История Суздаля
Суздаль – город легендарный!
Содержание статьи
Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.
На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.
Суздальский кремль
Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.
Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.
Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.
Покровский монастырь Суздаля
Основание
Однако, Суздаль был основан не на пустоши, археологические раскопки его окрестностей свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля ранее были торгово-ремесленные поселения, основанные не позднее 9-го века н.э. А древние монеты чеканки Самарканда, Бухары и Средней Азии подтверждают наличие древних и весьма разветвлённых торговых связей.
Достоверных сведений о дате основания Суздаля мы не имеем, но первые упоминания о нём датируются 1024-ым годом. В начале, Суздаль входил в Киевское Княжество и в последствии стал вотчиной киевского князя Владимира Мономаха, который укрепил город и сделал из него стольный город Ростово-Суздальских земель.
Первейшим возведённым объектом обороны и, в последствии, крупнейшим объектом культурно-исторического наследия стал Суздальский Кремль на реке Каменка. Место его постройки было защищено с трёх сторон естественными преградами, да ко всему прочему, были искусственно насыпаны оборонительные земляные валы, сохранившиеся и по сей день.
Так же, по приказу Владимира Мономаха здесь же был возведён Успенский собор, а в 11-ом столетии построен первый монастырь в честь Дмитрия Солунского.
Немного восточнее кремля, согласно истории Суздаля, расположился посад (посад– это название торгово-ремесленного поселения 10-16 вв., располагавшегося за городскими стенами.) Его обнесли земляными валами, а уже вокруг стали располагаться вотчины. Старинная планировка города сохранилась и по сей день.
В истории Суздаля были и чёрные пятна. Так, в конце 11-го века его коснулись междоусобные войны детей Владимира Мономаха, Изяслава и Мстислава с Олегом Чернигским. В 1107 году болгары разбили его окрестности, а сами жители города смогли переждать натиск врага в городских укреплениях.
Расцвет
Тем не менее, в 11-ом столетии Суздаль испытывает свой наибольший расцвет, при первом самостоятельном князе – Юрии Долгоруком (1125 – 1157). В годы его правления были возведены множество монастырей и храмов.
Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества. Так, например, в 1152 году на реке Нерли в селении Кидекши была возведена церковь Бориса и Глеба по приказу Юрия Долгорукого. Эта дата и ознаменовала собой начало белокаменного строительства на северо-востоке Руси.
При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль постепенно сдаёт свои позиции. Да к тому же нашествие монголо-татар не миновало и Суздальские земли. Так, зимой 1238 года, подойдя к Владимиру, хан Батый направил часть своих войск на Суздаль.
Город был сожжён, большинство его жителей были взяты в плен. Остались лишь немногие – те, кто сумел спрятаться в уцелевшем после обширного разрушения Ризположенском монастыре.
Рисоположенский монастырь в Суздале
После монгольского нашествия, суздальское, тверское и московское княжества вели борьбу за первенство. Суздальские князья, обременённые главенством московского княжества искали пути к освобождению. И в этом большую роль сыграл князь Константин Васильевич.
В 14 веке он перенёс свою столицу в Нижний Новгород из Москвы, образовав вместе с Суздалем Суздальско-Нижегородское княжество. В те годы Суздаль ещё оставался богатым и многолюдным городом.
Тем не менее, борьба между князьями не угасала, и после победы сильнейшего московского князя, Суздаль вошёл в Московское княжество. Он потерял своё первостепенное политическое значение, но по-прежнему оставался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Руси. Так началось падение Суздаля.
Формирование архитектурно-исторического наследия
В 16-17 веках в Суздале ведётся интенсивное строительство многих и многих ныне известных архитектурных ансамблей. И формируется культурное наследие города. Крупнейшими объектами которого становятся: древнейший Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.
Покровский монастырь в Суздале
А в 18 веке бурно строятся приходские церкви, в 19-ом – окончательно складывается городской архитектурный ансамбль города.
Суздаль – это великий город, Многое повидавший за свою не лёгкую историю. И пожары, и эпидемии и полные разорения города. Однако, и по сей день гордо звучат имена уроженцев земли Суздальской! Юрий Долгорукий, Александр Невский, Алексей Суворов и Дмитрий Пожарский – известнейшие исторические персоны!
Суздаль в 20-ом веке
Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.
В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.
В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».
В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».
И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Суздаль – современный город
В настоящее время, Суздаль – это крупнейший культурно-туристический центр. В нём, помимо великолепно сохранившихся исторических памятников, интереснейших экспозиций Владимиро – Суздальского музея-заповедника присутствуют все условия для комфортного пребывания туристов!
Современные и комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней, прекраснейшая природа средней полосы России. Всё это вы найдёте в Суздале!
turizmbezgranic.ru
История Суздаля Арт-отель Николаевский посад, г. Суздаль
Суздаль — душа «Золотого кольца», музей под открытым небом. В этом маленьком городе с населением всего 9865 человек, расположены около 200 памятников старины. Суздаль сумел сохранить очарование древности, неповторимый дух славянских традиций и непередаваемую ауру святых мест. Как и у любого древнего города, у Суздаля есть своя красивая легенда, записанная летописцем Ананием Федоровым. После всемирного потопа и смешения языков, на свет появились 3 брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и мудрый Асан. Когда они пришли на русскую землю, старшие братья построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а младший Асан отправился в путешествие по лесам. Рядом с одним из них он и основал город Суждаль.
Если мы заглянем в этимологию названия города, мы найдем два варианта. Некоторые ученые полагают, что название «Суждаль» произошло от того, что в древности тут судили народ. Второй вариант указывает на финское происхождение первоначального поселения Суздаля. К слову, вторая версия распространена среди ученых больше, чем первая.
Суздаль был построен в начале X века на реке Каменка в виде защитной крепости, которая охраняла государственные рубежи. Чуть восточнее Кремля, как гласит история Суздаля, расположился посад — торгово-ремественное поселение вне городских стен. Сам посад оградили валами, а вокруг них постепенно образовывались слободы. Если верить истории города, планировка сохранилась и по сей день.
Первое упоминание Суздаля в летописях происходит в 1024 году из-за восстания волхвов. Согласно «Повести временных лет», крестьяне взбунтовались из-за неурожайного года, вызванного засухой. Чуть позже Суздаль становится вотчиной Владимира Мономаха, который уделяет колоссальное внимание усилению и укреплению города. В начале XII века Суздаль становится столицей Ростово-Суздальского княжества и достигает своего расцвета, а во главе города встает Юрий Долгорукий. Спустя некоторое время, в 1157 году, князем становится Андрей Боголюбский, который переносит столицу княжества во Владимир.
В 1392 году Суздаль вошел в состав Московского княжества — так началось его падение. Став простым рядовым городом, в ХV-ХVII веке он не приобрел торгово-промышленного положения.
Во времена Смуты Суздаль дважды захватывали польские войска и крымские татары, а в довершении всего в 1654-1655 годах город пережил опустошительный пожар и эпидемию. После этого в жизни Суздаля наступило относительное затишье. Сюда переносят епископскую кафедру и город становится центром митрополии.
В 1796 году Суздаль объявляют уездным городом Владимирской губернии, спустя 2 года отсюда переносят и епископскую кафедру. А железная дорога, которую строили в XIX веке, и вовсе обошла Суздаль стороной. Из-за этого торговля и промышленность серьезно ослабла и благосостояние города резко упало. Но, как оказалось, именно это падение и позволило Суздалю сохранить свою уникальность и исторический облик.
Сейчас Суздаль — жемчужина «Золотого кольца». Каждый год его посещают десятки тысяч туристов. Здесь нет высоток и промышленных зданий, зато есть чистый воздух, обилие зелени и волшебная атмосфера старины.
nposad.ru
Суздаль достопримечательности и история древнего города.
На берегу реки Каменки, более тысячи лет назад, был заложен город Суздаль. Первое упоминание относится к 999 году, и поэтому входит в число древнейших русских городов. Город-музей, благодаря большому количеству памятников истории Руси, дошедших до наших дней в целости и сохранности, несмотря на большие беды, которые пришлось пережить горожанам. Сейчас Суздаль административный центр Суздальского района Владимирской области. Входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России» Находится в 26 км к северу от Владимира.
Суздаль. История города.
Первое упоминание Суздаля встречается в 999 году в Новгородском кодексе. «Повесть временных лет» упоминает его в связи с восстанием крестьян в 1024 году, уже тогда Суздаль был довольно крупным городом. В начале XII века при князе Юрии Долгоруком Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества. С этим периодом связан расцвет Суздаля. Сюда стекаются торговые и ремесленные люди, в восточной части города все больше разрастается посад. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, и тогда княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским.
Суздаль. История города.
Суздаль. История города.
В XVI веке в Суздале активно возводятся монастыри – лишь за небольшое время их здесь построили более десятка. Также в Суздале появляются серебряники, чеканщики, иконописцы. В 1565 году Суздаль попал в число опричных городов, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». В Смутное время суздальцы изменили Шуйскому и передали свой город тушинцам и Лисовскому, который укрепил его и продержался в нём около восьми месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда.
Суздаль. История города.
До конца XIX века Суздаль являлся крупным центром торговли – именно через Суздаль товары шли из Москвы в Архангельск и Петербург. Но со второй половины XIX века Суздаль стал глухим провинциальным городом, так как в городе не получила развития промышленность, это связано с тем, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги. В советское время в городе было снесено 15 церквей. Восстановление началось лишь в 1967 году. Был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. На окраине города, в Коровниках был построен Главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. Проводили работы по реставрации памятников и благоустройству города. В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия. В 2008 году город Суздаль преобразован из города областного подчинения в город районного подчинения Суздальского района.
Достопримечательности. Суздальский Кремль.
Суздальский Кремль – первый пункт в программе любого туриста, любопытно, что у суздальского Кремля нет стен. Центром ансамбля Кремля является собор Рождества Богородицы — древнейшее здание Суздаля. Отличительной чертой храма служит то, что сложен он не из гладкого белого камня, а из шероховатого туфа. Вблизи Рождественского собора в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки — Архиерейские палаты, которые теперь представляют сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий. В XVI в. рядом с ними построили Благовещенскую трапезную церковь. В 1635 г. напротив Рождественского собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. На колокольне в конце XVII века были установлены часы с боем, отбивавшие каждые час и четверть часа. Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы.
Суздальский Кремль.
К Кремлю относятся также и церкви у крепостных валов – Успенская, Никольская и Христорождественская. Успенская церковь находится на территории, на которой во второй половине XV века располагался двор великого князя Ивана III. Успенская церковь – одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. Никольская церковь построена в 1720—1739 годах. На территории Кремля находится также деревянная Никольская церковь (1766), перенесенная из с. Глотово Юрьев-Польского района в 1961 году и ставшая первым экспонатом в созданном позднее музее деревянного зодчества.
Суздальский Кремль.
В современное время Суздальский кремль — это музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству.
Васильевский мужской монастырь.
В Суздале несколько монастырей: Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиевский. Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. На территории монастыря располагается Васильевский собор (1662-1669 гг.), трехъярусная колокольня, пристроенная в XIX веке украшена резными карнизами и тесно поставленными пилястрами, Сретенская церковь (конец XVII в.) – трапезная. В монастыре сохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живут монахи. В монастыре можно подняться на колокольню, откуда отлично видна вся панорама Суздаля.
Спасо-Евфимиевский монастырь.
Спасо-Евфимиевский монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города, одновременно исполняя и функцию форпоста. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось — они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия. В XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями. Центральное сооружение монастыря — Спасо-Преображенский собор (XVI-XIXвв.).
Спасо-Евфимиевский монастырь.
Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVIIв.). Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В Суздале имеются гостиницы и гостевые дома разных категорий: отели высокого класса, расположенные в центре, гостиницы среднего класса, а также экономичные, которые находятся как в самом городе, так и за его пределами. Вы можете забронировать отличный вариант через Booking.com
Суздаль — место уникальное, в своей статье мы не смогли охватить все достопримечательности этого маленького города. Посетив его однажды, люди приезжают сюда снова и снова, чтобы помолиться в суздальских храмах, окунуться в тишину звенящего утра, увидеть бескрайние просторы, принять участие в возрождаемых праздниках, вдохнуть полной грудью чистого воздуха. Туристов принимают с особым русским гостеприимством — с медовухой, блинами и, конечно же, со знаменитыми суздальскими огурцами, известными на всю Россию.
travellgide.ru
История городов русских. Суздаль — Истории Земли
Город Суздаль стоит на берегу реки Каменка, что во Владимирской области. От Москвы до Суздаля 190 километров, от города Владимира – 30км. Сейчас Суздаль является районным центром с населением всего 12000 человек (даже городом сложно назвать), а когда-то даже был одним из самых больших на Руси и являлся главным городом Северо-Восточной Руси.
Суздаль возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений приблизительно в девятом веке. Археологические раскопки, произведенные в этих местах, позволяют сделать вывод, что эти поселения имели торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. Об этом свидетельствуют найденные в курганах древние монеты. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году. К этой же эпохе относится и начало активного проникновения христианства, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России. Христианство нелегко укреплялось на землях Суздаля, позиции язычества были крепки. Переломным моментам стали засуха и неурожай, по поводу чего случился бунт, при подавление которого заодно и «усмирили» противников христианства.
Существует несколько версий происхождения названия «Суздаль«, по одной из которых слово произошло от глагола «съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».
В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.
Началом строительства Суздаля, как и для всех средневековых городов, стало сооружение крепости — Кремля. Возвели крепость в XI веке на реке Каменка. По приказу Владимира Мономаха здесь же построили Успенский собор. Недалеко от Суздальского Кремля был возведен первый монастырь — в честь Дмитрия Солунского. Восточнее кремля располагалось торгово-ремесленное поселение — посад. Считается, что изначальная планировка города сохранилась и по сей день.
На долю города Суздаля выпало много испытаний. В XI веке в результате междоусобной борьбы Олега Чернигского с детьми Владимира Мономаха Изъяславом и Мстиславом город был сожжен. В 1107 году полчища болгар разграбили окрестности Суздаля.
Во времена правления Юрия Долгорукого в городе появилось много храмов. Именно Долгорукий перенес столицу из Ростова в Суздаль. При Юрии Долгоруком все княжество и его города динамично развивались. Суздаль стал центром религиозной образованности и столичным городом. Сильно возросло в эти годы политическое значение Суздаля. Сын Долгорукого – Андрей Боголюбский продолжал лучшие начинания отца, но не так удачно.
С приходом князя Андрея Суздаль утратил свое первенство. Столичный статус переходит к городу Владимиру. В XIII веке Суздаль становится столицей Суздальского княжества. Дальнейшая история города связана с постоянными войнами и конфликтами князей, в результате чего теряет свою роль и статус.
Во время Смутного времени, Суздаль дважды оказывался в руках польских интервентов, было это в 1608 и в 1611 годах. В 1612 году на территории России формировалось второе ополчение во главе с Пожарским и Мининым.
Суздальский КремльОполченцы хотели занять Суздаль, и созвать здесь Земский собор для выбора нового монарха. Но таким начинаниям не удалось исполниться. После окончания Смутного времени, Суздаль оказался разорен, в городе осталось около 80 дворов. А в 1634 году, до города дошли крымские татары. Чуть позже город постигли пожар и эпидемия. Вот такая вот непростая судьба.
По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.
Спасо-Евфимиев монастырьВо времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.
Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
История Суздаля |
СУЗДАЛЬ — РУКОТВОРНАЯ СКАЗКА
Из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданиям, к легендам, к истории, то это и будет культура.
В. А. Солоухин
«МАЛ ЗОЛОТНИК…»
Дорога лентой вьется среди лугов и полей. Бескрайние ноля волнами отходят по обе стороны шоссе. Километров за пять до города на горизонте начинает то появляться, то исчезать удивительная картина: разноцветные купола соборов и церквей, шатры и шпили колоколен. По зеленому ковру— россыпь монастырских башен.
Старины столько, что кажется, кроме нее, там ничего нет. И город представляется большим. Однако это иллюзия. Суздаль—маленький районный российский городок. Но такой городок, к которому применима пословица: «Мал золотник, да дорог». Суздаль дорог каждому русскому сердцу. Прежде всего именно тем, что с ним связано начало Руси, история нашей государственности, культуры и искусства. В его многочисленных исторических и архитектурных памятниках веками спрессованы труд и талант, душа народа.
Великий русский художник Николай Константинович Рерих как-то написал: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша—полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила…» Каждый раз, читая эти строки, думаешь, что это сказано о Суздале, что зримым воплощением символа Руси является и этот город.
Суздаль прост и загадочен, незатейлив и по-настоящему красив, неузнаваемо разнообразен во все времена года, каждый раз нов в восприятии. Сколько раздумий и чувств рождает он! Поистине— неотпитая чаша, рукотворная сказка!
Обновленный трудами реставраторов, жителей, Суздаль стал ныне одним из крупнейших музейных и туристских центров нашей страны. Слава о нем идет по всему миру.
Неизвестны дата основания города, имя основателя, тайной остается, как мы уже говорили, название его. Но мы знаем и гордимся, что Суздаль принадлежит к числу древнейших русских городов.
История возникновения Суздальской земли
Суздальская земля в летописях и старинных книгах впервые упоминается под 498 (990) годом. Как, в Степенной книге о крещении Руси говорится: «В лето 6498 от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суждальскую землю взем съ собою двух Епископов… и в земли Суждальской вся люди крестиша».
Распространение христианства сопровождалось борьбой с язычеством, венчало усиление феодального гнета в древнерусском государстве, которое наиболее ощутимо отражалось на низах и поднимало их на борьбу. Так, в Ростове Великом был убит первый епископ Леонтий, посланный туда из Киева в качестве представителя духовной власти князем Владимиром. В 1024 году в Ростове и Суздале вспыхнуло восстание земледельцев-смердов, инспирированное языческими проповедниками— волхвами. Последние воспользовались тем, что в течение нескольких лет в округе свирепствовал голод, вызванный неурожаем, призывали к расправе над богатыми людьми, которые, по их словам, таили у себя запасы хлеба.
Лаврентьевская летопись, рассказывая об этой трагедии, подчеркивает, что «бе мятеж велик», слухи о нем дошли до Ярослава Мудрого, встревожили его, он прибыл н Суздаль с дружиной и подавил восстание самым жестоким образом.
В конце XI столетия разразилась феодальная война между сыновьями киевского князя Владимира Мономаха Изяславом и Мстиславом и черниговским князем Олегом. В ходе ее под Муромом был убит Изяслав, а Олег в 1096 году, отступая под натиском Мстислава, подверг Суздаль сожжению. «Токмо остася двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже тамо есть Дими-трея»,— свидетельствует летопись. Уцелели они потому, что находились вдали от кремля, на противоположном берегу Каменки.
Успенский Собор в Суздале
Возрождая из пепла Суздаль, Владимир Мономах строит на рубеже столетий в центре будущего кремля из кирпича-плинфы большой одноглавый Успенский собор — первое каменное здание в наших краях. Строится княжеский двор, строится город-крепость на крутом повороте реки Каменки. Петля реки с восточной стороны перерезается глубоким рвом. Водной преграде вторят мощные земляные валы, увенчанные рубленными стенами и двумя проездными башнями-воротами.
Возраст Суздаля
Возраст города Суздаля принято отсчитывать с 1024 года, с первого летописного упоминания о нем в Лаврентьевской летописи. Суздаль старше Владимира, своего нынешнего областного центра, старше Москвы, столицы СССР. Исторические судьбы Суздаля и Москвы тесно переплетаются. Узы радости и печали можно увидеть неоднократно на их многовековом историческом пути.
Суздаль во время правления Юрия Долгорукого
Прежде всего, эти города связаны с именем честолюбивого князя Юрия Долгорукого. Москва ему обязана своим основанием, Суздаль— возвышением до столицы самостоятельного независимого княжества, одного из самых могущественных. В первой половине XII века, после распада Киевской Руси, в период так называемой феодальной раздробленности Суздаль становится политическим и культурным центром всего Северо-Востока.
Стремясь к единовластию, совершая военные походы на Киев, Новгород, Юрий Долгорукий одновременно заботился о безопасности границ Ростово-Суздальского княжества. Им были основаны, кроме Москвы, такие города, как Переславль-Залесский, Кострома, Городец, Звенигород, Галич, Дмитров, город среди полей—Юрьев-Польской и другие. В 1152 году князь укрепляет столицу княжества с востока: в устье Каменки, на высоком берегу реки Нерль, он строит крепость-резиденцию Кидекша. Заамечательным памятником этого сурового времени является церковь Бориса и Глеба (1152 г.) в Кидекше—древнейший образец белокаменной архитектуры на Северо-Востоке, провозвестник всех лучших храмов Суздальской земли.
Пребывая в Суздале, Юрий Долгорукий мечтал о далеком Киеве. Возможно, отсюда идет его прозвище—Долгорукий? Летописи зафиксировали несколько его удачных и неудачных военных походов на матерь городов русских. Наконец в 1155 году Юрий добился своего и стал неликим князем киевским. А через два года умер и был захоронен в церкви Спаса на Берестове, которая ныне находится на территории Киево-Печерской лавры.
Суздаль во время правления Андрея Боголюбского
Сын Долгорукого Андрей Юрьевич, по прозванию Боголюбский, стольным городом княжества делает Владимир. По примеру отца, построившего Кидекшу, он тоже строит себе загородную резиденцию-замок: Боголюбово у устья Нерли. Ведется строительство величественных белокаменных храмов и зданий как в Боголюбове, так и во Владимире. Боголюбский тоже «воюет» Киев. Но его политика носит принципиально иной характер. Мудрый человек и политик, он активно ищет пути преодоления раздробленности русских земель, княжеских междоусобиц, стремится всю власть сосредоточить в одних крепких руках. Князь при этом руководствуется исключительно общерусскими интересами. Так, в Киев он пришел во главе объединенных войск одиннадцати феодалов, чтобы окончательно утвердить значение нового политического центра.
Владимиро-Суздальское княжество постепенно становится средоточием русской жизни, здесь достигает высокого расцвета культура и искусство. Бурно застраивается новая столица княжества-Владимир, а Суздаль как бы оттесняется на второй план. Но ему по-прежнему светские иерархи уделяют много внимания. При великом князе Всеволоде III был отстроен и украшен Богородице-Рождественский собор— главный храм города; территория кремля обнесена новыми крепостными сооружениями; земляные валы стали выше и мощнее, на их гребне позднее была построена деревянная ограда с 15 башнями. Главная из них-Ильинская—приобрела красивое завершение в виде двуглавого золоченого орла.
Суздаль на рубеже XII—XIII столетий
На северо-востоке от кремля развивается торгово-ремесленный посад. Всеволод III укрепил и его. Насыпаются валы, по их периметру строится деревянная стена. Суздальцы искусственным рвом соединяют русло Каменки и Гремячки. В этом же месте ставится Ризположенский монастырь. Возле устья Гремячки, на юго-восточном углу посада, епископ Иоанн основал мужской монастырь в честь святых покровителей кузнецов Козьмы и Демьяна.
Таким становится Суздаль на рубеже XII—XIII столетий.
Суздаль во время нашествия монголо-татар
После смерти Всеволода вспыхнула борьба за великокняжеский престол между его сыновьями Константином и Георгием (Юрием II). Дело дошло до кровопролития.
В 1217 году в битве на Липецком поле (близ города Юрьев-Польского) верх взял Константин. Два года спустя, Георгий Всеволодович все же стал великим князем. В 1225 году он построил в Суздале новый белокаменный собор Рождества на фундаменте старого. При нем главные входы в собор были украшены «Золотыми вратами»— шедевром русского искусства 30-х годов XIII века.
В феврале 1238 года Суздаль пережил нашествие монголо-татар. Лаврентьевская летопись свидетельствует: «…татарове станы свое урядив у города Володимеря, а сами идоша взяша Суждаль. И двор княж огнем пожгоша и монастырь святаго Димитрия пожгоша а прочия разграбила… и люди все иссекоша».
Жестокому разорению от монголо-татар Суздаль подвергался в течение XIII века еще дважды— в 1281 и 1293 годах. Тяжелые испытания выпали на долю города и его жителей, но они находили в себе силы и для борьбы: так, в 1262 году Суздаль, наряду с городами Ростовом, Владимиром, Муромом, принял участие в восстании против монголо-татарских сборщиков дани.
Создание и распад Суздальско-Нижегородского княжества
При новых условиях русской исторической жизни происходит постепенное возвышение и усиление Москвы. Князья стремятся объединить вокруг Москвы земли, собрать силы для борьбы с ненавистным игом. Этот процесс был долгим, сложным и противоречивым. Особенно сильно политике Москвы мешало сопротивление тверских и суздальских князей.
В середине XIV века суздальский князь Константин Васильевич основал Суздальско-Нижегородское княжество, имевшее довольно обширную территорию. Так как Суздаль был опустошен моровой язвой, князь столицу перенес в Нижний Новгород, подальше от Москвы. «Он княжил честно и грозно, оберегая свою отчизну от сильных князей и татар»,— сказано о нем в одной из старых книг.
Его сын Дмитрий Константинович на короткое время получил от хана Навруеа ярлык на великокняжеский престол, но потом вынужден был уступить его своему московскому сопернику-тезке Дмитрию Ивановичу, будущему Дмитрию Донскому. Он же отдал ему в жены свою дочь Евдокию.
В 1392 году Суздальско-Нижегородское княжество распалось. Было присоединено к Москве. И вскоре Суздаль окончательно утратил свое политическое значение.
Суздальско-Нижегородское княжество оставило по себе весьма ценную память: Покровский (1364 г.) и Спасо-Евфимиевский (1352 г.) монастыри, а также Лаврентьевскую летопись, которая была составлена по приказу суздальско-нижегородского епископа Дионисия в 1377 году. Ныне этот ценный источник сведений по историческому прошлому Суздаля хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
Суздаль, как религиозный центр
До окончательного подчинения Москве Суздаль был многолюдным и богатым городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах». Став рядовым «замосковным» городком в государстве и находясь вдали от оживленных торговых путей того времени, Суздаль приходит в упадок в торгово-ремесленном отношении. Зато он начал процветать как религиозный центр и место «святого» паломничества. Обретаются «мощи» основателя и первого игумена Спасского монастыря Евфимия, суздальских епископов Федора-грека и Иоанна: церковь канонизирует их как святых. В XVI веке суздальская епархия объявляется архиепископией.
Экономическое благосостояние суздальской церкви начинает активно выражаться прежде всего в архитектуре. Покровский и Спасо-Евфимиевский монастыри заменяют все главные постройки с деревянных на каменные. Строится Ризположенский собор в одноименном монастыре. По повелению и на деньги Василия Иоанновича III в 1528—30 годах обновляется Рождественский собор в кремле. В многочисленные храмы поступают драгоценные вклады московской и местной знати.
Волна смуты в начале XVII столетия
Благополучное течение жизни в Суздале было нарушено в начале XVII столетия, когда «волна смуты, поднявшаяся в Русском государстве, захватила и его, принеся ему разорение, почти равное татарскому разорению начала XIII века».
В тяжелую годину вновь тесно переплетаются исторические судьбы Суздаля и Москвы. В апреле 1605 года умер царь Борис Годунов, два месяца спустя столица Русского государства была захвачена польско-литовскими интервентами. Царем объявляет себя Лжедимитрий I, авантюрист-самозванец, беглый монах-расстрига Гришка Отрепьев. По данным историка Н. М. Карамзина, он один год был монахом суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Об этом же пишет А. С. Пушкин в поэме «Борис Годунов».
Год спустя Лжедимитрий был убит, но появился на политической арене новый самозванец Ивашка Калужский— Лжедимитрий II. Суздальцы во главе с архиепископом Галактионом поспешили присягнуть на верность «тушинскому вору», за что получили от него похвальную грамоту. Однако это не спасло Суздаль от беды: в 1608 году город захватили отряды пана Лисовского. Грабили, жгли, насиловали, убивали. Два года страдал от врагов Суздаль и его обитатели.
Суздальский воевода Плещеев жаловался в 1609 году гетману Сапеге: «А здесь, господине, в Суздале и в Суздальском уезде, и во Владимире, от литовских людей убойство и грабеж русским людям великий… дворяном и детем боярским, и монастырем и посадским людем из Суздальского уезда разоренье и насильство великое, женок и девок емлют, и села государевыми дворянские и детей боярских и монастырские вотчины выграбили и пожгли».
Осенью 1612 года народное ополчение под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и суздальского князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от врагов и положило конец смуте. В составе ополчения бился большой отряд суздальцев под командой воеводы Измайлова.
Едва рассеялся дым сражений, Димитрий Михайлович Пожарский дает приказ сделать опись города. Оказалось, что в Суздале на посаде оставалось тогда только 78 жилых дворов и 311 дворов запустелых, потому что жители их «разбрелись безвестно», а главным образом, были «побиты от литовцев»17. Конечно, городу трудно было оправиться, тем более что, как говорит пословица, «одна беда не ходит». В 1634 году крымские татары разграбили и сожгли Суздаль. Прошло 10 лет— страшный пожар уничтожил половину города. Почти половину жителей унесла в могилу «черная смерть»— моровая язва, свирепствовавшая в течение 1654—1655 годов. В живых осталось 1390 человек в 447 дворах.
Терпело население и от феодалов, светских и духовных, которые захватили выгонные и пахотные городские земли. Спасо-Евфимиевский монастырь полностью овладел речкой Каменкой. Посадские люди, доведенные до отчаяния, 9 сентября 1646 года написали челобитную царю: «Город Суздаль без призору разорился без остатку от патриарших и архиепископских слобод, от князей, и от бояр, и от архимандритов, и от иных разных монастырей и протопопов, и мирских церквей, от священников…».
Государство в том же году вынуждено было пойти на посадскую реформу, оно частично возвращает земли посадам, причем больше половины захваченные церковными феодалами. Торгово-ремесленная жизнь Суздаля начинает возрождаться.
Суздаль в конце XVII — начале XVIII веков
Конец XVII— начало XVIII веков — период наивысшего церковного могущества Суздаля. Это обусловлено деятельностью главы суздальской епархии митрополита Иллариона, умного и волевого человека. Используя личные связи, поддержку царя Федора Алексеевича свой авторитет, располагая большими денежными средствами и дешевой рабочей силой, он приступает к интенсивному строительству. Перестраивает Рождественский собор, обновляет живопись. Рядом устраивает большой Архиерейский дом с величественной Крестовой палатой. На посаде при нем были построены очень красивые Цареконстантиновская и Входоиерусалимская церкви (обе 1707 г.), Святые ворота (1688 г.; в Ризполо-женском монастыре, Троицкий собор (1700 г.) в одноименном монастыре, В ознесенская церковь (1695 г.) с колокольней в Александровском монастыре, Петропавловская церковь (1694 г.) в Никольской слободе, Смоленская (1696-1706 гг.) в Скучиловой слободе. Для росписи главного храма Спасо-Евфимиевского монастыря Илларион пригласил артель костромских изографов во главе с выдающимся мастером XVII века Гурием Никитиным.
Вот когда архитектура древнего Суздаля заблистала, вот когда суздальские мастера каменных дел смогли в полной мере проявить свой художественный вкус и талант не только в постройке отдельных храмов, а целых ансамблей, в гармоничном соединении старого с новым! Не случайно, в том же XVII веке, суздальских мастеров приглашали в Москву «разные каменные дела ноделати».
Однако сказанное касается церковного строительства. Все остальное, включая жилые дома и оборонительные сооружения, было деревянным. Летний пожар 1719 года своим огненным языком слизнул их с прекрасного лица города. Сгорели все стены и башни кремля. На Рождественском соборе растопились главы и крыша, крытые оловом. Верх собора обрушился.
Реформы Петра I в Суздале
Многочисленные реформы Петра I подрывают экономическое могущество церкви и монастырей, военные нужды тянут соки из простого люда. Тем не менее во второй половине XVIII века каменное строительство в Суздале как бы по инерции продолжается, Но это в основном маленькие теплые церкви —пары летних, —и своими формами они повторяют клетские деревянные храмы. Строительство финансируется купечеством, а оно, по свидетельству современника, «богатством средственно и даже убого».
Суздаль как уездный город
Ничего хорошего не приносит Суздалю и конец столетия. В 1796 году учреждается Владимирская губерния. Суздалю определяется место уездного города. На его красно-синем гербе появляется гордая птица сокол с княжеской короной на голове— отражение былой славы и величия. А через три года и епархиальное начальство (епископ Виктор) переезжает во Владимир.
Железная дорога в Суздале
XIX век обделил Суздаль железной дорогой и, как казалось, перспективами дальнейшего развития. Сейчас суздальцы смотрят на эго как на великое благо, тогда— думали иначе. В связи с этим в 1872 году по поручению жителей городской голова П. И. Белов писал владимирскому губернатору: «Город Суздаль давно уже озабочен отсутствием удобного сообщения с Владимиром. У нас невыносимо грязная дорога, между тем как счастливые шуяне (жители г. Шуи.—Ю. Б.) ездят уже не по шоссе, а по железной дороге. Что же, ужели город, которым так много интересуются любители отечественной старины… в котором такой величавый собор и Спасо-Евфимиевский монастырь и драгоценныя в нем могила избавителя России, князя Дмитрия Михайловича Пожарского и многие другие изящные постройки, ужели такой город не стоит внимания правительства?».
Суздальцы отчаянно боролись за прокладку железной дороги в свой город. Восемь проектов рассматривалось,. II о в силу разных причин осуществить их, к счастью, не удалось.
Без полноценного общения город постепенно, как писали в старых книгах, «захудал», превратился в заштатный городишко. Жизнь его погрузилась в сон воспоминаний о «днях минувших». В XIX веке город встрепенулся только один раз — когда после победы русского народа в Отечественной войне 1812 года движимые патриотическим чувством суздальцы, выполняя обет, построили в центре Суздаля семидесятичетырехметровую колокольню, самую высокую, позолоченный шпиль которой виден далеко окрест.
Больших фабрик и заводов в Суздале не было, бойкой торговли—тоже. Трудолюбивые суздальцы занимались в основном вековым делом—огородничеством. На вывоз производили в большом количестве лук, огурцы, хрен, помидоры. Даже бытовала поговорка: «Хрен да лук не выпускай из рук!»
Сильно ослабли религиозные потребности. Современник пишет: «В Суздале кроме кремля одна улица с небольшими: разветвлениями в стороны, в нем больше пустырей, садов и огородов и храмы пожии стоят нередко среди этих пустырей, а в самых храмах вы увидите незначительные кучки богомольцев. Очевидно, когда-то была более бойкая жизнь, нужны были эти храмы, а теперь они говорят больше о минувшем».
Население Суздаля в 1897 году состояло из 8000 человек.
Источник: Белов Ю. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986.-159 с.
book33.ru
Подробная история Суздаля и кремля
978 — 1015 гг.- в Киеве правит князь Владимир I Святой.
В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех её пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещёнными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
В Ипатиевской летописи сказано:
«в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
В Степенной книге XIV в. сказано:
«в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в своё имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».
Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.
На площади ок. 3000 кв. м. в северо-восточной части кремля выявлены остатки более 50 жилых и хозяйственных построек, которые по стратиграфическим наблюдениям можно отнести к четырем строительным периодам, охватывающим время с 10 до 15 вв. Исследованы остатки трех усадеб площадью 1000-1600 кв. м., разделявшихся частоколами. Застройка здесь имела первоначально приречно-рядовой характер. Наиболее интенсивно береговая полоса р. Каменка застраивалась в 11 в., когда на указанных усадьбах жили дружинники, часть которых были выходцами из Скандинавии.
1019-1054 гг. — правление в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого
В 1024 г. в Ростово-Суздальской земле вспыхнуло восстание смердов (крестьян-общинников), совпавшее с неурожаем в течение нескольких лет. Смерды подступили к Суздалю. Для подавления восстания в Суздаль приехал сам великий князь Ярослав.
С этой датой — 1024 г. — связано первое упоминание в летописях Суздаля.
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева («городня) и рвом перед ним.
С 1093 по 1125 гг. Ростово-Суздальской землёй владел князь Владимир Мономах. Владимир часто ездил в Ростово-Суздальскую землю.
В это время на Ростовскую землю надвигалась с юга гроза первой крупной феодальной войны между Олегом Святославичем и Мономахом, начавшейся в 1093 г. В ее ходе сын Мономаха — Изяслав Курский вторгся в приокские владения Олега и захватил Муром, но был убит в сражении с Олегом под Муромом. В сентябре 1096 г. Олег двинулся на Суздаль, захватил его, выгнал приверженных Мономаху бояр и конфисковал их владения. Затем он взял Ростов и, посадив по городам своих посадников, начал собирать дань.
На защиту отцовских владений из Новгорода выступил сын Мономаха Мстислав. Олег отошел из Ростова.
Прорвавшийся к Суздалю со стороны тогда не укрепленной Клязьмы князь Олег сжег город (деревянные укрепления), причем за рекой Каменкой уцелел лишь двор киевского Печерского монастыря с деревянной церковью Димитрия.
Сооружения раннего строительного периода, видимо, погибли во время пожара 1096 г. их остатки вскоре были погребены под толщей вала, опоясавшего территорию кремля в нач. ХI в.
Вся территория кремля была обнесена валом. С северо-запада вал огибался рекой Каменкой, которая представляла неприступный водный барьер. С юго-востока был прорыт искусственный ров, соединивший верховья реки Каменки около кремля с нижней ее частью, около пожарного спуска.
По валу кремля был сооружен деревянный дубовый «заборол» — тын из бревен с заостренным вверху стояками. В цепи этого «заборола» находились и деревянные башни. Установлено, что было только двое, проезжих ворот: «Ильинские ворота», ведущие на посад, и «Дмитриевские ворота», через которые проникали в кремль с периферии торговые люди на базар. Не случайно образовавшаяся по пути к кремлю слобода на правом берегу Каменки, напротив Дмитриевских ворот, получила название «Щупачихи», то есть место, где осматривали, «ощупывали» товары, с которых нужно было взять пошлину.
Возведение вала повлекло за собой перепланировку построек на главную улицу кремля, проходившую от Ильинских до Дмитриевских ворот. На смену приречно-рядовой пришла уличная усадебная застройка.
В 1107 г. под стенами суздальской крепости были разбиты болгарские полки.
Новая крепость была густо заселена. Простой люд ютился в полуземлянках с поднимавшейся над землей задернованной кровлей, внешне похожей на курганы городского кладбища. Среди этих хижин высились рубленые хоромы городской знати, а над всей крепостью господствовал грандиозный по сравнению с жилищами людей «дом бога» — каменный собор и княжий двор. В характере древнейшего ансамбля Суздаля ярко выразилась резкая противоположность классов феодального города.
В 1113 г. Юрий – сын Владимира Мономаха, был посажен в Ростово-Суздальское княжество. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.
Столицу княжества Долгорукий в 1125 г. перенёс из Ростова в Суздаль.
Схема Суздаля. X — XIII вв.
В центральной части кремля (нынешняя ул. Коммуны) изучены остатки 11 углубленных в землю построек и три подпольные ямы наземных жилищ с глинобитными печами. Учитывая ориентировку построек, можно предполагать существование здесь двух улиц, шедших от валов к центру кремля – соборной площади. Время возникновения застройки в этом районе города – 1-я пол. XII в.
Исследования на нынешней Ивановской ул. Показали, что юго-западная часть кремля осваивалась лишь с сер. XII в., а наиболее интенсивная застройка относится к XIV-XV вв. Т.е. застройка кремля шла от северной приречной его части к югу. Полностью территория кремля была освоена к сер. XII в.
К нач. XII в. относятся возникновение жилой застройки вне кремлевских стен, главным образом на дорогах, ведших от проездных ворот кремля к ближайшим крупным населенным пунктам. Исследования на нынешней Торговой площади выявили остатки древней улицы, ограниченной с двух сторон усадебными частоколами. Усадьбы, видимо, имели площадь ок. 600-800 кв. м. Остатки жилой застройки здесь стратиграфически разделяются на три строительных периода. На рубеже XII-XIII вв. вместо существовавших ранее небольших домов здесь было построено деревянное сооружение площадью ок. 100 кв. м., ориентированное по сторонам света. По-видимому, это была деревянная церковь, просуществовавшая до XV в.
В 1-й пол. XII в. земляным валом и рвом была обнесена также территория расположенная к северо-востоку от кремля, сформировался Окольный город или Острог Суздаля. Высота его валов составляла от 3 до 5.5 м. при ширине в основании 10-19 м. Глубина рва, прорытого перед валом, составляла 6-8 м., ширина – 16-18 м. Внутри вала прослежены деревянные конструкции в виде срубов размерами 4.8х5.0 м., сложенных из бревен диаметром 0.18-0.20 м., рубленных «в обло». При закладке валов была совершена жертва в виде головы лошади. Укрепления Окольного города имели трое проездных ворот: Ризоположенские, Воротильенские и Васильевские. Эти укрепления, как и кремлевские, неоднократно подновлялись.
Последняя перестройка всех оборонительных сооружений города относится ко 2-й пол. XVII в. (1677 г.). В 1719 г. все деревянные укрепления кремля и Окольного города сгорели при большом пожаре и позднее уже не восстанавливались.
Вне пределов кремля и Окольного города исследования проводились на территории Дмитриевского монастыря, возникшего в XI в., где раскопано полуземляночное жилище с остатками металлургического и кузнечного производств (домницей и кузницей) и обнаружен ров, опоясывающий территорию монастыря.
На территории Ризоположенского монастыря, возникшего в нач. XIII в., в XI – нач. XII в. располагался курганный могильник с древнерусскими захоронениями, совершенными по обряду трупоположения. В сер. XII в. могильник перестал функционировать и через его территорию пролегла улица. Ко времени возникновения м-ря (1207 г.) он был окружен плотной застройкой городского посада.
На территории Александровского монастыря выявлен культурный слой домонголького времени, а у его стен открыта печь для обжига плинфы нач. XIII в.
Со времени основания Суздаля жилая застройка города состояла из наземных домов срубной конструкции, рубленных «в обло», площадью в среднем 16-20 кв. м., с печами-каменками или глинобитными печами, подпольными ямами различной формы и глубины. Зафиксированы остатки жилищ и больших размеров (8х8 м. и более). Печи чаще всего размещались в одном из углов, противоположных входу, иногда – в центральной части жилища. Конструктивной особенностью жилых построек XI в., исследованных на усадьбах в северо-восточной части кремля, является соединение нескольких жилых помещений в единое целое внутренними переходами. Зафиксированы постройки с трехчленной связью (изба+сени+клеть), с входом через сени. С 1-й пол. XII в. в Суздале появляются отдельные полуземляночные жилища, связанные, по-видимому, с переселением сюда жителей из южных районов Руси, где полуземлянка являлась наиболее распространенной формой жилых построек. Выявлены участки застройки уступами, когда выступающему от красной линии улицы дому соответствовал отступающий дом напротив, что позволяло просматривать из боковых волоковых окон всю улицу.
По велению Всеволода III Большое Гнездо в Суздале была обновлена дубовая ограда Суздальского Кремля 1192-1194 гг. Мономахов тын был заменён рубленым (соединённые срубы клетей с засыпкой глиной), т.е. на валах были возведены дубовые стены и башни.
Проездных башен было уже три: «Ильинские ворота», ведущие на посад, юго-восточные — «Никольские» — выводили к мосту через Каменку и юго-западные «Дмитриевские ворота» ведущие к древнему Дмитриевскому заречному монастырю.
Восточный ров древней крепости был шириной до 30—35 м., крепость опоясывал вал. В XVIII в. вал был срезан и обращен в бульвар. Его поросшие вековыми деревьями зеленые склоны достигают вышины 17 м. от дна рва, а общий периметр — 1400 м. В проёме дороги стояла главная проездная башня крепости — рубленые Ильинские ворота; к ним примыкали шедшие по гребню вала деревянные стены. Этим восточным краем крепость обращалась к равнинной или, как говорили в старину, — «приступной» стороне, отсюда мощность восточного фронта обороны.
Ещё один этап строительства кремлевского вала датируется 2-й пол. XV в.
В настоящее время площадь кремля составляет 14 га., он окружен земляными валами, длина которых по периметру составляет 1.4 км. Высота валов от 3.2 до 8.5 м., ширина в основании 20-35 м. В системе укреплений имеются разрывы для двух проездных ворот: Ильинских с напольной стороны (северо-запад) и Дмитриевских, выводящих к р. Каменка.
posmotrim.by
Когда был построен Суздаль 🚩 год основания суздаля 🚩 Гуманитарные науки
Основание Суздаля
Точная дата появления города Суздаля неизвестна. Археологические раскопки в районе города показали, что уже в IX веке на этом месте существовало постоянное поселение. Также при раскопках были найдены различные монеты и предметы, нехарактерные для данной местности. Это говорит о развитой торговле в городе.
Суздаль впервые упоминается в летописи в 1024 году. В городе произошли волнения населения, которые усмирил Ярослав Мудрый с дружиной. Приблизительно в это же время в Суздале был построен городской кремль — традиционное оборонительное сооружение для русских городов. В начале XI века в Суздале была построена и первая церковь — Успенский собор. Позднее появился и монастырь.
Первая суздальская церковь оказалась неустойчивой, и вскоре на ее месте построили новый храм.
Город постепенно разделился на несколько зон в зависимости от состава проживающего там населения. Например, на востоке стали селиться ремесленники и купцы. Они застраивали эту часть города традиционными для средней полосы России деревянными домами.
Древняя архитектура Суздаля
Еще в начале истории города в Суздале начали строить не только деревянные, но и каменные сооружения. Сначала это были церкви и кремль, затем и некоторые дома знати. С XII века в застройке Суздаля активно использовался белый камень — известняк, песчаник, доломит. Суздаль стал ярким примером древнерусской каменной архитектуры. До татаро-монгольского нашествия белокаменные строения были очень широко распространены в городе.
На архитектуру Суздаля сильно повлияло татаро-монгольское нашествие. Город был захвачен и сожжен, после чего долго восстанавливался из руин.
В связи со спецификой материала до наших дней не дошло большинство шедевров суздальского деревянного строительства.
Облик города менялся и впоследствии. Это коснулось в том числе и исторического центра города — суздальского кремля. Например, главная церковь Суздаля, Рождественский Собор, была разрушена после набега войск правителя Казанского ханства. Собор был перестроен, кроме белого камня, в строительстве был использован и относительно новый материал — кирпич.
Соборная колокольня, другое важное сооружение суздальского кремля, была и вовсе построена в XVII веке. Уже в стиле новой эпохи колокольня была высокой и напоминала своим архитектурным обликом застройку Московского кремля. Таким образом, можно отметить, что даже историческая часть города неоднородна и строилась постепенно.
www.kakprosto.ru
Ваш комментарий будет первым