Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Памятник опекушина – Памятники А.М. Опекушина

ОПЕКУШИН Александр Михайлович — Яркипедия

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (16 (28) ноября 1838, д. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губ. — 4 марта 1923, с. Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губ. (ныне Некрасовский район Ярославской области), похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви) — выдающийся русский скульптор.

Александр Михайлович Опекушин

из

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Многие дома в Москве и Петербурге отделывались лепниной, выполненной нашими земляками. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Александр жил в Петербурге в 1850-х гг. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д. И. Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре.

Уже в первой самостоятельной работе Опекшина «Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Александр посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В этом состояло его художественное образование, остальное — талант и громадное трудолюбие.

В 1861 скульптор женится на золотошвейке Е. И. Гуськиной. Встреча с М. О. Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России» (Новгород, 1862). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 за статую Петра I Опекушин получает звание академика.

Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А. С. Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту — М. Ю. Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 в Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 в г. Дерпте (ныне г. Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли «лучшим русским скульптором», он был обласкан царской фамилией, награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде.

К сожалению, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 г. «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христа Спасителя в Москве. В разряд «слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский и адмирал А. С. Грейг, чьи памятники (в Хабаровске и Николаеве) работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства, собранные общественностью, в последние годы восстановлены Опекушинские памятники Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1991) и И. Г. Харитоненко в Сумах (1996). Поднимался вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя (но в 2005 году на его месте был установлен памятник Александру II работы современного скульптора Александра Рукавишникова). До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина — станковая скульптура: портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее.

В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в д. Свечкино и с. Рыбницы сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея — мемориальный Дом-музей А. М. Опекушина.

Литература

Опекушин // Энциклопедический словарь /Брокгауз и Эфрон. Т.XXII, кн. 43. – СПб.,1897;

Опекушин // Энциклопелический словарь /Гранат. 7-е изд. Т.30. – М., б.г;

Варшавский Л. Александр Михайлович Опекушин: 1841-1923. – М., 1947;

Беляев Н. Александр Михайлович Опекушин. – Ярославль, 1949;

Скребков А.И. Утерянный и найденный // Огонек, 1963. №48;

Суслов И.М. А.М.Опекушин. – Ярославль, 1968.

Опекушин // БСЭ. 3-е изд. T.18. – M., 1974;

Крейн А.3. Рукотворный памятник. – М., 1980;

Кончин Е. Опекушин в Рыбнице // Художник, 1983. №7;

Воронов Н. Люди, события, памятники. – М, 1984;

Давыдова О. Академик из крепостных. – Ярославль, 1991;

Егорова Т. В гостях у Опекушиных // Северный край, 2002, 10 июля.

Егорова Т. Великий скульптор умер в нищете // Северный край, 2003, 4 марта.

Егорова Т. Восстание шедевров // Северный край, 2004, 4 марта.

Смирнов А. Рыбинские водолазы ищут памятник Александра II // Северный край, 2004, 7 июля.

Егорова Т. Памятники не умирают // Северный край, 2006, 4 марта.

Давыдова О. «…Опекушин выставил бюст Комиссарова» // Северный край, 2006, 1 апреля.

Давыдова О. Две судьбы мраморной Екатерины // Северный край, 2006, 28 ноября.

Давыдова О. «Звания даются в порядке постепенности…» // Северный край, 2007, 4 декабря.

Драч Л. Памятник другим в память о себе // Северный край, 2008, 4 июля.

Егорова Т. Александр II возвращается, Ленин переезжает // Северный край, 2008, 26 декабря.

Давыдова О. Как ярославцы памятник Гоголю сооружали // Северный край, 2009, 1 апреля.

Морозова М. Александр II вернётся в Рыбинск! // Северный край, 2011, 26 августа.

Драч Л. Дом-музей Опекушина принял первых гостей // Северный край, 2012, 21 июня.

Давыдова О. Лепил А. Опекушин. – Ярославль, 2013.

yarwiki.ru

Александр Михайлович Опекушин — Тверской бульвар — LiveJournal

Этот человек никогда не жил на Тверском бульваре, но о нем говорят все, кто проходит по бульвару, кто останавливается на Пушкинской площади.

Александр Михайлович Опекушин.

Родился он 11 ноября по старому стилю 1838 года в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии. Не думаю, что его отец, крепостной Михайл Евдокимович Опекушин не думал, что его сынишка, записанный под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, будет известным российским скульптором. Ольхиной принадлежала вся семья Опекушиных. Она отпускала крестьян на отхожий промысел, и отец скульптора был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна. Лепка, ремесло каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом крестьян Даниловского уезда. Михаил Евдокимович рано заметил талант сына и, с согласия своей помещицы Е.В.Ольхиной, отдает его в обучение лепкой в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

В чужом, холодном Петербурге Опекушин работает мальчиком на побегушках в мастерской известного в то время скульптора Д.И.Иенсена. Его замечают, доверяют копировать гипсовые орнаменты. Когда умер отец Александра Михайловича, на его плечи свалилась забота о всей семье, оставленной в Ярославской губернии. Заработанные деньги Опекушин посылал родным, а оставшиеся крохи откладывал. Он хотел избавиться от крепостной зависимости, и за два года до манифеста 1861 Опекушин покупает себе свободу.

1862 стал поворотным в жизни А.М.Опекушина. Ему 24 года. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М.О.Микешин приглашает никому не известного молодого скульптора принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сентября 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий.

У подножия этого памятника помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А.С.Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре.

В то время у А.М.Опекушина было много работы, много заказов. Он делает бюст цесаревича Николая Александровича, за который получает диплом кадемика скульптуры, статую Петра Великого, бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков, памятник флотоводцу-адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве, памятник Императрице Екатерине II в Петербурге (Опекушину принадлежат девять статуй сподвижников русской Императрицы).

И вот в 1873 году объявлен конкурс на памятник А.С.Пушкину в Москве.
Сохранились воспоминания А.М.Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве — первый в России памятник великому русскому поэту. Этот памятник стал событием в жизни Москвы, да и всей России.

Опекушину принадлежат и менее известные памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913).

В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 ноября 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 августа 1889 в Пятигорске. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) — самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.

В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я.Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губернии, в начале 1920-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия.
Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу — Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апреля 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи.

В 20-е годы по официальным источникам он был уже просто «автором одного гениального памятника». Бывший крепостной Ярославской губернии, выкупивший себя из рабства, своими руками, своим трудом и талантом снискавший себе славу, почет и уважение, умер в 1923 году в селе Рыбницы в голоде и нищете. Новой власти не были нужны такие скульпторы.

Использованы материалы http://www.peoples.ru/art/sculpture/alexandr_opekushin/

tver-bul.livejournal.com

ОПЕКУШИН • Большая российская энциклопедия

ОПЕКУ́ШИН Алек­сандр Ми­хай­ло­вич [16(28).11.1838, дер. Свеч­ки­но Да­ни­лов­ско­го у. Яро­слав­ской губ. – 4.3.1923, с. Рыб­ни­цы, ны­не Не­кра­сов­ско­го р-на Яро­слав­ской обл.], рос. скульп­тор, ака­де­мик (1872), д. чл. (1895) и чл. Со­ве­та пе­терб. АХ. Ро­дил­ся в кре­по­ст­ной се­мье. Пер­во­на­чаль­но учил­ся у сво­его от­ца, леп­щи­ка Ми­хаи­ла Ев­до­ки­мо­ви­ча Опе­ку­ши­на. С 1850 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, в нач. 1850-х гг. ра­бо­тал в ар­те­ли леп­щи­ков и шту­ка­ту­ров, од­но­вре­мен­но по­се­щал Ри­со­валь­ную шко­лу ОПХ (1850–52), за­тем ра­бо­тал в скульп­тур­ной мас­тер­ской Д. И. Иен­се­на (до 1864). В 1859 ос­во­бо­ж­дён от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти; учил­ся в пе­терб. АХ у Иен­се­на (в 1870 по­лу­чил зва­ние класс­но­го ху­дож­ни­ка 1-й сте­пе­ни). Уча­ст­во­вал в соз­да­нии (по про­ек­там М. О. Ми­ке­ши­на) па­мят­ни­ков «Тыся­че­ле­тие Рос­сии» в Нов­го­ро­де (от­крыт в 1862; О. ис­пол­нил, в ча­ст­но­сти, фи­гу­ру имп. Пет­ра I), адм. А. С. Грей­гу в Ни­ко­лае­ве и имп. Ека­те­ри­не II в С.-Пе­тер­бур­ге (оба от­крыты в 1873).

Фото А. И. Нагаева А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину в Москве (архитектор И. С. Богомолов). Бронза, гранит. Открыт в 1880, перенесён на Пушкинскую площадь в 1950.

В 1875 О. по­бе­дил в кон­кур­се на про­ект па­мят­ни­ка А. С. Пуш­ки­ну для Мо­ск­вы, пред­ста­вив неск. ва­ри­ан­тов. Па­мят­ник был тор­же­ст­вен­но от­крыт на Твер­ском буль­ва­ре во вре­мя Пуш­кин­ско­го празд­ни­ка в 1880 (в 1950 пе­ре­не­сён на пло­щадь, но­ся­щую имя по­эта) и стал наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ни­ем скульп­то­ра. Он со­че­та­ет бла­го­род­ную воз­вы­шен­ность и глу­би­ну об­раза с ли­рич. про­ник­но­вен­но­стью, про­сто­той по­зы и ла­ко­низ­мом фор­мы и ор­га­нич­но впи­сы­ва­ется в гор. про­стран­ст­во. Соз­дал так­же па­мят­ни­ки Пуш­ки­ну в С.-Пе­тер­бур­ге (от­крыт в 1884) и в Ки­ши­нё­ве (от­крыт в 1885), К. М. Бэ­ру в Тар­ту (от­крыт в 1886), М. Ю. Лер­мон­то­ву в Пя­ти­гор­ске (от­крыт в 1889; все – брон­за, гра­нит), Н. Н. Му­равь­ё­ву-Амур­ско­му в Ха­ба­ров­ске (от­крыт в 1891, раз­ру­шен в 1920-е гг., вос­соз­дан в 1992), П. А. Вя­зем­ско­му, В. А. Жу­ков­ско­му, Пуш­ки­ну в пар­ке име­ния Вя­зем­ских Ос­тафь­е­во (1913). По­сле 1917 бы­ли унич­то­же­ны все ис­пол­нен­ные О. па­мят­ни­ки имп. Алек­сан­д­ру II в разл. го­ро­дах Рос. им­пе­рии [в Ас­т­ра­ха­ни (1884), Пско­ве (1886), Вла­ди­ми­ре (1913), Ры­бин­ске (1914; ны­не вос­соз­да­ёт­ся) и др.; мо­ну­мен­ты «Ца­рю-ос­во­бо­ди­те­лю» в Чен­сто­хо­ве в Цар­ст­ве Поль­ском (1889) и в Мо­с­ков­ском Крем­ле (1898; все – брон­за, гра­нит)] и имп. Алек­сан­д­ру III у хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве (брон­за, гра­нит, 1912). Соз­да­вал так­же порт­ре­ты [же­ны, Е. И. Опе­ку­ши­ной, ба­рель­еф (ме­талл, 1860-е гг., ГРМ), имп. Пет­ра I, ста­ту­эт­ка (брон­за, 1872, ГТГ, ГРМ) и др.], вы­пол­нил пар­ные скульп­тур­ные ком­по­зиции «Вол­га» и «Нефть» для Все­рос. пром. вы­став­ки в Мо­ск­ве (1882, совм. с М. О. Ми­ке­ши­ным и арх. Д. Н. Чи­чаго­вым), ряд над­гро­бий (А. П. Во­лын­ско­го и др.). С 1920 жил в ни­щен­ских ус­ло­ви­ях в Яро­слав­ской гу­бер­нии.

bigenc.ru

А. Опекушин, М. Аникушин и два памятника великому поэту

Шевцов Н. В. (Москва), Наумова Е. Е. (Москва)

А. Опекушин, М. Аникушин и два памятника великому поэту

Шевцов Н. В.

Наумова Е. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они жили в разное время — два великих отечественных скульптора. Один родился при крепостном праве в крестьянской семье, а умер вскоре после Октябрьской революции. Другой — выходец из рабочих, появился на свет за несколько дней до октябрьских событий 1917 года, а ушел из жизни уже в наше время, в конце ХХ столетия в постсоветские времена. Оба создали немало великолепных скульптурных произведений. Но лучшими из них по праву считаются памятники «солнцу русской поэзии» А.С. Пушкину. А. М. Опекушин подарил нам памятник поэту, который установлен в Москве. М. К. Аникушин украсил монументом Пушкину Санкт-Петербург.

В нашей стране хранят память о замечательных скульпторах. На здании дома, где жил в Ленинграде М. К. Аникушин, установлена мемориальная доска. Его именем назван сквер и аллея на Каменноостровском проспекте.

А в Ярославле есть улица, которая носит имя А. М. Опекушина. Наконец, именем М. К. Аникушина названа малая планета № 3358. А астероид 5055 носит имя А. М. Опекушина–Opekushin (1986 РВ 5).

Одному из нас довелось встретиться с М. К. Аникушиным и взять у него интервью. Ну а о детстве и последних годах жизни А. М. Опекушина мы узнали немало интересного благодаря посещению спрятавшейся на берегу Волги неподалеку от Ярославля деревни Рыбницы.

Итак, начнем наш рассказ с упоминания о том, что в 1838 году в семье проживавшего в деревне Свечкино крепостного крестьянина Михаила Опекушина родился сын. Его назвали в честь издавна почитавшегося на Руси благоверного князя Александра Невского.

Свечкино находилось верстах в сорока от Ярославля на левом волжском берегу. Чтобы попасть в деревню из города, надо было переправиться на другую сторону реки, а потом долго идти по старой дороге на Кострому. Свечкино, как и окрестные селения, славилось своими ремесленниками, занимавшимися отхожими промыслами. Мастеровитые мужики по нескольку месяцев проводили в крупных городах, в том числе и в столице — Петербурге, где работали каменщиками, кузнецами, кровельщиками, плотниками. Но особо ценились приезжавшие из Свечкино и соседнего села Рыбницы лепщики. Им поручали отделку не только жилых домов и хозяйственных построек, но и храмов.

Михаил Опекушин, например, весьма преуспел при строительстве Спасо-Преображенского собора в Рыбинске. Но сын превзошел отца, достигнув вершин искусства ваяния. Вот что писала в 1872 году газета «Ярославские губернские ведомости»: «Крестьяне Боровской волости живут большею частью на промыслах в Петербурге, где занятия их состоят в торговле, подрядах и в скульптурном художестве. Так, бывший крестьянин деревни Свечкино Александр Михайлов Опекушин, который обучался скульптурному искусству в Петербургской Академии художеств, почти постоянно проживает в столице».

К этому времени имя Опекушина-младшего приобрело общероссийскую известность. В том же 1872 году он становится академиком, получает чин титулярного советника, наделяется правом носить академический мундир. В его распоряжение предоставляется мастерская.

Признанию предшествовали годы учебы, начавшейся в деревне Свечкино, где Александр Опекушин брал первые уроки у своего отца. Затем они были продолжены в столице.

Опекушин-старший работал модельщиком на одной из петербургских фабрик, где отливали различные бронзовые изделия. Там он познакомился с владельцем скульптурной мастерской Д. И. Иенсеном, который учился в молодости у великого датского ваятеля Бертеля Торвальдсена. Он-то, Иенсен, и приобщил М. Опекушина к искусству ваяния, помог ему постигнуть мастерство скульптора. В Ярославском художественном музее хранится созданная М. Опекушиным скульптурная миниатюра «Мальчик с удочкой».

Приезжая из Петербурга домой, отец обучал сына. А тот, перенимая отцовские профессиональные секреты, лепил фигурки из глины. Одну из его работ отец показал своим хозяевам в Петербурге. Те посоветовали привезти мальчика на обучение в столицу.

Так, в 12 лет, Саша Опекушин впервые оказался в Петербурге. Но он не стал работать на фабрике, помогать отцу. По совету Иенсена Михаил Опекушин отдал сына в рисовальную школу на Васильевском острове, где и начался его путь к славе.

К себе на родину, в Свечкино, младший Опекушин приезжал не так часто, но родную деревню никогда не забывал, равно как и соседнее село Рыбницы, где в детстве учился считать, читать и писать в одноклассной приходской школе при местной Спасской церкви.

Мы приехали в Рыбницы — вытянувшееся вдоль берега Волги старинное село — в начале января, в оттепель.

Теплое безветрие, пасмурное небо скорее вызывали ощущение весны, заставляя забыть, что наша встреча с Рыбницами происходила в самый разгар зимы. На полянах появились проталины, снег проваливался под ногами, когда мы подходили к полуразрушенной церкви Спаса Нерукотворного, в которой, несмотря на серьезные повреждения, с недавних пор возобновились церковные службы. Не встретив ни одного человека, долго бродили вокруг храма, стремясь достигнуть главной цели нашего посещения Рыбниц. Мы искали могилу Александра Опекушина. Наконец, среди многочисленных захоронений увидели выполненную из темного полированного гранита стелу с крестом и надписью: «Скульптор, академик Опекушин Александр Михайлович». А на самой надгробной плите можно прочитать: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Удивительно все же! Прославленный мастер, обласканный царями ваятель, пользовавшийся заслуженной всенародной любовью, не эмигрировал после революции, не остался жить в Москве или Петрограде, а вернулся в родные края и ушел из жизни там же, где и появился на свет — в глухой деревне Ярославской губернии. Но возвращение было грустным. Опекушин оказался неугоден новой власти. Практически все созданные им монументы монархам подверглись уничтожению. Да и памятник Пушкину не вызывал особого восхищения, ведь к великому русскому поэту в первые годы советской власти сохранялось весьма сдержанное отношение, ведь он считался представителем эксплуататорского класса. О Пушкине, как о «солнце русской поэзии» вновь заговорили ближе к 1937 году, когда в СССР решили широко отметить 100-летие его гибели. А тогда, в первые годы после революции, в моду входили памятники вождям мирового пролетариата и вождям народных восстаний. Кандидатура 80-летнего «монархиста» Опекушина уже не подходила для их создания.

Великий скульптор оказался без средств к существованию. В доме на Каменноостровском проспекте ему оставили лишь несколько комнат. Лишился он и персональной мастерской. Семья Опекушина голодала, в чем можно убедиться, знакомясь с письмами дочерей скульптора.

От имени отца дочь Мария Александровна написала письмо руководству советских художников с просьбой оказать материальную помощь скульптору, чтобы он смог вернуться в родные места на Волге. К счастью, на письмо обратили внимание, и по распоряжению Наркомата просвещения осенью 1918 года за государственный счет скульптор выехал поездом вместе с дочерьми из Петрограда в Ярославль.

И все же нельзя считать, что Опекушин покинул город на Неве, лишь спасаясь от голода и холода. Его тянуло на родину, которую он бесконечно любил и где хотел завершить свой жизненный путь. Но в Свечкине его ожидали новые разочарования. Жить оказалось негде. Поначалу скульптор с дочерьми разместились в доме одной из родственниц. Старик спал на полу. Потом перебрались в Рыбницы, где местный священник предоставил в распоряжение Опекушиных дом. Говорят, что в Рыбницах убеленный сединами, с бородой по самый пояс 80-летний скульптор мечтал о появлении своих новых шедевров. Он думал о воплощении замысла: мать склоняется над улыбающимся ребенком.

В Рыбницах Александр Михайлович прожил до дня своей кончины, последовавшей 4 марта 1923 года. Он умер от воспаления легких. Перед смертью прославленный скульптор произнес: «Какое счастье выпало мне родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней тоже».

От могилы Опекушина всего несколько сотен метров до стоящего неподалеку от шоссе красивого деревянного двухэтажного с резными наличниками дома. Здесь, в здании бывшей лепной школы Рыбниц ныне разместился музей скульптора. Когда-то школой руководил А. В. Курпатов — ученик Александра Михайловича. В 1988 году, когда отмечалось 150-летие А. М. Опекушина, состоялось торжественное открытие мемориальной доски. Надпись на ней гласила: «В этом здании находилась лепная школа имени А. М. Опекушина — скульптора и академика».

Но, увы, оказавшись в Рыбницах возле бывшей лепной школы, на прикрепленном к входной двери листке бумаги мы увидели еще одну надпись: «Музей закрыт по техническим причинам». Заглянув в окна, не увидели ни одного экспоната. И уж совсем грустно стало при виде сиротливо стоящего рядом с домом пьедестала с надписью: «Скульптору, академику А. М. Опекушину 1838–1923». Правда, первые два слова можно прочитать с трудом, они еле различимы. В 1958 году в Рыбницах по случаю 120-летия Опекушина состоялось открытие мраморного бюста А. М. Опекушина, выполненного ярославским скульптором А. И. Соловьевым. Ныне скульптуры на пьедестале больше нет.

К сожалению, то же состояние запустения мы наблюдали и в соседнем от Рыбниц селе Некрасово, где некогда находилось имение «Грешнево», принадлежавшее отцу великого поэта Н. А. Некрасова. В небольшом каменном флигеле жили крепостные музыканты. Домик-флигель так и назывался — «музыкантским». Затем в конце XIX столетия, когда надстроили второй деревянный этаж, его стали использовать под трактир с залихватским названием «Раздолье». Ну а уже в наше время здесь разместился музей. Как писал автор вышедшей в 1984 году книги «Окрестности Ярославля», прежде чем появился музей, «немало усилий пришлось потратить на восстановление этого дома». Но, видно, усилия оказались напрасными. Музей закрыт. На доме — «музыкантском флигеле» нет ни одной таблички с упоминанием о том, что он когда-то существовал. Лишь бюст Н. А. Некрасова, к счастью пока не исчезнувший, напоминает об усадьбе «Грешнево». А ведь она вместе с домом в Рыбницах могла бы составить туристический маршрут, тем более что Некрасов и Опекушин могли состоять в знакомстве. Оба хорошо знали окрестности Ярославля, к тому же, есть предположение, что они познакомились, когда плыли на пароходе в Ярославль. Скорее всего, они общались, тем более, что оба жили в одно время в Петербурге. Поэт ушел из жизни, когда Опекушину было сорок лет.

Словом, создается впечатление, что еще 20–30 лет назад в Ярославской области память о двух великих россиянах чтили больше, чем сейчас.

Ну а теперь хотелось бы рассказать о другом замечательном российском ваятеле с фамилией Аникушин. Согласитесь, она созвучна фамилии автора памятника А. С. Пушкину в Москве. Его лучшим и самым известным созданием также считается монумент в честь великого русского поэта. Бронзовая четырехметровая фигура Пушкина возвышается на четырехгранном постаменте из красного гранита. Поэт как бы читает стихотворение. В порыве вдохновения он отводит в сторону руку. Пушкин не застыл на пьедестале, кажется, что он находится в движении, приближается к смотрящим на него. Взгляд поэта полон света и добра. Семь лет трудился Аникушин над своим творением. Открытие памятника состоялось 19 июня 1957 года к 250-летию Санкт-Петербурга. Одному из нас в годы работы собственным корреспондентом газеты «Труд» в странах Бенилюкса посчастливилось встретиться с Михаилом Константиновичем. Знакомство состоялось в бельгийском городе Антверпене, куда он приехал в составе делегации российских деятелей искусств. Беседа проходила в Пушкинском культурном центре, вход в который украшала громадная фотография знаменитого аникушинского памятника поэту в Санкт-Петербурге. Ниже приводится полный текст интервью, опубликованного в газете «Труд» 7 февраля 1995 года. Думаем, что произнесенные двадцать лет назад слова великого архитектора сохраняют свою актуальность по сей день.

 

Михаил Аникушин: «Слухи о смерти реализма сильно преувеличены»

— Михаил Константинович, вы были одним из мэтров академического искусства советской поры. Но с того времени немало воды утекло. Наверное, теперь, чтобы удержаться на гребне успеха, нужно круто ломать что-то в себе, в подходах к творчеству?

— Да, внешне жизнь изменилась разительно, но это не значит, что должен круто, как вы говорите, измениться художник в своих взаимоотношениях с творчеством и с самой действительностью. Он ведь, художник, смотрит глубже обывателя, видит то, что лежит под поверхностью явлений. Истинное искусство куда консервативнее, чем другие сферы человеческой деятельности — скажем, политика.

Во всяком случае, я не ощущаю в себе потребности коренной внутренней ломки. А просто — работаю. Тем более что остаться без заказов — это мне вроде бы пока не грозит. Вот, например, сравнительно недавно меня попросили создать памятник, посвященный грядущему в 1996 году 300-летию Российского флота. На Петровской набережной Санкт-Петербурга отведено место для его возведения. Уже утвержден проект. В создании монумента принимает участие архитектор Т. Садовский. Члены правительства Санкт-Петербурга во главе с Анатолием Собчаком посетили мою мастерскую, ознакомились с проектом и утвердили его.

Однако, продолжая отвечать на ваш вопрос, хочу с сожалением отметить, что, конечно же, переменчивость внешних обстоятельств накладывает свой отпечаток на жизнь и творчество художников. Насколько труднее — даже в чисто материальном плане — стало жить большинству из них в последние годы! Союзы художников России, других бывших республик СССР не располагают достаточными средствами, чтобы материально поддерживать своих членов. Раньше они это делали в весьма широких масштабах — давали заказы мастерам живописи и ваяния, организовывали их выставки. Это сейчас из творческих союзов делают какое-то пугало, изображают их чуть ли не концлагерем для талантливых людей… Ведь было и много хорошего. Знаю это по собственному опыту, поскольку немало лет возглавлял Ленинградский Союз художников. Например, оказывалась (даже не членам Союза) большая помощь в найме и содержании мастерских. А теперь все чаще каждый из нас «воюет в одиночку». Разрушились не только экономические, но и человеческие связи. Мы, русские художники, все меньше знаем, как живется нашим коллегам в Белоруссии или, скажем, в Грузии, не говоря уж о Прибалтике. Ушло самое дорогое, что было в той жизни — богатство человеческого общения.

— Приближается 200-летний пушкинский юбилей. Вами создан один из лучших памятников поэту, который установлен на Площади искусств у Русского музея. Но ведь это не единственный ваш памятник Александру Сергеевичу?

— Всего мною было создано свыше десяти скульптурных изображений поэта. Их можно увидеть в Московском государственном университете, на станциях санкт-петербургского метрополитена — «Пушкинская» и «Черная речка», в столичном музее поэта, в Пятигорске и Калининграде, и даже совсем далеко — в Гаване и Дели. Пушкину я, можно сказать, посвятил всю свою жизнь.

— А какие ваши последние работы?

— Позвольте несколько уточнить ваш вопрос. Как говорил мой старший друг, замечательный авиаконструктор А. С. Яковлев, — у создателей самолетов, равно как у художников и скульпторов, бывают не последние, а новейшие работы. Так вот, новейшей работой стал скульптурный портрет балерины Г. Мезенцевой. Из изваяний последних лет мне особенно дорог памятник А. Чехову. Он установлен в бывшей Лопасне, в Подмосковье.

— Помимо пушкинских, у вас есть немало других работ, которые находятся за пределами России, в так называемом дальнем зарубежье…

— Да, две мои скульптуры были подарены нашей страной японским городам Нагасаки и побратиму Санкт-Петербурга — Осаке. В мои планы входит создание монумента для финского города Котка. Дело в том, что в 1788 и 1790 годах у берегов Финляндии произошли два морских сражения между русским и шведским флотом. В первом победили наши, а во втором — шведы. И вот в память об этих баталиях и будет установлен монумент: женщина несет два венка — русским и шведским морякам. Это — воплощение темы мира, которой я сейчас уделяю огромное внимание. Не мраморные штыки и гранаты, а образ Богоматери как символ добра, гуманизма, продолжения жизни — таким был мой получивший первую премию проект памятника Победе на Поклонной горе.

Мечтаю также завершить свой давний труд — памятник Антону Чехову, который предполагается установить на Страстном бульваре в Москве.

Сейчас началось восстановление храма Христа Спасителя. Идея эта вызвала споры. Вы хотели бы принять участие в его возрождении?

— Конечно. Я ведь коренной москвич, родился здесь буквально за несколько дней до Октябрьской революции. Был крещен в церкви Вознесения, расположенной между Большой и Малой Серпуховской улицами. Вы знаете, храм Христа Спасителя был виден аж из Подольска! Каждый раз обращал внимание на него, подъезжая к городу со стороны Серпухова, в окрестностях которого находилось село Яковлево, где родился мой отец и куда родители отправляли нас с братом на лето… Как поднялась рука разрушить такое великолепие?! Словно бес толкал тогда людей. А сколько монументов разрушили в те годы — например, памятники генералу Скобелеву, Александру II…

— Но не кажется ли вам, что мы вновь можем пережить волну сведения счетов с монументами? Например, с памятниками Ленину, все еще в великом множестве красующимися в наших городах.

— Так не сносить же их. Я, кстати, тоже создал памятник Ленину — я нисколько не стыжусь этой работы. Повторяю, уничтожать памятники — это варварство и невежество, больше ничего. Ведь они (в том числе и художественно полноценные ленинские монументы) — знаки своего времени. Разрушать их — значит не уважать историю, а без памяти о прошлом не может быть и речи о созидании нового. Это азбука.

— И последний вопрос: вы верите, что у реалистического направления в искусстве есть будущее?

— Если бы не верил, неужели бы я был таким горячим его приверженцем? Конечно, время все расставит по своим местам. Пока же отвечу вам так: слухи о смерти реализма сильно преувеличены.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

rodnayaladoga.ru

Интересное о мире

Памятник Пушкину

А. Опекушин скульптор, И.Богомолов архитектор, памятник А.С. Пушкину в Москве, 1880

Памятник Пушкину в Москве

100 лет назад в Москве был открыт памятник Пушкину
Да одной из шумных площадей столицы на высоком постаменте стоит бронзовый Пушкин. Проносятся машины. Спешат по делам люди. Но, как они ни заняты, хоть на секунду, а поднимут на памятник взгляд. Словно здороваются.

И уж совсем мало кто знает историю рождения монумента. Попытаемся же воскресить в памяти события тех давних лет…
Сооружение этого памятника было для своего времени очень большим событием. Ведь речь шла о первом в России монументе не царю, не полководцу, а литератору. Да еще Пушкину!Однако запретил выделять деньги из казны. Так первый монумент истинно народному поэту стал и подлинно народным памятником: его воздвигали на деньги, собранные по подписке, — подчас буквально по копейкам.
В 1870 году по инициативе историка и филолога академика Я. К. Грота был создан комитет, в который вошли известные писатели, ученые, художники, друзья Пушкина. Он и возглавил все дела, связанные с сооружением памятника.
В распоряжении комитета уже имелось несколько проектов памятника, поэтому в 1873 году было решено объявить открытый конкурс — творческое состязание всех желающих принять участие в создании монумента. Большая часть работ подверглась резкой критике.
Вот что, например, писал об одной из них журнал «Гражданин»: «На довольно красивом пьедестале стоит Пушкин в театральной позе, по-видимому, что- то декламирующий и размахивающий рукой.

А. Опекушин Памятник А. С. Пушкину в Москве, Фрагмент, бронза, 1880

А. Опекушин Памятник А. С. Пушкину в Москве, Фрагмент, бронза, 1880

Пять проектов, в том числе молодого скульптора Опекушина, были удостоены поощрительных премий. И все же ни один из них не мог стать достойным памятника. Решено было провести в следующем году второй конкурс. Выставка 19 моделей, представленных на нем, привлекла широкое внимание публики. И вновь среди других работ выгодно отличались три проекта Опекушина, один из которых являл собой фигуру Пушкина на постаменте, почти лишенном каких-либо украшений. В то же время в большинстве моделей фигура поэта совершенно терялась
среди обилия декоративных украшений и скульптурных изображений героев его произведений.
В 1875 году был проведен третий, заключительный конкурс. История русской монументальной скульптуры не знала тогда столь напряженного и представительного творческого состязания. И это понятно. Интерес к памятнику был огромен, и каждый видел образ поэта по-своему. Стало быть, в самой личности писателя, в его творениях художник должен был разглядеть нечто бесспорно главное и создать образ, в котором каждый узнал бы и «своего» Пушкина. Задача исключительной трудности! Даже такие известные скульпторы, как Н. С. Пименов (лично знавший поэта), И. Н. Шредер и М. М. Антокольский, не справились с ней.
На последнем конкурсе первенство оспаривали, по сути, лишь П. П. Забелло и А. М. Опекушин, проекты которых простотой композиции и глубиной раскрытия образа заметно превосходили остальные. «Шесть работ Опекушина… отличаются лепкой, способной удовлетворить самый требовательный вкус знатока, — отмечал журнал «Всемирная иллюстрация».— Труды г. Забелло уступают и в двух лучших экземплярах художественной лепке соперника».
К победе своей Опекушин шел долгие годы. Он родился в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Обнаружив в детстве незаурядные способности к рисованию и лепке, был послан в Петербург, где проходил обучение в мастерской известного скульптора Д. И. Иенсена. Со временем на скопленные по грошам деньги талантливый юноша смог выкупиться из крепостной неволи.
В 1862 году Опекушин знакомится с известным художником М. О. Микешиным, и тот привлекает молодого скульптора к работе над сооружаемым по его проекту в Новгороде грандиозным памятником, посвященным тысячелетию России. Но Опекушин так хорошо справился с работой, что вскоре Микешин поручает ему исполнить все девять фигур государственных деятелей, ученых и писателей России на постаменте памятника Екатерине II в Петербурге. И снова блестящий результат!
Перспектива работы над памятником Пушкину взволновала и увлекла художника. За время трех конкурсов он выполнил сотни рисунков, эскизов, моделей монумента. И вот победа!.. Однако еще пять лет ушло на изготовление в натуральную величину гипсовой статуи, отливку ее в бронзе, работу над постаментом, созданным по проекту архитектора И. С. Богомолова, установку монумента и четырех чугунных фонарей вокруг него.
За свою долгую жизнь Опекушин создал немало произведений монументальной скульптуры, в том числе широко известные памятники М. Ю. Лермонтову в Пятигорске и выдающемуся эстонскому ученому-натуралисту Карлу Бэру в городе Дерпте (теперь Тарту). Однако московский памятник Пушкину остался лучшей его работой, вершиной всего творчества.
Монумент был открыт 6 июня 1880 года. С раннего утра к площади стал стекаться народ. Смотрелось легче и веселее вдаль», — рассказывал журнал «Живописное обозрение». На торжестве были И. С. Аксаков, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев.
Торжественное открытие и последовавшие за ним в течение трех дней литературные концерты и вечера имели громадное значение в культурной жизни России. На них с речами и чтением произведений Пушкина выступили многие выдающиеся деятели отечественной культуры. Речи Тургенева и особенно Достоевского вошли навсегда в историю русской общественной мысли.
Гениальный романист говорил о «чрезвычайном» значении Пушкина для развития нашего национального самосознания.
Гудят машины, спешат по своим делам люди. Но всегда у подножия монумента живые цветы. Даже зимой. Скромная наша дань вечно живому слову Пушкина.

mirxenia.com

Опекушин — это… Что такое Опекушин?

  • Опекушин — Опекушин, Александр Михайлович Александр Михайлович Опекушин Дата рождения: 16 (28) ноября 1838( …   Википедия

  • Опекушин — Эту фамилию прославил русский скульптор, выходец из бедной крестьянской семьи автор памятника Пушкину в Москве. Опекуша лепешка; отсюда, вероятно, и полный, пышнотелый человек. (Ф) Опекишь лепешка из посребышей во владимирских говорах; всякий… …   Русские фамилии

  • ОПЕКУШИН — Александр Михайлович (1838 1923), российский скульптор. Памятник А.С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др …   Современная энциклопедия

  • ОПЕКУШИН — Александр Михайлович (1838 1923), скульптор. Участвовал в создании памятников Тысячелетие России в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Санкт Петербурге (открыт в 1873) по проектам М. О. Микешина. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880),… …   Русская история

  • Опекушин — (Александр Михайлович) скульптор, род. в 1840 г.,образование получил под руководством проф. Д. Иенсена, после чегозанимался в Имп. акд. худ., которая, в 1864 г., присудила ему званиенеклассного художника за скульптурные эскизы Велизарий и Амур… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Опекушин —         Александр Михайлович [16(28).11.1838, деревня Свечкино, ныне Ярославской области, 4.3.1923, село Рыбница, ныне Ярославской области], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в… …   Большая советская энциклопедия

  • Опекушин, К. М. — изд. описан. села Рыбницы (Ярославль, 1898). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Опекушин — (Александр Михайлович) скульптор, род. в 1840 г., образование получил под руководством проф. Д. Иенсена, после чего занимался в Имп. акд. худ., которая, в 1864 г., присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы Велизарий и Амур …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Опекушин А. М. — ОПЕКУ́ШИН Александр Михайлович (1838–1923), скульптор. Участвовал в создании пам. Тысячелетие России в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в С. Петербурге (открыт в 1873) по проектам М.О. Микешина. Пам. А.С. Пушкину в Москве (1880),… …   Биографический словарь

  • Опекушин Александр Михайлович — Опекушин, Александр Михайлович скульптор, родился в 1840 г., сын крестьянина. Образование получил под руководством профессора Д.И. Иенсена, после чего занимался в Императорской Академии Художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание… …   Биографический словарь

  • dic.academic.ru

    ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ — российский скульптор, академик (1872), действительный член (1895) и член Совета петербургской Академии Художеств.

    Ро­дил­ся в кре­по­ст­ной се­мье. Пер­во­на­чаль­но учил­ся у сво­его от­ца, леп­щи­ка Ми­хаи­ла Ев­до­ки­мо­ви­ча Опе­ку­ши­на. С 1850 года жил в Санкт-Пе­тер­бур­ге, в начале 1850-х годов ра­бо­тал в ар­те­ли леп­щи­ков и шту­ка­ту­ров, од­но­вре­мен­но по­се­щал Ри­со­валь­ную шко­лу ОПХ (1850-1852 годы), за­тем ра­бо­тал в скульп­тур­ной мас­тер­ской Д.И. Иен­се­на (до 1864 года). В 1859 году ос­во­бо­ж­дён от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти; учил­ся в пе­тербургской АХ у Иен­се­на (в 1870 году по­лу­чил зва­ние класс­но­го ху­дож­ни­ка 1-й сте­пе­ни). Уча­ст­во­вал в соз­да­нии (по про­ек­там М.О. Ми­ке­ши­на) па­мят­ни­ков «Тыся­че­ле­тие Рос­сии» в Нов­го­ро­де (от­крыт в 1862 году; Опекушин ис­пол­нил, в ча­ст­но­сти, фи­гу­ру императора Пет­ра I), адмиралу А.С. Грей­гу в Ни­ко­лае­ве и императрице Ека­те­ри­не II в Санкт-Пе­тер­бур­ге (оба от­крыты в 1873 году).

    В 1875 году Опекушин по­бе­дил в кон­кур­се на про­ект па­мят­ни­ка А.С. Пуш­ки­ну для Мо­ск­вы, пред­ста­вив несколько ва­ри­ан­тов. Па­мят­ник был тор­же­ст­вен­но от­крыт на Твер­ском буль­ва­ре во вре­мя Пуш­кин­ско­го празд­ни­ка в 1880 году (в 1950 году пе­ре­не­сён на пло­щадь, но­ся­щую имя по­эта) и стал наи­бо­лее зна­чительным про­из­ве­де­ни­ем скульп­то­ра. Он со­че­та­ет бла­го­род­ную воз­вы­шен­ность и глу­би­ну об­раза с ли­рической про­ник­но­вен­но­стью, про­сто­той по­зы и ла­ко­низ­мом фор­мы и ор­га­нич­но впи­сы­ва­ется в городское про­стран­ст­во. Соз­дал так­же па­мят­ни­ки Пуш­ки­ну в Санкт-Пе­тер­бур­ге (от­крыт в 1884 году) и в Ки­ши­нё­ве (от­крыт в 1885 году), К.М. Бэ­ру в Тар­ту (от­крыт в 1886 году), М.Ю. Лер­мон­то­ву в Пя­ти­гор­ске (от­крыт в 1889 году; все — брон­за, гра­нит), Н.Н. Му­равь­ё­ву-Амур­ско­му в Ха­ба­ров­ске (от­крыт в 1891 году, раз­ру­шен в 1920-е годы, вос­соз­дан в 1992 году), П.А. Вя­зем­ско­му, В.А. Жу­ков­ско­му, Пуш­ки­ну в пар­ке име­ния Вя­зем­ских Ос­тафь­е­во (1913). По­сле 1917 года бы­ли унич­то­же­ны все ис­пол­нен­ные Опекушиным па­мят­ни­ки императору Алек­сан­д­ру II в различных го­ро­дах Российской им­пе­рии [в Ас­т­ра­ха­ни (1884), Пско­ве (1886), Вла­ди­ми­ре (1913), Ры­бин­ске (1914; ны­не вос­соз­да­ёт­ся) и других; мо­ну­мен­ты «Ца­рю- ос­во­бо­ди­те­лю» в Чен­сто­хо­ве в Цар­ст­ве Поль­ском (1889) и в Мо­с­ков­ском Крем­ле (1898; все — брон­за, гра­нит)] и императору Алек­сан­д­ру III у хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве (брон­за, гра­нит, 1912). Соз­да­вал так­же порт­ре­ты [же­ны, Е.И. Опе­ку­ши­ной, ба­рель­еф (ме­талл, 1860-е годы, ГРМ), императора Пет­ра I, ста­ту­эт­ка (брон­за, 1872, ГТГ, ГРМ) и другие], вы­пол­нил пар­ные скульп­тур­ные ком­по­зиции «Вол­га» и «Нефть» для Все­российской промышленной вы­став­ки в Мо­ск­ве (1882, совместно с М.О. Ми­ке­ши­ным и архитектором Д.Н. Чи­чаго­вым), ряд над­гро­бий (А.П. Во­лын­ско­го и других). С 1920 года жил в ни­щен­ских ус­ло­ви­ях в Яро­слав­ской гу­бер­нии.

    w.histrf.ru

    Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *