Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Лалибела эфиопия храм фото – Скальные церкви Лалибелы (Lalibela) в Эфиопии

Содержание

Храмы в земле (44 фото)

Лалибела — город, основанный в 12 веке н.э. в Центральной Эфиопии. Он является одним из святых мест страны, уступающее по значению только Аксуму. Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии Загуэ царя Лалибела.

В настоящее время в Лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией ЮНЕСКО восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране. Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмовбыли высечены в вулканическом туфев конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы. На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.

В настоящее время в Лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией ЮНЕСКО восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране. Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмовбыли высечены в вулканическом туфев конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы. На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.

Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам. В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.

Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.

Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них — храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.

Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима — и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии. Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, — не в счет.

А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей — все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв. Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.

Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!). Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница. Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.

В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII — начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы. Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек. Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом. После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы. Дом Медхане Алема (Спасителя мира) — крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы — вместилище гроба Лалибелы. Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов. Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.

Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника. В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим. Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.

Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь. А это — здешняя река Иордан. В сухой сезон, когда в горах Эфиопии с неба по нескольку месяцев не выпадает ни капли воды, она пересыхает. Зато в это время можно увидеть большой каменный крест на ее дне, после дождей обычно скрытый потоками воды. В борьбе за власть короля Лалибелу отравила его собственная сестра, но храмы, построенные этим царём-созидателем, прославили его самого и его город в веках. После смерти Лалибелы город Роха стали называть его именем. Высеченные из розового вулканического туфа храмы не видны до тех пор, пока не подойдешь к ним практически вплотную.

Храмовый комплекс Лалибелы — это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них — это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем — самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки — это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы. Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, — еще до начала всех работ.

Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь — здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным — поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!

Храм Бета Мариам — один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко — и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем — система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители. Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.

По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.

Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения — сохранить эти поразительныехрамы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

nlo-mir.ru

Лалибела (Lalibela). Храмы в земле — Альтернативный взгляд Salik.biz

Лалибела — небольшой город, основанный в 12 веке н.э. в центре горной цепи Ласта, в Центральной Эфиопии. Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии Загуэ царя Лалибела. Этому правителю легенда приписывает строительство знаменитых церквей в 12 и 13 веке. По преданию император Лалибела намеревался создать «второй Иерусалим» на эфиопской земле.

В настоящее время в Лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией ЮНЕСКО восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране. Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмовбыли высечены в вулканическом туфев конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы.

— Salik.biz

На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.


Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку. Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью — ангелы.

По версии Хэнкока, этими «ангелами» были тамплиеры, с которыми Лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета. Все версии вызывают сомнения. Объем вынутой породы просто огромен. Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри.

Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам.

Рекламное видео:

В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.

Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.

Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них — храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.

Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима — и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии.

Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, — не в счет.

А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей — все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв.

Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.

Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!).

Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница.

Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.

В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII — начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы.

Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек.

Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом. После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы.


Дом Медхане Алема (Спасителя мира) — крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы — вместилище гроба Лалибелы.

Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов.

Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.

Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника.

В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим. Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.

Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь. А это — здешняя река Иордан. В сухой сезон, когда в горах Эфиопии с неба по нескольку месяцев не выпадает ни капли воды, она пересыхает. Зато в это время можно увидеть большой каменный крест на ее дне, после дождей обычно скрытый потоками воды. В борьбе за власть короля Лалибелу отравила его собственная сестра, но храмы, построенные этим царём-созидателем, прославили его самого и его город в веках. После смерти Лалибелы город Роха стали называть его именем. Высеченные из розового вулканического туфа храмы не видны до тех пор, пока не подойдешь к ним практически вплотную.

Храмовый комплекс Лалибелы — это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них — это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем — самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки — это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.

Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, — еще до начала всех работ.

Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь — здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным — поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!

Храм Бета Мариам — один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко — и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем — система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.

Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.

По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.

Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения — сохранить эти поразительныехрамы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

salik.biz

Скальные церкви Лалибелы: описание, фото

Адрес: Эфиопия, г. Лалибэла
Дата постройки: XII—XIII века
Количество церквей: 13 шт
Координаты: 12°01’54.4″N 39°02’27.7″E

Содержание:  

Пчелиный рой — благая весть

Лалибела — Новый Иерусалим

Скальные церкви Лалибелы на карте

 

Одним из крупнейших религиозных центров и главных достопримечательностей Эфиопии по праву считается средневековый городок Лалибела. Он расположен на склонах горы Абуна-Йосеф на высоте 2500 метров, вдали от крупных городов и дорог.

Церковь Святого Георгия с высоты птичьего полёта

Всемирную известность Лалибеле принесли монолитные церкви, высеченные в скалах неизвестными зодчими на рубеже XII—XIII вв. Около 25 лет эфиопские каменотёсы одной лишь киркой без использования цемента, глины и балок создавали это каменное диво.

Пчелиный рой — благая весть

Город назван в честь царя-праведника — Лалибелы. По легенде, когда будущий царь родился, его колыбель окружили тучи жужжащих пчёл, но ни одна из них не ужалила младенца. Его мать, удивлённая примерным поведением насекомых, воскликнула: «Лалибела!», что в переводе означает «пчёлы покорились его власти».

Церковь Спасителя Мира

В древней Абиссинии существовало поверье, что пчёлы предвещают младенцу великое будущее, поэтому царевичу и дали имя Лалибела. Старший брат царевича, претендовавший на престол, решил отравить своего соперника. Но Лалибела не умер, а впал в летаргический сон, во время которого он был взят ангелом на небеса и предстал перед Всевышним.

Бог повелел царевичу построить Новый Иерусалим — город из высеченных в скалах церквей. В этом богоугодном деле Лалибеле помогали ангелы, посланные на землю Св. Георгием Победоносцем. До сих пор монахи Лалибелы разводят пчёл, пчелиный рой символизирует сонм ангелов. А царь-праведник Лалибела за свои деяния во славу Господа причислен к лику святых.

Бет Абба Либанос

Лалибела — Новый Иерусалим

Чтобы рассмотреть все 11 храмов, нужно вскарабкаться по склону горы наверх или подняться на вершину на муле. Кирпично-красный туф, из которого вырезаны церкви, гармонирует с зеленью окружающих холмов и голубым небом. Храмы не построены, а как бы «выкопаны» из толщи песчаника. Вначале мастера вырубали в скалах огромные четырёхугольные отверстия и прямоугольные монолитные блоки, служащие «заготовками» для будущих церквей. Потом из цельной скалы вырезали окна, колонны и скульптуры. Церкви находятся на разных уровнях и связаны между собой подземными переходами.

Церковь Св. Марии

Такое расположение позволяет совершать богослужения круглый год даже в сезон дождей, когда затапливаются отдельные храмы. По преданию, многие святилища Лалибелы имитируют облик зданий Иерусалима. Некоторые объекты в Лалибеле носят библейские названия, здесь есть свой «священный» ручей Иордан. Несмотря на то, что почти все жители исповедуют православие, в настенной живописи и барельефах скальных церквей Лалибелы причудливо переплетаются христианские и языческие элементы. Наряду с греческими и римскими крестами, здесь высечены пентаграммы, символизирующие пять крестных ран Христа, и свастика, характерная для восточных орнаментов.

Бет Амануэль

Самое крупное сооружение Лалибелы — храм Христа Спасителя, достигающий 33 метров в длину и 11,6 метров в высоту, увенчан 28 массивными колоннами. В нём хранится одна из главных святынь Эфиопии — ритуальный крест из железа, латуни и меди, принадлежащий царю-монаху Лалибеле. А в церкви Голгофы покоятся мощи самого святого. Многие паломники стремятся попасть в этот храм, чтобы попросить у Лалибелы покровительства и защиты.

Рейтинг достопримечательности

Скальные церкви Лалибелы на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Эфиопия, часть 3 — Лалибела — город скальных церквей (Лалибела, Эфиопия)

Поделиться:

Эфиопия город Лалибела > Эфиопия, часть 3 — Лалибела — город скальных церквей (39 Фото)
Лалибела — город на севере Эфиопии, известный своими высеченными в камне христианскими церквями. Одно из святых мест, центр паломничества населения страны.
Строительство высеченных в скалах храмов велось в конце XII – начале XIIIвв царем Лалибелой, по имени которого город и получил свое название (старое название города — Роха)

Бет Медхане Алем, место нахождения креста Лалибелы, считается крупнейшей монолитной церковью в мире и относится к так называемой северной группе церквей


Она соединена с церквями Бете-Марьям (возможно, самой старой из этих церквей), Бете-Голгофа (известна своими произведениями искусства, по некоторым сведениям, в ней находится могила царя Лалибелы), часовней Селассие и могилой Адама


Фасады церквей украшены колоннами и фигурными окнами


Внутреннее убранство


Иконы


Паломники у стен церкви


Церкви вырублены прямо в скальном массиве


Внутри церквей, кроме многочисленных икон, можно увидеть настенные барельефы


Южная группа церквей включает в себя скальные церкви Bet Gabriel-Rufael, Bet Merkorios, Bet Amanual, Bet Abba Libanos
Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом в ответ на захват Иерусалима мусульманами, поэтому многие из исторических зданий города имеют название и конструкцию зданий Иерусалима


Комплексы скальных церквей Лалибелы признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО


Для укрытия от осадков и предотвращения дальнейшего разрушения над церквями возведены металлические навесы


В одной из церквей Южной группы


Священники дремлют у икон в ожидании паломников и туристов…


…или размышляют о судьбах мира



Луч света падает в крестообразное окно одной из церквей Южной группы


Внутреннее убранство



Вид на Северную группу скальных церквей


К западной группе церквей относится церковь Святого Георгия –пожалуй, самая красивая и изящная церковь Лалибелы, высеченная в скале в виде креста в плане



Спуск в церкви проходит по узкому проходу, вырубленному в скале


Внутри церкви Святого Георгия


Особенно красиво Церковь Святого Георгия выглядит на закате


Горные пейзажи окрестностей Лалибелы


В сухой сезон эти места выглядят дикими и пустынными, но в сезон дождей повсюду в горах процветает земледелие и животноводство — основные занятия населения страны



Местные жители


Один из пещерных монастырей, укрытый среди гор в окрестностях Лалибелы


На Рождество и Крещение ожидается большой наплыв паломников со всех концов страны


Священник с крестом Лалибелы…


…и со старинной священной книгой ручной работы, выполненной из пергамента


Африканская касса


Многочисленные паломники стекаются в Лалибелу на Рождество и Крещение, являющиеся главными религиозными праздниками Эфиопии


Многие из них проходят пешком десятки и сотни километров по пыльным дорогам Эфиопии


Склад мумий в одном из помещений пещерного монастыря


Закат над холмами Лалибелы


Звездное небо над крышами Лалибелы



Дата публикации: 10.04.17

Церковь св. Георгия и церкви в скалах удивительное место. Пожалуй самая интересная часть)

!!!

Раньше как-то попадался мне ролик из серии &quotПамятники ЮНЕСКО&quot. Уникальный объект, запоминающийся, спасибо. Есть красивые кадры.


 Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.

fototerra.ru

Лалибэла — история и тайна, застывшая в камне

На севере Эфиопии есть небольшой городок Лалибэла, расположенный в горах на высоте 2 500 метров над уровнем моря.


Фото: Henrik Berger Jørgensen

Первоначально это была маленькая деревушка Роха, которая превратилась в XII веке в столицу великой империи Лалибэла, названную в честь великого императора династии Загве, посмертно причисленного к лику святых. По традиции, сложившейся в правящей династии Загве, Лалибэла провел несколько лет на Святой Земле Израиля. Когда Иерусалим в 1187 году захватили мусульмане, эфиопский царь решил построить новый Иерусалим у себя на родине.


Фото: Mike Pennington

Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские названия: церкви Синай и Голгофа, Скорбный Путь, Масличная гора, даже протекающую в городе реку называют Иорданом. Считается, что где-то здесь спрятан знаменитый Ковчег Завета. Местные жители утверждают, что он находится в одном из подземных гротов Лалибэлы.

В скалах из вулканического туфа за двадцать с небольшим лет было высечено 11 церквей, соединенных тоннелями. По оценкам археологов, для создания этих храмов потребовалось бы по крайней мере 40 000 человек. По древним мифам, днем над сооружениями трудились рабочие, а ночью на помощь приходили ангелы.

Ученые предполагают, что строительство происходило следующим образом: прорубались огромные траншеи, приблизительно глубиной 12 метров, внутри которых оставались каменные глыбы — «заготовки» для будущих храмов. Потом в этих глыбах выдалбливались культовые сооружения с колоннами, капителями, украшениями, скульптурами, прорезями. В результате получалось цельное здание, построенное без единого гвоздя и раствора. Если учесть условия, в которых трудились люди, используемые инструменты, можно только удивляться их мастерству. Многие специалисты убеждены, что эти церкви могли быть возведены только с помощью современных технологий.


Фото: Eric Lafforgue

Удивляют не только сами величественные здания, но и сложная система окружающих их каналов. Она помогает уберечь святыни от затопления водой, которая бежит с гор мощными потоками во время сезона дождей.

Церкви также представляют собой значительное достижение инженерной мысли — используется артезианская геологическая система, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город, наполняя колодцы по соседству со многими церквями.

Красота этих строений поражает. Церковь Спасителя Мира (Бет Медхане Алем) считается крупнейшей монолитной церковью в мире, возможно копирует храм Св. Марии Сионской (St Mary of Zion) в Аксуме. Потрясает внешним и внутренним убранством.

Тут хранится золотой крест самого царя Лалибелы. На стенах вырезаны в камне изображения апостолов. Храм соединен с церквями Бете Марьям (возможно, самой старой из этих церквей), Бете Голгофа (известна своими произведениями искусства, по некоторым сведениям, в ней находится могила царя Лалибэлы), часовней Селассие и могилой Адама.


Фото: H Sinica

Церковь Св. Марии (Бете Марьям) — из самых почитаемых храмов в Лалибэле, посвященный Святой Марии, которая считается покровительницей Эфиопии. Бете Марьям – eдинствeнная здесь церковь, гдe рeзные рeльeфы из камня раскрашены и позолочены. Стeны и своды храма украшены изображениями солнца и древних символов плодородия, на плитах пола — силуэты разных животных.


Фото: Justin van Dyke

Это одна из немногих церквей, где до наших дней практически полностью сохранилась резная отделка сводов и декоративная роспись на стенах.

Одна из колонн обмотана тканью. По легенде Иисус Христос дотронулся до нее во время очередного визита к императору в его видениях. После этого появилась надпись на трех языках о прошлом, настоящем и будущем человечества. Эти надписи накрыли полотном, их запрещено видеть простым смертным, даже прикасаться к этой колонне нельзя.

Окна церкви Св. Марии имеют форму греческих и римских крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь Девы Марии находится в огромном дворе, невероятными усилиями вырубленным прямо в скале, а позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста.

Церковь Св. Марии также связана туннелем с часовней Бет Денагель. Часовня была возведена в честь монашек, убитых в сeрeдинe IV вeка по приказу одного из Римских императоров.


Бет Денагель

Кроме того, из Бете Марьям можно попасть в церкви Бете Голгофа и Бет Микаель, которые вместе с часовней Селассие и гробницeй Адама составляют обширный комплекс. Спрятанная внутри холма двойная церковь Голгофы и Михаила известна своими рельефами со скачущими всадниками и уникальными каменными скульптурами святых. Бет Микаель является копиeй церкви Бете Голгофа. Существует поверьe, что именно здесь был похоронен царь Лалибэла.

В церкви Сионской горы потолок украшен разными крестами: мальтийскими, греческими, латинскими, даже колонны вырезаны крестообразно. Каждый из храмов в Лалибэле является уникальным. Построены они с использованием самых разных стилей. Тут встречаются египетские арки, арабские окна, двери в виде аксумских монументов, звезды Давида и свастика. Внутри каждой — свои картины и барельефы, различные святыни. Одни наполовину находятся в скале, другие сделаны в пещерах.


Бет Габриэль-Руфаэль (возможно, бывший царский дворец)


Бет Габриэль-Руфаэль

Церковь святого Ливаноса, построенная женой императора уже после его смерти в 1212 году, соединена со скалой полом и куполом. Одна из стен у алтаря излучает слабый серебристый свет.


Фото: maksid

Широкие дворы вокруг строений иногда достигают 10 м в ширину. Если учитывать, что их глубина больше 10 м, масштабы впечатляют.


Бет Амануэль (возможно, бывшая царская часовня)


Бет Гель

Храм Святого Георгия (Бет Гиоргис) является наиболее впечатляющим. Церковь стоит в котловане глубиной двенадцать метров и представляет из себя крест со сторонами 12 на 12 метров.


Фото: Tom Salmon

Спуститься вниз можно только по специальному тоннелю, проложенному в скале. Он настолько узкий, что два человека с трудом могут здесь разминуться.

На каменной кровле монолита рельефно изображены, вписанные друг в друга и повторены трижды, кресты.


Фото: John McCabe

Считается, что Бет Гиоргис не только самая изящная, но и наиболее сохранившаяся монолитная церковь Эфиопии. В настоящее время она является не только уникальнейшим памятником культуры, но и действующим храмом.


Фото: José Eduardo Silva

Технология создания этого храма просто невероятна – строители XII века вырубили в вулканическом камне огромный монолит, а затем сделали его полым, изысканно украсив стены, проемы дверей и окон.

По узким тоннелям, прорубленным в породe, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами. Весь комплекс храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко — и святыни не подвергались лишней угрозe. Храмы нередко становились надежным убежищем.

Известныe на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Эти поразительныe храмы-монолиты, как и сотни лет назад, восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемоe чудо свeта, вырубленное восемь столетий назад в городe с красивым именем Лалибела.

Другие статьи по теме:

Views All Time

11194

Views Today

28

mirtayn.ru

Достопримечательности Лалибелы (11): фото и описание — список, что и где посмотреть в Лалибеле (Эфиопия): интересные места и обзоры

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (фото)

Рекомендовать место

1

Храмы Лалибелы

Храм Христа Спасителя расположен в древнем городе Лалибела, который находится в северной части Эфиопии. Храм уникален тем, что высечен из монолитной глыбы вулканического туфа. Это крупнейшая, из одиннадцати подобных церквей, вырубленных в здешних скалах в XII-XIII веках.

Весь храмовый комплекс был построен по указанию эфиопского правителя Гебре Мескеля Лалибелы из династии Загве, именем которого впоследствии и был назван город. Узнав о захвате Иерусалима мусульманами, царь приказал построить новый Иерусалим, храмы которого заменили бы утраченные христианские святыни.

Строители храма провели колоссальную работу, полностью вырубив из скалы здание в форме креста высотой 11,6 метра. Ученые предполагают, что при его строительстве могло быть задействовано до 40 тысяч человек.Храм включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм Христа Спасителя и другие десять церквей Лалибелы представляют огромный интерес как для ученых, так и для посещающих Эфиопию туристов. Созданный сотни лет назад, монолитный храм и сегодня поражает воображение.

Церковь святого Георгия

Церковь святого Георгия (фото)

Рекомендовать место

3

2

Церкви Лалибелы

Северная часть Эфиопии, в отличии от юга, привлекательна для туристов, в первую очередь, памятниками культуры. Здесь сохранилось много храмов практически единственной в тропической Африке христианской страны. Лалибела — своеобразный культурный очаг страны. Здесь больше десятка храмов, которые представляют из себя не отдельные строения, а причудливо вырублены в скалах.

Церковь святого Георгия (который покровительствует Эфиопии), пожалуй, самая красивая изо всех. Она находится на небольшом отдалении от Лалибелы и выглядит как погруженный в землю крест. Это впечатляющее зрелище.

По легенде, ревностному христианину Лалибеле явился во сне Бог и сказал: «Вырежи из скал церкви и здесь появится новый Иерусалим». Лалибела так и сделал, за что попал в список местных святых.

На самом деле, конечно, церковь возвели, вернее вырубили, обычные люди с помощью подручных инструментов, затратив на это примерно 25 лет. Произошло это ориентировочно в 12 веке нашей эры. Считается, что это не только самая изящная, но и наиболее сохранившаяся монолитная церковь Эфиопии. В настоящее время она является не только уникальнейшим памятником культуры, но и действующим храмом.

А какие достопримечательности Лалибелы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Церковь Богородицы

Церковь Богородицы (фото)

Рекомендовать место

1

Церкви Лалибелы

Церковь Богородицы – это небольшая православная церковь в городе Лалибэла, известным своими монолитными церквями. На его территории находятся 13 церквей, высеченных в скалах, которые являются местом паломничества. Большинство церквей были возведены в течение XII—XIII веков,эфиопскими мастерами-умельцами которые многие годы вручную долбили скалы, создавая шедевры архитектуры.

Церковь Богородицы расположена в одной из стен большого, вырубленного прямо в скале двора, в котором находится и другая, очень известная церковь города Лалибэла — церковь Девы Марии. Церковь Богородицы («Бетэ Дэнагыль») посвящена мукам Пресвятой Девы.

Комплекс церквей Лалибэла внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Лалибеле только по фотографиям.

Археологический музей Аксума

Археологический музей Аксума (фото)

Рекомендовать место

1

1

Музеи Лалибелы

Аксум считают центром цивилизации и христианства на африканском материке. С начала XX века и по сей день на территории города постоянно ведутся археологические раскопки. Местом демонстрации найденных исторических материалов стал Археологический музей Аксума.

Старинные летописи Эфиопии называют Аксум священным городом, который был столицей этой части страны уже за 200 лет до нашей эры, а аксумская устная история относит появление города к временам библейским. Поэтому неудивителен интерес историков и археологов к этим местам. Многочисленные экспедиции, работавшие здесь, смогли обнаружить артефакты, подтверждающие могущество древнего государства и высокую степень его развития.

В Археологическом музее хранятся письмена, сделанные на сабейском языке и языке гииз, которым более двух с половиной тысяч лет. Здесь же терракотовая посуда, железные и бронзовые предметы, чаши, курительницы, хорошо сохранившиеся монеты. Удивительно, но до наших дней дошли даже достаточно хрупкие украшения из стекла и парфюмерные флаконы с остатками духов. Интересны для посетителей макеты городских построек, дающие представление о застройке древнего Аксума.

Многочисленные экспонаты позволяют делать вывод, что Аксум с давних времен имел хорошо налаженные торговые связи. Об этом свидетельствуют найденные в захоронениях амфоры из Турции и Кипра. Прекрасная коллекция монет с IV по VI век н.э. является подтверждением широко развитой в древнем государстве торговли.

Дворец царицы Савской

Дворец царицы Савской (фото)

Рекомендовать место

1

1

Дворцы Лалибелы

Долгое время царица Савская считалась выдуманной фигурой. Ныне значительная часть историков склоняется к тому, что это была реальная царица, которая, правда, по их мнению, жила значительно позже, да и совершенно в другом месте — в Йемене. Однако у эфиопов совсем другая точка зрения, и они связывают с именем царицы Савской вполне реальные объекты в Аксуме.

Царица Савская прославилась своей неземной красотой и тем, что, услышав о мудрости Соломона, пришла к нему, чтобы испытать его загадками. Царь Соломон, в свою очередь, был пленен ее женскими чарами. Результатом их любви стало рождение сына Менелика.

По эфиопским обычаям царица носила имя Македа, а Аксум был столицей ее государства. В конце шестидесятых годов Эфиопский институт археологии проводил раскопки в районе Аксума. В результате были найдены руины огромного, искусно построенного здания с отлично сложенными из камней на известковом растворе стенами, глубоким фундаментом и внушительной дренажной системой. В предполагаемом большом тронном зале виден прекрасно сохранившийся пол из каменных плит. Угадываются и несколько лестничных колодцев, которые подразумевали существование, по крайней мере, одного верхнего этажа. Были там и купальни, и хорошо сохранившаяся кухня, в которой находятся две печи из кирпича.

Дальнейшие исследования показали, что сооружение, вероятнее всего, было построено несколько позже времени правления царицы ее сыном Менеликом. А в 2008 году немецкие археологи обнаружили под уже известными развалинами фундамент более старой постройки, которая и была дворцом царицы Савской.

Монастырь Абба Гарима

Монастырь Абба Гарима (фото)

Рекомендовать место

1

Монастыри Лалибелы

Монастырь Абба Гарима — это эфиопский православный монастырь, расположенный в 5 километрах к востоку от города Адуа региона Тыграй в Эфиопии.

Он был основан в шестом веке одним из девяти святых, монахом Абба Гарима, и стал известен своей ранней копией рукописи Евангелия и своими сокровищами. В монастыре есть обширная библиотека, содержащая в себе все подробности ранней истории, написанной священником по имени Хави.

Церковь «Mariam tsion»

Церковь «Mariam tsion» (фото)

Рекомендовать место

1

Церкви Лалибелы

Церковь «Mariam tsion» (Марии Сионской)- это комплекс, состоящий их двух храмов, старого и нового, и часовни, где хранится легендарный Ковчег завета. Это место поклонения христиан Эфиопии. Сюда стекаются тысячи паломников, особенно 30 ноября, когда проводятся празднества в честь Марии Сионской.

Старая церковь была построена в 1635 году на месте храма, датируемого IV веком нашей эры. В XVI веке он был разрушен мусульманами. Согласно свидетельствам португальцев, которые видели собор до разрушения, он был большим, величественным и необычайно красивым. Сегодня можно увидеть только камни от фундамента старой постройки.

В 1635 году при императоре Фасилидасе церковь была восстановлена, расширена и уже в этом виде дошла до наших дней. В оформлении храма видно сирийское влияние — зубчатые стены похожи на крепостные. Внутри они расписаны яркими иконами и фресками. Помещение церкви маленькое, но сюда приходит множество прихожан, которые толпятся во дворе. Женщинам вход категорически запрещен.

Новая церковь Святой Девы Марии — это современная интерпретация старого греко-византийского стиля с сильным эфиопским влиянием. Она украшена яркими росписями, на фронтоне церкви есть картина, изображающая Святую Троицу, Двенадцать Апостолов и Двенадцать колен Израилевых.

Строительством этой церкви последний император Эфиопии отметил 50-летие своего правления в 1955 году.

Часовня с Ковчегом завета — главная притягательная сила для христиан. Сейчас Ковчег надежно хранится в сокровищнице, и никто, включая первоиерархов эфиопской церкви, не допускается в святая святых. Возле реликвии постоянно находится ее хранитель, человек, который до самой своей смерти не может покинуть пределы храма. Своего преемника он назначает сам.

Народ Эфиопии глубоко верит в то, что Ковчег спасает страну от бед и напастей. Как бы то ни было, но Эфиопия — единственная африканская страна, которая за всю свою тысячелетнюю историю ни разу не лишалась независимости и с неизменным успехом отражала нападения любых агрессоров.

Могила Короля Базена

Могила Короля Базена (фото)

Рекомендовать место

1

Могила короля Базена, одного из древних правителей Эфиопии, находится в Аксуме и входит в число самых посещаемых туристических объектов. Гробница вырублена прямо в скальной породе, без всяких украшений, и скорее напоминает вход в подземное царство.

Король Базен был , по одной версии, семнадцатым, по другой- двадцать первым по счету правителем Эфиопии, чья родословная брала начало от царицы Саввской и царя Соломона. По преданиям, рождество Христово произошло в восьмой год его царствования. Эфиопская церковь считает, что он был одним из волхвов, посетивших младенца Иисуса, и передал ему в дар ладан. Вернувшись, правитель сказал: «Мессия родился». Даже если бы это предание было записано на папирусе или пергаменте, вряд ли бы оно дошло до наших дней, скорее, это устная традиция, в которую свято верят и местные священнослужители, и их прихожане. Поэтому могила короля Базена здесь особо чтима. Сегодня один из так называемых «камней Базена» встроен в стену храма Марии Сионской в Аксуме.

Сама гробница — это сводчатое подземное сооружение с большим центральным помещением и несколькими погребальными камерами меньшего размера с обеих сторон от него. Внутри — полная темнота, создающая мистические ощущения. Никаких археологических объектов внутри гробницы не сохранилось,однако возможность прикоснуться к древним камням, ровесникам Христа, постоянно притягивает сюда посетителей.

Храм Йеха

Храм Йеха (фото)

Рекомендовать место

Храмы Лалибелы

Древний город Аксум был столицей Аксумского государства еще до рождества Христова. Архитектурные памятники, храмы, священные руины могут многое поведать об истории страны. Однако все эти археологические находки, раскрывая исторические аспекты развития государства на территории современной Эфиопии, часто ставят перед исследователями новые вопросы. Одной из таких загадок стал так называемый Храм Луны, расположенный в 80 километрах от Аксума.

Руины храма находятся в древнейшем городе Эфиопии — Йеха. Из всех эфиопских древностей руины храма Йеха производят наибольшее впечатление. Грандиозное квадратное здание из массивных каменных блоков, как предполагают археологи, было построено примерно в VII веке до н.э., и до принятия христианства в стране служило местом поклонения, скорее всего, богу Луны. Такой вывод был сделан учеными, исходя из внешнего сходства этого храма с сабейскими храмами на Аравийском полуострове. Хотя, конечно, точно сказать, что здесь происходило в то время, не может сегодня никто.

Главная особенность храма — удивительное мастерство и совершенство постройки. Материал строительства — песчаник. Огромные блоки сложены особым образом, без использования какого-либо связующего раствора. Это, так называемая, сухая кладка. Местами она разрушилась, пострадало и внутреннее пространство. Идеально правильная геометрия каменных глыб и исключительно точный расчет — одна из причин, по которым это святилище сохранилось до наших дней. Сегодня этот объект привлекает не только историков и археологов со всего мира, но и исследователей-уфологов, которые убеждены, что без внеземного вмешательства невозможно было создать столь совершенное строение.

Монастырь Дебрэ Дамо

Монастырь Дебрэ Дамо (фото)

Рекомендовать место

1

1

Монастыри Лалибелы

Древний христианский монастырь Дебрэ Дамо расположен на плоской вершине скалистой отдельно-стоящей горы в эфиопской провинции Тыграй. Монастырь был основан в эпоху Аксумского царства

(VI век) сирийским монахом Абуна Арегави. Это полностью изолированная территория, на которой проживают около ста монахов. Считается, что здесь находится самая древняя церковь Эфиопии.

Возникновение монастыря связывают с историей прихода из Сирии в Эфиопию девяти святых, которые несли христианскую религию. Одним из них был Святой Арегави, поселившийся на горе Дебрэ Дамо. Остальные восемь святых разбрелись по сельской местности вокруг региона Тыграй, и там, где они поселились, возникли церкви, названные их именами.

Дебрэ Дамо необычен и великолепен с точки зрения своего расположения. Чтобы попасть в монастырь, сначала нужно преодолеть пологий затяжной подъем, после которого перед вашими глазами предстанет совершенно отвесная скала. С вершины скалы монахи спустят вам кожаную веревку, вы обвяжетесь ею, и, как заправский альпинист, начнете подъем. Вернее, вас на высоту 20 метров поднимут дружелюбные монахи. И это только в том случае, если вы мужчина. Особам женского пола (даже самкам животных!) вход в монастырь запрещен. Женщинам разрешается оставаться у подножия скалы и оттуда молиться.

Балки и потолки древнего храма Дэбрэ Дамо, вокруг которого построен монастырь, украшены великолепными деревянными панелями, на которых запечатлены львы, слоны, носороги, змеи, газели, антилопы, жирафы и верблюды. Там же сохранился ряд картин, включая изображения, повествующие о легендарном основании монастыря.

Сокровища, хранимые внутри монастыря, оставались нетронутыми на протяжении 1400 лет благодаря неприступному и опасному склону горы. Это обширная коллекция иллюстрированных рукописей, включая древнейшие фрагменты текста, которые можно найти в Эфиопии. Сейчас в храме находятся около пятидесяти ценнейших манускриптов. Монастырь является важным религиозным и учебным центром для эфиопской православной церкви.

Церковь Креста

Церковь Креста (фото)

Рекомендовать место

1

Церкви Лалибелы

Церковь Креста – это небольшая церковь в Эфиопии, которая находится в городе Лалибэла, известным своими монолитными церквями. На его территории находятся 13 церквей, высеченных в скалах, большинство из которых были возведены в течение XII—XIII веков.

Церковь Креста («Бетэ Мэскэль») расположена возле наиболее почитаемой церкви в Эфиопии,церкви Девы Марии, окна которой имеют форму греческих и римских крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь Девы Марии находится в огромном дворе, невероятными усилиями вырубленным прямо в скале, а позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста.

Комплекс церквей Лалибэла внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

www.openarium.ru

Лалибела — Эфиопия — Святые места

Лалибэла (иногда Лалибела) — город на севере Эфиопии. Одно из святых мест страны, уступающее по значению только Аксуму, центр паломничества населения страны. В отличие от Аксума, почти все жители Лалибэлы являются христианами эфиопской православной церкви. Лалибэла должна была стать Новым Иерусалимом в ответ на захват Иерусалима мусульманами, поэтому многие из исторических зданий города имеют название и конструкцию зданий Иерусалима.

Город расположен в зоне Сымен Уолло региона Амхара, или килил на высоте 2500 метров над уровнем моря. По данным Центрального статистического агентства, в 2005 году население города насчитывало примерно 14668 человек, из них 7049 мужчин и 7619 женщин. По данным национальной переписи 1994 года, население города составляло 8484 человек, из которых 3709 — мужчины и 4775 — женщины.

В правление Святого Гебре Мескель Лалибэлы (принадлежавшего к династии Загве, которая правила Эфиопией в конце XII века — начале XIII века) нынешний город Лалибэла был известен под именем Роха. Царь-праведник получил своё имя благодаря пчелиному рою, который, по преданию, окружил его при рождении. Его мать посчитала это знаком, что он станет царём Эфиопии. Говорят, что названия некоторых мест в современном городе и общий вид самих высеченных в сплошном камне церквей повторяют названия и облик зданий, которые Лалибэла видел во время своего пребывания в Иерусалиме и в Святой Земле в юности.

Как говорят, Лалибэла, увидев Иерусалим, попытался построить новый Иерусалим как свою столицу в ответ на захват старого Иерусалима мусульманами в 1187 году. Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку называют Иорданом. Город оставался столицей Эфиопии с конца XII века и в XIII веке.

Первым из европейцев эти церкви увидел португальский путешественник Перо да Ковильян (1460-1526).

В числе первых европейцев, побывавших в Лалибэле, был португальский священник Франсишку Альвареш (Francisco Álvares) (1465-1540), который сопровождал посла Португалии во время посещения последним Лебна Денгеля (Lebna Dengel) в 1520-е годы. Его описание этих сооружений заканчивается словами:

«Мне наскучило писать ещё об этих зданиях, поскольку мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше … Клянусь Богом, во власти которого пребываю, что всё написанное мной — истинная правда»

Хотя Рамузо (Ramuso) включил планы ряда этих храмов в своё издание книги Альвареша 1550 года, кто предоставил ему рисунки, неизвестно. Следующим европейцем, о котором известно, что он побывал в Лалибэле, стал Miguel de Castanhoso, который служил солдатом под командованием Криштована да Гамы и уехал из Эфиопии в 1544 году. После de Castanhoso прошло более 300 лет, прежде чем очередной европеец, Герхард Рольфс, побывал в Лалибэле где-то между 1865 и 1870 гг.

Согласно «Футух аль-Хабаса» (Futuh al-Habasa) Сихаба ад-Дина Ахмада (Sihab ad-Din Ahmad), Ахмад Грань (Ahmad Gragn) сжёг один из храмов Лалибэлы во время своего вторжения в Эфиопию. Однако Ричард Панкхерст скептически отнёсся к этому событию, указав, что несмотря на приведённое Сихабом ад-Дином Ахмадом подробное описание монолитной церкви («Она была высечена из горы. Её колонны тоже были вырезаны из горы.» («It was carved out of the mountain. Its pillars were likewise cut from the mountain.»)), упоминается только одна церковь. Панкхерст добавляет, что «чем отличается Лалибэла (как известно всем туристам), это тем, что там находится не одна, а целых 11 каменных церквей или около того — причём все они находятся в двух шагах друг от друга!» Панкхерст также отмечает, что Царские хроники (Royal Chronicles), которые упоминают разорение Ахмадом Гранем этого района в период с июля по сентябрь 1531 года, ничего не говорят о разрушении имамом легендарных церквей этого города. Он завершает свою аргументацию утверждением, что если бы Ахмад Грань сжёг какую-либо церковь в Лалибэле, то, скорее всего, это была бы церковь Бете Медхане Алем, при этом если бы войско мусульман ошиблось или если бы его ввели в заблуждение местные жители, то подожжённой им церковью была бы Ганната Марьям, «в 10 милях восточнее Лалибэлы, у которой также имеется колоннада, высеченная из горы».

Этот городок в провинции известен всему миру своими монолитными церквями, которые играют важную роль в истории скальной архитектуры. Хотя церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в период правления Лалибэлы, а именно — в течение XII-XIII веков. Всего насчитывается 13 церквей, объединённых в четыре группы:

Северная группа: Бет Медхане Алем, место нахождения креста Лалибэлы, считается крупнейшей монолитной церковью в мире, возможно копирует храм Св. Марии Сионской (St Mary of Zion) в Аксуме. Соединена с церквями Бете Марьям (возможно, самой старой из этих церквей), Бете Голгофа (известна своими произведениями искусства, по некоторым сведениям, в ней находится могила царя Лалибэлы), часовней Селассие и могилой Адама.

Западная группа: Бет Гиоргис, считающаяся самой изящной и лучше всех сохранившейся церковью.

Восточная группа: Бет Амануэль (возможно, бывшая царская часовня), Бет Меркориос (которая может быть бывшей тюрьмой), Бет Абба Либанос и Бет Габриэль-Руфаэль (возможно, бывший царский дворец), соединённая со святой пекарней.

Ещё дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Йимрехане Кристос (возможно, XI века, построенная в аксумском стиле, но в пещере).

По вопросу о времени постройки некоторых церквей есть разные мнения. Дэвид Бакстон (David Buxton) установил общепризнанную хронологию, отметив, что «две из них следуют, с большой точностью в деталях, традиции, представленной Дэбре-Дамо, с изменениями в Йемрехана Кристос.» Поскольку на высечение этих сооружений в теле скалы должно было уйти больше времени, чем несколько десятилетий правления царя Лалибэлы, Бакстон предположил, что работы продолжались и в XIV веке. Однако Дэвид Филлипсон (David Phillipson), преподаватель африканской археологии в Кембриджском университете, высказал предположение, что церкви Меркориос, Габриэль-Руфаэль и Данагель были первоначально высечены в скале на пятьсот лет раньше в качестве укреплений или других дворцовых сооружений в дни заката Аксумского царства, и что имя Лалибэлы просто стало связываться с ними уже после его смерти. С другой стороны, местный историк Гетачеу Мэконнен (Getachew Mekonnen) приписывает царице Маскаль Кибра (Masqal Kibra), супруге Лалибэлы, сооружение одной из высеченных в скале церквей (Абба Либанос) в качестве мемориала её супругу после его смерти.

В противовес теориям, отстаиваемым авторами типа Грэма Хэнкока (Graham Hancock), величественные высеченные в скале церкви Лалибэлы не были построены с помощью тамплиеров — имеется множество доказательств того, что они были сооружены исключительно средневековой эфиопской цивилизацией. К примеру, хотя Бакстон отмечает наличие традиции, утверждающей, что «Абиссинцы обратились к помощи иностранцев» для строительства этих монолитных церквей, и признаёт, что «некоторые декоративные детали носят явные признаки коптского влияния», он твёрдо убеждён в местном происхождении этих творений: «Но значительным фактом остаётся то, что скальные церкви продолжают следовать стилю местных возведённых прототипов, которые сами сохраняют явные доказательства их преимущественно аксумского происхождения.»

Церкви также представляют собой значительное достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими церквями), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город.

svyatsy.org

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *