Древнерусское государство: дата образования, столица
- 15 Августа, 2019
- Страны
- Оксана Самохина
Вопрос о том, когда возникло древнерусское государство, заставляет спорить историков со всего света уже на протяжении многих сотен лет. Ведь до сих пор доподлинно неизвестно, в каком году оно образовалось. Большинство придерживаются норманнской теории и опираются на «Повесть временных лет», другие же считают эту теорию абсурдной. Как бы то ни было, в этой статье будут собраны факты, которые помогут разобраться в вопросе, в каком веке возникло древнерусское государство.
Краткие факты о возникновении государства
В начале девятого века были созданы два предгосударственных союза с центрами в Киеве и Новгороде. Они объединили обе восточнославянские племенные группы — северную и южную.
Рюрик, новгородский князь, умер в 879 году; и три года спустя Олег, назначенный попечителем сына и наследника Рюрика Игоря, объединил Киевское и Новгородское государства. Таким образом, древнерусское государство образовалось в 882 году. Киевская Русь стала одним из крупнейших европейских средневековых государств в 9-11-м веках.
Киевская Русь была ранним преимущественно восточнославянским государством примерно с 880 года. Столица древнерусского государства Киев. Все население разделилось на три основные нации — современные белорусы, русские и украинцы, а также на несколько небольших этнических групп, включая карпато-русиан. С историографической точки зрения Киевская Русь считается государством-предшественником трех современных стран восточнославянских народов: Беларуси, России и Украины. Царствование Владимира Великого (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) составляет золотой век Киева, который видел принятие православного христианства и создание первого восточнославянского письменного правового кодекса «Русская правда».
Киевская Русь сыграла важную роль не только в развитии России, но и в Европе. Она располагалась на двух важных торговых путях: по Волге, ведущем к скандинавским землям, и на караванном пути, соединяющем Европу с мусульманскими народами. В качестве основного торгового партнера Киевская Русь служила буфером для остальной Европы против вторжений Золотой Орды. Киев стоял на перекрестке между Востоком и Западом. Цивилизации, которые он породил, в конечном итоге сформируют мировую историю.
Ранняя история Руси
Люди Руси, вероятнее всего, жили на той территории, которая является теперь северо-западной Россией, с восьмого столетия. Согласно «Первичной летописи», самой ранней летописи Киевской Руси, варяг (викинг) по имени Рюрик впервые обосновался в Новгороде, расположенном в современной России (он был избран в качестве общего правителя несколькими славянскими и финно-угорскими племенами) примерно в 860 году, прежде чем двинуться на юг и распространить свою власть на Киев. Хроника называет его прародителем династии Рюриковичей. Вопрос, в каком году образовалось древнерусское государство, должен отпасть сам собой после познания этих фактов.
Эти варяги сначала поселились в Ладоге, а затем двинулись на юг в Новгород, в конце концов достигли Киева. Киевская Русь была основана киевским князем Олегом (Хельгу в хазарских записях) около 880 г. В течение следующих 35 лет Олег и его воины покорили различные восточнославянские и финские племена. В 907 г. Олег руководил нападением на Константинополь, а в 911 г. он подписал коммерческий договор с Византийской империей в качестве равноправного партнера. Новое киевское государство процветало, потому что у него были обильные запасы меха, пчелиного воска и меда на экспорт, и потому, что оно контролировало три основных торговых пути Восточной Европы: торговый путь по Волге от Балтийского моря до Востока, торговый путь через Днепр («путь из варяг в греки») от Балтийского до Черного моря и торговый путь от хазар до немцев.
К царству Святослава I, киевского князя (945-972), киевские правители приняли славянскую религию и имена, но их дружина по-прежнему состояла в основном из скандинавов. Военные завоевания Святослава были поразительными: он нанес смертельные удары двум своим сильнейшим соседям — Хазарии и Болгарской империи, которая рухнула вскоре после его набегов.
Киевская Русь, хотя и малонаселенная по сравнению с Западной Европой, была не только крупнейшим современным европейским государством по площади, но и одним из наиболее культурно развитых. Как свидетельствуют документы, его граждане обменивались любовными письмами и готовили шпаргалки для школ. В то время, когда Париж был полон сточных вод и мусора, Новгород имел канализационную систему и деревянное тротуарное покрытие. Когда большинство правовых кодексов Европы рассматривали пытки как предпочтительный способ выявления истины и часто злоупотребляли смертной казнью, «Русская правда» ограничивала наказания штрафами и вообще не предусматривала смертную казнь. Женщинам были предоставлены некоторые неотъемлемые права, такие как права собственности и наследования.
Золотой век Киева
Киевская область господствовала над государством Киевская Русь в течение следующих двух веков. Великий князь Киева контролировал земли вокруг города, а его родственники правили в других городах и платили ему дань. Пик государственной власти наступил во времена правления князя Владимира (Владимир Великий, ок. 980-1015) и князя Ярослава (Мудрый, ок. 1019-1054). Оба правителя продолжали неуклонную экспансию Киевской Руси, начатую при Олеге.
Правление князя Владимира
Владимир пришел к власти в Киеве после смерти своего отца Святослава I в 972 году и после победы над своим сводным братом Ярополком в 980 году. Самым заметным достижением Владимира была христианизация Киевской Руси, процесс, который начался в 988 году. В летописи Руси говорится, что, когда Владимир решил принять новую веру вместо традиционной славянской религии (язычества), он отправил некоторых из своих самых ценных советников и воинов в качестве эмиссаров в разные части Европы. После посещения католиков, евреев и мусульман, они наконец прибыли в Константинополь. Там они были настолько поражены красотой собора Святой Софии и проведенного там литургического богослужения, что тут же приняли решение о вере, которой хотели бы следовать. По прибытии домой они убедили Владимира в том, что вера греков была лучшим выбором для всех, после чего Владимир совершил путешествие в Константинополь и договорился о браке между собой и принцессой Анной, сестрой византийского императора Василия II.
Причины принятия христианства
Выбор Владимиром восточного христианства, возможно, также отражал его тесные личные связи с Константинополем, который доминировал на Черном море и, следовательно, торговал на самом жизненно важном коммерческом маршруте Киева — реке Днепр. Присоединение к Восточной Православной церкви имело долгосрочные политические, культурные и религиозные последствия. В церкви была литургия, написанная на кириллице, и корпус переводов с греческого, который был подготовлен для славянских народов. Существование этой литературы облегчило обращение в христианство восточных славян и познакомило их с рудиментарной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучать греческий язык. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе выучили латынь. Пользуясь независимостью от римской власти и свободой от принципов латинского обучения, восточные славяне разработали собственную литературу и изобразительное искусство, совершенно отличные от других православных стран.
Демографическая статистика
Экономическое развитие Киевской Руси можно перевести в демографическую статистику. В Киеве насчитывалось 50 000 человек, в Новгороде и Чернигове — около 30 000 человек. Для сравнения: в англо-нормандской Англии, где урбанизация была такой же продвинутой, как в Европе к северу от Средиземного моря, в Лондоне проживало около 12 000 жителей, а во втором по величине городе Англии, Винчестере, — около 5000. Советский ученый Михаил Тихомиров подсчитал, что Киевская Русь накануне монгольского нашествия имела около 300 городских центров.
Роль древнерусского государства в Европе
Киевская Русь сыграла важную генеалогическую роль и в европейской политике. Ярослав Мудрый, мачеха которого принадлежала к величайшей династии, управлявшей Византией, женился на единственной законной дочери короля, которая христианизировала Швецию. Его дочерьми стали королевы Венгрии, Франции и Норвегии, его сыновья женились на дочерях польского короля и византийского императора (не говоря уже о племяннице папы), в то время как его внучки стали немецкой императрицей и (согласно одной теории) королевой Шотландии. Внук женился на единственной дочери последнего англосаксонского короля. На самом деле ни одна другая современная королевская семья не была так хорошо связана со всеми, как Рюриковичи. Благодаря этим брачным связям Киевская Русь стала известной во всей Европе.
Наследие Древней Руси
Неудивительно, что Киевская Русь оставила мощное наследие. Лидер династии Рюриковичей объединил большую территорию, населенную восточными славянами, в важное, хотя и нестабильное, государство. После того как Владимир принял восточное православие, Киевская Русь объединилась под церковную структуру и разработала византийско-славянский синтез в культуре и государственном искусстве. Надеемся, что после изучения этой статьи у вас больше не возникнет вопроса о том, в каком веке образовалось древнерусское государство.
Похожие статьи
Страны
Река Нил: где находится, в какой стране?
Страны
Флаг Российской империи до 1917 года: фото и описание
Страны
Грузинская православная церковь: история и особенности, отличие от Русской православной церкви
Страны
Ливония — это какая страна? Современное название, расположение и территория
Страны
Московское княжество: дата образования, ход исторических событий
Страны
Пруссия — это какая страна сейчас? Современное название государства, границы и история
Тест по теме «Тест по предмету История государства и права России, тема Древнерусское государство и право (IX – XII вв.
). Государственный строй.»Авторам
8-800-333-85-44
Оформить заявку
Вход
- Справочник
- Онлайн-калькуляторы
- Тесты с ответами
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Юридические дисциплины
Контрольная работа
от 1 дня /
от 100 руб
Курсовая работа
от 5 дней /
от 1800 руб
Дипломная работа
от 7 дней /
от 7950 руб
Реферат
от 1 дня /
от 700 руб
Онлайн-помощь
от 1 дня /
от 300 руб
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Навязывание прошлого: война Путина за историю
Много написано об отношении Владимира Путина к истории: о том, как она его завораживает, как вдохновляет и как искажает его мышление. Тем не менее, каким бы проницательным ни был этот анализ, он не всегда отражает степень, в которой Путин на самом деле борется с Западом за контроль над историческими нарративами. Дело не только в том, что Путин считает, что история предназначила России величие. Он также считает, что признание этого факта является необходимым условием для его выполнения.
В течение последнего десятилетия российские политики и государственные СМИ утверждали, что иностранцы ведут вечную войну против российской истории, якобы направленную на уничтожение самой сути российской идентичности. В ответ российское государство развернуло натиск исторической пропаганды, направленной на то, чтобы убедить россиян в том, что они являются частью великой нации, сопротивляющейся исторической и культурной колонизации. Путин вторгся в Украину, по крайней мере частично, чтобы навязать свой взгляд на прошлое стране, которая, как он опасался, умышленно и злонамеренно неправильно помнит его.
Значение российской истории
В 2016 году прямо у Кремля Путин открыл памятник великому князю Владимиру, правителю православного средневекового государства Киевская Русь. Он стоит на жалкие 10 сантиметров выше украинской статуи того же великого князя. Украинские и российские историки давно спорят о наследии этой средневековой империи. Для Путина Русь — первое русское государство и общая точка происхождения украинцев и русских. Более того, это доказательство того, что Украины как страны, народа, культуры и идентичности на самом деле не существует. Руководству России важно поддерживать эту веру, потому что, если Украина будет отдельной нацией и культурой, то претензии России на цивилизационное наследие Киевской Руси исчезнут вместе с ней, подорвав основы, на которых российское государство построило свою постсоветскую личность.
Стать членом
Но это только одна часть рассказа Путина. Великая Отечественная война, русский термин для обозначения войны Советского Союза против нацистов с 1941 по 1945 год, лежит в центре российской политики памяти и постсоветской идентичности. Национализировав советскую победу как российскую, Кремль видит в победе над нацизмом подтверждение права России на сферу влияния — права, также предоставленного Россией в наследство от Киевской Руси. На вопрос этот пост-1945 право, или запятнать память о Великой Отечественной войне каким-либо образом, независимо от точности, преступно — в буквальном смысле. В 2020 году Владимир Путин ввел масштабные новые законодательные поправки, которые составили новую конституцию России и включали кодификацию обязанности «защищать историческую правду» и «защищать память» о Великой Отечественной войне. Такая формулировка усиливает представление о том, что память и истина находятся под угрозой со стороны альтернативных — западных — версий прошлого.
В российской официальной памяти — и законе — нет места ни массовым изнасилованиям красноармейцев в Берлине, ни пост-1945 Советская оккупация Восточной Европы. В этом контексте ограничительное законодательство возникло не на пустом месте: российское правительство, СМИ и — в какой-то мере — общественность заранее тщательно подготовили для него основу, работая как создатели памяти, чтобы втолкнуть историю в самое сердце России. политическая и массовая культура. Усилия, которые они предприняли, были частью интенсивного использования Кремлем выборочной истории, чтобы определить, что значит быть русским, оправдать свое собственное правление и проецировать власть внутри страны и за рубежом. И это сработало. Пожалуй, единственной по-настоящему объединяющей национальной идеей для многих россиян является Великая Отечественная война: это одна из немногих тем, по которой согласны почти все россияне, причем 89гордятся Великой Победой, согласно опросу, проведенному в сентябре 2020 года.
Конечно, историческая пропаганда далеко не уникальна для России. Прославление прошлого является фундаментальным аспектом формирования национальной идентичности. Войны из-за исторических нарративов между обществами и внутри них усиливаются по всему миру, от битвы между Комиссией президента Трампа 1776 года и Проектом 1619 года до повторного открытия Китаем Второй мировой войны как новой формы антизападного национализма. Как утверждала историк Маргарет Макмиллан, в светских обществах, в частности, история часто используется для рассказов о морали, ранее взятых из религии. Действительно, активная дискурсивная реконструкция прошлого сыграла особенно заметную роль в посткоммунистическом пространстве, возникшем после 19 века.89, поскольку страны стремились создать новое будущее, но нуждались в новом прошлом, чтобы оправдать их.
При этом в современной России эти нарративы играют особую роль. После падения коммунизма Россия оказалась не в том же положении, что и другие постсоветские государства. Как наследница Союза Советских Социалистических Республик, она оказалась не в состоянии полностью отказаться от советского наследия или представить себя оккупантом, а не оккупантом. Более того, Россия была и остается слишком многообразной в этническом и религиозном отношении, чтобы ни религия, ни этническая принадлежность не могли функционировать как объединяющий элемент. Управление этнонационализмом было политическим приоритетом в период с 2006 по 2012 год и продолжало вызывать серьезную озабоченность в начале третьего срока Путина. Хотя правительство заигрывало с этноцентризмом, особенно во время аннексии Крыма в начале 2014 года, откровенный этнонационализм играл ограниченную роль в дискурсе правительства. Вместо этого возник имперский национализм с этническими русскими в качестве primus inter pares , даже именуемый в конституции «государствообразующим народом».
Таким образом, обращение к истории как к основе русской национальной идентичности имеет то преимущество, что отвечает широкому спектру требований: оно апеллирует к наследственным и генеалогическим элементам этнического национализма, но при этом отражает полиэтничный характер Российской империи и Союза советских Социалистические республики. Российская политическая система, президентский режим и приоритет государства над обществом сделали практически невозможным создание гражданской идентичности, для чего потребовалось бы политическое участие народа и гражданское общество, которые Кремль демонтировал. Точно так же нет последовательного набора идеологических принципов, регулирующих образ жизни людей, как это было в коммунистическую эпоху. Это только усиливает значение истории в создании объединяющей национальной концепции или ответа на вопрос, почему русские объединены как нация. Культурная память и чувство общей истории — единственные возможные варианты.
В своем исследовании советских и постсоветских исторических нарративов академик Томас Шерлок демонстрирует, как делегитимация советского прошлого, имевшая место при Михаиле Горбачеве, оказала глубоко дестабилизирующее воздействие на советское общество, даже способствуя падению Советского Союза. Во многих отношениях российский истеблишмент при Путине приступил к обращению вспять этой дестабилизации, но это не всегда означало восстановление старой истории. Вместо этого он сосредоточился на восстановлении старого отношения к истории, очерняя критические подходы, наблюдавшиеся во время 9-го века.0025 перестройка эпоха.
Помимо Киевской Руси и Великой Отечественной войны, которые служат соответственно краеугольным камнем и окончательным, неопровержимым доказательством того, что Россия особенная, реальные события, составляющие исторический нарратив, имеют очень мало значения. Всегда можно добавить новые биты, при условии, что их можно интерпретировать таким образом, чтобы поддерживать три основных аргумента. Эти аргументы таковы: России нужно сильное государство; У России особый путь развития; а Россия — великая мессианская держава, которая может предложить миру нечто уникальное. Относится ли прославление рассматриваемого государства к Сталину или царю Николаю I, менее важно, чем сила прославляемого государства.
Интенсивное использование и распространение правительством избирательных интерпретаций истории для определения того, что значит быть русским, для оправдания своего правления и для проецирования власти внутри страны и за рубежом, смещает акцент с «того, что известно» на «действие». знания и осуществления этого знания. Иными словами, в определенных пределах не имеет значения, верите ли вы или во что вы верите, важно, что вы говорите и действуете так, как будто верите в это. В конечном счете, речь идет о построении российской идентичности. Проблема в том, что эта идентичность конструировалась и строится поверх Украины.
Впечатляющая история
В 2012 году Путин объявил, что укрепление национального самосознания будет приоритетом его предстоящего срока, заявив, что определение российской идентичности расплывчато и нуждается в уточнении. Он решил усовершенствовать его вокруг сфабрикованного, но эмоционально сильного общего прошлого, объявив 2012 год Годом истории и создав новые исторические общества, ответственные за выпуск военных блокбастеров, выставок, музеев, военно-исторических детских клубов и лагерей, посвященных теме Второй мировой войны. парки.
Впоследствии российское правительство создало множество различных мероприятий и практик, связанных с памятью, предлагая людям множество возможностей заниматься историей и, таким образом, воплощать в жизнь свое утверждение о том, что Кремль был ведет российских граждан к большему историческому сознанию и культурному сознанию. Наиболее заметными среди таких органов являются так называемые правительственные неправительственные организации, такие как Российское военно-историческое общество и Российское историческое общество. Хотя эти организации явно контролируются правительством, они позиционируют себя как независимые органы гражданского общества, маскируя участие государства в политике памяти. Всего за семь лет, с 2013 по 2020 год, Российское военно-историческое общество выпустило 3000 мемориальных досок, 650 открытых лекций, 600 документальных и кинофильмов, 300 памятников, 251 военно-историческую экскурсию, 213 военно-исторических фестивалей, 155 военно-исторических лагерей, 70 конференций, 40 сорок выставок; девять тематических поездов, семь исторических комиссий, шесть исторических веб-порталов, четыре музея и бесчисленное количество фирменных тетрадей, пеналов и ручек.
Правительство также реквизировало подлинные памятные даты гражданского общества, о чем свидетельствует враждебный захват общенационального движения «Бессмертный полк» — шествия, разработанного независимыми журналистами в Томске для поощрения людей к сохранению личных воспоминаний о членах семей, участвовавших в Великой Отечественной войне. . Когда она стала популярной, правительство клонировало организацию и заставило многих добровольцев присоединиться к ее новому, крайне политизированному варианту, где Путин теперь идет во главе шествия в честь Дня Победы с различными мировыми лидерами.
Российское правительство использовало историческую интерпретацию как олицетворение патриотического сознания, чтобы противопоставить российское контрреволюционное сознание западной культурной колонизации, которая (якобы) является наиболее вопиющей в сфере исторической фальсификации. Стратегия национальной безопасности России 2021 года посвящает целый раздел культурным и духовным ценностям и исторической правде, утверждая, что российская идентичность и русский народ подвергались постоянным атакам из-за попыток исказить и фальсифицировать российскую историю. Эти угрозы исходят не только от Запада, но и от его агентов в России (и того, что Кремль считает Россией), которые якобы ведут кампанию культурной колонизации.
Как писал Путин в своем эссе об историческом единстве России и Украины в июне 2021 года, «правящие круги Украины решили оправдать независимость своей страны отрицанием ее прошлого…. Они начали мифологизировать и переписывать историю, вычеркивать все, что нас объединяло». Он обвиняет западные силы в том, что они подтолкнули Украину к переписыванию истории. Президент России формулирует часто повторяемую мысль о том, что западная культура заставила страны забыть о своей исторической ценности, как это произошло с Россией в XIX веке.90-е. Однако этот процесс в условиях путинского «исторического ренессанса» исправлялся.
Несмотря на предполагаемую масштабность угрозы, Путин настаивает на том, что Россия сохраняет уникальную позицию для сохранения своего культурного суверенитета благодаря обретению ею культурного сознания. Чтобы достичь культурного сознания, необходимо осознать структурную важность истории по отношению к повседневным факторам. Это признать попытки исказить историю попытками исказить действительность и соответственно отвергнуть их. Знания и исторический опыт России якобы обеспечивают защиту нации от культурной колонизации и обеспечивают сохранение ее культурного суверенитета.
Россия, способная противостоять культурной колонизации и историческому отчуждению, жертвой которых стали другие страны, теперь должна помочь другим вновь открыть для себя собственное культурное сознание — пробудить их от навязанного американцами культурного сна. Этот аргумент широко продвигался в средствах массовой информации после интервенции в Сирии в 2015 году и изображает Россию как маяк культурного сознания, показывающий другим странам, как восстановить связь со своей историей и наследием и оставаться верными им. Именно этот нарратив позволяет Кремлю заявлять, что он знает истинную идентичность Украины лучше, чем сами украинцы, и что Россия лучше всего может восстановить и защитить эту идентичность в 2022 году. Битва заключается не только в том, чтобы убедить украинцев в их истории, но и в том, , чтобы сохранить и защитить особое понимание русской истории, которое зависит от украинского подчинения.
Высокомерная «специальная военная операция» России по денацизации Украины потерпела крах при контакте с реальными украинцами, которые оказались совсем не такими, как те, что были сконструированы в кремлевских мифоманских умах. Россия нашла в Украине нацию, которой, по ее мнению, не было. И все же признание этого оказало бы глубоко дестабилизирующее воздействие на официальные представления о российской идентичности. В конечном итоге потребуется переписать российскую историю и национальную идентичность с нуля — именно против этого борется Путин. Борясь за то, чтобы навязать Украине свою память, Россия рискует не только своим будущим, но и своим прошлым. К сожалению, это может привести к долгой войне.
Стать членом
Джейд МакГлинн является автором Российской войны и научный сотрудник на военном факультете, Королевский колледж Лондон
Изображение: Wikimedia Commons
9003 9003 9003 9003
Изображение: Wikimedia Commons
9003 9003 9003 9003 9003 9003 9003
. Долгая история России и войны
Чтобы понять, что движет вторжением президента России Владимира Путина в Украину, полезно ознакомиться с историей войн России, говорит Грег Карлтон, профессор русистики.
«Россия всегда была милитаризованной страной — она сделала это, по сути, для собственного выживания», — говорит он.
Более десяти лет назад, когда Карлтон проводил лето в России, занимаясь исследованиями, его поразили частые упоминания о войне, которые он видел на рекламных щитах, по телевидению и в книжных магазинах. «Это было просто постоянное присутствие, от которого невозможно убежать», — говорит он.
Задаваясь вопросом, что происходит, он сделал это новым направлением своих исследований — он профессор русистики на кафедре международной литературы и культурологии. Результатом стала его книга Russia: The Story of War , которая вышла пять лет назад и дает представление о текущей войне.
Окруженная Европой и Азией, Россия за свою историю пережила три крупных нашествия: монголов в XIII веке, Наполеона в 1812 году и Гитлера в 1941 году. «, — говорит Карлтон.
Война пронизывает всю культуру, говорит он. Возьмите самый большой праздник в России, День Победы 9 мая. , посвященный окончанию Второй мировой войны. На церемониях по всей стране — в ее 11 часовых поясах — миллионы людей проходят парадом с фотографиями своих родственников, сражавшихся в той войне, в которой Россия потеряла около 14 миллионов военных и гражданских лиц. Это больше, чем церемония в честь Дня ветеранов — телевизионные станции показывают фильмы о войне в течение всей недели — это захватывает общественное сознание.
Этот акцент на национальном сознании войны использовался политическими лидерами в своих целях, особенно после 19-го века.ХХ века, с подъемом национализма. «Это слишком частое явление, чтобы его игнорировать», — говорит Карлтон, который преподает русскую литературу и ведет курсы «Нации-воины» об исключительности США и России, а также «Военные истории» о подъеме современной войны. Путин не исключение. «Он следует образцу, который был установлен на протяжении веков».
«Этот ритуал в День Победы чем-то похож на гражданскую религию, — говорит Карлтон. «Это способ никогда не отпускать Вторую мировую войну. Но даже более того, сама война почти никогда не считается оконченной».
Лучшая защита — это наступление
Хотя культура войны имеет глубокие корни в российской истории, «это очень тщательно подобранная история», — говорит Карлтон. Несмотря на то, что в русском повествовании об истории войны рассматриваются как оборонительные, далеко не все они велись по оборонительным соображениям.
«Путин изо всех сил пытался найти правильную историю — обычно это признак того, что на войне что-то идет не так, — говорит Грег Карлтон.
Возьмем ранний случай — войну против соседней Казани в 1552 году под предводительством Ивана Грозного, русского царя. Казань была мусульманским государством примерно в 450 милях к востоку от Москвы, преемницей монгольской империи. Россия начала и выиграла войну, которая подготовила почву для ее имперской экспансии вплоть до Тихого океана.
Это был первый пример российского «оборонительного экспансионизма», — говорит Карлтон. «Мысль такая: у нас есть враждебный сосед — или потенциально враждебный сосед, — поэтому лучшее, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это пересечь нашу границу и раздавить этого соседа. А потом следующее: ну, теперь у нас новая граница, с новым враждебным соседом. И так мы атакуем — до бесконечности. Это защитная экспансия».
Иван Грозный оправдывал вторжение в Казань тем, что там православные подвергались гонениям. Россия «заявила, что «защищает наших братьев, по сути, от угрозы геноцида», — отмечает Карлтон.
Перенесемся в 2022 год и заменим казанских православных на русскоязычных украинцев, и это «именно то, о чем говорит Путин», — говорит Карлтон. В конце февраля Путин охарактеризовал вторжение в Украину как военную операцию по защите людей, столкнувшихся с геноцидом, учиненным властями в Киеве, — утверждение, которое независимые ученые отвергают как искажение истории. Россия продолжает заявлять, что «денацифицирует» Украину, ссылаясь в своей риторике на Вторую мировую войну, несмотря на то, что демократически избранный президент Украины является евреем и потерял родственников во время Холокоста.
Попытка подключиться к мифу о войне в России
16 марта на видеоконференции Путин произнес длинную речь, «разбирая весь этот список жалоб на Запад, этот прогон российской истории, эти вещи, которые есть у всех столкнулись», — говорит Карлтон. «Для постороннего это не имеет смысла. Похоже, он бормочет и разглагольствует».
Для внутренней аудитории в России Путин «может показаться гиперэмоциональным, но это не разглагольствования», — говорит он. «Все это имеет смысл и сходится, если поместить это в рамки русского военного мифа» — выборочные истории, которые нация рассказывает о себе.
Этот контекст может «помочь понять, что происходит в России», — говорит Карлтон. «Мы не можем просто отмахнуться от этого как от чего-то нелепого или фантастического — это имеет глубокие корни в российской истории. Хотя, конечно, это очень яркая история. Это как если бы вы взяли американскую историю и проигнорировали рабство и политику геноцида в отношении коренных американцев».
Что действительно поразительно, говорит Карлтон, так это прохладное отношение России к войне на Украине, несмотря на пропагандистские усилия Путина, подавление независимых источников информации и подавление инакомыслия.
Попытки Путина связать нынешнюю войну с историей России, похоже, не находят отклика у российской общественности, говорит Карлтон. «Я думаю, что ключевым признаком является просто оглушительное отсутствие поддержки войны в России», — говорит он. «Я был в России, когда в марте 2014 года произошла аннексия Крыма, и реакция внутри страны тогда была совсем другой».
Одной из причин такого различия, по словам Карлесона, является то, что Крым долгое время административно и культурно был частью России. «Только в 1954 было внезапно передано Украинской республике Хрущевым, что в то время не имело большого значения в реальном выражении, поскольку все это находилось под эгидой Советского Союза», — говорит он. «Поэтому его «возвращение домой» в 2014 году имело смысл для многих россиян. Кроме того, помогли масштаб этого вторжения, быстрота операции и относительно небольшое кровопролитие».
Тем не менее, по его словам, «отсутствие внутренней поддержки сейчас так глубоко ошеломляет».
Достаточно солгать, и ты тоже начнешь верить
Почему в этот раз мифотворчество не работает? Карлтон считает, что проблема может заключаться в том, насколько изолированным стал Путин. Карлтон цитирует высказывание нацистского лидера Йозефа Геббельса о том, что если лгать достаточно долго, люди в это поверят. «Я думаю, что с Путиным может быть правдой то, что если вы лжете достаточно долго, вы поверите в это», — говорит Карлтон.
«В начале 2000-х у меня было ощущение, что Путин был холодным реалистом и точно знал, что то, что он говорил, было пропагандой», — говорит он. «Примерно 20 лет спустя он окружен поддакивающими людьми — сила может сделать это с человеком — и теперь он поверил этой лжи».
21 февраля, накануне вторжения в Украину, Путин произнес речь, полную сарказма, и Карлтон не думает, что просто играл роль. «Похоже, что он действительно верит в это сейчас — он верит в свой собственный миф. Это не неслыханно. Советские лидеры поверили собственной пропаганде».
Возьмите рассказ Путина о «нацификации» украинского правительства. «Это такая вопиющая ложь, что сегодня он просит свое население дома проглотить», — говорит Карлтон.
Что касается того, что российская общественность покупает эту ложь, то некоторые, безусловно, покупаются, «в первую очередь потому, что у них нет другого источника информации, учитывая государственный контроль над телевидением — основным источником для многих россиян — и интернетом в России», — говорит он. «Можно также предположить, что некоторые россияне отказываются верить в то, что происходит, просто потому, что они думают, что их страна не за это».
Семена гибели Путина?
Будучи давним наблюдателем за Россией, Карлтон считает, что Путин «полностью перестарался со вторжением в Украину — он совершил колоссальную ошибку. Он разрушил две страны, Украину и Россию. У меня разбивается сердце, что один человек за один день может сделать это».
Если бы Путин умер год назад, «он вошел бы в российскую мифическую историю как одна из великих фигур этой истории, как человек, который вернул Россию из состояния, когда она стояла на коленях в 1990-е годы, и сделал ее в нацию, которая имела какой-то авторитет в мире», — говорит Карлтон.
С вторжением, правда, «не знаю, чем это кончится, но, наверное, кончится тем, что его больше нет в Кремле».
Это предположение основано на истории. По его словам, российские «войны выбора» — ничем не спровоцированные наступательные войны — которые заканчивались трясиной или поражением, как правило, приводили к катастрофическим результатам. Потери русских в русско-японской войне 19 г.04-1905, например, привели к революции 1905 года, волне политических и социальных волнений, которые привели к конституционным реформам и подготовили почву для русской революции 1917 года, в ходе которой монархия была упразднена, а царь казнен.
Ваш комментарий будет первым