History
History Северодвинск — город (с 1938 года) в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. В городе расположен Северный центр судостроения и судоремонта России.
В 2016 году получил статус Города трудовой доблести и славы.
Распоряжением Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р «Об утверждении перечня моногородов» город Северодвинск включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией».
Открытие и начало освоения берегов Северной Двины
Посёлок Судострой и город Молотовск
31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Строительство было названо Судостроем.
Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана.
Первоначально он размещался на острове Ягры, что дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях. В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тысячи человек (По некоторым данным до 50 тысяч). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тысяч человек. Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности.Во время Великой Отечественной войны
В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу.
История северных конвоев долгие годы связывались лишь с Мурманском и Архангельском. Северодвинск (Молотовск) при этом оставался как бы в тени. О городе в СССР, в силу характерной деятельности основных промышленных предприятий, старались упоминать как можно реже.
А между тем, Молотовский порт нёс большую тяжесть тех военно-транспортных операций.![]()
К сожалению, сегодня мы пока не можем перечислить все суда PQ-17, ставшие на его рейде и к причалам. Тяжелейшие последствия трагедии PQ-17 известны.
К зиме 1942—1943 годов положение на северных направлениях резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась.
По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску (из-за тяжёлых льдов на Северной Двине и мелководья её русел) теперь отводилась главная роль в период зимних навигаций. Тем более, что к этому времени по инициативе И. Д. Папанина завершилось совершенствование Молотовского порта и близлежащей нефтебазы. За лето 1942 года в Молотовском порту появился мощный кран для выгрузки «тяжеловесов», увеличены глубины на его акватории, выросла и линия причалов, один из которых оборудовали для бункеровки ледоколов и пароходов углём.В послевоенные годы
В 1950-е годы XX века завод решено было перевести на строительство атомных подводных лодок, и в скором времени он стал главным советским предприятием по производству стратегических подводных лодок.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск.
Город Северодвинск начал стремительно развиваться. Численность населения резко возрастала, в том числе и за счёт местных и приезжих молодых специалистов. Активно работали судостроительные и общегородские предприятия, резко возрастало в Северодвинске строительство жилья для корабелов (всего за 30 лет в Северодвинске было построено и передано ВМФ в эксплуатацию с качественным эксплуатационно-ремонтным сопровождением около 130 атомных подводных лодок).
После распада Советского Союза Северодвинску было присвоен статус Государственного Российского центра атомного судостроения.
Судостроительные заводы «Севмаш», «Звёздочка», город и все предприятия центра атомного судостроения постепенно с трудом пережили кризис 1990-х, сумели приспособиться к современным рыночным условиям (активное участие в конкурсах по госзаказам, выполнение заказов других стран, разнообразие выпускаемой продукции) и вернуться к стабильному существованию.
К началу
История Северодвинска
Если кратко говорить о Северодвинске, то это город, где рождаются атомные подводные лодки. Первые субмарины Российской Империи были построены на заводах Санкт-Петербурга. И позже в СССР ленинградские специалисты разрабатывали план будущего Северодвинска и его главного завода «Севмаша».
Северодвинск вырос на месте старинного Николо-Корельского монастыря. Впервые монастырь упоминается в 1419 году в Двинской летописи. Тогда рядом с ним располагался торговый порт.
Здесь в 1553 году из-за шторма остановился корабль Ричарда Чанселлора «Эдуард Бонавентура». Чанселлор установил дипломатические отношения с Иваном Грозным. Так возникли морское сообщение и торговля между Московским государством и Англией.
Основание и довоенные годы Северодвинска
30 марта1936 года территория Николо-Корельского монастыря была предложена для возведения новой верфи.
Летом началось строительство судостроительного завода, жилых и других зданий. В октябре были готовы десять двухэтажных домов, а 22 ноября открылось железнодорожное сообщение с новым поселением.
В 1937 году начали работу первая школа и первая аптека, типография, радио и даже театр. Будущий Северодвинск стал известен как рабочий посёлок Судострой. В 1938 году он был преобразован в город Молотовск.
В 1939 году открылись три детских сада, политехнический техникум. 21 декабря 1939 года стал днём рождения «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаш»). В этот день на заводе №402 начали строить корабль «Советская Белоруссия».
Северодвинск (Молотовск) и Великая Отечественная война
В ночь на 23 июня 1941 года в городе открылся мобилизационный пункт. В первое полугодие войны 500 жителей города были направлены на Карельский фронт, чтобы строить оборонительные сооружения.
На острове Ягры был сформирован лыжный полк для Северо-Западного и Карельского фронтов.
Порт, который только строился, принимал суда караванов стран-союзниц (караваны PQ), а завод их ремонтировал.
В 1942 году к войне была готова 13 отдельная лыжная бригада. Чуть позже она совместно с другими силами будет прорывать блокаду Ленинграда. В этом же году «Севмаш» достроил две ленинградские подлодки, получив первый опыт создания субмарин.
В 1944 году на заводе №402 был построен морской охотник проекта 122А «Штурман».
Северодвинск (Молотовск) от войны до перестройки
После войны в Молотовске уже стали строить корабли. 1 июля 1954 года заработал завод №893 «Звездочка». Если на «Севмаше» строили подводные крейсера, то на «Звёздочке» их ремонтировали, модернизировали и обслуживали.
В 1957 году Молотовск получил название Северодвинск. А в 1958 году стал центральным городом строительства атомных подводных лодок.
C 1950-х годов история Северодвинска будет связана с атомными подводными крейсерами.
Самые знаменитые подводные лодки Северодвинска
В Молотовске была построена первая отечественная подводная лодка, работавшая на атомной энергии. Началось её строительство в 1955 году. 4 июля 1958 года началась эксплуатация атомного реактора. 17 июля 1962 года подлодка К-3 «Ленинский комсомол» впервые в мире под арктическими льдами дошла до Северного полюса. Командовал субмариной капитан второго ранга Л.М. Жильцов.
16 сентября1955 года с дизельной подводной лодки «Б-67» был произведён первый в мире пуск баллистической ракеты. Командовал запуском Сергей Павлович Королёв. Через несколько лет на космодроме Байконур он будет руководить стартом ракеты, которая выведет Юрия Гагарина на орбиту Земли.
В начале 1960-х годов была поставлена задача создать первый в мире подводный крейсер с корпусом на основе титана.
Титан – это лёгкий прочный материал, который не поддаётся коррозии. В 1969 году был готов корабль проекта 661 «Золотая рыбка», который установил рекорд скорости движения под водой – 44,7 узла (82,8 км/ч).
В 1960 году в состав флота вошла первая советская ракетная атомная подводная лодка К-19. Летом 1961 года во время учений произошла авария на атомном реакторе. Члены экипажа, устранявшие аварийную ситуацию, через некоторое время погибли от острой лучевой болезни. В 1963 году из подводного положения К-19 запустила межконтинентальную баллистическую ракету. В 1969 году К-19 столкнулась с американской субмариной «Gato».
В 1981 году вступил в строй атомный подводный крейсер класса «Тайфун» («Акула»). Он был внесён в книгу рекордов Гинесса как самая крупная субмарина в мире. Крейсер нёс на борту баллистические ракеты, которые могли достичь цели на расстоянии более 9000 километров.
5 августа1985 года атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» впервые в мире достигла глубины 1027 метров.
К сожалению, в 1989 году корабль погиб.
В 1990-х годах Северодвинск переживал тяжёлые времена. В городе с каждым годом рос уровень безработицы. Хотя в 1992 году на «Севмаше» появилась уникальная установка для электронно-лучевой сварки в вакуумной среде. В 2002 году завод вернул флоту после ремонта субмарину нового поколения «Дмитрий Донской».
Интересные факты о Северодвинске
Способ электронно-лучевой сварки был опробован в 1984 году в открытом космосе Светланой Савицкой и Владимиром Джанибековым, а потом стал применяться на заводе «Севмаш».
В Молотовске прошла часть детства автора исторических романов Валентина Саввича Пикуля. Здесь в довоенные годы он учился в школе №6 и занимался в кружке «Юный моряк».
17 июля1941 года в Молотовске родилась Марина Николаевна Прусакова. Она станет женой Ли Харви Освальда, которого признают виновным в смерти Джона Кеннеди.
В 2002 году в США сняли художественный фильм об аварии на атомном реакторе подлодки К-19.
Добавить комментарий
Северодвинский историко-краеведческий музей
Северодвинский историко-краеведческий музей
Тел.: (8184) 56-86-98
Адрес:
, Архангельская обл.,
,
Интернет:
www.russianmuseums.info/M941 — официальный сайт
Северодвинский краеведческий музей — W593, официальный сайт musey29.ru/
E-Mail:
| рекламный щит, события и экскурсии |
Северодвинский историко-краеведческий музей, один из крупнейших музеев Архангельской области, основан 4 марта 1970 года. Музей занимает ведущее место в культурно-просветительской сфере Северодвинска. |
Услуги музея:
музейный магазин
Рядом с музеем находятся:
отели и рестораны
| для музейщиков |
Административный телефон:
(8184) 56-63-50, Факс: (8184) 56-12-65
День основания и открытия:
Основан: 04.03.1970
Статус организации:
Муниципальная
Организационная форма:
некоммерческая
Тип организации:
культура для общества, научная
Классификация:
Исторический,Краеведческий музей,Наука и техника
Площади:
постоянные выставочные залы 619,7 2
музейный магазин 193,2 2
Номер сотрудника:
15 (кураторов: 8)
Среднее количество посетителей в год:
38 575
Конкретные отделы:
архив, научная библиотека
Объем коллекций:
53340, редких коллекционных предметов: 35035
Веб-сайты и CD-диски:
выше
Copyright (c) 1996-2020 Северодвинский краеведческий музей
Copyright (c) 1996-2023 Музеи России .
info
Новая боеспособная российская ПЛАРК | Proceedings
Подводные лодки уже давно являются важным приоритетом для российских вооруженных сил, как основные корабли российского флота и его советского предшественника. В 1980-х годах Советский Союз искал проект, способный в будущем конкурировать с самыми передовыми ударными подводными лодками США и НАТО. Проект 885, также известный как атомные подводные лодки с управляемыми ракетами (ПЛАРК) «Северодвинск» , «Ясень» или иногда «Грэни», проект 885, как сообщается, к началу 19-го века в Советском Союзе шел полным ходом.80-е годы.
Несмотря на окончание холодной войны, в конце 1993 года на судостроительном заводе Севмаш в северном городе Северодвинске началось строительство первой подводной лодки класса «Северодвинск «. Но работа над 13 800-тонной (подводное водоизмещение) и 390-футовой подводной лодкой вскоре замедлилась из-за финансовых проблем. Прошли годы, прежде чем усилия смогли возобновиться всерьез, и только в июне 2010 года было выполнено достаточно работ для запуска подводной лодки.
Ходовые испытания, наконец, начались в 2011 году, и Северодвинск был сдан в эксплуатацию 17 января 2014 года, более чем через два десятилетия после его первой закладки.
Катер проекта 885 — подводная лодка четвертого поколения, предназначенная для выполнения широкого спектра подводных операций, в том числе противолодочных, противокорабельных и ударных по суше.
Считается, что ПЛАРК широко использует автоматизацию, требуя сравнительно небольшого экипажа всего от 60 до 80 матросов (источники не согласны). Он оснащен сферическим носовым гидролокатором «Иртыш-Амфора», а также бортовыми и буксируемыми антенными решетками. Чтобы освободить место для гидроакустических систем, 9Торпедные аппараты 0151 «Северодвинск » расположены за передними гидроакустическими решетками, дальше назад, чем это типично для российских подводных лодок. Хотя более ранние источники указывали, что она несет четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, в настоящее время в большинстве отчетов указывается, что подводная лодка оснащена десятью 533-мм торпедными аппаратами, по пять с каждой стороны лодки.
Российские СМИ указывают, что в дополнение к минам и 533-мм торпедам старых типов субмарина, вероятно, может нести новую торпеду «Футляр», которая прошла ходовые испытания в 2017 году и, как сообщается, включает в себя улучшенные системы самонаведения и впечатляющие характеристики подводной эксплуатации.
На ПЛАРК также установлена 8-трубная система вертикального пуска, которая, как предполагается, способна запускать 32 противокорабельные ракеты 3М-55 «Оникс» (SS-N-26). В качестве альтернативы он может нести 40 ракет семейства «Калибр»: противокорабельные (3М-54/SS-N-27 Sizzler), штурмовые (3M-14/SS-N-30) и противолодочные ракеты 91Р. все запускается с платформы. Также может существовать вариант наземной атаки с применением ядерного оружия.
После завершения строительства Северодвинск в конструкции, по-видимому, произошел переход от первоначального проекта 885 к усовершенствованной версии проекта 885М. В середине 2019 г., российские СМИ сообщали, что первая лодка проекта 885М, Казань , проходит ходовые испытания, а еще пять подводных лодок этого класса находятся на разных стадиях строительства.

Он собирает и изучает данные о городе и местности. В музее представлена новейшая историческая экспозиция, охватывающая период от основания в 1936 до сих пор и рассказывая о трудовом пафосе первых хозяйственных планов, о невзгодах города в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.), о буднях и в настоящее время. Экспозиции о жизни Белого моря (город Северодвинск расположен на берегу Белого моря), экологических проблемах города и природе северной тайги всегда привлекают внимание посетителей. В музее также экспозиция и выставки о быте местных жителей (так называемых поморов), Николо-Корельском монастыре, первое упоминание о котором относится к 1419 г., служившей в середине XVI века первым в России северным морским портом, о древнем поморском городище Ненокса, считавшемся в XVI-XVII веках местом добычи соли, о секретных темах советской истории и подводном кораблестроении. В настоящее время филиал музея с современной экспозицией называется «Русский северный дом». В Неноксе есть музей-филиал с современной экспозицией об истории поселения.
Ваш комментарий будет первым