Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Греческие колонии кратко: Греческие колонии на Черном море

Греческие колонии на Черном море

Содержание:

Греческие колонии южного берега Чёрного моря

Греческие колонии Северного Причерноморья

Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

Подробный обзор истории эллинской колонизации читайте в материале Греческие колонии, краткий — в статье Государства и колонии греков (из Учебной книги древней истории выдающегося русского учёного Н. И. Кареева). Читайте также статьи Греческие колонии в Малой Азии, Греческие колонии северного берега Эгейского моря, Греческие колонии в Африке, Греческие колонии в Италии и на Сицилии, Греческие колонии в Галлии и Испании

Как на далеком западе, так и на востоке и на севере греки стремились вытеснить финикиян и карийцев из мест их торговли. Несомненно, еще в глубокой древности сидонские корабли с матросами, собранными с разных частей малоазийского приморья и соседних островов, уже плавали через Геллеспонт (Дарданеллы), основывали поселения на том маленьком море, которое называется теперь Мраморным, и вели прибыльную торговлю с дикими туземцами. Достоверно и то, что индийские и ассирийские товары провозились через Армению на южный берег Черного моря и что там были рынки для торговли ими. Но когда проникли на берега Черного моря греки, торговля там стала деятельнее и поселения их стали распространять культуру между варварским туземным населением.

Климат черноморских берегов казался грекам суровым; они находили, что и море и земля покрыты там туманом. Зима, от которой туземцы защищали себя меховою одеждою, казалась грекам жестокою; но ионийские и в особенности милетские торговцы все-таки стали плавать туда. В легендах об ужасах и опасностях, испытанных аргонавтами, отражаются чувства, какие овладевали эллинами в первых плаваниях за Босфор, в Чёрное море, по которому бушует бурный северный ветер; готовясь плыть из Босфора дальше, греки приносили жертву Зевсу Урию. Но робость прошла и они увидели, что страны по берегам Черного моря представляют им такие выгоды, каких нет у них на родине. Там были необозримые равнины для хлебопашества; в густых лесах там были дуб, вяз, ясень для кораблестроения; бесчисленные стада кочевников представляли неистощимый запас шерсти и шкур; там в широких устьях тихих рек были богатые рыбные ловли; там было множество пчел, изобилие меда и воска. Тут можно было добыть богатство, которое миф об аргонавтах называл золотым руном.

Греческие колонии. Карта

 

Греческие колонии южного берега Чёрного моря

Еще в начале VIII века, около 785 (756?) года до Р. X., милетские мореплаватели основали колонию на полуострове, вдающемся в Черное море на южном его берегу, неподалеку от устья реки Галиса. Очень может быть, что здесь до этого уже была ассирийская фактория, и что милетские торговцы приобрели ее покупкою или вообще какою-нибудь полюбовною сделкою. Как бы то ни было, но милетцы основали на полуострове подле мыса Сирия город Синоп; полуостров образовал и с западной и с восточной стороны хорошие гавани; а перешеек, соединявший его на юге с материком, был так узок, что легко было перегородить это место стеною, и она обеспечила колонию от набегов. Положение колонии Синоп было чрезвычайно удобно для торговли, и сама по себе местность была богатая: у берегов было много рыбы; при мягкости климата, превосходно росло оливковое дерево; соседние горы, покрытые густыми лесами, были богаты железом, а жившие дальше в горах воинственные туземцы приводили в город на продажу много пленных.

 

 

И вообще в той части южного берега Чёрного моря географические условия были выгодными. Потому через тридцать лет после возникновения Синопа была основана дальше на восток, в богатой железом стране халибов, и другая греческая колония, Трапезунт (около 756, по другим данным – около 700 до Р. Х.). Одновременно с нею была основана на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) для охранения черноморской торговли колония Кизик. Она была построена на круглом полуострове, который соединялся с материком лишь узким перешейком; впоследствии, через перешеек прокопали ров, и полуостров стал островом. Туземцы были покорены греками и возделывали нивы и виноградники своих господ, но не были обращены в рабство, а находились в состоянии, подобном крепостному.

Греческие переселенцы из Кизика основали (около 700 г.) колонию на Проконнесе, одном из тех островов Пропонтиды, которые теперь называются Мраморными и по которым сама она называется Мраморным морем. Около того же времени безопасность прохода через Дарданеллы была упрочена для милетских кораблей построением двух укрепленных портовых городов на этом проливе – Абидоса и Пария; через несколько десятилетий был построен там третий город, сначала называвшийся Питиуссой («Сосновым городом»), впоследствии Лампсаком. В каппадокийских храмах «Сирийской богини» греки видели служительниц, иеродул, одетых в мужское платье и вооруженных, совершающих шумные обряды и военные танцы; из этого возникли у них легенды о том, что амазонки, с которыми сражались Геракл и Тесей, жили на Фермодоне.

Кроме торговой предприимчивости, милетяне могли основывать свои колонии на севере и по другому мотиву: быть может, их переселенцы удалялись туда от войн, опустошавших запад Малой Азии. На эту мысль наводит дошедший до нас отрывок из военной элегии Каллина Эфесского, жившего около 730 года. Он убеждает греков бесстрашно биться для защиты «детей и молодых жен», обещает вечную славу тем, которые падут в битве. Мы видим из этого, что какие-то сильные враги нападали тогда на малоазийские колонии эллинов. Быть может, это были те скифские племена, треры и киммерийцы, которые не раз опустошали Малую Азию и раскидывали свой окруженный телегами стан на полях по Каистру. Они разрушили Синоп вскоре после того, как он был основан. Милетяне вновь построили эту колонию через 150 лет после разрушения.

 

Греческие колонии Северного Причерноморья

Греческие колонии южного берега Черного моря быстро богатели. Это ободрило милетян основать поселения на западном и на северном берегах его, у широких устий рек, где много рыбы, и на обширных, удобных для земледелия равнинах. Они построили (между 600 и 560 гг. до Р. Х.) в дельте Дуная колонии Истр, Томы, Одесс; на севере оттуда, в богатом рыбою лимане Днестра – Тирас (нынешний Аккерман). В северном углу Черного моря, где сближаются низовья Буга (Гипаниса) и Днепра (Борисфена), в которых много очень хорошей рыбы, греки среди роскошных нив и лугов основали Ольвию («Город Изобилия»). Они вывозили из этих колоний огромное количество вяленой, рыбы в сирийские и малоазийские города, и черноморская рыба стала там одним из главных видов пищи небогатых людей.

Руины греческой колонии Ольвия

 

Греческие колонисты перенесли свои легенды и в те далекие страны. Остров, лежащий перед устьями Дуная, стал у них островом Левкой («Белым островом»), на который был перенесен после своей смерти герой Троянской войны Ахилл и где он вел счастливую загробную жизнь. Полоса твердого песку на приморье к югу от Ольвии была, по мнению колонистов, стадией, на которой быстроногий герой занимался гимнастическими играми; и моряки молились ему, чтоб он дал им счастливое плавание. Скалистые берега и дикие нравы населения Таврического (Крымского) полуострова долго казались грекам опасными; но наконец они построили на восточном его берегу колонию Феодосию, а у входа в Меотиду (Азовское море), на таврическом берегу, Пантикапей (Керчь) с крепким акрополем; на другом берегу пролива, называвшегося у них Босфором Киммерийским, на мысе устья Гипаниса (Кубани), они основали колонию Φанагорию. Пантикапей стал одним из центров культа Деметры.

Руины греческой колонии Пантикапея

Автор фото — Derevyagin Igor

 

Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов, безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

Автор фото — Rc 13

 

Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы. Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.

 

Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

Наконец милетяне основали поселения и на восточном берегу Черного моря, в стране воинственных племен Кавказа. Они построили там города Фасис и Диоскурию, ставшие рынками товаров внутренней части Азии. Теперь все Черное море было охвачено греческими колониями. Торговля на нем получила очень большое развитие. Колонии деятельно обменивались товарами между собою и с Милетом. В колонии шли большие караваны из дальних стран: в Ольвию и Танаис они везли продукты Урала и Сибири, в Диоскурию металлы Армении, драгоценные камни, жемчуг, шелк, слоновую кость Индии. В середине VI-го века Милет был метрополией 75 или 80 греческих колоний, подобно ему энергичных; а некоторые из них даже превосходили его великолепием и богатством.

 

Греческие колонии на Черном море

Главная

Юг России

История нашего края

Греческие колонии на Черном море

Великая греческая колонизация вслед за Средиземноморьем продолжалась на северном и восточном берегах Черного моря. На рубеже VII-VI вв. до н. э. греки основали здесь города-колонии. В V в. до н. э. греческие города-государства, расположенные по обе стороны Керченского пролива (его называли тогда Боспор Киммерийский), объединились. Созданное в результате объединения государство получило название Боспорского царства. Оно просуществовало около тысячи лет.

В Причерноморье греки жили в тесном окружении местных народов — скифов, сарматов, меотов. Это соседство способствовало взаимному влиянию культур. Боспорское государство позаимствовало некоторые черты политического устройства соседних народов: боспорские правители, традиционно именовавшие себя архонтами, для подвластных народов являлись царями, обладавшими единоличной властью.

Историк, исследователь Античности М. И. Ростовцев писал: «Боспорское царство было не просто незначительным скоплением греческих городов, затерявшихся на берегах Боспора Киммерийского, оно создало интересный и оригинальный стиль жизни. Здесь прозорливо ввели полугреческий образ правления, который сохранил государство единым в течение столетий. .. Это государство обеспечивало греческий мир дешёвыми и обильными запасами пищи. Оно превратило обширную полосу степей в обработанные поля. Боспор охранял Чёрное море от пиратов. Он связал греческий мир с Центральной Азией. Он создал впечатляющее искусство, добившееся успехов. Боспор — один из наиболее ранних примеров удивительно животворной силы Греции».

  • Основание греческих колоний

    Основание греческих колоний

    Греки посещали эти места с торговыми целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты — эмпории. Основав их, греческие поселенцы начинали торговать с местными племенами. Причерноморье манило выходцев из Эллады в первую очередь хлебом, в котором постоянно ощущался недостаток у них на родине.

  • Начало древнегреческой колонизации

    Начало древнегреческой колонизации

    Причин начала переселения древних греков на побережье Чёрного моря, или великой греческой колонизации было несколько.

    К ним можно отнести прежде всего рост населения в ряде полисов, нехватку земли, продовольствия. Оказавшиеся безземельными греческие граждане покидали родные места в поисках счастья на чужбине.

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом

Отправить Отменить

древнегреческой цивилизации | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты

Афины: Акрополь

Смотреть все СМИ

Дата:
1200 г. до н.э. — 323
Основные события:
Эллинистический век Греко-персидские войны Пелопоннесская война Классическая древность Битва при Фермопилах
Ключевые люди:
Аристотель Сократ Платон Еврипид Перикл
Похожие темы:
Олимпийские игры Греческая религия Греческая мифология греческий закон Греческая керамика
Похожие места:
Турция Италия Греция Афины Спарта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Древняя Греция — это страна?

Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.). Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.

Где находилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.

Древняя Греция была демократией?

Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два столетия. В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.

Когда началась и закончилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация процветала с периода после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью, а благодаря завоевательной кампании Александра Македонского — даже в самой Индии.

Чем важна Древняя Греция?

Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.

Раннеархаический период

Послемикенский период и Лефканди

Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.

Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако следует заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Темных веков, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над самой «темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( ок. 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г. до н.э., являются важным свидетельством. Они показывают, что по крайней мере один уголок одного из островов Греции не был ни обедневшим, ни изолированным в период, который обычно считается и тем, и другим. Трудность состоит в том, чтобы понять, насколько исключительным был Лефканди, но с любой точки зрения он пересмотрел прежние представления о том, что было и что было невозможно в начале 1-го тысячелетия до нашей эры.

Колонизация и образование городов-государств

Срок колонизация , хотя она может быть удобной и широко используемой, вводит в заблуждение. Применительно к архаической Греции это не обязательно означает отправку определенного количества поселенцев при поддержке государства, как предполагает более позднее римское происхождение этого слова. Во-первых, будет видно, что формирование государства само по себе может быть продуктом колониального движения.

Викторина «Британника»

Древняя Греция: правда или вымысел?

Поклонялись ли греки и римляне богине любви? Был ли Неаполь в Италии основан греками? Отделите факты от вымысла в этой викторине о битвах, философах и всем, что связано с Древней Грецией.

Плавали ли древние греки в Канаду?

Греческие триеры были значительными весельными кораблями, использовавшимися древними средиземноморскими культурами для морских сражений. Обычно греческие моряки держались близко к берегу. Однако в новом исследовании ученые предполагают, что эти моряки выходили в открытое море, совершая неоднократные путешествия через северную часть Атлантического океана. Фото Chronicle/Alamy Stock Photo

Исследователи считают, что книга Плутарха

De Facie рассказывает историю о греческих моряках, совершивших предательский трансатлантический переход. Они углубились в науку, чтобы показать, как это могло произойти.

Автор:

по Ребекка Бойл

Количество слов

1 февраля 2018 г. | 1800 слов, около 9 минут

Этой истории больше 4 года .

Поделиться этой статьей

Поделись этим:

  • Поделиться на флипборде
  • Поделиться на Facebook
  • Поделиться в Твиттере

Копия основной части статьи

История европейского поселения в Северной Америке обычно включает нескольких главных героев: рыжеволосых скандинавов, переплывших ледяное море, чтобы основать временные аванпосты, испанских конкистадоров, английских сепаратистов в белых воротничках, французских звероловов и голландских колонистов. Теперь группа греческих ученых предлагает другую — и гораздо более раннюю — волну европейской миграции: эллинистические греки на триерах с парусами и веслами в первом веке нашей эры, почти за тысячу лет до викингов.

Эти древние греки регулярно посещали территорию современного Ньюфаундленда, говорят авторы исследования. Они основали колонии, существовавшие веками, и добывали золото. Они совершали повторные поездки каждые 30 лет. Некоторые путешественники возвращались домой после недолгого пребывания, но для других путешествие было односторонним — они узнавали Северную Атлантику, а не теплое Эгейское море, как свои родные воды.

Чтобы было ясно, нет никаких твердых доказательств предполагаемых путешествий древних греков. Нет никаких известных физических остатков этих исторических греческих поселений в Северной Америке, и нет никаких описаний таких путешествий из первых рук в чем-либо, кроме одного античного источника. Идея полностью основана на новом рассмотрении диалога, написанного влиятельным римским писателем Плутархом, жившим с 46 по 119 г.СЕ.

«Наше намерение — доказать с помощью современной науки, что это путешествие было возможно», — написал в электронном письме Иоаннис Лирицис, археолог из Эгейского университета, который предположил, что древние путешествия имели место.

Лирицис представляет свои аргументы в новой статье, написанной в соавторстве с астрономом Панайотой Прека-Пападема, философом Константиносом Калачанисом, метеорологом Крисом Г. Цанисом и консультантом по информационным технологиям Панайотисом Антонопулосом.

Однако греческие историки и морские археологи проявляют осторожность. Несколько человек, с которыми связались для этой истории, говорят, что утверждения Лирициса необоснованны и в лучшем случае маловероятны.


Чтобы понять, почему Лирицис и его коллеги считают, что древние греки, возможно, достигли Канады, полезно немного узнать об их происхождении. Плутарх был греческим историком и римским гражданином, умершим около 120 г. н.э. Он был плодовитым писателем и биографом. В серии «На лице, которое появляется на орбите Луны» , которую часто называют просто De Facie , несколько персонажей обсуждают, является ли Луна другой Землей, есть ли на ней жизнь и другие философские вопросы. В одном разделе персонаж рассказывает о встрече с незнакомцем, недавно вернувшимся из долгого путешествия на далекий «большой континент». По словам незнакомца, новые путешественники совершали путешествие примерно каждые 30 лет, когда планета Сатурн появлялась в созвездии Тельца. Некоторые путешественники остались на континенте, а некоторые вернулись бы, объясняет Лирицис.

Основываясь на внимательном чтении текста Плутарха, Лирицис и его коллеги утверждают, что этот великий континент на самом деле является Северной Америкой. В документе команда утверждает, что греки могли использовать свои подробные знания в области астрономии, чтобы точно определить местонахождение атлантических течений, которые могли унести их на запад.

Действительно, основная часть их аргументов основана на астрономии, и все начинается с полного солнечного затмения.


Начальные главы De Facie утеряны для истории, поэтому никто не знает точную дату описываемого разговора. Но одна подсказка, содержащаяся в этой истории, — это отсылка к полному солнечному затмению, которое произошло где-то около полудня. Лирицис и другие исследовали пять тысячелетий записей о затмениях, чтобы найти ту, которая соответствовала бы необходимым параметрам, включая время суток и время, когда Плутарх писал. (Например, в 59 году нашей эры произошло полное солнечное затмение, но Плутарху было всего 14 лет.) В конечном итоге исследователи остановились на одном затмении, которое произошло в 75 году нашей эры. Используя астрономическое программное обеспечение, исследователи увидели, что за десятилетия, предшествовавшие этому затмению, Сатурн появлялся в Тельце в течение трех периодов: с 26 по 29н.э., с 56 по 58 г. н.э. и с 85 по 88 г. н.э.

Плутарх — уважаемый биограф и писатель. Археолог Иоаннис Лирицис и его коллеги изучили записи прошлых астрономических событий, чтобы выяснить, когда могло произойти великое путешествие, описанное в « De Facie » Плутарха. Фото Pictorial Press Ltd/Alamy Stock Photo

Затмение 75 года н.э. использовалось для расчета времени разговора между информатором Плутарха и незнакомцем, который путешествовал по большому континенту. Основываясь на этом, Лирицис и его коллеги приурочили само путешествие к периоду, когда Сатурн последний раз был в Тельце — 56 г. н.э. Исследователи полагают, что подготовка к путешествию, описанному незнакомцем Плутарха, должна была начаться в том же году. Путешественники должны были прибыть в Северную Америку в 57 г. н.э., остаться на год среди существующей греческой колонии и отплыть домой осенью 58 г., когда Сатурн вышел из Тельца. Это было просто самое последнее путешествие ко времени написания Плутарха; согласно тексту, такие путешествия совершались каждые 30 лет на протяжении нескольких столетий.

Внимательное прочтение De Facie исследователями также опирается на географию. В тексте , Плутарх включает оценки курса и расстояния для путешествия незнакомца, которые Лирицис и его коллеги включили в свои расчеты. Например, Плутарх писал, что «великий континент» лежит за островом Огигия, который, согласно тексту, сам находится в пятидневном путешествии на триреме к западу от Британии. Плутарх также писал, что греческие поселенцы получили доступ к «великому континенту» через залив, который совпадает с дельтой реки Волги, северным входом в Каспийское море. Используя Google Earth, Лирицис провел линию от этого места через Атлантику и обнаружил, что она ведет к заливу Святого Лаврентия. Лирицис отвергает встречные предположения о том, что предполагаемый великий континент мог быть Ирландией, Азорскими островами или местом ближе к Гибралтарскому проливу, в устье Средиземного моря.

«Плутарх говорит, что они находятся на одной географической широте, лежат на одной и той же параллели. Никакой связи с Азорскими островами или [иным]», — говорит он.

Лирицис говорит, что греческие поселенцы, возможно, путешествовали ради исследования, богатства или по религиозным причинам. Он говорит, что они совершили путешествие, когда Сатурн был в Тельце, потому что внимательно следили за астрономическими явлениями, связанными с Кроносом, мифическим предводителем титанов и отцом Зевса. (Планета, известная нам как Сатурн, которую римляне переименовали, древние греки называли Кроносом.)

Другие археологи говорят, что подобное путешествие маловероятно, хотя и не обязательно невозможно.


Гектор Уильямс, профессор классической археологии в Университете Британской Колумбии (UBC), изучающий подводную археологию в восточном Средиземноморье, является лишь одним из многих исследователей, с которыми связались для этой истории, которые выразили скептицизм по поводу того, что на протяжении веков древние греки плыли туда и обратно на территорию современной восточной Канады.

«Хотя случайные доколумбовые переходы не исключены для греков и (что более вероятно) римлян, которые попали в шторм на побережье Западной Европы, нет никаких доказательств регулярных переходов», — говорит Уильямс в электронном письме. «Даже викинги через несколько лет отказались от своего краткого поселения на Ньюфаундленде».

Брендан Фоли, подводный археолог из Лундского университета в Швеции, изучающий затонувшие корабли древности, в том числе знаменитое кораблекрушение Антикитеры, не согласен с большинством утверждений газеты.

«Просто невозможно, чтобы средиземноморские моряки первого тысячелетия до н. кататься на них», — пишет Фоули в электронном письме.

В качестве одного из многих примеров Фоли опровергает предложенную мотивацию греческих моряков. В своей статье Лирицис и его коллеги предполагают, что греки могли приплыть в Ньюфаундленд в поисках золота; Плутарх говорит, что иностранцы, вернувшиеся с великого континента, везли припасы в золотых чашах. Но, как указывает Фоули, золото, добываемое сегодня в этом регионе, является побочным продуктом добычи медной руды в подземных рудниках. Он добавляет, что в этом районе мало крупных поверхностных месторождений золота, которые можно было бы добывать с помощью древних технологий. Фоули говорит, что ему ничего не известно о каком-либо анализе эллинистических артефактов, который показал бы, что золото в них может быть прослежено до Ньюфаундленда.

«Для этого нет абсолютно никаких доказательств, — говорит Фоули.

Далее он указывает, что заявленная греками скорость плавания в 10 узлов, или примерно 18 километров в час, — это совсем немного даже для современных кораблей. Лирицис и его соавторы утверждают, что моряки должны были развить скорость в 9,7 узла, чтобы преодолеть расстояния, указанные Плутархом, такие как расстояние между северной Британией и Исландией. По словам Лирициса и его коллег, в другом месте в океане моряки обычно развивали среднюю скорость в три узла.

Раймунд Кривец, физик из Института Йожефа Стефана в Словении, изучавший греческие триеры, говорит, что скорость судов может сильно различаться из-за различных способов гребли, и многое зависит от силы экипажа и состояния океана.

«Вероятно, здесь важна долговременная устойчивая максимальная скорость», — говорит он. Кривец говорит, что в относительно спокойном Средиземноморье триеры могли развивать скорость до трех-четырех узлов. Они двигались бы медленнее над океаном.

В своей статье исследователи предлагают маршрут, по которому греческие моряки могли добраться до Северной Америки. Иллюстрация Марка Гаррисона

Если древнегреческие моряки действительно добрались до Канады, это могло быть случайностью, когда они направлялись в Великобританию или Ирландию, говорит Кривец.

Греческие исследователи признают в своей статье, что нет никаких доказательств того, что греческие моряки действительно совершали эти путешествия; они только намеревались показать его правдоподобие, используя междисциплинарные подходы и научные данные.

«То, что древние греки добрались до Скандинавии и Нового Света… пока не подтверждается археологией, но возможность такой гипотезы была смоделирована с помощью аргументов и подтверждения астрономических, географических и океанографических факторов», — пишут они.


Лирицис не первый, кто предположил, что древние средиземноморские культуры посещали Америку. Британский писатель Гэвин Мензис сделал аналогичное заявление в своей неоднозначной книге «: Затерянная империя Атлантиды». Он утверждает, что легендарный затерянный город Атлантида был частью минойской цивилизации, общества бронзового века, населявшего греческий остров Крит с 2600 г. до н.э. до примерно 1000 г. до н.э. Но большинство классических археологов отвергают идеи Мензиса, в том числе его заявление о том, что минойские моряки достигли Америки.

Некоторые исследователи также предполагают, что древние финикийцы, цивилизация, возникшая около 1000 г. до н. э. в Леванте, недалеко от современных Израиля, Сирии и Ливана, также достигли Северной Америки. Греческий историк Геродот, «отец истории», утверждал, что финикийцы совершили кругосветное плавание вокруг Африки в 600 г. до н. э., поддерживая идею о том, что они были способными мореплавателями.

Но большинство историков отвергают это и другие подобные утверждения о доколумбовых поселениях в Северной Америке — по крайней мере, преднамеренные — на основании полного отсутствия археологических свидетельств.

Уильямс из UBC говорит, что новая теория, выдвинутая Лирицисом и его коллегами, напоминает ему обо всех усилиях, которые были потрачены на попытки разобраться в легенде об Атлантиде.

В конечном счете, утверждение ученых отражает импульс, по крайней мере такой же старый, как и сама западная цивилизация: не только исследовать и искать приключений, но и сочинять эпические байки о подвигах авантюристов.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *