Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Город спарта в древней греции: один из крупнейших городов‑государств Древней Греции — Пыльная История на vc.ru

один из крупнейших городов‑государств Древней Греции — Пыльная История на vc.ru

481 просмотров

Спарта была воинственным обществом в Древней Греции, которое достигло пика своего могущества после победы над конкурирующим городом-государством Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.). Спартанская культура была сосредоточена на верности государству и военной службе. Спартанские мальчики проходили строгую государственную программу обучения, военной подготовки и социализации. В системе, известной как Агоге, упор делался на долг, дисциплину и выносливость. Хотя спартанские женщины не служили в армии, они были образованы и пользовались большим статусом и свободой, чем другие греческие женщины.

Спарта Жизнь

Спарта, также известная как Лакедемон, была древнегреческим городом-государством, расположенным в основном в регионе южной Греции под названием Лакония. Население Спарты состояло из трех основных групп: спартанцев, или спартиатов, которые были полноправными гражданами; илоты, или крепостные/рабы; и периэки, которые не были ни рабами, ни гражданами.

Периеки, чье имя означает «окрестные жители», работали ремесленниками и торговцами и делали оружие для спартанцев.

се здоровые спартанские граждане мужского пола участвовали в обязательной государственной системе образования, Агоге, в которой особое внимание уделялось послушанию, выносливости, храбрости и самообладанию. Спартанские мужчины посвятили свою жизнь военной службе и жили вместе во взрослой жизни. Спартанца учили, что верность государству превыше всего, включая семью.

Илоты, чье имя означает «пленники», были собратьями-греками, родом из Лаконии и Мессении, которые были завоеваны спартанцами и обращены в рабов. Образ жизни спартанцев был бы невозможен без илотов, которые выполняли все повседневные задачи и выполняли неквалифицированный труд, необходимый для поддержания функционирования общества: они были фермерами, домашней прислугой, медсестрами и военными.

Спартанцы, уступавшие по численности илотам, часто обращались с ними жестоко и деспотично, пытаясь предотвратить восстания.

Спартанцы унижали илотов, заставляя их напиться до изнурительного вина, а затем выставлять себя дураками на публике. (Эта практика также была предназначена для того, чтобы продемонстрировать молодым людям, что взрослый спартанец никогда не должен действовать, поскольку самообладание было ценной чертой.) Методы жестокого обращения могли быть гораздо более экстремальными: спартанцам разрешалось убивать илотов за то, что они слишком умны или слишком умны. подходит, среди других причин.

Спартанские военные

В отличие от таких греческих городов-государств, как Афины — центра искусств, образования и философии — Спарта была сосредоточена на культуре воинов. Спартанским гражданам мужского пола разрешалось только одно занятие: солдат. Приобщение к такому образу жизни началось рано.

Спартанские мальчики начинали свое военное обучение в возрасте 7 лет, когда они уходили из дома и поступали в Агоге. Мальчики жили общиной в суровых условиях. Они подвергались постоянным физическим соревнованиям (которые могли включать насилие), получали скудные пайки и ожидали, что они научатся красть еду, помимо других навыков выживания.

Мальчики-подростки, продемонстрировавшие наибольший лидерский потенциал, были отобраны для участия в Криптее, которая действовала как тайная полиция, основной целью которой было терроризировать население в целом илотов и убивать тех, кто нарушал порядок. В возрасте 20 лет спартанские мужчины становились солдатами на полную ставку и оставались на действительной службе до 60 лет.

Спартанские доспехи, щит и шлем

Ни один солдат не считался выше другого. Идя в бой, спартанский воин, или гоплит, носил большой бронзовый шлем, нагрудник и щитки на лодыжках, а также круглый щит из бронзы и дерева, длинное копье и меч. Спартанские воины также были известны своими длинными волосами и красными плащами.

Постоянная военная подготовка и дисциплина спартанцев сделали их искусными в древнегреческом стиле боя в построении фаланги. В фаланге армия действовала единым целым в сомкнутом, глубоком строю, совершала скоординированные массовые маневры.

Спартанский щит(Музей Дельфи)

Спартанские женщины

Спартанские женщины имели репутацию независимо мыслящих и пользовались большей свободой и властью, чем их коллеги по всей Древней Греции. Хотя они не играли никакой роли в армии, спартанки-женщины часто получали формальное образование, хотя и отдельно от мальчиков и не в школах-интернатах.

Отчасти для привлечения партнеров женщины участвовали в спортивных соревнованиях, включая метание копья и борьбу, а также соревновательно пели и танцевали. Став взрослыми, спартанским женщинам было разрешено владеть имуществом и управлять им. Кроме того, они, как правило, не были обременены домашними обязанностями, такими как приготовление пищи, уборка и изготовление одежды, задачи, которые выполнялись илотами.

Брак был важен для спартанцев, поскольку государство заставляло людей иметь детей мужского пола, которые вырастали бы гражданами-воинами и заменяли тех, кто погиб в бою. Мужчин, откладывавших брак, публично пристыжали, а тех, у кого было несколько сыновей, можно было наградить.

При подготовке к замужеству спартанские женщины брили головы; после свадьбы они коротко стригли волосы. Супружеские пары обычно жили раздельно, поскольку мужчины до 30 лет должны были продолжать жить в коммунальных бараках.

Чтобы увидеть своих жен в это время, мужьям приходилось ускользать ночью.

Упадок спартанцев

В 371 г. до н.э. Спарта потерпела катастрофическое поражение от фиванцев в битве при Левктре. Еще одним ударом в конце следующего года стал фиванский полководец Эпаминонд (ок. 418 г. до н. э. — 362 г. до н. э.), который возглавил вторжение на спартанскую территорию и руководил освобождением мессенских илотов, находившихся в рабстве у спартанцев в течение нескольких столетий.

Спартанцы продолжали бы существовать, хотя и как второстепенная держава в длительном периоде упадка. В 1834 году Оттон (1815-67), король Греции, приказал основать современный город Спарта на месте древней Спарты.

Спасибо за внимание!

Мой телеграмм канал с архивными материалами:

Экскурсия в Спарту, Спарта Греция, Экскурсия в Спарту из Афин

Экскурсия на родину спартанцев в Спарту + Мистрас.

Начинается тур-экскурсия из Афин. Два часа по отличной дороге и каждый может посетить родину царя Леонида и Древних Спартанцев — Спарту. В пути делаем небольшую остановку у Коринфского канала- чуда инженерной мысли 19 века. При желании можете заказать Минивэн, VIP- авто, трансфер или профессионального русскоговорящего гида по Греции.

Не ищите крепостные стены в Спарте — спартанцы надеялись только на храбрость своих воинов. » Со щитом или на щите»- слова, которыми спартанки провожали в бой своих мужчин!

Легендарная Спарта

Мифы, легенды Древней Греции сопровождают нас на протяжении всего пути. Расположена Спарта в Лаконийской долине, у подножья гор Тайгеты, в окружении оливковых и апельсиновых садов. Есть в современной Спарте стадион, акрополь с древним театром, развалины храма Артемиды (здесь исполняла танец маленьких медвежат Прекрасная Елена). Но будем лаконичны, как древние спартанцы!

Слово «Лаконичный» произошло от названия местности в Древней Греции — Лаконии. В этой местности находится знаменитая Спарта. Как известно, спартанцев с детства готовили к войне и закаляли физическими упражнениями. Также спартанцев учили выражать свои мысли кратко, но ясно.

Когда Филипп Македонский (отец Александра Македонского) подошёл к стенам Спарты, он направил спартанцам послание — «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!».
На это спартанцы ответили — «Если».

Когда жена спартанского царя Леонида (Горго) спросила, что ей делать, если он погибнет, Леонид ответил: «Возьми хорошего мужа и рожай здоровых детей».

Мистрас — византийский город

Мистрас- город- призрак, находится в 6 км от Спатры. Это последний оплот Византийских императоров — Палеологос. Город был основан в 1249 году кроестоносцами и с 1261 по 1460 год являлся важнейшим центром Византийских императоров. В Мистрасе короновался последний византийский император Константин Палеолог. Хорошо сохранилась франкская цитадель, множество византийских храмов с настенными росписями 13-14 веков и монастырей (один женский монастырь Панданасса — действующий), особняки византийской знати. Ошеломляющий вид на Лаконийскую долину.

Обед предлагаем в таверне Paleologos, которая находится по пути из Мистраса в Спарту.
После обеда- экскурсия по Спарте с посещением археологического музея, музея оливкового масла и остановки у памятника царю Леониду. По возможности планируется остановка у одной из многочисленных маслобоен, чтобы посмотреть процесс приготовления оливкового масла.

Видео

Греция Возникновение города-государства: Спарта

Основные темы


2. Убеждения: Почему люди живут так, как живут?
3. Правительство: Как люди организуют свои общества и почему они организуют их именно так?
4. Технологии. Как технологии влияют на жизнь людей?
6. Экономика: как поиск ресурсов и торговля повлияли на историю человечества?
7. Культура. Откуда мы знаем то, что знаем об истории человечества?

Инструкции:  На этом уроке вы создадите таблицу, сравнивающую повседневную жизнь в Афинах и Спарте. Чтобы вы могли лучше идентифицировать информацию, которую ищете, просмотрите сравнительную таблицу в упражнении b до , когда вы начнете читать свой урок. Используйте значки, которые начинаются с каждого раздела, чтобы облегчить заполнение диаграммы.


Повседневная жизнь в Афинах и Спарте


С культурной точки зрения Спарта во многих отношениях была противоположностью Афин. В Спарте их социальная структура, в основе которой лежала военная подготовка, позволяла всем спартанцам в той или иной форме быть равными. В то время как в Афинах гражданское участие было ограничено небольшим сегментом общества.

И повседневная жизнь, и образование в Спарте сильно отличались от тех, что были в других городах-государствах. За исключением афинян (которые считали Афины лучшими!), греки из других городов-государств неохотно восхищались спартанцами. Конечно, они не хотели бы быть спартанцами. Однако во время войны они наверняка хотели, чтобы Спарта была на их стороне. Спартанцы ведь были крутыми, а древние греки восхищались силой.


Какова цель или цель афинского образования?

Образование:  В древних Афинах целью образования была подготовка граждан как к миру, так и к войне. Таким образом, афинское образование действительно хотело произвести граждан, которые были бы отражением самих Афин, людей, готовых принять участие в управлении города-государства. Девочек не учили в школе, но многие учились читать и писать дома, в уюте своего двора. До 6 или 7 лет мальчиков обучали дома их матери или рабыни. В возрасте от 6 до 14 лет они ходили в начальную школу по соседству или в частную школу.

Книги были очень дорогими и редкими, поэтому предметы читались вслух, и мальчикам приходилось все запоминать. В начальной школе они узнали две важные вещи: слова Гомера, известного греческого эпического поэта, и как играть на лире, музыкальном инструменте.


Brain Box: Как афинское образование готовило учащихся к их роли в обществе?

Их учитель, который всегда был мужчиной, мог выбирать, какие дополнительные предметы он хотел преподавать. Он мог бы преподавать драму, ораторское искусство, управление государством, искусство, чтение, письмо, математику и еще один любимый древнегреческий инструмент — флейту. После этого мальчики еще четыре года посещали высшую школу. Когда им исполнилось 18 лет, они поступили в военное училище на два года. В 20 лет они закончили. Однако афинский гражданин мог быть призван на военную службу в любое время, когда его город-государство находился под угрозой.

Как граждане, афиняне управляли государством и проводили большую часть своего времени вдали от дома. Когда мужчины не участвовали в политике, они проводили время в полях, наблюдая за посевами или обрабатывая их, занимаясь производством или торговлей. Мужчины любили охоту, плавание, выпивку, борьбу, верховую езду и знаменитые Олимпийские игры.

Какова была цель или цель спартанского образования?

Образование: В древней Спарте целью образования было создание хорошо обученной, хорошо дисциплинированной походной армии. Спартанцы верили в жизнь, полную дисциплины, самоотречения и простоты. Они были очень лояльны к государству Спарта.

Каждый спартанец, мужчина или женщина, должен был иметь идеальное тело. Когда в древней Спарте рождались дети, спартанские солдаты приходили к дому и проверяли ребенка. Если младенец не казался здоровым и сильным, младенца забирали и оставляли умирать на склоне холма или обучали как раба (илота). Младенцу, прошедшему этот экзамен, приписывалось членство в братстве или сестринстве, обычно в том же, к которому принадлежали его отец или ее мать.


Спартанцев учили жить умеренно и самоотверженно. Любой другой путь рассматривался бы как слабость. Вверху спартанский мальчик наблюдает за последствиями слишком большого количества вина.

Спартанских мальчиков отправляли в военное училище в возрасте 6 или 7 лет. Они жили, тренировались и спали в казармах своего братства. В школе их обучали навыкам выживания и другим навыкам, необходимым для того, чтобы стать отличным солдатом.

Школьные курсы были очень тяжелыми и часто очень болезненными. Хотя студентов учили читать и писать, эти навыки не имели большого значения для спартанцев. Только война имела значение, поэтому большинству спартанцев требовалось достаточно навыков чтения, чтобы понять письменный приказ офицера и беспрекословно выполнить приказ.

Пока они учились в школе, мальчиков плохо кормили, и им говорили, что можно воровать еду, если их не поймают. Если их ловили, то били. Мальчики маршировали без обуви, чтобы стать сильнее. Это был жестокий период обучения.


Brain Box: Как спартанское образование подготовило учащихся к их роли в обществе?

Легенда гласит, что молодой спартанский мальчик однажды украл живую лису, собираясь убить ее и съесть. Он заметил приближающихся спартанских солдат и спрятал лису под рубашкой. При столкновении, чтобы избежать наказания, которое он получил бы, если бы его поймали на краже, он позволил лисе вгрызаться в его живот, а не признаться, что он украл лису, и он не позволял своему лицу или телу выражать свою боль.

Где-то в возрасте от 18 до 20 лет спартанские мужчины должны были пройти сложный тест на физическую форму, военные способности и лидерские качества. Любой спартанский мужчина, не прошедший эти экзамены, становился периикосом. (Периоикосам, или среднему классу, разрешалось владеть собственностью и вести дела, но они не имели политических прав и не были гражданами.) Если они проходили, они становились полноправными гражданами и спартанскими солдатами.

Спартанцам не разрешалось прикасаться к деньгам. Это была работа среднего класса. Спартанские солдаты проводили большую часть своей жизни со своими однополчанами. Они ели, спали и продолжали тренироваться в бараках своего братства. Даже если они были женаты, то не жили со своими женами и семьями. Жили в казарме. Военная служба не заканчивалась до тех пор, пока спартанский мужчина не достигал 60-летнего возраста. В 60 лет спартанский солдат мог уйти в отставку и жить в своем доме со своей семьей.


Спартанское образование в значительной степени состояло из военной подготовки. Мальчиков тренировали с того момента, как они ушли из дома в возрасте 6 или 7 лет, до совершеннолетия, когда они начали пожизненную службу своему городу-государству в качестве солдат.

Какие свободы были у женщин в афинском и спартанском обществе?

Женщины: За исключением древней Спарты, греческие женщины имели очень ограниченную свободу вне дома. В Афинах женщины могли посещать свадьбы, похороны, некоторые религиозные праздники и навещать соседок. В их доме хозяйничали гречанки! Их работа заключалась в том, чтобы управлять домом и рожать детей. Большинство греческих женщин сами не занимались домашним хозяйством. Рабыни готовили, убирали и работали в поле. Рабы-мужчины следили за дверью, чтобы убедиться, что никто не вошел, когда хозяина дома не было, кроме соседок, и выступали в качестве наставников для маленьких детей мужского пола.

В Афинах, как и в большинстве греческих городов-государств, за исключением Спарты, девушки оставались дома до замужества. Как и их мать, они могли посещать определенные фестивали, похороны и ненадолго навещать соседей. Их работа заключалась в том, чтобы помогать своей матери, а также помогать в поле или в семейном бизнесе, если это необходимо.


Возможности женщин в Афинах и роль, которую они играли в афинском обществе, были ограничены.

Женщины: В Спарте девочки также ходили в школу в возрасте 6 или 7 лет. Они жили, спали и тренировались в казармах своего братства. Никто не знает, была ли их школа такой же жестокой или суровой, как школа для мальчиков, но девочек учили борьбе, гимнастике и боевым искусствам. Некоторые историки считают, что эти две школы были очень похожи, и что была предпринята попытка обучать девочек так же тщательно, как и мальчиков. В любом случае спартанцы верили, что сильные молодые женщины будут рождать сильных детей.

В возрасте 18 лет, если спартанская девушка сдавала экзамен на навыки и пригодность, ей предоставлялись все привилегии гражданства и назначался муж, или она выбирала одного. Затем ей разрешили вернуться домой. Если бы она потерпела неудачу, то потеряла бы свои права гражданина и стала бы периикосом, представителем среднего класса. В большинстве других греческих городов-государств женщины должны были оставаться в своих домах большую часть жизни. В Спарте гражданские женщины могли свободно передвигаться и пользовались большой свободой, поскольку их мужья не жили дома.


В древних Афинах свадебные церемонии начинались после наступления темноты. Невеста под вуалью ехала из своего дома в дом жениха, стоя в колеснице. Ее семья следовала за колесницей пешком, неся дары. Путь освещали друзья жениха и невесты, неся факелы и играя музыку, чтобы отпугнуть злых духов. Во время свадебной церемонии невеста ела яблоко или другой фрукт, чтобы показать, что еда и другие основные потребности теперь исходят от ее мужа. Подарки новой паре могут включать корзины, мебель, украшения, зеркала, духи и вазы с зеленью.


В древней Спарте церемония была очень простой. После драки, чтобы доказать свое превосходство в силе, жених перебрасывал невесту через плечо и уносил ее. Спартанские мужчины женились только на женщинах, которые хотели на них жениться. В Спарте не было браков по принуждению и браков, заключенных ради общественной выгоды. Спартанцы женились по любви. Выбирали невесту так же, как выбирали все — как товарища по команде на всю жизнь.


Каковы были обязанности граждан в Афинах и Спарте?

Спросите афинянина:  Как афиняне относились к своему городу-государству по сравнению с другими городами-государствами Древней Греции? Гражданин Афин мог бы ответить так:

«В отличие от других городов-государств, граждане здесь, в Афинах, превосходно образованы в искусствах и науках. В детстве, до 6 или 7 лет, нас учила дома наша мать или раб-мужчина. С 7 до 14 лет мы посещаем дневную школу, где запоминаем гомеровскую поэзию и учимся играть на этом великолепном инструменте — лире. Мы учимся драме, публичным выступлениям, чтению, письму, арифметике и игре на флейте. После этого мы учимся еще четыре года в высшей школе. В 18 лет мы учимся в военном училище еще два года! Афинское образование, безусловно, лучшее во всем греческом мире. Мы известны своей литературой, поэзией, драмой, театром, школами, зданиями, правительством и нашим интеллектуальным превосходством. Мы ценим наши личные свободы, но, как личности, преданы служению государству. Как видите, наш полис — сияющая звезда всего греческого города-государства».


В отличие от духа индивидуального самовыражения, столь высоко ценимого афинянами, спартанцы верили в командную работу. Вы сражались в командах, всегда в союзе с братом-воином, поэтому у вас всегда был кто-то, кто прикроет вашу спину. Для спартанцев объединение с другим городом-государством было логичным. Спарта объединилась с разными городами-государствами в разное время по разным причинам. При всем их воинственном поведении и обучении, когда возникала проблема с другим городом-государством, Спарта сначала пыталась решить эту проблему путем обсуждения и переговоров. Если это не удастся, они будут драться. Поскольку они были легендарными воинами, в большинстве случаев другие греческие города-государства урегулировали свои разногласия со Спартой, не вступая в войну. В Спарте не было чудесных произведений литературы, искусства или архитектуры, но спартанская военная сила считалась ужасающей. Таким образом, спартанцы добились своего.

Спросите спартанца:  Как спартанцы относятся к своему городу-государству по сравнению с другими городами-государствами Древней Греции? Спартанский воин мог бы ответить примерно так:

«Вы хотите, чтобы я сравнил Спарту с Афинами?» Спартанский воин громко расхохотался. Он помахал нескольким своим товарищам-воинам, чтобы они поделились шуткой. «Мы скорее умрем, чем будем вести себя как эти глупые граждане Афин». (Все кивают.)


«Мы знаем, что мы лучше, и мы рады быть спартанцами! Лгать, жульничать и воровать, но не попадаться — таков спартанский путь». (Все воины кивнули. Это были действительно мудрые слова.) «Мы претерпеваем невероятную боль и лишения, чтобы стать превосходным спартанским солдатом и гражданином! Забранные у родителей в 7 лет, мы живем суровой и часто жестокой жизнью в солдатских казармах. Старшие дети затевают драки, чтобы помочь нам стать крепкими и сильными, и победить нас. Нас часто бьют на глазах у других спартанцев, включая наших родителей, но мы никогда не кричим от боли. Нам дают очень мало еды. Вместо этого нас поощряют воровать еду. Если поймают на краже, нас побьют. Чтобы избежать сильной боли, мы учимся быть хитрыми. Мы знаем, как лгать, обманывать и воровать, и мы знаем, как избежать наказания за это! Мы свирепы, способны и гордимся своей силой.

Сравнить Спарту с Афинами? Не смеши меня!» От души смеясь, плечом к плечу воины двинулись прочь. (Я сбежал.)


Brain Box: Что заставляло афинян и спартанцев больше всего гордиться своим городом-государством?

Афины (слева) и Спарта (справа) сегодня.

Активность

Знаешь?

Культура классической Спарты | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Понять основные характеристики общества Спарты

Ключевые моменты

  • Спарта была олигархическим городом-государством, которым правили два наследственных короля, равных по власти.
  • Спартанское общество в значительной степени было построено вокруг армии и военной подготовки.
  • Жители классифицировались как спартиаты (спартанские граждане, пользующиеся полными правами), мотаки (неспартанцы, свободные люди, воспитанные как спартанцы), периикои (свободные, но неграждане жители) и илоты (казенные крепостные, часть порабощенное неспартанское, местное население).
  • Спартанец начал военную подготовку в возрасте семи лет.
  • В возрасте 20 лет спартиаты получили полное гражданство и присоединились к сисситии .
  • 90 179 Илотам было предоставлено много привилегий по сравнению с порабощенным населением в других греческих городах-государствах.
  • Численность илотов превосходила численность спартиатов и со временем росла, вызывая социальную напряженность.
  • Женщины-спартанки пользовались статусом, властью и уважением, которым не было равных в остальном классическом мире.

Термины

Эфоры

Эфоры были древними спартанскими чиновниками, которые делили власть с наследственными царями. Ежегодно избирались пять человек для присяги от имени города, тогда как короли служили всю жизнь и присягали только от своего имени.

герусия

Герусия представляла собой совет спартанских старейшин, состоявший из мужчин старше 60 лет, которые избирались пожизненно и обычно были членами одного из двух царских дворов.

Делфи

Знаменитое древнее святилище, служившее резиденцией оракула, который консультировался по важным решениям во всем античном классическом мире.

Спарта функционировала при олигархии. Государством управляли два наследственных царя из родов Агиад и Еврипонтидов, оба якобы потомки Геракла, и равные по власти, так что никто не мог действовать против власти и политических постановлений своего коллеги. Обязанности королей носили религиозный, судебный и военный характер. Они были главными жрецами государства и поддерживали связь с Дельфами, святилищем, имевшим большой авторитет в спартанской политике.

К 450 г. до н. э. судебная власть королей была ограничена делами, касающимися наследниц, усыновлений и дорог общего пользования. Со временем королевские прерогативы были еще больше урезаны, пока, помимо службы в качестве военных генералов, короли не стали просто подставными лицами. Например, со времен греко-персидских войн цари лишились права объявлять войну и находились в полевых условиях под слежкой двух чиновников, известных как эфоров . Эфоры также вытеснили руководство королей в сфере внешней политики. Гражданские и уголовные дела также рассматривались эфоров , а также совет из 28 старейшин старше 60 лет, именуемый герусия . герусий избирались пожизненно и обычно были членами одного из двух королевских дворов. gerousia обсуждали важные решения государственной политики, затем предлагали альтернативные действия damos — коллективному органу спартанских граждан, которые затем голосованием выбирали один из вариантов.

Спартанское общество, уникальное по своей социальной системе в Древней Греции, было полностью сосредоточено на военной подготовке и мастерстве. Его жители классифицировались как спартиаты (спартанские граждане, пользующиеся полными правами), мотаки (неспартанцы, свободные люди, воспитанные как спартанцы), периикои (свободные, но неграждане жители) и илоты (государственные крепостные, часть порабощенное, неспартанское, местное население).

Структура спартанского общества. Спартанское общество было строго регламентировано, с четко очерченной классовой системой.

Мужчины-спартанцы начали военную подготовку в возрасте семи лет. Обучение было разработано для поощрения дисциплины и физической выносливости, а также для подчеркивания важности спартанского государства. Обычно только мужчины, которые должны были стать спартиатами, проходили военную подготовку, хотя из этого правила существовало два исключения. Trophimoi , или «приемные сыновья», из других греческих городов-государств были допущены к обучению в качестве иностранных студентов. Например, афинский полководец Ксенофонт отправил двух своих сыновей в Спарту в качестве трофимы . Кроме того, сыновья илота могли зарегистрироваться как синтрофос , если спартиат официально усыновил его и заплатил за него. Если синтрофос исключительно хорошо тренировался, его можно было спонсировать, чтобы он стал Спартиатом. Точно так же, если спартанец не мог позволить себе оплатить расходы, связанные с военной подготовкой, он потенциально мог потерять право на гражданство.

Мальчики, прошедшие обучение, жили в общих столовых и, по словам Ксенофонта, сыновья которых посещали agoge , мальчиков кормили «именно столько, чтобы они никогда не становились вялыми из-за того, что они были слишком сытыми, а также давали им почувствовать, что такое нехватка». Помимо физической подготовки и обучения обращению с оружием, мальчики обучались чтению, письму, музыке и танцам. Специальные наказания вводились, если мальчики недостаточно лаконично (т. е. кратко и остроумно) отвечали на вопросы.

В возрасте 20 лет гражданин Спарты начал свое членство в одной из syssitia  (столовых или клубов), которые состояли примерно из 15 членов каждый и были обязательными. Здесь каждая группа научилась сближаться и полагаться друг на друга. Спартанцы не имели права избираться на государственные должности до 30 лет. Только коренные спартанцы считались полноправными гражданами и были обязаны проходить военную подготовку в соответствии с законом, а также участвовать и вносить финансовый вклад в одну из сиссития .

Спартиаты фактически составляли меньшинство в Спарте, а илоты составляли самый многочисленный класс жителей города-государства. Илоты изначально были свободными греками, которых спартанцы победили в битве, а впоследствии поработили. В отличие от населения, завоеванного другими греческими городами, мужское население илотов не было истреблено, а женщины и дети не рассматривались как движимое имущество. Вместо этого илоты получили подчиненное положение в спартанском обществе, более сравнимое с крепостными средневековой Европы. Хотя илоты не имели права голоса, в остальном они пользовались относительно привилегированным положением по сравнению с рабским населением в других греческих городах-государствах.

Спартанский поэт Тиртай сообщает, что илотам было разрешено жениться и оставлять себе половину плодов своего труда. Им также были разрешены религиозные свободы, и они могли владеть ограниченным количеством личного имущества. До 6000 илотов накопили достаточно богатства, чтобы купить себе свободу в 227 г. до н. э.

Поскольку спартиаты были полноценными солдатами, ручной труд выпал на долю илотов, которые работали неквалифицированными крепостными, возделывая спартанскую землю или сопровождая спартанскую армию в качестве некомбатантов. Женщин-илотов часто использовали в качестве кормилиц.

Отношения между илотами и их спартанскими хозяевами часто были натянутыми, и есть свидетельства того, что по крайней мере одно восстание илотов произошло около 465-460 гг. до н.э. Многие историки утверждают, что, поскольку илотам были разрешены такие привилегии, как содержание семьи и родственных групп и владение собственностью, они могли лучше сохранять свою идентичность как покоренный народ и, таким образом, более эффективно организовывали восстания. Со временем население спартиатов продолжало сокращаться, а население илотов росло, а дисбаланс сил усугублял уже существовавшую напряженность.

Женщины-спартанки пользовались статусом, властью и уважением, которым не было равных в остальном классическом мире. Более высокий статус женщин в спартанском обществе начинался с рождения. В отличие от Афин, спартанских девушек кормили той же едой, что и их братьев. Они также не были прикованы к отцовскому дому, им не мешали заниматься физическими упражнениями или дышать свежим воздухом. Спартанки даже соревновались в спорте. Что наиболее важно, вместо того, чтобы выходить замуж в возрасте 12 или 13 лет, спартанский закон запрещал выдавать замуж девушку, пока она не достигла позднего подросткового возраста или 20-летнего возраста. Причины отсрочки вступления в брак заключались в том, чтобы обеспечить рождение здоровых детей, но в результате спартанские женщины избавились от опасностей и длительного ущерба для здоровья, связанных с беременностью среди подростков.

Спартанские женщины, которые с детства лучше питались и были в хорошей физической форме, имели гораздо больше шансов дожить до старости, чем их сестры в других греческих городах, где средняя продолжительность жизни составляла 34,6 года, что примерно на десять лет меньше, чем у мужчин.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *