Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Правительственная ветка метро в москве: легенда и реальность — Naked Science

Содержание

Есть ли под улицами Москвы «Метро-2» и бункеры Сталина

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

01.05.2021 04:00

Поделиться

Сергей Бабкин

Художественную литературу, кино и фольклор в послесталинские времена пронизал мотив о тайных подземных ходах и сооружениях под улицами Москвы. И об особых выходах и входах в подземку для VIP-персон — так называемом «Метро-2». Так что же из легенд правда, а что — вымысел? В этом досконально разобрался столичный историк и исследователь подземных фортификационных сооружений Дмитрий Юрков. На днях он представил свою книгу «Советские «секретные бункеры», где раскрыл часть подземных секретов любимого города.

РИА Новости

«Собственно, слово «секретные» в книге не случайно взято в кавычки, — рассказал Дмитрий на презентации, которая, естественно, тоже проходила под землей — в недавно рассекреченном убежище МИД. — Сооружения, упомянутые в работе, в последние годы были официально рассекречены». Для подземного оборудованного городка часто употребляется слово «бункер», но на самом деле это слово обозначает тару для сыпучих грузов. Бункеры в народном понимании — это фортификационные сооружения, которые строились для защиты от прямого попадания снарядов и для защиты от других напастей. Например, рассекреченный бункер МИД, который проходит рядом с Садовым кольцом, помог бы своим «постояльцам» пережить даже радиационное загрязнение.

«Слухи об этих бункерах ходили всегда, и особенно часто «горячие головы» ищут укрытия, построенные для самого Иосифа Сталина, — комментирует автор книги. — Нередко поиск сенсаций приводил к абсурдным ситуациям». Например, вся Москва полнилась слухами о том, что где-то в Измайлове есть тайная подземная резиденция. А началось все с того, что один из чертежей с планировкой территории попал в руки тех самых охотников за сенсациями. На одной из официальных схем был обнаружен некий «правительственный тоннель». Сразу родились слухи, что это — тайный ход для VIP-персон на случай ЧП. Но при внимательном рассмотрении оказалось, что это был всего лишь отдельный вход для особо важных гостей на футбольный стадион.

Это все, конечно, из разряда курьезов. Само же существование подземных сооружений — неоспоримый факт. В бункере на Таганке, например, давно проводятся экскурсии, обустроено музейное пространство и в уже упомянутом тайном убежище для МИД. По традициям секретной фортификации, вход в это уникальное сооружение скрывает небольшое здание. Архитектурно оно не выбивается из городской застройки, но внури есть настоящий подземный ход. Температура здесь — примерно как в метро. Стены местами пыльные. Полы не всегда ровные. А вот с лифтом тут проблемы…Спускаться, как, впрочем, и подниматься с глубины 43 метра приходится исключительно пешком. В целом больше тут и сегодня никаких особых неудобств нет. Вопреки распространенным легендам гигантские крысы под землей не бегают, тоннели не рушатся. Да и сапоги резиновые не потребуются. Все, что нужно экскурсантам, — удобная обувь и готовность подниматься по обычной лестнице на несколько этажей.

Внутри есть достаточно пространства для хранения секретных и самых важных документов. В бункере можно было пересидеть даже радиационную атаку. Имелся достаточный запас провизии и даже консервированной воды. При необходимости вывезти документацию государственной важности сотрудники МИД имели возможность воспользоваться тайным ходом в метро — дверь в тоннель и сейчас сохранилась. А вообще само строительство фортификационных сооружений под землей — эхо Первой мировой войны. Еще в 1920-е годы, когда обстановка в мире снова начала накаляться, советское правительство действительно начало рассматривать возможность создания подземных укрытий. В Италии в 1929-м придумали использовать для этих целей метро. Но это были только идеи. СССР свое метро построил раньше, а вместе с ним и секретные сооружения, примыкающие к нему. Например, в 1933-м у станции «Кировская» (ныне — «Чистые пруды») было скрытое от глаз продолжение центрального зала, где располагался командный пункт. Вход «с улицы» скрывало здание, которое и сейчас украшает Мясницкую улицу.

Функционировало такое сооружение в метро «Белорусская». Может, замечали в переходе небольшой памятник Владимиру Ильичу? Аккурат за ним и сейчас две неприметные дверцы. Именно они и ведут в помещение, где раньше был секретный пункт правительственной связи. Но центром подземной секретной жизни во время Великой Отечественной войны была все-таки «Кировская». Поезда проходили станцию без остановки, а платформа была скрыта со стороны тоннеля специальной перегородкой. На платформе размещался секретный правительственный объект. Существует даже историческая реконструкция подземного метроузла связи. Но с годами «тайная комната» пришла в запустение. Как, впрочем, и многие когда-то секретные сооружения.

А в войну метро стало и больницей, и библиотекой, и командным пунктом. Фото: РИА Новости

В том же 1941 году подземная жизнь кипела и на станции «Красные Ворота». Для пассажиров ее не закрывали. Оставшиеся в прифронтовом городе москвичи шли по платформе, не подозревая, что под ней расположился секретный командный пункт НКПС. Это был один из самых важных стратегических объектов. Отсюда, из-под московской земли, принимались решения о маршрутах переброски войск, техники, снабжения.

Рассекречены сведения и о подземных сооружениях, примыкающих к Кремлю. Например, под Васильевским Спуском, рядом с собором Василия Блаженного, было создано убежище, где строился транзитный проход к путям метрополитена. Однако в то время поезда там не ходили. Самое интересное, что сами метростроевцы не сильно-то и скрывали данные о строительстве этого объекта. О нем даже писали в советских газетах. Правда, для кого он и каким целям служил, узнать можно только из архивов.

Одним из мощнейших подземных сооружений могла стать часть восьмой сталинской высотки — запланированной, но так и не построенной. Это «административное» правительственное здание планировалось возвести на месте, где сейчас находится парк «Зарядье». В отличие от аналогичных сооружений в этой высотке было запланировано не два, а четыре подвала: первые — технические, а вторые — настоящие подземные защитные сооружения.

Последние данные о существующих и запланированных сооружениях под улицами Москвы были рассекречены 5-6 лет назад. Как отметил Дмитрий Юрков, документы о них находятся в архивах, и 90 процентов сведений и схем он посмотрел первым. Но, конечно, значительная часть «андеграунда» до сих пор находится под специальными грифами. И кто знает, когда историки смогут начать их изучение. Может быть, лет через 50…

Конкретно

Фото: РИА Новости

Узнать больше о «секретных» подземных ходах и тоннелях можно в уникальном музее «Бункер 703». Заказать индивидуальную экскурсию или зарегистрироваться на лекции историков в подземном сооружении можно на bunker703.ru. Интересные мероприятия транслируются также на YouTube-канале «Подземная Москва».

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №92(8443)

Поделиться

ИсторияМоскваСтолицаВ регионах

Центр мобильности

О центре мобильности

Порядок предоставления услуг сопровождения

Оставить заявку на сопровождение

Сопровождение групп детей

Сопровождение МГН в наземном городском пассажирском транспорте

Доступность метрополитена

О центре мобильности

14 октября 2013 года в Московском метрополитене для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в передвижении образован Центр обеспечения мобильности пассажиров. Инспекторы Центра оказывают услуги по максимально возможному, безопасному и комфортному передвижению по метрополитену, МЦК, МЦД, наземному транспорту и в трамваях маломобильных категорий граждан: с нарушение слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, социальных категорий (пожилые люди, многодетные семьи, родители с детьми до 7 лет и др.), а также организованных групп пассажиров, в том числе детских (обучающихся в 1 — 6 классах образовательных учреждений).

Сопровождение осуществляется по всему маршруту следования – от входа на станцию, в лифтах, по лестницам, эскалаторам и платформам станций, в вагонах поездов и до выхода со станции. С 2013 года по настоящее время обслужено свыше 1 млн 150 тысяч маломобильных пассажиров.

Для пассажиров с нарушениями слуха ежедневно с 05:30 утра до 01:00 ночи работает горячая СМС-линия: +7 (926) 250-47-80. Сотрудник ЦОМП оперативно ответит на вопрос (как работает метро, как добраться до нужной станции или достопримечательности, вызов дежурного в экстренной ситуации).

Пассажиры могут оформить заявку на сопровождение и получить более подробную информацию, позвонив по телефонам поддержки:
8 (495) 622-73-41 и 8 (800) 250-73-41 (бесплатный вызов), а также в мобильном приложении «Метро Москвы», заполнив соответствующую форму на сайте или написав чат-боту Александре.

Время обслуживания пассажиров: с 05:30 до 01:00.

Помощь в передвижении маломобильным пассажирам:

В метрополитене и
станциях МЦД с пересадкой
на станции метрополитена

По территории вокзалов до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения

До автовокзалов города Москвы

По городской территории до социальных объектов

На «Аэроэкспрессе» до терминала аэропортов

По московскому центральному кольцу

По территории Северного речного вокзала

В целях обеспечения доступности культурных объектов города для маломобильных граждан Центром обеспечения мобильности пассажиров заключены соглашения с музейными организациями по сопровождению маломобильных пассажиров до следующих музеев:

«Гоcударственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Н.

А. Островского»
по адресу г. Москва, ул. Тверская, д. 14.

«Музей русского импрессионизма»
по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11.

ГБУК г. Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
по адресу г. Москва, ул. Дольская, д. 1.

«Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
по адресу г. Москва, ул. Волхонка, д. 12.

Государственная Третьяковская галерея
по адресу г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10

Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки


по адресу г. Москва, ул. Фадеева, д. 4

Государственный исторический музей отечественной войны 1812 года
по адресу г. Москва, Пл. Революции 2/3

Государственный исторический музей филиала палаты бояр Романовых
по адресу г. Москва, ул. Варварка, д.10

Музей современного искусства «Гараж»
по адресу г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32

Объединение «Выставочные залы Москвы»

Кинотеатр «Художественный»
по адресу г. Москва, Арбатская пл., 14. с. 1

bne IntelliNews — Путин открывает новую линию московского метро

стоимостью 6,6 млрд долларов

Поиск

«Воксал» Московского метрополитена, где 2 марта открылась новая линия — Большое кольцо. / bne IntelliNews

Автор: bne IntelliNews 1 марта 2023 г.

Президент России Владимир Путин официально открыл Большую кольцевую линию Московского метрополитена, которую он назвал «самым большим подземным кольцом в мире».

Большая кольцевая линия, гигантский инфраструктурный проект стоимостью 501 млрд руб. (6,66 млрд долл.), включает 31 станцию ​​и простирается на 70 км. Правительство рекламировало линию как столь необходимое решение транспортных проблем города с дополнительным преимуществом уменьшения заторов на существующих линиях метро. Ежедневно он будет перевозить 3,3 млн человек.

Однако, несмотря на монументальный успех метрополитена, президент решил не присутствовать на церемонии открытия физически, а появился по видеосвязи. Это решение вызвало слухи о том, что нежелание Путина присутствовать лично может быть связано с опасениями за его личную безопасность либо из-за потенциальной угрозы со стороны разгневанных граждан, либо из-за сохраняющегося страха перед COVID-19.

.

Завершение строительства новой линии метро в Москве служит мощным символом видения президентом Путиным нормальной жизни, несмотря на кровавую войну, унесшую жизни десятков молодых людей, и шквал санкций со стороны более чем 40 стран, направленных на ослабление российской экономики. экономика. В то время как линия обещает экономические выгоды для города, ее открытие является важным пиар-ходом, который укрепляет популярность Путина, создавая имидж прогресса и роста. Это происходит в критический момент, когда из-за резкого роста цен на продовольствие и ухода из дорогих западных брендов многие россияне чувствуют себя не в своей тарелке.

Изображение улыбающегося лица Путина, сияющего с экрана телевизора, напротив собравшихся рабочих, ответственных за строительство проекта, также резко контрастирует с многочисленными фотографиями киевлян, которые использовали подземную систему своего города, чтобы укрыться от безжалостного шквала российских ракет. и ракет больше года.

Очередь, один из крупнейших инфраструктурных проектов страны за последние десятилетия, появляется, поскольку Москва продолжает финансировать мегапроекты, несмотря на переход к экономике, ориентированной на войну. Поскольку Москва присматривается к надежным торговым партнерам в Азии, львиная доля российских внутренних проектов в настоящее время сосредоточена на Дальнем Востоке, особенно с учетом того, что пропускная способность железных дорог и трубопроводов на восток уже исчерпана. Столкнувшись с этими проблемами, Россия отказалась от прежнего плана Северного широтного хода и вместо этого обратилась к проекту Восточного полигона, целью которого является увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали.

Во время своего ежегодного обращения к обеим палатам парламента 21 февраля Путин подчеркнул инфраструктурные задачи страны, особо выделив планы по улучшению железнодорожного и автомобильного сообщения с зарубежными странами.

«Уже принято решение о продлении скоростной автомагистрали Москва-Казань до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе до Иркутска и Владивостока с ответвлениями на Казахстан, Монголию и Китай. Это отчасти позволит нам значительно расширить наши связи с рынками Юго-Восточной Азии», — сказал он.

#Россия #инфраструктура #rail

Арбитражный суд Гааги обязал Россию выплатить украинскому государственному газовому гиганту $5 млрд в качестве компенсации за убытки, причиненные захватом Москвой крымских активов «Нафтогаза» во время аннексии полуострова в 2014 году.

Лидер чешской популистской оппозиции may все еще будет пойман по обвинению в мошенническом получении субсидии ЕС в размере 2 млн евро для конференц-центра Stork’s Nest.

Россия обогнала Казахстан и стала второй по величине страной в мире по добыче криптовалюты в 2023 году.

Вашингтон заявляет, что МИБ позволяет России увеличить свое разведывательное присутствие в Европе и использовать коррупцию для ведения злонамеренных действий в Центральной Европе и на Западных Балканах.

Более 80 человек задержаны в ходе разгона властями акции протеста, устроенной группой, приехавшей в столицу из неспокойного города Жанаозен.

Арбитражный суд Гааги обязал Россию выплатить Нафтогазу $5 млрд компенсации за потерю крымских активов

6 часов назад

Дело о мошенничестве Бабиша будет возобновлено после обжалования прокурором январского оправдательного приговора

9 часов назад

Россия занимает второе место в мире по добыче криптовалюты

10 часов назад

США вводят санкции против Международного инвестиционного банка в Будапеште

23 часа назад

Полиция разогнала демонстрацию нефтяников в Астане

1 день назад

Московский метрополитен открывает 10 новых станций на 9-й большой кольцевой линии0001

Во вторник в Москве открылись десять новых станций метро на Большой кольцевой линии (БКЛ) — кольце станций, которое окружает первоначальную Кольцевую линию в центре города. В 2023 году ожидается открытие еще девяти станций, в результате чего общее количество станций на новой линии достигнет 31. Первый участок БКЛ был открыт в 2018 году. , и официальные лица подсчитали, что ими будут пользоваться не менее 600 000 человек.

В последние годы в Москве резко расширилась система общественного транспорта, при этом были приняты меры по ограничению вождения, особенно в центре. Тротуары были расширены за счет ликвидации дорожных полос, а платные парковки — с более высокими тарифами — были введены в центре города и в некоторых частях многих отдаленных районов.

Станция «Кунцевская»

Станция «Кунцевская» создавалась таким образом, чтобы создавалось впечатление, что она высечена из одного огромного камня.

Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»

Станция «Аминевская»

Станция «Аминевская» имеет два вестибюля на Аминевском шоссе.

Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»

Станция «Аминевская»

Станция оформлена в стиле минимализма, главным акцентом является потолок.

Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»

Станция «Аминевская»

Поезда Большой кольцевой линии — самые современные в парке московского метрополитена.

Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»

Станция Давыдково

Станция Давыдково находится рядом с МЧС. Здесь его девиз является частью декора: «Предотвратить, Спасти, Помочь».

Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»

Станция Давыдково

В дизайн включена эмблема Министерства.

Сергей Киселев / Агентство новостей «Москва»

Станция «Новаторская»

Станция «Новаторская» соответствует своему названию и отличается инновационным и необычным потолком из цветных пластиковых панелей.

Агентство новостей «Москва»

Станция «Новаторская»

Станция не глубокая по московским меркам — всего 14,6 метра (48 футов), поэтому ее стены звуконепроницаемы и не пропускают поверхностный транспортный шум.

Агентство новостей «Москва»

Станция «Мичуринский проспект»

Станция «Мичуринский проспект» была спроектирована и построена специалистами из Китая в честь китайско-российских отношений.

Агентство новостей «Москва»

Станция Зюзино

Станция Зюзино предназначена для отражения 19Жилье 60-х годов в этом районе в желто-серо-черной цветовой гамме с декоративным потолком из алюминия.

Агентство новостей «Москва»

Станция Воронцовская

Серые столбы станции Воронцовская имеют космическую атмосферу.

Агентство новостей «Москва»

Станция «Воронцовская»

Потолок должен напоминать Млечный Путь.

Агентство новостей «Москва»

Станция Каховская

Открытие станции Каховская БКЛ после реконструкции

Агентство новостей «Москва»

Станция «Проспект Вернадского»

Станция «Проспект Вернадского» — это высокотехнологичное здание с глянцевой отделкой.

Агентство новостей «Москва»

Станция Терехово

Терехово спроектирована фирмой Buromoscow, которая выиграла подряд на открытом конкурсе.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *