Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

К халл: Кларк Халл | PSYERA

Содержание

Халл Кларк Леонард

Научная деятельность Кларка Леонарда Халла

Кларк Леонард Халл ‒ американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор психологии Йельского университета им. Джона Стерлинга.

Замечание 1

К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, также он является автором теории научения, одной из самых значимых теорий XX столетия.

К. Халл внимательно следил за свершениями мировой научной мысли. В 1924 году в США по его приглашению приехал немецкий психолог Курт Коффка, который познакомил американских коллег с основами гештальтпсихологии. В 1927 году К. Халл познакомился с книгой И. П. Павлова «Условные рефлексы». Он называл данный труд великим и собирался сам осуществить научные изыскания в данном направлении, но столкнулся с неожиданной преградой.

Нужно скачать, что у К. Халла эксперименты над животными вызывали отвращение. Он не переносил запаха, который шел из вивария, где размещались крысы ‒ универсальные подопытные бихевиористов, но так как в Йельском университете, где К.

Халлу была предложена должность профессора в 1929 году, была отлично оснащена и особенно чистая лаборатория, и К. Халл дал согласие, проводить в ней опыты.

В 1930 году ученый познакомился с ньютоновскими « Математическими началами натуральной философии », и с интересом начал приводить собственную психологию к гипотетико-дедуктивной форме, предпочтение которой отдавали физики, чьи теории уже обосновали собственную научность. К. Халл привлек к собственному проекту логиков и математиков и старался выработать теорию, которая будет строиться не только на поведении лабиринтах крыс, но и объединит поведение всех животных и человека. Самое глубокое и полное изложение данных положений было напечатано в 1943 году в его книге «Принципы поведения».

В научной деятельности К. Халла можно обозначить три ключевых направления:

  • тестирование способностей;
  • научные исследования в сфере гипноза;
  • изучение хода научения.

Тестирование способностей было одним из первых интересов в профессиональной сфере К.

Халла. В 1928 году была издана его первая книга под наименованием «Тестирование способностей».

Другой темой, которая вызывала интерес К. Халла, был гипноз, и после долгого исследования процесса самого гипноза им была написана книга под наименованием «Гипноз и внушаемость», которая вышла в свет 1933 году.

Но самой значимой работой, благодаря которой К. Халл получил признание, явилось изучение процесса научения. Его первый серьезный труд в данной сфере с наименованием «Принципы поведения», который был издан в 1943 году, радикально поменял подход к осмыслению данной проблематики. Теория К. Халла, в том виде, в котором она была представлена в 1943 году, после была всесторонне раскрыта в 1952 году в его работе «Система поведения».

Теория научения

На К. Халла, как и на большую часть теоретиков-функционалистов, исследующих ход научения, ощутимое воздействие оказали работы Чарльза Дарвина . Ученый старался осмыслить механизм адаптивного поведения и проявить обстоятельства, которые оказывали на него влияние. Он основывался на те требования к методологии устройства эксперимента и теории, которые были выработаны в естественных науках, главным образом в математике. К. Халл, как и его современник Эдвард Толмен, отталкивался от потребности введения между компонентами классического бихевиоризма «стимул ‒ реакция» установленных «промежуточных переменных», то есть обстоятельств, которые опосредуют двигательную реакцию (переменная зависимая) на раздражитель (переменная независимая), в качестве которых предлагал рассматривать потребность, силу навыка, потенциал реакции, цель. Данный подход в изыскании течения научения приобрел наименование необихевиоризма.

К. Халла интересовало формирование подобной теории, которая давала бы объяснение, каким образом потребности тела, поведение и окружающая среда входят во взаимодействие для повышения возможности выживания организма. Стараясь подойти с математической точностью к исследованию поведения, К. Халл вместе с тем не придавал важного значения познавательным условиям и механизмам нейрофизиологического характера.

В своих исследованиях К. Халл основывался главным образом на учении И.П. Павлова о рефлексах условного характера, полагая, что значительную роль при применении данного термина необходимо придать силе навыка. Для того, чтобы данная сила обнаружилась, нужны установленные потребности физиологического уровня.

По К. Халлу, средним звеном между реакцией и стимулом представляется потребность, которая обеспечивает энергетические ресурсы поведения. Ключевым принципом обучения К. Xалл полагал редукцию потребности (понижение потребности вследствие ее удовлетворения). После реакции удовлетворение потребности фиксирует ее, и подобным образом совершается научение. Чем интенсивнее и чаще редуцируется (удовлетворяется) потребность, тем значительнее сила навыка. Стпеень удовлетворения потребности обусловливается числом и качеством подкреплений. Кроме того сила навыка находится в зависимости от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от промежутка между реакцией и условным раздражителем.

Гипотетико-дедуктивный метод

К. Халл рассмотрел четыре метода, которые он полагал важными для научной области. Три из них уже были в использовании: простое наблюдение, контролируемое систематически наблюдение и проверка гипотез экспериментально.

К. Халл предложил четвертый метод ‒ гипотетико-дедуктивный, который применяет дедукцию на основе комплекса постулатов, которые определятся априори. Заключение, которое выводится дедуктивно, должно быть подчинено проверке в эксперименте. Если же оно не подтверждается итогами опытов, то должно быть пересмотрено; если подтверждается, то может быть введено в концепцию научных терминов.

К. Халл полагал, что если психология когда-либо будет объективной наукой, аналогично другим естественным наукам (что и представлялось фундаментальной частью программы бихевиоризма), то ее единственным адекватным методом будет как раз гипотетико-дедуктивный.

Кларк Леонард Халл — биография и семья

К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века.

Биография

Детство и юность

Образование

В 1902 году К. Халл поступил в Мичиганский университет и получил специальность горного инженера. Но, приступив к новой работе в 1908 году, в возрасте 24-х лет он заболел полиомиелитом, что навсегда сделало его инвалидом. Всю последующую жизнь он страдал частичным параличом, сильно хромал и был вынужден постоянно носить металлический корсет, который сам для себя и сконструировал, к тому же продолжала неуклонно прогрессировать врожденная близорукость. В результате ему пришлось выбрать для себя профессию, не предполагающую особой физической нагрузки. Ещё в юношеские годы он познакомился с «Основами психологии» Уильяма Джеймса и проникся глубоким интересом к этой науке, поэтому его выбор пал на психологию. Проработав два года учителем в своей старой школе, К. Халл продолжил образование в Мичиганском университете в избранном им направлении и в 1913 году получил степень бакалавра. Там он впервые заинтересовался проблемами научения и мышления. Прослушал курс логики, К. Халл создал логический аппарат, способный выявлять ошибки в традиционных силлогизмах.

Карьера

Участие в научных организациях

В 1936 году К. Халл был избран президентом Американской психологической ассоциации. Он также являлся членом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Награды и премии

За свои заслуги К. Халл в 1945 году получил Медаль Уоррена от Общества экспериментальных психологов. В награде значилось:

Последние годы жизни

В 1948 году у К. Халла случился инсульт. Он скончался в Нью-Хейвене, четыре года спустя, 10 мая 1952 года. В своей последней работе «Система поведения» он выразил сожаление о том, что третьей книге, которую он собирался написать, так и не суждено увидеть свет.

Научная деятельность

К. Халл внимательно следил за достижениями мировой научной мысли. По его приглашению в 1924 году США посетил немецкий психолог Курт Коффка, который познакомил американских коллег с основами гештальтпсихологии. В 1927 году К. Халл познакомился с книгой И. П. Павлова «Условные рефлексы». Он называл эту работу великой и намеревался сам провести научные исследования в этом направлении, однако столкнулся с неожиданным препятствием. Дело в том, что опыты над животными вызывали у К. Халла отвращение. Он не выносил запаха, исходившего из вивария, где помещались подопытные крысы — универсальные испытуемые бихевиористов. Однако в Йельском университете, куда в 1929 году он был приглашен на должность профессора, оказалась отлично оснащенная и исключительно чистая лаборатория, и К. Халл согласился, что мог бы проводить здесь эксперименты. В 1930 году учёному попали в руки ньютоновские «Математические начала натуральной философии», и он с энтузиазмом принялся приводить свою психологию к гипотетико-дедуктивной форме, излюбленной физиками, чьи теории уже доказали свою научность. К. Халл привлек к своему проекту математиков и логиков и пытался разработать концепцию, которая будет опираться не только на поведение крыс в лабиринтах, но и охватит поведение всех животных и человека. Самое полное и уверенное изложение этой концепции было опубликовано в 1943 году в его книге «Принципы поведения».

По мнению одного из его биографов А. Стилла

Основные этапы

В научной деятельности К. Халла можно отметить три основных этапа:

  1. Тестирование способностей
  2. Научные изыскания в области гипноза
  3. Исследование процесса научения

Тестирование способностей было одним из первых профессиональных интересов К. Халла. Он собирал материалы по этой теме, когда читал лекции по тестологии в Висконсинском университете. В 1928 году была опубликована его первая книга под названием «Тестирование способностей».

Другой темой, сильно интересовавшей Халла, был гипноз, и после длительного изучения гипнотического процесса им была написана книга под названием «Гипноз и внушаемость», вышедшая в 1933 году.

Однако, работой, благодаря которой К. Халл приобрел известность, явилось ислледование процесса научения. Его первый большой труд под названием «Принципы поведения», опубликованный в 1943 году, радикально изменил подход к пониманию этой проблематики. Это было первая попытка применить научную теорию к изучению сложного психологического феномена. Теория К. Халла, в том виде, в котором она была представлена в 1943 году, была затем более полно раскрыта в 1952 году в его работе «Система поведения».

К. Халл считал, что его теория является неполной. Тем не менее, она внесла огромный вклад и оказала глубокое влияние на развитие теории научения во всем мире. Так, Кеннет Спенс указывал на то, что 40 % всех экспериментальных работ в «Журнале экспериментальной психологии» (англ. Journal of Experimental Psychology) и «Журнале сравнительной и физиологической психологии» (англ. Journal of Comparative and Physiological Psychology), изданных в период между 1941 и 1950 годами ссылаются на различные аспекты работ К. Халла.

Теория научения

На К. Халла, как и на большинство теоретиков-функционалистов, изучающих процесс научения, заметное влияние оказали труды Чарльза Дарвина. Учёный стремился понять механизм адаптивного поведения и выявить факторы, оказывающие на него воздействие. Он опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые были разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. К. Халл, как и его современник Эдвард Толмен, исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма «стимул — реакция» определенных «промежуточных переменных», то есть условий, опосредующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная), в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель. Этот подход в исследовании процесса научения получил название необихевиоризма. Учёного интересовало развитие такой теории, которая объяснила бы, каким образом телесные потребности, окружающая среда и поведение вступают во взаимодействие для увеличения вероятности выживания организма. Пытаясь подойти строго математически к анализу поведения, К. Халл вместе с тем не придавал существенного значения познавательным факторам и нейрофизиологическим механизмам.

К. Халл опирался в основном на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще потребность удовлетворяется (редуцируется), тем больше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и её подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Используя понятие И. П. Павлова о подкреплении, К. Халл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция которых, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Изменение положения тела, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением.

К. Халл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом — воду, то характер его движений однозначно определяется только потребностью и больше ничем.

К. Халл первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок». Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. Учёный создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.


Гипотетико-дедуктивный метод

Подход К. Халла к построению своей теории заключался в следующем. В качестве первого шага он подверг рассмотрению то, что было известно о научении к настоящему времени. Затем учёный сделал попытку подвести итог этим изысканиям. И наконец, К. Халл попытался сделать выводы относительно эмпирически проверяемых результатов этих обобщенных положений. Такой метод построения теории впоследствии был назван гипотетико-дедуктивным, или логико-дедуктивным.

Такое построения теории создает динамическую систему с открытым конечным результатом. Бесконечно появляются новые гипотезы, некоторые из которых подтверждаются результатами экспериментов, а некоторые — нет. Когда эксперимент проходит и заканчивается в соответствии с прогнозом, то вся теория, включая её аксиомы и теоремы, усиливается. Если эксперименты не проходят так, как предполагалось, теория теряет силу и должна быть пересмотрена. Теория, таким образом, должна постоянно обновляться в соответствии с результатами эмпирических исследований.

Труды

Наиболее значительные работы К. Халла были опубликованы в 30-50-е годы. Самое полное изложение его теории бихевиоризма было опубликовано в книге «Принципы поведения» в 1943 году, обобщившей результаты многих экспериментальных исследований. Он продолжал развивать эту теорию вплоть до своей смерти. Последняя версия его системы представлена в книге «Система поведения», вышедшей в 1952 году.

  • Hull C. L. Quantitative aspects of the evolution of concepts: An experimental study. — Psychological Review Company, 1920. — Psychological Monographs, 28, No. 123. — 85 p.
  • Hull С. L. The influence of tobacco smoking on mental and motor efficiency. — Psychological Review Company, 1924. — Psychological Monographs, 33, No. 150. — 159 p.
  • Hull C. L., Terman L. M. Aptitude Testing. — World Book Company, 1928. — 535 р.
  • Hull С. L. A functional interpretation of the conditioned reflex. — Psychological Review Company, 1929. — 26, 498—511.
  • Hull С. L. A mechanical parallel to the conditioned reflex. — Science, 1930. — 70, 14-15.
  • Hull С. L. Knowledge and purpose as habit mechanisms. — Psychological Review Company, 1930. — 37, 511—525.
  • Hull С. L. Goal attraction and directing ideas conceived as habit phenomena. — Psychological Review Company, 1931. — 38, 487—506.
  • Hull С. L. Hypnosis and Suggestibility. — Appleton-Century-Crofts, 1933.
  • Hull С. L. The conflicting psychologies of learning — a way out. — Psychological Review Company, 1935. — 42, 491—516.
  • Hull С. L. Mind, mechanism, and adaptive behavior. — Psychological Review Company, 1937. — 44, 1-32.
  • Hull С. L., Hovland C. I., Ross R. T., Hall M., Perkins D. T., Fitch F. B. Mathematico-Deductive Theory of Rote Learning. — Yale University Press, 1940
  • Hull С. L. Principles of Behavior. — NY: Appleton-Century-Crofts, 1943. — 422 р.
  • Hull С. L. Essentials of Behavior. — Yale University Press, 1951.
  • Hull С. L. A Behavior System. — Yale University Press, 1952.

Халл Кларк Леонард



Халл Кларк Леонард

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Кларк Леонард Халл

Халл (Hull) Кларк Леонард (1884-1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор «гипотетико-дедуктивной» концепции поведения.

Биография. Окончил Мичиганский университет. Защитил докторскую диссертацию по проблеме образования понятий. Вел курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии в Висконсинском университете. С 1929 г. — профессор Йельского университета и руководитель Института психологии, на базе которого вскоре был создан Институт отношений между людьми.

Исследования. Опирался на требования методологии теории и эксперимента, которые были разработаны в естественных науках, прежде всего в математической логике. Основным предметом психологии считал процесс образования навыка, понимаемого в рамках теории условного рефлекса И. П. Павлова. Считал, что на образование навыка наибольшее влияние оказывает редукция потребности: чем чаще редуцируется потребность (за счет подкрепления), тем прочнее навык. На основе этого пришел к заключению, что необходимо введение между элементами классического бихевиоризма «промежуточных переменных», в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, первичное и вторичное подкрепление, силу навыка, различные виды торможения, цель (S—>0—>R). Тем самым вместе с объективно наблюдаемыми переменными, стимулом и реакцией предлагал рассматривать «гипотетические» величины, локализованные внутри организма («черный ящик»). При этом потребность выступала главной промежуточной переменной, а другие рассматривались как производные от нее и от способов ее удовлетворения. Описал 17 постулатов связи стимул—реакция. В разработанной им теории побуждений (драйвов) описывалась следующая картина формирования целенаправленного поведения. Активация драйва ведет к хаотическому поведению, в ходе которого организм осуществляет случайную реакцию, приводящую к ослаблению драйва. При этом реакция, которая привела к ослаблению драйва, закрепляется. Если ослабление драйва происходит систематически после одной и той же реакции, то формируется привычка. Например, если собака обнаружит, что можно найти пищу, перевернув мусорный ящик, то у нее сформируется привычка переворачивать мусорные ящики. По К. Л. Халлу, все эти отношения выражаются формулой: поведение = влечения х привычки.

В соответствии с ней возможны ситуации, когда поведение будет запускаться при слабом драйве, но при сильной привычке.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 653-654.


Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Knowledge and purpose as habit mechanisms // Psychological Review. 1930. V. 37. N 6; The conflicting psychologies of learning — a way out // Psychological Review. 1935. V. 42. N 6; Mind, mechanism and adaptive behavior // Psychological Review. 1937. V. 44. N 1; Principles of Behavior An Introduction to Behavior Theory. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1943; Essentials of Behavior. New Haven, 1951; A Behavior System: An Introduction to Behavior Theory Concerning the Individual Organism. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1952; Принципы поведения / История зарубежной психологии (30-60-е гг.

XX в.): Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.

Литература:

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; К. Л. Халл // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС
Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры корпуса

Корпус

Это судно, похожее на подводную лодку, и другие подобные ему получили прозвище китовых, потому что они плавали низко в воде с закругленными корпусами.

От Миннеаполис Стар Трибьюн