Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История города северодвинска: История Северодвинска. Кратко история города Северодвинска, Архангельская область

History

History

Северодвинск — город (с 1938 года) в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. В городе расположен Северный центр судостроения и судоремонта России.
В 2016 году получил статус Города трудовой доблести и славы.
Распоряжением Правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р «Об утверждении перечня моногородов» город Северодвинск включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией».

Открытие и начало освоения берегов Северной Двины

Посёлок Судострой и город Молотовск

31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Строительство было названо Судостроем.

Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана.

Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря. 1 апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938 году Судострой получил статус города и имя «Молотовск» в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова. Приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе от 29 мая 1936 года начальником строительства судостроительного завода и рабочего посёлка Судострой был назначен Иван Тарасович Кирилкин. Построены две улицы посёлка Судострой, построены подсобные предприятия: бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции. Посёлок Судострой, и далее город Молотовск строились и расширялись одновременно с ростом строительства и производственной деятельности судостроительного завода (Судостроительный завод № 402). В 1938—1953-х годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь.
Первоначально он размещался на острове Ягры, что дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях. В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тысячи человек (По некоторым данным до 50 тысяч). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тысяч человек. Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности.

Во время Великой Отечественной войны

В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу. История северных конвоев долгие годы связывались лишь с Мурманском и Архангельском. Северодвинск (Молотовск) при этом оставался как бы в тени. О городе в СССР, в силу характерной деятельности основных промышленных предприятий, старались упоминать как можно реже. А между тем, Молотовский порт нёс большую тяжесть тех военно-транспортных операций.

Первая военная зима выдалась суровой и навигация началась очень тяжело. Подготовка и обустройство причалов в Молотовске шли спешным порядком. В Молотовске появился представитель Государственного комитета обороны И. Д. Папанин, срочно возведённый к этому времени в ранг контр-адмирала. В декабре в Архангельск прибыли представители военно-морских сил США, чтобы организовать на местах приёма грузов постоянные американские миссии. В Молотовске отделение миссии разместилось по адресу: ул. Парковая 13. Возглавил его работу помощник атташе Филипп Уорчелл. 23 декабря 1941 года линейный ледокол «Иосиф Сталин» с большим трудом провёл в Молотовск транспорты конвоя PQ-6. Конвой PQ-6 оказался последним союзным конвоем, пробившимся через льды к причалам Архангельска и Мурманска в 1941 году. В первый день лета 1942-го в Молотовск пришли два транспорта PQ-16. Они доставили танки, самолёты, взрывчатку, бензин и продовольствие. Молотовск, как и Архангельск, принял уцелевшие остатки разгромленного конвоя PQ-17.
К сожалению, сегодня мы пока не можем перечислить все суда PQ-17, ставшие на его рейде и к причалам. Тяжелейшие последствия трагедии PQ-17 известны. К зиме 1942—1943 годов положение на северных направлениях резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась. По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску (из-за тяжёлых льдов на Северной Двине и мелководья её русел) теперь отводилась главная роль в период зимних навигаций. Тем более, что к этому времени по инициативе И. Д. Папанина завершилось совершенствование Молотовского порта и близлежащей нефтебазы. За лето 1942 года в Молотовском порту появился мощный кран для выгрузки «тяжеловесов», увеличены глубины на его акватории, выросла и линия причалов, один из которых оборудовали для бункеровки ледоколов и пароходов углём.

В послевоенные годы

В 1950-е годы XX века завод решено было перевести на строительство атомных подводных лодок, и в скором времени он стал главным советским предприятием по производству стратегических подводных лодок. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск. Город Северодвинск начал стремительно развиваться. Численность населения резко возрастала, в том числе и за счёт местных и приезжих молодых специалистов. Активно работали судостроительные и общегородские предприятия, резко возрастало в Северодвинске строительство жилья для корабелов (всего за 30 лет в Северодвинске было построено и передано ВМФ в эксплуатацию с качественным эксплуатационно-ремонтным сопровождением около 130 атомных подводных лодок).

После распада Советского Союза Северодвинску было присвоен статус Государственного Российского центра атомного судостроения. Судостроительные заводы «Севмаш», «Звёздочка», город и все предприятия центра атомного судостроения постепенно с трудом пережили кризис 1990-х, сумели приспособиться к современным рыночным условиям (активное участие в конкурсах по госзаказам, выполнение заказов других стран, разнообразие выпускаемой продукции) и вернуться к стабильному существованию.

К началу

История Северодвинска


Если кратко говорить о Северодвинске, то это город, где рождаются атомные подводные лодки. Первые субмарины Российской Империи были построены на заводах Санкт-Петербурга. И позже в СССР ленинградские специалисты разрабатывали план будущего Северодвинска и его главного завода «Севмаша».

Северодвинск вырос на месте старинного Николо-Корельского монастыря. Впервые монастырь упоминается в 1419 году в Двинской летописи. Тогда рядом с ним располагался торговый порт.

Здесь в 1553 году из-за шторма остановился корабль Ричарда Чанселлора «Эдуард Бонавентура». Чанселлор установил дипломатические отношения с Иваном Грозным. Так возникли морское сообщение и торговля между Московским государством и Англией.

Основание и довоенные годы Северодвинска

30 марта1936 года территория Николо-Корельского монастыря была предложена для возведения новой верфи. Летом началось строительство судостроительного завода, жилых и других зданий. В октябре были готовы десять двухэтажных домов, а 22 ноября открылось железнодорожное сообщение с новым поселением.

В 1937 году начали работу первая школа и первая аптека, типография, радио и даже театр. Будущий Северодвинск стал известен как рабочий посёлок Судострой. В 1938 году он был преобразован в город Молотовск.

В 1939 году открылись три детских сада, политехнический техникум. 21 декабря 1939 года стал днём рождения «Северного машиностроительного предприятия» («Севмаш»). В этот день на заводе №402 начали строить корабль «Советская Белоруссия».

Северодвинск (Молотовск) и Великая Отечественная война

В ночь на 23 июня 1941 года в городе открылся мобилизационный пункт. В первое полугодие войны 500 жителей города были направлены на Карельский фронт, чтобы строить оборонительные сооружения. На острове Ягры был сформирован лыжный полк для Северо-Западного и Карельского фронтов.

Порт, который только строился, принимал суда караванов стран-союзниц (караваны PQ), а завод их ремонтировал.

В 1942 году к войне была готова 13 отдельная лыжная бригада. Чуть позже она совместно с другими силами будет прорывать блокаду Ленинграда. В этом же году «Севмаш» достроил две ленинградские подлодки, получив первый опыт создания субмарин.

В 1944 году на заводе №402 был построен морской охотник проекта 122А «Штурман».

Северодвинск (Молотовск) от войны до перестройки

После войны в Молотовске уже стали строить корабли. июля 1954 года заработал завод №893 «Звездочка». Если на «Севмаше» строили подводные крейсера, то на «Звёздочке» их ремонтировали, модернизировали и обслуживали.

В 1957 году Молотовск получил название Северодвинск. А в 1958 году стал центральным городом строительства атомных подводных лодок. C 1950-х годов история Северодвинска будет связана с атомными подводными крейсерами.

Самые знаменитые подводные лодки Северодвинска

В Молотовске была построена первая отечественная подводная лодка, работавшая на атомной энергии. Началось её строительство в 1955 году. июля 1958 года началась эксплуатация атомного реактора. 17 июля 1962 года подлодка К-3 «Ленинский комсомол» впервые в мире под арктическими льдами дошла до Северного полюса. Командовал субмариной капитан второго ранга Л.М. Жильцов.

16 сентября1955 года с дизельной подводной лодки «Б-67» был произведён первый в мире пуск баллистической ракеты. Командовал запуском Сергей Павлович Королёв. Через несколько лет на космодроме Байконур он будет руководить стартом ракеты, которая выведет Юрия Гагарина на орбиту Земли.

В начале 1960-х годов была поставлена задача создать первый в мире подводный крейсер с корпусом на основе титана. Титан – это лёгкий прочный материал, который не поддаётся коррозии. В 1969 году был готов корабль проекта 661 «Золотая рыбка», который установил рекорд скорости движения под водой – 44,7 узла (82,8 км/ч).

В 1960 году в состав флота вошла первая советская ракетная атомная подводная лодка К-19. Летом 1961 года во время учений произошла авария на атомном реакторе. Члены экипажа, устранявшие аварийную ситуацию, через некоторое время погибли от острой лучевой болезни. В 1963 году из подводного положения К-19 запустила межконтинентальную баллистическую ракету. В 1969 году К-19 столкнулась с американской субмариной «Gato».

В 1981 году вступил в строй атомный подводный крейсер класса «Тайфун» («Акула»). Он был внесён в книгу рекордов Гинесса как самая крупная субмарина в мире. Крейсер нёс на борту баллистические ракеты, которые могли достичь цели на расстоянии более 9000 километров.

августа1985 года атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» впервые в мире достигла глубины 1027 метров. К сожалению, в 1989 году корабль погиб.

В 1990-х годах Северодвинск переживал тяжёлые времена. В городе с каждым годом рос уровень безработицы. Хотя в 1992 году на «Севмаше» появилась уникальная установка для электронно-лучевой сварки в вакуумной среде. В 2002 году завод вернул флоту после ремонта субмарину нового поколения «Дмитрий Донской».

Интересные факты о Северодвинске

Способ электронно-лучевой сварки был опробован в 1984 году в открытом космосе Светланой Савицкой и Владимиром Джанибековым, а потом стал применяться на заводе «Севмаш».

В Молотовске прошла часть детства автора исторических романов Валентина Саввича Пикуля. Здесь в довоенные годы он учился в школе №6 и занимался в кружке «Юный моряк».

17 июля1941 года в Молотовске родилась Марина Николаевна Прусакова. Она станет женой Ли Харви Освальда, которого признают виновным в смерти Джона Кеннеди.

В 2002 году в США сняли художественный фильм об аварии на атомном реакторе подлодки К-19.

Добавить комментарий

Северодвинский историко-краеведческий музей

Северодвинский историко-краеведческий музей


Тел.: (8184) 56-86-98

Адрес:

, Архангельская обл.,

,

Интернет:
www.russianmuseums.info/M941 — официальный сайт
Северодвинский краеведческий музей — W593, официальный сайт musey29.ru/

    E-Mail:

рекламный щит, события и экскурсии



Описание:

Северодвинский историко-краеведческий музей, один из крупнейших музеев Архангельской области, основан 4 марта 1970 года. Музей занимает ведущее место в культурно-просветительской сфере Северодвинска. Он собирает и изучает данные о городе и местности. В музее представлена ​​новейшая историческая экспозиция, охватывающая период от основания в 1936 до сих пор и рассказывая о трудовом пафосе первых хозяйственных планов, о невзгодах города в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.), о буднях и в настоящее время. Экспозиции о жизни Белого моря (город Северодвинск расположен на берегу Белого моря), экологических проблемах города и природе северной тайги всегда привлекают внимание посетителей. В музее также экспозиция и выставки о быте местных жителей (так называемых поморов), Николо-Корельском монастыре, первое упоминание о котором относится к 1419 г., служившей в середине XVI века первым в России северным морским портом, о древнем поморском городище Ненокса, считавшемся в XVI-XVII веках местом добычи соли, о секретных темах советской истории и подводном кораблестроении. В настоящее время филиал музея с современной экспозицией называется «Русский северный дом». В Неноксе есть музей-филиал с современной экспозицией об истории поселения.

Услуги музея:
музейный магазин

Рядом с музеем находятся:
отели и рестораны

для музейщиков

Административный телефон:
(8184) 56-63-50, Факс: (8184) 56-12-65

День основания и открытия:
Основан: 04.03.1970

Статус организации:
   Муниципальная

Организационная форма:
   некоммерческая

Тип организации:
культура для общества, научная

Классификация:
Исторический,Краеведческий музей,Наука и техника


Площади:
    постоянные выставочные залы 619,7 2
    музейный магазин 193,2 2

Номер сотрудника:
15 (кураторов: 8)

Среднее количество посетителей в год:
38 575

Конкретные отделы:
архив, научная библиотека

Объем коллекций:
53340, редких коллекционных предметов: 35035

Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2020 Северодвинский краеведческий музей

Copyright (c) 1996-2023 Музеи России . info


Новая боеспособная российская ПЛАРК | Proceedings

Подводные лодки уже давно являются важным приоритетом для российских вооруженных сил, как основные корабли российского флота и его советского предшественника. В 1980-х годах Советский Союз искал проект, способный в будущем конкурировать с самыми передовыми ударными подводными лодками США и НАТО. Проект 885, также известный как атомные подводные лодки с управляемыми ракетами (ПЛАРК) «Северодвинск» , «Ясень» или иногда «Грэни», проект 885, как сообщается, к началу 19-го века в Советском Союзе шел полным ходом.80-е годы.

Несмотря на окончание холодной войны, в конце 1993 года на судостроительном заводе Севмаш в северном городе Северодвинске началось строительство первой подводной лодки класса «Северодвинск «. Но работа над 13 800-тонной (подводное водоизмещение) и 390-футовой подводной лодкой вскоре замедлилась из-за финансовых проблем. Прошли годы, прежде чем усилия смогли возобновиться всерьез, и только в июне 2010 года было выполнено достаточно работ для запуска подводной лодки. Ходовые испытания, наконец, начались в 2011 году, и Северодвинск был сдан в эксплуатацию 17 января 2014 года, более чем через два десятилетия после его первой закладки.

Катер проекта 885 — подводная лодка четвертого поколения, предназначенная для выполнения широкого спектра подводных операций, в том числе противолодочных, противокорабельных и ударных по суше.

Считается, что ПЛАРК широко использует автоматизацию, требуя сравнительно небольшого экипажа всего от 60 до 80 матросов (источники не согласны). Он оснащен сферическим носовым гидролокатором «Иртыш-Амфора», а также бортовыми и буксируемыми антенными решетками. Чтобы освободить место для гидроакустических систем, 9Торпедные аппараты 0151 «Северодвинск » расположены за передними гидроакустическими решетками, дальше назад, чем это типично для российских подводных лодок. Хотя более ранние источники указывали, что она несет четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, в настоящее время в большинстве отчетов указывается, что подводная лодка оснащена десятью 533-мм торпедными аппаратами, по пять с каждой стороны лодки. Российские СМИ указывают, что в дополнение к минам и 533-мм торпедам старых типов субмарина, вероятно, может нести новую торпеду «Футляр», которая прошла ходовые испытания в 2017 году и, как сообщается, включает в себя улучшенные системы самонаведения и впечатляющие характеристики подводной эксплуатации.

На ПЛАРК также установлена ​​8-трубная система вертикального пуска, которая, как предполагается, способна запускать 32 противокорабельные ракеты 3М-55 «Оникс» (SS-N-26). В качестве альтернативы он может нести 40 ракет семейства «Калибр»: противокорабельные (3М-54/SS-N-27 Sizzler), штурмовые (3M-14/SS-N-30) и противолодочные ракеты 91Р. все запускается с платформы. Также может существовать вариант наземной атаки с применением ядерного оружия.

После завершения строительства Северодвинск в конструкции, по-видимому, произошел переход от первоначального проекта 885 к усовершенствованной версии проекта 885М. В середине 2019 г., российские СМИ сообщали, что первая лодка проекта 885М, Казань , проходит ходовые испытания, а еще пять подводных лодок этого класса находятся на разных стадиях строительства.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *