История — Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.
Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.
Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.
Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, — пишет он, — царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».
По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»
После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.
К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.
После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.
С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.
В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец — музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А.
Э. Гессена.С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.
Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.
В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.
Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них — часовой, другие два — указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.
Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.
На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.
режим работы и стоимость билетов в 2021 году, как добраться и официальный сайт
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге расположен в Летнем саду, который был заложен в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых мастеров. Петр I мечтал создать сад в версальском стиле. Сначала в своем доме он отдыхал и следил за ходом работ, а затем здесь жил с семьей летом.
Режим работы Летнего дворца Петра I в 2021 году
- Музей открыт только в летний период (с 1 мая по 30 сентября). Летом в виду большого количества желающих билеты реально приобрести только в первый час работы кассы. Кассы работают с 10:00 ежедневно, кроме четверга и вторника. По четвергам с 13:00. Билеты продаются ежедневно только на текущий день.
- Посещение возможно только в составе группы. Билеты продаются в кассе дворца.
- По понедельникам, средам и пятницам сеансы в 12:00, 14:00, 16:00, 18:00 и 19:00.
- По четвергам сеансы в 14:00, 16:00, 18:00 и 20:00.
- По субботам и воскресеньям сеансы в 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 и 19:00.
- Указано время сеансов для индивидуальных посетителей.
Как добраться
Ближайшие станции метро — «Невский проспект», «Гостиный Двор» и «Чернышевская». Дворец находится на территории Летнего сада, у истока Фонтанки из Невы.
История создания Летнего дворца
С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Петр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Петр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Петр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.
После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Петр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.
В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.
В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.
В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.
В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.
После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нем проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.
Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что еще при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I. Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.
автор: С.Н. Кудас
Зелёный кабинет
автор: С.Н. Кудас
Столовая
автор: С.Н. Кудас
Спальня Екатерины I
Наружное убранство Летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге
Здание построено в стиле барокко. Мы видим четкие пропорции и многочисленные окна, а также барельефы и лепной фриз под кровлей. Строение было рассчитано не для торжественных приемов, а как жилище для царя и его семьи. Здание имеет строгий облик. Крыша высокая, четырехскатная, водостоки выполнены в виде крылатых драконов. Фасады украшены фризом из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Изображения барельефов рассказывают о военных успехах России. В образе Персея мы узнаем Петра I. Барельеф над главным входом со стороны сада представляет нам в окружении знамен и трофеев богиню мудрости, покровительницу наук и ремесел Минерву. Из-за постоянной подсыпки грунта цоколь здания почти не виден, а здание кажется невысоким.
Барельеф
Интерьер Летнего дворца
На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н.Пино.
В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная. Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.
автор: С. Н. Кудас
Спальня Петра I
автор: С.Н. Кудас
Нижняя поварня
автор: С.Н. Кудас
Столовая
автор: С.Н. Кудас
Токарные станки Петра I
На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев. Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.
автор: С.Н. Кудас
Тронная
автор: С.Н. Кудас
Спальня Екатерины I
автор: С.Н. Кудас
Детская
автор: С.Н. Кудас
Зелёный кабинет
Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).
автор: С.Н. Кудас
Кабинет Петра I
Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.
В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.
Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.
Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.
Виртуальные прогулки
Телефон
+7 (812) 595-42-48
Официальный сайт Летнего дворца Петра I
www.rusmuseum.ru
резиденции и путевые домики Петра I
Зимний и Летний дворцы Петербурга, голландский домик в Подмосковье, путевой дом в Вологде и скромная землянка в Дербенте — резиденции Петра I выглядели по-разному: от роскошных императорских покоев до аскетичной солдатской хижины. Отправляемся на виртуальную прогулку по зданиям, где жил первый русский император.
Голландский домик Петра I в Коломенском. Фотография: Михаил Ворожцов / фотобанк «Лори»
Домик Петра I в подмосковном селе Коломенское — точная копия старейшего деревянного здания в нидерландском городе Заандам. Император побывал там в августе 1697 года во время Великого посольства — дипломатического путешествия по Европе. Небольшой заандамский домик принадлежал морскому кузнецу Герриту Кисту. Здание было построено в середине XVII века из дубовых досок, которые остались от обшивки старых кораблей. Петр I прожил в нем восемь дней, пока не уехал в Амстердам.
…Между делом осматривал фабрики, заводы, лесопильни, сукновальни, навещая семьи голландских плотников, уехавших в Москву. Однако красная фризовая куртка и белые холщовые штаны голландского рабочего не укрыли Петра от досадливых разоблачений, и скоро ему не стало прохода в Саардаме (русское название Заандама. — Прим. ред.) от любопытных зевак, собиравшихся посмотреть на царя-плотника.
В середине XVIII века дом Геррита Киста признали национальным достоянием Голландии, и он перешел в собственность королевской семьи. В XIX веке его не раз посещали русские императоры и наследники престола. В 1886 году король Нидерландов Виллем III подарил Домик Петра Александру III. В 2013 году нидерландские мастера построили точную копию этого здания, которую переправили по морю в Петербург, а оттуда — в подмосковное Коломенское.
Дом состоит из двух небольших комнат, в которых восстановлен интерьер конца XVII века: камин с облицовкой из расписных керамических плиток, рабочий стол с книгами и географическими картами, спальное место императора, обустроенное по старой голландской традиции — в нише с дверцами, обтянутыми плотной тканью. Кровать не подходила императору по росту: ему приходилось отдыхать полусидя.
В экспозиции Домика Петра I также представлены модель фрегата XVIII века, кованая оконная петля из дома в Заандаме, книги по географии и морскому делу — в том числе «География генеральная» Бернгарда Варениуса, изданная в Москве в 1718 году.
Домик Петра I на Петровской набережной Санкт-Петербурга. Фотография: Andrea Rudi / фотобанк «Лори»
«Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами» называли небольшой деревянный дом, возведенный по распоряжению Петра I в конце мая 1703 года. Он стал первым зданием новой российской столицы — Санкт-Петербурга.
Дом в шведском стиле построили из сосновых досок, выкрашенных под кирпич. Крышу украсили изображениями мортиры и ядер. Это означало, что здесь живет «капитан бомбардирской роты» — под таким званием император входил в армейские списки. Стены изнутри обили парусиной, дверные косяки и наличники окон украшала «травная» роспись — цветочный рисунок на черном фоне. В середине здания располагались сени, по сторонам от них — кабинет, столовая и спальня.
В 1723 году Петр распорядился окружить «Первоначальный дворец» защитной галереей. Ее проект разработал архитектор Доменико Трезини. Во времена правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы, дом преобразовали в часовню, где хранилась реликвия семьи Романовых — икона Спаса Нерукотворного. Сейчас этот образ находится в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.
В середине XIX века вокруг деревянного здания возвели кирпичный «футляр», чтобы уберечь его от воздействия времени. Прилегающий к «Первоначальному дворцу» участок земли оградили чугунными решетками и разбили на нем сад. С 1930 года Домик Петра I принадлежал Петергофскому комплексу, а в 2004-м вошел в состав Русского музея.
Сейчас в Домике Петра восстановлен интерьер XVIII века. В экспозицию входят некоторые вещи, принадлежавшие императору, — суконный мундир, трость, изготовленная восточными мастерами, кресло, небольшая лодка-верейка. Здесь же хранится отлитая из чугуна копия руки Петра, созданная в 1707 году липецкими мастерами.
В 1712 году Петр I обвенчался с Мартой Скавронской, которая в православии приняла имя Екатерина. Друг и соратник императора Александр Меншиков подарил супругам Свадебные палаты — просторный дом на Адмиралтейском острове, на современной Миллионной улице. Однако уже через четыре года, в 1716-м, Петр задумал построить на этом месте новую резиденцию — Зимний дом, который полностью соответствовал бы его вкусам. Разработку проекта царь поручил архитектору Георгу Иоганну Маттарнови.
Читайте также:
Уже через два года Петр приказал вновь перестроить здание и добавить «восемь камор верхняго жилья». В 1719 году архитектор Маттарнови умер, и работу над Зимним дворцом продолжил Николай Гербель. Западное крыло дворца было достроено в феврале 1720 года, а Гербель продолжал работать. Спустя еще два года резиденция стала одной из самых роскошных построек Петербурга. В декабре 1723 года в Парадном зале Зимнего дворца прошло обручение дочери Петра, Анны, с герцогом Голштинским. В 1725 году в этом же зале первый российский император скончался.
Сейчас Зимний дворец Петра I принадлежит Государственному Эрмитажу. До наших дней сохранилась лишь часть помещений: кабинет императора с расписным камином и высоким столом-конторкой, подвал, где сейчас выставлены археологические находки, токарная мастерская царя, небольшая столовая с полной обстановкой времен XVIII века. Снаружи здания воссоздана часть вымощенного камнем парадного двора. Здесь же выставлены царский экипаж и карнавальные сани в виде дракона. В одном из помещений Зимнего дворца хранится фигура Петра. Ее изготовили по гипсовым слепкам с тела царя, а парик для скульптуры сшили из собственных волос императора.
Летний дворец Петра I. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»
Летний дворец Петра I — одно из самых старых зданий Петербурга. Его построили в 1714 году по проекту Доменико Трезини. Фасад в стиле барокко украшали 29 барельефов немецкого художника Андреаса Шлютера: каждый из них иносказательно изображал одно из событий Северной войны.
Петр поселился в Летнем дворце еще до того, как его достроили, летом 1712 года. Его покои располагались на первом этаже, второй же принадлежал императрице Екатерине. Вплоть до смерти Петра царская семья проводила здесь каждое лето. Позже, почти до середины XIX столетия, здесь располагалась летняя резиденция придворных сановников, а затем император Александр I распорядился открыть Летний дворец для публики.
С 1930-х годов в здании находился историко-бытовой музей. Во время войны дворец сильно пострадал от обстрелов, но уже к 1947 году его отреставрировали и снова открыли для посещений. Затем прошла еще одна реставрация, в ходе которой внутренним помещениям вернули первоначальный облик, отремонтировали полы и отопительную систему, стены обили тканью, как это было во времена Петра. Снаружи здание сохранило свой исторический вид и никогда не перестраивалось.
Сейчас Летний дворец принадлежит Русскому музею. Посетители могут увидеть в интерьерах комнат подлинные вещи XVIII столетия: токарный станок императора, облицованные голландскими изразцами печи и камины, картины с изображениями кораблей и морских сражений, анемометр из царского кабинета, который до сих пор способен показывать направление и силу ветра. Помимо жилых покоев, воссоздана обстановка и других помещений — поварни, ямщицкой, карцера, гардеробной.
Дворец Петра I в Стрельне. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
Дворец в Стрельне построили в 1716 году. Это была скромная загородная резиденция, где Петр I останавливался по пути в Ораниенбаум, Кронштадт и Петергоф. Рядом со зданием располагались хозяйственные постройки, оранжереи, пасека, небольшой сад. Нетипичным для императорской резиденции был огород, где выращивали овощи, лекарственные и пряные травы. По преданию, именно здесь Петр I впервые посадил новую овощную культуру из Голландии — картофель. Рядом с усадьбой текла река Стрелка, в которой разводили рыбу для царского стола.
После смерти Петра императрица Елизавета распорядилась отреставрировать Стрельнинский дворец, но члены царской семьи больше не оставались там подолгу: резиденцию использовали только для короткого отдыха по дороге в Петергоф. В разное время здесь жили Григорий Потемкин, Александр Суворов, Екатерина Дашкова.
При Екатерине II во дворце разместился военный госпиталь. В середине ХIХ века его отреставрировали еще раз и вернули первоначальный внешний вид. В советское время здесь находились детские ясли и больница. Во время войны, в отличие от других исторических зданий в окрестностях Петербурга, Стрельнинский дворец почти не пострадал. В 1980-х годах его передали Государственному музею-заповеднику «Петергоф». Сейчас гости дворца в Стрельне могут увидеть редкий прижизненный портрет Петра, выполненный неизвестным художником, расписную ширму для спальни, праздничный костюм императора и лоскутное одеяло, которое, по преданию, сшила сама Екатерина I.
Дом-музей Петра I в Вологде. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»
Дом-музей Петра I в Вологде — иначе его называют «Петровским домиком» — служил резиденцией императора и его супруги во время визитов в город. Известно, что Петр останавливался здесь по меньшей мере пять раз.
Каменный одноэтажный дом, построенный в XVII веке, ранее принадлежал семье голландских купцов Гоутманов. Искусствовед Георгий Лукомский так описывал это здание: «…двор голландца Гоутмана принадлежал к лучшим посадским местам города, рекомендуя владельца как человека весьма зажиточного, у которого была и каменная палата о трех жильях и на небольшой сравнительно дворовой площади расположено было до девяти жилых помещений, а сверх того и торговая лавка».
После смерти Петра дом в Вологде долго оставался заброшенным. Его восстановили лишь в 1875 году. Сейчас здесь находится Музей Петра I. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска с гербом — рукой, в которой зажата секира. В музее хранится около 100 экспонатов. Среди них — камзолы Петра I, кубок, принадлежавший Александру Меншикову, старинные стулья с голландским гербом на спинках, походные солдатские фляги, украшенные гравировкой.
Павильон с остатками землянки Петра I и памятник императору в Дербенте. Фотография: Алексей Гусев / фотобанк «Лори»
Домик Петра I в Дербенте — самый скромный из царских путевых домиков. В земляной хижине император останавливался на несколько дней в 1722 году, во время Персидского похода. Жители города относились к этому месту с глубоким почтением — почти как к святыне. В середине XIX века наместник Кавказа Михаил Воронцов распорядился окружить землянку оградой из якорных цепей и каменных столбов. Затем на этом месте построили каменный павильон.
До революции Домик Петра I в Дербенте посещали члены императорской династии, высокопоставленные дворяне и знаменитые иностранцы — в том числе французский писатель Александр Дюма. Однако в советское время исторический памятник был почти заброшен, а павильон вокруг него использовали сначала как столовую, затем перестроили его в жилой дом.
В 2015 году, к 2000-летию Дербента, землянку Петра I восстановили и присвоили ей статус музея. Павильон XIX века тоже был восстановлен, рядом с ним появился памятник императору. В экспозицию входят предметы, которые археологи нашли во время раскопок: старинные монеты, пули, нательные кресты, фрагменты оружия.
Автор: Ирина Кирилина
Летний дворец Петра I | Московский Журнал
К. П. Беггров. Вид дворца Петра I в Летнем саду. Литография по рисунку В. С. Садовникова. 1830 год
О петровской резиденции в Летнем саду Санкт-Петербурга.
Кажется, редкий исследователь, занимающийся «Летним домом» — так называли в начале XVIII века дворец Петра I, — не сетовал на дефицит источников, имеющих отношение к этому зданию архитектора Д. Трезини. «О постройке [Летнего дворца] не сохранилось верных сведений», — писал в 1839 году литератор А. П. Башуцкий. «История Летнего дворца еще не выяснена», — резюмировал в начале XX века искусствовед И. Э. Грабарь. «Ранняя история царской летней резиденции овеяна легендами», — вторит им археолог В. А. Коренцвит. Задвинутый в угол Летнего сада небольшой двухэтажный дом царя менее всего походил на резиденцию всесильного монарха. «Петр I заложил его скорее для своего развлечения, нежели имея в виду построить императорский дворец», — отмечал в 1735 году шведский ученый К. Р. Берк. Прусский чиновник И. Г. Фоккеродт, видимо, бывавший во дворце еще при жизни Петра, и вовсе называет трезиниевское творение «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». Причиной тому Фоккеродт считал плохой вкус русского монарха, любившего маленькие низенькие покои. «Чертеж, представленный одним голландским зодчим, с тесными комнатами и удачно выгадывавший свободное место, — пишет чиновник о каком‑то петровском строении, — навсегда удержал у Петра преимущество перед тем планом, который начертил с большим вкусом один итальянский или французский зодчий». Иногда высказывается мнение, что царь, построивший себе столь неприметный внешне дворец, желал жить в нем как частное лицо, между тем как дворец князя А. Д. Меншикова имел «представительские функции». Едва ли это верно. Источники сообщают: летнюю резиденцию Петра I посещали иностранные послы, видные сановники, архитекторы. Например, в октябре 1722 года «в Летнем доме Его Императорского величества <…> был консилиум» о каменном строительстве в Петербурге, где, помимо царя, присутствовали начальник канцелярии городовых дел У. А. Синявин и архитекторы Д. Трезини и Стефан ван Звитен. Здесь же проходили и увеселения: шотландец П. Г. Брюс, служивший при Петре I, сообщает, что тот часто давал балы и устраивал приемы в своем Летнем дворце, «а не у князя Меншикова, как прежде». Аудиенции послов тоже проходили в Летнем дворце, о чем упоминает один из участников польского посольства, посетившего Петербург в 1720 году. Свидетельство неизвестного автора, фигурирующего в литературе как «поляк‑очевидец», чрезвычайно ценно, поскольку является единственным описанием внутренних покоев Летнего дворца эпохи Петра I. Царь повел посла за собой во дворец, «очень красиво украшенный различной китайской обивкой». В трех комнатах поляк увидел бархатные кровати с широким позументом, множество зеркал и украшений. Пол — мраморный. Кухня — «как комнаты в других дворцах». В поварне — насосы для подачи воды, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Знакомясь с «оснащением» царской кухни, невольно приходишь к выводу: именно со строительством Летнего дворца Петр получил наконец хорошо налаженный быт. Во всяком случае, теперь уже анахронизмом представляются слова датского посланника Ю. Юля, писавшего в 1709 году о первом Зимнем дворце следующее: «Царь кушал у себя дома. Любопытно, что повар его бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяйства у кого блюда, у кого скатерти, у кого тарелки, у кого съестных припасов, ибо с собою царь ничего не привез». Обращает на себя внимание и такой факт: хотя Петр уже несколько лет жил в своей новой резиденции, она все еще не была закончена — очевидно, постоянное отсутствие в столице в связи с войнами мешало Петру контролировать процесс отделки дворца. Вместе с тем монарх не мог не заметить, как быстро перестраивался и видоизменялся дворец А. Д. Меншикова, что вызвало высочайшее недовольство. Австрийский резидент в России О. Плейер сообщает о нагоняе, который Петр I устроил светлейшему князю в день именин последнего 23 ноября 1714 года. Упрекнув фаворита в многочисленных растратах, царь в гневе бросил ему: «Ты, князь, всегда хорошо строишь: в конце лета ты велел снести у себя половину дома, а к зиме он уже снова отстроен, и не как старый, а лучше и выше. Ты начал и дом для гостей в конце лета, который больше моего, и твой больше чем наполовину готов, а мой нет». Исследователи нередко сходятся во мнении, что дворец Петра I в Летнем саду является подражанием загородным голландским виллам. Действительно, в экспликации к плану 1740‑х годов из коллекции Тринити‑колледжа в Дублине (Ирландия), этот дворец обозначен как «голландская усадьба, в которой царь Петр I cо всей своей семьей проживал». Сохранилось, кстати, высказывание на сей счет самого хозяина «голландской усадьбы», слышанное очевидцем. Судя по всему, Петр не рассматривал трезиниевские палаты как окончательный вариант, а помышлял в будущем — вероятно, после окончания войны со Швецией — возвести в саду более соответствующую своему сану резиденцию: «Поживем пока, как добрые голландские граждане живут, — говорил он Екатерине, — а как с делами управлюсь, построю тебе дворец, и тогда заживем, как государям жить пристало». Согласно «Походным журналам» Петра I, монаршее семейство перебиралось из Зимнего в Летний дворец в апреле или в мае (видимо, в зависимости от погоды). Например, в 1715 году переезд состоялся 16 апреля, а в 1720‑м — 21 мая. Возвращались на «зимние квартиры» с первыми холодами, которые наступали в октябре. Вслед за семьей переезжала «Кабинет-Канцелярия» во главе с А. В. Макаровым, занимавшая, очевидно, первый этаж соседних с дворцом Людских покоев (в описи этого здания на первом этаже под № 11 значится: «Казенные от Макарова»…
Ассамблея в Летнем дворце Петра I. Гравюра 1870-х годов. Из журнала «Древняя и Новая Россия». 1877. № 3
Летний дворец Петра I в Летнем саду. Санкт-Петербург. Что интересно, как добраться, время работы, стоимость билетов
До основания Петербурга в 1703 году, берега Невы отнюдь не были пустынны.
Выше по течении бурлила жизнь в городе Ниен, а в месте ответвления из Невы реки Фонтанка находилась богатая усадьба шведского майора, служившего в крепости Ниеншанц.
Усадьба называлась мыза Конау, а русские звали ее «Кононова усадьба».
На этом месте, после основания города, и была выстроена летняя резиденция Петра.
Не стоит полагать, что невские берега были заселены шведами, которых в результате войны выгнал царь Петр. Почти рядом с Кононовой усадьбой стояла совершенно русская деревенька «Усадищи».
В отличие от окружающей болотистой местности, территория усадьбы была благоустроена не столько с точки зрения вельможных удобств, но и вполне утилитарно: поле было распахано, удобрено и имело неплохой огород.
На базе этого огорода (когда надобность в нем отпала) с 1706 года вокруг дворца начали разводить ставший знаменитым на всю страну Летний сад.
Сначала здание царского дома было деревянным, от реки Фонтанки к нему прорыли канал, таким образом, для безопасности усадьба была с трех сторон окружена водой.
Так как основные события начала строительства Санкт-Петербурга разворачивались на другой стороне Невы, перед Летним дворцом была организована небольшая причальная бухта, которую называли Гаванец.
В1710 году, по проекту архитектора Доменико Трезини, построили каменный Летний дворец.
Фасад нового здания архитектор Шлютер украсил барельефами с изображением событий Северной войны.
Этому же архитектору Петр поручил обустроить внутренние интерьеры дворца, но Шлютер умер, посвятив дворцу всего год своей жизни.
Жена и дети Петра жили на втором этаже, а покои царя располагались на первом. Тут же находилась приемная, где он принимал челобитные, и карцер, куда царь собственноручно сажал провинившихся, и откуда сам же их выпускал.
Именно в вестибюле Летнего дворца было совершено первое покушение на Петра раскольниками.
А самым любимым помещением у Петра во дворце была токарная мастерская.
Дворец назвали «Летний», потому что царская семья переезжала сюда в мае и жила до октября.
Стены были довольно тонкими, отопления не было. Зато, в Летнем дворце была устроена первая в Санкт-Петербурге система канализации.
Она была проточной, этому способствовала сила течения реки Фонтанки. А в дом вода подавалась насосами.
В 1777 году наводнение уничтожило каналы вокруг дворца, и система канализации действовать перестала.
После кончины царя и его жены, во дворце никто не жил, его использовали для заседаний Тайного совета и для отдыха придворных императоров. А после постройки нового большого Летнего дворца для императрицы Елизаветы Петровны на берегу Мойки (там, где теперь стоит Михайловский замок), этот и вовсе стоял заброшенным.
Это спасло дом от переделок и перестроек и сохранило первоначальный вид до наших дней.
После революции его передали Русскому музею, в 1934 году присвоили статус самостоятельного Историко-бытового музея, но потом вернули обратно.
Сегодня Летний Дворец Петра Первого является филиалом Русского музея.
В 60-х годах 20 века произвели полную реставрацию дворца, благодаря чему восстановили множество первоначальных элементов.
До сих пор Летний дворец сохранил уютную домашнюю атмосферу, в экспозиции музей можно увидеть личные вещи царя, его жены Екатерины, их придворных и фрейлин императрицы.
Часы работы:
- Посещение экспозиции Летнего дворца Петра I сеансовое: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00 и 16.00, группы до 15 человек.
- Билеты только в кассе дворца
Официальный сайт
Адрес:
- Санкт-Петербург, Летний сад, набережная Кутузова, дом 2
Как добраться:
Ближайшая станция метро – Гостиный двор.
Выйдя из метро по подземному переходу попадаем на другую сторону Невского проспекта. Это перекресток с Садовой улицей.
По Садовой нужно идти, никуда не сворачивая.
Минуем Михайловский дворец, переходим реку Мойка, идем вдоль Лебяжьей канавки (на другой стороне которой находится Летний сад). Дорога упирается в Дворцовую набережную.
Здесь нужно повернуть налево, перейти Верхнее-Лебяжий мост и, дойдя до середины решетки Летнего сада войти внутрь. На первой же аллее свернуть налево.
Аллея выходит к набережной Фонтанки, где и находится Дворец Петра 1.
Летний дворец и Летний сад — Лайфхаки для туристов в Петербурге
Летний дворец не отличается помпезностью или пышностью. Это, скорее, уютная дача, хоть и царская, выполненная в стиле скромного барокко. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне.
Посетив Летний дворец Петра I, вы сможете поближе познакомиться с личностью императора, его привычками и предпочтениями. Одним из пристрастий царя была токарная мастерская, в которой самодержец проводил немало времени.
Интересным фактом истории дворца является неудачное покушение на Петра I одним из раскольников прямо в вестибюле дома. Несколькими годами ранее дворец был окутан паутиной строительных лесов, т.к. в нём выполнялись реставрационные работы.
Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в 7-и помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.
В Зелёном кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII века.
Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX века были заменены. Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце.
Прибор объединяет 3 циферблата: один из них — часовой, другие 2 — указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом.
Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.
Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.
После обширной реставрации на крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер. Ещё, рядом расположен великолепный Летний сад!
Летний дворец Петра I
Пользователи также искали:
летний дворец петра 1 архитектура, дворец, Летний, летний, петра, Петра, адрес, кратко, фото, внутри, архитектура, ресторан, летний дворец адрес, летний дворец ресторан, летний дворец елизаветы, елизаветы, Летний дворец Петра I, летний дворец петра фото, летний дворец петра 1 архитектура, летний дворец петра 1 адрес, летний дворец петра 1 кратко, летний дворец петра 1 внутри, летний дворец петра архитектура, летний дворец петра адрес, летний дворец петра кратко, летний дворец петра внутри, летний дворец петра i, летние дворцы. летний дворец петра i,
…
История — Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге был построен в 1710-1712 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Фасады и интерьеры оформляли архитекторы и скульпторы из Западной Европы — А. Шлютер, Г.-И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблон.
У дворца была удачная история. Со времен Петра I дворец не перестраивался, хотя внутреннему убранству был нанесен некоторый ущерб. На сегодняшний день планировка и внешний вид дворца остались нетронутыми, так же как и аллегорические росписи потолка и некоторые предметы мебели — сосновые гардеробы, изразцовые печи и стены, покрытые расписной голландской плиткой, деревянные панели на стенах комнат на Первый этаж, интерьер Нижней и Верхней кухни и Зеленого кабинета.Уникальный указатель ветра Петра I в Кабинете Петра до сих пор показывает направление и скорость ветра, а также время. Данцигский шкаф на втором этаже, согласно легенде, использовался Петром для хранения нижнего белья и сапог.
Летний дворец ценен не только как один из ранних архитектурных памятников Санкт-Петербурга, но и как иллюстрация вкусов, интересов и стремлений Петра, которые нашли отражение в архитектуре этого здания.
Для своей будущей резиденции Петр выбрал хорошо обжитую и удобно расположенную усадьбу на мысе между рекой Невой и Безымянным каналом (ныне Фонтанка). Усадьба была имением шведского майора Э.Б. фон Конов, состоящий из небольшого дома с задним двором и садом. Изначально Питер мог остаться в доме Конова, хотя, скорее всего, изначально был построен специально для него.
Новый царский особняк построил Иван Матвеев (Угрюмов), руководивший всеми строительными работами на бывшей шведской усадьбе с 1705 по 1707 год.Именно этот особняк в 1710-1711 годах описал автор «Описания Петербурга и Кроншлота»: «Прямо у реки, — говорит он, — находится царская резиденция, а именно домик голландцев. дизайн с садом, ярко раскрашенный, с позолоченными оконными стеклами и свинцовыми орнаментами ».
По приказу Петра архитектор Трезини построил каменное здание на месте своего предыдущего дома. 17 апреля 1712 года Петр переехал в Летний дворец.
После смерти Петра, а через два года — его жены, Летний дворец утратил свое значение как царская резиденция.Некоторое время здесь еще жили придворные слуги, бельеварки с прачками и швеи, но при Елизавете Петровне, дочери Петра I, почитавшей память своего отца, слуги переселились, и дворец был восстановлен. Затем он использовался как летняя резиденция для высокопоставленных чиновников того времени.
К 200-летию Санкт-Петербурга во дворце прошла выставка атрибутики петровских времен. Портреты и гравюры, знамена, вооружение, предметы мебели и прикладного искусства, книги и эскизы были привезены из королевских дворцов, Эрмитажа, государственного архива.Постель Петра I, привезенный из Александро-Невского монастыря, до сих пор экспонируется в рамках дворцовой экспозиции.
После 1917 года дворец сохранился как памятник истории и архитектуры, но статуса музея не имел. Его охраняла и поддерживала охрана. В 1925 году дворец был передан в ведение отдела истории и быта Государственного Русского музея, и проводимые там выставки не имели отношения к историческому прошлому дворца.
В 1934 году Летний дворец Петра I стал самостоятельным мемориальным историко-художественным музеем.На выставке представлены одежда, мебель, картины и гравюры Петра I, а также предметы прикладного искусства петровских времен.
Во время Первой Отечественной войны Летний дворец пострадал от взрывной волны, но в 1946 году его отреставрировали, а через год открыли для посещения. В 1960-х годах дворец подвергся масштабной реставрации под руководством архитектора А.Е. Гессена.
С 2004 года дворец входит в состав Государственного Русского музея.
Летний дворец Петра I в настоящее время закрыт на реконструкцию.
Летний дворец Петра I: Художественные музеи
Летний дворец Петра I — дворец-музей Санкт-Петербурга, летняя резиденция императорской семьи. Он был построен по проекту Доменико Трезини. Дворец расположен в Летнем саду и находится в ведении Русского музея. В настоящее время дворец закрыт на реконструкцию.
Внешний вид Летнего дворца неприметен. Это простое двухэтажное кирпичное здание в голландском стиле с флюгером, на крыше которого возвышается Георгий Победоносец.Главное украшение фасадов здания — уникальные барельефы, выложенные в технике ручной раскладки. Однако этот дворец — одно из немногих каменных построек петровской эпохи, сохранившихся до наших дней и дошедших до нас почти в первозданном виде.
Летняя резиденция Петра была построена в 1710-1712 годах на небольшом острове, где река Фонтанка (тогда называемая простым именем Безымянный Ерик) впадает в Неву. Раньше здесь был деревянный дом, в котором летом жили члены королевской семьи.Новая каменная резиденция короля была окружена водой с трех сторон. С помощью наносов откачивали воду из Невы. К крыльцу дворца можно было добраться и на лодке, поэтому в 18 веке здесь построили небольшой пирс.
На каждом этаже резиденции было по семь комнат, между которыми не было больших парадных залов. Петр Великий занимал первый этаж, а второй этаж предназначался для его жены, детей и их слуг. Интерьеры Летнего дворца обставлены роскошной мебелью из дуба, некоторые комнаты отделаны ореховым деревом.Отделка дубом стала новинкой. До этого эта порода дерева использовалась в основном в кораблестроении. Зеленая комната привлекает к себе широкое внимание. Он декорирован дорогой скульптурой и позолотой. Также может быть интересно посетить личный кабинет Петра и его Поворотную, где он много времени уделял различным ремеслам.
Музейная история Летнего дворца Петра Великого началась в 1903 году, когда здесь прошла первая выставка, посвященная 200-летию Санкт-Петербурга и памяти основателя города. В 1934 году в Летнем дворце открылся историко-художественный музей, впоследствии ставший филиалом Русского музея.
Дача Петра Великого: Версаль на БалтикеЯ завоевал империю, но сам не смог.Петр Великий. Царь был ростом 67 сантиметров и выпивал за один присест полторы бутылки перечного бренди. Он был известен своими распущенными привычками.Он строил один огромный дворец за другим, многие на костях своих терроризируемых подданных. Дикая расточительность Петергофа выражает характер человека, у которого было все, но никогда ничего не хватало. W В центре Санкт-Петербурга находится один большой музей под открытым небом. Ничто так не подготовит вас к приезду в Петергоф, известный в советские времена как Петродворец, в 29 км к западу от города, вдоль Финского залива. Это была официальная летняя резиденция Петра Великого, строившаяся много лет, начиная с 1714 года.Приближаясь с моря на судне на подводных крыльях из Санкт-Петербурга, перед вами открывается величественная панорама. Самая известная достопримечательность — Большой дворец, возвышающийся на краю естественной шестнадцатиметровой террасы. Большой каскад сверкает золоченой скульптурой и серебристыми струями воды. В центре бассейна, перед водопадом, мощная струя фонтана Самсон бьет вверх. Далее вода течет по направлению к заливу вдоль Морского канала, который прямой, как стрелка, составляет ось север-юг планировки участка. У большинства европейских правителей был хотя бы один Версаль, и Петр Великий не был исключением. Он построил на этом месте серию дворцов, в центре которых сейчас находится Большой дворец, увеличенный для императрицы Елизаветы и позже реконструированный Екатериной. Под Большим дворцом проходит Большой каскад и Водный проспект. Это симфония из 176 фонтанов, расположенных среди лесов и каналов, многие из которых были спроектированы самим Петром. Четыре каскада и многочисленные позолоченные статуи античных богов и героев, замечательные коллекции скульптуры делают Петергоф, который часто называют «столицей фонтанов», уникальным. В саду у моря стоит оригинальная вилла Петра, Монплезир. В нем есть светлые и просторные галереи, выходящие на Финский залив. Легко понять, почему это было его любимое место для отдыха. Помимо фонтанов, в садах есть очаровательные беседки и летние домики, в том числе лучшие частные столовые: отдельный Эрмитаж с рвом. Это один из самых великолепных дворцово-парковых комплексов Европы XVIII и XIX веков, уникальность которого придает ему сочетание моря и парковой зоны. После 1917 года ансамбль Петергофа был взят под охрану государства и превращен в архитектурно-художественный музей. Парково-дворцовый комплекс стал достоянием государства. 18 мая 1918 года из Петрограда прибыла большая группа рабочих — первых посетителей музея Петргофа для осмотра Большого дворца. Это было началом новой жизни бывшей царской резиденции. С началом войны с Германией в 1941 году картины, статуи и многие тысячи предметов прикладного искусства были вывезены в Ленинград или в отдаленные уголки страны.Многие мраморные и бронзовые скульптуры были закопаны в землю или хранились в секретных тайниках. Двадцать восемь месяцев, с 21 сентября 1941 г. по 19 января 1944 г., Петергоф находился на территории, оккупированной врагом. Многие статуи были украдены захватчиками. Во время Второй мировой войны весь комплекс подвергся сильным бомбардировкам с обеих сторон; то, что вы видите сегодня, в значительной степени является реконструкцией по фотографиям, рисункам и анекдотам. В 1944 году, сразу после освобождения Петергофа, начались работы по разминированию и расчистке парка.17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для публики, а 25 августа 1946 года снова заиграли струи воды из фонтанов. В сентябре 1947 года мощный столб воды снова поднялся над группой «Самсон, раздирающий пасть льва», которую сейчас воспроизвел Василий Симонов. Сегодня Петергоф вновь обретает былую славу и ежегодно снова привлекает тысячи посетителей, как российских, так и зарубежных. Это одна из жемчужин северо-запада России. Как добраться Все фонтаны работают с мая до середины октября, ежедневно с 11:00 до 17:00. Самый быстрый и увлекательный способ добраться до Петергофа из Санкт-Петербурга — на подводных крыльях от пристани у Государственного Эрмитажа (бывший Зимний дворец). Информация для путешественников:
|
Летний дворец Екатерины Великой
Небольшая часть фасада летнего дворца Екатерины Великой за пределами Св.Санкт-Петербург, Россия
Береговая экскурсия в летний дворец Екатерины Великой застала нас врасплох на второй день нашего круиза по Водным путям Царей с рекой Викинг.
Может быть, в дальнейшем в круизе, когда мы уже ощутили бы богатство русских царей, мы были бы более подготовлены к такому уровню самодержавной яркости.
Мы начали осознавать всю его необъятность, когда только под небольшую морось подъехали к собственности. И мы ценили музыкантов, которые развлекали нас, пока мы недолго стояли в очереди.
Нажмите, чтобы увидеть развлекательных музыкантов
Дворец — правильное название — Царское Село — но мы не планируем становиться полноценным. сейчас — исполнилось 300 лет в 2010 году. Как американцы, осознание того, что он предшествовал нашей стране примерно на 60 лет, показал, насколько сильно мы упустили о том, что у нас есть баснословно показное собственное самодержавие (по крайней мере, пока — следите за обновлениями).
Кости летнего дворца Екатерины Великой ранее были летней резиденцией жены Петра Великого и Екатерины (для нас), пристроенной к ней после того, как она была названа «истинной Владычицей» России. Очевидно, она поверила своему собственному прозвищу и прессе, поскольку она наняла множество европейских архитекторов и дизайнеров мирового уровня.
Большой зал
Большой зал (извините за некачественные фотографии — мы не могли использовать вспышки, да и другим туристам хватило смелости побывать там).
Она, должно быть, была не из тех, кто хватался за шнурки своего кошелька, о чем свидетельствует неплохой рубль, который потребовался для создания Большого зала (они использовали «великий», как Дональд Трамп использует «HUUUGE»).
Большой зал (который также использовался как бальный зал) демонстрирует декоративный гений итальянца Бартоломео Растрелли.Он хотел, чтобы комната воспринималась как единое целое, поэтому он спрятал за зеркальным стеклом печи, необходимые для ее обогрева. Впечатление огромного пространства еще больше усиливают двухъярусные окна во всем (на паршивом фото не показаны).
Позолота, позолоченная резьба, роспись потолка «Триумф России» и декоративный мозаичный паркет. Достаточно было бы уйти, просто увидев эту комнату (хотя бы по какой-либо другой причине, кроме как оправиться от шока, увиденного в таком большом количестве зеркал).
Вестибюли летнего дворца Екатерины Великой
Одна из фарфоровых печей, используемых для обогрева и наблюдения за удивительными паркетными полами
Растрелли не стал заметно более сдержанным, когда создал прихожие в стиле барокко. Первый вестибюль был устроен для театральных и придворных представлений и небольших балов (воздерживаясь от шуток).
Янтарная комната
Ладно, это действительно унизительно признавать, но это фотография открытки с Янтарной комнатой!
В Летнем дворце Екатерины Великой также находится легендарная Янтарная комната.Так что это за история? Янтарная комната была построена для Петра Великого в 1700-х годах и наполнена янтарем, золотом и драгоценными камнями. Он был украден нацистами и таинственным образом исчез в конце Второй мировой войны. С тех пор люди ищут его. Как вы, возможно, догадались, сегодняшняя Янтарная комната — это отдых.
На самом деле, большая часть дворца и многие его здания являются реконструкцией, поскольку во время Второй мировой войны он подвергся сильным бомбардировкам. Детали и масштабы реставрации обошлись российскому правительству в целое состояние — нам сказали, что это была более двадцати миллионов долларов, что звучит как заниженная оценка, — и заняли десятилетия.
Интересно, что наш гид по реке Викинг рассказал нам, что его мать играла в развалинах замка, когда была маленькой девочкой после Второй мировой войны.
Образец столовой в летнем дворце Екатерины Великой
Нам кажется, что люди, обедавшие здесь, должны были быть совсем не бесцеремонными, но, возможно, у Екатерины было другое определение этого слова.
Во дворце нет недостатка в столовых. Если бы Кэтрин хотела устроить несколько званых ужинов в один вечер, можно с уверенностью предположить, что гости на каждой не знали бы о других.Столовая для кавалеров (это его настоящее название) имела еще больше золотого декора, сочетающегося с фарфором (шутка) и нарисованными сценами охоты.
Зеленая комната
Зеленая столовая (сама бы не догадалась)
Зеленая столовая немного избавила от золота. Он декорирован римскими мотивами. Когда у вас так много комнат, должно быть непросто придумать достаточно мотивов. Поразительно, что в этой комнате для достижения этого эффекта использовалось много пластика (задолго до того, как Дастину Хоффману сказали заняться пластиком).
Парки (ну мельком)
Кроме дворца есть Екатерининский парк, тоже спроектированный Растрелли (мы надеялись, что он заряжен по часам, а не по проекту). Создал зеркальные пруды, пешеходные дорожки для неспешных прогулок и парадные шествия. Из-за времени, которое мы провели во дворце, и из-за неутешительной погоды нам не удалось совершить поездку по парку, поэтому вам придется довольствоваться тем, что заглянуть в ворота, как это сделали мы.
Парки были за этими воротами (а мы — нет)
Екатерина Великая была впечатляющей правительницей с большим аппетитом к искусству, любовникам, наследию и управлению.Ее летний дворец оказался для нас хорошей отправной точкой, чтобы начать созерцать ее абсолютное величие.
Какая широка для веков!
Мы надеемся, что достойный евро-лихой человек является внуком одного из любовников Екатерины Великой, вернувшихся, чтобы отдать дань уважения (но он просто казался парнем, играющим на чаевые).
Раскрытие информации: мы были гостями круизов Viking River Cruises по водным путям царей, но, что удивительно, они никоим образом не пытаются повлиять на то, что мы пишем о них.Кажется, им виднее.
Изучение дворцов Екатерины Великой в Санкт-Петербурге, Россия — Изучите с Эдом
Изучение дворцов Екатерины Великой в Санкт-Петербурге — это праздник для глаз — величественные комнаты из янтаря, мрамора и золота, достойные императрицы, которая правит сегодня именуется « золотой век России ».
Если вы смотрели телесериал Sky / HBO « Екатерина Великая » с Хелен Миррен в главной роли, вы увидите, что многие из этих дворцов представлены в четырех эпизодах.
Петергофский дворец, Петергоф
« Русский Версаль », построенный для Петра Великого (дедушка мужа Екатерины), расположен недалеко от города с видом на Балтийское море. Огромный сад Петергофского дворца начинается с Большой каскад , чередой ослепительных золотых статуй и фонтанов.
Летом можно целый день бродить по Нижним садам Петергофа, любуясь оригинальными фонтанами, скульптурами и красивыми клумбами.В телесериале «Екатерина Великая» вы узнаете желто-белый фасад Петергофа, особенно в первой серии.
Связано: Посещение замка Нойшванштайн в Баварии, Германия
Зимний дворец (Эрмитаж), Санкт-Петербург
Сейчас здесь находится один из крупнейших художественных музеев в мире , Зимний дворец расположен в центр Санкт-Петербурга, и, как следует из названия, именно здесь российские императоры проводили зиму. Изобразить грандиозные балы для знати 18 века легко, поднявшись по парадной лестнице и войдя в тронный зал.
Екатерина Великая преобразила Зимний дворец, добавив дополнительные крылья по своему вкусу и разместив свою растущую коллекцию произведений искусства. Сегодня в Эрмитаже хранятся работы Да Винчи , Рембрандта и Микеланджело .
Екатерининский дворец, г. Пушкин | Дворцы Екатерины Великой
Яркие сине-белые цвета Екатерининского дворца производят поразительное первое впечатление, когда вы проезжаете через город Пушкин на окраине города.Это была летняя резиденция Екатерины Великой, первоначально построенная для ее предшественницы Екатерины I в 1717 году. Большой зал или «Галерея света» освещается сотнями (теперь электрических) свечей, которые отражаются от зеркал и наполняют комнату светом. золотое сияние.
Связано: Эпические замки в Уэльсе, которые вы должны посетить
Каюта уникально оформлена в ярких красных, зеленых и синих тонах, а замечательная янтарная комната названа « восьмым чудом света» «.К сожалению, Вторая мировая война стала катастрофой для дворцов, и большая часть того, что мы видим сегодня, — это реконструкция того, каким оно было изначально.
В телесериале «Екатерина Великая» Екатерининский дворец часто используется: Большой зал, Янтарная комната, Камеронова галерея и сад на берегу озера (когда Екатерина и Потемкин воссоединяются) — все это особенность.
Мраморный дворец, Санкт-Петербург | Дворцы Екатерины Великой
На строительство Мраморного дворца ушло 32 вида мрамора , который Екатерина Великая подарила графу Григорию Орлову за поддержку в первые годы ее правления.Дворец расположен на берегу реки Невы и его легко заметить во время круиза по каналу Санкт-Петербурга . Круиз по каналу также проведет вас мимо других дворцов и особняков по всему городу, таких как Летний дворец Петра Великого и Сады.
Знакомство с дворцами Екатерины Великой в Санкт-Петербурге было захватывающим пятизвездочным опытом, длившимся два дня с Ludmila Tours . Благодаря тому, что местный эксперт оживил истории этого увлекательного периода российской истории, он стал еще более запоминающимся.
По теме: Основные моменты круиза по Балтийскому морю из Саутгемптона, Англия
Россия: дворцы Екатерины Великой
Роскошная новая телевизионная драма, выходящая в Австралии 3 ноября, показывает Хелен Миррен в главной роли легендарной русской девушки XVIII века. Императрица в спектакле, в котором демонстрируются одни из самых ярких мест в России (и в соседних странах, в Латвии и Литве, где также снимались сцены). Отличный способ погрузиться в гламурный мир Екатерины Великой — это отправиться в круиз, который заходит в королевские горячие точки России.Путешествия, такие как круиз «Водные пути царей» на 12 ночей, проходят через деревенскую сельскую местность России, соединяя Москву и Санкт-Петербург, в то время как последний, бывшая имперская столица, прозванная «Северная Венеция», является портом захода для многих. Круизы по Балтийскому морю. Вот королевские достопримечательности, которые стоит искать на береговых экскурсиях.
ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ
Этот величественный дворец на набережной недалеко от Санкт-Петербурга был заказан Петром Великим — предшественником Екатерины Великой — после того, как он был вдохновлен посещением роскошного уединения французского «Короля-Солнца» Людовика XIV.Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО, получивший название «Русский Версаль», был спроектирован в стиле барокко швейцарско-итальянским архитектором Доменико Трезини и может похвастаться рядом богато украшенных комнат за ярким желто-белым фасадом. Императрица Екатерина останется здесь, и в первом эпизоде нового телешоу персонаж Миррен впервые встречает дворянина Григория Потемкина (австралийский актер Джейсон Кларк) у фонтанов в дворцовых садах.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Екатерина Великая основала это место, одну из главных культурных достопримечательностей мира, когда в 1764 году она приобрела впечатляющую коллекцию произведений искусства у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского.За эти годы коллекция расширилась, и сейчас она насчитывает около трех миллионов экспонатов, многие из которых украшают потрясающий комплекс галерей Государственного Эрмитажа на набережной Невы в Санкт-Петербурге. В основе всего этого — Зимний дворец — официальная резиденция российских императоров и императриц с 1732 по 1917 год, когда монархия была упразднена в результате большевистской революции. Екатерина умерла во дворце в 1796 году в возрасте 67 лет.
ДВОРЕЦ ЕКАТЕРИНЫ
Этот яркий дворец в стиле рококо в Пушкине, в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, был построен для другой Екатерины — второй жены Петра Великого, и стал летней резиденцией для других членов королевской семьи России, включая Екатерину Великую.Помимо синего, белого и золотого фасада, вы найдете комнаты и покои, украшенные люстрами и украшенные ценными картинами и зеркалами. Самая поразительная — Янтарная комната, разграбленная нацистскими войсками во время Второй мировой войны, но позже воссозданная русскими мастерами. Вытяните ноги в огромном ухоженном парке и садах дворца, где есть озеро, пруды, фонтаны, мосты, баня и беседка.
КРЕМЛЬ
Центр могущества как древней, так и современной России, знаменитая укрепленная цитадель Москвы имеет множество связей с царями и царицами прошлого, в том числе с Екатериной Великой.Ее церемония коронации состоялась в Кремлевском Успенском соборе с белыми камнями и золотым куполом, а усыпанная бриллиантами императорская корона, которую носила она и другие лидеры, теперь выставлена в дворцовом Оружейном музее, одном из нескольких мест, которые привлекают посетителей. Кремль.
Поговорите со своим местным консультантом Travel Associates о составлении вашего российского маршрута.
Петр Великий в Эрмитаже Амстердам и Нидерланды-Россия Год
2013 год объявлен Годом Нидерландов и России, годом двусторонних мероприятий, посвященных и подчеркивающих, отмечающих и, возможно, даже служащих укреплению отношений между двумя странами.Хотя официальное открытие этого двустороннего года еще не состоялось — оно состоится 8 апреля в Нидерландах, а месяц спустя в России — обширная программа мероприятий уже идет полным ходом.
В музее Дрентс в Ассене с ноября прошлого года проходит выставка Советский миф , на которой представлены темы и художники из русского искусства в том виде, в котором оно существовало при Сталине, экспонаты из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербург.В Зандаме — городке к северо-западу от Амстердама; где Клод Моне останавливался четыре месяца и через три четверти века писал двадцать четыре холста — продолжается работа по реставрации дома, в котором Петр I останавливался (увы, чуть больше недели) во время его визита. в Нидерланды в 1697 году. В Эйндховене, в музее Ван Аббе, выставка противопоставляет искусство Эль Лисицкого работам некоторых современных практиков; выставка позаимствована у Гуггенхайма в Нью-Йорке и Центра Помпиду в Париже, а затем отправится в Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Мультимедиа Арт Музей в Москве.
В рамках проекта «Теперь будит море» в Гааге, в котором участвуют голландские и российские группы и институты, будут изучены последствия изменений — живописных, культурных и экономических — в прибрежных районах. В Гронингене запланировано множество представлений и мероприятий, в том числе Месяц российского кино, организованный кинотеатром Forum Images; первое исполнение гастролирующей адаптации «Норд Недерландс» Тониэла Достоевского «Преступление и наказание» ; совместная выставка голландского арт-коллектива Artcetera и художников петербургской студии «Непокоренные»; образовательный курс по социалистическому реализму в искусстве. На выставке в Маастрихтском Bonnefantenmuseum, Великие перемены — Революции в русской живописи, 1895-1917 , будут представлены работы Малевича, Кандинского, Гончаровой и Татлина. В Апелдорне во дворце Хет-Лоо будет проходить ряд мероприятий: Петр Великий в своих судостроительных и градостроительных подвигах поддерживал Вильгельм Оранский, с которым он встретился во время визита в Лондон и для которого был построен дворец; и Питер посетили дворец, находясь в Нидерландах, остановившись в соседнем здании, которое сейчас является Bilderberg Hotel de Keizerskroon.
Подобные мероприятия, семинары и выставки пройдут по всей территории Нидерландов — обширная программа начнется в ближайшие месяцы в Роттердаме; а также взять Зволле, Бреду, Неймеген, Энсхеде, Арнем и так далее — а затем с течением года все больше двигаться в сторону России.
Амстердам, столица Нидерландов и город, где Петр Великий в конце 1697 года четыре месяца изучал кораблестроение, занимает центральное место среди всех этих празднеств.Среди множества других мероприятий Музей пенной фотографии проводит выставку «Примула — русская цветная фотография », на которой представлена русская фотография с 1850 года до наших дней, с акцентом на процессы окраски, включая работы Сергея Прокудина-Горского на светящихся стеклянных пластинах; В настоящее время в Музее-театре и Опере Де Недерландсе ставят оперу Прокофьева « L’amour des trois oranges» .
Эрмитаж в Амстердаме, как единственное заведение Государственного Эрмитажа за пределами России, особенно хорошо зарекомендовал себя, чтобы отметить и обозначить культурные связи между Нидерландами и Россией.В то время как недавние выставки собрали коллекцию мирового класса французской живописи, импрессионистов и постимпрессионистов девятнадцатого века, и по-прежнему музей служит домом для Винсента Ван Гога, в то время как музей Ван Гога подвергается ремонту, за пределами двух выставочных крыльев музея. — это постоянные экспозиции, посвященные развитию Эрмитажа в Амстердаме и более широкому рассмотрению отношений между Амстердамом и Россией.
В рамках Года Нидерландов и России на выходных в Эрмитаже в Амстердаме открылась выставка под названием Петр Великий, одухотворенный царь .Выставка объединяет ряд картин, предметов и артефактов, относящихся к периоду жизни Петра, многие из которых были взяты из Государственного Эрмитажа в Петербурге. Изображена одежда, которую Петр носил дома и в бою; карета, в которой он ездил по Петергофу; токарные станки, на которых он работал по дереву и металлу, и некоторые замысловатые предметы, которые были их изделиями; а также статуи и украшения, которые он использовал для украшения своих дворцовых садов, в том числе обнаженные тела, которые вызывали споры как первые, которые появились в православной России (в примечании объясняется, что Петр должен был иметь охранников, которые наблюдали за этими обнаженными телами, защищая их от взволнованной публики).Наряду с вещами Петра есть и другие экспонаты, свидетельствующие о времени: разработки в области морского судоходства, строительства, вооружения, анатомии и садового дизайна. Наиболее примечательной, пожалуй, является коллекция картин, приобретенных Петром — либо во время его двух длительных путешествий по Европе, первое — «Великое посольство», которое путешествовало с 1697 по 1698 год, поездка была прервана восстанием стрельцов на родине. второй — с 1716 по 1717 год; или иным образом отправлены ему в Россию, которая служила ядром коллекции Эрмитажа, когда она была основана в 1764 году Екатериной Великой.
Самым выдающимся является произведение Рембрандта Давид и Джонатан (1642), блестящая работа и единственная работа Рембрандта, полученная Петром. Фактически, ряд картин, которые Петр приобрел, полагая, что они являются работой старых мастеров, оказались не так: он думал, что у него есть другие Рембрандты и работы итальянских художников эпохи Возрождения, включая Рафаэля, но эти работы теперь приписываются другим художникам. , студентам, последователям и родственным школам, или же считаться подделкой. Давид и Джонатан , как и ряд других выставленных произведений искусства, был повешен Петром во дворце Монплезир («с удовольствием»), летней резиденции, вокруг которой постепенно строился Петергоф.
Итак, на Петр Великий, вдохновенный царь , безусловно, есть что показать; и основные моменты значительны, и выставку стоит посетить. Изделия красиво представлены в длинных стеклянных витринах и с картинами, развешенными на деревянных панелях, имитирующих интерьер Монплезира. Есть даже некоторая доля интерактивности: есть комната, в которой посетители могут примерить русскую одежду петровских времен. Тем не менее, выставки не безупречны: для всех предметов и искусства выставке не хватает последовательности; есть несколько историй, некоторые или все из которых он мог бы рассказать, но в конечном итоге ему не удается ничего рассказать.
Выставка могла бы предложить информативный хронологический отчет о жизни Петра; в нем можно было бы подробно рассказать о том, каким образом Амстердам повлиял на концепцию, дизайн и строительство Санкт-Петербурга; материала достаточно даже для выставки, посвященной сугубо художественным интересам Петра Великого. Вместо этого на выставке предлагается путаный, неопределенно жестикуляционный и всегда неполный взгляд на каждую из этих вещей. Хуже всего то, что даже сильное представление о более широких отношениях между петровской Россией и Нидерландами размыто; даже время, проведенное Питером в Амстердаме, неясно: плохо концептуализировано, разделы, в которых представлены произведения, отражающие период времени, а не части, которые относятся непосредственно к Петру или принадлежали ему, кажутся несущественными и незначительными и отвлекают от потока выставки; и в стремлении предположить возможное голландское влияние на Петра теряются фактические влияния и настоящие голландские деятели, которых он знал и с которыми работал.
Итак, мы видим, например, делфтскую черепицу, которой был обставлен Меншиковский дворец, первый из построенных в новой столице Петра; Сам Питер использовал бы такую же плитку для кладовой Монплезира; но после комнаты с несколькими пейзажными рисунками и небольшим количеством предыстории или контекстной информации дискуссия о Петербурге заканчивается.
Ваш комментарий будет первым