Карта сайта
Авторизация Поиск на сайте Реклама | Главная Администрация района
|
| ||
Читать онлайн «Буддизм в России», Илья Мельников – Литрес
Начиная разговор о российском буддизме, нужно учитывать две детали. Во-первых, о чём будет вестись разговор: о развитии буддийского учения в Российских регионах или же об истории изучения буддизма в нашей стране? Во-вторых, имеет ли смысл вообще говорить о российском буддизме, или же его влияние слишком незначительно, чтобы вовсе упоминать о нём.
Начнём со второго вопроса. Буддизм в Российской Федерации исповедуют целые регионы. Это Калмыкия, Бурятия, Алтай, Тува, Иркутская и Читинская области. Если прибавить к этому ещё тысячи приверженцев буддизма, живущих в других регионах, то ответ на вопрос становится ясным. Да, буддизм является довольно важным и влиятельным фактором в культурной и религиозной жизни России. Для особо недоверчивых предлагаю посетить Санкт-Петербургский буддийский храм. Там молятся самые различные люди, люди с разным уровнем образования. Разных культур, разного социального статуса. Однако их объединяет одно: вера в учение Будды.
Что касается первого вопроса, то вряд ли для читателя будет представлять интерес скучная историография изучения буддизма российской наукой. Видимо, гораздо интереснее будет узнать о самом развитии буддизма в стране, о его корнях, специфике, современной жизни. Однако краткое знакомство с некоторыми российскими исследователями, написавшими ценные и крайне интересные исследования пор буддийской тематике, думаю, стоит произвести. В таком ключе и будет построена глава: история российского буддизма, его культура и традиции, с указаниями, где и у кого об этом можно узнать поподробнее.
Вкратце история зарождения буддизма в России такова. Первыми к буддизму приобщились калмыки, ввиду того, что калмыцкие племена раньше жили на территории Китая, в Джунгарии. Принятие калмыками буддизма датируют 16 столетием. Однако ознакомился с буддийским учением этот народ гораздо раньше: уже в 13 столетии среди калмыков была популярна буддийская школа сакъяпа, которая, однако, не прижилась. Уже в 17 веке калмыки перекочевали на территорию России, в Нижнее Поволжье. Вместе с этим народом на Руси появилась и новая религия – буддизм. Буддизм, исповедуемый этим народом, представлял собой тибетскую форму буддизма, школу гелугпа. Это направление представляет собой смесь идей ваджраяны и махаяны.
Уже в 17 веке у калмыков уже была обширная буддийская литература, в основном на тибетском языке, которую постепенно переводили на калмыцкий. Особенностью калмыцкого буддизма является его тесные связи с Тибетом. Калмыцкие паломники регулярно посещали Тибет, привозили оттуда новые знания, священные тексты и предметы культа. Впрочем, связи эти иногда прерывались, особенно после завоевания Тибета Китаем. Вскоре калмыки ощутили на себе давление русской государственной системы. Буддизм в Российской империи не поощрялся. Количество калмыцких хурулов ограничивалось административными методами, штаты в хурулах сокращали. В первые послереволюционные годы казалось, что Советская власть даст возможность развиваться буддийской церкви. Был созван Первый духовный съезд калмыцких буддистов, власть обещала помочь в строительстве новых храмов, принимались демократические правовые документы. Однако недолго музыка играла: в 30-е годы сталинская репрессивная машина добирается и до калмыков. Рушатся храмы, репрессируется духовенство. Из 92 хуралов к 1936 году остаётся только 13. А в тяжёлый 1943 год калмыков вовсе выселяют с насиженных земель. Шла Отечественная война, а у «вождя всех времён и народов» не было более важного дела, как репрессировать целый народ… Только в 1957 году калмыцкая автономия была восстановлена, однако вопрос о вероисповедании повис в воздухе. Возродить буддийскую общину законным путём не удавалось вплоть до 1988 года, хотя попытки предпринимались неоднократно. С наступлением XX века усиливаются связи калмыцкого буддизма с буддизмом бурятским и монгольским. Взаимопроникновение двух традиций порождает новый толчок к развитию буддийского учения. Однако тибетский буддизм остаётся главным духовным партнёром буддизма калмыцкого. Поэтому калмыцкий буддизм гораздо ближе к тибетскому, чем буддизм бурят или тувинцев.
В Бурятии буддизм также появился в 17 столетии, когда в Забайкалье стали проникать первые тибетские и монгольские ламы. К концу столетия большинство бурят приняли буддизм. В отличие от калмыцкого буддизма, бурятскому повезло больше: сама Елизавета Петровна, Российская императрица, своим указом узаконила существования 11 дацанов и 150 лам при них. Был построен старейший буддийский храм в России – Цонгольский дацан, основанный в 1741 году. Настоятелем этого храма стал Дамба Доржи Заяев, который и стал первым верховным главой бурятских буддистов, приняв сам бандидо хамбо-ламы. К концу 19 столетия буддизм начинает активно проникать и в Западную Бурятию, однако там его путь вовсе не был усеян розами. Сильные позиции шаманизма и христианства обеспечивали буддийским проповедникам немалые трудности. В Бурятии буддизм характеризуется большим количеством храмов и массовостью. До Октябрьской революции в Бурятии было 47 дацанов, в которых проживало более 10 тысяч лам и послушников. В Калмыкии же больше распространены были хурула, как называли своеобразные передвижные монастыри на повозках. Так же, как и в Калмыкии, в 30-е годы Сталиным разворачиваются широчасшие репрессии против буддизма. Ламаистская церковь практически уничтожается. Однако после Второй мировой два дацана начинают свою деятельность – это единственные в СССР действующие дацаны Иволгинский и Агинский. Впрочем, к 1990 году были зарегистрированы ещё две буддийские общины, цонгольская и гусиноозёрская, на базе старейших дацанов Бурятии. Их возрождение символично: именно эти дацаны стали духовными центрами самого раннего бурятского буддизма, именно между ними некогда шла борьба за главенство в духовной жизни бурят. С распадом СССР число действующих дацанов в Бурятии возросло до 12.
Как буддизм попал в Россию.
После многолетнего отказа Далай-ламе в выдаче визы Россия наконец уступила и разрешила буддийскому духовному лидеру посетить страну. Большую часть времени он проведет в южной республике Калмыкии, половина населения которой составляет 300 тысяч человек, практикующих буддизм. Как получилось, что так много буддистов проживает в Калмыкии, регионе размером с Ирландию на восточной окраине Европы, в тысячах миль от азиатского центра религии?
Калмыки, как называют жителей республики, когда-то были монгольскими кочевниками, которые жили и исповедовали свою веру в среднеазиатских степях. Китайское военное наступление гнало их на запад в 17 -м -м веке, пока они не достигли берегов российской реки Волги. Там они заключили сделку с русским царем Петром Великим: в обмен на разрешение создать маленькое царство кочевые эмигранты будут защищать границы Российской империи от захватчиков.
Екатерина Великая, однако, не восприняла идею независимого царства у своего порога и заставила буддистов стать русскими подданными. Ее кампания угнетения заставила 300 000 бывших кочевников, живших тогда на восточном берегу Волги, уйти на историческую родину в Среднюю Азию. Однако немногие из них пережили поездку — они столкнулись с голодом, бандитизмом и вооруженными преследованиями со стороны русских и казахов. Однако большинство буддистов на западном берегу Волги остались на месте; именно в этот момент они стали известны как калмыки, от турецкого слова «остаток».
Несмотря на то, что калмыки жили как русские подданные, они могли свободно исповедовать буддизм и построили десятки храмов. Их разновидность буддизма носит ламаистский характер, как в Тибете и Бутане, с примесью сильного шаманизма. По сей день знахари пользуются уважением и уважением в калмыцких общинах.
Калмыки почти не пережили сталинские чистки; в тот период был разрушен практически каждый буддийский храм. Сталин подозревал калмыков в сочувствии нацистам — то же самое он думал и о чеченцах — и после Второй мировой войны приказал депортировать калмыков в Сибирь. Им не разрешалось возвращаться до 1957, к тому времени их число сократилось до 70 000 человек.
Распад Советского Союза привел к возрождению буддизма в Калмыкии, начиная с избрания президента Кирсана Илюмжинова в 1993 г. (Калмыкия является автономным членом Российской Федерации). Как он и обещал, президент Илюмжинов профинансировал строительство из нескольких богато украшенных хурулов , или храмов, в столице Элисте. Он также посетил Далай-ламу в его штаб-квартире в Индии и поручил школьникам изучать буддийские традиции и принципы. (Президент Илюмжинов также возглавляет Всемирную шахматную федерацию и потратил миллионы на шахматный стадион в Элисте.)
com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-3b5d5b8e7be58a1013aa2d072d3a163f-component-6@published»> Любопытно, что духовный глава калмыков — уроженец Филадельфии. Эрдне Омбадыков родился в семье калмыков и в 7-летнем возрасте был отправлен изучать буддизм в Индию. Там Далай-лама признал Омбадыкова реинкарнацией Тэло Тулку Ринпоче, буддийского святого, который якобы мог оживлять животных из мертвых. Хотя его жена и ребенок живут в Эри, штат Колорадо, Омбадыков в настоящее время живет в Элисте, где калмыки почитают его как святую фигуру и ищут его благословения. По сути, он является буддийским эквивалентом архиепископа, надзирающего за паствой в единственной буддийской стране Европы.Следующий вопрос?
Буддистский лидер стал первым религиозным главой в России, открыто осудившим войну на Украине
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Киев впервые после прошлогоднего вторжения России, заявив украинцам, что будущее их страны принадлежит альянсу, как и президент Владимир Зеленский объявил, что «пришло время» было направлено приглашение присоединиться к группе.
Столтенберг прибыл в украинскую столицу рано утром 20 апреля с необъявленным визитом, поскольку на востоке бушевали боевые действия, а Москва продолжала наносить удары десятками беспилотников по гражданской инфраструктуре в нескольких регионах.
Брифинг в прямом эфире: вторжение России в Украину
Брифинг RFE/RL Live Briefing содержит все последние события о полномасштабном вторжении России, контрнаступлениях Киева, военной помощи Запада, глобальной реакции и бедственном положении мирных жителей . Все репортажи RFE/RL о войне нажмите здесь .
Столтенберг подтвердил позицию альянса о том, что будущее Украины связано с НАТО, но не стал предлагать четкие сроки, заявив при этом, что блок из 31 члена будет продолжать оказывать поддержку Украине в ее борьбе против 14-месячной российской агрессии до тех пор, пока как надо.
«Позвольте мне прояснить: законное место Украины — в евроатлантической семье. Правильное место Украины — в НАТО. И со временем наша поддержка поможет вам сделать это возможным», — сказал Столтенберг.
«НАТО поддерживает вас сегодня, завтра и столько, сколько потребуется», — сказал Столтенберг, добавив, что альянс обучил десятки тысяч украинских солдат и предоставил только военную помощь на сумму 65 миллиардов евро (71,31 миллиарда долларов).
Москва привела несколько причин для начала так называемой «специальной военной операции» против Украины, в том числе несколько раз заявляла, что ей необходимо предотвратить вступление Украины в НАТО, что представляло бы экзистенциальную угрозу для России.
После выступления главы НАТО официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что Россия считает возможное членство Украины в НАТО «серьезной, значительной угрозой для нашей страны, ее безопасности».
Столтенберг также пригласил Зеленского на саммит НАТО, запланированный на июль в столице Литвы Вильнюсе.
«Нет ни одного объективного барьера для политического решения о приглашении Украины в альянс», — заявил Зеленский на пресс-конференции со Столтенбергом в Киеве, добавив, что «настало время для соответствующих решений».
Выступая за день до заседания Контактной группы по обороне Украины на авиабазе Рамштайн в Германии, Зеленский также обратился к главе альянса с просьбой помочь преодолеть нерешительность некоторых членов предоставить Украине оружие дальнего действия, чтобы помочь ей дать отпор российским сил.
«Я обратился к генсеку с просьбой помочь нам преодолеть нежелание наших партнеров по поставкам некоторых вооружений, а именно дальнобойного оружия, современной авиации, артиллерии, бронетехники», — сказал Зеленский.
Ранее во время своего визита Столтенберг отдал дань уважения у мемориала павшим солдатам в центре Киева и пообщался с украинскими официальными лицами, показали изображения , опубликованные украинскими СМИ.
Визит Столтенберга состоялся через несколько часов после того, как Россия второй день подряд применила беспилотники иранского производства для атак на гражданские объекты и объекты инфраструктуры , заявили украинские военные 20 апреля. Об этом в Telegram сообщил глава краевого военного управления Лысак.
«Сегодня ночью военнослужащие Восточного авиационного командования и сил ПВО сбили шесть боевых беспилотников, скорее всего, [иранского производства] «Шахеды», — написал Лысак в Telegram.
Немедленных сообщений о жертвах не поступало.
Отдельно Командование ВВС Украины сообщило, что его ПВО сбили около 10 российских беспилотников иранского производства на юго-востоке Украины.
Атака беспилотников стала второй за несколько дней после того, как накануне украинская ПВО, как сообщается, сбила стаи шахидов над южным портовым городом Одесса.
Российские зенитно-ракетные комплексы поразили гражданские объекты в Очкове, небольшом городке на юге Николаевской области, сообщил 20 апреля глава областной военной администрации Виталий Ким, добавив, что немедленных сообщений о жертвы.
В Донецке один мирный житель погиб в результате обстрела со стороны РФ, сообщил 20 апреля военный губернатор области Павел Кириленко.
Фотогалерея:Поскольку Россия увеличивает обстрелы и авиаудары по Бахмуту, Украина отвечает своими
По мере того, как силы Москвы усиливают применение тяжелой артиллерии и ударов с воздуха по опустошенному восточноукраинскому городу Бахмут, киевские солдаты, превосходящие по численности и вооружению, наносят ответный удар собственными крупнокалиберными орудиями.
- Электронная почта другу
На востоке московские войска с новой силой продолжили наступление в Донецкой области, пытаясь выйти из тупика, затянувшегося на месяцы в боях за город Бахмут.
Украинские защитники тем временем отразили более 55 атак русских в Бахмуте, Авдеевке и Марьинке — театре военных действий, где уже несколько месяцев идут самые ожесточенные бои за Донецкую область.
Генштаб Украины сообщил в своем ежедневном сводке, что российские войска безуспешно пытались улучшить свои тактические позиции, используя сочетание артиллерийских обстрелов и ударов с воздуха.
Ваш комментарий будет первым