Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Москва все вокзалы: Вокзалы Москвы — описание, адреса на карте, отзывы

Содержание

Вокзалы Москвы. История

В Москве расположено девять железнодорожных вокзалов, по праву входящих в список архитектурно-исторического наследия столицы. Ежедневно они обслуживают десятки тысяч человек и входят в структуру Московской и Северо-Западной дирекции железных дорог России.

(Московская железная дорога, 1912 год)

Кольцевое строение московских вокзалов

Мало кто из москвичей, а тем более, гостей столицы знает, что все железнодорожные «ворота» столицы построены по кругу, как станции в кольцевой линии метрополитена, поэтому, если соединить их линией, получится неправильной формы окружность. Принцип совмещения, который, кстати, не был изначально заложен в проект строительства, привел к тому, что в 1950 гг., вокзалы сформировали в центре Москвы единое транспортное кольцо.

Это технологическое решение позволило обеспечить пассажирам максимально удобный переход с одного вокзала на вокзал.

Казанский вокзал

Казанский вокзал (1913-1943гг.

) спроектировал советский архитектор А.В.Щусев, применив при его строительстве «хоромное» сочетание объектов, несхожих своими объемами. Наиболее известным элементом строения является угловая башенка, шпиль которой украшен символом древней Казани – драконом Зилантом и часами с зодиакальным кругом. Над проектом здания работали выдающиеся архитекторы советской архитектурной школы, сумевшие возвести один из самых нестандартных и молодых вокзалов страны.

Курский вокзал

Курский вокзал – с 1896 года здание состоит из двух сооружений, одно из которых раньше служило Нижегородским вокзалом. Автором конструкции стал Н.Орлов, сумевший разработать проект, заметно украсивший столицу.

Свой современный вид здание приобрело в 70-х гг. ХХ века – тогда на этом месте построили вокзал  с площадью в 200 метров, украшенный фасадом из стекла и окнами с подсветкой, освещающими холл и привокзальную площадь. Крыша со складками имитирует характерный звук поездов, а ее навес стал прекрасным аналогом навеса на перроне.

Но экстерьер здания со времени постройки заметно обветшал, поэтому недавно была проведена его тотальная реконструкция, учитывающая потребности пассажиров. Теперь над землей расположен зал ожидания для пассажиров, подземная часть отведена под камеры хранения.

Курский вокал – «транзитник», откуда удобно уехать и в Питер, и в Анапу, также есть отдельный выход к метрополитену.

Ленинградский (Николаевский) вокзал

Ленинградский вокзал – самый первый московский вокзал, построенный в 1849г. Долгое время он носил название Николаевский, как и его аналог в Санкт-Петербурге, затем Октябрьский вокзал. Две реконструкции, проведенные в 1977 и 2013 гг. расширили его площадь, оставив нетронутым лишь фасад, носящий историческую ценность. Кстати, это единственный вокзал Москвы, который подчиняется Санкт-Петербургской железной дороге.

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал – был построен в 1902, а меценатом его строительства стал Савва Мамонтов, считавший необходимым связать Москву с северными регионами России. Здание было выполнено в стиле модерн и вначале носило название Бутырский вокзал.

В 1987г. территория была полностью перестроена и увеличена в два раза – тогда вокзал был одним из крупнейших в нашей стране, через который ежедневно проходили сотни поездов. Но, в 90-х гг. вокзал были готовы закрыть, но затем власти города передумали, оставив его для региональных экспрессов и пригородных маршрутов.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, созданный О.Шехтелем в  1902—1904 гг., по праву называют лучшим и самым оригинальным в стране. В нем органично соединяется практичный стиль модерн и мотивы русских былин, в результате чего интерьер напоминает ожившую северную сказку. До середины прошлого века сооружение называлось Северным вокзалом, поскольку отсюда едут поезда к Белому морю, на Дальний Восток и к Полярному кругу.

Павелецкий (Саратовский) вокзал>

Павелецкий вокзал, открытый в 1900г., был назван вначале Саратовским, а  затем – вокзалом на Зацепе. Современное «прозвище» он получил в 1941г., а спустя 40 лет, в 1980г., вокзал «пережил» крупную реконструкцию, увеличившую его пропускные возможности в 4 раза. Но, несмотря на то, что вокзал значительно увеличился, его индивидуальный облик остался нетронутым.

Белорусский (Брестский) вокзал

Белорусский вокзал начал свою историю в 1912 году, и как только его не называли с тех пор! И Смоленским, и Брестским, и Александровским, и Белорусско-Балтийским, пока он, наконец-то, не получил свое окончательное «имя».  Вокзал был построен в неоклассическом стиле, дополнен готическими аксессуарами и элементами в стиле ампир. Именно отсюда уходили на фронт наши ребята в 1941 году и здесь же встречали возмужавших солдат-победителей в 1945 году! В честь этих событий на территории открыт большой музей Великой Отечественной Войны.

Киевский вокзал

Киевский вокзал стал памятником войне 1812 года, построенным в 1899 году и полностью перестроенным в честь 100-летия битвы при Бородино. Автором проекта был архитектор И.Рерберг, создавший его в стиле ампир и дополнивший элементами классицизма. Особенностью сооружения стал огромный зал с остекленной аркадой, интерьерной росписью и часовой башней, украшенной высоченными скульптурами.

Рижский (Виндавский) вокзал

Рижский вокзал – автором проекта является архитектор Бржозовский, ранее спроектировавший петербургский Витебский вокзал. Конструкцию неоднократно переименовывали – вокзал был Балтийским, Ржевским и Виндавским а с 1946 года – Рижским. Вокзал был открыт в 1901г., поразив публику своей красотой, оригинальностью, торжественностью. Когда-то он был наиболее оснащен с технической точки зрения и имел огромное стратегическое значение. Сегодня же пассажиропоток вокзала невелик, но сюда часто приезжают экскурсии, чтобы посетить знаменитый железнодорожный Музей.

Вокзалы Москвы и Петербурга — памятники архитектуры

Публикации раздела Архитектура

Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: она соединяла Петербург с Павловском и Царским Селом. Постепенно протяженность железных дорог росла, строились новые вокзалы. «Культура.РФ» рассказывает о тех зданиях, которые стали памятниками архитектуры и истории.

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Витебский вокзал был первым в России — изначально он назывался Царскосельским. В 1830-х годах его здание было деревянным, потом в середине XIX века его заменили каменным строением. Современное здание вокзала, построенное в 1902–1904 годах, — работа архитектора Станислава Бржозовского и инженера Симы Минаша. Они спроектировали необычную для того времени постройку в стиле модерн: прежде в Петербурге так строили лишь частные особняки. Вокзал был новаторским и с технической точки зрения: внутри него были предусмотрены транспортеры, лифты для багажа и пассажиров.

Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Ленинградский вокзал в Москве. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Московский вокзал в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Также читайте о других архитектурных копиях

Первыми российскими железнодорожными вокзалами после Царскосельского стали два здания-близнеца — в Москве и Петербурге. Их спроектировал архитектор Константин Тон. Оба вокзала были выдержаны в стиле неоренессанс: в центре каждого из них возвышалась двухъярусная башенка, а фасады украшали большие венецианские окна. Внутри здания также были идентичны: на первом этаже располагались вестибюли, залы ожидания и императорские апартаменты, на втором — служебные квартиры сотрудников железной дороги. Вокзал в Санкт-Петербурге открылся в 1847 году, а в Москве — через два года.

Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге

Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Пригородный вокзал, от которого отправлялись поезда в Петергоф, появился на набережной Обводного канала в 1857 году. Сама железная дорога была построена на частные средства барона Александра Штиглица, который рассчитывал, что впоследствии ее сможет выкупить правительство. Вокзал спроектировал архитектор Александр Кракау. Здание делилось внутри на три части: в одной располагались кассы и багажные отделения, в другой — помещения для императорской семьи, а в третьей — зал для остальных пассажиров. В основном вокзалом пользовались петербургские дачники, которые выезжали на лето в городские предместья.

Станция Новый Петергоф

Станция Новый Петергоф. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Здание вокзала в Петергофе построили в 1855–1857 годах по проекту архитектора Николая Бенуа, который решил его архитектурный облик в неоготическом стиле. С западной стороны располагалась четырехъярусная башня со стрельчатыми арками и декоративными копьевидными башенками-пинаклями. Источником вдохновения для Бенуа стал собор в итальянском городе Орвието: ранее архитектор принимал участие в его реставрации. На фасаде здания вокзала располагался герб барона Александра Штиглица — основателя Петергофской железной дороги.

Ярославский вокзал в Москве

Ярославский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Первое здание Ярославского вокзала появилось еще в середине XIX века. В 1895–1896 годах его перестроили по проекту Льва Кекушева: он реконструировал восточное крыло здания и перрон. Современный же вид вокзал приобрел после перестройки в 1902–1904 годах под руководством Федора Шехтеля. Архитектор спроектировал фасад здания в неорусском стиле с элементами модерна, украсив его декоративными растительными орнаментами, изображениями северных животных и керамическими панно с гербами Москвы, Ярославля и Архангельска. Интерьер здания дополняли живописные панно Михаила Врубеля и Константина Коровина. При проектировании вокзала Шехтель вдохновлялся архитектурой Московского Кремля и Спасского монастыря в Ярославле.

Павелецкий вокзал в Москве

Павелецкий вокзал в Москве. Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»

Здание Павелецкого вокзала построили в 1900 году по проекту Александра Красовского. Это было симметричное строение в эклектическом стиле. Фасад был облицован декоративным кирпичом и тесаным камнем. Внутри здания располагались специальные царские комнаты, операционный зал, залы ожидания, багажное отделение, телеграф. В 1980-х годах здание серьезно реконструировали, увеличив его в шесть раз, но исторический облик фасада сохранили неизменным.

Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал в Москве. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»

Еще 10 памятников в псевдорусском стиле

Здание Рижского вокзала построили в 1897–1901 годах по проекту архитектора Станислава Бржозовского — автора Витебского вокзала в Петербурге. Монументальное здание в псевдорусском стиле, состояло из своеобразных теремов, соединенных переходами. Фасады здания украшали традиционные для русской архитектуры XVII века декоративные колонки и кокошники.

Свое нынешнее название Рижский вокзал получил лишь в 1946 году — прежде он назывался Виндавским, Балтийским и Ржевским. Сегодня это один из самых малозагруженных вокзалов в столице: за исключением пригородных электричек, поезда с него круглый год отправляются только в Ригу, Псков и Великие Луки.

Белорусский вокзал в Москве

Белорусский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Современный Белорусский вокзал построили в 1912 году, и тогда он был Александровским — в честь императора Александра I. Автором проекта стал архитектор Иван Струков. Вход в здание обрамляла центральная башенная арка, по обе стороны от нее располагались два купольных павильона. Украшением фасадов служили скульптурные картуши. Отдельная часть вокзала называлась «Царский угол» и была предназначена исключительно для императорской семьи. В годы двух мировых войн вокзал имел статус прифронтового: именно отсюда отправлялись эшелоны в зону боевых действий.

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Директор Музея архитектуры рассказала об итальянских проектах Алексея Щусева

В 1913 году архитектору Алексею Щусеву поручили строительство нового здания Казанского вокзала. Проект был непростой, его реализация затянулась — строительство закончили лишь в 1940 году. Архитектурный облик вокзала выдержали в неорусском и восточном стилях: это было асимметричное здание с многоярусной угловой башней, выстроенной в духе башни Сююмбике Казанского кремля.

Казанский вокзал стал знаковым проектом сначала для царского, а затем и для советского правительства, поэтому на его реализацию направили серьезные деньги и лучших специалистов. В частности, над интерьерами вокзала работали Николай Рерих, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова.

Киевский вокзал в Москве

Киевский вокзал в Москве. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Киевский вокзал возвели в 1914–1918 годах. Проект здания разработали Вячеслав Олтаржевский и Иван Рерберг. Вокзал построили в стиле неоклассицизма — с высокой башней в центре и более низким основным корпусом с колоннадой. Фасад здания украшали скульптурные композиции и арочные окна. Пространство над платформами — дебаркадер — было перекрыто застекленными стальными арками, которые напоминали металлический купол. Проект дебаркадера подготовил инженер Владимир Шухов.

Автор: Лидия Утёмова

Теги:

ГородаАрхитектурные стилиПамятники архитектурыАрхитекторыИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура

Ещё

Станции Московского Метрополитена — самые красивые в мире

Посещение Москвы было бы неполным без посещения станций Московского метрополитена. Да, посещают , а не только используют их как вид транспорта. Это самые красивые станции метро в мире, они выглядят как музеи! Вокзалы с люстрами? Они были построены как дворцы для народа. Это мои 3 лучших вокзала в Москве, вы должны это увидеть!

Какие станции московского метро посетить?

В Москве так много красивых станций метро, ​​что трудно просто выбрать самые любимые. Метро открылось в 1935 году и сейчас является самым загруженным метро в Европе. Он имеет 241 станцию ​​и постоянно расширяется. В метро довольно легко ездить, так как вы можете скачать карты на английском языке, а станции и автоматы по продаже билетов имеют варианты на английском языке. Плюс в поездах есть объявления и указатели на РУССКИЙ и АНГЛИЙСКИЙ ! Я купил многоразовую карту ТРОЙКА и просто подключался и выходил по мере необходимости. Метро работает с 5:30 до 1:00.

Преимущество станций Московского метрополитена в том, что вы можете ездить на поезде целый день, заходя в него и не выходя из него. Это дает вам достаточно времени, чтобы увидеть все станции, если хотите! И вам не придется долго ждать поезда, они ходят каждые 90 секунд в час пик. Наверное, так ты быстро перемещаешься по 8,5 миллионам ежедневных поездок Московского метрополитена! Еще одна вещь, которой я восхищаюсь, это чрезвычайно длинные эскалаторы, они, кажется, идут вниз вечно. Это одни из самых длинных эскалаторов в мире. Вы увидите это на видео! Вот некоторые станции метро, ​​которые, я думаю, стоит посетить. Не все они находятся на одной линии, но помните, кататься можно целый день!

  • Маяковская
  • Комсомольская
  • Киевская
  • Новослободская
  • Таганская
  • Площадь Революции
  • Электро заводская

станция Маяковская

Открытая в 1938 году, станция Маяковская построена в удивительном стиле ар-деко . Назван в честь известного русского поэта Владимира Маяковского. Стиль этой станции был основан на советском будущем. Сделанный из нержавеющей стали, розового родонита и мрамора, некоторые говорят, что он был повторно использован из снесенного московского храма Христа Спасителя. Это невероятное зрелище, особенно если вы можете сфотографировать его без пассажиров. Длинная платформа с полированными стальными арками, чистый и современный вид.

Потолок состоит из 34 различных мозаик, каждая из которых изображает разные изображения. Он назывался 24 часа в Стране Советов . Изображая разные советские образы, вроде советских самолетов, уборки урожая, птиц, летящих рядом с советским кораблем. Станция «Маяковская» получила награду на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Второй мировой войны, когда город подвергался авиаударам, он использовался как бомбоубежище. Некоторые говорят, что даже Сталин использовал его как бомбоубежище. До полумиллиона жителей использовали станции метро в качестве убежища, что невероятно. Эту станцию ​​нельзя пропустить!

Станция Комсомольская

Эта станция названа в честь комсомольских коммунистов-молодежи, которые помогали строить станции. Это было похоже на молодежное отделение коммунистической партии. Станция «Комсомольская» (Кольцевой линии) открыта в 1952 году. Это одна из самых загруженных станций во всем Московском метрополитене.

Еще одна уникальная станция. Номер с ярко-желтыми стенами и потолком, оформленным в стиле барокко. Колонны покрыты белым мрамором, а потолок украшен богато украшенной лепниной. Есть также невероятные потолочные мозаичные произведения искусства. Не забывайте всегда смотреть вверх в метро! Есть знаменитая мозаика Владимира Ленина, произносящего речь на Красной площади.

Мозаики демонстрируют разные периоды жизни русского народа от древних битв до советских образов. И не забывайте, что платформа метро освещается подвесными люстрами. Да люстры в метро! Станция «Комсомольская» получила Гран-при на выставке «Экспо-58» в Брюсселе. Вы, честно говоря, не будете знать, с чего начать осмотр этого прекрасного вокзала, похожего на музей!

Станция Киевская

Это еще одна станция, которую нельзя пропустить в Москве. Теперь оно также пишется как Киевская, но я предпочитаю исходное написание. Он был построен под руководством Никиты Хрущева, как дань уважения его корням и тому месту, где он жил. Станция отдает дань уважения украинскому народу и его отношениям с Россией (через советский объектив). Он назван в честь столицы Украины, Киева или Киева. Станция празднует украинско-российское единство. Я понимаю, что для некоторых это деликатно и сложно, но я думаю, что эта станция — одна из самых красивых в Москве, и ее нельзя пропустить!

Есть несколько станций Киевская, которые связаны между собой, в зависимости от того, по какой линии вы едете. Самая традиционная станция находится на Кольцевой линии, с мраморными, искусными арками. Это классическая станция в советском стиле, с большим количеством ленинской пропаганды, пропагандирующей советскую идеологию. Вы не можете пропустить все серпы и молоты в произведении искусства. На этом Киевском вокзале тоже есть большие подвесные люстры, приготовьтесь удивляться. Можно было просто стоять, смотреть на мраморные арки, люстры и мозаику. Громкий гул прибывающего поезда — единственный признак того, что вы находитесь на станции метро. Не стоит недооценивать силу образов, поистине народный дворец.

Другая станция Киевская, более современная, Филевской линии. Она не так видна и посещаема, как станция Кольцевой линии, но заслуживает внимания. Эта станция имеет высокие восьмиугольные колонны, покрытые желтым мрамором, простые, но богато украшенные башнями из пшеницы наверху. Стены платформы яркие и полностью облицованы плиткой с двухцветным ромбовидным узором. На потолке есть 3 ряда круглых светильников, в каждом из которых по светильнику. Эта станция кажется намного более современной.

В Московском метро также есть бесплатный Wi-Fi. Загрузите карту и отправляйтесь на поезде, чтобы исследовать станции метро. Сойдите с одной станции, прогуляйтесь, сделайте фотографии и сядьте на следующий поезд, чтобы снова исследовать. Безопасный и теплый способ исследовать Москву, особенно когда на улице дождь и холодно! Эти станции московского метро действительно одни из самых красивых в мире.

© PetersFoodAdventures.com

Международные устремления имперской России · Городское воображение

Карта территории Российской империи в 1914 году. Огромные просторы империи охватывали два континента и множество народов и культур. Сохранение централизации власти над империей было главной заботой царей во время правления.

Глядя на Россию на карте, первое, что бросается в глаза, это огромные размеры страны. Россия является географически самой большой страной на планете, и многие решения страны на протяжении всей ее истории можно объяснить попыткой консолидировать и централизовать власть на этом огромном пространстве.

До эпохи цифровых технологий лучшим средством связи между землей и культурой был транспорт. Римляне связывали свою огромную империю в первом тысячелетии разветвленной сетью дорог, а русские стремились придумать аналогичные средства сообщения посредством транспорта. После путешествия по России в начале 19 века австрийский профессор Франц фон Герстнер сказал царю Николаю:

«…нет в мире страны, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сократить большие расстояния за счет увеличения скорости передвижения» (1)

Царь Николай и последующие русские императоры последовали совету фон Герстнера, так как вторая половина 19-го века была насыщена строительством железных дорог, соединяющих Россию.

Карта девяти железнодорожных вокзалов, которые окружают центр Москвы кольцом. Маршруты станций проходят радиально наружу от центра города.

Сердце и столица неимперской России, Москва, расположена в географическом центре Европейской России.

Несмотря на то, что Санкт-Петербург официально был столицей империи, железнодорожное строительство в XIX веке бурно развивалось.Москва X века. Сегодня в Москве девять железнодорожных вокзалов или вокзалов. Все девять были построены после 1850 года и до советской революции. Эти станции, названные в честь конечной остановки, образуют кольцо вокруг центра Москвы, а их маршруты проходят радиально из города и через всю страну. Если представить Москву как центр империи, то московские железнодорожные маршруты — это спицы метафорического колеса, простирающегося от центра города до самых дальних российских просторов.

Тот факт, что все эти вокзалы были построены при царях, поднимает несколько очень важных вопросов. Почему цари построили такую ​​разветвленную сеть железных дорог из Москвы, в то время как Санкт-Петербург был столицей империи? Во-вторых, что говорят вокзалы и маршруты, спицы узла, о международных амбициях царей в отношении имперской России? Во время этого тура мы посетим пять самых известных и исторически значимых железнодорожных вокзалов Москвы, любуясь величием красивой архитектуры и участвуя в диалоге о том, что мы можем узнать об истории России и международном влиянии ее железных дорог.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *