Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Фрески успенского собора московского кремля: В Успенском соборе Московского Кремля нашли неизвестные фрески

Содержание

Музей фресок Дионисия — Дионисий


Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля был главным храмом страны, в котором оглашались государственные указы, венчались на царство и короновались все российские государи, отмечались воинские победы


Успенский собор Московского кремля

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой

Поиск

Главная

Дионисий

Музей фресок

Ферапонтов монастырь

Новый каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах, как главная соборная церковь, важнейшее общественное здание Русского государства, как соборный храм, независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.

В храме, обозначавшем величие нового европейского государства, отныне проводились церковные соборы, выбирались русские митрополиты, ставились епископы, стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.

Первое упоминание имени Дионисия в летописях связано с его работой в Успенском соборе в 1481 году: «Того же лета владыка Ростовский Васьян дал сто рублев мастером иконником Денисью, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писати деисус в новую церковь святую Богородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы».

Святой митрополит Петр с житием. Дионисий и мастерская

Создание нового иконостаса для храма-символа было поручено артели мастеров, возглавляемой самым искусным иконописцем.

Вероятно, тогда же были написаны и деисусы на каменных алтарных преградах в приделах Успенского собора, упоминаемых в его описи начала XVII века. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.

К этому же времени и художественному кругу относятся композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов.

В Похвальском приделе на северной стене сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери – Поклонение волхвов. Выдающийся мастер-стенописец искусно вписал эту многофигурную композицию в полукруг арки на стене. Блестящий рисовальщик и живописец, Дионисий создает тонкую и праздничную цветовую гамму этой фрески. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.

На южной стене Петропавловского придела сохранились две сцены этого времени – Апостол Петр исцели недужные и Сорок севастийских мучеников, где уцелело лишь двадцать четыре фигуры.

Святой митрополит Алексий с житием. Дионисий и мастерская

На алтарной преграде, между иконами деисусного чина и местного, иконы которого размещались в киотах, мастера вписали полуфигуры преподобных, почитавшихся на Руси. Размещение подобных изображений на глухой алтарной стене было известно по другим русским памятникам: звенигородским храмам первой трети XV века – церкви Успения на Городке и собору Саввино-Сторожежского монастыря.

Для нового Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две, парные, житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Эти иконы являются первыми житийными иконами московских чудотворцев и созданы на основе глубоко продуманной и детально разработанной программы. Им отводилась одна из ключевых ролей в декорации нового собора, пока он не был полностью расписан в 1513-1515 годах.

В настоящее время икона «Митрополит Петр с житием» демонстрируется в Успенском соборе Московского кремля, для которого и была написана, а «Митрополит Алексий с житием» в Государственной Третьяковской галерее.

Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

И только стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря дошла до нашего времени в полном составе и подлинном виде

Главная

Дионисий

Ферапонтов монастырь

Музей фресок

Библиотека

Справочная информация

Карта сайта

По историческим документам нам известны работы Дионисия (даты указывают на время росписи собора)

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года

Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

Алексей, человек Божий. Дионисий

Материалы по теме:

Аристотель Фиораванти (Фиораванти дельи Альбертини, Рудольфо)

Артельная роспись



Карта сайта | Список иллюстраций | Контакты

© 2005-2021 «Кирилло-Белозерский музей-заповедник»
Все права защищены
При использовании материалов гиперссылка на сайт www. dionisy.com обязательна

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:


Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

О. А. Исаева

РОСПИСИ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ РЕСТАВРАЦИИ

Работа представлена кафедрой искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

Научный руководитель — кандидат искусствоведения, профессор В. М. Мошков

В статье рассматриваются вопросы истории стенопнсен Успенского собора Московского Кремля, которые представляют собой не только и не столько памятник средневекового русского зодчества и древнерусской живописи, сколько летопись русской реставрации от первых ее шагов до успехов российской реставрационной науки.

The article is devoted to the history of the murals of the Moscow Kremlin’s Assumption Cathedral.

These murals are not only a monument of ancient Russian wall painting, but a chronicle of Russian restoration’s formation and evolution.

Судьба фресковых росписей Успенского собора Московского Кремля сложилась так, что во времена всех «больших реставраций» внимание августейших особ Российской империи так или иначе было направлено на состояние этого храма, и в этом нет ничего удивительного. Успенский собор, будучи кафедральным, с самого начала играл видную роль в идейно-политической

жизни Москвы и всего Российского государства. Как писал И. М. Снегирев, «это хранилище святынь Русской земли, святило ее державцев и иерархов, было также усыпальницей российских митрополитов и московских патриархов. Ознаменованное столь многими дивными и достопамятными событиями, оно именуется первопрестольною, великою, святою, соборною, апо-

стольскою церковью… митрополичья двора соборною, патриаршею и матерью церквей московских» [13, с. 1].

Таким образом, собор всегда находился «на особом контроле», этим и объясняется большое количество реставрационных работ, которые проводились как с самим храмом, так и с его живописным убранством. На примере хронологии восстановления стенописей Успенского собора Московского Кремля можно проследить, как формировались исторически концепции русской реставрации: от ее начального этапа, когда концепции как таковой не существовало, до становления научных принципов реставрации. С известной смелостью можно даже предположить, что история росписей Успенского собора в определенной степени — это история их реставрации. В описании собора у того же И. М. Снегирева истории фресковых росписей отведена целая глава, однако стоит вчитаться, и сразу же обнаруживается, что это не столько их собственная история, сколько их поновления. Для этого есть причины. Что касается Успенского собора Московского Кремля, здесь главную роль сыграла его ста-тусность. Обратимся к другим причинам.

Стенописи древнерусских храмов в меньшей степени были наделены священным трепетом иконопочитания, чем сами иконы; они были неотделимой частью стен храма и подвергались тому же разрушительному воздействию. Там, где уцелели и здания, и росписи, сохранность последних уже в древности оставляла желать лучшего, утраченные места заново штукатурились, а иногда и заново расписывались, но задача поддержания в порядке большого ансамбля фресок всегда была трудной [3, с. 14].

Еще одна проблема сохранности стенописей — сложность восстановления фресковой живописи, которая остается актуальной поныне, и если до сих пор представляется трудностью, в прошлом это зачастую было непреодолимым препятствием, поэтому чаще всего из соображений сохранения

«священных знаков» фрески либо переписывали полностью в технике, исключающей применение «альфреско», т. е. яичной темперой, клеевыми красками или — с XVII в. -маслом, либо поступали более радикальным образом, и это хорошо видно из истории стенописей Успенского собора.

Дата первоначальных росписей была в свое время предметом полемики, И. М. Снегирев считает, что внутренние стены собора были расписаны при великом князе Симеоне греческими «зографами» митрополита Феогноста (этой же точки зрения придерживался С. А. Усов [14, с. 86]), а буквально через два десятилетия, в 1514-15 гг. стены храма уже были поновлены, вероятней всего, по причине того, что своды, возведенные Фиораванти «в один кирпич», давали протечку. В результате внутренние стены храма «оживлены были стенописью на золоте столь святолепно, что когда вступил в него великий князь Василий Иванович с придворными своими, а митрополит Варлаам со знатным духовенством, то, по словам летописца, «воистину мнящееся, яко на небеси стояти»» [13, с. 3]. А. И. Успенский оспаривал время написания первых фресок, говоря, что это произошло именно в 1514-15 гг. [15, с. 3]. Сейчас известно, что начало стенописям было положено все-таки в конце XV в., а завершение их и позолота относятся именно к 1514—15 гг. [2, с. 13]. По иронии судьбы именно фрески XV в. сохранились, пусть и в незначительном объеме, росписи же начала XVI в. либо не дошли до нас вообще, либо в очень искаженном виде.

Относительно последующих ста лет «жизни» росписей в литературе есть расхождения. Снегирев писал, что «летописи ничего не говорят нам о возобновлении росписей с 1515 по 1642 г., нельзя, однако ж, полагать, что в течение 127 лет они оставались неповрежденными, тем более что после пожара в 1626 г. своды собора были сделаны вновь» [13, с. 8]. В то же время у И. Забелина читаем: «Первая реставрация стенописи произведена была еще в 1625 году иконописца-

ми Федором Савиным и Третьяком Гавриловым с товарищами» [5, с. 7], эти же сведения приводит А. И. Успенский [15, с. 5]. Сложно сказать, кто из них прав, расхождение есть и в датах; с большой, однако, долей уверенности можно принять точку зрения Забелина и Успенского, писавших в те годы, когда история как средневековой Руси, так и древнерусской живописи стала гораздо полнее.

Таким образом спустя менее чем 20 лет, уже в 1642 г., царь Михаил Федорович снова «указал на Москве, в большой соборной Апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы, и в приделах и в алтарях стенным письмом подписати все на ново по золоту» [15, с. 5-6]. Описание последующих действий мы можем найти у того же А. Г. Лев-шина: «Михаил Федорович не оставил без должного внимания Успенский собор, усмотрев особливо, что он от долговременное™ и нерадения много обветшал: того ради 7150 от сотворения мира, а 1642 года от Рождества Христова, мая 19 указал он в Успенском соборе стенным письмом подписать всю наново. <…> Приуготовив левкас, снимали со стен старое иконное письмо на бумажные рисунки, потом старый левкас сбивали, и где оказывались в сводах трещины, то заливали их вареною смолою. <…> Растворяли краски на яйце и на пшеничном клею, киноварь и сурик на масле, а бакан и ярь на нефти и скипидаре, золотили по олифе, и все стенное письмо покрыли олифой» [9, с. 11, 13-14]. Таким образом, ныне мы по большей части видим росписи не начала XVI в., а середины XVII в. как результат «возобновления». Еще одна «чинка» собора, последняя в XVII в., произошла уже во время троецарствия: «как в пожаре 1682 г. стенопись от дыма закоптела и почернела, то по указу царей Ивана и Петра и Софьи на очистку и обмывку стен употреблено было 50 ведер старого пива» [13, с. 8-9] (здесь следует обратить внимание на бесценные сведения о технологии реставрационных работ прошлых веков), за-

тем живописные поновительские работы велись с разной интенсивностью до 1690 г. [15, с. 11-12].

Однако поистине катастрофичным для росписей оказалось следующее столетие.

XVIII век в истории живописной реставрации также принято относить к эпохе «возобновления» живописи. В этом солидарно большинство исследователей, которые касаются упомянутой эпохи: В. Н. Лазарев [8, с. 12], Ю. Г. Бобров [1, с. 3-4], Г. И. Вздорнов [3] и др. Однако реставрации, или, правильнее, «реставрации» последней трети XVIII в., когда велись наиболее интенсивные работы, в литературе практически не затронуты. В частности, публикация О. Я. Качаловой, посвященная истории реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора Московского Кремля, лишь мельком упоминает «поновительские» работы 1770-73 гг., тогда как они имеют достаточно большое значение для понимания ситуации вокруг реставрации древнерусских стенописей* [7, с. 174], работы же середины XVIII в. даже не упомянуты.

Несмотря на то что эпоха «возобновления» древнерусской живописи охватывает более чем два с половиной столетия (XVI -первая половина XIX в.), разрыв с прошлым в XVIII в. оказался столь глубоким, что ни вкусы, ни техника живописи не соответствовали даже веку предшествующему.

Страшный Троицкий пожар 1737 г. повредил как внешнее, так и внутреннее убранство собора, росписи в нем потускнели, местами выцвели от огня, были покрыты копотью. В поврежденном храме усилились протечки, беспокоившие клир и прихожан (хотя эта проблема существовала со времени постройки собора Фиораванти, однако именно в XVIII в. она приняла аварийный характер: «превеликая течь» [12, с. 9]). Попытки заняться ремонтом были предприняты еще в 1740-41 гг., но сдвинулось дело с мертвой точки только в начале царствования Елизаветы Петровны: архитектору И. Мичурину поручен был надзор завозоб-

новлением собора, в 1749 г. было повелено сделать описи «ветхостям». Дело было возложено на мастеров Ивана Василевского и Ивана Поспелова, которые заявили, что стенную живопись «починивать невозможно, поскольку новое со старым письмом будет не сходно казаться… оное писание надлежит по старым рисункам, как было, писать все вновь… и то писание они могут исправить в 4 лета» [4, № 1537].

Спустя еще двадцать лет на эти росписи (которые на тот момент представляли, по выражению А. Левшина, лишь «жалостные времени обиды» [9, с. 11]) было обращено монаршее внимание Екатерины II.

Именным Высочайшим указом от 17 декабря 1767 г. Коллегии экономии «было повелено по приложенной при том указе описи исправить ветхости в трех Московских соборах: Большом Успенском, Архангельском и Благовещенском, не упуская удобного времени» [10, с. 3]. Высочайший указ за собственноручной подписью императрицы гласил: «При починке Московских соборов Успенского, Благовещенского и Архангельского усмотрено, что в них иконное и стенное письмо внутри и с лица от древности повредилось… желаем Мы, чтоб оное исправление иконного письма и на стенах внутри и с лица водяными красками производилось с приличною освященным храмам благопристойностью. И для того поручаем вам самим в главное надсмотре-ние оного, но с тем что все то живопиство написано было таким же искусством, как и древнее без отличия»**. О том, чтобы возобновить росписи «без отличия» фактически речи не шло; живописцы, по крайней мере, остались в рамках старых контуров и старательно скопировали подписи. Не было выполнено и другое пожелание императрицы — видеть восстановление стенописей посредством «водяных красок». Из письма архиепископа Амвросия к сенатору Г. Н. Теплову становятся ясными некоторые технологические детали поновления 1770-73 гг.: «1) Водяными красками по об-

щему всех иконников признанию вовсе писать нельзя, потому что таковый раствор в окаменелый уже старый левкас никак пройти не может… но разве повелено будет растворить краски на яйце с пшеничного водою, а дабы и сие письмо от влаги и мокроты не повредилось, то, следуя старому же образцу, прикрывать тонко, избегая лоску, олифою»[11, с. XVII-XVIII].

Эпоха «возобновления» в данном случае объединяет как минимум два различных подхода к восстановлению древней живописи. Дело здесь в отношении к самой древней живописи: варварское по сути понов-ление живописи в Успенском соборе 164244 гг. оказалось на порядок выше по качеству, нежели высочайше патронируемое по-новление 1770-73 гг. Работы в 1642-44 гг. велись одними из лучших на тот момент московских иконописцев, в 1770-73 гг. — безвестными провинциальными «богомазами».

Следующим этапным событием для реставрации живописи Успенского собора можно считать уже 1896 г., когда во время архитектурных работ реставраторами Г. О. Чириковым и М. М. Дикаревым были сделаны небольшие раскрытия стенописи, выявлена ее сохранность и принято решение продолжить работы [7, с. 177], но к широкой реставрации настенной живописи Успенского собора приступили только в 1910г., когда для руководства и наблюдения за работами были создана специальная комиссия, куда, помимо прочих, вошли крупные ученые — В. В. Суслов, Н. В. Покровский, П. П. Покрышкин, А. И. Успенский, И. П. Машков, Н. П. Лихачев. Комиссия пришла к выводу о необходимости полного раскрытия древней живописи,которая «по очистке… несомненно, представит драгоценный памятник доселе нам малоизвестной живописи XVII в. лучшего царского письма» [7, с. 178].

Расчистки, производились очень тщательно и аккуратно под неусыпным контролем комиссии, но возникало два вопроса: о заполнении пробелов в открываемой

старой росписи, а также о ее фактуре. Сам факт необходимости дописи не вызывал вопросов — храмовая живопись в действующей церкви должна быть связным текстом, вопрос возник лишь о том, кто лучше сделает эту работу, кто больше приблизится к духу живописи XVII в. — иконописцы или художники новейших направлений. В. Суслов отстаивал последних, способных проникнуться художественными началами памятника, тогда как иконописцы, по его мнению, — ремесленники, привыкшие к определенному трафарету. На это ему возразили, что художник склонен к проявлению собственной индивидуальности, чему не место при реставрации, и сама технология современной живописи настолько отличается от традиционной, что современному художнику ее вдруг не освоить. Точные копии с древних образцов современным художникам в большинстве случаев не удаются. Для иконописцев же произведения XVII в. — образцы, на которых они воспитывались. Решено было поручить работы иконописцам.

Вторая проблема — о фактуре фресок -складывалась из двух вопросов. Первый, о фонах живописи, вызвал немало дебатов. Первоначально фоны были золотые, но позолота не сохранилась. П. Покрышкин настаивал на оставлении в качестве фона левкаса тона слоновой кости, аргументируя это тем, что живопись не имеет первоначальной силы и свежая позолота убьет ее, но большинство в комиссии (в том числе

В. Суслов, Е. Лансере) настаивали на позолоте ради «полной реставрации исторической правды». Такой аргумент мог бы показаться очень формальным следованием иконографическим критериям, но к этому было добавлено, что «нельзя руководствоваться современными вкусами» [16, с. 28].

Второй вопрос касался приемов закрепления живописи. После нескольких опытов решили употребить средство XVII в. — маковую олифу. Олифа увеличила интенсивность цвета, придала поверхности живописи блеск.

Еще в 1912 г. А. Ростиславов в журнале «Старые годы» писал: «Есть ли вообще средства восстановить ту чудную гамму росписи, на которую время наложило свою изумительную патину… Разве возможна и уместна реставрации хотя бы фресок Джотто?» [12, с. 49], на что протопресвитер собора Любимов указал, что собор не музей, а дом молитвы, нельзя оставлять иконы без рук и голов, нельзя пренебрегать привычными воззрениями — всегда украшали иконы золотом. Другое дело, что можно было малые утраты не исправлять, большие -нейтрально тонировать, восстанавливая, однако, лики. Мысль Любимова развил Машков: существуют двоякого рода реставрации: для науки и для храмов, в первых — приоритет консервации, так следовало бы реставрировать фрески Спаса на Нередице, это в сущности музей, так как служба бывает только 1 раз в год, а фрески там древние. В Успенском стенопись менее ценна в историческом и художественном отношении (!), да и утрат много, надо было учитывать богослужебное значение собора [16, с. 29].

В августе 1917г. Грабарь сообщил Челнокову, что в Московском совете по делам искусств принципы Комиссии 1910 г. признаны неправильными и что решено в дальнейшем проводи только расчистку, без записей, золочения и олифления, но после консультаций с представителями Петроградского совета по делам искусства было решено продолжать работы по-прежнему [16, с. 32]. Реставрация оборвалась в январе 1918 г. сначала из-за отсутствия электроэнергии, затем из-за демарша иконописцев, потребовавших все опечатать и провести ревизию.

Мнения о реставрации 1914-17 гг. получили спорную оценку в научных и популярных работах. Так, О. В. Зонова писала: «Дореволюционная реставрация 1914—17 гт. больше, чем все предшествовавшие понов-ления, способствовала разрушению памятника» [6, с. 112], однако И. Я. Качалова

утверждает, что в процессе реставрации, на- нерусской живописи шагнула гораздо даль-

чатой в 1960-е гг. и продолжавшейся более ше). Этот вывод можно сделать на основа-

20 лет, не было выявлено принципиально- нии того, что, начиная реставрационные

го воздействия предреволюционной рестав- работы с достаточно прогрессивного мето-

рации на сохранность фресок, и, более того, да поэтапной расчистки, фотофиксации и

некоторые фрески алтаря сохранились пре- т. д., заканчивали их все-таки методом по-

красно. Утраты имеются, но они вызваны новления, от которого отказались лишь в

в первую очередь степенью разрушенности процессе становления принципов реставра-

самой живописи, а не качеством расчист- ции как научной дисциплины.

ки, а также несовершенством технологии Суммируя вышесказанное, можно с уве-

начала XX в., к тому же записи 1914-17 гг. ренностью сказать, что, рассматривая ис-

достаточно легко были сняты [7, с. 200]. торию стенописей Успенского собора Мос-

Таким образом, реставрация Успенско- ковского Кремля, мы видим сейчас не толь-

го собора Московского Кремля последних ко и не столько памятник средневекового

лет перед революцией укладывается в рам- русского зодчества и древнерусской живо-

ки церковно-археологической концепции писи, сколько летопись русской реставра-

реставрации монументальной живописи ции от первых ее шагов до успехов россий-

(в то время как реставрация станковой древ- ской реставрационной науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобров Ю. Г История реставрации древнерусской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1987. 164 с.

2. Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М.

3. Вздорное Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986.

4. Дела Синодального правления за 1749 г.

5. Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1. М.: Мое. гор. дума, 1884. 340 с.

6. Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство XVII в. М.: Искусство, 1964. 334 с.

7. Качалова И. Я. История реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора//Успенский собор Московского Кремля. М.: Наука, 1985. С. 174-188.

8. ЛазаревИ. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. М.: Наука, 1978. 335 с.

9. ЛевшинА. Г. Историческое описание первопрестольного в России храма, Московского большого Успенского собора и о возобновлении первых трех московских соборов, Успенского, Благовещенского и Архангельского, сочиненного большого Успенского собора протоиереем Александром Левшиным. М.: Типография Мейера, 1783. Ч. 1.272 с.

10. Никольский А. И. Реставрация икон и настенной иконописи в московских соборах: Большом Успенском, Архангельском и Благовещенском в 1770-73 гг. М.: Синодальная тип. 1913. 12 с.

11. Отчет архиепископа Амвросия // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества. М., 1912. Т. 4. С. XVII-XVIII.

12. Ростиславов А. Ответственность реставрационной задачи // Старые годы. 1912. № 5.

С. 26-29.

13. Снегирев И. М. Московский Успенский собор. М.: Тип. Александра Семена, 1856. 46 с.

14. Усов С. А. К истории Московского Успенского собора// Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. Т. IX. Вып. П—Ш. М., 1883. С. 83-90.

15. Успенский А. И. История стенописи Успенского собора в Москве. М.:Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902. 26 с.

16. Щенков А. С. Реставрация Успенского собора Московского Кремля в конце XIX — начале XX в. // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1995. С. 27-36.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Если воспроизвести дословно, то все, что сказано о XVIII в., это: «В XVII-XIX вв. стенопись собора много раз чинили, причем дважды — в 1770-1773 гг. и в середине XIX в. — полностью переписали».

** Извлечение из этого указа приводится в нескольких статьях: Успенский А. И. Стенопись Благовещенского собора Москвы. М., 1909. С. 5-6; Никольский А. И. Реставрация икон и настенной иконописи в московских соборах. М., 1913. С. 4 и, конечно, Левшин А. Г. Историческое описание первопрестольного в России храма. М., 1783. С. 3-5

Фрески Дионисия были обнаружены в ходе реставрации Успенского собора Московского Кремля — Московская епархия Русской Православной Церкви

Фрески Дионисия, ранее недоступные для осмотра посетителей и исследования специалистов, были открыты в Успенском соборе Московского Кремля в ходе недавних реставрационных работ. О новых открытиях реставраторов сообщила 16 февраля генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина в ходе онлайн-брифинга, который проходил в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

В ходе брифинга генеральный директор музеев Московского Кремля отметила, что Успенский собор — очень сложное архитектурное пространство, которое давно не подвергалось комплексной реставрации. Поэтапная реставрация собора началась несколько лет назад, благодаря компании «Транснефть». На первом этапе работ было отреставрировано подкупольное пространство — укрепили и утеплили кровлю, ликвидировали протечки. После того, как были решены самые важные проблемы, оказывающие негативное влияние на состояние фресок и архитектуры, специалисты приступили к замене всей инженерной части и реставрации фресок. Елена Гагарина рассказала, что для этого пришлось снять часть икон иконостаса и «посмотреть, что происходит в приделах XVII в., где раньше проходили службы».

Она напомнила, что Успенский собор очень серьезно реставрировался после Смутного времени. Тогда укреплялись столбы, а фрески XV — начала XVI вв. записывались. «Очищая сейчас эти столбы  от напластований, которые были сделаны в течение веков, мы обнаружили фрески, принадлежащие Дионисию и его помощникам. Постепенно мы открываем новые и новые фрески, которые находятся в алтаре», — сказала Елена Гагарина. Понимая, что открытые фрески  очень интересны и очень важны для исследователей, руководство музеев приняло решение в течение двух лет не закрывать столбы, чтобы специалисты и посетители собора могли увидеть эти вновь обретенные памятники средневековой живописи. «Я приглашаю всех посмотреть на них», — сказала Елена Гагарина, добавив, что для этого даже не обязательно приходить в Кремль: фотографии фресок будут экспонироваться на стендах фотовыставок, которые размещаются на бульварах и в парках столицы.

Елена Гагарина также рассказала, что каждый раз, начиная новый этап реставрации Успенского собора, руководство музеев сообщает об этом Святейшему Патриарху Кириллу и получает его благословение на эти работы. «Мы стараемся так проводить работы, чтобы не прекращались те службы, которые заявлены в плане Московской патриархии», — сказала она, упомянув, однако, о том, что в последнее время богослужения не совершаются из-за санитарных ограничений, связанных с пандемией. «Надеюсь, что мы доживем до того времени, когда эта неприятность нас покинет», — заключила Елена Гагарина.

В ходе брифинга она кратко рассказала о выставке «Александр Невский: имя, символ, легенда», которая проходила с 15 октября 2021 года по 26 января 2022 года, и проанонсировала выставки «Юбилей Петра I в Москве 1872 года» (9 июня — 10 августа 2022 года) и «Царь Петр Алексеевич. Накануне империи», которую Музеи Московского Кремля покажут во Владивостоке в период с 6 сентября 2022 по 15 января 2023 года. Е. Гагарина также пригласила всех на уникальную выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которая открывается 4 марта 2022 года, и сообщила о подготовке к открытию нового здания музея на Красной площади, 5 и подземного археологического музея на территории Кремля.

***

Успенский собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви — митрополитов и патриархов.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV — начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора и алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней. В 1513-1515 гг. по указу великого князя московского Васи­лия III храм был расписан целиком. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.  И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

«Благовест-инфо»

Сокровенные лики – Огонек № 7 (5602) от 25.02.2020

Масштабная реставрация Успенского собора не обошлась без сенсаций: найдены уникальные фрагменты росписей конца XV — начала XVI века. Что еще скрывает главный храм Московского Кремля, на месте выяснили корреспонденты «Огонька».

Предыдущая фотография

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которого в далеком XV веке привлекли к возведению собора, сделал храм единым открытым пространством

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Художник-реставратор Анна Валуева у одной из композиций

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Последняя реставрация собора проходила еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть дальше было нельзя

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

На этом снимке хорошо видны нижние части фресок, обнаруженные в Похвальском приделе

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Фрески собора уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Следующая фотография

1 / 5

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которого в далеком XV веке привлекли к возведению собора, сделал храм единым открытым пространством

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Художник-реставратор Анна Валуева у одной из композиций

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Последняя реставрация собора проходила еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть дальше было нельзя

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

На этом снимке хорошо видны нижние части фресок, обнаруженные в Похвальском приделе

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Фрески собора уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Текст: Кирилл Журенков. Фото: Дмитрий Лебедев

В четверг в Кремле выходной: туристов нет, возле Царь-пушки и Царь-колокола никто не толпится, и лишь на Соборной площади репетирует президентский полк. А вот в Успенском соборе кипят реставрационные работы: сам храм, где венчали на царство и короновали русских царей от Ивана Грозного до Николая II, на время работ закрывать не стали — перекрыт лишь тот участок, где идет реставрация, сейчас это северная часть основного пространства. Есть еще ограничения, связанные с тем, что Кремль — режимный объект (например, не всегда можно выйти на крышу здания), но и тут реставраторы подстроились: обычно планируют несколько работ параллельно.

Сама реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет. Это и понятно: речь о главном храме России с уникальной для того времени архитектурой — важна каждая мелочь. Напомним, что Успенский собор построен в XV веке: его начинали возводить московские мастера Кривцов и Мышкин на месте старого храма, однако недостроенное здание обрушилось после «труса» (землетрясения). Тогда к работам привлекли итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, считавшегося выдающимся инженером своего времени: Фиораванти умел прокладывать каналы, выпрямлять кривизну колоколен и даже передвигать здания с места на место, что и сегодня считается непростым делом. Так вот итальянец сделал храм единым открытым пространством, применил при строительстве одновременно и белый камень, и кирпич нового формата, использовал железные связи для укрепления стен (своего железа, добываемого из глубоких руд, на Руси не было, пришлось использовать шведское).

Известно: последняя реставрация собора проходила давно — еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть с ней дальше было нельзя.

Предыдущая фотография

Четверг в Кремле выходной, но здесь, в соборе, вовсю идут реставрационные работы

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Уникальные фрагменты росписей были найдены в приделе Похвалы Богоматери (на фото: в Похвальском приделе — хранитель собора Алексей Барков)

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Следующая фотография

1 / 2

Четверг в Кремле выходной, но здесь, в соборе, вовсю идут реставрационные работы

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Уникальные фрагменты росписей были найдены в приделе Похвалы Богоматери (на фото: в Похвальском приделе — хранитель собора Алексей Барков)

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Самочувствие памятника к нашему времени оказалось, прямо скажем, неважным: к примеру, собор страдал от протечек и конденсата, собиравшегося на сводах сверху, под основной кровлей, а выяснение причин этого вылилось в настоящий архитектурный детектив. Оказалось, истоки проблемы — в просчетах реставрации советского периода. Тогда, к Олимпиаде, поменяли покрытие Соборной площади: брусчатку, уложенную на песке, заменили на плитку на цементной подушке, которая вплотную подходила к собору. Влага, не находя выхода, стала проникать через фундамент в белокаменные стены собора (а Боровицкий холм — довольно мокрое место). К тому же с конца XVII века своды собора были закрыты дополнительной — промежуточной — кровлей, которая задерживала влагу внутри.

— Конденсат проникал через своды и стекал в собор, приходилось ставить ведра там, где были протечки,— рассказывает хранитель собора Алексей Барков.— Сейчас мы сняли промежуточную кровлю, положили теплоизоляционный материал, и уже год никаких протечек нет.

Что касается Соборной площади, то бетон по периметру собора собираются поменять на «дышащую» отмостку. Это к вопросу о мелочах.

Предыдущая фотография

На время работ перекрыт лишь тот участок собора, где они проводятся, сейчас это северная часть основного пространства — она закрыта лесами

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Реставраторы аккуратно снимают со старинных фресок наслоения грязи, пыли и так называемые набелы

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Следующая фотография

1 / 2

На время работ перекрыт лишь тот участок собора, где они проводятся, сейчас это северная часть основного пространства — она закрыта лесами

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Реставраторы аккуратно снимают со старинных фресок наслоения грязи, пыли и так называемые набелы

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Однако речь, конечно, не только и не столько про вещи технические — в поле зрения реставраторов попали и знаменитые росписи храма. К их созданию в далекие 1480-е годы мог быть причастен Дионисий (считающийся одним из главных иконописцев Древней Руси, наряду с Андреем Рублевым) вместе с соратниками — попом Тимофеем, Ярцем и Коней. Фрески уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало — обычно называют Ферапонтов монастырь вблизи города Кириллова Вологодской области да, собственно, Успенский собор. И это на всю страну. Остальное, как подчеркивают эксперты,— крохи.

— Фресками в Успенском соборе не занимались около 40 лет. Они сильно запылились и закоптились, что-то разъела влага. Поэтому было очевидно: если ставить леса для реставрации сводов, надо заняться и росписями,— поясняет Алексей Барков. И реставраторы оказались вознаграждены — их ждало важное открытие.

Это открытие произошло в приделе Похвалы Богоматери: там были обнаружены нижние фрагменты росписей конца XV века (речь о композициях «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи»). Тут надо пояснить: первоначальные росписи, выполненные в 1480-е и 1513–1514 годы было решено обновить в 1642-м по приказу царя Михаила Федоровича. Так вот старые фрески были сняты на «переводы», сбиты и воссозданы по ним на новой штукатурке. Что касается нижних частей фресок в приделе Похвалы Богоматери (или Похвальском приделе), то они были просто замазаны и позднее частично закрыты плитами нового пола. И вот — вновь открылись людям спустя столько веков.

Предыдущая фотография

В XX веке в соборе несколько раз проводились масштабные реставрационные работы, тогда многим шедеврам был возвращен их первоначальный облик

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Нынешняя реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Следующая фотография

1 / 2

В XX веке в соборе несколько раз проводились масштабные реставрационные работы, тогда многим шедеврам был возвращен их первоначальный облик

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Нынешняя реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Анна Валуева, художник-реставратор 1-й категории, демонстрирует, как идет работа: осторожно, в буквальном смысле ватными палочками, обработанными специальным раствором, с фресок снимаются наслоения грязи, пыли и так называемые набелы. Если где-то отстает штукатурка — выполняются специальные инъекции.

— Копоть очень вредна для живописи, так как мелкодисперсна. И если пыль просто ложится, то копоть зачастую въедается,— поясняет реставратор всю сложность проводимых работ.

А теперь о самом сенсационном. Многие СМИ уже написали, что автор фресок — сам Дионисий. Однако эксперты осторожничают: мол, творческий почерк этого иконописца, конечно, хорошо известен и, скорее всего, их писал не он, а кто-то из его круга. Что, впрочем, нисколько не умаляет значения открытия.

Можно ли будет на них посмотреть? Эксперты раздумывают о музеефикации росписей. Сначала их хотели закрыть стеклом, но сейчас склоняются к другому варианту — оставить открытыми, просто огородив.

Предыдущая фотография

Прикоснуться к прошлому здесь, в соборе, можно в самом прямом смысле

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

История храма насчитывает не одно столетие: первая каменная церковь была заложена на этом месте еще в 1326 году

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

Следующая фотография

1 / 2

Прикоснуться к прошлому здесь, в соборе, можно в самом прямом смысле

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

История храма насчитывает не одно столетие: первая каменная церковь была заложена на этом месте еще в 1326 году

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев

А пока собор продолжает удивлять специалистов: недавно они нашли за частью икон, снятых с иконостаса… еще росписи — на западной грани северо-восточного столба оказались фигуры ангелов и праведника. И похоже, объясняет Алексей Барков, расписанной была вся стена, выходившая в основное пространство.

Но и это далеко не все тайны.

— Секретов много,— говорит Барков.— Один из главных, пожалуй, это то, каким был собор Ивана Калиты (существовавший до собора, построенного Фиораванти.— «О»). Есть шанс расширить эти сведения за счет новых археологических исследований.

Среди загадок, о которых обычно упоминают в связи с Успенским собором,— и местонахождение утраченной могилы московского князя Юрия Даниловича. По прикидкам специалистов, она должна быть в алтаре Дмитровского придела. Однако в XIX веке, когда в собор провели отопление в виде кирпичных коробов, весь культурный слой там был перемешан. Сохранилась ли могила? Ответ на этот вопрос, похоже, придется искать во время следующих реставраций.

история и архитектура, 23 фото


+23 фото

автор: Дмитрий Казаков


поделиться:

Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.


Режим работы и стоимость билетов

Для осмотра надо приобрести билет на посещение архитектурного ансамбля Московского Кремля →.


История Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.


+23 фото

автор: Дмитрий Казаков

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин — происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах.  Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами.


+23 фото

Купола

автор: Дмитрий Казаков

В золотую раку были переложены  мощи митрополита Петра.  В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV–XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви — митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911–1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.


Архитектура

Строительство Успенского собора Московского Кремля выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.


+23 фото

автор: Дмитрий Казаков

Убранство

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь Успенского собора Московского Кремля являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 годах. Заново храм был расписан в 1642–1644 годах. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд». Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.


+23 фото

Ворота

автор: Дмитрий Казаков

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица» и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.


+23 фото

автор: Дмитрий Казаков

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.


+23 фото

автор: Дмитрий Казаков

Успенский собор как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор  Московского Кремля — уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.


Смотрите также

Фотографии

Успенский собор Московского Кремля

В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора, и   его алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней. ..