Кавказцы во Второй мировой войне
По ряду причин после Второй мировой войны в Советском Союзе, а затем и на постсоветском пространстве культивировалась ложь о военных событиях и людях, принимавших в них участие. Один из таких устоявшихся мифов, за который до сих пор держатся многие российские историки, – это рассуждения о том, что большая часть кавказцев воевала против Красной Армии на стороне немцев. Даже в век интернета информации о воевавших во Вторую мировую войну кавказцах в рядах Красной Армии очень мало.
В годы Второй мировой войны с Кавказа в ряды Красной Армии было призвано свыше двух миллионов человек, добровольцами ушли десятки тысяч. Более 300 кавказцев стали Героями Советского Союза. Четверо из них были удостоены этого высокого звания дважды. Несмотря на то что на фронт ушло все взрослое боеспособное мужское население, а погибших и пропавших без вести было много, тем не менее о воевавших кавказцах информации чрезвычайно мало. Почему так происходит? Историк Майрбек Вачагаев
«В период Советского Союза 90%, если не больше, книг, монографий, рассказов, документов, которые публиковались в этот период, конечно же, должны были освещать именно историю, больше все-таки связанную с Россией, русским народом. Соответственно, книги, работы, которые выходили, – интересных ученых, которые писали довольно-таки хорошо, но акцент все-таки был на том, что основная победа приходится именно на русских, как составляющих костяк будущего советского этноса. Так как в это время пытались создать некий новый этнос, который должен был быть именно образован на основе русского этноса, то вокруг этого этноса и должно сформироваться это исключительно новое, исключительно геройское и т.д.
Embed share
Кавказцы на Второй мировой войне
by Эхо Кавказа
No media source currently available
0:00 0:10:34 0:00
Все, кто писал из Кавказа и среднеазиатских регионов в общем-то упор делали на том, что они тоже принимали участие совместно с русскими. Соответственно, командиры были русские, и вот наши славные ребята под командованием русского офицера сделали такое-то, такое-то или совершили геройский подвиг и т.д. Это было очень показательно, и на парадах всегда показательно было то, что обвешанные орденами и медалями, конечно же, из десяти человек – девять должны были быть русские. То есть это была идеология, это было именно показательно. У нас на Кавказе в общем-то люди, которые писали, не были открыты для того, чтобы писать то, что они думают. Они не могли это себе позволить, потому что все, что выходило из-под пера ученых, должно было одобряться на уровне центральных комитетов партий этих регионов. Все должно было быть согласовано именно с Москвой, т.к. только Москва решала, что писать, как писать, когда писать и в каком направлении. Поэтому, исходя из того, что это диктовалось и регулировалось в Москве, соответственно, мы видим то, что имеем на сегодняшний день».
Историк провел немало часов в архивах Франции и Германии, но ему не удалось добраться до советских архивов, которые помогли бы пролить свет на многие вопросы:
«Российские архивы по сегодняшний день отказываются открывать все, что касается Второй мировой войны. Это единственный архив мира, в который вы сегодня не можете зайти и поработать. Почему это запрещают? Потому что по сегодняшний день есть опасность, что увидят неблагоприятную картину, которая создавалась на протяжении всех этих семидесяти лет после войны. Вот эти искусственно созданные образы светлого парня Алеши, который рвется в бой, Зои Космодемьянской, которая готова, чтобы ее сожгли, панфиловцев, которые умирают, и т.д. – все это идет к чертовой матери в буквальном смысле слова, потому что никакой Зои Космодемьянской как таковой не было, ее знали как совершенно другую персону, которая ничем не отличилась в этой войне, так же, как и панфиловцы. Директор архива вынужден уйти в отставку, отстранен только лишь потому, что развеял миф о панфиловцах, потому что не было никаких панфиловцев. Панфиловцы, которые сдались немцам, в плену у немцев они были живы, хотя всегда писали, что они погибли. Конечно же, был героизм, конечно же, люди защищали, но вот эти сказки, которые были придуманы, в буквальном смысле сказочные истории, высосанные из пальца журналистами на местах, на фронте. Конечно, это все привело к тому, что сегодня Россия, 70 лет спустя, не готова открыть свой архив Второй мировой войны».
До сих пор в российских источниках выделяют и муссируют тот факт, что предателей-кавказцев на войне было больше всего.
Майрбек Вачагаев на это отвечает:
«Такие историки, как Пыхалов, которых трудно назвать историками, но он обозначается как историк, — он пишет о том, что все кавказские народы – в первую очередь он бросается на чеченцев и ингушей, которые сотрудничали с немцами, и подставляет цифры. Они подставляют цифры, потому что Пыхалов – единственный человек, которому позволялось работать именно в архивах КГБ и НКВД. Этот человек находит какую-то цифру, вокруг истории этой цифры – ничего, и преподносит это как единственный доказательный факт. Например, красноречивый факт, как он подтасовывает цифры: с фронта дезертировало 30 тысяч чеченцев и ингушей. Не с фронта дезертировало, а 30 тысяч были направлены рыть окопы под Грозный, и оттуда, не попав на фронт, обиженные чеченцы уходили обратно к себе в село за 5, 10, 15, 20, 30 километров от того места, где их держали на протяжении нескольких месяцев.
Люди ушли на фронт добровольцами! Он никогда об этом не хочет писать, и другие не хотят, но у Чечено-Ингушетии не было ни одного официального набора военнослужащих – был только добровольный. Десятки тысяч добровольцами записывались, и, записавшись туда, куда они попали? – рыть окопы! Он хотел воевать, он хотел защищать. Каким бы не был советский строй, это была его страна. Он сам записался, сам пошел – вот этого не хотят говорить. Они говорят о том, что северокавказцы в массовом порядке сдавались. Извините меня, но история Второй мировой войны, при всем при том, что она не так уж широко освещается, в любом случае цифры, которые сегодня фигурируют на Западе, и в том числе не отрицаются сегодняшней Российской Федерацией, свидетельствуют о том, что в первые семь недель сдавшихся в плен было 1,8 миллиона человек. То есть два миллиона человек сдались в первые семь недель! О какой массовой сдаче они говорят? Что, эти два миллиона были чеченцами? Извините, все население Чечни было только около 300-400 тысяч человек.До многих кавказцев ордена и награды дошли только во время горбачевской оттепели. Очень характерно было награждение Мовлади Висаитова – звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно в 1990 году, хотя к этому званию он был представлен еще в июне 1945 года.
«Висаитову дали звание Героя, конечно же, посмертно, после того как все это десять раз подняли, ему дали чуть позже. Но началось это в период перестройки, когда уже было глупо игнорировать тот факт, что люди, которые даже месяц спустя после Висаитова, – где-то кто-то увидел американца на Эльбе, – даже ему дали звание Героя. На основе этого, конечно, было глупо игнорировать факт того, что Висаитов стал лицом Советской Армии для американцев именно в этот момент. Поэтому это игнорирование почти на протяжении 40-50 лет, конечно, было не просто глупостью, а преступлением. Давайте вспомним Абдулхакима Исмаилова – уроженца Дагестана, который находился в числе других четырех групп, которые в тот день водрузили Знамя Победы над Рейхстагом с разных сторон. Командование не знало, кто из них дойдет, поэтому было организовано несколько групп, и в числе одной из этих групп был Исмаилов. И это было бы абсолютно неприемлемо для российского народа по сегодняшний день, если бы не было фотографий, сделанных в тот период военным корреспондентом издания, которое впоследствии стало именоваться «ИТАР-ТАСС». Даже несмотря на это, несмотря на то, что это игнорировалось, только спустя несколько десятилетий этот факт признали – он не смог дожить до того времени, когда всенародно стал бы Героем.
Три тысячи советских граждан воевали в рядах французского Сопротивления. Большей частью это были бежавшие из немецких легионов азербайджанские, грузинские, чеченские, армянские солдаты. Рассказывает историк Майрбек Вачагаев:
«Геройский костяк этого Сопротивления составляли бывшие российские военнопленные. Очень много российских военнопленных, которые бежали из Германии, включились именно во французское движение Сопротивления. Здесь нашли себе место десятки, сотни и тысячи людей, которые готовы были продолжать свою борьбу, в том числе, это были чеченцы, черкесы, грузины и армяне. Он назывался тогда «Первый советский партизанский полк во французском движении Сопротивления». Героем того периода Движения Сопротивления был, конечно же, Алавди Устарханов. В 1944-45 годах он был награжден французскими боевыми орденами. Конечно же, нужно говорить и о черкешенке Эльмесхан Хагундоковой, больше известной как графиня Ирэн де Люар, которая создала больницу для раненых, и эти передвижные больницы в общем-то стали примером для создания таких госпиталей по всей территории Франции, а позже и во всей Северной Африке.
К счастью, на сегодняшний день существуют негосударственные и некоммерческие организации, занимающиеся поиском достоверной информации, восстановлением фактов участия кавказцев во Второй мировой войне. Члены этих организаций занимаются раскопками никому не известных могил и находят останки, связываются с родственниками. Дети, внуки и правнуки кавказцев вновь воодушевились и подключились к поискам своих пропавших 71 год назад дедов и прадедов.
Кавказский Узел | Историки назвали мифом заявления о массовом дезертирстве жителей Кавказа во время ВОВ
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уроженцы Кавказа принимали активное участие в Великой Отечественной войне, а мифы об их массовом дезертирстве и коллаборационизме основаны на данных, призванных оправдать репрессии против кавказских народов, заявили опрошенные «Кавказским узлом» историки.
Ограничения на призыв жителей Северного Кавказа вводились на фоне репрессий
В начале войны на Северном Кавказе призыв шел без учета национальности, статистика национального состава военкоматами не велась, считают историки Алексей Безугольный, Николай Бугай и Евгений Кринко.
Из почти что 139 тысяч мобилизованных в 1941 году по северо-кавказским автономным республикам в вооруженные войска было отправлено около 22% (29 237 военнообязанных).
Различные данные, предлагаемые региональными исследователями, о численности лиц, принятых в ряды Красной Армии, не снабжены архивными ссылками, авторы не указывают и не комментируют свои первоисточники, что делает их ретрансляцию сомнительной с научной точки зрения.
Согласно другим данным*, в 1941 году из Северной Осетии было призвано свыше 40 тысяч человек, из Чечено-Ингушетии в начале войны – свыше 17 тысяч, из которых до 50% было чеченцев и ингушей. Всего за годы войны призваны были 18,5 тысячи чеченцев и ингушей, пишут местные источники. По Кабардино-Балкарии было призвано 25,3 тысячи человек, из которых 10 тысяч балкарцев. Из Карачаевской автономной области было призвано 15,6и тысяч коренных жителей, при общей численности народа в 80 тысяч – это позволяет местным историкам утверждать, что карачаевский народ занимал одно из первых мест в стране среди народов СССР по удельному весу участвовавших в войне представителей народа.
«Кавказский узел» приводит таблицу с результатами мобилизации в регионе из книги Алексея Безугольного «Горцы Северного Кавказа в ВОВ 1941-1945 гг. Проблемы истории, историографии и источниковедения»:
|
Дагестан |
Чечено-Ингушетия |
Северная Осетия |
КБР |
Всего |
Всего ресурсов поднимаемых возрастов на 22. 06.1941 г. |
54675 |
39120 |
20691 |
23457 |
137943 |
Из них обученных |
16631 |
Нет данных |
10504 |
14767 |
41902 |
Отправлено в войска |
3203 |
8456 |
11501 |
6777 |
29937 |
Остаток ресурсов |
44220 |
28173 |
9190 |
13198 |
94781 |
В 1941-1942 годы был издан ряд совершенно секретных постановлений и приказов, ограничивавших призыв и службу в армии значительного числа народов СССР, среди которых оказалась часть закавказских народов и все северокавказские народы, пишут исследователи Безугольный, Бугай и Кринко.
После 1943-1944 годов ограничения касались представителей тех северокавказских народов, которые были депортированы с исторической родины – их увольняли из рядов вооруженных сил одновременно с проведением репрессивных акций на их родине.
Кавказские историки называют статистику о дезертирстве из рядов Красной Армии жителей региона мифами. Они не отрицают подобные случаи, но считают их незначительными, не выделяющимися на фоне аналогичной статистики по титульным национальностям бывшего СССР.
* При подготовке материала использованы следующие источники. Чеченцы: история и современность. М., 1996; История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т. II. История Чечни XX и начала XXI века. Грозный, 2008; Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах. М., 1998; Лайпанов К. Т., Участие карачаевского народа в Великой Отечественной войне // Репрессированные народы: история и современность: Материалы II Всеросс. науч. конф. Карачаевск, 1994; Койчуев А.Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ростов-на-Дону, 1998.
Ибрагимов: в защите Брестской крепости участвовали вайнахи
Мифы о дезертирстве и коллаборационизме в исторической науке формировались под воздействием идеологии той эпохи, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» завкафедрой истории России ЧГУ, профессор Мовсар Ибрагимов.
«Многие ученые, подхватывая, естественно, идеи известных нам личностей, таких как Берия и его соратники, говорили об этом. После писали, и многие пишут до сих пор, что было дезертирство, но дело было в другом. Дивизию создали на территории Чеченской Республики, но она пошла на фронт без обмундирования, без вооружения, без питания, даже мой родной дядя служил в этой дивизии, их бросили, не было командиров, которые могли бы управлять этими людьми», – рассказал он.
Призванные чеченцы, по словам Ибрагимова, практически не знали русского языка и не понимали, с кем им придется воевать.
«Вот в таких условиях формировалась эта дивизия, и потом, после первой же бомбежки под Краснодаром, под Ростовом, когда они увидели, что никому не нужны, многие из них вернулись», — уверен Ибрагимов.
По его словам, в дезертиры записывали и тех, кто уже находился на фронте – им повторно присылали повестки, а неявку объясняли дезертирством.
«Даже были случаи, когда присылали тем, кого уже нет в живых, и, исходя из этого, многие наши историки пишут о том, что было дезертирство. Но нужно говорить о другом, о тех, кто воевал и действительно героически под Сталинградом, под Москвой, защищая Брестскую крепость», – сказал историк.
По словам Ибрагимова, отдельного внимания заслуживает фигура Ханпаши Нурадилова, который убил 920 фашистов из своего пулемета.
«Вы не найдете в истории не только России, но и мира солдата, который бы уничтожил столько своих врагов. Снимая фильм о Сталинградской битве, режиссер Федор Бондарчук даже словом не обмолвился о героизме Ханпаши Нурадилова, а плита есть на Мамаевом кургане, и благодарные жители Волгограда приносят цветы. Об этом надо говорить и на этой основе воспитывать подрастающее население», – заявил Ибрагимов.
Он называет недостоверными и сведения о коллаборационизме. «ЧИАССР на тот момент вообще не была оккупирована, кроме Малгобека, где были на тот момент бои, потому говорить о каком-то дезертирстве и коллаборационизме — смешно. И приказ о присвоении Грозному звания города воинской славы говорит о том, что народы ЧИАССР защитили свой город вместе с российской армией, и это при том, что не смогли защитить Ростов, Краснодар, Нальчик, Пятигорск. Или, может, Грозный был более любим, чем Ростов?» — задается вопросом Ибрагимов.
Что касается защитников Бреста, то все их имена перечислены историком и писателем Халидом Ошаевым, продолжил Ибрагимов. Ошаев сообщил о 275 защитниках крепости из Чечено-Ингушетии, хотя на мемориале в Бресте есть имена лишь нескольких из них.
«В 1968 году известный публицист Смирнов написал книгу о защитниках Брестской крепости, это была первая книга на тему, и там ни одного слова нет о том, что наши предки были защитниками крепости. Это было связано с политикой того периода. Тогда Халид Ошаев ему отправил письмо с фамилиями, но все равно он не назвал их имен», – отметил Ибрагимов.
Историк уверен, что часть научной интеллигенции находилась под воздействием идеологии, согласно которой чеченцев в подобном списке быть не должно. Однако сегодня девять чеченцев имеют звание Героя Советского Союза и России, отметил Ибрагимов.
Командиры в знак уважения, боясь, что их солдатам не дадут звания, записывали их под другими национальностями
«Вот как раз Нурадилов в одних документах был записан татарином, в других кумыком, так его записали, чтобы не было вопросов. Командиры в знак уважения, боясь, что их солдатам не дадут звания, записывали их под другими национальностями», – рассказал он.
Ибрагимов привел также случай Абдулхакима Исмаилова, одного из солдат, водрузивших Знамя Победы над Рейхстагом.
«Жил в Чечне, всегда говорил, что он чеченец. Когда был призван в армию, когда чеченцев насильно выслали, его командир спросил, действительно ли он чеченец, – а он был этнический кумык, но уже принявший культуру чеченского народа, прекрасно владевший чеченским языком и живший среди чеченцев. Сказал, что он кумык, и так и был записан», – рассказал Ибрагимов.
Историк не отрицает факты дезертирства, но предлагаемые российской исторической наукой сведения называет «гипертрофированными».
«Факты дезертирства были, документы такие есть, я не могу отрицать, что вообще не было дезертиров среди народов Северного Кавказа, но не имея сейчас на руках конкретных цифр, я, как историк, который должен отвечать за каждую цифру, не могу говорить на языке математики. Но факты дезертирства среди народов Северного Кавказа были в относительных показателях меньше процента дезертиров, чем у других титульных народов», — заключил историк.
Блогер «Кавказского узла» Ереванец в своем сегодняшнем посте «Великая Отечественная и армяне» опубликовал инфографику, в которой приводятся цифры о количестве ушедших на фронт, погибших и получивших награды уроженцах Армянской ССР.
Мартагов: участие чеченских подразделений на стороне Вермахта не подтверждено
Вклад представителей их нации в борьбе с фашистской Германией был значительным, а факты дезертирства «соответствуют аналогичным фактам в других национальных группах», заявил корреспонденту «Кавказского узла» чеченский историк и политолог, бывший консультант фонда «Антитеррор» Руслан Мартагов.
«Из одного только нашего маленького Надтеречного района в рядах защитников Брестской крепости было 73 человека. Что касается дезертирства, которое преподносится, как один из основных элементов высылки вайнахов, – его было не больше и не меньше, чем среди представителей других национальностей. Уже в конце 1942 года многие сформированные части из представителей чеченской национальности распускались, либо отправлялись домой, либо отправлялись в трудовую армию», – рассказал он.
Он также утверждает, что в историографии нет фактов, доказывающих участие национальных подразделений чеченцев в войне на стороне фашистов.
«По поводу предательства ни один историк из тех, мягко говоря, относящихся с предубеждением, не может назвать хотя бы взвод, который бы состоял из чеченцев и воевал бы на стороне фашистской Германии. К сожалению, статистика делалась в угоду оправдания высылки народов, она вся переврана. Например, в горах у нас было порядка 400 человек дезертиров: тех, которые попали под кровную месть и не могли находиться дома, и откровенных бандитов. Больше эти горы людей, находящихся на нелегальном положении, прокормить не могут. Так вот из этих 400 человек сделали 400 банд, и уже заоблачное количество – 15 тысяч бандитов. Поэтому к цифрам, которые сегодня приводятся, к ним нужно относиться очень осторожно», — считает эксперт.
Мартагов назвал и иные эпизоды Великой Отечественной войны, где также ярко принимали участие кавказцы.»
«Вы знаете, кто первым пожал американцам руку на Эльбе в мае 1945 года? Мавлид Висаитов – чеченец, награжденный высшим орденом США «Легион почета». Героя ему так и не дали, потому что он был чеченцем, героя ему дали только в 1990-м году, посмертно. Дело в том, что многие чеченцы оставались служить в армии, записываясь даргинцами, аварцами, кумыками, и полк Висаитова остался в строю и первым вышел на Эльбе к американцам (2 мая 1945 года, — прим. «Кавказского узла»)», — отметил эксперт.
Абрамян: немецкая разведка пыталась взять горцев под свой контроль
В свою очередь современные российские исследователи подчеркивают тесную связь повстанцев в Чечне, Дагестане с германской разведкой Абвер, стимулировавшей антисоветские настроения горцев и старавшейся взять движение под свой контроль, утверждает армянский историк Эдуард Абрамян в книге «Кавказцы в Абвере».
Интенсивная борьба с повстанчеством, согласно данным, приведенным историком Алексеем Безугольным в работе «Горцы Северного Кавказа в ВОВ 1941-1945 гг…», шла и в 1943 году, после освобождения края от оккупантов. Ее результаты представлены в табл. 2 *.
|
Кол-во операций |
Убито бандитов |
Ранено |
Захвачено в плен |
Итого |
Убито сотрудников НКВД |
Ранено |
Итого |
Краснодарский край |
98 |
109 |
15 |
660 |
784 |
14 |
8 |
22 |
Ставропольский край** |
23 |
15 |
1 |
108 |
139 |
— |
— |
— |
Черкесская АО |
22 |
13 |
8 |
111 |
132 |
— |
— |
— |
Карачаевская АО |
37 |
99 |
14 |
380 |
493 |
60 |
55 |
115 |
Кабардино-Балкарская АССР |
25 |
141 |
22 |
1039 |
1202 |
18 |
42 |
60 |
Чечено-Ингушская АССР |
57 |
256 |
22 |
3188 |
4119 |
45 |
29 |
74 |
Северо-Осетинская АССР |
3 |
13 |
— |
8 |
21 |
— |
— |
— |
Дагестанская АССР |
2 |
4 |
— |
178 |
182 |
1 |
— |
1 |
Грузинская ССР |
79 |
30 |
12 |
229 |
271 |
9 |
11 |
20 |
Армянская ССР |
2 |
1 |
1 |
4 |
6 |
— |
— |
— |
Итого |
352 |
681 |
94 |
5910 |
6685 |
147 |
145 |
292 |
* Сведения о результатах борьбы с бандитизмом на Северном Кавказе. Январь – 10 октября 1943 года. РГВА, ф. 38650, On.1, д.128, л.3.
**Сведения по Ставропольскому краю и Чечено-Ингушетии даны по состоянию на 31 декабря 1943 года.
Исследователи отмечают тесную связь с распространением бандитизма тенденции по «росту уклонения от службы в армии, саботажу мобилизационных мероприятий и дезертирству, в том числе массовому уходу с оборонных работ».
По словам председателя Верховного Совета ДАССР Тахтарова, выступившего в сентябре 1942 года на XIV пленуме Дагестанского обкома ВКП(б), еще три-четыре месяца назад эти явления не были широко распространены в республике (РГАСПИ, ф.17, Оп.43, д.381, л.86). Аналогичная тенденция отмечалась в горах Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии, отмечается в работе Безугольного и соавторов.
Немецкий историк: коллаборационизм фиксировался у всех северо-кавказских народов
В 1942 году под Варшавой были сформированы подразделения нацистских вооруженных сил из военнопленных кавказцев. «8 февраля 1942 года были созданы грузинский и армянский легионы. Первый, кроме грузин, включил в себя представителей горских народов – осетин, абхазов, адыгов, черкесов, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев…», — отмечает немецкий военный историк Йоахим Хоффман (Joachim Hoffman, Die Ostlegionen 1941-1943, Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im deutsche Herr Freiburg, Verlag Rombach, 1976, — прим. «Кавказского узла»).
Представитель белого движения, генерал-майор британской армии, осетин Лазарь Бичерахов возглавил северо-кавказский отдел Комитета освобождения народов России, являющийся подразделением Вермахта (А.Безугольный, «Генерал Бичерахов и его Кавказская армия», М., 2011 г.).
Натаев: данные о массовом дезертирстве кавказцев являются ложными
Из ЧИАССР в ряды Советской армии было призвано 40 тысяч человек, из которых 27,5 тысячи «были представителями чеченской и ингушской национальностей», — отмечает этнограф, к.и.н., доцент ЧГУ Сайпудди Натаев, ссылаясь на данные писателя и историка-исследователя Халида Ошаева.
«Также были сформированы отдельный 255-й чечено-ингушский кавалерийский полк и чечено-ингушский кавалерийский дивизион. С марта 1942 года чеченцев перестали призывать, эти соединения состояли из добровольцев. По подсчетам Ошаева, чеченцы и ингуши, которые ушли на фронт, составляли 5,6 % от общего числа населения. О дезертирстве и сотрудничестве с немцами много мифов. Ошаев написал документальную повесть «Брест — орешек огненный». Исследователь оставил информацию о 240 чеченцах и ингушах, защитниках Брестской крепости. Сейчас эта цифра оспаривается некоторыми историками, но она была основана на документальных свидетельствах», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Сайпудди Натаев.
Историк заявляет о недостоверности сведений о массовости дезертирства среди вайнахов в годы ВОВ.
«Цифра историка Эдуарда Абрамяна, который пишет, что более 60 тысяч дезертиров было из ЧИАССР, взята из расчета всего взрослого мужского населения, которого накануне выселения было около 400 тысяч чеченцев и 92 тысяч ингушей. С марта 1942 года чеченцев не призывали, просто Сталин уже подготавливал выселение. Из патриотических побуждений чеченцы шли добровольно на фронт, кроме тех, которые были призваны ранее, в первый год войны. А цифры Абрамяна надуманны. Такого призыва и не могло быть, и столько военнообязанных такого возраста не было», — сказал эксперт.
Говоря о мифах, Натаев отметил, что во время ВОВ пять чеченцев стали Героями СССР.
«Но если вы возьмете справочник Героев Советского Союза — вы нигде не найдете, что они чеченцы. Например, Хампашу Нурадилова, который уничтожил 920 фашистов, Рокоссовский два раза представлял чеченцем. А на третий раз его представил кумыком, тогда ему и дали посмертно звание Героя СССР. Он погиб в сентябре 1942, а звание ему дали в середине апреля 1943 года. Герой Советского Союза Дачиев записан, как осетин. Идрисов Абу-хаджи, уничтоживший 349 фашистов, записан как татарин. Хаваж-Магомед Мерзоев записан как таджик, потому что он служил в Душанбе. Просто чеченцы не должны были в годы войны быть героями. Много надуманного в этих фактах, однако ни один населенный пункт Чечни не был занят немцами, не было ни одного незаконного вооруженного формирования», — отметил Натаев.
Яндиева: битва за Малгобек является ярким свидетельством участия ингушей в ВОВ
В Ингушетии до 1990-х годов вся академическая военная история, историография «изящно умалчивалась», отмечает руководитель ингушского отделения «Мемориала» Марьям Яндиева.
«Это все было на уровне упоминания боев под Малгобеком, за Малгобек, героического стояния народа, которое зафиксировано, но никак не обсуждалось. О том, как люди помогали Красной Армии, подвергались текущим военным неприятностям, связанным с наступлениями и отступлениями. Крестьяне страдали от этого напрямую, но, тем не менее, помогали. Об этом умалчивалось, но народный писатель советского периода, классический соцреалист Ахмед Боков, очень серьезно занимался этим вопросом. В художественных произведениях, в рассказах, повестях, в художественно-документальной прозе он очень изящно, не многоречиво поднимал данный вопрос. В 1942-43 годах, когда Малгобек освободили, уже готовили депортацию, она с 1940 года потихоньку велась. А к этому времени уже технически и технологически все готовилось, потому была такая установка умолчания», — сказала Яндиева в комментарии корреспонденту «Кавказского узла».
По ее словам, обсуждение вопроса об участии ингушей в ВОВ началось в 90-е годы.
«Также точно известно, что Юнус-Бек Евкуров в 2008 году активизировал данную работу, его очень интересовала война. И поэтому ингушская тема в ВОВ начала очень энергично изучаться, несколько человек были посланы в военные архивы, в том числе в Подольск, и началось восстановление исторической справедливости», — отметила Яндиева.
Наиболее достоверно, по мнению Яндиевой, статистика участия представителей северо-кавказских народов в Великой Отечественной войне представлена историком Хаджи-Муратом Ибрагимбейли.
«Я думаю, что цифры военного историка Ибрагимбейли были в наименьшей степени подвергнуты идеологической интерпретации конкретно по участию каждого северо-кавказского народа», — заключила Марьям Яндиева.
Дзеранов: факты коллаборационизма носили единичный характер
Факты коллаборационизма среди представителей осетинской национальности «носили единичный характер» и «по большей части были присущи участникам белого движения», утверждает старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ) им. В.И. Абаева Тимур Дзеранов.
«Коллаборационисты, безусловно, были. Никогда и нигде не бывает без предателей. Отдельные люди были предателями, но чтобы было национальное деление осетин — никаких подтверждений этому не было, это явная провокация», — сказал эксперт.
Дзеранов также отметил, что ему ничего «не известно о существовании легионов, где бы осетины находились в национальных подразделениях фашистской армии».
«Что касается Бичерахова (представитель белого движения, генерал-майор британской армии, осетин Лазарь Бичерахов), то нужно опираться на исследованные документы. То, что Бичерахов был одним из лидеров белогвардейцев, поднявших в Закавказье антисоветский мятеж — это факт. И, безусловно, этот человек был активным участником антисоветского движения, принимал активное участие в борьбе с советской властью. Никто не ставит под сомнение, что было «бичераховское» движение, восстание казаков. Бичерахов носил титул главнокомандующего войск Российской империи в изгнании. Но по моим данным он, как и многие другие представители эмиграции, как раз отказался принимать участие в войне на стороне Гитлера», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» эксперт.
«Кавказский узел» на специальной тематической странице «Мифы и правда о Победе» публикует материалы, связанные с участием уроженцев Кавказа в Великой Отечественной войне, а также о влиянии войны на жизнь жителей региона. В разделе «Справочник» на «Кавказском узле» опубликован материал «10 мифов о роли Сталина в Великой Отечественной войне» о 10 наиболее известных мифах и достоверных сведениях относительно действий Сталина в ходе войны.
История через видоискатель | Национальный музей Второй мировой войны
Артикул
Память и скорбь: Незабываемая дань уважения страданиям России-матушки в Музее Великой Отечественной войны.
Во время Второй мировой войны в Советском Союзе погибло больше, чем в любой другой воюющей стране. Кровопролитие было настолько обширным, что ученые продолжают спорить со статистикой, но достаточно сказать, что авторитетные историки обычно оценивают число погибших в диапазоне от 23 до 27 миллионов убитых. Что действительно заставляет задуматься студентов-историков, стремящихся понять масштабы и глубину этой человеческой бойни, так это то, что подавляющее большинство погибших были гражданскими лицами — обычными мужчинами и женщинами, детьми и пожилыми людьми самых разных национальностей, религиозных и культурное происхождение, известное в основном среди их семей и друзей. Если сравнить цифры с американскими потерями в войне, потери советских военных превосходят американские примерно в 20: 1 (примерно 8,5 миллиона советских смертей против 416 000 американцев). Учитывая это несоответствие, почти невозможно адекватно понять, что потери советского гражданского населения более чем вдвое превышали потери их военных. Когда кто-то сталкивается с реальностью, что каждый из этих людей был личностью со своими собственными надеждами, жизнями и семьями, он начинает понимать, насколько действительно невозможно понять или подсчитать, что было потеряно.
О масштабах и глубине этой утраты незабываемо вспоминают в Зале памяти и скорби Музея Великой Отечественной войны в Москве.
Расположенный архитектурно под Залом Славы, посвященным героям советской армии, одержавшим окончательную победу в войне, Зал памяти и скорби посвящен человеческим жертвам войны. Это мрачный и благоговейный опыт. Посетители входят и проходят через длинный мраморный зал, часто с цветами. Сотни тысяч светлых нитей струятся вниз, орошая пространство наверху и намекая на восхождение душ усопших и слезы оставленных. В конце зала можно попасть в ротонду. Белоснежная статуя Матери-России парит со сложенными руками над павшим сыном, ее плащ поднят на ветру почти как крыло ангела. Мертвая рука сына-солдата падает прямо вниз с все еще вытянутым указательным пальцем, кисть поднята так, как будто у нее нет оружия, и это говорит о том, что он сражался и сопротивлялся до последнего вздоха — почетная смерть, смерть воина. Его сильное тело, теперь обмякшее и закутанное в саван смерти, предполагает окончательный покой. Но я не вижу того покоя в лице матери: я вижу скорбь, печаль и неувядающую память.
В этом заключительном посте из восьми, описывающих, как Музей Великой Отечественной войны рассказывает историю Второй мировой войны, я надеюсь, что любопытство читателей пробудилось, чтобы узнать больше об этой истории, и, возможно, даже вдохновило некоторых посетить музей в Москве. в будущем. Но я также надеюсь, что читатели на гуманистическом уровне проникнутся высшим смыслом того, что означала Вторая мировая война, и почему сегодня так важно, чтобы мы помнили.
Примечание. Это последний из восьми постов о Музее Великой Отечественной войны в Москве. Прочтите первую часть. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая.
«Независимо от возраста, путешествия — это уникальный и захватывающий образовательный опыт. В своей работе я имел возможность размышлять об истории, событиях и людях в тех местах, где они жили. Через видоискатель мы не можем только найдите историю и перспективу, но создайте память и вызовите наше вечнозеленое прошлое».
– Кит Хаксен, доктор философии, старший директор по исследованиям и истории, Национальный музей Второй мировой войны
Автор
Кит Хаксен
Кит — бывший старший директор по исследованиям и истории в Институте изучения войны и демократии Национального музея Второй мировой войны.
Узнать больше
Темы
Дженни Крейг Институт изучения войны и демократии
Восточный фронт
Тип статьи
Статья
Опыт восточноевропейских подневольных рабочих в Германии
Во время Второй мировой войны нацистские власти приговорили миллионы жителей Восточной Европы к принудительному труду в рамках агрессивной кампании по завоеванию и созданию колонии в Восточной Европе.
Тип изделия
Артикул
Память о Великой Отечественной войне и вторжении России в Украину
Президент России Владимир Путин обращается к воспоминаниям о Великой Отечественной войне Советского Союза против нацистской Германии, чтобы оправдать свое вторжение в Украину.
Тип статьи
Статья
Нацистская политика принудительного труда в Восточной Европе
Во время Второй мировой войны миллионы выходцев из Восточной Европы были принудительно депортированы на принудительные работы в Германию.
Тип статьи
Обзор книги
Императив свидетельствовать: воспоминания выживших в Освенциме
Этот список книг, написанных выжившими об их адском пребывании в комплексе Освенцим, иллюстрирует императив свидетельствования.
Тип статьи
Статья
«Холокост пулями» в Украине
Холокост в Украине представляет собой первую фазу Холокоста, во время которой около 1,5 миллиона евреев были расстреляны с близкого расстояния в оврагах, открытых полях и леса.
Тип статьи
Статья
Реакция союзников на Варшавское восстание 1944 года
Варшавское восстание вызвало раскол между Сталиным и его западными союзниками, который, как утверждают некоторые историки, предвосхитил холодную войну.
Тип изделия
Артикул
Сожжение Варшавы: реакция Германии на Варшавское восстание
Реакция Германии на Варшавское восстание характеризовалась безжалостным террором и безжалостным кровопролитием, что привело к резкому сокращению поддержки со стороны гражданского населения.
Тип статьи
Интервью
Противостояние истории Виши и европейского фашизма: интервью с Робертом О. Пакстоном
Работа Роберта О. Пакстона продолжает знакомить мир с историей Виши во Франции, возникновением фашизма и Холокост во Франции.
Российский миф о Великой Отечественной войне и ее манипуляциях
ЛОРАН КОРВЕЗЬЕОдной из величайших загадок, окружающих вторжение в Украину, является очевидная абсурдность российской пропаганды. «Денацификация», борьба против «пронацистского» правительства… Независимо от своих истинных целей агрессия постоянно преподносится как война за освобождение украинского народа, объединенного «кровными узами» с русскими, — как выразился Владимир Путин. 21 февраля. Люди, которые якобы «столкнулись с подъемом ультраправых националистов (…), которые быстро переросли в агрессивную русофобию и неонацизм».
Тот факт, что эти утверждения не имеют никакого отношения к действительности – нынешнее влияние украинских ультраправых маргинально – настолько очевиден, что у нас может возникнуть соблазн списать их со счетов. Когда война не сопровождается паутиной лжи? Еще один очевидный факт появляется, если проследить нить этой риторики, последствия которой, возможно, не полностью поняты. Россия считает невозможным представить себя миру иначе как антифашистской державой, и путинский режим сделал 1945 победа над Третьим рейхом основа его легитимности и даже русской идентичности.
В речи, посвященной победе, 9 мая 2021 года г-н Путин сказал, что «советский народ (…) освободил страны Европы от коричневой чумы». Девятью годами ранее, 9 мая 2012 года, он заявил при аналогичных обстоятельствах, что «Наша страна (…) предложила свободу народам мира». По этой логике освободитель, антифашистский наследник СССР, 24 февраля вошел в Украину, чтобы продолжить свою историческую миссию. В своем утреннем телеобращении в тот день г-н Путин настаивал: «Итоги Второй мировой войны священны».
Подробнее по этой теме Article reservé à nos abonnés Путин и культ войны
Ajouter à vos sélections
В стране, которая в июле 2020 года внесла поправки в Конституцию, чтобы ввести празднование «памяти защитников Отечества» и запрет на «умаление [их] подвига». Неудивительно, что этот тип исторического напоминания использовался во время объявления вторжения, даже если вторжение не имело к нему никакого отношения. Однако это означает, что мы должны рассматривать эту конструкцию исторической памяти не для того, чтобы определить единственную причину этих событий, а потому, что никакое объяснение не будет полным без рассмотрения их в этом контексте. Путинский режим делает то же самое, прославляя «Великую Отечественную войну», как ее называли в СССР и современной России.
Поэтому, возможно, будет полезно вернуться к советским истокам этого повествования, которое настолько всеохватывающе, что включает в себя и современные события. Что именно означает говорить о «Великой Отечественной войне»? Прежде всего, есть неоспоримый исторический факт: роль СССР в победе над нацизмом.
Ваш комментарий будет первым