (Тутмосис I) совершает удачные попытки расширить границы Египта до реки Ефрат на севере и до Сирии и Палестины на востоке. После его смерти Египтом правит царица Хатшепсу́т (1479-1458гг. до н.э). Она смогла расширить и наладить новые торговые отношения со многими странами, и самой богатой из них было Государство Пунтов.

Портрет царицы Хатшепут

Rob Koopman (CC BY-SA)

Ее приемник, Тутмос III (Тутмосис III) продолжил править Египтом. Во время своего правления, он пытался уничтожить все напоминания о своей предшествинице-фараоне, поскольку не хотел, чтобы правление страной женщиной стало общепринятым, ибо только мужчины были достойны править. Вскоре после его смерти в 1425г. до н.э., Египет вновь обретает свою былую славу и могущество: налаживается производство пива различных сортов, появляется множество мест для занятия спортом, а достижение в медицине способствовало к улучшению уровня жизни.

Купание было важным элементом ежедневного распорядка египтян, поскольку оно всячески поощрялось религией и богами. В это время строятся более крупные ванные не просто для гигиены, а, скорее всего, для развлечения. В ходе археологических раскопок был найден медицинский папирус Кахуна, написанный примерно в 1800г. до н.э., где излагается правила женской гигиены и контрацепции, и, по- видимому, часто использовавшимся лекарями в то время. Активно развивается хирургия и стоматология, а пиво стало назначаться в качестве лекарства, а также для снижения симптоматики более 200 болезней.

Гинекологический папирус Кахуна

Francis Llewellyn Griffith (Public Domain)

В 1353г. до н.э., фараон Аменхотеп IV вступил на трон и вскоре изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона») чтобы духовно приблизится к единственному богу – Атону. Египтяне, как правило, верили во множество богов, чья духовная значимость влияла на их насущную жизнь. Самыми популярными богами были Амун, Осирис, Изида Хатор. Культ Амуна. В то время, культ бога Амуна был невероятно высок, поэтому жрецы нередко отождествляют его силу и могущество с самим фараоном. Эхнатон и его супруга Нефертити перевернули привычное религиозные устои и традиции и образовали новую религию, основанную единобожии.

Эхнатон был первым правителем, кто велел построить статуи и храмы в честь Нефертити, а не только во имя его самого или богов.

Его религиозные реформы ослабили власть жрецов Амуна и передали ее в свои руки. Он передвинул столицу из Фив в Амарну, теми самым отдалился от своих предшественников. Это события ознаменовало новый период в истории Египта как Амарнский Период (1353-1336гг. до н.э), во время которого Амарна значительно процветала как столица, а многобожие было под запретом.

Среди множества реформ, Эхнатон был первым правителем Египта, кто воздвиг множество храмов и статуй не только в честь самого себя и богов, но и в честь Нефертити, использовал казенные деньги для строительства публичных мест и парков, хотя раньше они использовались на нужды храмов. Власть духовенства и жрецов резко упала, в то время как власть централизованного государства росла, что и являлось главной целью Эхнатона, но в итоге он не смог в полной мере использовать свою власть во благо народа. Согласно Амарнскому Архиву, становится ясно, что он был слишком увлечен религиозными делами и не интересовался внешней политикой или нуждами египтян.

Вскоре после его смерти, его приемником стал его сын и наиболее узнаваемая фигура во всей истории Египта – Тутанхамон, который правил с 1336 по 1327гг. до н.э. При рождении его назвали Тутанхатон, символизируя свою приверженность к религиозным взглядам отца, но когда он воцарился на трон, он поменял свое имя на Тутанхамон, чтобы почтить бога Амуна. Он восстанавил древние храмы, избавился в стране от всего, что напоминало бы ему культ своего отца и переместил столицу обратно в Фивы. Его правление было довольно коротким; на момент смерти ему было всего 19 лет. Тутанхамон был самым известным фараоном, благодаря нетронутой гробнице, открытой в 1922г. , что стало настоящей сенсацией в то время.

Погребальная маска Тутанхамона

Richard IJzermans (CC BY-NC-SA)

Величайшим правителем Египта по праву можно считать Рамзеса II (также известному как Рамзес Великий, 1279-1213гг.до н.э). Он обладал исключительными способностями в управлении государства. Во время правления Рамзесса воздвигаются самые грандиозные архитектурные творения в Египте. Хотя, известную битву при Кадеше в 1274г. до н.э (битва Рамзеса против хеттского царя Муваталли II) многие историки считают ничьей, но для Рамзеса это была победа и праздновал он свой триумф как победитель, но и как думали все египтяне, как Бог.

Рамзес, одержав победу при Кадеше, приказал воздвигнуть большой Храм Абу-Симбель на севере Египта, состоявший из двух частей, в большом храме изображены сцены битвы при Кадеше, а также малый храм, следуя примеру Эхнатона, построенный в честь жены Рамзесса 2 Нефяертари Меренмут. Во время правления Рамзеса 2 в 1258г. до н.э был подписан первый мирный договор с хеттским царством – Кадешский договор. Но Египет продолжал доминировать в том регионе, что свидетельствуют множество исторических памятников, воздвигнутых во время его правления.

Четвертый сын Рамзеса II Хаэмуасет (1281-1225гг. до н.э), также известен как «первый египтолог» за свои достижении в сохранении и написании летописей о старых памятниках, храмах и в честь кого они были воздвигнуты. Именно благодаря Хаэмуасету до нас дошли сведения о величии Рамзеса II и о многих других исторически важных местах в Египте. Он также оставил записи и о своих личных достижениях, об искомом строителе памятника или храма, а также имени своего отца.

Панорама на Абу-Симбель

Dennis Jarvis (CC BY-SA)

Рамзес стал известен будущим поколениям как «Великий Предок» и правил так долго, что пережил своих жен и детей. Со временем, всего вельможи знали только одного фараона – Рамзеса II. У него очень долгая и продолжительная жизнь в 96 лет, более в два раза превышающая среднюю продолжительность обычного египтянина. После его смерти, многие боялись что придет конца света, поскольку они не знал другого фараона, ни другого Египта.

Упадок Египта. Завоевания Александра Македонского

После нескольких приемников Рамзеса 2 Египтом управлял Рамзес III (1186-1155гг. до н.э.), который продолжает его дело. Но в это время, живописный регион Египта стал привлекать множество заморских народов, которые начали совершать набеги вдоль побережья Египта. Это были народы, подобно гиксосам неизвестного происхождения, которые приплыли из Эгейского моря. В промежутке между 1276-1178гг. до н.э. они стали реальной угрозой для Египта. Будучи фараоном, Рамзес II одержал ряд морских побед в том регионе, как и его приемник Мернептах (1213-1203гг. до н.э). После его смерти, они стали грабить египетские земли еще более чаще чем прежде, разорив Кадеш, который был под контролем Египта и опустошая прибрежные города. В 1180-1178гг до н.э., Рамзес III вел войну против них и окончательно победил их при битве за Ксойс в 1178г. до н.э.

После Рамзеса III, его приемники пытались активно участвовать в государственной поддержке территорий Египта, но столкнулись с сопротивлением его жителей в завоеванных территориях, особенно выражали недоверие жрецы. В те годы, когда Тутанхамон восстановил старую религию бога Амуна, особенно после периода процветания во время правления Рамзеса II, у жрецов и духовенства было в распоряжении колоссальное количество богатств и наделов земли (по некоторым данным, жрецы владели около трети всей площади Египта), тем самым став угрозой для суверенитета и централизованного строя страны. К этому времени, страной управлял Рамзес XI (1107-1077гг. до н.э), последний из 20-ой Династии, но египетское государство настолько ослабело, а уровень бюрократии и коррупции среди духовенства достигнул просто невероятных масштабов, централизованный строй раскололся. Начался так называемый Третий Переходный Период (1069-525гг. до н.э).

Карта Третьего Переходного Периода

Jeff Dahl (CC BY-SA)

Вскоре на египетский трон восходит царь Пианхи из Кишитского царства (752-722гг. до н.э) и Египет снова обретает централизованный строй, а его культа процветает, но это продолжалось недолго. В 671 г. до н.э ассирийцы под предводительством короля Асархадона начинают вторжение в Египет и в конечном итоге уже при участии его приемника Ашшурбанапа́ла, захватывают его в 666г. до н.э. Но ассирийцы были недальновидны и не имели никаких планов по укреплению этой территории, поэтому оставили ее в руках местных правителей, бросили Египет в руинах на произвол судьбы. Вскоре, стены Египта вновь отстроили и укрепили оборонительными сооружениями, однако, Египет ждал очередного вторжения в лице персов и его царя Камбиса II при битве за Пелизиум в 525г. до н.э. Зная религиозность египтян и как они почитали кошек (они верили, что кошки являются живым воплощением великой богини Бастет), поэтому Камбис II велел своим воинам нарисовать изображение кошек на свои щиты и собрать священных животных и пустить их перед своим войском при битве за Пелузиум. Египтяне сдались практически без боя и персы захватили Египет; он удерживал страну до прихода Александра Македонского в 332г. до н.э.

Александра Македонского тепло встретили как освободителя, который завоевал Египет без боя. Он основал город Александрия и дальше продвигался на Финикию и на оставшуюся Персию. После смерти Александра в 323г. до н.э., его генерал, Птолемей I Сотер вернулся в Александрию и основал династию Птолемеев (323-30гг. до н.э). В 31г. до н.э. последняя представительница династии, Клеопатра VII вместе со своим супругом Марком Антонием, понесла поражения от римлян в битве при Актиуме под предводительством Октавиана Цезаря и в 30г. до н.э она совершает самоубийство. Египет становится провинцией Римской Империи (30г. до н.э – 476г. н.э), а затем и Византийской Империи (527-646гг.), и в конечном итоге в 646г. окончательно переходит под власть арабов в лице Калифа Умара.

Изображение археологических раскопок

Mohawk Games (Copyright)

Вскоре в XVIII и XIX веках слава Египта была переосмыслена и оставила неоспоримый след сегодняшнее понимание древней истории и бытия мира. Историк Уилл Дуран писал о Египте:

Египту удалось достичь грандиозных успехов на самой заре истории и оказать значительное влияние на любую нацию на протяжении всего человечества. Как говорил профессор Фор, Египет благодаря единству, всевозможному разнообразию шедевров искусства, невероятной долгой историей и непоколебимому упорству, представляет собой величайшую цивилизацию когда-либо существовавшей на Земле.

Культура и история Египта всегда восхищала людей по всему миру, например, работы ранних археологов XIX века, Жан-Франсуа́ Шампольо́на, кто обнаружил Розеттский Камень в 1822г или известное открытие Гробницы Тутанхамона британским ученым Говардом Картером в 1922г. Столь сильная вера египтян в жизнь как бесконечное путешествие, созданная и сопровождаемая божественными силами магии, что в последствии вдохновляли более поздние культуры и религиозные верования. Многое из иконографии и религии Египта было заимствовано в Христианстве и многие узнаваемые символы в обеих религиях имеют одинаковый смысл. Древний Египет оставил значительный вклад в мировую историю и заложив основу для последующих культур; множество храмов, пирамид, памятников вдохновляли многих путешественников, писателей, живописцев, скульпторов на создание шедевров мирового искусства, в том числе художественных исторических фильмов и сериалов.

Древний Египет возник раньше, чем считали ученые

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Подпись к фото,

Большой сфинкс в Гизе считается самой древней скульптурой в мире. Время его постройки неизвестно

Группа археологов из Великобритании выявила, что переход от общинного земледельческого быта к древнеегипетскому государству под верховным правлением фараона произошел быстрее, чем считалось ранее.

Используя метод радиоуглеродного датирования и создания компьютерных моделей, они установили, что первый правитель в истории цивилизации фараон Ага пришел к власти примерно в 3100 году до нашей эры.

Исследование опубликовано в Трудах Королевского общества А (Proceedings of the Royal Society A).

Ведущий исследователь доктор Майкл Ди из археологической лаборатории Оксфордского университета сказал, что устройство государства в Древнем Египте было уникальным для древнего мира.

«Это было территориальное государство. Страна, с момента формирования установившая границы своей территории, во многом была такой, как мы думаем о государствах сегодня».

«Пытаясь осознать, что должно было произойти в человеческой истории, чтобы люди пришли к созданию такого рода политического устройства, мы посчитали, что в нашем понимании [хода истории] есть пробел, который необходимо заполнить».

Хронология раннего периода истории Древнего Египта ранее основывалась на грубых оценках.

При отсутствии письменных свидетельств о раннем периоде существования древнеегипетского государства основные происходившие тогда события устанавливались на основании стилистической датировки керамических изделий, найденных в захоронениях.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Сейчас же ученые использовали метод радиоуглеродный датировки волос, костей и растений, найденных в ходе раскопок. Археологические свидетельства и компьютерные модели помогли точно определить, когда возникло первое государство на территории Древнего Египта.

Ранее предполагалось, что начало додинастического периода, то есть периода, когда группы людей стали селиться вдоль Нила и возделывать землю, датируется примерно 4000 годом до нашей эры. Однако последние данные показали, что этот процесс начался позже, между 3700 и 3600 годами д.н.э.

Ученые обнаружили, что всего несколько сотен лет спустя, примерно в 3100 д.н.э., общество трансформировалось в страну, во главе которой стоял единоличный правитель.

Майкл Ди сказал в интервью Би-би-си, что этот период времени оказался короче, чем предполагалось ранее, продлившись на 300 или 400 лет меньше.

«Древнеегипетское государство появилось быстро – огромные социальные изменения произошли за это время», – сказал Ди.

«Интересно сравнение с другими местами, – добавил ученый. – В Месопотамии, например, сельскохозяйственные общины существовали в течение нескольких тысяч лет, прежде чем появилось что-то похожее на государство».

Археологи полагают, что первый царь Египта Ага пришел к власти после того, как другой видный лидер Нармер объединил земли страны.

Группа ученых также смогла определить даты царствования последующих семи фараонов. Это Джер, Джет, царица Мернейт, Ден, Аджиб, Семерхет и Каа, которые вместе с Ага составили первую династию Древнего Египта.

Предполагается, что Джер мог править более 50 лет. Это такой длительный период, что допускает существование в то же время других фараонов, о которых мы пока ничего не знаем, или вероятность того, что государство, возможно, развалилось, а потом было реформировано.

Комментируя результаты исследования, профессор Джоан Флетчер из факультета археологии Йоркского университета, сказала: «Это очень важная работа, ярко высветившая начало династической истории Древнего Египта. Чрезвычайно полезно иметь такой точный расчет сроков правления первых царей Египта».

«Исследование также поможет лучше восстановить более ранний додинастический период истории Древнего Египта. А это даст нам более ясное представление об этих важных переходных периодах», — добавила она.

Взлет, падение и восхождение Захи Хавасс | История

Захи Хавасс, силуэт которого осматривает фрески в Гизе, сетует на остановку многих реставрационных проектов после его отъезда. «Древности рушатся у меня на глазах», — говорит он. Насер Насер / AP Images

Захи Хавасс не нравится то, что он видит. Знаменитый археолог, одетый в свой знакомый джинсовый сафари-костюм и широкополую шляпу, стоит в усыпальнице Ступенчатой ​​пирамиды Джосера, шестиярусной кривобокой насыпи из известняковых блоков, построенной почти 5000 лет назад. Огромное мрачное пространство заполнено лесами. Проект реставрации и консервации в Саккаре недалеко от Каира, инициированный Хавассом в 2002 году, укрепил провисший потолок и стены и предотвратил обрушение. Но февральская революция 2011 года, которая свергла Хосни Мубарака, а также положила конец противоречивому правлению Хавасса как верховного повелителя всех древностей Египта, теперь угрожает разрушить и наследие Хавасса. Из-за того, что туристов почти не осталось, средства иссякли, а руководство Министерства древностей несколько раз менялось за последние два года, работы по сохранению пирамиды почти остановились. Новый министр направил деньги на реконструкцию, чтобы нанять тысячи безработных выпускников факультетов археологии, утверждает Хавасс, в отчаянной попытке остановить протесты. «Он ничего не сделал», — говорит Хавасс, возможно, с оттенком злорадства в голосе, внимательно рассматривая грубый известняковый потолок и стены.

Хавасс садится на подземный этаж и светит фонариком на гранитный саркофаг фараона Джосера. Я иду за ним на четвереньках по низкому туннелю, являющемуся частью сети из пяти миль ходов, которые рабочие прорыли под пирамидой в 27 веке до нашей эры. Воздух пропитан грязью и пылью. «Мертвый царь должен был пройти через эти туннели, чтобы сражаться с дикими существами, пока он не смог стать Осирисом, богом подземного мира», — говорит он мне, выходя на солнечный свет.

***

В египетской мифологии Осирис правил на земле как всемогущий царь, пока ревнивый бог Сет не убил его и не узурпировал его трон. Падение Осириса положило начало драме соперничества и мести, в которой Сет был окончательно побежден, а Осирис воскрес. Только с возвращением царя в Египте мог быть восстановлен порядок.

Более десяти лет Захи Хавасс был, пожалуй, Осирисом древностей. Царственное сочетание шоумена и ученого, он правил подземным миром гробниц и храмов, расследуя вековые тайны — место захоронения Антония и Клеопатры, причину смерти Тутанхамона — для увлеченных телезрителей. О мании величия Хавасса ходили легенды: в реалити-шоу «В погоне за мумиями: Удивительные приключения Захи Хавасса» на канале «История» археолог привел своих стажеров в приключения в стиле Говарда Картера, упражнение в самовозвеличивании настолько беззастенчиво, что это подсказал New York Times критик ухмыляется: «Надеюсь… Dr. Хавасс найдет несколько древних египетских таблеток от простуды и проглотит щедрую порцию. Тем не менее, он также заслужил восхищение сверстников и миллионов поклонников. В 2001 году Национальное географическое общество назвало его постоянным исследователем. Эту честь он разделил с приматологом Джейн Гудолл, режиссером Джеймсом Кэмероном и палеонтологами Мив и Луизой Лики. Он написал бестселлеры. Плата за его лекции колебалась от 10 000 до 50 000 долларов. Собранная им передвижная выставка из пяти десятков артефактов из Египетского музея «Тутанхамон и золотой век фараонов» принесла Египту 110 миллионов долларов во время его турне по семи городам Европы и США. Это была одна из самых прибыльных музейных выставок всех времен.

Все закончилось революцией. Хавасса подвергли критике, когда в январе 2011 года на площади Тахрир вспыхнули протесты против президента Мубарака. Протестующие назвали его «Мубараком древностей» и обвинили в коррупции. Подчиненные в отделе древностей, а также безработные и разочарованные выпускники факультетов археологии осадили его офис, требуя его увольнения. «И возьми шляпу», — кричали они. В апреле 2011 года он был приговорен к году тюремного заключения по обвинению в фальсификации торгов в Египетском музее в Каире. (Впоследствии этот вердикт был отменен.) В июле 2011 года, проработав два последовательных правительства после Мубарака, Хавасс, наконец, был вынужден бросить свою работу. По словам одного египетского блогера, Хавасса «проводили через заднюю дверь министерства в такси, осыпая оскорблениями и гневными скандированиями молодых археологов». Это событие было снято на видео и за ним наблюдали тысячи египтян.

Сегодня Хавасс находит параллели между своим падением и падением Осириса. «У меня было много врагов — врагов успеха», — говорит он. «Они друзья бога Сета, злого бога пустыни в Древнем Египте». Многие в археологическом сообществе, кажется, согласны с этим. «Никто в египтологии… не достиг даже ничтожной части того, что сделал Захи. Это, плюс его известность, приводит людей в ярость», — говорит Питер Лаковара, египтолог из Университета Эмори в Атланте, который знает Хавасса десятилетиями. «Захи — громоотвод, потому что в нем столько энергии и страсти, и он не терпит никаких ударов», — говорит один известный египтолог из США, которая настаивала на анонимности, потому что ее музей хочет оставаться в стороне. «Люди стали завидовать тому, насколько высоким стал его авторитет». Другие говорят, что его буйный стиль, а иногда и принижающая манера поведения, а также его полное непонимание общественных настроений накануне свержения Мубарака едва ли не привели к его падению.

Какой бы ни была конечная причина, отъезд Хавасса вызвал обеспокоенность по поводу будущего египетских древностей. Возможно, он вызывал у людей неприязнь, но он также был эффективным и полным энтузиазма менеджером, который «прорезал бюрократию», — говорит Нагиб Амин, консультант и друг еще со времен аспирантуры в США. и некоторые говорят, что падение Хавасса отрицательно сказалось как на сборе средств, так и на управлении сокровищами страны. «Древности рушатся у меня на глазах, — говорит Хавасс. Лаковара говорит, что новый директор отдела древностей Мохамед Ибрагим Али «пользовался большим уважением и проделал отличную работу… Он восстановил стабильность, [и] дела идут гладко». Но Хавасс говорит, что Лаковара, у которого есть текущие проекты в Египте, может не захотеть критиковать нового босса. «Я хотел поддержать Ибрагима, хотел, чтобы он был хорошим, но он ничего не делает», — настаивает он. Некоторые коллеги в министерстве соглашаются, говоря, что Ибрагиму не хватает динамизма Хавасса, и он был вынужден урезать бюджет из-за резкого падения доходов.

Египетский туризм, важная часть экономики страны, сократился на целых 50 процентов с 2010 года, что вызывает вопросы о том, решит ли правительство, что ему нужен Хавасс и его знаменитое лицо, чтобы возродить его. Президент Мохамед Мурси никогда публично не обсуждал этот вопрос, а Хавасс критически относился к «Братьям-мусульманам» — исламистскому движению, к которому принадлежал Мурси и члены которого доминируют в его администрации. Однако он также указывает, что в 2010 году члены «Братьев-мусульман» подавляющим большинством голосов поддержали внесенный им законопроект, предусматривающий более суровые наказания за кражу древностей и запрещающий торговлю древними артефактами внутри страны. «Партия Мубарака была против меня», — добавляет он, и прошла только смягченная версия. Некоторые бывшие коллеги считают, что у Мурси может не быть другого выбора, кроме как вернуть Хавасса. «Его харизма приносила деньги, — говорит Али Асфар, директор Пирамид. «Никто не может занять его место». Камаль Вахид, директор Saqqara, соглашается. «Каждый сайт скучает по нему», — сказал он. «Туризм [в Саккаре] сократился до 10 процентов от того, что было до революции. Мы ждем, пока доктор Хавасс снова не вернется.

***

Впервые я встретил Хавасса прохладным декабрьским утром в офисе, который он сейчас использует, на девятом этаже ветхого высотного жилого дома в оживленном районе Каира недалеко от Нила. Двухкомнатный номер Хавасса находится в конце мрачного коридора, пропитанного домашней кухней. Он делит пространство с помощницей и протеже Тареком Эль-Авади, которого Хавасс нанял в качестве полевого археолога, отправил в аспирантуру, а затем назначил директором Египетского музея. Будучи преисполнен решимости вырвать египтологию из рук жителей Запада, которые доминировали в этой области со времен императора Наполеона, Хавасс «поощрял обучение и возможности для молодых египтян в невиданных прежде масштабах», — говорит Лаковара.

Эль Авади, который в настоящее время находится в отпуске в музее, проводил меня в небольшой кабинет Хавасса. Там бывший начальник отдела древностей в джинсах сидел за захламленным столом и разговаривал по телефону с членами съемочной группы российского телевидения, которая должна была взять у него интервью через несколько минут. Внезапно Хавасс начал кричать в трубку по-арабски. Тирад длился 20 секунд. Лицо ярко-красное, он повесил трубку и виновато посмотрел на меня. — Глупый человек, — сказал он, качая головой. Он объяснил, что пытался дать указания водителю-египтянину, который его прервал. О характере Хавасса ходят легенды — в реалити-шоу History Channel показано, как он безжалостно ругает своих коллег, — но я был удивлен, что он показал мне эту сторону своей личности через несколько секунд после встречи с ним.

Я планировал присоединиться к Хавассу на лекции для иностранных туристов, которую он должен был прочесть в храме в Луксоре тем вечером, но спонсоры отключились, потому что было слишком много отмен. Прошедшая неделя была одной из самых жестоких со времен революции. Накануне вечером в столкновениях между сторонниками Мурси и его противниками погибли шесть человек, а вокруг президентского дворца в Гелиополисе собрались толпы, требующие, чтобы Мурси отменил указ, дающий ему почти диктаторские полномочия в преддверии конституционного референдума в Египте.

«Мурси хуже Мубарака, он не слушает людей», — сказал мне Хавасс, когда его помощник принес две чашки зеленого чая. Это крепкий мужчина с властными манерами и, несмотря на его недавние проблемы, вид полной уверенности в себе. «То, что он сделал с конституцией, — это диктатура. Я всегда говорю, дайте возможность «Братьям-мусульманам» править. Но они не обучены править… Я думаю, что это будет гражданская война».

Хавасс все еще борется с юридическими проблемами, которые заманили его в ловушку во время революции. Прошлой весной генеральный прокурор запретил ему выезжать за пределы Египта до завершения расследования десятков обвинений в неправомерных действиях и коррупции, выдвинутых против него парой бывших коллег. Хавасса обвиняют в том, что он растрачивает государственные деньги и подвергает египетские древности возможной краже, отправляя их за границу без разрешения. Он отказался от своего контракта с National Geographic, по которому ему платили 200 000 долларов в год, после того, как были подняты вопросы о возможном конфликте интересов. Как главный специалист по древностям, Хавасс управлял многими сайтами, которые Geographic использовала в своих телевизионных программах и других проектах. (Он настаивает на том, что ушел, потому что «я могу заработать больше денег» без эксклюзивной договоренности о его лекциях и книгах.)

Его отношения с бывшей первой леди Сюзанной Мубарак также стали объектом пристального внимания. Следователи расследуют его участие в Детском музее Сюзанны Мубарак в Каире (переименованном в Детский центр цивилизации и творчества, когда он открылся в январе 2012 года), который финансировался за счет пожертвований, собранных Хавасс во время лекционного тура и направленных на ее благотворительность. Хавасс, возможно, нарушил закон, используя свою государственную должность для сбора денег для частной организации. Хавасс утверждает, что его отношения с Сюзанной Мубарак были безупречными. «Я никогда в жизни не был политиком, — сказал он мне. «Я никому не был другом».

Он поднялся из-за стола. «Я известный парень, и если вы пойдете по телевизору и скажете: «Захи Хавасс — мудак», они это напишут», — сказал он мне. По его словам, его уверили, что запрет на поездки снят, но во время политического кризиса документы были заброшены: «Египет сейчас в хаосе. Никому нет дела до Захи Хавасс».

Хавасс уверял, что редко когда был счастливее. Вынужденная отставка дала ему возможность заниматься тем, чем он всегда хотел, как он сказал мне, писать книги и газетные статьи об истории Египта, включая еженедельную колонку для Asharq Al-Awsat , лондонская арабская газета. «Раньше я мог писать только между телефонными звонками», — сказал он. Он ежедневно занимается в тренажерном зале, встречается с заезжими археологами, а вечера проводит за ужином в кафе в широком кругу друзей. «Я думаю, что он чувствует облегчение, что у него все кончено, — говорил мне Нагиб Амин. «Он очень устал». Хавасс говорит, что он рад освободиться от своих административных обязанностей и политических интриг, которыми отмечен его последний неспокойный год. «Я скучаю только по своим раскопкам, — настаивал он. «Я не рыдаю, я плачу. Почему я должен плакать? Никогда!» он стукнул ладонью по столу. «Никогда в жизни я не был в депрессии».

***

Хавасс родился в 1947 году в деревне в дельте Нила недалеко от города Дамиетта. Первоначально он хотел стать юристом, но получил степень в области египтологии в Каирском университете и греческой и римской археологии в Александрийском университете, а затем работал инспектором, археологом и администратором в Пирамидах. В 33 года он выиграл стипендию Фулбрайта для поступления в Пенсильванский университет, где получил докторскую степень. Для Хавасса этот период ознаменовал начало романа с Соединенными Штатами на всю жизнь и закрепил за ним репутацию человека с большими аппетитами.

«Однажды я пошел к Захи в Филадельфию, когда он был аспирантом, и мы пошли в этот бар для одиноких», — сказал мне Нагиб Амин, его друг по аспирантуре, когда мы возвращались с Хавассом на арендованной машине из Саккары в Каир. «Захи подобрал к нам двух девушек, они были кассирами в супермаркете, и он постоянно пытался продать себя, рассказывая о пирамидах. Наконец одна сказала подруге: «Я не хочу, чтобы он разговаривал, я просто хочу…» — и тут Амин употребил слово, не подходящее для публикации в этом журнале.

«Это был Нью-Йорк, а не Филадельфия, — вспомнил Хавасс. «На Нагибе был шарф Ясира Арафата, и он выглядел как террорист». Воспоминание привело его к оборонительному монологу о том, как его враги использовали сексуальные слухи, чтобы навредить его репутации. «Я никогда в жизни не спал с проституткой, — сказал он. «Знаете, что обо мне писали в революцию? Они сказали, что я тайно женат на американке и у меня есть девушка от нее. Это написали итальянцы». (Хавасс до сих пор известен как ловелас. Он много лет жил отдельно от жены; у них двое взрослых сыновей, один врач, другой ресторатор, оба живут в Каире.)

Хавасс провел большую часть своих семи лет в США, учась и работая. «Я жил внутри университета, — говорит он. Он был главой Союза египетских студентов в кампусе и много путешествовал, читая лекции в колледжах и других местах по всей Пенсильвании. Он установил контакты, которые помогли ему в сборе средств, и выработал уверенный стиль речи. «Я пошел тихим молодым человеком, я не знал своих талантов, но я научился подбирать слова и как стать публичным лектором». Его восхищение США росло. «Я обнаружил, что американцы — самые красивые люди», — говорит он. «Можно взять друзей на всю жизнь». До запрета на поездки Хавасс возвращался в США не реже одного раза в месяц, читая лекции, которые собирали аудиторию до 4000 человек.

Хавасс вернулся в Египет в 1987 году и был нанят директором Гизы и Саккары. Рядом со Сфинксом три года спустя он сделал прорывное открытие: древнее кладбище, содержащее 600 могил и 50 больших гробниц, принадлежащих строителям Пирамид, их семьям и надзирателям. Богатое иероглифами, описывающими ритуальные подношения и повседневные действия, такие как помол зерна и приготовление пива, кладбище давало беспрецедентное представление о жизни простых египтян во времена Четвертой и Пятой династий. Три года спустя, предвещая его будущие беды, он был обвинен в небрежности и уволен после того, как из Гизы была украдена ценная древняя статуэтка, находившаяся в его хранении; Хавасс говорит, что соперник подставил его. Через год он вернулся на работу, а в 2002 году был избран руководителем Высшего совета Египта по древностям. Этот пост дал ему надзор за тысячами археологических памятников Египта и платформу для создания его знаменитости.

Террористическая атака 1997 года, унесшая жизни 62 человек, в основном туристов, в храме Хатшепсут недалеко от Луксора, за которой последовали теракты 11 сентября, почти уничтожила туризм в Египте. Хавасс, вероятно, сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы заманить иностранных гостей. Его телепередачи, экскурсии по музеям, громкие раскопки и восстановление древних памятников «сделали египтологию динамичной», — говорит его давний друг Райнер Штадельманн, бывший глава Немецкого археологического института в Каире. Хавасс начал громкую кампанию по репатриации египетских артефактов, вывезенных европейцами, — бюста Нефертити, который сейчас находится в Новом музее в Берлине, Розеттского камня в Британском музее в Лондоне — раздражая некоторых мировых лидеров и кураторов, одновременно повышая свой авторитет.

В 2009 году Хавасс потребовал, чтобы Лувр передал пять настенных росписей из известняка, купленных музеем в 2000 и 2003 годах в галерее и на аукционе после того, как они были украдены из гробницы Луксора в 1980-х годах. Когда директор музея проигнорировал его, Хавасс заблокировал спонсируемые Лувром раскопки в Саккаре. «Это было как бомба», — говорит он. «В 8:45 утра я читал лекцию, мне позвонил Мубарак. «Захи, Саркози только что звонил мне, он сказал, что ты остановил Лувр, что случилось?» Я объяснил, и он сказал: «То, что ты сделал, было прекрасно». Лувр вернул произведения в 2009 году.. «Это возвращение стало везде символом, — говорит Хавасс. «В 2006 году они включили меня в число Time [журнала] 100 [самых влиятельных людей] из-за всего этого мужества и того, что я делал в мире».

Хавасс наслаждался своей славой. Он колесил по Каиру на внедорожнике с шофером, выпивал бутылки вина за 300 долларов, выставлял напоказ свою дружбу с актером Омаром Шарифом, время от времени посещал вечеринки на вилле Мубарака. В июне 2009 года он сопровождал президента Барака Обаму в поездке к пирамидам. Обама подписал фотографию пары перед Сфинксом со словами: «Спасибо, что поделились своей мудростью и пониманием», и эта фотография висит на видном месте в офисе Хавасса. Он продавал точную копию своей фетровой шляпы в стиле Индианы Джонса и заключил сделку с американской фирмой о выпуске собственной линии одежды. New York Times описал его как «линию грубых хаки, джинсовых рубашек и тщательно поношенных кожаных курток», что, согласно экземпляру каталога, означало «возврат к золотому веку открытий Египта в начале 20-го века». Сделка сорвалась после революции.

***

Несмотря на свои достижения, Хавассу удалось вызвать недовольство многих избирателей. Защитники природы сказали, что он «диснеевировал» древние памятники, такие как Луксор и Саккара, отремонтировав их с использованием неподходящих современных материалов, включая цемент, кирпич, дерево и металл. Его политика ограничения доступа к сайтам для защиты от воровства и вандализма — например, возведение стены вокруг пирамид и направление посетителей через два охраняемых входа — создала то, что некоторые считают формой апартеида. «Он построил эмоциональную и физическую стену между египтянами и их культурным наследием», — говорит Моника Ханна, бывшая коллега, которая сейчас преподает археологию в Университете Гумбольдта в Берлине.

Ученые говорят, что он часто стирал грань между шоу-бизнесом и наукой. Некоторые оспаривали утверждение Хавасса в 2007 году о том, что он «точно идентифицировал» мумию королевы Хатшепсут, фараона 18-й династии. Хавасс сопоставил зуб, найденный в шкатулке, связанной с Хатшепсут, с челюстью мумии, найденной в Луксорской Долине Царей, древнем королевском некрополе. Скептики говорят, что могила мумии была слишком скромной для королевы, и что пасынок Хатшепсут почти наверняка спрятал труп своей матери далеко от Луксора. «У Захи есть склонность представлять теории как факты, — говорит известный куратор музеев США и египтолог, который хорошо его знает.

Он также подвергся критике за запрет археологам объявлять о своих находках, требуя, чтобы они были предварительно проверены и объявлены им. После того, как египтолог из Йоркского университета Джоанн Флетчер в одностороннем порядке заявила, что обнаружила мумию Нефертити, жены покойного фараона 18-й династии Эхнатона, в гробнице недалеко от Луксора, Хавасс назвал находку «чистой выдумкой» и сделал ей выговор. и запретил ей снова работать в Египте. «Я сделал ее жизнь невыносимой, — говорит он мне. «Я был действительно суров. Нет со мной пощады». Защитники говорят, что его подход был давно назрел. «Критики говорили, что он присвоил себе все открытия в Египте, но на самом деле он их рекламировал и распространял информацию по надлежащим каналам», — говорит Питер Лаковара. Коллеги ворчали, что он притягивает к себе всеобщее внимание. «Что я могу сделать?» он спрашивает. «Бог дал мне эту харизму, он не дал ее никому другому. Кто теперь звезда? Скажи мне. Знаете ли вы имя какого-нибудь египетского антиквара? Два года меня нет, кто звезда?»

***

31 января 2011 года, в разгар революции, премьер-министр Ахмед Шафик предложил Хавассу вновь созданную должность государственного министра по делам древностей в наспех собранном кабинете. Смена правительства была частью последней отчаянной попытки успокоить протестующих и спасти Мубарака. Египетский музей только что был разграблен — артефакты, в том числе 54 древних изделия из бронзы, были украдены ворами, проникшими через окно в крыше, — и Хавасс часами выступал по международному телевидению, пытаясь убедить мир в том, что потери были минимальными. Говорит Хавасс: «Шафик сказал людям: «Лицо Захи было в телевидении всего мира, египтяне любят его, и если мы создадим для него это новое служение, он никогда не откажет». Я подумал: «Это время, когда моя страна нуждается во мне. Если я ничего не сделаю, это будет плохо». Тогда я согласился».

Коллеги говорят, что это был просчет. «У него была идея, что я должен выполнить свой долг», — сказал Райнер Штадельманн, когда мы сидели с Хавассом за ужином в одном из его любимых ресторанов, Trattoria, в богатом районе Замалек, принадлежащем сыну Омара Шарифа. Хавасс хранит в погребе личную коллекцию изысканных вин. «Египет был в хаосе, Египетский музей был разграблен, — продолжил Штадельманн. «Он не видел гнева по отношению к Мубараку. Он был политически наивен». В начале февраля, когда головорезы режима избивали и убивали протестующих на площади Тахрир, Хавасс похвалил президента в эфире BBC и сказал, что поддерживает предложение Мубарака возглавить упорядоченный переход. Для сотен тысяч, которые требовали немедленного изгнания Мубарака, Хавасс, казалось, поддержал оскорбляемого диктатора.

Два года спустя Хавасс не извиняется. Он утверждает, что «никогда не был близок» с бывшим президентом: «Я много страдал от режима Мубарака. Министры нападали на меня, дрались со мной», — но он уважал Мубарака как лидера. Когда началась революция, «я сказал, если вы хотите, чтобы Египет был стабильным, дайте Мубараку возможность остаться до сентября, проведите выборы. И в конце концов я оказался прав». Мубарак действительно допускал ошибки в последние годы своей жизни, признает он. «Мубарак никогда публично не заявлял, что его сын [Гамаль] не станет президентом. Я был против этого», — говорит Хавасс. «Во-вторых, он стал старым, я видел на собраниях, когда он их открывал, его ума там не было. И это позволило плохим людям, таким как глава парламента, глава правящей партии, стать сильными». Но ни одна другая фигура в стране, утверждает он, не могла удержать Египет вместе. «Мубарак как мужчина был неплох, — говорит он. «20 лет [его правления] было хорошо. Тридцать лет было слишком много».

***

В 9:30 субботним вечером в Каире Хавасс в раздражительном настроении. Сидя за VIP-столом в прокуренном бальном зале «Времен года на Ниле», Хавасс закатывает глаза, когда балетная труппа Каирской оперы исполняет мучительно медленный танцевальный номер. «Это самое скучное культурное мероприятие, которое я когда-либо видел в своей жизни», — ворчит он.

Поводом для этого стал ужин по сбору средств для Швейцарско-египетской бизнес-ассоциации, на котором присутствовали дипломаты и представители каирской элиты, многие из которых связаны со старым режимом. Через стол бывший секретарь Мубарака толпится с бывшим обозревателем государственной газеты 9. 0011 Аль-Ахрам , которого только что уволил новый редактор, член Братьев-мусульман, за критику Мурси. Теперь, когда власть находится в руках исламистов, эти представители старой гвардии ожесточены, бездействуют и боятся будущего. «Мурси нужно слушать людей, — говорит Хавасс. Затем, на следующем дыхании, он говорит, что египтяне «не понимают демократии» и «нуждаются в сильном диктаторе».

Будущее самого Хавасса остается туманным. Археолог утверждает, что не хочет возвращаться на прежнюю работу, но не может перестать говорить об упадке Министерства с тех пор, как ушел почти два года назад. «Когда я был там, здание горело, люди работали 9до 6 каждый день, но сейчас они ничего не делают», — утверждает он. «Кто там сейчас? Кто-то без опыта, в галстуке и костюме.

Действительно, в моменты беззащитности Хавасс, кажется, уже строит планы своего воскрешения. В прошлом, 2012 году, по его словам, исполнилось 100 лет со дня вывоза 3300-летнего бюста Нефертити из Египта в Берлин немецким археологом Людвигом Борхардтом. Хавасс выступал за ее репатриацию, но получил отпор со стороны немецких официальных лиц, которые утверждали, что удаление было законным и что статуэтка будет повреждена при ее перемещении. Импульс к возвращению исчез с революцией, но Хавасс не сдался. «В следующий четверг я собираюсь написать статью о Нефертити», — говорит он мне, пока официанты ходят по залу и начинает играть оркестр. — А я немцам скажу, что битва не окончена. Он ожидает, по его словам, звонка от правительства Мурси. «Если я им понадоблюсь, а я уверен, что понадоблюсь, я готов помочь», — говорит он. «И если они захотят, чтобы я вернулся к древностям, я вернусь». Подобно Осирису, Хавасс, похоже, чувствует, что триумф Сета лишь временный.

Захи Хавасс, силуэт которого осматривает фрески в Гизе, сетует на остановку многих реставрационных проектов после его отъезда. «Древности рушатся у меня на глазах», — говорит он. Насер Насер / AP Images Более десяти лет Хавасс был, возможно, Осирисом древностей. Мириам Абдельазиз / Redux Pictures

Рекомендуемые видео

Захи Хавасс | Биография и факты

Захи Хавасс и Барак Обама

Смотреть все медиа

Дата рождения:
28 мая 1947 г. (75 лет) Египет
Учредитель:
Египетская мумия, проект
Предметы изучения:
египтология пирамида

Просмотреть весь связанный контент →

Захи Хавасс , (родился 28 мая 1947 г., Аль-Убайдия, Египет), египетский археолог и государственный деятель, чья притягательная личность и мощная защита помогли привлечь внимание к раскопкам и усилиям по сохранению, которые он курировал как глава Высшего совета Египта по древностям (SCA). В 2011 году он занимал пост министра древностей Египта.

Хавасс вырос недалеко от Дамиетты в Египте и поступил в Александрийский университет с намерением стать юристом. В конце концов он сменил курс обучения на греческую и римскую археологию, но только после окончания учебы (B.A., 1967), что он увлекся этим предметом, работая инспектором Департамента древностей (предшественника SCA). После годичного курса аспирантуры по египтологии в Каирском университете Хавасс выиграл стипендию Фулбрайта и поступил в докторантуру. по программе египтологии в Университете Пенсильвании, которую он окончил в 1987 году. Затем он вернулся в Египет, где был назначен генеральным директором отдела древностей комплекса пирамид Гизы, а также исторических мест в Саккаре и Аль-Вахат аль- Бахрия (оазис Бахария).

В 1990 году в Гизе Хавасс обнаружил некрополь, в котором располагались гробницы строителей пирамид, что, вопреки популярным в то время маргинальным теориям, доказало, что пирамиды действительно были возведены египтянами. Частые откровенные разоблачения Хавассом сторонников альтернативной теории, которых он называл «пирамидиотами», создали ему международную репутацию. Его известность еще больше возросла в конце 1990-х годов, когда он начал раскопки обширной коллекции гробниц в оазисе Бахария. Это место стало известно как Долина золотых мумий из-за хорошо сохранившихся обитателей гробниц — больше, чем когда-либо было найдено в одном месте.

К тому времени, когда он был назначен генеральным секретарем SCA в 2002 году, Хавасс появлялся в многочисленных американских телевизионных программах, рекламирующих археологическое наследие Египта. Его повсеместное присутствие в СМИ сделало его одной из самых узнаваемых фигур в Египте, но также и одной из самых вызывающих разногласия. Критики отмечали его склонность к бойкому самовозвеличиванию, которое преуменьшало достижения других исследователей древностей, и обвиняли его в том, что он слишком часто отдавал предпочтение связям с общественностью, а не науке. (Немногие из его научных открытий были опубликованы в рецензируемых журналах.) В то же время Хавасса хвалили за то, что он вернул египтологам египтологию — десятилетиями принадлежавшую западным ученым. Было замечено, что его ревностные рекламные усилия породили национальную гордость и помогли привлечь туризм.

В качестве главы SCA Хавасс руководил несколькими другими проектами раскопок, которые привели к важным находкам, включая открытие в 2008 году пирамиды Древнего царства в Саккаре, которая, как было установлено, принадлежала королеве Тети. Он также инициировал проект «Египетские мумии», в котором использовались современные методы судебной экспертизы, такие как компьютерная томография, для изучения как королевских, так и некоролевских мумий. В результате этого проекта в 2007 году Хавасс объявил, что идентифицировал останки Хатшепсут, а в 2010 году было установлено, что Тутанхамон был сыном Эхнатона и, вероятно, умер от осложнений от малярии и болезни костей. В 2009, которому грозит обязательный выход на пенсию, Хавасс был назначен вице-министром культуры Египта, ответственным за SCA. Среди его постоянных усилий была репатриация нескольких известных египетских артефактов из зарубежных музеев, включая Розеттский камень и бюст Нефертити.

В январе 2011 г., после того, как президент Египта. Хосни Мубарак перетасовал свой кабинет после антиправительственных протестов, Хавасс был назначен на недавно созданную должность министра древностей. Однако после того, как 11 февраля протесты вынудили Мубарака уйти с поста президента, Хавасс оставался на своем посту всего несколько недель; он ушел в отставку в марте — в знак протеста, по его словам, против недостаточной безопасности музеев и археологических памятников после начала протестов, которые привели к мародерству. Менее чем через месяц после его отставки он был повторно назначен исполняющим обязанности премьер-министра Египта Эссамом Шарафом. Однако Хавасс сталкивался со все более громкой критикой со стороны египетских археологов, которые осуждали его властный стиль управления и ставили под сомнение его финансовые операции. Оппозиция Хавассу завершилась серией демонстраций с призывом к его удалению, которые возглавили египетские археологи у штаб-квартиры министерства древностей.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *