Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Фигуры на острове пасхи – Статуи острова Пасхи: древняя загадка

Содержание

Статуи острова Пасхи: древняя загадка

Приветствуем вас, дорогие читатели! Сегодня мы расскажем вам об одном из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете – острове Пасхи. Чем же он так знаменит, и почему для многих людей большое расстояние от материка не является преградой для его посещения? Ответ очевиден.

Величественные статуи острова Пасхи, или на языке местных «моаи», будоражат взоры приезжающих сюда туристов. В этой статье вы узнаете различные гипотезы возникновения огромных истуканов и их предназначения, а также многие другие тайны этого удивительного места.

История острова Пасхи

Впервые остров Пасхи был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в 1722 году. Он и дал знаменитое название этой точке в Тихом океане. Дело в том, что экспедиция голландца обнаружила это место в канун праздника Воскресения Христова (Пасхи). Позже стало известно другое название Рапа-Нуи («Великий Рапа»), которое дали полинезийцы, населявшие это место до прибытия европейцев.

На сегодняшний день остров Пасхи является территорией государства Чили. Население составляет приблизительно 6000 человек, основным доходом которых является туризм и сельское хозяйство.

Статуи острова Пасхи: основные гипотезы возникновения

Статуи острова Пасхи разбросаны по всей его территории. Всего насчитывается 887 древних истуканов, сделанных из камня. Основная их часть находится в национальном парке Рапа-Нуи, который занимает половину острова. Высота самой тяжелой статуи составляет около 90 тонн, при росте в 15 метров!

Рассмотрим основные версии появления каменных исполинов на острове Пасхи.

Ученые установили, что статуи создало племя каменотесов, живших здесь задолго до прихода европейцев. Эту теорию доказывает наличие каменоломни у потухшего вулкана Рано-Рараку. Многие идолы лежат там незавершенные, а некоторых только начали выпиливать из скалы. Истуканы изображали умерших предков, а туземцы поклонялись им.

Коренные жители острова Пасхи

Островитяне верили, что эти статуи могли управлять погодой, влиять на судьбы людей и насылать проклятия на врагов. Поэтому каждый житель острова старался обзавестись своим личным предком-истуканом. Чем статуя была огромней и тяжелее, тем большей силой она обладала.

Незавершенная статуя

Также считается, что раньше остров Пасхи покрывали густые леса. Туземцы, хотевшие поставить свои идолы по кругу острова, начали вырубать деревья для перемещения тяжеленных фигур. Так, вскоре на острове не осталось ни одного дерева, вследствие этого почва на Рапа-Нуи обнищала и сильно упала урожайность. Соплеменники начали враждовать между собой. По этой причине, кто не был убит, покинули свой дом, и больше сюда никогда не возвращались.

Сторонники другой гипотезы утверждают, что статуи острова Пасхи были созданы высокоразвитой цивилизацией. Ученые считают, что неотесанные дикари не могли вырубить из скалы и растащить по всей территории столько истуканов, весом, примерно, 5-10 тонн каждый. Поэтому многие убеждены в том, что остров Пасхи – это часть затонувшего континента – Лемурия. Лемурийцы были развитой расой гигантов, высотой около 18 метров, так что им не составило особого труда создать такие статуи.

Следующая версия утверждает нам, что огромные статуи острова Пасхи были созданы космическими пришельцами. История гласит, что инопланетяне попали туда из-за поломки космического корабля. Занимаясь его ремонтом, они и соорудили истуканов, кстати так похожих на них самих. Починив свой корабль, пришельцы улетели.


Читайте также


По четвертой гипотезе древние истуканы представляют собой глубинные подземные формы жизни. Согласно легендам островитян, статуи когда-то умели ходить. Состоящие из вулканических пород истуканы Пасхи вышли из недр вулкана Рана-Рараку. Именно в этом месте больше всего каменных идолов. У подножия вулкана они и застыли, попав в непривычную для них среду.

Раскопки на острове Пасхи

В недавнем времени археологи обнаружили интересную находку при раскопках на острове Пасхи. Оказывается, так глубоко статуи были закопаны ненамеренно. Ученые утверждают, что их занесло слоем земли и щебня, скорее всего, из-за сильного цунами на острове или же других климатических изменений.

Большинство статуй стоит вертикально на каменной плите, и смотрят вглубь острова. Это говорит о том, что туземцы использовали различные инструменты в виде веревок, палок и других каменных орудий, для того чтобы поднять их в вертикальное положение.

Также в процессе раскопок археологи установили, что истуканы были окрашены в красный пигмент, а их спины расписаны разными надписями. По мнению ученых, это считалось своеобразной подписью владельца.

Теорий о возникновении статуй острова очень много. Мы рассказали вам самые интересные. Ежегодно разгадать тайны этого места приезжают тысячи туристов, ученых и геологов. Но до сих пор никто не пришел к единому мнению, как появились статуи острова Пасхи. Найти точный ответ на этот вопрос наука пока не может.

Если вам понравилась наша статья, то поделитесь ею с друзьями и подпишитесь на наши обновления. Также предлагаем вам скачать презентацию «Остров Пасхи: древняя загадка», которая пригодится вам на занятиях или других мероприятиях. До новых встреч!

idealtourist.ru

Статуи Моаи на острове Пасхи

История истуканов

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре. 

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка. 

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй. 

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев. 

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году. 

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами.  Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Видео про Моаи

Моаи на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

1chudo.ru

Статуи острова Пасхи: история, происхождение, фото

Огромные истуканы на острове Пасхи, по мнению исследователей, это умершие предки местных жителей. Рапануйцы считали, что Моаи могут влиять на погоду. Они были уверены, что чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия и благополучие семьи.

Большая часть населения планеты проявляет интерес к загадочным и мистическим фактам из биографии наших предков. Одним из таинственных артефактов прошлого являются статуи острова Пасхи. Местные жители называют монументы древней цивилизации – Моаи. Посмотреть на Моаи мечтают многие путешественники, увлекающиеся древней историей. Для чего были высечены из камня эти статуи и каким способом удалось рассредоточить многотонные истуканы по острову? Эти вопросы остаются загадками. Но археологам удалось прояснить кое-какие факты.

История острова Пасхи

Одинокий остров среди просторов Тихого океана обнаружил Якоб Роггевен – нидерландский путешественник и мореплаватель. Историческое событие датировано 5 апреля 1722 года, в канун православного праздника Воскресения Христова, более известного как Пасха. Глава экспедиции предложил назвать одинокий участок суши в честь предстоящего торжества. К нидерландскому судну стали подплывать каноэ с любопытными местными жителями. Спустя 5 дней добровольцы из экипажа корабля Afrikaanse Galley вместе с Роггевеном решились сойти на берег.

В момент открытия острова Пасхи на нём проживало чуть менее 3 тыс. человек. Полуголое местное население проявляло интерес к чужакам и охотно шло на контакт с путешественниками.

Как выяснилось позже, сами островитяне называют остров Рапа-Нуи. В переводе с полинезийской речи название острова звучит как – Великий Рапа. Общая площадь Рапа-Нуи 17 км². Сегодня остров Пасхи принадлежит Чили.  На нём проживает около 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

Англичане оспаривали заслугу нидерландской экспедиции, утверждая, что остров открыли британские мореплаватели. Якобы об этом упоминалось в книге пирата Лионеля Вафера от 1687 года. В летописи сказано, что пиратское судно Batchelor’s Delight под командованием Эдварда Дэвиса уходило от погони испанской флотилии. Недалеко от Галапагосских островов корабль наткнулся на неизвестный участок суши. Издалека виднелся пляж и многочисленные статуи. Однако исследовать землю не удалось, так как приближались испанские суда. Но острову присвоили название Земля Дэвиса.

Европейцы на острове

Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена были поражены многочисленными статуями по всему периметру острова. Вместе с этим они не меньше удивились тому, что остров практически весь был вырублен. После научных исследований экспедиция отчалила. С этого момента на Рапа-Нуи не ступала нога чужака 50 лет.

Впоследствии на остров Пасхи высадились испанцы. Они аннексировали близлежащие к колониям территории. Именно испанцы составили первую подробную карту Рапа-Нуи и заставили местное население присягнуть Королевству. С этого момента остров был переименован в Сан-Карлос в честь короля Карла III.

С конца 18-го века Рапа-Нуи стали посещать многочисленные экспедиции. Среди самых знаменитых путешественников здесь побывали: Джеймс Кук, Жан Франсуа Лаперуз, Юрий Лисянский. Также высаживались и американцы, которые однажды похитили 10 пар местных жителей, пытаясь расселить их на вулканических островах Хуан-Фернандес в 450 км от Рапа-Нуи. По задумке похитителей, полинезийцы должны были создать новую колонию. Однако большая часть похищенных бежала, спрыгнув за борт. Не сумев выловить беглецов, американцы бросили островитян в открытом океане.

Во второй половине ХХ века на острове Пасхи построили аэродром Матавери. С 1995 года Рапа-Нуи входит в список Всемирного наследия Юнеско.

История появления загадочных Моаи

Современные исследования доказали, что Моаи были высечены десятки веков назад. Истуканы появились задолго до пришествия европейцев на остров. Создателями монументов стало племя каменотёсов. Это выяснилось в ходе раскопок у подножья потухшего вулкана Рано-Рараку, где были обнаружены каменоломни. Вместе с этим были обнаружены незавершённые фигуры Моаи. А некоторые экземпляры ещё находились в стадии выпиливания из скальной породы.

Как выяснилось, статуи изображали умерших предков, а местные жители поклонялись им. Население Рапа-Нуи свято верило, что Моаи могут влиять на погоду. А погодные условия имели влияние на уровень жизни семей и насылали проклятье на вражеские племена. Поэтому каждая семья на острове старалась обзавестись статуей своих предков. Чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия.

До появления людей на острове Рапа-Нуи изобиловал лесными массивами. В ходе развития жизнедеятельности островитян территория стала скудеть на лесные богатства. Вырубка лесов связана не только с хозяйственной деятельностью и постройками. Стволы деревьев использовались рапануйцами для перемещения статуй Моаи к месту установки на берегу.

По некоторым данным из легенд рапануйцев, истуканов перемещали стоя, перекантовывая фигуру при помощи канатов. Однако лишённая деревьев почва стала менее плодородной, и условия жизни ухудшились. Между племенами началась борьба за оставшиеся ресурсы. Некоторые семьи покинули Рапа-Нуи в поисках нового дома.

Размер и вес истуканов

Камень идолов острова пасхи – это вулканический туф. Магматическая горная порода намного легче базальта или любой каменной породы. Структура туфа пористая, напоминающая губку. Поэтому вырезка истуканов была не слишком трудной. Средний размер Моаи около 3-5 метров в высоту. Площадь фигуры у основания в среднем составляет 1,5 м². Большинство статуй весит около 5 тонн. Высокие статуи в меньшем количестве, их рост 10-12 метров, а вес от 10 тонн.

Самая молодая статуя относится к типу Паро. Она установлена в местечке Аху Те-Пито-Те-Кура. Её высота 9,8 метра. Самый тяжёлый истукан Моаи также из вида Паро. Он весит 82-86 тонн. Его место установки в Аху Тонгарики, некогда являющейся столицей племени Хоту Ити, на востоке Рапа-Нуи.

Каменные цилиндры (шапки) на головах Моаи весят по 600-800 кг. Но есть один цилиндр-гигант. Он установлен на истукане Паро. Высота этого цилиндра 2,4 м, а вес около 12 тонн.

Художественный стиль Моаи

С течением веков менялся художественный стиль истуканов. Отчётливо отслеживается улучшенный уровень мастерства древних скульпторов. Учёные разделили стили на 4 типа, которые предшествовали последнему периоду изготовления Моаи:

  • 1 тип – прямоугольные, вытянутые головы без туловища. Изготовлены из серо-жёлтого туфа Рано Рараку.
  • 2 тип – вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с непропорционально короткими ногами. Материал изготовления – красная пемза (три статуи).
  • 3-тип – коленопреклонённый человек (всего одна статуя).
  • 4 тип – торсы людей с вытянутыми головами, носами и мочками ушей. Самый распространённый на острове вид истуканов.

У последнего типа заостренное основание. Это сделано специально, чтобы вкапывать истукан в землю. Лица на всех статуях полинезийского типажа. Хотя многие исследователи увидели европейские черты лица, а некоторые являются сторонниками инопланетных обликов. Доказано, что вытянутые лица свидетельствуют о желании мастеров увеличить рост Моаи.

Среди всех истуканов одна статуя имеет на спине и груди силуэт трёхмачтового европейского судна. Она находится у подножья вулкана Рано Рараку и относится к последним высеченным экземплярам. На Рапа-Нуи продолжают работать археологи, которые находят многовековые истуканы под землёй. Почва поглотила некоторых Моаи в ходе естественного многовекового наслоения.

Предлагаем посмотреть короткое видео «5 невероятных фактов о статуях острова Пасхи». Здесь пойдёт речь и о племенах рапануйцев.

udiwis.ru

Статуи острова Пасхи: фото, история, описание

Статуи острова Пасхи привлекают внимание многих туристов своим специфическим исполнением. Некоторые из них можно увидеть в крупнейших музеях мира, но лучше всего отправиться в Чили и пройтись среди идолов, любуясь их масштабом и разнообразием. Считается, что сделаны они были в интервале от 1250 до 1500 годов. Впрочем, секрет создания скульптур до сих пор передается из уст в уста.

Статуи острова Пасхи и основные их характеристики

Многим интересно, сколько статуй подобного типа существует и откуда взялись эти огромные туловища на небольшом острове. В настоящий момент обнаружено 887 скульптур разного размера, выполненных в едином стиле. Их еще называют моаи. Правда, не исключено, что раскопки, время от времени проводимые на острове Пасхи, приведут к обнаружению дополнительных истуканов, которые местные племена так и не установили на места.

Материалом для изготовления каменных статуй является туффит – порода вулканического происхождения. 95% процентов моаи изготовлены из туфа, добытого из вулкана Рано Рараку, который находится на острове Пасхи. Лишь немногие из идолов сделаны из других пород:

  • трахита – 22 статуи;
  • пемзы вулкана Охио – 17;
  • базальта – 13;
  • муджиерита вулкана Рано Као – 1.

Многие источники предоставляют недостоверную информацию относительно массы моаи, так как рассчитывают ее с учетом того, что они изготовлены из базальта, а не менее плотной базальтовой породы – туффита. Тем не менее, средний вес статуй достигает 5 тонн, поэтому современники нередко выдвигают догадки, как такие тяжеленные фигуры были перемещены из каменоломни на места своего настоящего расположения.

Размер статуй острова Пасхи варьируется от 3 до 5 метров, а их основание в ширину достигает 1,6 метров. Лишь немногие статуи достигают высоты свыше 10 метров и веса около 10 тонн. Все из них принадлежат более позднему периоду. Отличают такие статуи вытянутые головы. На фото кажется, что они передают черты лица европеоидной расы, но на самом деле физиогномика повторяет особенности полинезийцев. К такому искажению прибегали с единственной целью – увеличить высоту статуй.

Вопросы, которыми задаются при виде моаи

Во-первых, многих интересует, почему статуи разбросаны по всему острову и в чем состоит их назначение. Большинство идолов установлено на аху – погребальных платформах. Древние племена считали, что моаи вбирают в себя силу выдающихся предков и позднее помогают своим потомкам с того света.

Существует легенда, что основоположником традиции по возведению истуканов стал вождь клана Хоту Мату’а, который приказал после своей смерти установить статую на острове Пасхи, а саму часть суши разделить между шестью сыновьями. Считается, что в идолах скрыта мана, которая при правильной медитации способна повысить урожай, принести племени благополучие, придать сил.

Во-вторых, кажется, что перенести такие каменные глыбы от вулкана на достаточно отдаленные места через джунгли невозможно. Многие выдвигали разные гипотезы, но истина оказалась гораздо проще. Во второй половине XX века путешественник из Норвегии Тур Хейердал обратился к вожаку племени «длинноухих». Он попытался выяснить, как называются статуи, для чего они нужны и как изготовлялись. В результате чего весь процесс был подробно описан и даже воспроизведен в качестве примера для приезжих исследователей.

Рекомендуем посмотреть на статую Христа-Искупителя.

Хейердалу стало интересно, почему ранее технология производства скрывалась ото всех, но вожак лишь ответил, что до этого периода никто не спрашивал о моаи и не просил показать, как их изготавливали. При этом по традиции нюансы техники создания статуй острова Пасхи передаются от старших к младшим, поэтому она до сих пор не забыта.

Для того чтобы выбить моаи из вулканической породы, необходимо изготовить специальные молотки, которыми отбиваются фигуры. При ударе молоток разбивается вдребезги, поэтому приходилось создавать сотни таких орудий труда. После того как идол был готов, его вручную огромным количеством людей при помощи веревок вытаскивали и тянули до аху. На месте погребения под статую подкладывали камни и с помощью бревен, используя метод рычага, устанавливали ее на требуемое место.

www.miroworld.ru

Тайна загадочных скульптур — остров Пасхи

Остров Пасхи, принадлежащий Республике Чили, расположился в юго-восточной части Тихого океана. Площадь его составляет 165 кв. км, расстояние до ближайшего материка – более 3500 км.

Свое название остров получил из-за того, что европейцами он был открыт в Пасхальное воскресенье в 1722 году. Но туземцы называют место своего обитания Рапануи, что в переводе с полинезийского означает «Большой Рапа».

Главным достоянием Рапануи, привлекающим сюда туристов со всего света, являются огромные разбросанные по всей береговой линии исполины с большими головами и бесформенным телом – моаи.

Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова – мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.

Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами – об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

 

Первые исследователи о статуях моаи

Якоб Роггевен

Якоб Роггевен – голландский мореплаватель, считающийся первооткрывателем острова, пробыв там всего один день, рассказывал о рапануйцах следующее: живут они в небольших хижинах из камыша, вечерами молятся огромным статуям, вместо матраца используют циновки, а роль подушек отводят камням. Роггевен никак не мог поверить в то, что туземцы с их первобытным образом жизни построили огромные скульптуры из камня, поэтому решил, что фигуры слеплены из глины и обсыпаны сверху камнями.

В 1774 году на острове побывал Джеймс Кук. Исследователь был поражен: как древние рапануйцы, лишенные всякого рода современных технологий, установили гигантские статуи на каменные постаменты? Он также отметил, что некоторые скульптуры во время его пребывания на Рапануи были повалены.

 

Из чего сделаны истуканы?

Подавляющее большинство моаи (95%) выполнено в крупноблочном хорошо поддающимся обработке вулканическом туфе. Материалом для изготовления остальных 5% исполинов служат трахит, красная базальтовая вулканическая пемза или базальт. Одна из статуй – особо почитаемая рапануйцами Хоа-Хака-Нана-Иа – вырублена из муджиерита вулкана Рано Као.

Многие моаи были изготовлены в каменоломне, находящейся на территории вулкана Рано Рараку. Исследователи допускают, что некоторые статуи вырубались из месторождений других вулканов, расположенных ближе к месту их последующей установки.

 

Размер и вес исполинов

Средний вес большинства истуканов – около 5 тонн при росте 3-5 метров и ширине основания чуть больше полутора метров. Статуи повыше (около 10-12 метров) и весом более 10 тонн встречаются на острове реже. В основном они размещены на внешнем склоне вулкана Рано Рараку.

Самая крупная статуя размером более 20 метров и весом около 145 тонн не отделена от основания и до сих пор находится в каменоломне.

 

Расположение на острове

Самые древние моаи устанавливались на аху – длинных (от 10 до 160 метров) каменных церемониальных платформах прямоугольной формы. На таких постаментах размещали от одной небольшой статуи до целого ряда гигантских исполинов. Часть идолов на таких площадках снабжена красными цилиндрами пукао.

Самая большая из платформ – аху Тонгарики – вмещает 15 моаи различного размера.
Половина скульптур по непонятным причинам так и осталась в Рано Рараку. Некоторые из них не вырублены полностью, по крайней мере, выглядят незавершенными, словно ваятели вынуждены были внезапно покинуть свои рабочие места. Но быть может, такова была задумка авторов.

 

Тайна моаи

Европейцы долго не могли понять, кто являлся автором моаи, какие для изготовления использовались инструменты, как гигантские исполины перемещались по острову от каменоломни до места назначения, находящееся в 18 километрах, с помощью каких приспособлений огромные скульптуры были установлены на каменные платформы? Последние десятилетия исследователи спорят друг с другом, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

 

«Длинноухие» ваятели

В 50-х годах прошлого столетия на остров высадился Тур Хейердал – норвежский путешественник, организовавший археологическую экспедицию на Рапануи с целью проведения эксперимента по высеканию, перемещению и последующей установке моаи.

Тур Хейердал

В ходе подготовки к эксперименту выяснилось, что создателем огромных голов было племя, внешне отличающееся от основного населения острова удлиненными под тяжестью украшений мочками ушей – отсюда они и получили свое название: «длинноухие».

Это вымирающее племя долгие века хранило секрет от всех остальных «короткоухих» жителей острова, окруживших моаи различными суевериями и длительное время вводивших в заблуждение европейских исследователей.

Тур Хейердал попросил предводителя «длинноухих» воспроизвести весь процесс высекания, перемещения по острову и установления одной статуи. Лидер клана Педро Атан ответил, что последние поколения вымирающего племени изготовлением статуй уже не занимались, но в теории знают, как это сделать, поскольку эти знания передавались им по наследству.

Во время эксперимента племя высекало моаи каменными молоточками частыми ударами по вулканической породе; молотки при этом постоянно разрушались, поэтому «длинноухим» приходилось часто менять их на новые.

Вытесанную 12-тонную статую большая группа людей перемещала к месту установки в положении лежа, волоком. Устанавливали статую на «ноги» путем подкладывания под ее основание камней и используя брёвна в качестве рычагов.

Оставался лишь один вопрос: почему по легенде моаи приходили к месту установки сами в вертикальном положении? Спустя тридцать лет чешский экспериментальный археолог Павел Павел совместно с Хейердалом провел еще один тест, в ходе которого 17 туземцев, вооружившись веревками, в короткие сроки переместили 10-тонную статую моаи в стоячем положении.

 

Моаи привели остров к коллапсу?

Популярный американский биолог-эволюционист и биогеограф Джаред Даймонд, основываясь на данных, полученных британским исследователем Джоном Фленли, в своей книге «Коллапс» выразил уверенность в том, что каменные исполины привели остров к обезлесению, что спровоцировало продовольственный кризис, голод и сокращение численности населения.

Джаред Даймонд

Ученый предположил: каменные гиганты изготавливались двумя враждующими друг с другом племенами, которые словно соревновались в том, кому под силу установить великана большего размера. Для вождей этих племен статуи моаи были единственным способом продемонстрировать соседу свою мощь, возможность удовлетворить жажду первенства.

По мнению Даймонда, перемещение статуй по острову до места назначения осуществлялось с помощью деревянных саней, передвигающихся по бревенчатым рельсам (такой способ перемещения моаи тоже был успешно протестирован).

Для этого требовалось много древесины, что со временем привело к истощению ее запасов. Разозлившись на моаи, жители острова стали сбрасывать их с платформ, поэтому к началу 19 века почти все статуи были повалены.

К слову, растительность на острове и впрямь довольно скудная: трава, осока, папоротники. Местность выглядит опустошенной: не видно ни деревьев, ни кустов. Но ученые расходятся во мнениях, что привело территорию острова к обезлесению.

 

Ошибочно обвиненные моаи?

Археологи Терри Хант и Карл Липо с Даймондом категорически не согласны. Они считают, что древние рапануйцы были миролюбивыми скульпторами и умелыми земледельцами, а не амбициозными враждующими друг с другом истребителями леса.

После раскопок на пляже Анакена они заявили: первые жители на острове появились не раньше 1200 года, полностью извести леса за 500 лет они просто не могли. По мнению Канта и Липо, причиной гибели леса стали полинезийские крысы, поедающие семена деревьев – это подтверждается найденными археологами плодами вымершей гигантской пальмы, на которой заметны небольшие вмятины от зубов.

Эти же исследователи выдвинули гипотезу о том, что статуи моаи передвигались по острову вертикально при помощи небольшой группы человек, которым не нужны были приспособления из древесины. С данной теорией согласилось большинство ученых, она также подкрепляется устным народным творчеством и большим количеством древних рисунков.

Бывший губернатор острова Рапануи однажды поведал археологам о том, что сама форма статуй делала их «прямоходящими»: выпуклые животы статуй клонили фигуру вперед, а форма основания давала возможность раскачивать их из стороны в сторону.

Хант и Липо решили протестировать данный способ перемещения. Эксперимент доказал: при наличии трех прочных веревок 18 человек, приноровившись, могут с легкостью передвинуть 5-тонную статую на сотни метров.

Конечно, некоторые скульптуры, перемещаемые древними рапануйцами, были гораздо больше участвующей в эксперименте, да и путь им предстоял более сложный: десятки километров по холмистой местности. Видимо, в связи со всеми этими трудностями десятки истуканов так и не добравшись до места назначения, остались лежать вдоль дороги, ведущей от каменоломни.

 

Статуи моаи в наши дни

Как было сказано выше, Джеймс Кук во время своего визита на остров заметил, что некоторые моаи опрокинуты лицом вниз – до него никто из путешественников не замечал подобного.

Многие ученые связывают падение статуй в начале 70-х годов 18 века (т. е. незадолго до приезда Кука) с началом гражданской войны между «длинноухими» и «короткоухими» жителями острова. Другие исследователи заявляют, что виной всему землетрясения и цунами.

В последний раз стоящие статуи застала французская эскадра, зашедшая на остров Пасхи в 1830 году. С тех самых пор никто из европейцев не видел статуй моаи, установленных непосредственно древними рапануйцами. Все существующие сегодня на острове скульптуры были восстановлены в 20 веке. Не так давно – в 90-е годы прошлого столетия – прошла последняя их реставрация.

Кстати, чтобы увидеть моаи, вовсе необязательно отправляться за тридевять земель (а расстояние от Москвы до острова Пасхи почти 16 тыс. км): со скульптурой Хоа-Хака-Нана-Иа, например, можно ознакомиться в Британском музее, куда ее доставили еще в 1868 году.

Но лучше все же побывать на острове, тем более что для проживания и развлечения туристов на Рапануи сегодня есть все условия: организованы экскурсии, дают представления театры, работают музеи, магазины, рестораны, клубы.

Но главное, там есть возможность окунуться в историю, испытать целую гамму эмоций при виде мощных исполинов, проникнуться духом древних рапануйцев, а может быть, даже зарядиться священной силой острова – маной – на долгие годы вперед. Остров Пасхи всегда ждет своих путешественников!

secretofworld.ru

статуи, легенды, факты, общее описание, фото и видео

Видео: остров Пасхи

Основные моменты

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.

ИстуканыПросторы острова

История острова Пасхи

Топографическая карта острова Пасхи

Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи). Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату’а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.

Кратер вулкана Рано-Кау

Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи — собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena — то место, где Хоту-Мату’а высадился на берег.

В Оронго (Orongo), местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, — его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо), сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые — поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом — возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы — числом 900 в завершенном виде — имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.

Восход Солнца на острове ПасхиСтатуя

Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец — нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Статуи острова Пасхи

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа — перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад — Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м).

Аэропорт острова ПасхиХанга Роа

На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи — с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане — до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляж

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи — одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи — все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.

Тапати-Рапа-НуиПодготовка к фестивалю

Посещение достопримечательностей

Остров Пасхи

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами — это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте — умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.

Флаг острова ПасхиПетроглифы Оронго

На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10—12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао — пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля — остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити — 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

wikiway.com

Есть ли у голов на острове Пасхи ноги ?

Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.

Не возникал у вас вопрос, а что там в земле у голов острова Пасхи ? Вот мы привыкли видеть их такими :

Фото 1.

 

И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.

Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами — длина тел достигает 7 метров.

 

Фото 2.

 

Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.

В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.

 

Фото 3.

 

Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.

Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи.  Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.

 

Фото 4.

 

887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.

 

Фото 5.

 

А вообще подробно про этих истуканов я вам рассказывал вот тут — Истуканы острова Пасхи и последний пальмовый побег

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

 

Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров :

Фото 12.

 

А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого :

 

 

… и я даже могу вам рассказать Как строили Стоунхендж (Stonehenge)

 

 


Кликабельно 2000 рх

 

А вот про подводного истукана острова я вам рассказывал тут — Статуи острова Пасхи под водой ?

 

[источники]источники http://www.bestreferat.ru/referat-273234.html http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=3034 Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи)-Александр Кондратов http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2072743/ Давайте я вам расскажу еще версию, про Остров, который посещали инопланетяне или например вспомним Шары острова Чампа и Мячи богов Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=49763

masterok.livejournal.com

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *