Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Караимы национальность: караимы — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

история происхождения национальности, появление в Крыму, язык, религия, известные люди, кухня

Автор Анна КожинаВремя чтения 12 мин.Просмотры 2.4k.Опубликовано Обновлено

Среди многочисленных национальностей, населяющих Крым, одним из самых загадочных народов считаются караимы. Это коренной народ, но его появление на полуострове по сей день остается тайной, порождающей многочисленные научные споры, будоражащей фантазию ученых и писателей. Генетиками и историками выдвинуто множество теорий и предположений о том, кто такие крымские караимы, откуда взялась их особенная религия – караимизм.

В научных исследованиях ищут ответы на вопрос, отчего схожее с иудаизмом верование исповедует народ, говорящий на одном из тюркских языков. Гости Крыма, рассматривающие караимские реликвии с интересом слушают эти истории, рассказы о знаменитых караимах, воздавая должное небольшому, но интересному народу. Впрочем, ничуть не меньше их привлекают замечательные и разнообразные национальные блюда караимской кухни, повсеместно подаваемые в Крыму.

Содержание

  1. Откуда в Крыму появились караимы
  2. Первые упоминания о караимах в Крыму
  3. В Российской империи
  4. Жизнь во время СССР
  5. В наше время
  6. Религия караимов
  7. Караимские диаспоры в разных странах
  8. Караимский язык
  9. Знаменитые караимы
  10. Внешность, культура, традиции
  11. Караимская кухня
  12. Караимские кладбища

Откуда в Крыму появились караимы

Ответ на вопрос, откуда в Крыму взялись караимы и их особенная вера, дает сразу несколько теорий. История происхождения караимского народа и его религии в них трактуется по-разному. Самые известные из них две – еврейская (семитическая) и хазарская (тюркская). Есть даже малоизвестная версия, роднящая эту необычную нацию со славянским племенем древлян. Иудейская теория была достаточно распространена до конца XIX века. Она рассказывает о том, что основой современной крымской общины стали жившие на территории полуострова евреи, исповедовавшие иудаизм караимского толка.

Хазарско-половецкое предположение уверяет, что крымские караимы – прямые потомки хазар, поменявших веру на иудаизм. Антропологи находят генетическое сходство караимов с чувашами и через них – с хазарами. Кроме этого, было выявлено генетическое сходство между караимами и восточными евреями. Среди ученых есть сторонники синтетической теории. Она рассказывает о происхождении этой народности в результате смешения и ассимиляции евреев-караимов и хазаро-болгарского населения полуострова.

Караимы считаются одной из коренных национальностей Крыма, поскольку этот народ сформировался на территории Крымского полуострова.

Первые упоминания о караимах в Крыму

Слово «караим» известно с конца VIII – начала IX века, с момента основания этого учения Ананом бен Давидом, жившим в Вавилонии. Караимы в Крыму упоминаются с XIII века. Известно, что в ту пору относительно крупная община жила в Солхате (Старый Крым). Часть людей из нее со временем переселилась в Кафу (Феодосию). Академиком А. Гаркави было сделано предположение, что именно полуостров Крым стал местом формирования караимов как отдельного народа. «Родовым гнездом» называют караимы пещерный город-крепость Чуфут-Кале, находящийся поблизости от Бахчисарая. В VII–XI веках это укрепление принадлежало хазарам.

Затем с середины XIV века оказалось во владении крымских ханов. В XVI–XVII веках, после того как ставка хана была размещена в Бахчисарае, основным населением города остались караимы. В эту пору он получил прозвище «Еврейская крепость». К 1783 году, моменту вхождения Крыма в Российскую империю, в пещерном городе жили только караимские семьи. Их там оставалось около 200 фамилий. В ту пору европейские власти не делали различий для евреев и караимов. Сами караимы до начала XIX века не протестовали, когда их называли евреями. Но нарастающие антисемитские настроения вызвали в них желание отмежеваться от еврейского народа.

В Российской империи

С присоединением Крыма к Российской империи изменилась и жизнь караимов. Они, наконец, могли селиться там, где им того хотелось. Народности, доказывающей свое отличие от евреев, было дано освобождение от уплаты податей, которые еще долго оставались для иудеев актуальными. В 1795 году императрица Екатерина освободила караимов от двойного налога, сделав его соразмерным тем податям, которые платили христиане. Им было разрешено приобретать землю. В 1873 году караимы Таврической губернии получили право религиозного самоуправления. В 1850 году такое же право было дано этой народности и в западных губерниях Российской империи. А в 1863 году они были уравнены в правах с коренным населением империи.

Над сохранением караимского языка и традиций работало Александровское караимское духовное училище в Евпатории, содержавшееся на средства общины. Оно было создано в 1895 году на деньги, собранные общиной, и представляло собой среднее национальное учебное заведение. Из его стен выходили газзаны (священники) и вероучителя, которые преподавали в дальнейшем в национальных начальных школах.

В Крыму первым печатным станком, издающим книги, стал караимский. В 1731-м была построена первая (и единственная!) в Крымском ханстве типография. Сделано это было на средства лидера караимов (гахана) Исаака бен Моше Синан-Челеби. В ней в 1734–1741 годах издавались литургические книги на древнееврейском языке. Потому часто говорят, что первыми печатными текстами на земле Крыма стали книги на языке ветхозаветных пророков.

Как и окружавшие их народы, караимы разводили скот, возделывали и землю, выращивали виноград, занимались военным делом. Развитие табачной промышленности в Крыму и по всей России тесно связано с караимскими именами. Первой стала Феодосийская табачная фабрика, открытая В. О. Стамболи. К началу XX века 2/3 всей табачной промышленности страны контролировали исключительно караимские семьи.

Жизнь во время СССР

В Советском Союзе продолжалась серьезная научная работа по обоснованию нееврейского происхождения национальности. Традиционные устои и религиозный фактор утратили свою силу для жителей больших городов, ставших частью единого советского народа. Как и представители других народностей, они получали бесплатное образование, успешно реализовывали себя в разных профессиях, сотрудничали и дружили с людьми других национальностей. Стали возможны браки с представителями других народов и конфессий.

Караимы как самостоятельная нация едва не были истреблены во время Второй мировой войны. В оккупированном нацистами Киеве в сентябре-октябре 1941 года все представители этого этноса, как и евреи, были расстреляны. Позже гитлеровцы вновь подняли вопрос о «расовой чистоте» караимов. Чтобы поставить точку в происхождении этого народа, они обратились к находившимся в тот момент в концлагерях и гетто крупным еврейским ученым И. Шиперу (1884–1943), З. Калмановичу (1881–1944) и М. Балабану (1877–1942). Чтобы спасти караимов от полного уничтожения, независимо друг от друга каждый из них дал ответ, что этот народ не является еврейским в расовом отношении (подробнее читайте о положении караимов в годы Второй Мировой войны).

О деятельном участии крымских караимов во Второй мировой войне можно прочитать на памятных табличках в одном из двориков Евпаторийских кенас. Среди представителей этого народа много героев, стойко защищавших родину от фашистских захватчиков. Общины разных городов Крыма представлены там длинными списками имен своих героев.

В наше время

Современный флаг крымских караимов составлен из трех одинаковых по ширине горизонтальных полос. Нижняя желтая символизирует солнце и огонь. Средняя белая обозначает добро. Верхняя голубая – это чистое небо.

В наши дни караимы составляют неотделимую часть дружного и многонационального крымского народа. Гостей Крыма привлекают загадки их истории, своеобразная культура и религия. По территории пещерного города Чуфут-Кале водят увлекательные экскурсии. В хорошо сохранившейся усадьбе видного караимского историка А. С. Фирковича, последнего жителя старинного пещерного города, сейчас находится культурно-этнографический центр и музей. Кроме того, там же, в ЭКЦ Кале, время от времени проводят праздники. К примеру, фестиваль национальных блюд. Впрочем, познакомиться с национальными караимскими блюдами можно практически в любом уголке Крыма.

Сегодня духовным центром крымских караимов считается Евпатория. Богато украшенные обширные Евпаторийские кенасы остаются самым крупным и важным культурным центром для них. Караимская улица в Симферополе известна тем, что на ней располагается действующая кенаса, что делает столицу Крыма еще одним караимским культурным центром. Количество караимов, живущих в Феодосии, даже превышает численность евпаторийской общины, но в городе не осталось кенас. У некогда крупнейшей общины Крыма их было несколько.

От одного из старинных феодосийских караимских молельных домов, построенного в 850 или 909 году, остался лишь фундамент. Другая известная кенаса, выстроенная в 1292 году, была разрушена в боях Второй мировой войны. Севастопольская кенаса тоже была разрушена во время войны и восстановлена в 1953 году. К сожалению, сейчас она не используется как религиозное сооружение. Величественные старинные кенасы сохранились в «родовом гнезде» караимов, в пещерном городе Чуфут-Кале.

Религия караимов

Слово «караим» или «караит» несет в себе двоякое трактование. Караимы – это не только люди, обозначающие так свою национальность, но и представители любого другого народа, избравшие для себя религией караимизм. Самоназвание народа звучит несколько иначе. «Карай» – для одного человека и во множественном числе – «карайлар».

У этого маленького народа есть собственное, отличающееся от других монотеистическое вероисповедание. Историки их религии отсылают к I веку к саддукеям, которые перестали пользоваться устной Торой. Живший в IX веке в Вавилонии еврей Анан бен Давид создал свое учение по подобному принципу, отказавшись от Устной Торы и Талмуда. Признававших только Писание, письменную Тору людей стали называть караимами, что в переводе с древнееврейского языка означает «читающие». Впрочем, евреи Вавилонии в большинстве оставались приверженцами старой веры, глубоко чтившими Талмуд. Из-за такого противодействия основателям нового вероисповедания пришлось переселиться в Египет и Израиль.

Сегодня религия караимов официально не считается иудаизмом, его ответвлением или иудейской сектой. А современные караимы не признаются евреями с этнической и генетической точки зрения.

Караимские диаспоры в разных странах

На сегодняшний день по всему миру караимов насчитывается около 2500 человек. Живут они не только в Крыму. Их можно встретить в Литве, в Израиле, Польше, России, Казахстане, США и других странах. Самые большие общины находятся в Крыму, Украине, Литве.

В конце XIV века несколько десятков семей караимов были вывезены литовским князем Витовтом из крымской крепости Чуфут-Кале. Именно они и стали основой известной караимской диаспоры в Литве в Тракае. Предполагается, что часть этих семей со временем переселилась на Волынь в Галич, в Луцк, основав новую общину. В XVI веке часть караимов покинули Литву. Они были изгнаны в Польшу князем литовским Александром, который позже сам и прекратил это изгнание. На сегодняшний день польские караимы практически утратили свою специфическую веру, хоть в Варшаве для них и предусмотрено отдельное караимское кладбище. Свой язык сохраняют караимы Литвы и Украины, российские караимы предпочитают разговаривать на русском, свой язык сохраняют лишь несколько человек. Некогда относительно крупные общины Парижа, Марселя и Ниццы на сегодняшний день остаются малочисленными.

Караимский язык

Это один из тюркских языков, относимый учеными к кипчакской языковой группе, возникшей из ныне мертвого кыпчакского языка. Из него же образовался и язык, на котором сегодня говорят крымские татары. В то же время крымский караимский диалект богат заимствованиями из древнееврейского языка (гебраизмами). Сегодня существует три заметно различающихся караимских диалекта. Кроме крымского, отличают тракайский (северный) и галичский (южный). До XX века все караимские тексты записывались с помощью древнееврейского письма. После Второй мировой войны диаспоры Литвы и Польши начали применять латиницу, а крымские и украинские караимы стали писать кириллицей, при этом сохраняя караимский язык.

Знаменитые караимы

Среди крымских караимов в разные времена были известные люди. Вот лишь несколько имен, прославивших маленький, но талантливый народ не только в Крыму, но и далеко за пределами полуострова.

  • Владимир Яковлевич Колпакчи (1899–1961 гг.) – видный советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал армии.
  • Есть предположение, что и знаменитый маршал Малиновский по отцу был караимом.
  • Соломон Самуилович Крым – инициатор создания самого известного учебного заведения полуострова – Таврического университета.
  • Самуил Моисеевич Майкапар – композитор и музыкант.
  • Предполагается, что отец знаменитой балерины Анны Павловой был караимом.
  • Сергей Иосифович Юткевич – знаменитый хирург и др.

Внешность, культура, традиции

Антропологические исследования характеризуют типичную внешность караимов как южную европеоидную с небольшой монголоидной примесью. Быт, устный фольклор и национальные костюмы близки к бытовым обычаям, легендам и этническим одеяниям окружавших их тюркских народов. В музеях Крыма можно увидеть, как выглядят женский и мужской караимский костюмы. Подобные экспонаты есть в Тракае и Санкт-Петербурге.

Караимская кухня

Кулинарные традиции караимов схожи с традициями крымских татар и крымчаков. В кухнях этих народов множество подобных по составу и приготовлению кушаний, носящих одни и те же или схожие названия. Но караимская кухня богата и собственными, самобытными блюдами. В Евпатории в рамках экскурсии «Малый Иерусалим» можно посетить действующие кенасы, осмотреть окружающие их сады и дворики. В этническом кафе «Караман» поблизости от молельных домов можно попробовать не только знаменитые караимские пирожки и чебуреки, но и познакомиться с другими интересными блюдами караимской кухни. Например, попробовать кисломолочный соус-приправу катык с разнообразными этническими кушаньями. Съесть янтык («сухой чебурек») и запить его вкусным напитком с забавным названием буза. В Феодосии караимские блюда подают в тематическом кафе «Янтык катык».

Караимские кладбища

Балта Тиймез (в переводе «топор не коснется») – самое древнее и обширное караимское кладбище в мире. Старинный некрополь расположен в роще черешчатых дубов, охраняемой как памятник природы. Чтобы увидеть его надгробия, спускаются в Иосафатову долину, раскинувшуюся у подножия скалы-куэсты, на которой находится столь значимый для этого народа город-крепость Чуфут-Кале. К сожалению, караимские кладбища Феодосии и Евпатории на сегодняшний день остаются в запустении.

История крымских караимов чрезвычайно интересна. Без нее представление о Крыме – небольшом, но многонациональном полуострове – не может быть полным. Чтобы получше познакомиться с караимским народом, можно купить билет на экскурсию в любом туристическом бюро Крыма. С ним можно отправиться в завораживающую прогулку по удивительному пещерному городу Чуфут-Кале, пройтись по улицам Евпатории, осмотреть красивые дворики евпаторийских кенас.

https://youtu.be/AzNlRnwJUHgVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: КАРАИМЫ. КТО ОНИ? ЕВРЕИ ИЛИ ТЮРКИ??? (https://youtu.be/AzNlRnwJUHg)

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ КАРАИМ – Огонек № 3 (4729) от 27.01.2002

14K 2 13 мин. …

Триста могикан в мегаполисе

О том, что в Москве живут караимы — одна из древнейших, просвещеннейших и, к великому сожалению, находящихся на грани полного исчезновения наций нашей планеты, — не знает почти никто. Каждый восьмой караим на Земле — москвич. Без малого десять миллионов москвичей этого не ощущают. Не мудрено: караимов на свете две с половиной тысячи. Девятьсот живут на Украине, тысяча — по всему миру: в Египте, Иране, Литве, во Франции, в США, Израиле, Польше, Белоруссии. Шестьсот в России — в Москве из них триста. Углядишь тут…

Нация начала жизненный путь в Междуречье. В Египте участвовала в походах первых фараонов. В Палестине караимы успели переругаться с фарисеями, заступаясь за Иисуса. И в конце концов остались при своем особом мнении, признав Христа и Мохаммеда пророками, а священной книгой Ветхого Завета — Тору. Так и живут…

Все знают про Институт Вишневского, тем паче про мазь Вишневского. Но почти никто не ведает, что вся династия великих российских хирургов — караимы. Отдавая последнюю дань усопшему ближнему, мы и не догадываемся, что кремацию в России укоренил караим Федор Бурче. Все помнят, что всемирно известный глазной институт в Одессе создал Филатов, но мало кто знает, что его ближайшим сподвижником был караим Семен Кальфа.

При всем богатстве выбора на рынке наручных часов многие из нас по-прежнему любят старый добрый «Полет». Первый Московский часовой завод сто с лишним лет назад основали братья Иосиф и Абрам Катыки. Караимы. Основали они его как Первый гильзовый. Был он крупнейшим производителем гильзовых мундштуков в Европе. Во время Великой Отечественной войны делал папиросы «Красная звезда» и лишь после войны занялся часами.

Зачитываясь томиком Булгакова, мы и вообразить не можем, что всем известный дом на Большой Садовой — и не Булгакова дом вовсе! Это дом караима Ильи Давыдовича Пигита — основателя и владельца табачной фабрики «Дукат». Кстати, «Яву» тоже создали караимы — Абрам Зурна, Самуил Габай и Абрам Капон. Последний советский министр обороны, при котором в армии не было дедовщины, тоже был караимом. Это был Родион Малиновский, маршал Советского Союза. Нина Воронина, автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке, в девичестве была Арабаджи. И она из караимов.

Кто стоял у истоков отечественного звукового кино, а затем и телевидения? Тоже караим — Илья Семенович Джигит. Гораздо больше поклонников российской киношколы знают Сергея Иосифовича Юткевича. И он, представьте себе, караим. Если же говорить о кинематографе американском — президента Гильдии американских аниматоров зовут Ральф Бакши. Его мультики озвучивала даже Ким Бэсингер. А сам он, как вы можете догадаться, из караимов.

Такое вот кино…


СЕМЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ. КТО БОЛЬШЕ?

Жизненный путь нация начала в Междуречье. Жила в Ассирии и Вавилоне. В Египте участвовала в походах первых фараонов. В Палестине караимы успели, по историческим преданиям, переругаться с фарисеями, заступаясь за Иисуса. И в конце концов остались при своем особом мнении, признав Христа и Мохаммеда пророками, а священной книгой Ветхого Завета — Тору. Талмуд и Новый Завет караимы чтут, но родными не считают.

Придя с греками в Крым и на Кавказ, с войсками Александра Македонского — на Алтай, в приволжские и прикаспийские степи, караимы стали тарханами — привилегированной кастой в армии Хазарского каганата. Было такое славное государство, которое всю свою историю провоевало. За что вещий Олег счел хазар неразумными. И решил им отмстить. Если вы помните, там все вышло не совсем гладко. Ибо дело Олегу пришлось иметь со вполне разумными караимами.

Тем временем разумные караимы порядком устали биться с кем ни попадя. И понастроили крепостей в Крыму, тщательно выбирая места, куда конница по техническим причинам не проходила. Для верности еще и окопались в пещерах. Это оказалось чрезвычайно вовремя — в Крым зачастили орды Чингисхана. Если бы не экстренный уход караимов в андерграунд, не видали б мы мази Вишневского, дома Булгакова, часов «Полет», сигарет «Дукат» и «Ява» и фильмов Юткевича как своих ушей. Но — обошлось.

Году этак в тыща триста девяносто седьмом великий литовский князь Витовт, коего у нас чаще называют Витаутас или Витас, приехал в Крым. И впечатлился караимской гвардией. «А не пойти ль вам, мужики, ко мне в секьюрити?» — спросил он караимов. Вскоре триста восемьдесят три караимских семьи отбыли в Литву. Собственно, отбыли они просто из одной части Литвы в другую, поскольку Крым, нынешние Украина, Белоруссия и запад России тогда входили в Великое княжество Литовское. Княжество через энное время, правда, развалилось. Но караимы в Литве остались.

Между тем Крым отошел к матушке-России. Так оставшиеся в Крыму караимы стали российскими подданными.

О воинских талантах караимов в России были наслышаны давно. Русским военным были хорошо известны лихие атаманы Запорожской Сечи, караимы Ильяш Караимович и Алар Минаше. За год до окончания XVIII века первые караимы сходили в поход с графом Суворовым. Правда, в 1827 году Николай Первый освободил караимов от обязательной воинской службы ввиду малочисленности нации. Но караимы шли служить добровольно.


ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

Однажды в Русско-японскую войну под Порт-Артуром изумленному взгляду самураев предстала совершенно ирреальная картина: шестнадцать трупов японских солдат и офицеров, а в центре — убитый русский подпоручик. Такого даже самые безбашенные самураи вообразить себе не могли. Изумленные, они передали тело героя русскому командованию, на момент передачи прекратив все боевые действия в округе. Тогдашний японский император приказал: саблю подпоручика скопировать, выставить в императорском музее боевой славы, а подлинник опять же вернуть в Россию.

Тем подпоручиком был караим Марк Федорович Тапсашар. Сейчас о нем знает каждый школьник. Разумеется, каждый японский школьник. Наши-то школьники вряд ли вообще знают, кто такие караимы…

Став подданными империи, караимы большей частью остались в Крыму. В XIX веке был установлен своеобразный рекорд: караим Семен Ильич Кефели был городским головой Севастополя сорок три года. Караимы были воспитателями детей в крымских резиденциях Романовых. Караимы и царская семья обожали друг друга. Вот отрывок из записной книжки караима Исаака-бен-Шелома-Эль-Дура.

«…Прибыл в наш городок Кале император Александр Первый — да живет он вечно! И вошел в кенасу (караимский молитвенный дом. — Ред.), и славословили мы его пением молитв, а Он стоял, держа шапку в руках. И спросил Государь меня, обязан ли он надеть фуражку.

На что я ответил:

— Право в руках Господина — да или нет!

— Как по вашему закону? — спросил Государь.

— У нас нет закона об этом. Но мы сами не должны обнажать голову в кенасе.

Государь задумался, да так и не надел фуражку до конца молитвы. Выйдя из кенасы, Он попросил меня указать ему дом, где можно отдохнуть. И тут господин наш Биньямин-Ага собрался с духом и попросил Государя осчастливить его дом своим присутствием. И пришел Государь в дом к Биньямину-Ага, подкрепился немного едою и отдохнул. А после вышел к женщинам, ласково говорил с ними, шутил с маленькими детьми. А после направился в Бахчисарай, откуда уехал в Симферополь и затем в Ор. И когда прибыл в Ор, прислал нам оттуда золотое кольцо с бриллиантовым камнем».

В те годы караимские женщины не имели права показываться посторонним мужчинам. Но при въезде царя в Кале одна караимская красавица, заглядевшись на красивейшую процессию, приоткрыла калитку больше, чем надо. Александр, остолбенев от красоты этой женщины, воскликнул: «Проси у меня, чего хочешь!» Она ответила: «Кроме здравия и многолетия Вашему Величеству — ничего себе не желаю». Вот у нее, говорят, и хранилось до самой ее смерти подаренное Александром Первым кольцо.

Один из бразильских императоров, дон Педро, отдыхая в Крыму по приглашению Романовых, посетил караимскую общину. Именно этот император по возвращении домой отменил в Бразилии рабство, а впоследствии — собственное императорство, сделав Бразилию республикой. Московские караимы шутят: это у нас он нахватался либеральных идей; так что нынешний бразильский дух свободы, веротерпимости и расотерпимости, все карнавалы, сериалы, джаз и ламбада тоже имеют караимские корни.

В каждой шутке есть доля шутки. Со свободолюбием и толерантностью у караимов и вправду всегда все было в порядке. Как-то в позапрошлом уже веке у евпаторийских православных не хватило денежек на храм. И не просто на храм, а на соборный храм Николая-угодника! Кто дал православным деньги на постройку? Можно было и не спрашивать — караимская община.


МОСКОВСКИЕ ХРОНИКИ

Считается, что ехать в Москву караимов агитировал первый российский хозяин Крыма Василий Репнин, ведя переговоры с духовным главой караимов, гахамом Шамуэлем-Ага бен Авраамом. Первые караимские семьи отбыли в Москву в 1748 году. Последующие сто лет для московских караимов прошли без особых событий. В 1861 году караимы Абрам Зурна, Самуил Габай с женой Анной Мирчи и Абрам Капон основали первую в Москве табачную фабрику. Когда Самуил Иосифович Габай умер, фабрику принял его сын Иосиф Самуилович. Она расцвела, приросла торговым домом и в 1891 году стала известной нам «Явой». Затем случился октябрьский переворот. Однако большевики тоже хотели курить. А посему оставили Иосифа Самуиловича красным директором «Явы».

За год до XX века еще один караим решил, что Москва одной «Явой» не накурится. И основал «Дукат». Был это Илья Давыдович Пигит. Именно он под фамилией Эльпит увековечен Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Он владел домом, что ныне известен как дом Булгакова. Говорят, домовладельцем он был довольно либеральным — даже злостных неплательщиков не выгонял до последнего. Зная о том, дом облюбовала московская богема. Здесь стрелялся Рябушинский — к счастью, выжил. Здесь Есенин нашел Айседору. Здесь жили Кончаловский, Суриков и Лентулов. Фабрику «Дукат», дом на Большой Садовой и три с половиной миллиона золотом, по нынешним временам огромное состояние, Илья Давыдович завещал не семье и наследникам, а всей московской караимской общине. Меценатами и филантропами были многие караимы. Абрам Катык, основатель нынешнего Первого часового, до октябрьского переворота раздавал стипендии бедным студентам. После революции — сам умер в нищете, оставшись простым служащим в Совпольторге.

Федор Бурче в те дни начал жизнь с нуля. Жил себе владелец литографии — и вдруг проснулся никем. Сел за студенческую скамью нынешней Бауманки, и стал не просто коммунальником, а основоположником российской коммунальной науки! Первый мусоросжигательный завод в Москве выстроен по его проекту аж в 1924-м. Первый крематорий — в 1927-м. Именно Федор Яковлевич Бурче придумал хорошо знакомые нам типовые общедоступные советские бани, сеть пунктов приема белья в стирку и тандем «прачечная при бане». Придумал основательно — как мы видим, система пока жива. Она пережила страну и строй, где была зачата.

О караимах, живущих здесь и сейчас, почти ничего не знают. Чаще всего (по тюркским или ветхозаветным именам или фамилиям) их принимают то за татар, то за евреев.


КТО ЕСТЬ КТО В НЫНЕШНЕЙ ОБЩИНЕ?

Профессора Александра Кальфу знают все, кто читал энциклопедию «Электроника». Там добрая дюжина статей — его. Обозревает и анализирует рынок труда профессор Академии труда и социальных отношений Александр Рофе. Говорят, он из рода знаменитого константинопольского Аарона Рофе бен-Иосифа-cтаршего, что написал в XIII веке караимские молитвословы. Академик Академии естественных наук, профессор Борис Бобович известен всем студентам экологических специальностей: утилизацию промышленных отходов они учат по его учебнику. И еще возможно, что Сима Соломонович Бобович, который уговорил Николая Первого не брать караимов в рекруты, — предок эколога Бориса Бобовича. Технолог, кандидат наук Валентина Фуки чуть ли не одна на свете знает, как сделать, чтобы из ДСП не выделялся формальдегид и потребители типовой мебели этим формальдегидом не травились. Олимпийская чемпионка Сеула, волейболистка Марина Кумыш, невзирая на свои весьма небольшие годы, уже ветеран. Ветеран ЦСКА. В Москве ее не застать, она тренирует будущую красу и гордость чаще всего не нашего волейбола.

Москва — единственный из мегаполисов мира, где есть караимская община, но нет ни одного караимского молитвенного дома. При нормальной по европейским меркам общине — ни одной кенасы! Позор, однако…

По караимским праздникам община собирается. Чаще всего в Доме медиков на Большой Никитской. Когда-то здесь, в доме девятнадцать, и была кенаса.


ПРЕЗИДЕНТ

Любители баек о самопровозглашенных президентах могут спокойно переворачивать страницу. Президентом Лиги караимов России (что автоматически предполагает исполнение обязанностей верховного караимского священнослужителя) себя избрать по определению нельзя. Такую наглость не стерпит ни одна караимская община в мире; наша — тоже.

Сейчас у российских караимов президентствует Илья Александрович Фуки — в прошлом чиновник российского Совмина, а позже — преуспевающий частный строитель (его строительный кооператив был одним из первых в стране). Президентская квартира, как положено, находится почти у МКАД, на конечной станции метро на букву «К». В типовой «двушке» в типовой многоэтажке таинственным образом умещаются сам президент, жена, дети, президентская малосолка с огорода и президентские кошки. У семейства Фуки обалденные персы. Все — призеры выставок. Кошатники за президентскими котятами выстраиваются в очередь.

Родовое древо Фуки, скорее всего, идет от караимов турецких. Из них помнят константинопольского Иегуду Фуки бен-Элизера Челеби. Ученый муж и поэт писал обо всем — от грамматики до кровосмешения. Оставил после себя и книгу стихов — «Биккорет Летоледот га-Караим». Прапрапрадед Федор Фуки ходил в походы с Ушаковым и был почетным гражданином Севастополя. Отец Александр Ильич Фуки — один из пограничников, первыми принявших бой 22 июня 1941 года. Мало кто знает, что в первые дни войны, когда все отступали, были части, которые наступали! Александр Фуки и был одним из тех, кто к вечеру 23 июня выбил гитлеровцев за госграницу. Когда не всем было выгодно, чтобы о тех днях войны знали правду, книги Александра Фуки с превеликим трудом были изданы в Закарпатье — подальше от московской цензуры. Одна его книжка о караимах России, правда, вышла в Москве в «Интерпринте». Изыскания не доморощенные — он историк эмгэушного разлива. Осевши в столице после университета, Александр Ильич был московским корреспондентом газет Черноморского флота «Флаг Родины» и «Слава Севастополя».

Вот снимок, сделанный в эмгэушных стенах. Бодрый красивый человек вручает первым космонавтам медали от севастопольских властей и флотской газеты. Человек, награждающий Гагарина и Николаева, — Александр Ильич Фуки. А вот уже Илья Александрович Фуки от лица российских караимов присутствует в полном обмундировании верховного священнослужителя на открытии новой кенасы в Литве.

Прибалты, столь однозначно зачисленные нашими политиками в разряд душителей нацменьшинств, почему-то холят и лелеют своих караимов. Не позволяя им ни секунды усомниться в том, что они правильно когда-то приняли предложение князя Витаса. В Тракае есть музей караимов. Есть и ресторан, где можно отведать караимских блюд. По мнению литовцев, едва ли не самых вкусных в мировой кулинарии.


КУХНЯ

Есть легенда: как-то раз, обороняя крепость Джуфт-Кале, караимы прикинули — противник-то, небось, дней десять не ел?! После чего открыли ворота крепости и врагов накормили.

— А зачем нам с ними воевать, когда они так готовят? — сказал мудрый и уставший вражеский военачальник. — Лучше научиться готовить, как они!

Много веков спустя Илья Фуки, отведав в Евпатории дребедень под названием «крымские пирожки», с трудом узнал в них славные караимские пирожки с бараниной.

— Спасибо вам, ребята, что пирожки назвали крымскими, а не караимскими! — от души поблагодарил он мастеров профанации.

Опытный администратор и далеко не профан в патентном деле, Илья Фуки считает: появись у нас нормальная защита интеллектуальной собственности — караимский ресторан в Москве можно было бы открыть хоть завтра. Но поскольку защиты нет — наверняка будет иметь место такая же профанация, как с грузинской, китайской или корейской кухней.

Так или иначе, караимского ресторана в Москве пока не открыли. Жаль. От одних названий блюд текут слюнки: баранья головка кой-баш-чик; хамар дума, от которых ведут род наши пельмени; бубэр кавурмасы — всеми любимые фаршированные перцы; тавук кавурмасы — курица на банке. Некогда один имам, попробовав баклажаны по-караимски, так обалдел, что блюдо теперь и называется в честь него — имам бай-елды. Извиняюсь перед поборниками нормативной лексики…

Но ресторана пока нет и больших денег у московской общины тоже нет. Американские конгрессмены когда-то обещали связать общину с мультипликатором-мультимиллионером Ральфом Бакши — авось да подкинет денежек. Но дело не только в спонсорской помощи. Караимы хотели бы, чтобы их сыновей (как это и положено для малочисленных наций) не тягали во солдаты. Добровольно (если армию реформируют) служить пойдут за милую душу. Тому поручительство — вся история караимов.

И еще — какую-нибудь недвижимость под кенасу в Москве. Вот, собственно, почти все пожелания к властям.

На «Яву», «Дукат», дом Булгакова и Первый часовой никто не претендует. Хотя именно караимская община имеет на них полное право, будь в России нормальный закон о реституции. Но чего нет, того нет. Тоже жаль. Достанься дом Пигита общине, как положено по завещанию, там наверняка был бы великолепный булгаковский и великолепный караимский культурный центр; была бы сделана блестящая реставрация. И все тамошние заведения получили бы прекрасный менеджмент — в последнем нет сомнений по многим причинам.

Но все идет как идет. Булгаковский дом рушится, говорить о реституции считается дурным тоном, а «шибко грамотные» чинуши даже не включают караимов в списки коренных народов России. «А разве вы не из евреев, пришедших в Россию с поляками?» — изумленно спрашивают караимов наши политики.

И триста могикан в мегаполисе взирают на весь этот сюр грустными глазами…

На фотографиях:

  • КОНФЕРЕНЦИЯ МГУ, 1964 ГОД. И.А. ФУКИ ВРУЧАЕТ ПАМЯТНЫЕ НАГРАДЫ П.Р. ПОПОВИЧУ
  • КАРАИМЫ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТОРЖЕСТВАХ В МОСКВЕ. В ВЕРХНЕМ РЯДУ ТРЕТИЙ СЛЕВА — И.А. ФУКИ, В НИЖНЕМ В ЦЕНТРЕ — ОЛИМПИЙСКАЯ ЧЕМПИОНКА М.Е. КУМЫШ
  • НИКОЛАЙ II С СЕМЬЕЙ В КАРАИМСКОМ ГОРОДЕ-КРЕПОСТИ ДЖУФТ-КАЛЕ В 1906 ГОДУ
  • КАРАИМЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ XIV ВЕКА. ЛИТВА, 1997 ГОД

Борис ГОРДОН, Илья ФУКИ

В материале использованы фотографии: Льва ШЕРСТЕННИКОВА

Кто такие караимы? TFN встречает самое малочисленное этническое меньшинство Польши – The First News

Культура | История | Жизнь

Стюарт Доуэлл 24 октября 2022 г.

Несмотря на то, что караимы живут на польских землях уже более 630 лет, многие в Польше никогда о них не слышали. Общественное достояние/Kalbar/TFN/Национальный музей во Вроцлаве

Караимы – самое малочисленное и, возможно, самое загадочное этническое меньшинство в Польше.

Несмотря на то, что они присутствуют на польских землях уже более 630 лет, многие в Польше никогда о них не слышали.

Те, кто это сделал, часто думают о них как о «этих странных евреях», имея в виду их откол от ортодоксального иудаизма в 8 веке.

«Но мы не просто эти странные евреи, мы вовсе не евреи, мы караимы», — говорит Анна Сулимович, переводчик и преподаватель тюркологии в Варшавском университете, караим по отцовской линии.

Польские караимы — этническое меньшинство тюркского происхождения, пришедшее из своих коренных поселений в Крыму на земли Великого княжества Литовского и Красной Руси в средние века.

Общественное достояние

Польские караимы — этническое меньшинство тюркского происхождения происхождения, пришедших из своих первоначальных поселений в Крыму на земли Великого княжества Литовского и Красной Руси в средние века.

Их число мучительно мало. Последняя перепись населения в Польше в 2001 г. зафиксировала 314 караимов, хотя реальное число может быть ближе к 1009.0003

Говорят, что в Польше остался только один носитель караимского языка, тюркского языка из кавказских степей, и общину нельзя посетить, так как у них нет естественного центра в сегодняшней Польше.

Несмотря на то, что они имеют особый статус в Польше, предоставленный законодательством о защите этнических меньшинств наряду с лемками, рома и татарами, их будущее висит на волоске.

Последняя перепись населения в Польше в 2001 году зафиксировала 314 караимов, хотя реальное число может быть ближе к 100. Fundacja Karaimskie Dziedzictwo

Итак, когда недавно две площади в Польше были названы в честь караимов, это было похоже на мини-ренессанс и долгожданный толчок для общества.

В начале сентября этого года в варшавском районе Воля был открыт Skwer Karaimski.

Хотя это и не полноценная площадь (сквер, а не площадь), расположение рядом с караимским кладбищем, единственным в Польше, уместно.

Караимы жили на Воле, где занимались садоводством. Сегодня их количество в округе измеряется низкими единичными цифрами.

В начале сентября этого года в варшавском районе Воля был открыт Skwer Karaimski. Fundacja Karaimskie Dziedzictwo

Хотя это и не полноценная площадь (скорее skwer, чем plac), расположение рядом с караимским кладбищем, единственное в Подходит Польша. Fundacja Karaimskie Dziedzictwo

«До сегодняшнего дня в Польше не было ни одного городского участка, свидетельствующего о присутствии караимов в Польше. Таким образом, Караимская площадь в Варшаве — первое подобное место в нашей стране», — сказал Адам Дубинский, президент Фонда караимского наследия.

Для общины, которая проживала на землях, ставших впоследствии Речи Посполитой, более шести веков, это некоторая оплошность.

Буквально через несколько дней, 11 сентября, во Вроцлаве в Семпольном районе появился еще один караимский сквер, куда после войны в рамках программы репатриации были переселены караимы из Советского Союза.

Анна Сулимович пояснила TFN: «Это называлось репатриацией, но на самом деле это была вынужденная миграция».

Буквально через несколько дней, 11 сентября, во Вроцлаве в Семпольном районе появился еще один караимский сквер, куда караимы были переселены из Советского Союза после войны в рамках программы репатриации. Fundacja Karaimskie Dziedzictwo

«Советский Союз хотел выселить поляков с территорий, вошедших в состав Советского Союза. Называли это репатриацией на родину, в Польшу. Но в случае с караимами это была не совсем репатриация, потому что они жили в таких местах, как Литва, Галич и Луцк, так давно, что никто даже не помнит».

Это незапамятное время восходит к 1380-м годам, когда после битвы с Золотой Ордой Витовт Великий из Литвы, как говорят, забрал 383 караимских семьи обратно в Литву из Крыма, где он поместил их в оборонительный пояс для отражения нападений тевтонских рыцарей. .

В то время Польша и Литва находились в личной унии. Польско-литовская уния была отношениями, созданными серией актов и союзов между Короной Королевства Польского и Великим княжеством Литовским.

Прибывшим караимам был предоставлен ряд привилегий. Сулимович сказал: «Они смогли построить свой молитвенный дом, им дали деньги на строительство домов, им было предоставлено освобождение от платы за промежуточный платеж, они могли заниматься любым ремеслом, которое хотели, и у них был доступ к рынкам».

Анна Сулимович, переводчик и преподаватель тюркологии в Варшавском университете, караимка по отцовской линии. Kalbar/TFN

Их культурным и духовным домом стал Тракай, где до сих пор сохранились дома с характерными фронтонами. выходящие на улицу, построенные и перестроенные на одном и том же фундаменте на протяжении бесчисленных поколений.

Тайна караимов не только в их степном происхождении, но и в их религии. Его история восходит к 8 веку нашей эры и связана с фигурой Анана бен Давида, еврейского лидера и ученого, пришедшего из Басры.

Басра стала центром иудаизма после того, как евреи покинули Римскую империю. Там Анан бен Давид возглавил отколовшуюся группу евреев, которые выступали против растущего значения Талмуда, основного источника еврейского религиозного права. Анан считал, что истинный путь к Богу — это буквальное толкование еврейской Библии.

Караимы разрослись и начали расселяться, достигнув в 10 веке Иерусалима, где был построен первый караимский храм.

Они прошли через Персию и Малую Азию. Оттуда они достигли бассейна Черного моря и Крыма.

В 1380-х годах, когда после битвы с Золотой Ордой Витовт Великий из Литвы, как говорят, забрал 383 караимских семьи обратно в Литву из Крыма, где поместил их в оборонительный пояс, чтобы отражать атаки тевтонских рыцарей. Национальный музей во Вроцлаве

Сулимович сказал: «Хотя караизм изначально отделился от иудаизма, он был отфильтрован через исламскую культуру».

От этих ранних религиозных караимов мы получаем этимологию их имени. Предание гласит, что это слово происходит от семитского и арабского слова «читать». Однако Сулимович говорит, что существуют конкурирующие этимологии.

«Это может относиться к слову, означающему имя, но также и к слову, означающему призыв, поскольку ранний караизм был миссионерской религией и призывал других вернуться на то, что они считали правильным путем».

На протяжении веков караимы жили сплоченными общинами в Галиче и Луцке на территории современной Украины и в Литве.

Октябрьская революция 1917 года принесла с собой огромные потрясения для общества. Многие караимы оказались разбросанными по всей Западной Европе, включая Германию, что вскоре принесло новые проблемы.

Караимское кладбище в Варшаве – единственное в Польше. Калбар/TFN

Самая старая могила на кладбище датируется 8 декабря 1895 года и принадлежит Садуку Осиповичу Кефели, умершему в возрасте 55 лет.Калбар/TFN

Когда нацисты пришли к власти и приняли Нюрнбергские расовые законы, караимам пришлось быстро карабкаться и убеждать немецкие власти, что они не евреи.

Это сработало, и они были спасены от истребления. Однако Сулимович считает, что если бы война продолжалась дольше, эта передышка, возможно, не продлилась бы.

Результаты переписи населения Польши, проведенной в прошлом году, будут опубликованы в ближайшее время и будут включать данные по караимской общине.

Сулимович говорит: «Меня не волнует перепись, она не скажет нам ничего, чего мы не знаем, мы знаем, кто мы».

Она объяснила, что, поскольку караимы всегда жили в ограниченном количестве мест, а община вела хорошие записи, караимские семьи могут проследить свою генеалогию на много веков назад.

Когда караимы прибыли в Речи Посполитой, им был предоставлен ряд привилегий, таких как возможность построить свой молитвенный дом, получение денег на строительство домов и право заниматься любыми ремеслами, которые они хотели. Общественное достояние

На протяжении многих лет и даже по сей день люди по сомнительным причинам хотели объявить себя караимами.

«Одна женщина утверждала, что ее муж почти наверняка караим. Я спросил, есть ли у него семейные записи или семейная история в Литве. Она сказала нет, но у него такие темные глаза!» Сулимович пошутил.

Давным-давно в исторических записях кажется, что группы караимов возникли из ниоткуда. Например, в Мазовии в XIX в. появилась группа из более чем 40 караимов.го века и даже группа из более чем 90 девочек-караимок в приюте.

«Это почти наверняка были евреи, называвшие себя караимами, поскольку в Российской империи к караимам не применялись такие же ограничения, как к евреям», — пояснил Сулимович.

Это знание своей общины и уверенность в том, кто является караимом, а кто нет, означает, что, хотя они и являются самым малочисленным этническим меньшинством в Польше, они знают себя лучше всех.

Метки: Литва, Польша, евреи, Крым, иудаизм, Воля, Турция, Варшавский университет, Люди, меньшинство, сообщество, Красная Русь, этнический, караимы, Анна Сулимович, Великое княжество

Поделиться:

Караимы: средневековая еврейская секта

Как на западе, так и на востоке, еврейская община вступила в средние века хорошо вооруженной духовной властью и институциональными организациями, санкционированными древними текстами и традициями. Центральное [раввинистическое] течение иудаизма продолжало поддерживать и культивировать это наследие, но иудаизм имел и другие грани. Новые силы начали подвергать сомнению социальные институты и фундаментальные догмы раввинистической традиции.

Мусульманское завоевание привело к появлению двух таких сил, имеющих более одной общей черты: караизм и активное мессианство. Караимская «ересь» должна была иметь долгую историю. Даже сегодня в Израиле проживает около семи тысяч караимов, где они сохраняют свою обособленность, вступая в брак только внутри своей общины. Но только в Средние века они фактически представляли собой альтернативу раввинистическому иудаизму.

 История караимов

Впервые караимы упоминаются в письменных источниках в конце VIII века. Сами они заявляют, что являются потомками диссидентских сект периода Первого Храма, а раввинистическая традиция возводит их к оппозиционным течениям периода Второго Храма. Хотя прямая принадлежность к какой-либо конкретной секте в древности не доказана, они могли заимствовать некоторые свои обычаи и формы организации у некоторых иудейских сект в Персии.

Караимская синагога

Начало деятельности караимов связано с фигурой Анана бен Давида – ученого и аристократического человека, вероятно, принадлежащего к семье экзилархов, вождей вавилонского еврейства. Его непосредственными последователями была небольшая группа интеллектуалов, которые сформулировали принципы секты и проповедовали их в еврейских центрах по всему халифату, включая Палестину. В 10—11 вв. караимские общины находились под покровительством видных членов секты, занявших влиятельное положение при дворе правителя. Во главе с nasi (принц), заявляя о своем происхождении от Давида, караимы привлекали многих выдающихся ученых в библейской экзегетике, праве, еврейской лексикографии и философии.

Караимский вызов: подходы и обычаи

Большая часть интеллектуальных усилий караимов была направлена ​​на доказательство ошибок раббанитов. Их критическая острота и доскональное знание раввинистических доктрин обеспечили высокий уровень их полемики. И их религиозная атака сопровождалась резкой социальной критикой еврейского руководства, экзилархов, геоним (начальники академий) , и окружавшие их сановники.

Исламское влияние проявлялось во всех аспектах караизма — в их философских воззрениях, в их духовных воззрениях, обычаях, законах и судебных процессах. Главной отличительной чертой караимов является их неприятие авторитета Устного Закона и вера в необходимость прямого, независимого и критического изучения Библии. «Караим» читает Микру (Пятикнижие) и признает Писание исключительным источником религиозного права.

Этот библейский фундаментализм был основой всей их религиозности и бесповоротно противопоставлял их талмудическому иудаизму. Некоторые караимские доктрины и обычаи, отличающие их от раббанитов, являются буквальным толкованием библейских правил, касающихся соблюдения субботы, по-разному отмечающих праздники (они не трубят в шофар в Рош-а-Шанане и не размахивают «четырьмя видами в Суккот, а Хануку игнорируют, так как она не упоминается в Библии). Кроме того, они особенно суровы в отношении закона о браке между родственниками. Их литургия состоит в основном из библейских псалмов, и они практикуют различные методы ритуального забоя — обычай, который расширил разрыв между ними и равбанитами, поскольку они не могут есть одну и ту же пищу.

Атака караимов была недостаточно мощной, чтобы разрушить цитадель раввинов, но ей удалось пробить ее стены, так как секта набрала много новообращенных. К концу XI века у секты были приверженцы в большинстве общин мусульманского мира и Византийской империи: в восточных частях халифата, в Палестине и Египте, в Северной Африке, Испании и Малой Азии.

Караимы, однако, считали рассеяние бедствием. В их учении особо подчеркивалась обязанность жить на Земле Израиля. Жить в Иерусалиме, молиться у его ворот, подчиняться суровым методам очищения — эти конкретные меры должны были приблизить Конец Дней, а без них не было никакой надежды на Искупление. Отсюда постоянная пропаганда Возвращения в Сион.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *