описание, история, фото, точный адрес
Монастырь Св. Антония в Египте (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Монастырь Св. Антония Великого в Египте — старейший в стране. Более того, после монастыря Св. Екатерины в Синае, он самый крупный по территории, занимаемой монастырскими и храмовыми комплексами, — около 7 га. Кроме всего прочего, обитель эта очень почитается христианами Египта, именно здесь все они собираются для того, чтобы отпраздновать Пасху — Воскресение Господне. Ведь, как известно, преподобный Антоний, впоследствии названный Великим — самый известный христианский святой в истории Египта, некогда полностью перешедшего от язычества к православию.
Абзац истории
Антоний родился в христианской семье. Он был богат, но после смерти родителей в возрасте всего 20 лет решил отречься от мирского. В Евангелии он прочел наставление, где говорилось: человек, желающий обрести совершенство, должен раздать свое богатство нищим и уйти вслед за Богом, чтобы обрести сокровище духовное. Так он и сделал: ушел в горы и поселился отшельником в тесной пещере. До самой своей смерти он жил в горах и каждый день проделывал многокилометровый путь за водой и обратно. Сейчас этот путь устилает лестница в 1700 ступеней, ведущих к пещере Антония.
Антоний считается отцом монашества, а точнее — основателем отшельничества в Египте. Он отправился в уединение еще будучи совсем молодым.
С Павлом Фивейским Антоний познакомился во время одного из своих посещений Александрии, города, на тот момент носившего статус столицы Египта. Павел был глубоко потрясен общением с Антонием, и впоследствии именно он принимал участие в похоронах учителя и закладке антонианского монастыря. Павел исполнил последнюю волю учителя: сделать тайное захоронение, чтобы никто не знал, где находится его гробница. Современные арабы-христиане уверяют, что святой Антоний до сих пор покоится под стенами монастыря. Однако французы опровергают эту версию, полагая, что мощи Антония были найдены и перевезены в монастырь Сент-Антуан.
О святом Павле, в честь которого назван второй христианский монастырь, известно немногое. Однако его имя связано с легендой: святой, решивший вести жизнь отшельника в пустыне, жил благодаря подаяниям… ворона. Тот каждый день прилетал, чтобы принести ему хлеба и фиников. Павел не общался с другими христианами, он жил уединенно и слишком далеко от мирской суеты. Известно, что умер он в почтенном возрасте — более ста лет. Его могила находится под стенами монастыря, названного в честь святого.
Первые постройки монастыря были заложены в 3 веке нашей эры, практически сразу же после смерти Св. Антония. Тогда же на место его погребения стали стекаться верующие со всего Египта, а также из других стран — Сирии, Эфиопии. Сюда переселилось и множество монахов из долины Вади-Натрун, чьи монастыри были разрушены бедуинами. Так обитель росла и населялась новыми иноками. Страна хранила верность кресту до самого нашествия арабов и тотальной «муслимизации», зачастую – насильственной и неизбежной. И монастырь также пострадал от набегов арабов-мусульман. В 11 веке он был полностью разрушен, пустовал около 100 лет, и лишь спустя это долгое время был вновь отстроен коптами.
Обитель в наши дни
Сегодня монастырь Св. Антония поражает своей величественностью и удивительным ощущением святости и благодати не только паломников, но и обычных туристов. Одна из самых древних построек в монастырском комплексе — это церковь, которая была заложена еще в первые годы существования монастыря. Конечно, она не сохранилась в первозданном виде, но может похвастаться внутренними интерьерами с фресками 13 века. Это одноименная церковь — церковь Св. Антония, помимо которой в монастырском комплексе есть еще несколько церквей.
Больше всего туристы любят находиться у святых источников, самый знаменитый среди них, согласно легенде, обнаружен самим Антонием, вода в нем обладает целебной силой.
Выше монастыря на расстоянии около 2,5 км расположена пещера Антония, в которой он проводил годы своей жизни, отказавшись от мирских утех. Внутри каменного грота есть алтарь с несколькими иконами, а на большие церковные праздники здесь проводят богослужения. Удивительно, но вокруг монастыря, в таких же небольших пещерах, до сих пор обитают монахи — старцы, которые отреклись от благ цивилизации.
Практическая информация
Монастырь расположен в 290 км на юг от столицы Египта Каира на севере провинции Красное Море. От Хургады до монастыря можно добраться с групповой экскурсией — это лучший вариант посещения святыни.
Монастырь открыт ежедневно с 4:00 до 17:00, кроме последних дней Великого Поста перед Пасхой.
Вход в монастырь бесплатный.
Mонастырь св Антония – памятник раннего христианства в Египте
Содержание:
Монастырь святого Антония – это один из самых старых в мире и крупнейших в Египте памятников раннего христианства. Он воздвигнут последователями святого Антония, которых хоть и не был первым монахом, но привлек так много учеников и последователей, что сейчас по праву считается отцом-основателем христианского монашества. Эта постройка, так же, как и Монастырь святой Екатерины на полуострове Синай, оказала огромное влияние на становление и развитие монашеского движения.
Факты о монастыре Святого Антония
Считается, что святой Антоний родился около 251 года нашей эры в богатой семье. Согласно свидетельствам историков того времени, он не получил никакого образования, но получил абсолютное единение с божественной истиной, прожив свою жизнь в гармонии с природой. Когда ему было 34 года, он отдал все, что у него было, включая жилье, бездомным и нищим, а сам пошел в пустыню, на поиски смиренной и одинокой жизни, полной духовного самосовершенствования. Он поселился отшельником в небольшой пещере и стал вести образ жизни, полный аскезы и отречения от мирских радостей.
В 311 году, в самый разгар гонений христиан, Антоний направился в Александрию и рассказал о своей вере губернатору. Вскоре после этого он снова вернулся в пустыню. Этот поступок привлек к нему внимание огромного числа последователей, которые полюбили его за его мудрость.
Святой Антоний прожил 105 лет, и был похоронен в безвестной могиле – так было завещано им самим. Монастырь, названный именем святого Антония основан его учениками неподалеку от той пещеры, где отшельник провел всю свою жизнь.
В VI-VII веках монастырь святого Антония был убежищем для многих монахов из близлежащих скитов. Здесь они прятались от постоянных набегов бедуинов и берберов. Несмотря на то, что это место было мирным, здесь иногда случались преследования христиан. Монастырь несколько раз подвергался набегам пустынных бедуинов, а в XI веке они частично разрушили его. Постройку восстановили в XII веке, и здешняя монашеская община благополучно существовала в течение трех последующих веков. Чтобы защититься от нашествий бедуинов, монастырь святого Антония обнесли надежными крепостными стенами.
Рыцарские крестовые походы XIV привлекли в это место паломников, которые оставляли на наружных стенах надписи о своих визитах. Но в 1483 году бедуины, которых в то время в Египте было очень много, полностью разрушили монастырь и уничтожили всех его служителей. Здание простояло в руинах около 100 лет, пока его не заняли монахи из Сирии. Они начали его восстановление, но с годами обитель великого Антония все же пришла в запустение.
До самого XX века добраться до монастыря Святого Антония можно было лишь на караване верблюдов, раз в месяц доставлявшем продукты из соседней деревеньки. Но в 1946 году была открыта дорога из Каира, по которой можно было доехать до этого святого места за несколько часов. После этого события посетителей обители Антония стало намного больше. Сегодня монастырь очень популярен в Египте, особенно среди туристов, ежедневно посещающих его.
Экскурсия по монастырю Святого Антония
На сегодняшний день монастырь святого отшельника Антония в Египте – это самостоятельный городок с садом, пекарней, мельницей и пятью храмами. На стенах монастыря расположены яркие картины рыцарей и картины отшельников в более темных и спокойных оттенках. Старейшие картины относятся к VII веку, новейшие – к XIII.
Часть помещений монастыря закрыта для посещений. Но монахи проводят для всех желающих экскурсии по монастырской библиотеке, пекарне, музею и храмам.
Но самой большой популярностью и туристов пользуются церковь и пещера Святого Антония. Церковь основана в XII веке, она имеет большое святилище с маленькой апсидой, два дополнительных святилища и хор. На стенах и куполе церкви можно увидеть фрески, арка над дверью украшена ликом Иисуса Христа в окружении 12 апостолов. Это древнейшая фреска монастыря – она датирована VII веком.
Пещера Святого Антония располагается в 2 км от самого монастыря. Она представляет собой маленькое отверстие в скале на южной стороне скалы Галала. Протяженность скита — около 7 метров. Подняться туда можно по лестнице, это займет примерно один час.
Информация для туристов
Монастырь святого отшельника Антония расположен в Аравийской пустыне, в 50 км от морского побережья и в 210 км от Каира. Он принимает посетителей каждый день с 4.00 до 16.45, но во время великого поста – только по пятницам, субботам и воскресеньям. В праздник Пасхи и во все остальные дни поста монастырь закрыт для туристов.
При посещении этого места нужно придерживаться строгих требований к внешнему виду – не должно быть никаких коротких юбок, шорт, открытых плеч, глубоких декольте и распушенных волос. Одежда должна быть закрытой, скромной и неброской. Не забывайте и о правилах поведения: говорить нужно тихо, нельзя кричать и смеяться во весь голос, а за детьми нужно следить с повышенным вниманием. Также запрещено курить и делать фотографии со вспышкой.
Еще по теме
Все о круизе по Нилу – цены, условия, лучший сезон
Что надо знать о Цветном каньоне в Египте?
Удивительные факты о колоссах Мемнона
Восхождение на ветхозаветную гору Синай
Прошлое и настоящее коптской церкви
Подробно о погоде в Египте по месяцам
С полным обзором погоды в Египте можно ознакомиться здесь!
Христианский Египет. Часть — 1. Пещера Святого Антония (Монастырь Святого Антония, Египет)
Египет. Думаю, что словосочетание «загадочный Египет» в наше время как-то не звучит, ибо за 20 туристических лет наши туристы объездили эту страну вдоль и поперёк.
Первый раз я посетил Египет в далёком 2001 году. Мои впечатления были весьма стандартны — арабы, море, рыбки, кораллы. Однако мне тогда особенно запомнился ночной подъём на гору Моисея, до глубины души поразил монастырь Святой Екатерины.Однако многие всё это видели. Ну что нового можно написать про Египет?!
Так-то оно так, но в этот раз на меня очень сильное впечатление произвела экскурсия в монастыри святого Павла и Святого Антония. Последний считается самым старым христианским монастырём. Скорее всего, это действительно так, ведь христианское монашество зародилось именно в Египте.Впрочем, начнём обо всём по-порядку.
Если в первый раз я был в Египте в Шарм-эль-Шейхе, то теперь через 13 лет для меня гостеприимно распахнула двери русская Хургада.
В этом курортном городке около 20% населения русские люди, отчего его можно смело назвать Хургадией. Гуляя по Хургадии постоянно слышится русская речь, магазины пестрят русскими вывесками, и практически все местные говорят, или, во всяком случае, понимают по-русски. Везде и всюду к тебе обращаются – брат, зайди в мою лавку, заходите к нам в ресторан, давай тебе массаж сделаю, посмотри каталог экскурсий.
Из всего большого перечня, что предлагал гид, меня сразу заинтересовало посещение монастырей Святого Антония и Святого Павла. Однако гид озадачил, ответив, что после революции в стране стало опасно и экскурсии они туда больше не делают. Я пытался узнать про эту экскурсию у различных уличных зазывал, так они наоборот отправляли меня к гиду, повторяя — там опасно, там опасно.
В Харгаде я был с семьёй. Нам удалось побывать на двух водных экскурсиях, Экскурсия «Катамаран Шахин Шах» Экскурсия «Подводная лодка» плюс сам я съездил в пустыню. Экскурсия «Секрет пустыни» До отъезда оставалось два дня, и мы уже мысленно паковали чемоданы.
Тут нужно объяснить, что прилетели мы в Хургаду через туристическое агентство Коралл, соответственно наш гид также принадлежал к этой фирме. И вдруг на глаза мне попалась брошюрка экскурсий от ТЕЗтура, где монастыри также были обозначены. Я решил спросить про экскурсию у тезтуровского гида. Тот ответил, делаем, но только один раз в неделю, по пятницам, то есть завтра, или скорее сегодня в ночь. Цена вопроса – 50 долларов. Как оказалось, ларчик открывался просто.
Я записался, отдал деньги и отправился на пляж. В чём ехать? Что с собой взять? Будет ли в автобусе от кондиционера холодно или наоборот жарко? Вопросы, как барашки на море, вдруг стали сами собой появляться, но ответ узнать не у кого.
Тут вдруг я вижу, что на пляж пришёл длинноволосый мужчина, очень похожий на батюшку, а рядом с ним женщина, очень похожая на матушку. Я набрался наглости, подошёл к ним с вопросом про монастыри. Они ответили, что семь лет назад они там были, а сейчас вновь приехали в Хургаду, специально дабы посетить монастыри, но экскурсии туда теперь не делают.
И здесь я им говорю, что сегодня в ночь я туда еду. Трудно описать их радость!!! Батюшка с матушкой назвали меня посланцем Господа, и побежали со всех ног искать нужного гида. Далее, забегая вперёд, скажу, что от большого отеля Хилтон на данную экскурсию мы отправились всего лишь втроём.
Ребята египтяне с ресепшена вместо того, чтобы разбудить меня в 1 ч. 40 мин., позвонили на 30 минут раньше, отчего какое-то время я тупо сидел возле них в ожидании автобуса.
Большим недостатком подобных туристических мероприятий является то, что автобус, собирая туристов, начинает кружить по отелям. В нашем случае автобус был маленьким, и паломников было всего 10 человек. Тогда как за нами ехал другой автобус, он вёз примерно 30 туристов. В любом случае, если подобная экскурсия делается всего 1 раз в неделю, то 40 человек это мало. Наш народ из Хургады всё больше Каир и Луксор выбирает.
Примерно в три часа ночи в определённом месте собралась колонна автобусов, и далее в сопровождении полиции вся кавалькада тронулась по шоссе в сторону Каира.
Ночной переезд дело весьма сложное и утомительное. Мне удалось занять сразу два места. Однако сон меня так и не одолел, ибо периодически приходилось видеть, как наш водитель лихо обгоняет другие машины. Шоссе на Каир двухполосное, встречные потоки отделены друг от друга, но как тут не вспомнить про дорожную статистику Египта….
Дабы отвлечься от дурных мыслей, начинаю жевать свой скудный завтрак. А как вы хотите? Паломник должен быть голодным! К Богу с толстым брюхом не ходят. Стараюсь настроиться на что-то возвышенное, и вспомнить об аскетичной жизни первых христиан, но после ол инклюзив подобное как-то не получается.
Небо на Востоке начинает слегка светлеть, напоминая сперва розовую полоску крема на шоколадном пирожном, чуть позже небосвод становится похож на большой бисквитный торт из отеля, где всё включено, где ешь, сколько хочешь.
Трасса на Каир идёт вдоль моря. Песчаные отвалы вдоль дороги вначале желтеют, но по мере приближения рассвета становятся серыми. Небесная тьма отступает на Запад, туда, где, словно кардиограмма больного в предынфарктном состоянии, далёким миражом чернеют горы. И наконец, справа из морской пучины, оттуда, где огромным костром разгорелся рассвет, в наш мир приходит апельсиновое солнце.
День вступает в свои права. Мы делаем остановку возле большого придорожного кафе. Далее колонна на Каир так и движется в сопровождении полиции, тогда как наш автобус через какое-то время уходит с трассы на второстепенную дорогу.
Море осталось в стороне. Вокруг сплошная пустыня, окружённая горами, где нет ни жилья, ни встречных машин, ни деревца, ни кустика. В некоторых местах дорожный асфальт изрезан колёсами грузовиков, отчего в нём образовалась настоящая колея, причём сама дорога хоть и идёт по пустыне, но при этом жутко виляет и петляет.
Но разве могут земные трудности помешать человеку, если он движется на рандеву с чем-то божественным?! А как подобный путь преодолевали первые христиане?!
Подъезжаем к неким воротам. Рядом с ними кирпичная стена украшена ликами святых, крестами и башенками.
Понравилось!
14
Автор: ERCHOV1
Египетские христиане решили таким образом обезопасить свои святыни, ибо провокации против них в последнее время достаточно регулярны.Впереди огромной глыбой нависают горы Красного моря. Горы взяты в плен облаками, и вскоре наш автобус останавливается возле их подножья. Здесь привлекает к себе внимание одинокий холм, в чреве которого чернеет круглая дыра. Это пещерный храм. Его лицевую сторону, или точнее фасад, украшают вырезанные из камня кресты и фигуры на евангелистскую тему. Возле входа большой круглый камень, им якобы закрываю вход.
Внутри идёт служба. Сопровождавший нас гид предлагает зайти и посмотреть, но только не долго, ибо далее нам предстоит подъём на гору.
Снимаем обувь, заходим в храм. Его внутреннее пространство квадратная пещера, украшенная каменными фресками-барельефами различных святых и их деяний. Алтарь отделён небольшим ограждением. Священник, одетый в белый халат с капюшоном, читает молитву, и его пение усиливают несколько динамиков.
Любопытно, что прихожане копты, слушая проповедь, сидят, лежат, едят и даже спят. Женщины хотя и покрывают голову платком, но при этом они почти все в джинсах.
У коптов церковь считается домом Бога, поэтому здесь возможны некие послабления из правил, которые копты вынуждены соблюдать, живя среди мусульман. Говорят, что коптские парни и девушки в храмах вполне свободно знакомятся с целью создания семьи (в Египте на улице не знакомятся). Но если мусульманин может иметь 4 жены, при этом развод в исламе тоже возможен, то копты женятся только один раз и на всю жизнь. Как говорят сами копты — жена как арбуз, не узнаешь, пока не разрежешь.
Правда отметим, что разводом у коптов может послужить смерть или измена, причём последняя может повлечь первую, и полиция не узнает…
Я слушал монолог священника и никак не мог понять, на что он был похож. Если Коран читается нараспев, и если в православных храмах молитву скорее не читают, а поют, то здесь по тону можно было подумать, что это скорее какое-то обличительное выступление прокурора.
Однако время поджимает, и мы движемся дальше. Нам предстоит подняться в пещеру, где жил и молился Святой Антоний. Для этого нужно преодолеть 1442 ступеньки.
Как я уже писал, вместе со мной сюда приехали батюшка и матушка. Последняя была далеко не молодая и чересчур полная. Подойдя к лестнице, матушка заохала, дескать, боюсь, не поднимусь. На что батюшка ей ответил: «Крепись матушка, Святой Антоний тебе поможет». Далее слуга Господа спокойно пошёл на встречу с божественным, не обращая внимания на свою земную спутницу.
Женщина по ровной местности с трудом с палкой ходила, но на гору она взошла, через усилие с остановками, но взошла. Вот и спрашивается, как после всего этого не верить в Бога?!
Впрочем, нужно рассказать, про первого христианского монаха Святого Антония. Точнее, Антоний, конечно, был не первым монахом, но именно его считают отцом отшельнического монашества.
Антоний родился в Александрии в семье благочестивых христиан примерно в 250 году. Когда ему было 20 лет, его родители умерли, оставив ему на попечение малолетнюю сестру и богатое наследство. Антоний рьяно посещал храм, соблюдал все церковные каноны, успевая при этом управлять своей торговлей. Однако вскоре он понял, что служить одновременно Богу и Миру невозможно. Божественный голос повелел раздать своё богатство и стать отшельником.
Оставив сестру на попечение девственных женщин (монахинь), он удалился на берег Нила, где в течении 20 лет только и делал, что молился. По легенде однажды возле него стали купаться обнажённые женщины. Антоний сделал им замечание, сказав при этом, что он монах. Голые девушки на это ему ответили – если ты монах-отшельник, иди в пустыню. Он собрался и пошёл, и пришёл именно в эти места.
Такова легенда. На самом деле Антоний на 6 лет нарушил свою уединённую жизнь по просьбе множества учеников. Они уговорили отшельника помочь им основать монашескую общину. В этот период Антоний посетил Александрию, где укрепил веру христиан во время очередных гонений, а также выступил в обличительном богословском споре на суде против еретиков.
В любом случае, далее преподобный вновь вёл уединённую жизнь, причём именно здесь. Его периодически искушал дьявол. В свою очередь ангел показал ему, как нужно работать и молиться.
Подъём в гору к пещере Святого Антония для нормального человека совсем не трудный. Навстречу постоянно попадаются египетские паломники. Многие мужчины несут на себе детей, среди паломников большое количество инвалидов. Атмосфера весьма доброжелательная. Копты разрешают себя сфотографировать, а также фотографирую нас. Любопытно, что один парень взял и поцеловал меня в плечо — у египтян это признак большого уважения.
Нынешний коптский патриарх запретил своей пастве посещение Иерусалима. Причиной подобного является политика. Теперь копты совершают паломничество, как правило, только по Египту.
Большинство учёных считает именно коптов потомками фараонов, потомками строителей пирамид. Если приглядеться к коптам, то можно увидеть, что их кожа светлее, нежели у соотечественников арабов. Копты чем-то похожи на эфиопов. В Египте христианин никогда не женится на мусульманке, ибо в семейной жизни это принесёт большие проблемы. Женщины христианки за мусульман, как правило, тоже не выходят. Хотя, если вспомнить историю, к коптам принадлежали две жены пророка Мухаммеда.
Копты-египтяне через века и даже через тысячелетия сохранили свою неповторимую самобытность. Дабы обозначить свою принадлежность к христианству, копты в самом малом возрасте выкалывают на руке крест. Некоторые идут ещё дальше, делая на плече тату с изображением своего святого покровителя.
Подхожу к некой часовне. По легенде здесь была пещера, где жил Павлус — ученик Святого Антония.
По преданию как-то раз к Святому Антонию привели бесноватого, с просьбой избавить его от беса. Антоний сказал, что не может этого сделать, и направил ходоков к своему ученику.
Павлус начал читать перед бесноватым молитву. Молился он долго, однако бес всё никак не выходил. Тогда Павлус положил на свою голову большой раскалённый от солнца камень, и вновь начал читать.
Поднимаясь на гору,
можно заметить большое количество всевозможных крестов, как выложенных на склоне из камня, так и деревянных торчащих из земли. Их ставят и выкладывают верующие, в ознаменовании какого-либо свершившегося события.Возле самой верхней точки возле тропы лежат большие металлические сундуки. Паломники пишут Богу записки о сокровенном, специальный человек их собирает и раскладывает по сундукам. В определённый момент во время молитвы записки сожгут, отправив таки образом все желания по адресату на небо.
Наконец достигаю некой площадки, откуда открывается умопомрачительный вид на окрестные просторы. В горе зияет узкая расщелина, возле неё ковёр, и на котором уже лежит чья-то обувь.
Расщелина имеет длину не менее 30 метров, и острые углы за много веков сглажены. В некоторых местах мне приходилось буквально протискиваться, отчего в этом узком пространстве становилось немного не по себе. И как здесь далее протиснулась матушка, которая в два раза больше меня, я даже не представляю.
В конце лаз расширяется, образуя что-то похожее на комнатку, где на одной из стен изображение Христа, под ним стол, где можно оставить пожертвование. Паломники берут со стола бумагу, и пишут записки, всовывают их в одну из нескольких трещин.
Есть замечательные проникновенные стихи Н. Рубцова
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро
Молча принесёт воды.
Мне почему-то они вспомнились именно здесь, внутри пещеры, где две маленькие свечи, словно прожекторы освещают всё это тёмное пространство. И глядя на них, вовсе не страшно. Ты вдруг начинаешь понимать, что потолок на тебя никогда не обрушится, узкий проход в пещеру никогда не сомкнётся, ибо ты здесь находишься под защитой кого-то невидимого и очень сильного. Мне невольно представилось, как здесь в полном одиночестве жил Антоний, как он приносил сюда крохи еды и воду.
Пещера Святого Антония место удивительное. Хочется посидеть здесь на камне, подумать о жизни. Однако такой возможности нет. У входа в пещеру собрался народ, который тоже хочет войти, и поэтому нужно выходить.
Самое интересное, вопреки законам физики, камни внутри пещеры необыкновенно тёплые, или скорее даже горячие. Интересно отчего – от дыхания людей? от свечи? Нет, от молитвы!
Из самых разных уголков Египта сюда постоянно приезжает большое количество паломников. Жители южных регионов сразу узнаваемы, ибо они предпочитают национальную одежду в виде просторной бубы и обязательной чалмы на голове.
В Египте северяне часто прикалываются над южанами, считая их недалёкими. В одном из египетских анекдотов, гид южанин заблудился в пустыне вместе с двумя туристами, и вдруг откуда ни возьмись, появился джин. Он пообещал исполнить каждому по одному желанию. Японец и русский попросились домой, и джин их туда отправил. Ну а выходец южных просторов, сказал джину, что ему теперь стало скучно, и попросил вернуть назад обоих туристов.
Христианский Египет. Часть — 2. Монастырь Святого Антония
turbina.ru
Монастырь Святого Антония — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Монастырь святого Антония (Deir Anba Antonios) — древнейший христианский монастырь мира. Находится в 290 км к югу от Каира на севере мухафазы (провинции) Красное Море в районе нагорья Эль-Галала Аравийской пустыни, принадлежит Коптской православной церкви. Располагая площадью ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае).
История
В этих местах в скальном гроте выше монастыря вёл аскетический уединённый образ жизни и скончался отец монашества — святой Антоний Великий (251—356 гг.). Его младший современник святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, написал житие Святого Антония.
После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран.
Первые постройки монастыря были заложены в III в. В V столетии в монастырь Святого Антония из-за постоянных набегов бедуинов начали переселяться монахи из Вади-Натрун. В XI в. монастырь был разграблен и разрушен арабами, но был восстановлен коптами через 100 лет. В Средние века монастырь подолгу стоял заброшенным, без дверей; насельников было всего несколько.
Церковь Святого Антония, которая находится у южных стен монастыря, была построена в XVI веке. К западу от неё расположен храм Святых Апостолов. В этой церкви сохранилась фреска X в. с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а в её небольшой капелле фрески XI—XIII вв. с изображениями первых Александрийских патриархов: евангелиста Марка, Петра, Афанасия, Феофила, Кирилла и др.
В настоящее время
Литургия совершается в храме Святого Марка, построенном в XVIII веке. Как и в монастырях Вади-Натрун, в монастыре Святого Антония хранятся древние рукописи (1700 манускриптов) с текстами преимущественно на коптском и арабском языках.
Местом постоянного паломничества является пещера святого Антония, расположенная выше монастыря на высоте 276 м (680 м над уровнем Красного моря).
В 2002—2010 году государство предприняло реставрацию монастыря, которая обошлась в 14,5 миллионов долларов США.
Галерея
См. также
Литература
- Матюшкина М. Л. Антония Великого монастырь // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 2. — С. 689-690. — ISBN 5-89572-007-2.
- Ed., Bolman, Elizabeth. 2002. Monastic visions : wall paintings in the Monastery of St. Antony at the Red Sea. Cairo, Egypt: American Research Center in Egypt.
- Meinardus, Otto Friedrich August. 1989. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, Egypt: The American University in Cairo Press.
- Evetts, B.T.A. (Trans.) Abu Salih the Armenian. 2002. The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighboring Countries. Gorgias Press.
- Dalrymple, William. 1998. From the holy mountain : A journey among the Christians of the middle east. New York: H. Holt.
- Dunn, Marilyn. 2000. The emergence of monasticism : From the desert fathers to the early Middle Ages. Oxford, UK; Malden, Mass.: Blackwell Publishers.
- Gabra, Gawdat, Hany N. Takla, Saint Mark Foundation., and Saint Shenouda the Archimandrite Coptic Society. 2008. Christianity and monasticism in upper Egypt.
- McClellan, Michael W., and Otto Friedrich August Meinardus. 1998. Monasticism in Egypt : Images and words of the desert fathers. Cairo, Egypt: American University in Cairo Press.
wikipedia.green
Православные святыни мира. Египетская пустыня. Монастырь преподобного Антония Великого
В египетской пустыне, среди гор близ Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега, находится монастырь преподобного Антония Великого, основанный в IV в. на месте, где преподобный прожил последние сорок четыре года своей жизни. Основатель монашества, один из наиболее почитаемых святых Православной Церкви, преподобный Антоний жил здесь, в пещере на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г.
Прп. Антоний Великий. Икона XVII в. Остров Крит Антоний Великий родился в Египте около 250 г. от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. В восемнадцать лет он осиротел и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды в храме он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф 19, 21). Эти слова поразили Антония, как если бы были сказаны Господом лично ему. Постепенно Антоний решился оставить мирскую жизнь.
Вход в монастырь
Первоначально преподобный подвизался вблизи селения у себя на родине в Фиваиде (Верхний Египет). Затем, желая еще больших подвигов, он удалился дальше от обитаемых мест в пустыню, и, переплыв через Нил, поселился на одной из гор. Здесь святой Антоний провел в затворничестве около двадцати лет.
Монастырский двор
Трудно представить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся ему, или посылал Ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» – воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь, – сказал ему Господь, – и ждал, пока не увижу твоего подвига».
Фрески в храме
Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», – сказал ему Ангел Господень.
Фреска в алтаре
Выйдя из затворничества, он стал принимать приходящих, желавших подражать его жизни. Спустя некоторое время, не имея покоя от множества посещавших его людей, просивших его совета и помощи, он решил перейти в верхнюю Фиваиду, где его не знали. Когда на берегу Нила преподобный дожидался корабля, который перевез бы его на другую сторону реки, он услышал голос, вопрошавший его о том, куда и зачем он идет. Преподобный Антоний не смутился, так как часто слышал такой голос, и отвечал, сказав о причинах, побудивших его отправиться в путь. Тогда голос сказал ему, что если он уйдет в Фиваиду, гам его будут беспокоить еще больше. Если же он действительно хочет пребывать в покое, то пусть идет во внутреннюю пустыню. На вопрос преподобного Антония, как достичь этого места, голос указал ему сарацин (арабов), караван которых отправлялся в путь. Преподобный обратился к ним с просьбой взять его с собой, и, получив согласие, отправился с караваном. Пройдя три дня и три ночи по пустыне, святой Антоний увидел высокую гору. У подножия горы был источник воды, а рядом росло несколько пальм.
Церковь преподобного Антония Великого
На этом месте святой Антоний нашел столь желанное ему уединение и продолжил свои подвиги. Иногда его навещала братия, желавшая получить наставление.
Здесь жил также преподобный Павел Препростый, сюда приходили преподобные Аммон и Макарий Великий, присутствовавший также и при кончине преподобного Антония.
По соседству, на противоположной стороне горного хребта, подвизался другой великий святой – основатель отшельничества Павел Фивейский, место подвигов которого было чудесным образом открыто святому Антонию. Прожив в пещере на горе Аль-Кользом более сорока лет и достигнув глубокой старости, святой Антоний преставился в возрасте ста пяти лет. Тело преподобного погребли два живших с ним ученика, и, как писал святитель Афанасий Великий, «кроме их двоих, доныне никто не знает, где оно погребено». В монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.
Источник прп. Антония
В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской церкви. Копты – потомки коренных египтян, создававших древнеегипетскую цивилизацию. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» – это искаженное греческое название Египта – Айгюптос (Aiguptos).
До 1901 г. в монастыре сохранялась традиция, согласно которой женщины на территорию монастыря не допускались, и только в 1901 г., впервые за полторы с лишним тысячи лет, это правило было нарушено. В 1953 г. к монастырю была проведена дорога, сделавшая путь к обители преподобного Антония удобным и относительно быстрым, – теперь до монастыря из Каира можно было добраться на автомобиле за несколько часов, тогда как раньше требовалась неделя.
Монастырская трапезная. Стол и скамьи высечены из камня.
Источник: Православные святыни мира / [авт.-сост. С.Р. Бегиян]. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. – С. 184-187.
30 Января 2019
stsl.ru
Монастырь святого Антония Великого в Египте. Справка
Устав монастыря позволяет дать кров на одну ночь и пищу гостям, которые должны в ответ помочь монахам деньгами и продуктами питания.
Преподобный Антоний, отец монашества, получивший от церкви наименование Великий, родился в 251 году в Среднем Египте, неподалеку от города Бени‑Суэйф, в семье состоятельных христиан.
Когда Антонию исполнилось 18 лет, родители его умерли. И вскоре, повинуясь божественному видению, юноша принял решение, не только круто изменившее его жизнь, но и снискавшее ему впоследствии бессмертную славу: он раздал почти все свое имение беднякам, оставив лишь небольшую часть сестре, и удалился в пустыню.
Так Антоний стал первым христианским отшельником‑монахом. Но само пустынножительство появилось в Египте еще до нашей эры.
Поначалу Антоний жил в пещере неподалеку от Бени‑Суэйфа, на берегу Нила. Двадцать лет провел в полном одиночестве. Лишь дважды в год отшельнику приносили припасы. Со временем о нем пошла молва, люди стали стекаться к пещере. Тогда Антоний перебрался на другой берег реки, подальше от жилья.
Но и здесь от гостей не было отбоя. Отшельник был не только искусным проповедником, но и занимался врачеванием, и народ из ближайших селений шел к нему за исцелением духовным и физическим.
Некоторые из пришельцев решили поселиться рядом с ним. Так к началу IV века сложилась первая христианская монашеская община. В 312 году она переместилась далеко в пустыню ‑ туда, где и стоит поныне монастырь.
Часть из сподвижников Антония построила себе нехитрые жилища, другие разместились в близлежащих пещерах. Самую просторную пещеру, в стороне от источников воды и намного выше их, занял Антоний.
Чтобы попасть в пещеру Антония, надо проделать от монастыря изрядный путь. Сначала с километр пройти вдоль скал, а затем подняться по лестнице, которая насчитывает 1150 ступеней.
После смерти Антония, прожившего согласно летописям 105 лет, вокруг пещеры, где он провел восемьдесят лет, был выстроен монастырь‑крепость, носящий его имя.
После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран, которые искали здесь утешения и исцеления.В 15‑м веке монастырь был брошен, монахи вновь возвратились в его стены в 17‑м веке. Поскольку монастырь находится в удаленном от дорог месте, он не подвергался разорению и действовал многие века.
Весной 2005 года монастырь святого Антония был закрыт на реставрацию. Некоторые помещения в нем были в аварийном состоянии, и находиться там было опасно для жизни. Рестораторам понадобилось устанавливать новые опоры, менять потолки и половое покрытие некоторых помещений. Была создана новая система водоснабжения и электричества.
Монастырь, в котором хранятся более тысячи древних рукописей, был оборудован специальной сигнализацией.
Всего реставрация объекта, которая шла пять лет, обошлась государственной казне в 14,5 миллионов долларов.4 февраля 2010 года монастырь был вновь открыт для посетителей.
ria.ru
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ
Туристам, приезжающим в Египет пожариться на южном солнце и поплескаться в теплом море с коралловыми рифами, туроператоры предлагают ряд исторических экскурсий: Каир и пирамиды, Луксор и «долина царей», а для отдыхающих в Шарм-эль-Шейхе — монастырь святой Екатерины и восхождение на гору Моисея.
Тем же, кто отдыхает в Хургаде, часто кажется, будто христианских святынь в зоне досягаемости нет — впрочем, большинство туристов об этом просто не задумывается. В то же время в программах туроператоров есть экскурсия по монастырям предобного Антония Великого и Павла Фивейского — да только редкий гид обращает внимание отдыхающих на этот тур.
Отправляясь в Египет в феврале этого года, я задался целью непременно посетить древнейшие христианские монастыри. Представитель компании «Тез тур» уверил, что экскурсия состоится в любом случае, даже если желающих будет всего пару человек. И вот, в пятницу среди ночи за нами заехал микроавтобус, и мы отправляемся из Хургады на север…
«Когда в пальму бросают камень, она дает сладкий финик. Так же должны поступать и мы», — говорил сопровождающий группу по монастырю св. Антония архимандрит Рувайс.
Для увеличения фотографии здесь и далее кликните по изображению.
Как все начиналось
Основателем христианского монашества считают преподобного Антония Великого, хотя он и не был первым отшельником. Происходящий из благородной и зажиточной египетской семьи из дельты Нила, Антоний (родился в 251 году) в двадцатилетнем возрасте после смерти родителей услышал в храме евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Размышляя над этими словами, он вскоре раздал имение бедным, поручил воспитание малолетней сестры известным ему девственницам, а сам поселился вблизи своего селения под руководством одного подвижника. Вскоре он перешел дальше, в развалины одного военного укрепления на берегу Нила, где прожил около двадцати лет. Тут у него появились первые ученики.
В 313 году Антоний ушел еще дальше в Аравийскую пустыню, ближе к Красному морю. Тут и было положено основание монастыря, который теперь носит имя преподобного. Здесь Антоний провел оставшиеся годы жизни до кончины в 356 году. Однажды он встретился с подвижником, поселившимся задолго до Антония по другую сторону нагорья Эль-Галала — с преподобным Павлом Фивейским. Дважды он посещал Александрию — столицу Египта: один раз перед уходом в пустыню для ободрения христиан во время гонений, второй раз — около 350 года по приглашению святителя Афанасия Великого для обличения ереси ариан. Афанасий знал Антония еще с тех времен, как сам скрывался в пустыне от преследований, и глубоко чтил этого подвижника. Основной источник наших сведений о жизни преподобного — это произведение «Жизнь Антония», написанное свт. Афанасием Великим около 365 года. По словам свт. Иоанна Златоуста, это житие надо читать всем христианам. Оно давно переведено на русский язык и доступно в интернет-библиотеках.
Умер Антоний на 105 году жизни. Своим ученикам он запретил раскрывать место своего погребения. Однако при императоре Юстиниане (VI век) византийцы отыскали мощи, перенесли их в Александрию, а затем в Константинополь, откуда в Х веке мощи попали в Сент-Антуан-л’Аббеи близ Вьенна (Франция), а голова — в Арль. Однако копты уверены, что на самом деле мощи святого Антония не были найдены и покоятся на территории монастыря под самым древним храмом.
Преподобный Павел Фивейский (родился ок. 228 года), родом из Фив, ушел в пустыню в разгар гонений Декия — ок. 250 года, и прожил в пустыне 90 лет. О его жизни известно очень мало. Это был настоящий отшельник, самый первый из известных нам. Всю жизнь от питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Учеников после себя преподобный не оставил, поскольку всю жизнь провел в одиночестве. Поэтому, хотя Павел начал подвизаться первым, основателем монашества считают преподобного Антония Великого, оставившего после себя учеников и монастырь.
К пещере Антония
До рассвета мы делаем остановку в кафе в селении Зафарана — на перекрестке дороги, ведущей из Хургады в Каир, с дорогой от побережья Красного моря в долину Нила, к Бени-Суэйфу. Пыль, повозки, железные бочки, кофе «нескафе» за какую-то неразумную цену… Наскоро перекусив, едем дальше: на рассвете нас ждет подъем к пещере святого Антония.
Монастырь святого Антония на карте:
По дороге обгоняем автобусы, которые едут туда же, что и мы. У нас — микроавтобус, более проворный, а в группе всего 6 человек. Планируя поездку, я думал, что мы будем в монастырях почти в одиночестве. Подъезжая, уже понимаем, что это далеко не так: нам уже повстречалось около пяти автобусов. И вот, на рассвете, подъезжаем к уже знакомому по фотографиям входу на территорию монастыря. Кресты на храмах вдали подсвечены лампочками, и на рассвете это выглядит живописно — жаль, не успел сделать фото. Территория огромна. Внешняя стена ограждает большую площадь, внутри которой еще одна стена, массивнее и выше, а за ней — собственно монастырь.
На стоянке десятки автобусов, вокруг — множество людей. Наш гид — христианин-копт — объясняет, что сегодня пятница, то есть выходной, плюс к этому в школах и институтах продлили каникулы, поэтому столько народа. Главные службы в коптских храмах совершаются, как у всех христиан, в воскресенье, однако в связи с тем, что в Египте, где 90% населения — мусульмане, выходной день в пятницу, то по пятницам тоже проводятся службы. Людям легче прийти в храм в этот день. Видим, что церкви полны народа. Нас в храм пока не пускают, чтобы не мешать молитве, и предлагают подняться к пещере преподобного Антония.
Новая церковь в честь Креста и Воскресения Христова на пути к пещере Антония
Пещера, где святой Антоний провел последние 40 лет жизни, находится в горах над монастырем, на высоте 276 метров от подножия (680 м над уровнем моря). Туда проложена тропа из 1158 ступеней (согласно путеводителю Lonely Planet, сам не пытался считать). Гид говорит, что подъем более трудный, чем на гору Моисея, что на Синае. Идем не торопясь, с передышками на специально устроенных для этого площадках. Мимо нас наверх и навстречу вниз постоянно идут люди — местные, копты, то есть египтяне, причем процентов 80 из них молодежь: школьники и студенты.
* * *
Коптская церковь — одна из древнейших православных церквей. Она не признала Четвертый Вселенский собор (Халкидонский), и потому относится к семье Древних Восточных (или Ориентальных) церквей. Эту церковь часто называют монофизитской, хотя русские богословы в конце XIX — начале ХХ века, начав изучать богословие коптов из их собственных источников и непосредственно общения с ними, пришли к выводу, что копты так же, как и все православные, веруют, что Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек. Из 90 млн населения Египта копты составляют около 9%, то есть ок. 8 млн человек. Большинство коптских христианских центров и святынь сосредоточено возле Дельты — в Александрии, Каире и монастырях Вади Натрун (Нитрии). Всего у Коптской Православной Церкви 24 мужских и 6 женских монастырей. Есть в Египте и Александрийский патриархат в семье византийских церквей (занимает второе место в диптихе Православных церквей после Константинополя!), но о нем египтяне практически ничего не знают — в ответ на мой вопрос гид звонил своему знакомому из Александрии, чтобы узнать о существовании этого патриархата. Согласно данным Википедии, всего в этой церкви ок. 250-300 тыс. верующих.
* * *
Путь к келье-пещере Антония «длинный, как молитва преподобного», — так выразился архимандрит Порфирий (Успенский), впоследствии епископ, основатель Русской духовной миссии в Иерусалиме, первый славянский паломник на этой земле, посетивший монастыри Антония и Павла в 1850 году и оставивший подробное описание поездки.
Церковь в честь преподобного Павла отшельника на пути к пещере Антония
Вход в пещеру преподобного Антония находится на высоте примерно две трети горы. Это узкая щель длиною метров десять, по которой может пройти, точнее, протиснуться только один человек — не разминуться. У входа стоят несколько взрослых плотных мужчин, пускают по пять человек за один раз. Вместо очереди стоит толпа — крики, давка, чем ближе ко входу, тем сильнее. А может, это и не крики вовсе, а такой стиль общения? Восточные люди намного более эмоциональны… Многие разуваются прямо здесь. Гид пытается договориться с местными, чтобы пропустили нашу маленькую группу туристов. Кроме нас, других туристов в данный момент у пещеры нет. Однако местные не очень-то идут навстречу. Вокруг Аравийская пустяня, до долины Нила отсюда не меньше 150 км, до Каира — 250 км, до Хургады — 300 км. Все, кто сюда приехал, проделали немалый путь.
Наконец мы заходим внутрь, сняв обувь — так полагается делать в коптских церквах. Пещера маленькая: примерно метра два на семь, при этом пол не более метра в ширину. Внутри темно. У стены вплотную — каменный престол, вокруг которого низкий проход, можно пройти на коленях и помолиться. Мы улетали из Киева в ночь после начала противостояния и стычек в центре города — молимся здесь о мире, о победе правды во всех нас и о торжестве света над тьмой. Фотографировать здесь не хочу, чтоб не задерживать людей и не суетиться.
Выйдя из пещеры, еще раз кидаем взгляд на окрестные дали. Солнце уже выше, вокруг на скалах кое-где стоят кресты… Архимандрит Порфирий (Успенский) смог разглядеть отсюда даже Красное море. По пути вниз молодые люди просят с ними сфотографироваться. Европейский православный священник для них здесь — редкость.
Невдалеке от пещеры Антония в скалах есть еще пещеры, в одной из который и сейчас живет отшельник, уроженец Австралии. Его имя — Анастасий Антоний. О нем можно посмотреть интересный фильм: youtube.com/watch?v=dfqeb08rirU (встраивать видео запрещено пользователем).
Еще более интересно и захватывающе смотреть историю из цикла Extreme Pilgrim о том, как ведущий и герой передачи — бывший англиканский священник — решил на себе испытать отшельничество в пустыне, проведя в одиночестве три недели в скалах неподалеку от монастыря св. Антония. Поразительно, насколько пустыня — великая тишина, где только ты и Бог — изменяет человека. Достаточно увидеть взгляд героя в начале и в конце передачи…
Монастырь Антония
Спустившись, заходим в монастырь через ворота во внутренних, высоких стенах, построенных при императоре Юстиниане. Ворота эти новые: о.Порфирий (Успенский) описывает, как в 1850 году его поднимали на стены по веревке, а продукты и вещи поднимали в корзине, ворот же вовсе не было из-за опасности от набегов разбойников-бедуинов.
Вот так поднимали посетителей еще 150 лет назад.
Сразу у входа в монастырь — комната для посетителей, нечто вроде рецепции:
Здесь нам дают сопровождающего: это архимандрит Рувайс Антоний, который ждет нас в сувенирной лавке. Все насельники монастыря при постриге получают второе имя в честь преподобного Антония. Наш абуна (это слово по-арабски значит «отец», так обращаются к священникам) — маститый старец, он прожил в монастыре тридцать пять лет.
Садимся вокруг абуны, и он начинает рассказ. Говорит на арабском, гид переводит на русский. Иногда общаемся с абуной по-английски, который он хорошо знает. На голове у монаха — специфический куколь (капюшон), черный с красными крестами. Двенадцать крестов вышиты в честь апостолов, посередине крест в честь Иисуса Христа. Линия посередине — в память о борьбе святого Антония с дьяволом. В монастыре преподобного Антония сейчас 120 монахов. Часть из них работает на полях, некоторые служат за границей — в Европе, Америке, на Святой земле. Абуна Рувайс в свое время тоже служил за границей — в Соединенных Штатах. Двенадцать монахов — врачи, среди которых есть фармацевт, терапевт, дантист. Лечат бесплатно всех, кому нужна помощь: бедуинов, солдатов, гостей и пр.
«Человек состоит из трех частей: тело, душа, дух, — говорит абуна Рувайс. — Если человек хочет быть хорошим, все это должно работать вместе. Каждому человеку нужно ежедневно какое-то время быть наедине с собой. Если ты будешь каждый день сидеть с Богом хоть несколько минут, значит, ты — монах. Большинство проблем у нас сейчас в мире из-за того, что мы далеки от Бога. Мы все, христиане — друзья Христовы, поэтому должны жить не так, как обычные люди».
Копты научились мирно жить среди преобладания мусульман. Каждый копт имеет на запястье правой руки татуировку в виде креста — подобно тому, как мы носим нательный крест. Такой крест, который снять можно только вместе с рукой, означает готовность принять мученичество за веру. В течение жизни многие копты наносят еще татуировку кого-то из святых — например, святого Антония Великого. Абуна Рувайс мастерски рисует мне на запястье шариковой ручкой изображение святого Антония.
Осматриваем территорию монастыря. Здесь мельница, кладовые, трапезная.
Корзина для подъема продуктов и вещей в монастырь.
На дверях до сих пор — деревянные засовы.
В трапезной — длинный стол для братии, а в начале стола прямо из камня высечен столик для книги. Во время трапезы в монастыре читается Библия, духовные поучения или жития святых. Впрочем, абуна Рувайс говорил только о чтении Библии. Это уже в монастыре святого Павла нам рассказывали о том, что читают и поучения, и жития.
Здесь же, в монастыре, и старая ручная мельница:
Абуна Рувайс угощает местным хлебом — лепешками из квасного теста. Подобный хлеб используется Коптской церковью и для Евхаристии.
Одно из главных сокровищ обители — источник воды. Протекая по желобам, вода отстаивается в каменных цистернах, выдолбленных прямо в скале. Эту воду используют для питья — она свежая и вкусная.
А это (на фото выше) голубятня. Голубей на востоке разводят для еды, есть голуби и в меню ресторанчиков Хургады. Монахи на территории монастыря мяса не едят, но за пределами обители есть мясо им позволяется.
Наконец мы попадаем в храм святого Антония. Это самая старая церковь в монастыре, построенная еще в четвертом веке, вскоре после кончины основателя. Здесь изумительные росписи XII-XIII веков, выполненные в технике секко (роспись по сухой штукатурке, в противоположность фрескам, которые пишутся по сырой штукатурке). Сами монахи полагают, что некоторые росписи относятся еще к VII-VIII векам. Перед входом в храм снимают обувь. Явившись Моисею в пламени тернового куста («неопалимой купины»), Бог сказал: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:5). Пол устлан коврами. Очень приятно и легко ногам ступать по святой земле самого древнего храма в первом христианском монастыре.
Пространство в коптском храме делится на алтарную часть и еще три части, отделенные решетчатыми перегородками или невысокими барьерами. В алтарную часть ведут только одни врата — как мы бы сказали, «царские». В приходских храмах стоят скамьи или стулья для прихожан, в монастырях же такого нет. В ближайшей к алтарю части храма стоят те, кто будет причащаться, в средней части — кто причащаться не будет, а в самой дальней от алтаря — те, кто не может причащаться по причине какой-либо епитимии. Миряне причащаются не реже, чем раз в 40 дней. Каждое воскресенье, если есть возможность, коптские христиане обязаны быть на литургии. В Коптской церкви во время службы используются некоторые музыкальные инструменты: тарелочки и треугольник. Службы ведутся на арабском и коптском языках, причем на коптском теперь уже никто не разговаривает, это только язык богослужения, в котором много заимствований из греческого. В Коптской церкви служат литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского — наследницу литургии апостола Марка.
Теперь посмотрим замечательные росписи церкви святого Антония. Не забывайте кликать по фото, чтобы посмотреть в большем размере.
Абуна Рувайс ведет нас дальше, показывает мощи одного из недавних коптских святых — Юстуса Антония (1910–1976), монаха этого монастыря:
Осмотрев монастырь, прощаемся с абуной. Он приглашает приезжать еще. Спрашиваю, можно ли остановиться в монастыре на ночлег на несколько дней. Да, говорит, но только мужчинам.
Наконец, можно посмотреть фильм о монастыре святого Антония на русском языке, снятый монахами. Этот фильм показывал нам и абуна:
Монастырь святого Павла
Едем дальше, уже под ярким февральским солнцем. Монастырь святого Павла находится с другой стороны горной цепи, в объезд по дорогам это 80 километров.
В редких описаниях путешествий по этим святым местам монастырю святого Павла часто незаслуженно отводится второстепенная роль. Но и я вынужден писать меньше: во многом эта обитель похожа на монастырь святого Антония. Тут живет 100 монахов. Располагаемся в гостиной, где монах, имя которого, к сожалению, не помню, рассказывает на английском языке историю святого Павла Фивейского. Здесь же небольшая сувенирная лавочка. Я спрашиваю, где можно приобрести черную вязаную шапочку, которую вижу на послушниках. В ответ монах подзывает послушника, что-то ему говорит, и тот приносит такую шапочку мне в подарок.
Дальше отправляемся осматривать монастырь.
Видим снова трапезную, в которой сохраняются старые предметы быта. Видим и уже знакомую нам подставку для книги.
На территории монастыря святого Павла тоже есть небольшой оазис, где растет несколько пальм.
А это редкая форма ствола (ниже на фото) — подобно воздетым рукам Моисея при молитве. Так же молятся православные священники в самые важные моменты литургии.
В больших глиняных кувшинах хранится питьевая вода. Так она остается свежей и прохладной:
Тут тоже есть источник, но он дает намного меньше воды, чем в монастыре Антония, и в воде ощущается привкус солей: отсюда намного ближе до Красного моря — самого соленого из открытых морей Земли.
Сам источник находится где-то далеко в скале, вода поступает по желобу в каменную цистерну.
Гуляем дальше по территории:
Перед входом в храм, как обычно, снимаем обувь.
И тут нам открывается богатство росписей тринадцатого века.
Вход в алтарную часть закрыт завесой, а врат нет — так во всех коптских храмах. На завесе вышито или написано изображение Спасителя, Богородицы или кого-то из святых. Многие коптские христиане подходят к алтарю и целуют завесу.
Эта завеса может быть покрыта пленкой для защиты от замусоливания:
Верхняя часть этой алтарной преграды украшена иконами (чаще всего преграда просто резная, без икон):
Внутри алтарного пространства очень редкая роспись: двадцать четыре апокалиптических старца. «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих златые венцы» (Откр 4:4):
У коптов любой верующий может войти в алтарь и приложиться к престолу. А на престоле стоит вот такая штука. Не знаю, что это такое, и почему-то не спросил у монаха:
А вот изображение святого Антония:
«Современная коптская иконопись отличается исключительным эклектизмом. Глядя на иконы в коптских храмах, можно наблюдать полное смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом и иконы, выполненные в традиционном византийском стиле, и образцы западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, которые отличаются своеобразным примитивизмом, напоминающим детские рисунки», — читаю в статье о коптах протоиерея Олега Давыденкова. Иконы в византийском стиле тоже есть, но именно иконы — на досках, а не настенные росписи. Вот, например, Предтеча — ангел пустыни:
Я спросил монаха, как часто причащается братия. Он посмотрел на меня несколько удивленно и ответил: «Каждый день». И добавил, что если кто из братьев не причастится, то в этот день он питается только хлебом и водой.
Вот так живут копты. Монастыри в пустыне производят огромное впечатление и оставляют тишину в сердце и радостное, светлое чувство. Здесь действительно видишь любовь к Богу и ближнему, а значит, тут среди братии есть Христос.
Дудченко Андрей, прот.www.kiev-orthodox.org
hram-nikola.kiev.ua
Ваш комментарий будет первым