Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История екатерининского дворца: история, архитектура и интерьер, янтарная комната, фото

Содержание

история, архитектура и интерьер, янтарная комната, фото

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади.

Содержание

1

История Екатерининского дворца в Пушкине

Строительство

Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.

Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева

Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.

Первый дворец был открыт в 1724 году. Он сочетал в себе красоту и уют, однако, был довольно скромным.

Перестройка

Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.

Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.

История Екатерининского дворца при Екатерине Великой

Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.

Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.

Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.

Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.

В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.

Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.

Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.

Внешнее убранство и двор

Величественное здание Екатерининского дворца сейчас поражает роскошью и богатством убранства фасадов. Поражает, сколько сил в работу вложили реставраторы, чтобы добиться таких результатов. Площадь Екатерининского дворца в Пушкине – почти 60 000 квадратных метров, и каждый из них кропотливо восстанавливается.

Дворец построен в стиле барокко, а его фасад облицован накладными портиками так, что их симметричная осевая система гармонирует с пространственным планом парка.  Фасад дворца украшен классической позолоченной колоннадой и изысканной лепниной, а также изящными античными статуями. Внешний вид императорской резиденции соответствует архитектурной моде XVIII века, но в нем можно разглядеть и личный вклад каждой правительницы.

Перед императорской резиденцией обустроен Регулярный парк. Его жемчужины – 2 скульптуры: «Мир» и «Великолепие». Между пейзажным парком и Старым садом расположена Камеронова галерея, названная так в честь Чарльза Камерона. Она служила местом для развлечений при плохой погоде, а также для бесед тет-а-тет. Неподалеку разбит Фрейлинский сад, усаженный цветущими растениями. Вокруг дворца расположены пруды и оранжереи, зеленые стены из живых кустарников, березовая роща, множество деревьев – дубы, липы, клены и многие другие.

Неподалеку от дворца располагается Эрмитаж. Это небольшое, но красивое здание, где организовывались встречи лишь для самых приближенных к императрице. Он интересен не только своими великолепными интерьерами, но и инженерными решениями: здесь есть тайные проходы и подъемные устройства. От дворца к Эрмитажу ведет аллея, вдоль которой установлены статуи античных героев.

Внутреннее убранство и интерьер

До Великой Отечественной войны во дворце насчитывалось 57 залов. На сегодняшний момент восстановлено больше половины – 32 зала. Но помимо залов реставраторы работают над мостами, парками, скульптурами, отдельных зданий.

Янтарная комната

Комната, отделанная янтарем – жемчужина Екатерининского дворца. Немецкие мастера создали ее за 10 лет, специально для первого короля Пруссии – Фридриха I. Спустя некоторое время его сын, будучи новым королем, преподнес Янтарную комнату Петру Великому. Она была перевезена в Северную столицу в 1717 году. В 1743 году, по указу Елизаветы Петровны, комната была дополнена золоченой деревянной резьбой, мозаиками из агата и яшмы, зеркалами.

Однако сохранить комнату было трудно из-за сурового климата, печного отопления и сквозняков. 4 раза проводилась реконструкция, 5 из них планировалась в 1941 году. Когда фашисты оккупировали дворец, Янтарная комната была вывезена, так как эвакуировать ее в начале войны не удалось, по официальной версии, из-за ее хрупкости. Но современные документы указывают, что она попросту не значилась в эвакуационном списке, составленном в 1936 году, а более поздний документ попросту исчез. Работники не имели права вывозить Янтарную комнату без разрешения, да и физически не могли это сделать – ведь в июле 1941 года в музее работали всего 5 человек, и почти все они были женщинами.

Фашисты похитили комнату, чтобы передать ее в музей Гитлера. Известно, что в течение нескольких лет панели Янтарной комнаты находились в Кенигсберге, а Королевском замке, который сгорел из-за авианалета. До сих пор доподлинно неизвестна судьба остальных частей, их поиски продолжаются.

Один немецкий офицер оставил себе при похищении Янтарной комнаты флорентийскую мозаику, в качестве сувенира. На время войны он передал ее на хранение нотариусу, который попытался продать ее в 1997 году. Власти конфисковали шедевр, а его самого осудили. Право на владение мозаикой передали его дочери. Она передала ее городу Бремену, власти которого впоследствии передали часть оригинальной Янтарной комнаты музея-заповеднику в Царском Селе.

Янтарная комната, которую можно увидеть во дворце сейчас – воссозданная копия. Работы над ней велись в течение 24 лет, использовали Калининградский янтарь, а немецкая энергетическая компания софинансировала проект. Ее открытие приурочили к 300-летию Петербурга.

Дворцовая церковь

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена при личном присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Об этом напоминает надпись на медной доске, которую обнаружили в алтаре при восстановлении интерьера храма после пожара в начале XIX века. День рождения дворца отмечается в день освящения придворной церкви – 30 июля.

Во время Великой Отечественной войны все ценности храма были утрачены. Сохранились лишь 3 образа из 114. В настоящее время реставрация храма окончена, и гости могут его посетить.

Лионский зал

Лионский зал был создан Чарльзом Камероном по просьбе Екатерины II, которая в 1781 году увлеклась новым архитектурным стилем. В отделке помещения был использован лазурит. Отдельным предметом искусства являлся паркет Лионского зала, он был сделан из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев, а также инкрустирован перламутром.

Из 32 предметов лазуритовой меблировки зала в период ВОВ были утрачены 5 – зеркала и жардиньерка для растений. 27 предметов удалось сохранить – все они выставлены там, где и находились несколько веков назад. Реставрация зала продолжается до сих пор. Мастера ведут работы над паркетом, каминами, зеркалами и дверьми.

Светлая галерея

Большой зал в XVIII веке называли Светлой галереей. Это самая просторная комната во дворце – ее площадь превышает 800 квадратных метров. Здесь проводились приемы и торжества, балы, званые обеды. Для освещения использовались ровно 696 свечей, а узор на стенах выполняли 130 резчиков. Большая часть интерьера пострадала в войну, однако сейчас зал полностью восстановлен. Реставрация Большого зала Екатерининского дворца стала самой сложной и масштабной во всем мире.

Арабесковый зал

Арабесковый зал был также выполнен Чарльзом Камероном, он стал один из самых ярких и парадных помещений дворца, это было один из самых любимых залов Екатерины II. Он был украшен фресками с изображением античных сюжетов.

Великая Отечественная война полностью разрушила зал. В послевоенное время здесь размещались учебные классы. Интерьер был восстановлен в 2010 году, однако, некоторые работы все еще ведутся.

Кавалерская столовая

Столовая расположена по соседству с Большим залом. Она небольшого размера, но с роскошным позолоченным убранством в стиле барокко. Главная жемчужина столовой – многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью и колоннами. На столах выставлены сервизы, изготовленные в XVIII веке.

Картинный зал

Картинный зал получил свое название благодаря необычному оформлению – все его стены украшены живописными полотнами. Большая часть картин были приобретены Елизаветой Петровной, а некоторые были написаны по указу Петра Великого в память о победах Северной войны. Однако сам император их так и не увидел – полотна были доставлены в Россию уже после его смерти.

Зал сильно пострадал в пожаре во время ВОВ, однако почти все картины были эвакуированы, утрачены было 16 произведений из 130. Их заменяют другие произведения искусства, которые были перевезены из Эрмитажа и других музеев.

Парадная лестница

Первоначальная парадная лестница Екатерининского дворца была уничтожена по указу Екатерины II, на ее месте Чарльз Камерон спроектировал новую. Для ее постройки было использовано красное дерево, однако и эта лестница была перестроена в мраморе, но уже во второй половине XIX века. Она была украшена лепниной, вазой, скульптурами – большая часть декора было уничтожено в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас лестницу украшают переданные из Эрмитажа картины «Суд Париса» и «Юпитер и Каллисто», а также композиция «Эней и Венера», созданная в XVIII веке неизвестным итальянским художником, ее подарил музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

История | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М. Махаева

Модель Большого Царскосельского дворца. Россия, Санкт-Петербург, по проекту Андрея Квасова, 1744-1746

Фридрих Гартман Баризьен. Вид Большого Царскосельского дворца. 1760

Вигилиус Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны. 1757

Алексей Антропов. Портрет императрицы Екатерины II. 1765

Джакомо Кваренги. Садовый фасад Александровского дворца, около 1792

Алексей Горностаев. Александровский дворец в Царском Селе. 1847

Анфилада Екатерининского дворца, 1944

Золотая анфилада Екатерининского дворца

Установка резьбы в Большом зале

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.

Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.

В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.

На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века.

Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — всемирно известная Янтарная комната, возрожденная к новой жизни. Сегодня, входя во дворец, мы можем почувствовать дух елизаветинской и екатерининской эпох и познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Более сотни памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 гектаров: это величественные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены; серьезные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

Теперь, по прошествии более чем полувека после войны, реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

Искусство и архитектура барокко | Определение, характеристики, художники, история и факты

Артемизия Джентилески: Юдифь со служанкой

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Гуарино Гуарини Сэр Сашеверелл Ситуэлл, шестой баронет Паломино Де Кастро и Веласко Жан-Франсуа де Лаарп Франсиско Пачеко
Похожие темы:
искусство барочная музыка барочная архитектура Позднее барокко необарокко

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Барокко ?

Термин барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другой возможный источник — португальское слово 9.0024 barroco (испанский barrueco ), используемый для описания жемчуга неправильной формы. В искусствоведении слово барокко стало обозначать что-либо неправильное, причудливое или иным образом отступающее от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда имел значение странного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина «

Ренессанс и барокко » (1888 г.) этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Подробнее читайте ниже: Происхождение термина

Генрих Вельфлин

Прочтите об историке Генрихе Вельфлине, который превратил слово барокко из слегка завуалированного ругательного термина в название особого стиля и периода.

Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?

Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно и даже противоречиво. Течения натурализма и классицизма, например, сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Подробнее читайте ниже: Происхождение термина

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане

См. пример характерной драмы и движения архитектуры барокко в дизайне Франческо Борромини для Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три основные тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация.

Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545—63) приняла пропагандистскую программу, согласно которой искусство должно было служить средством возбуждения веры населения в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного. Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко строились в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу централизованного государства, явление, которое лучше всего проявилось в Версале. Третьей тенденцией было расширение интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемое развитием науки и исследованиями земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно усиленное коперниканским смещением Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира. Пейзажные картины, на которых люди изображаются в виде мельчайших фигурок в огромном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Подробнее читайте ниже: Три основные тенденции эпохи

Контрреформация

Узнайте больше о Контрреформации, пропагандистской программе, принятой Римско-католической церковью для противодействия распространению протестантской Реформации с помощью искусства и архитектуры.

Какие художники связаны со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицистический и реалистический стили. Художница Артемизия Джентилески получила признание в 20 веке за ее техническое мастерство и амбициозные исторические картины. Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали в себя дизайн колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи барокко. Тем временем этот стиль немного проник в Северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого преимущественно римско-католического региона, управляемого испанцами, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к этому стилю. Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Подробнее читайте ниже: Архитектура, живопись и скульптура

Артемизия Джентилески

Узнайте больше об Артемизии Джентилески, художнице эпохи барокко, чьи достижения стали известны в 20 веке.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре распространился по всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовался в декоративно-прикладном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто характеризуют как заключительную фазу барокко, но стиль отличается от своего предшественника своим интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте. Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и закончилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной трактовкой мифологических и любовных тем, введением семьи в качестве сюжета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом.

Рококо

Узнайте больше о рококо, стиле, который часто считается последней фазой барокко, но который во многих отношениях отличается от своего предшественника.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование и строительство зданий, созданные в эпоху в истории западного искусства, примерно совпадающую с 17 веком. Самые ранние проявления, произошедшие в Италии, относятся к последним десятилетиям 16 века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не происходили до 18 века. Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно, даже противоречиво. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Происхождение термина

Термин барокко, вероятно, произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другим возможным источником является португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине 9.0024 барочная жемчужина .

В художественной критике слово «барокко» стало использоваться для описания чего-либо неправильного, причудливого или иным образом отступающего от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века придерживался с небольшими изменениями критики от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда имел значение странного, гротескного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только благодаря пионерскому исследованию Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888), что термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного оскорбления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее сфер как территориально, так и интеллектуально. К последним десятилетиям 16 века утонченный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах. Чтобы противостоять нашествиям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563) заняла пропагандистскую позицию, согласно которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общества в церковь. С этой целью церковь приняла сознательную художественную программу, чьи художественные произведения вызывали у верующих откровенно эмоциональную и чувственную привлекательность. Стиль барокко, развившийся из этой программы, был парадоксальным образом и чувственным, и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и передать впечатление о великолепии божественного. Церковные потолки в стиле барокко, таким образом, растворялись в нарисованных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечности и направляли чувства к небесным заботам.

Викторина «Британника»

Искусство и архитектура барокко: правда или вымысел?

Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий, сопровождавшаяся одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству. Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления см. в см. Рембрандт ван Рейн.)

Третьей тенденцией был новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно усиленного коперниканским смещением Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира. Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются как мельчайшие фигуры в обширной природной среде, свидетельствует об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Екатерининский дворец — видение русского царства (История и советы путешественникам)

Путешествие по Екатерининскому дворцу похоже на шаг в мир царизма 18-го века. Только представьте, что вы прогуливаетесь по одним из лучших образцов русской архитектуры эпохи Возрождения и наслаждаетесь уникальностью той эпохи во всей ее красе. Екатерининский дворец — воплощение класса и роскоши, воплощение вершины Российской империи. Вместе с живописными видами Пушкина и прохладной погодой это делает его отличным туристическим направлением! Давайте взглянем на Екатерининский дворец и все, что вам нужно знать о нем:

Содержание

  • 1 Часто задаваемые вопросы
      • 1.0.1 Где находится Екатерининский замок?
      • 1.0.2 Когда был построен Екатерининский замок? Кто построил?
      • 1.0.3 Когда лучше всего посещать замок?
      • 1.0.4 Какие еще памятники находятся поблизости?
  • 2 Ранняя история
    • 2. 1 Строительство и первые годы (18 век)
    • 2.2 Реконструкция и расширение (середина 18 века)
      • 2.2.1 При Бартоломео Растрелли (1751)
      • 2.2.2 Сады и павильоны (1756-1760-е)
      • 2.2.3 Интерьеры и другие пристройки (1780-е)
    • 3 XIX век и позже)
  • 3 Нынешнее время
  • 4 Интересные факты о Екатерининском замке
  • 5 Посещение Екатерининского замка – советы и рекомендации
    • 5.1 Как добраться до Екатерининского замка?
    • 5.2 Стоимость билетов, часы посещения и советы путешественникам
    • 5.3 Сколько времени занимает экскурсия?
      • 5.3.1 Актуальная информация
      • 5.3.2 Советы и подсказки: 
      • 5.3.3 Краткий видеотур по территории Главного Екатерининского замка

Роспись на потолке Обеденный зал «Придворные» основан на древнегреческих мифологических представлениях, в том числе о Гелиосе, боге солнца, и Эос, богине восхода солнца.

Фасад Екатерининского дворца. _DSC1496.jpg Фото с flickr, опубликованное kvn.jns по лицензии Creative Commons (BY)

Рекламные объявления

Часто задаваемые вопросы

Где находится Екатерининский замок?

Екатерининский дворец расположен в Пушкине, в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, Россия.

Когда был построен Екатерининский замок? Кто построил?

Впервые был построен в 1723 году Иоганном Ферстером. Архитектором роскошного обновления дворца был Иоганн Фридрих Браунштейн.

Когда лучше всего посетить замок?

Лучшее время для посещения Екатерининского дворца — теплые месяцы с мая по сентябрь.

Какие еще памятники находятся поблизости?

Другие памятники, которые вы можете посетить в этом районе, включают памятник Екатерине II, колонну Мореи, памятник Растрелли или памятник Александру Пушкину.

ПРОКРУТИТЕ ВНИЗ

ДЛЯ ИСТОРИИ | КРАСИВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ | ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ | СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

ПРОКРУТИТЕ ВНИЗ

Ранняя история

Строительство и первые годы (18 век)

Земля была подарена императрице Екатерине I ее мужем Петром I; замок был построен на этом месте в 1723 году. В нем было два этажа и в общей сложности шестнадцать комнат, сад в юго-восточной части, а также вольер для животных напротив главного здания.

После Екатерины усадьбу унаследовала ее дочь Елизавета, которая в 1744 году спроектировала на этом месте еще один замок. Участок был расширен до 300 метров (328 ярдов) в длину и состоял из центрального дома, часовни, боковые крылья, залы, сады и галереи.

Реконструкция и расширение (середина 18 века)

При Бартоломео Растрелли (1751 г.)

В 1751 году замок был отремонтирован с добавлением нескольких зданий, колонн, куполов и скульптур из золота. Стены также были перекрашены и украшены позолоченной лепниной ярких цветов, которые можно увидеть сегодня. Этот проект был реализован известным архитектором Бартоломео Растрелли, который следовал чувственности барокко в своем дизайне.

Среди других художников, которые внесли свой вклад в проект реконструкции, были Лепринс, Джузеппе Валериани и скульптор Франц Дункер. Комнаты, добавленные во время этой реконструкции, включают Китайскую комнату, , украшенную панелями из лака; Галерея Света; портретный зал ; Янтарная комната красного цвета украшенная изящными янтарными панелями; пять прихожих; и Большой зал площадью 860 квадратных метров (9257 футов 2 ) . Различные здания, построенные в ту эпоху, были соединены специально спроектированными висячими садами.

Изображение Екатерининского дворца 1753 года. Михаил Махаев, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Сады и павильоны (1756-1760-е гг.)

частных и служебных помещений в усадьбе перевалило за сотню. Другой сад также был включен во дворец, в то время как предыдущий сад был расширен за счет углубления пруда и соединения его с прекрасными источниками, расположенными в 6 км (3,7 мили) от поместья. К структуре также были добавлены эрмитаж, санная горка и павильоны, известные как павильоны «Остров», «Мон Бижу» и «Грот».

Обширные расширения (1770-е годы)

В конце 18 века, между 1768 и 1771 годами, итальянский архитектор Ринальди добавил две колонны: Чесменскую колонну и Колонну Мореи, а также памятник, известный как Кагульский обелиск в память о война между возглавляемой Россией коалицией и Османской империей в Турции. К комплексу были пристроены постройки в готическом стиле, в том числе Эрмитажная кухня, Турецкий каскад и Адмиралтейство.

Обширные сады, окружающие Екатерининский дворец. Екатерининский дворец в Царском Селе, 18 век (100) фото с flickr профессора Мортеля, предоставленное по лицензии Creative Commons (BY)

Некоторые другие рисунки, включенные в замок, включают Скрипущую пагоду и Великий каприз, оба из которых являются символическими китайскими узорами. Верхние и Нижние бани построены русским архитектором Нееловым в стиле раннего классицизма. Он также построил Оперный театр между 1778 и 1779 годами. Музыкальный павильон и храм Цереры были построены архитектором Кваренги. Он также построил кухонную утварь возле Концертного зала. К концу 18 века Неелов построил на этом месте Баболовский дворец, а Кваренги построил Александровский дворец.

В 1770-х годах барочная архитектура замка в значительной степени сменилась неоклассическим стилем. Эту реконструкцию провел Юрий Фельтен, который переделал южный фасад замка и преобразовал одноэтажные пристройки в четырехэтажные, известные нам как Зубовская и Часовня.

Изысканный интерьер Екатерининского дворца. Столовая в Екатерининском дворце. Фотография flickr от MarikaHeinrichs, опубликованная без ограничений авторских прав с использованием Creative Commons Public Domain Mark (PDM)
Интерьеры и другие пристройки (1780-е годы)

Вместо главной лестницы замка были построены служебные и частные помещения, в том числе обновленный Китайский зал, украшенный по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона, а новая лестница была построена в центр. Кроме того, французский шелк был использован на стенах Лионской комнаты Кэмерона, а лазурит использовался для украшения дверей, панелей и печей. Комната, принадлежащая самой императрице, была построена из барельефов из яшмы Веджвуда, созданных архитекторами Стаббсом и Флаксманом. Комната, известная как «Табакерка» или Голубая комната, была оформлена с использованием яркого белого и синего стекла на стенах.

В 1780-х годах к замку была пристроена Арабесковая комната, названная по стилю входа, потолка и стен. Для украшения вертикальных панелей на стенах использовались древние узоры из Греции и Рима. Другие залы, построенные в этот период, включают Зеркальную и Серебряную комнаты, спроектированные Кваренги в 1789 году. большая часть ремонта. В 1820 году во время французского вторжения произошел пожар, в результате которого были разрушены различные постройки, в том числе часовня, спроектированная Растрелли, и прилегающие к ней апартаменты. Проект реставрации конструкций выполнил Василий Стасов.

В начале 19 века архитектор Луиджи Руска пристроил к поместью Гранитную террасу. К 1817 году на территории комплекса Стасовым была построена Триумфальная арка в ознаменование победы русских во время нашествия французов на Россию. Между 1851-52 годами Монигетти добавил к комплексу турецкую баню.

В середине 19 века Андрей Штакеншнейдер добавил на потолки кают лепной орнамент и полотна Эрмитажа. Центральная лестница вместе с главным крыльцом замка была отремонтирована Монигетти.

Роскошные детали фасада Екатерининского дворца. Фотография Екатерининского дворца с flickr, предоставленная MarcieLew, предоставленная по лицензии Creative Commons (BY)
Перейдите к другим историческим местам ниже или читайте дальше

Текущее время

Во время Второй мировой войны немецкие войска разрушили большую часть дворцового комплекса. Благодаря хорошей документации довоенного интерьера советскими архивистами дворец удалось реконструировать в 1957 году, доведя его до сходства с оригиналом, под руководством Государственной комиссии по контролю за охраной памятников во главе с Александром Кедринским. С тех пор он сохранился как национальный памятник.

В настоящее время замок и его окрестности открыты для посещения как музей и находятся под управлением Всемирного наследия Санкт-Петербурга.

Нынешний фасад Екатерининского дворца в России. Екатерининский дворец, Санкт-Петербург. Фото flickr от larrywkoester, предоставленное по лицензии Creative Commons (BY).
  • Части дворца были уничтожены во время пожара Москвы в 1812 году и нуждались в восстановлении.
  • Реконструкция Янтарной комнаты во дворце заняла 20 лет и бюджет в 12 миллионов долларов!
  • В Белом парадном зале находится фреска, известная как «Триумф Аполлона», скопированная с итальянского художника XVI века Гвидо Рени.
  • Фреска на потолке столовой для придворных основана на древнегреческих мифологических представлениях, в том числе о Гелиосе, боге солнца, и Эос, богине восхода солнца.
  • Большой зал дворца, ранее известный как Световая галерея, занимает площадь около 1000 квадратных метров (10763 фута 2 ).
  • Во дворце снимали фильм о Екатерине Великой с участием Хелен Миррен и Джины Макки.
  • Посещение Екатерининского замка – советы и рекомендации

    Екатерининский дворец – одна из жемчужин российской короны; если вы поклонник архитектуры барокко или классицизма, то вам обязательно нужно ее посетить. Вот все, что вам нужно знать о планировании поездки:

    Вид на здание Екатерининского дворца издалека. Екатерининский дворец с территории. Фото с flickr, сделанное goforchris, опубликовано по лицензии Creative Commons (BY-ND)

    Как добраться до Екатерининского замка?

    Добраться из московского аэропорта Шереметьево в Екатерининский дворец, Пушкин можно на ночном автобусе, аэроэкспрессе или на такси.

    Самый рекомендуемый и доступный вариант — ночной автобус. Автобус отправляется каждые 30 минут из аэропорта и доставит вас на Театральную площадь, что в 43 минутах езды от аэропорта. От Театральной площади вы садитесь на метро от станции «Площадь Революции» и выходите на остановке «Бауманская». Отсюда до замка всего 25-28 минут ходьбы. Этот маршрут обойдется вам примерно в 2 евро (2 доллара США) и займет у вас чуть более часа 20 минут.

    Если вы выберете аэробус, вам придется сесть на поезд, который отправляется из аэропорта каждый час, и выйти на остановке Окружная. На Окружаной вы сядете в поезд, следующий в сторону Римской, и сойдете на месте. От Римской замок находится в 25 минутах ходьбы. Вся поездка займет у вас час и 35 минут и обойдется вам примерно в 9 евро (9 долларов США).

    Третий и самый быстрый способ добраться — на такси. Вы можете легко найти его за пределами аэропорта и добраться до места за 32-35 минут. Поездка должна стоить вам от 3 до 5 евро (3-5 долларов США).

    Цены на билеты, часы посещения и советы путешественникам

    В мае и сентябре замок открыт со среды по воскресенье с 12:00 до 17:00. С июня по август замок доступен со среды по воскресенье с 12:00 до 19:00 и в понедельник с 12:00 до 20:00. Замок закрыт для посетителей по вторникам.

    Зимой, с октября по конец апреля, замок открыт с 10:00 до 17:00 со среды по воскресенье и с 10:00 до 20:00 по понедельникам. По вторникам, а также в последний понедельник каждого месяца замок закрыт. В дни национальных и школьных праздников время работы с 12:00 до 20:00 по понедельникам и с 12:00 до 17:00 в другие дни. Для организованных групп может быть заранее оговорено другое время.

    Билеты можно приобрести онлайн или у двух входов в Екатерининский парк. Ограниченное количество билетов доступно ежедневно, поэтому рекомендуется приходить на сайт как можно раньше. Входные билеты бесплатны для детей до 16 лет. Для студентов с удостоверением личности и детей старше 16 лет цена составляет 9 евро (9 долларов США). Для взрослых цена составляет 12 евро (12 долларов США) за человека. По понедельникам цена составляет 9 евро (9 долларов США) для взрослых и 4,6 евро (4,4 доллара США) для студентов и детей старше 16 лет. Вход для детей до 16 лет всегда бесплатный. Если вы хотите воспользоваться опцией аудиогида, это будет стоить вам дополнительно 2,6 евро (2,5 доллара США), а индивидуальная экскурсия обойдется вам в 85 евро (83 доллара США).

    Красивый вид на освещение Большого зала Екатерининского дворца. Летний дворец Екатерины, фото с flickr, опубликованное richcan в соответствии с лицензией Creative Commons (BY-ND)

    Сколько времени занимает экскурсия?

    3 часа на месте, по крайней мере, рекомендуется, чтобы испытать каждую завораживающую грань Екатерининского дворца в полной мере.

    Ваш комментарий будет первым

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *